По нецелевому назначению. Всё об использовании земель не по целевому назначению

Многие собственники земли считают, что они могут использовать ее как им вздумается. Однако законодательством России установлена строгая категоризация земель, на основании которой каждая земля имеет свое целевое назначение. Использование земли не по ее целевому назначению без согласования с администрацией запрещено законом. За нарушение данного законодательства предусматривается административная ответственность в виде штрафа.

Законодательными нормативными актами РФ строго определена ответственность владельцев земли за нецелевое их использование. При этом отвечают не только владельцы, но и те, кто получил право пользования участком.

Основные виды ответственности:

  1. Административный штраф, размер которого напрямую зависит от кадастровой стоимости участка.
  2. Расторжение договора аренды без возможности повторного его заключения.
  3. Изъятие участка из собственности.

Это все возможные виды ответственности, которые применяются к нарушителям закона. При этом изъятие участка происходит только при самых серьезных нарушениях, которые повторяются регулярно, а административные штрафы не оказывают должного влияния на владельца.

Основными нарушениями, которые могут повлечь изъятие участка из частной собственности, являются:

  • неиспользование земли в течение 3 и более лет, при ее фактическом запущении;
  • умышленное игнорирование обязанности восстановить совершенные нарушения по использованию и охране земли;
  • использование по нецелевому направлению, несмотря на выписанные предписания;
  • некачественное использование сельскохозяйственных угодий, приводящее к снижению плодородия или ухудшению экологии на данной территории.

Однако такая мера применяется в самом крайнем случае. Если собственник земли сдает ее в аренду, то он может разорвать договор и найти нового арендатора, который будет соблюдать законодательство. При этом в роли собственника может выступать муниципалитет и федеральные органы.

Размер штрафа

Величина данной административной меры наказания зависит от нескольких факторов:

  • кто является нарушителем;
  • размера кадастровой стоимости участка;
  • от категории земли — для сельскохозяйственных земель устанавливаются дополнительные меры ответственности.

В зависимости от того, кто является нарушителем, существует 2 основных категории: физические и юридические лица. По общему правилу для организаций административная ответственность всегда в разы выше, чем для частных лиц.

Кроме этого, у каждой компании есть ответственное должностное лицо, которое обязано контролировать соблюдение законодательства. Поэтому такому лицу также выписывается административный штраф.

Так, если кадастровая стоимость участка не определена, то будут выписаны следующие суммы:

  • для обычных людей от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для служащих от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для самой организации от 100 до 200 тысяч рублей.

Аналогичным образом происходит расчет, когда известна кадастровая стоимость объекта. Размер варьируется в указанных выше пределах, но рассчитывается как 1% от стоимости земли для граждан, 1,5% для служащих лиц и 2% для организаций.

Ответственность при использовании сельскохозяйственных угодий устанавливается отдельным законом. Если на этих территориях не производится никакая соответствующая деятельность, то штрафы будут следующие:

  • для обычных граждан не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц не менее 50 тысяч рублей;
  • для компаний не менее 200 тысяч рублей.

Кроме этого, если сельскохозяйственный участок используется по другому назначению, то предусмотрены аналогичные размеры штрафов, как в случае с полным его неиспользованием. Таким образом, законодательство стимулирует граждан активно использовать имеющиеся в их владении территории, но только строго по их назначению.

Если владельцу было выписано предписание по восстановлению земли в первоначальный плодородный вид, за игнорирование данного требования также предусмотрена административная ответственность:

Из данных суммы видно, что это наиболее высокая ответственность для каждой категории землевладельцев. Поэтому вместо того, чтобы платить данные средства в виде штрафа, лучше всего использовать их на восстановление плодородности земли.

Категоризация

Все земли России распределены строго по определенной категоризации, которая установлена законодательством страны. Согласно ей, в РФ есть 7 категорий:

  1. Лесной фонд.
  2. Водные ресурсы.
  3. Населенные пункты и земли, запланированные под их строительство в ближайшие годы.
  4. Сельскохозяйственные участки.
  5. Территории, находящиеся в запасе.
  6. Специальные земли, на которых располагаются важные промышленные объекты.
  7. Особо охраняемые территории, которые считаются историческими, архитектурными памятниками, а также природными важными ресурсами.

