Объезд препятствия или грандиозная афера гибдд. Объезжаем препятствия на дорогах по правилам правильно

Выезд на встречную полосу далеко не всегда означает прощание с водительским удостоверением. Есть такое понятие, как объезд препятствия, которое наказывается лишь штрафом. Просто объезжать его нужно правильно, и мы расскажем как.

Для справки. Наказания за выезд на полосу встречного движения регламентируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Пожалуй, их стоит процитировать:

12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

12.15 Часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Но тут стоит определить, что такое препятствие. Снова обратимся к законодательству, а именно к пункту 1.2 Правил дорожного движения:

«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Таким образом, автобус, высаживающий пассажиров, автомобильная пробка, небольшая неровность или выбоина на дороге, лужа, осколки стекла и даже ползающий пьяный пешеход препятствием никоим образом не являются!

Препятствиями могут быть:

  • ограждения в связи с дорожными работами;
  • провал или яма на дороге;
  • машина с выставленным аварийным знаком;
  • упавшее дерево и тому подобное;
  • прочие предметы, которые не позволяют проехать.

Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.


Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется «развод». Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.

Ваши действия?

Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.

Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.

И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где «играл в прятки» инспектор.


Если инспектор все же составил протокол, то в графе объяснения лица пишем:

«По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения». (При наличии таковой.)

И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.

Наказание за объезд препятствия

Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по «встречке». Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина «Объезд».

Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.

И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:

  • п.9.2 ПДД. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…»;
  • п.15.3. Движение через ж/п: «Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Дорожная обстановка склонна ежесекундно меняться. Возникают такие ситуации, в которых водителю необходимо принять быстрое и единственно верное решение. Одной из таких ситуаций является внезапно возникшее препятствие на дороге, преграждающее дальнейшее движение. Каким образом его объехать, при этом не помешав другим участникам движения и не нарушить существующие правила?

При неправильных действиях водитель может попасть в затруднительную ситуацию при общении с инспектором ГИБДД, а наказанием за это будет штраф либо . Что полезно знать и как правильно выполнять манёвр объезда препятствия разберёмся в данной статье.

Что в ПДД считается препятствием, отличие объезда от обгона

«Препятствием» называется статичный объект, находящийся на проезжей части, предназначенной для движения автомобильного транспорта, который препятствует продолжению движения по полосе дороги.

  • сломанный автомобиль с выставленным знаком аварийной остановки;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • ремонтные работы;
  • различные посторонние предметы, мешающие проезду.

Нарушение целостности дорожного полотна в виде больших ям, провалов или размытых участков дороги также будет считаться препятствием.

Препятствием не является:

  • затор на перекрестке;
  • автомобильная пробка;
  • лужа или выбоина;
  • транспортное средство, припаркованное на полосе дороги по правилам.

Отличие объезда от обгона

Объезд и обгон – это два схожих термина. Они означают совершение манёвра с целью преодоления возникшего препятствия, затрудняющего движение ТС по полосе.

Конкретного определения, что такое объезд препятствия в ПДД, не существует.

Объездом считается манёвр, который совершается водителем ТС из-за невозможности дальнейшего движения по полосе следования транспортного средства. То есть, если движение по вашей полосе осуществляется с небольшой скоростью, (к примеру тихоходное ТС), тогда такой манёвр будет считаться обгоном.

При объезде преодолевается статичное препятствие, например яма, открытый канализационный люк, припаркованный у края дороги автомобиль.

Объезд выполняется на гораздо меньшей скорости движения, в отличие от обгона. Сложность его состоит в заблаговременном снижении скорости перед возникшим препятствием. Обнаружение препятствия и правильная реакция на его преодоление усложняется в .

Обгоном принято называть действие водителя, при котором совершается выезд на полосу встречного движения, с намерением опережения впереди идущего ТС и дальнейшим возвращением в свою полосу.

Обгон является более сложным маневром. При его совершении необходимо иметь приличный запас пространства для безопасного совершения опережения, не создав при этом помех при движении попутному и встречному транспорту.

Объезд препятствия справа

Обозначается знаком 4.2.1. Этот дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения справа. Объезд слева запрещён.
Объезжать препятствие справа необходимо без заезда на тротуар , в противном случае сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф размером 2 тыс. рублей. Ст. 12.15 КоАП часть 2 “Выезд на тротуар или велосипедную дорожку”.

