Что такое риск при чрезвычайных ситуациях. Основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

В соответствии с п.6 ст.23 Градостроительного кодекса РФ на картах (схемах), содержащихся в документах территориального планирования (генеральных планах) городских округов отображаются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, а также границы зон с особыми условиями использования территорий.

На основании ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Основными факторами риска возникновения чрезвычайных ситуаций являются опасности (как имевшие место, так и прогнозируемые с высокой степенью вероятности), на территории поселения и существенно сказывающиеся на безопасности населения:

Террористические;

Криминальные;

Коммунально-бытового и жилищного характера;

Техногенные;

Природные;

Эпидемиологического характера;

Экологические.

Террористические факторы

К основным факторам террористического характера на территории сельского поселения следует отнести:

Нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);

Взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей похищение людей и захват заложников;

Взрывы и другие террористические акты на транспорте, в том числе на автомобильных дорогах;

Нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

Вывод из строя систем управления силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);

Нарушение психофизического состояния людей путем программированного поведения и деятельности целых групп населения;

Внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;

Проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;

Применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

Отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

Искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

К нарушению на длительный срок нормальной жизни населения;

К созданию атмосферы страха;

К большому количеству жертв.

При террористическом акте объемы разрушения и загрязнения окружающей среды будут зависеть как от характера объекта, так и характера диверсии (взрыв, пожар, отключение электроэнергии и др.).

Криминальные факторы

Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь не только Красноборского сельского поселения, но и Холмского района в целом.

К основным криминальным факторам относятся:

Усиление криминального давления на жизнедеятельность поселения;

Возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;

Переход под контроль криминальных групп банков, экономических, торговых и посреднических центров;

Слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по политическим мотивам.

Реализация указанных угроз может привести:

К появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе;

К возможности перехода реальной власти к преступным авторитетам;

К парализации экономических преобразований;

К обесцениванию демократических завоеваний.

Факторы коммунально-бытового и жилищного характера

Для нормальной жизнедеятельности Красноборского сельского поселения и его населения жизненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бытовое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения населенных пунктов и решение жилищных проблем.

К основным факторам коммунально-бытового и жилищного характера относятся:

Повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источниках энергоснабжения;

Возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников;

Дефицит источников теплоснабжения в отдельных муниципальных образованиях;

Медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энергосберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительстве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требующих специальных технологий утилизации;

Снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей и основного энергетического оборудования;

Снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (бани, прачечные, химчистки и др.);

Возрастающий уровень утечек в сетях водоснабжения, приводящий к вымыванию грунта и образованию провалов;

Старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной постройки и домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры населенного пункта.

Реализация указанных угроз может привести:

К резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях;

К деформированию жизнедеятельности поселения и функционирования экономики;

К дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня инфекционных заболеваний;

К снижению уровня жизнеобеспечения населения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засухой;

Созданию нестабильной социальной обстановки.

Следует отметить, что факторы коммунально-бытового и жилищного характера для Красноборского сельского поселения не являются определяющими в связи с недостаточным развитием инженерных сетей. Так, на территории поселения находятся только три котельных. В случае выхода из строя всех котельных без тепла останутся 1 ФАП, детский сад, школа, Дом культуры. При выходе из строя одной из котельных без тепла могут остаться 10 человек.

Не окажет большого влияния на жизнедеятельность поселения и выход из строя водопроводов, износ которых составляет 60 - 70 процентов. Даже при полном выходе из строя систем водоснабжения отдельных населенных пунктов временно (до устранения ЧС) без воды может остаться не более 250 человек. Устранение аварий, прорывов трубопроводов осуществляется ремонтной бригадой жилищно-коммунального хозяйства.

Техногенные факторы

Большинство чрезвычайных ситуаций носят техногенный характер. ЧС техногенного характера – это аварии на системах жизнеобеспечения поселения, аварии нефте- и газопроводов, складах нефтепродуктов и СУГ, пожары и взрывы на объектах экономики, аварии на транспорте. По категории аварийности большинство аварий относятся к локальным авариям.