На основании данной категоризации все территории получили определенные виды разрешенного использования. Юридический статус каждого участка определяется на основании его категории. И его статус обязательно указывается в кадастровом паспорте и заносится в единую базу, где зарегистрированы все земли России.

Категория надела также указывается в правоустанавливающих документах и выписке из ЕГРН. Поэтому узнать фактическую категорию земли можно в основных документах. При их отсутствии нужно запросить данную информацию в любом отделении Росреестра и получить обязательную документацию на участок.

На основании установленного законодательством назначения все землевладельцы должны придерживаться основной специфики этого участка.

Установление нарушения

Любая земля контролируется надзорными органами. К ним может относиться специальный комитет либо иной государственный орган. Любое нарушение должно быть доказано и подтверждено документально. Зачастую установление факта правонарушения определяется в судебном процессе, так как мало кто добровольно признает свою вину.

Факт нарушения можно установить различными способами:

  • на основании заявления соседнего землевладельца;
  • на основании заявления от председателя СНТ;
  • при поступлении информации от сотрудников налоговой инспекции или из прокуратуры;
  • в процессе плановой или внеплановой проверки на соответствие использования надела разрешенному виду деятельности.

При выявлении факта нарушения сотрудниками проверяющего органа составляется акт осмотра. Если нарушитель согласен и подписывает данный акт, далее составляется протокол, и на него накладывается административное наказание.

В случае отказа от подписания составленного протокола данный факт фиксируется, и составляется исковое заявление в суд. В этом случае сотрудники должны зафиксировать нарушения, чтобы доказать свою правоту в суде.

В протоколе обязательно должны быть указаны сведения о назначении земли, ее местоположении и иных важных характеристиках объекта.

Окончательное решение в случае возникновения спорного момента всегда выносится судебным решением. Если факт нарушения установлен, то открывается исполнительное производство с целью взыскания штрафа и упущенной выгоды, также может быть принято решение о полном изъятии участка из собственности.

Если на территории возведено какое-либо строение, даже если оно находится в недостроенном виде, изъятие земли недопустимо. В случае вынесения такого решения владелец имеет 3 дня на подачу обжалования вынесенного решения.

Исходя из предусмотренной ответственности, все землевладельцы обязаны соблюдать целевое назначение своих наделов.

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. Ответственность за него устанавливается в КоАП. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Использование земель: общие сведения

В законодательстве установлены обязанности для субъектов, владеющих наделами, вне зависимости от наличия права собственности. В частности, нормами предусмотрено конкретное назначение участка, отведенного тому или иному лицу. В соответствии с ним должна осуществляться эксплуатация надела. Вместе с этим использование земли не должно причинять ущерб природе. Данное правило установлено ст. 42 ЗК.

Категории

Они установлены п. 1 ст. 7 ФЗ №136. Норма предусматривает 7 категорий:


Нормативная база

При установлении правового режима земли, следует учитывать не только ее целевую категорию, но и разрешенное использование. Оно определяется согласно принципам зонирования. В п. 2 ст. 7 указанного выше закона предусмотрено, что эксплуатация земли в соответствии с ее назначением является правомочной. В федеральном законодательстве уточняется, как именно подразделяются территории, устанавливаются разрешения и приоритеты. Юридический статус каждого надела определяется в зависимости от его категории. П. 2 ст. 8 приведенного выше закона, предусматривает, что принадлежность участка фиксируется в кадастровом паспорте либо другом документе, выданном уполномоченной госструктурой. Категория надела также может указываться в св-ве о праве на собственность либо иной бумаге о регистрации.