Объезд препятствия слева

Обозначается знаком 4.2.2. Данный дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения слева. Объезд справа запрещён.

Знаки, обозначающие направление объезда, относятся к категории “Предписывающих знаков”. Оба знака могут быть установлены на обочине дороги или непосредственно перед препятствием на металлический каркас, столб или на специальную тумбу.

Места установки предписывающих знаков объезда препятствия:

  • участки проведения дорожных работ;
  • обозначение островков безопасности;
  • задний борт аварийно-ремонтных автомобилей;
  • начало разделительной полосы.

Если, подъезжая к участку дороги со сплошной линией разметки, водитель видит установленный знак «объезд слева», то выехав на полосу встречного движения, правила он не нарушит.

В данной ситуации нужно руководствоваться действием установленного знака, не обращая внимания на разметку. После преодоления препятствия водитель должен занять прежнюю полосу движения.

За игнорирование знаков 4.2.1 и 4.2.2 (объезжая препятствие в любую другую сторону) предусмотрен штраф.

Зоной действия обоих знаков будет являться непосредственно объект, препятствующий движению либо знак, установленный в конце ремонтного участка дороги 3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Объезд препятствия справа или слева

Обозначается знаком 4.2.3. Этот знак также является предписывающим и предлагает водителю выбрать наиболее удобный способ для объезда препятствия. Он устанавливается на проезжей части во время ремонта и в местах разделения полос.

Выезд на встречную полосу через сплошную при объезде

Объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещается в следующих случаях:

  • если дорога имеет четыре и более полос;
  • если дорога из трёх полос;
  • перед железнодорожным переездом.

В тех случаях, когда нет возможности объехать препятствие, не нарушив ПДД, водитель, согласно действующим правилам, должен остановиться непосредственно перед препятствием и дождаться устранения сложившейся ситуации.

Наиболее безопасным манёвром при объезде препятствия считается объезд справа. Эта мера убережёт водителя от неоправданного выезда на встречную полосу и не создаст лишних помех для движения встречного потока.

Важно помнить, что не всегда дорожные знаки, указывающие направление объезда препятствия, могут быть выставлены вовремя. Особенно трудно различить не обозначенные препятствия в темное время и в тяжелых климатические условиях. Для этого всегда выбирайте правильную скорость движения и необходимую дистанцию в соответствии с дорожной ситуацией.

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Двухполосная дорога, транспортные потоки разделены сплошной линией разметки 1.1. Автобус совершает остановку для высадки и посадки пассажиров на неизвестное время. Автомобиль сзади совершает объезд и пересекает разметку. Разберем эту ситуацию подробно. На примере этого случая подробно рассмотрим определение “Препятствие” и выясним, что остановка в местах, где остановка запрещена не всегда является нарушением Правил дорожного движения .

Сразу отметим, что водитель автомобиля является заложником нарушений других лиц. Либо недопустимая организация дорожного движения, либо водитель автобуса осуществляет посадку или высадку вне остановочного пункта.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Это требование Правил дорожного движения не имеет исключений из чего следует, что данный маневр выполнен с нарушением требований ПДД.

Основной вопрос это правильно квалифицировать нарушение. Конфликт между двумя частями статьи 12.15 КоАП РФ(актуальный текст на декабрь 2014 года – 2015 год):

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев .

Разница в ответственности внушительная, а в случае повторного нарушения с ответственностью по части 4 статьи 12.15 лишение права управления уже будет на один год без возможности оплаты штрафа. Задача поставлена – определить является ли автобус в такой ситуации препятствием или нет.

Является ли автобус на остановке препятствием?

Препятствие имеет определение в Правилах дорожного движения:

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

  • Может ли автомобиль продолжить движение по полосе? – нет.
  • Остановился ли автобус в соответствии с требованиями Правил? – нет.

Если первое утверждение не вызывает сомнений, то второе следует пояснить. Часто фразу “в соответствии с требованиями Правил” трактуют как “без нарушения Правил” и ввиду нарушения водителем автобуса п.12.4 который запрещает остановку, если до сплошной линии разметки менее 3 метров не применяют второй абзац из определения “Препятствие”. Почему такая трактовка неверная?