Основным следствием этих аварий (технических инцидентов) по признаку отнесения к ЧС является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде.

По данным Паспорта безопасности Красноборского сельского поселения показатель комплексного риска для населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляет10 -8 в год. Показатель приемлемого риска для персонала и населения оценивается той же величиной - 10 -8 в год.

Подробный анализ ситуации в области ГО и ЧС по Красноборскому сельскому поселению представлен в Паспорте безопасности территории Красноборского сельского поселения и расчетно-пояснительной записке к нему. В соответствии с этим документом на территории поселения отсутствуют химически опасные, радиационно-опасные, биологически опасных и пожаро- и взрывоопасные объекты, а также гидротехнические сооружения. Чрезвычайные ситуации и аварии возможны на электро- энергетических системах и системах связи, однако, их влияние на жизнедеятельность поселения будут носить локальный характер и будет незначительным (в Паспорте безопасности даже не анализируются). С учетом протяженности автодорог возможны ЧС на транспорте, но и они будут носить локальный характер. По территории поселения проходит до 160 км автодорог, по которым доставляются ГСМ для АЗС, что тоже представляет опасность возникновения ЧС, вследствие возможной аварии и пролива ГСМ с последующим возгоранием.

К основным причинам, способствующим возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, относятся:

· накопление негативных последствий строительства и эксплуатации оборудования, агрегатов, объектов, приведших к трансформации природно-территориальных комплексов (образование карьеров, насыпи, эрозия, пучение грунтов, подтопление и т. д.);

· механическое разрушение оборудования, резервуаров, трубопроводов, скважин;

· отсутствие современных систем управления опасными процессами;

· неудовлетворительное состояние технических средств и оборудования, которое выработало свой амортизационный срок, физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности и находится в аварийном состоянии;

· отсутствие дублирующих технических систем, альтернативы замены оборудования, агрегатов на предаварийной стадии;

· нарушение сроков и периодичности диагностики, дефектоскопии, обследования и проверки потенциально опасных объектов;

· отсутствие автоматических систем контроля функционирования оборудования, агрегатов, объектов с целью своевременного выявления возможных отказов и разрушений (например, труб);

· нарушение производственной и технологической дисциплины;

· недостаточность квалифицированных кадров.

Аварии являются также следствием ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений от проектов при их реализации, отсутствия опыта работы внештатных экстремальных ситуациях.

Среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера большая доля приходится на пожары на объектах социально бытового назначения, причинами которых в основном являются нарушения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации электрооборудования и неосторожное обращение с огнем.

Таким образом, риск возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, на рассматриваемой территории, достаточно невысок. Вероятность возникновения аварий с тяжелыми последствиями и большим материальным ущербом на объектах поселения является весьма невысокой и не может привести к чрезвычайным ситуациям территориального масштаба.

Природные факторы

Согласно СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий» по оценке сложности природных условий Боровичский район, в том числе, Красноборское сельское поселение относится к категории простых.

Службами ГО и ЧС по Красноборскому проведен анализ возможных последствий ЧС природного характера (таблица 1). Наибольший ущерб могут нанести природные пожары. Заметный ущерб могут нанести и другие метеорологические явления.

Таблица 1.

Виды опасных природных явлений Ин­тен­сив­ность при­род­ного яв­ле­ния Час­тота при­род­ного явле­ния, год -1 Час­тота нас­туп­ле­ния чрез­вычай­ных ситу­аций при воз­ник­нове­нии при­род­ного явле­ния, год -1 Раз­меры зон веро­ят­ной чрез­вы­чай­ной ситу­ации, км 2 Воз­мож­ное коли­чество насе­лен­ных пунк­тов, попа­даю­щих в зону чрез­вы­чай­ной ситу­ации, тыс. чел. Воз­мож­ная чис­лен­ность насе­ле­ния в зоне чрез­вы­чай­ной ситу­ации с нару­ше­нием усло­вий жизне­дея­тель­ности, тыс. чел. Социально-экономические последствия
воз­мож­ное число погиб­ших, чел. воз­мож­ное число по­стра­дав­ших, чел. воз­мож­ный ущерб, руб.
1. Землетрясения, балл 7 - 8 нет
8 – 9 нет
>9 нет
2. Извержения вулканов нет
3. Оползни, м нет
4. Селевые потоки нет
5. Снежные лавины, м нет
6. Ураганы, тайфуны, смерчи, м/с >32 0-1 0-1 0,1 0,1
7. Бури, м/с >32 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
8. Штормы, м/с 15 - 31 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
9. Град, мм 20 - 31 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
10. Цунами, м >5 нет
11. Наводнения, м >5 нет
12. Подтопления, м >5 нет
13. Пожары природные, га До5 До5 0,01 До 800000