Специфика зонирования

В законодательстве регламентируется порядок разделения территории населенных пунктов. Зонирование осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Градостроительном кодексе. При этом муниципальным органам необходимо разработать Правила пользования и застройки. В соответствии с ними, производится зонирование территории конкретного МО. Для каждого сегмента устанавливается свой регламент. В нем содержатся сведения о режиме эксплуатации наделов, правилах его изменения. Перевод земель, на которые действие регламентов не распространяется либо правила в отношении них не устанавливаются, из одной категории в другую производится в соответствии с нормами федерального законодательства. Это положение закрепляется в п. 5 ст. 37 Кодекса.

Ограничения

Законодательство предписывает владельцам наделов эксплуатировать их строго в соответствии с назначением. При этом, как выше было сказано, деятельность субъектов не должна причинять вред природе. Речь идет как в целом об окружающей среде, так и в частности о земельном участке, который используется. Собственникам запрещено по своему усмотрению изменять категорию надела. Такая процедура выполняется в порядке, установленном в положениях законодательства. В результате изменения новый статус фиксируется в соответствующих документах.

Чем грозит нецелевое использование земли?

Ответственность для субъектов установлена в ст. 8.8 КоАП. За нецелевое использование земельного участка, кроме случаев, определенных в ч. 2.1, 2, 3 указанной статьи, предусматривается административный штраф, если известна кадастровая стоимость надела:

  1. Для граждан – 0.5-1 % от цены. При этом минимальная сумма не должна быть меньше 10 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  3. Для организаций – 1.5-2 %, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость не определена, за нецелевое использование земельного участка налагается штраф:

  1. На граждан – 10-20 тыс. руб.
  2. На организацию – 100-200 тыс. руб.
  3. На служащих – 20-50 тыс. руб.

С/х территории

Оборот регулируется ФЗ №101. Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с с/х производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административный штраф:

Дополнительно

Нецелевое использование земельного участка, являющегося с/х территорией, на протяжении года с даты получения на него права собственности признается правонарушением, если:

  1. Надел куплен в результате проведения публичных торгов в соответствии с судебным решением. В данном случае определение должно предусматривать изъятие объекта в связи с его нецелевым использованием либо эксплуатацией с нарушением положений законодательства.
  2. В отношении надела у компетентного органа, осуществляющего государственный надзор, есть сведения о том, что субъект не вел на нем деятельность в течение срока, предусмотренного п. 3 ст. 6 ФЗ №101.

За указанные нарушения предусматривается административный штраф:


Ч. 3 ст. 8.8 КоАП

В этой части установлены санкции для субъектов, которым выделена земля под строительство, ведения садоводческой, огороднической деятельности. Наказание действует в случаях, когда обязанность по эксплуатации таких наделов в течение конкретного срока предусмотрена в федеральном законодательстве. За неиспользование участков устанавливаются административные штрафы, если кадастровая стоимость известна:

  1. Для физлиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  2. Для организаций – 3-5 %, но не менее 400 тыс. руб.
  3. Для служащих – 1.5-2 %, но не меньше 50 тыс. руб.

Если цена не определена, санкции будут следующими:

  1. Для физлиц – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 50-100 тыс. руб.
  3. Для организаций – 400-700 тыс. руб.

Важный момент

В рассматриваемой статье КоАП устанавливается ответственность и за неисполнение либо ненадлежащее (несвоевременное) выполнение обязанностей, касающихся приведения земли в состояние, пригодное к использованию в соответствии с установленной категорией. При выявлении указанных нарушений, норма предусматривает административные взыскания:

  1. Для граждан – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 100-200 тыс. руб.
  3. Для организаций – 200-400 тыс. руб.

Следует сказать, что указанные обязанности установлены и в иных нормативных актах. В частности, они зафиксированы в экологическом законодательстве. В нормах определены конкретные мероприятия, направленные на сохранение и улучшение качества земель.

Специфика рассмотрения дел

Зачастую, когда в качестве исходного источника возникшей проблемы уполномоченный органы принимают нецелевое использование надела, судебная практика становится весьма запутанной. Это обуславливается тем, что в процессе осуществления той или иной деятельности требуется обоснование того факта, что субъект, к примеру, собственник, эксплуатировал выделенную территорию не для удовлетворения индивидуальных потребностей, а для извлечения экономической выгоды.

Допустим, гражданин, который является индивидуальным предпринимателем, на наделе, находящемся у него на праве собственности, осуществлял ремонт транспортного средства. Надзорная инстанция вполне может предъявить ему обвинение в нецелевом использовании выделенной ему территории. Противоречие появится в том случае, если автомобиль указанный субъект ремонтировал для личных нужд на наделе, предназначенном для ИЖС, но не как предприниматель для получения экономической выгоды. В этой связи судам предписывается рассматривать каждый случай предъявления обвинений отдельно.

Заключение

Владение и пользование земельными участками закреплено на законодательном уровне. Действующими нормами введена специальная классификация территорий на категории. Это сделано для наиболее рационального использования земель. Субъекты, пользующиеся правами, имеют и соответствующие обязанности. В первую очередь они заключаются в целевом использовании выделенных им территорий. Кроме этого, в обязанности владельцев входит обеспечение и поддержание надлежащего состояния наделов. Нарушения установленных предписаний влечет денежные взыскания.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юрлица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение госконтроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за границами населенного пункта, которые предназначены (и предоставлены) для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют земли, занятые:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
  • лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от негативных природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, сооружениями, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Из статьи 78 Земельного кодекса РФ следует, что такие земли можно использовать для ведения сельского хозяйства, создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Кто проверяет целевое использование земель

Проверку целевого использования земель осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления или органы исполнительной власти.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, государственный земельный надзор, то есть деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, земельным законодательством. Это следует из статьи 71 Земельного кодекса РФ, пунктов 5.1.14, 5.24 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

Таким образом, территориальные органы Росреестра могут проверять целевое использование земельных участков.

Перед началом выездной проверки госинспекторы по охране и использованию земель из органа Росреестра должны предъявить организации свои служебные удостоверения. Кроме того, юридическое лицо должно быть ознакомлено с постановлением о начале проверки, а также полномочиями проверяющих лиц. Заверенная копия распоряжения о проведении проверки вручается представителю организации (п. 1.4, 1.5, 3.27, 3.31 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № 318).

В ходе выездной проверки проверяющие производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (или же нарушение) земельного законодательства. В рамках документарной проверки изучаются, в частности, субаренды, подряда.

Какие установлены штрафы за нецелевое использование земли

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. Оно устанавливается применительно к той или иной категории участка в соответствии со свидетельством о праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Использование земельного участка не по целевому назначению подразумевает, что землепользование осуществляется не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием). Штрафы за нецелевое использование земли предусмотрены в статье 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так с должностного лица могут взыскать штраф в размере от 0,5-1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 руб. А с организации - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 200 000 руб. (ранее - от 80 000 до 100 000 руб.).

Можно ли штрафы за нецелевое использование земли оспорить в суде

Как показывает арбитражная практика, суды соглашаются с взысканием штрафа с сельхозорганизаций, которые используют сельскохозяйственные земли не по целевому назначению. И привлекают нарушителей к по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 29 марта 2011 г. № А12-13851/2010 признал незаконным возведение строений на земельном участке сельхозназначения.

В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2012 г. № А31-2435/2012 суд установил, что арендованный земельный участок общество использовало для осуществления работ по обработке древесины, изготовления срубов. В то время как он относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».

Однако не все так однозначно. Представим себе такую ситуацию. Сельхозпроизводитель построил дорогу, ангары для хранения зерна. Соблюдает ли он требования законодательства? Как правило, суды считают, что такие случаи также подпадают под нарушение законодательства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. № А19-17940/10). В некоторых случаях компаниям удавалось избежать штрафов. Это происходит, если доказать, что земля не является землей сельхозназначения.

В качестве примера можно назвать постановление ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. № А65-9868/2010. Общество в суд представило кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости), где в графе «Категория земель» было указано, что данный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения… Запись о том, что указанный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом паспорте отсутствовала.

Е. Долженко ,
налоговый консультант