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В тексте Правил в принципе не могут рассматриваться случаи, подразумевающие нарушение этих Правил. То есть фраза “остановившееся на этой полосе движения” в дописке “в соответствии с требованиями Правил” не нуждается, это исходит из п.1.3. Что же означает эта дописка в определении “Препятствие” и какой в ней смысл?

Остановка и остановка

“Остановившееся” транспортное средство и совершившее “Остановку” или “Стоянку” это разные понятия.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. “Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Транспортное средство остановившееся в заторе, не совершает остановку и не является препятствием. Аналогично не являются препятствием, не совершают остановку и транспортные средства, остановившиеся в соответствии с требованиями Правил, а именно :

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Если вас инспектор остановил в месте, где остановка запрещена он не сможет наказать за нарушение правил остановки, потому что это не преднамеренное прекращение движения, а остановка в соответствии с требованиями Правил

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

Например, представьте, светофор установлен в зоне действия знака “Остановка запрещена”, а вы остановились в этой зоне, далее первого ряда, ближе 3 метров от сплошной линии разметки и ближе 5 метров перед пешеходным переходом.


11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться , чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться .

Как видно “Остановка в соответствии с требованиями Правил” не является “Остановкой” по определению. “Вынужденная остановка” также не является “Остановкой” по определению, лишь с той разницей, что имеет отдельный термин.

Итак, сколько бывает случаев прекращения движения, описанных в Правилах?

Прекращение движения:

  • при совершении остановки – преднамеренное прекращение движения по определению;
  • при совершении стоянки – преднамеренное прекращение движения на длительное время по определению;
  • при совершении вынужденной остановки – вынужденное прекращение движения по определению;
  • в заторе;
  • в соответствии с требованиями Правил.

Препятствие или нет?

Возвращаясь к определению “Препятствие” – не является препятствием только два из пяти случаев прекращения движения – в заторе и в соответствии с требованиями Правил.

Остановка, вынужденная остановка и стоянка, на полосе движения не позволяющие продолжить движение по ней – являются препятствием.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Неоднозначные дорожные ситуации — это не редкость, о чём знает каждый водитель. Один из наиболее актуальных моментов такого рода — объезд препятствия через сплошную. Нередко в подобных ситуациях приходится выезжать на встречную полосу движения. Но допустимо ли подобное нарушение актуальных ПДД? Говорят, можно получить серьёзный штраф за пересечение разметки в виде сплошных линий.

Каждому, кто берётся за управление авто, необходимо знать, как правильно действовать при таком стечении обстоятельств.

Понятие объезда

В соответствии с действующими правилами, под объездом принято понимать совершение определённого манёвра , требующего покинуть полосу движения транспортным средством по причине наличия на ней некого препятствия.

Причём препятствие трактуется как некий объект, который находится непосредственно на проезжей части, сохраняя неподвижное положение, если он исключает возможность движения по определённой полосе дороги. Понятие объезда препятствия через сплошную оговаривают именно как неподвижный, а не движущийся предмет. Об этом обязательно стоит помнить.

Препятствиями считается:

  • неисправное либо повреждённое в силу тех или иных причин ТС ;
  • любое ДТП, затрудняющие движение;
  • любые посторонние предметы;
  • дефекты дорожного полотна.

То есть, если на дороге с соблюдением всех требований действующих ПДД остановится транспорт, его нельзя классифицировать как препятствие.

Сложность проблемы

Как уже отмечалось выше, препятствием считается все то, что неподвижно располагается на проезжей части и исключает проезд по данному участку автомобилей. Актуальные правила предписывают объезжать его только справа либо, если есть другая свободная полоса, — по ней. Выполнить объезд препятствия через сплошную на четырехполосных дорогах обычно несложно .

Но как правильно действовать, если на проезжей части имеется всего 2 полосы для движения, а справа ехать не представляется возможным? В таких ситуациях нужно чётко знать, разрешён ли объезд препятствия через сплошную линию разметки.

Действующие правила указывают, что движение при объезде по полосе для встречных машин трактуется как серьёзное нарушение. За него может быть выписан штраф в размере 1500- 2000 тыс. рублей. Возможно лишение водителя прав на 4- 6 месяцев. Аналогично наказывается штрафами любая попытка объезда по тротуару , обочине.