Наиболее вероятными опасными природными явлениями, способными вызвать ЧС на территории поселения являются:

Опасные метеорологические процессы и явления, такие как шквалистое усиление ветра, сильный дождь, сильный туман, сильный снегопад, сильный мороз, гололед и т.д.

Опасные природные явления, способные привести к ЧС и периодичность их проявления указаны в таблице 2 (по статистическим данным за 1995-2008 годы).

Таблица 2.

Заметные разрушения начинают наблюдаться при превышении определенного уровня воздействия природных явлений на объекты. Иллюстрацией этого могут быть данные представленные в таблице 3.

Таблица 3.

Характерным примером таких природных явлений были в 2008 году шквальные ветры сопровождающиеся лесоповалами на общей площади 225,3 га по Боровичскому, Демянскому, Крестецкому, Мошенскому, Окуловскому и Маловишерскому районам. Холмский район подвергся воздействию этого явления в меньшей степени, однако, вероятность возникновения таких ЧС существует и для Красноборского сельского поселения.

На территории поселения таких опасных процессов и явлений, как землетрясения, оползни, сели, лавины, наводнения, эрозии почвы, ураганы, смерчи, цунами – не наблюдалось.

Все ЧС природного и техногенного характера наносят или могут нанести ущерб, выражающийся в следующих видах:

Ущерб жизни и здоровью населению;

Экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС;

Экологический ущерб (ущерб природной среде);

Другие виды ущерба, в т.ч. культурным ценностям, моральный ущерб и т.д.

Расчет ущерба производится по соответствующим методикам и по каждому случаю, которые подлежат раздельному учету.

Частичная компенсация ущерба производится за счет чрезвычайного резервного фонда предприятий, организаций и муниципальных образований (поселений, района).

Серьезную опасность для природной среды, экономики и населения Холмского района и Красноборского сельского поселения представляют лесные и торфяные пожары, так как земли лесного фонда составляют 75,5% всей территории поселения. На территории Новгородской области в 2008 году было зафиксировано 86 пожаров на площади в 296 га, что в 1,5 раза больше, нежели в 2007 году. Значительное число лесных пожаров было зафиксировано в области и в 2010 году.

Повышение противопожарной устойчивости лесов включает инженерные мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров и ограничение их распространения в случае возникновения:

· инженерную разведку очага пожара (характер пожара, размеры очага, направление и скорость распространения, населенные пункты, которым угрожает пожар, положение людей в зоне пожара и на пути его распространения);

· устройство заградительных полос и отсечение фронта огня от населенных пунктов и промышленных объектов;

· рассечение очагов пожаров с устройством проездов в зону горения для обеспечения тушения пожара и эвакуации населения;

· устройство проездов к водоемам, оборудование мест для забора воды и другие задачи.

"...Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций: вероятность возникновения неблагоприятных (негативных) последствий воздействия поражающих факторов источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..."

Источник:

"БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 22.0.11-99"

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.05.1999 N 175)

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население и территорию...
  • - вероятность возникновения в течение определенного промежутка времени источника ЧС с фиксированными параметрами поражающего фактора...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - снижение вероятности возникновения природных ЧС путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природоохранных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпи-демиологических и специальных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение индивидуального и социального риска до или ниже предельно допустимого уровня, установленного соответствующим органом исполнительной власти с учетом...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - деятельность органов управления соответствующих уровней власти по планированию и реализации мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - система социально-экономических ограничений деятельности организаций, на определенный срок и объемы предельного социально-экономического ущерба от возможной чрезвычайной ситуации на данной территории...
  • - превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их воздействия на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных масштабов природных чрезвычайных ситуаций на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - снижение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природноохранных, санитарно-гигиенических,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...: социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: совокупность мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ...