Некоторое время назад ввиду множества спорных ситуаций по данному вопросу руководство ГИБДД дало разъяснения к правилам дорожного движения относительно объездов через сплошную - наказаний за это быть не должно. Но на практике они применяются не всегда.

За что могут выписать штраф?

Важно понимать, какие именно действия со стороны автовладельцев могут составить административное правонарушение, если выполняется объезд препятствия, в том числе через сплошную.

Так, при движении по дороге и появлении на пути препятствия для его объезда водитель может выехать на обочину или на встречную полосу . В любом случае при выполнении объезда некоего препятствия через сплошную линию разметки, имеющую обозначение 1.1, равно как и 1.3, формируется реальное нарушение.

Это касается всех типов препятствий, в том числе:

  • ДТП с участием нескольких авто;
  • любого крупного предмета, исключающего попутный объезд;
  • ограждения, выставленного дорожными рабочими;
  • поломки иного ТС, спровоцировавшего его вынужденную остановку на проезжей части.

Однозначно не считается за препятствие затор, разбитое стекло, картонная коробка, пробка, лужа, мусорный мешок и даже пешеход. Если в таком случае совершить объезд препятствия через сплошную линию разметки, это может повлечь лишение ВУ по решению суда на основании ст. 12.15 КоАП по ч.4.

Выполнение объезда подвижного препятствия

Ещё один непростой момент на дороге - это объезд объектов подвижных, которые нельзя классифицировать как препятствие, как его трактуют ПДД. Даже если стоящее транспортное средство, у которого включена аварийная сигнализация, при его объезде начнёт движение, то объезжающий автоматически трансформируется в нарушителя установленных правил поведения на дороге. В таком случае объезд препятствия через сплошную линию трансформируется в обгон, выполненный по встречной полосе.

Другая спорная ситуация может сложиться с участием пассажирского транспорта. Так, если любой его представитель совершит остановку, чтобы высадить пассажиров, его нельзя назвать препятствием. В таких случаях объезд препятствия через сплошную недопустим . предписывают дожидаться окончания остановки маршрутного транспортного средства.

Варианты фиксации выезда на встречную полосу

Такое нарушение, как объезд препятствия через сплошную с выездом на встречную полосу, если это трактуется как нарушение, может быть зафиксировано как посредством современных комплексов, осуществляющих автоматическую видеофиксацию, так и специальной камерой сотрудников Госавтоинспекции. Если с ГАИ можно обсудить сложившуюся ситуацию и привести доводы в свою защиту, то с оборудованием это попросту невозможно. По результатам работы технического устройства водителю оформляется соответствующее постановление, сопровождающееся квитанцией для оплаты штрафа по выезду на полосу встречного движения.

Если же объезд препятствия через сплошную зафиксировали сотрудники Госавтоинспекции, вполне возможен конструктивный диалог, допускается выражать свои возражения, несогласия с нарушением в спокойной форме. Необходимо обязательно упомянуть вынужденный характер своего манёвра и отсутствие конкретного умысла. Допустимо сослаться на бездействие самих сотрудников, которые не принимают мер по решению проблемы с появившимся на дороге препятствием. Основанием для подобных претензий может выступить приказ МВД № 185, пункт 49.

В наиболее сложных случаях, когда водитель уверен в своей правоте и действительно не совершал правонарушения, которое ему приписывает сотрудник, можно подать жалобу на его действия в прокуратуру либо службу собственной безопасности. Но для столь серьёзного шага у водителя действительно должны иметься веские на то основания.

Современная судебная практика такова, что в большинстве случаев водители получают штрафы за объезд препятствия через сплошную, так как правила трактуют ситуацию двояко.

Выполнение объезда препятствия по встречной полосе

Не всегда получается произвести объезд препятствия через сплошную не на встречке . Но действующие законодательные пункты 9.2, 15.3 запрещают перемещение на полосы, рассчитанные на движение встречных авто в рамках объезда препятствий. То есть категорически запрещаются следующие манёвры :

  • при движении по дорогам, имеющим не менее четырёх полноценных полос, перемещаться на полосы, выделенные под движение встречных авто во время объездов препятствий;
  • при движении в непосредственной близости от перемещаться в полосу, предназначенную для встречных авто в рамках объездов любого рода, независимо от того, сколько полос предусмотрено на дороге.

Если же на двухполосной дороге разметка не нанесена либо явно видна прерывистая линия, обозначенная 1.5, запрещается выполнение объезда по встречной полосе. Это обусловлено отсутствием условий, которые создают факт запрета на подобные манёвры в принципе .

Особенности объезда препятствия в виде аварии по встречной полосе

Многие водители намереваются выполнять объезды препятствия даже через двойные сплошные, если попутные полосы перекрыты участниками дорожной аварии. Но такой манёвр карается серьёзным штрафом, не исключено лишение водительского удостоверения, что производится уже в судебном порядке.

Вне зависимости от причины, выезд на встречную полосу , если дорога разделена одной либо двумя сплошными линиями, повлечёт за собой наказание. Обычно объезд препятствия через двойную сплошную карается ещё строже, чем нарушение одной сплошной!

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке , но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение. В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных , которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку . То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это - неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

Особенности маневрирования по знакам

Изредка на дороге могут встретиться препятствия, которые уже обозначены соответствующими знаками. В таких случаях необходимо следовать их указаниям. Водитель должен чётко их трактовать.

Установка знака, обозначающего наличие препятствия, осуществляется в случаях:

  1. Остановки специальных машин коммунальных служб, которые планово или экстренно работают в конкретной области дороги. Тогда непременно определённый участок огораживается, устанавливаются знаки, указывающие на объезд.
  2. ДТП, которое на длительный период времени полностью перекрывает полосу движения на дороге.
  3. Проведение ремонтных дорожных работ.

В каждом из перечисленных случаев нужное направление для объезда укажет установленный знак. Оно может быть разным в зависимости от ситуации. Даже если такой знак покажет путь, предполагающий движение через запрещающую разметку, нарушением это не будет, когда соблюдены его требования. То же касается установки временных знаков, регулирующих дорожное движение.

Предусмотренные штрафы

Размер штрафов за все нарушения периодически пересматривается. По информации на конец 2017-го, «стоимость» манёвра , связанного так или иначе с пересечением сплошных, составит 1000- 2000 рублей.

Возможно и которое карается штрафом в 1500 рублей. За движение по дорожкам для пешеходов либо велосипедистов предусматривается штраф в 2 тыс. рублей.

Важно понимать, что по мере возможности необходимо дождаться, пока препятствие будет устранено, чтобы не нарваться на санкции. В редких случаях, возможно, некоторый участок пути придется проехать задом, чтобы совершить разворот, но только если на это нет запретов. В противном случае и это наказывается штрафами.

Когда разрешается объехать препятствие?

Актуальные на сегодняшний день ПДД во многих случаях не запрещают выполнение такого манёвра , как объезд препятствия на полосе движения. Сделать это можно, выехав на:

  • находящуюся рядом полосу для попутных авто, только когда она отделяется строго прерывистыми линиями;
  • центральную полосу для движения по дороге (если есть три и более полос), если это не требует нарушать нанесённую на участке разметку и действие не разворачивается поблизости от железнодорожного переезда;
  • встречку , если двухполосная дорога не разделена сплошной линией и действие не разворачивается поблизости от ж/д переезда.

Как правильно объехать реальное препятствие на проезжей части?

Каждому водителю рано или поздно приходится сталкиваться с появлением препятствий на пути. Во многих случаях они провоцируют выполнение манёвра через сплошную. Так или иначе, важно помнить о простых правилах совершения объезда, следование которым позволит не допустить санкций в отношении водителя.

Основные правила таковы:

  1. В первую очередь важно оценить ситуацию и чётко выявить причину препятствия - вполне возможно, что автобус просто остановился для высадки пассажиров или образовался дорожный затор.
  2. Далее, необходимо искать пути объезда с правой стороны, если присутствует соответствующее место, не допуская наезда на область тротуара.
  3. Если серьёзная проблема налицо, о ней требуется сообщить сотрудникам ГИБДД, желательно дождаться сотрудника, чтобы он нашёл решение ситуации, хотя на практике такой вариант представить сложно.
  4. Если водитель принимает решение о пересечении сплошной, необходимо как минимум зафиксировать дорожную ситуацию посредством камеры в мобильном телефоне либо с применением видеорегистратора - это выступит доказательством в случае разбирательств, но и это не будет гарантией безнаказанности для водителя.