    Официальная терминология

"Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

По местоположению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние.
Для фирмы к внешним источникам опасности относятся экономическая конъюнктура, конкуренты, а к внутренним – риски, связанные с принимаемыми решениями, противоречиями в руководстве и др. Внутренним источником риска для жизни и здоровья человека является его организм (болезни). По механизму возникновения различают риски:
связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности (функционирования организаций); обусловленные опасными явлениями (форс-мажор) в природной, техногенной, социальной и деловой среде;
обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам – для организации к ухудшению ее финансового состояния и в результате к банкротству (этот вид рисков изучается в теории антикризисного управления). Тенденции могут быть связаны с внешними факторами, формирующими неблагоприятную конъюнктуру для организации, либо с внутренними, связанными, например, с противоречиями внутри самой организации. Негативные тенденции могут привести к кризисам, в том числе в форме опасных явлений (например, рост социальной напряженности может привести к социальному взрыву); связанные с принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной, например, нестабильностью условий деятельности организации, что приводит к отклонению фактического результата деятельности от ожидаемого (примеры таких рисков – инвестиционный, инновационный). Причины рисков являются результатом развития процессов как вне организации (в природе, техносфере, обществе, экономике, политике), так и внутри нее. Опасные явления повышают возможность кризиса в организации. В свою очередь опасные явления часто являются результатом заблаговременно нераспознанных негативных тенденций. Первые чаще приводят к кратковременным, а вторые – долговременным последствиям, например, к замедлению в развитии некоторой значимой для функционирования социально-экономической системы сферы. По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность (финансовое состояние) организации различают следующие виды риска: пренебрежимый (влияние незначимо; меры защиты принимать не требуется); приемлемый (влияние значимо; принимаются меры контроля и защиты на основе принципов обоснования и оптимизации); чрезмерный (влияние катастрофично; деятельность с указанным уровнем риска не допускается). Применительно к предпринимательской деятельности катастрофический риск – это риск банкротства, связанный с полной потерей предпринимателем собственного капитала. По возможности страхования риски подразделяют на две группы (это важно с точки зрения управления рисками):
страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям; не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке. Возможна классификация рисков и по другим признакам: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый). Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск смерти, риск аварии, риск мошенничества, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий. Различные области деятельности могут формировать свой понятийный аппарат и классификацию рисков. Например, в страховании под риском часто понимают вид опасности, реализация которой приводит к страховому случаю: пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, противоправное действие, авария, несчастный случай и пр. Классификация рисков может осуществляться в соответствии с видами страхования (имущественные, ответственности и др.).

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения чс и их последствий на любом опасном объекте.

Первое направление заключается в разработке организационных и технических мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т.д. объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития чс. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Подготовка объекта, обслуживающего персонала, подразделений гражданской обороны (ГО), военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления . В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспериментальными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.

Общим для обоих путей минимизации риска возникновения ЧС на опасных объектах является правовое обеспечение, механизм которого установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 07.08.2000 г.). Закон определил категорию опасных производственных объектов (ОПО),на которых:

Производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (ОВ);

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы: по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Закон регулирует вопросы эксплуатации ОПО, предупреждения аварий на них и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий. Технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, а в процессе эксплуатации - экспертизе промышленной безопасности .

Специальные требования, касающиеся промышленной безопасности, предусмотрены к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО. Так, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО не допускаются. В процессе выполнения перечисленных видов деятельности организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

При приемке в эксплуатацию ОПО проверяются соответствие этого объекта проектной документации, готовность организации к его эксплуатации и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Перед началом эксплуатации должна быть получена лицензия на эксплуатацию опасного производства.

В целях осуществления надлежащего контроля соблюдения мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для действующих и проектируемых предприятий разрабатывается декларация промышленной безопасности, в которой отражены характер и масштабы опасности объекта, выработанные мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в условиях техногенных ЧС.

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного