Превышение полномочий с применением насилия. Какое наказание назначают за превышение должностных полномочий

Должностные лица наделены определенными обязанностями, выполнение которых не должно нарушать права других людей и организаций. Нередко на практике вышестоящее руководство, пользуясь своим положением, наносит вред третьим лицам. Такие действия являются преступными, и за них предусмотрена ответственность по УК.

Кто относится к должностным лицам?

Должностное лицо – это лицо, выбираемое или назначаемое на должность в государственные и муниципальные органы и выполняющее распорядительные и административные функции.

К представителям власти относятся:

  • Сотрудники правоохранительных органов и иных аналогичных структур. Например, сотрудники ГУВД, прокуратуры, следственного комитета, ФСБ и т.д.
  • Государственные и муниципальные служащие. Например, глава администрации, депутат, сотрудник мэрии и т.д.

К должностным лицам также относятся сотрудники, отвечающие за административно-хозяйственную и материальную деятельность различных учреждений (завхоз, администратор и т.д.). Обязанности могут выполняться на постоянной, временной основе или по поручению.

Превышение должностных полномочий

Обязанности могут быть предусмотрены должностным регламентом, договором и различными инструкциями. Для каждого рода деятельности имеются свои рамки дозволенного поведения и действий. Например, для сотрудника правоохранительных органов предусмотрено ношение табельного оружия. Однако это не означает, что в любой момент он им может воспользоваться. Применение оружия осуществляется в строго предусмотренных случаях:

  • при проведении задержания преступника, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • при предотвращении опасности в отношении группы лиц;
  • в ходе операции с разрешения вышестоящего руководства и т.д.

Поэтому превышение полномочий подробно анализируется специальной комиссией, так как в случае установления состава преступления предусмотрена уголовная ответственность.

Виды и формы

Превышение должностных полномочий выражается в виде:

  • Действия, когда лицо выходит за рамки дозволенного поведения при исполнении возложенных обязанностей.
  • Бездействия, когда лицо воздерживается от выполнения каких-либо обязанностей.
  • Совершение действий, являющихся противоправными и входящими в должностные обязанности иного лица.
  • Принятие решения единолично, когда требуется коллегиальное мнение.
  • Выполнение различных манипуляций в стандартной ситуации, когда их применение допускается только в особых случаях и т.д.

Какая статья УК?

Превышение должностных обязанностей – это уголовно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 286 УК РФ.

Состав преступления

Объективная сторона выражается в совершении действий (бездействий), выходящих за рамки дозволенных полномочий.

Основные формы выражения объективной стороны преступного деяния:

  • Совершение полномочий иного должностного лица или выполнение действий, которые предусмотрены в особых случаях. Например, применение оружия.
  • Принятие решения единолично, когда законом установлен коллегиальный порядок.
  • Совершение манипуляций, затрагивающих честь и достоинство других лиц.

Состав преступления – материальный. Обязательные признаки:

  • Совершение действий сверх предоставленных полномочий, нарушающих права и законные интересы иных лиц.
  • Наступление последствий.
  • Наличие причинно-следственной связи.

Объект преступного деяния – общественные отношения, характеризующиеся нормальным осуществлением государственной и муниципальной службы. Непосредственный объект характеризуется нарушением прав граждан и организацией должностным лицом, превышающим дозволенные полномочия.

Субъект – специальный, то есть к ответственности может быть привлечено лицо, наделенное определенными полномочиями. Соответственно, возраст наступления ответственности будет зависеть от должностного регламента. Так, если определенную должность может занимать лицо, достигшее 21 года, то ранее этого возраста ответственность не может наступить, так как человек не может приступить к обязанностям, а, следовательно, их превысить.

Превышение служебных полномочий характеризуется умышленной формой вины. Умысел делится на прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умыслом лицо осознает характер своих противоправных действий, предвидит опасные последствия и желает их наступления. При косвенном умысле виновный предвидит результат своих действий, но относится к нему безразлично. Мотивы не имеют значения для квалификации преступного деяния.

Квалифицирующие признаки

Квалификация – это уголовная оценка совершенных действий. Квалифицирующие признаки – это обстоятельства, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Относительно ст. 286 УК РФ к таким признакам относятся:

Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью квалифицируется по совокупности соответствующих статей. Применение угроз или насильственных действий характеризуется:

  • истязаниями;
  • ограничением свободы;
  • нанесением побоев;
  • причинением вреда посредством специальных приспособлений;
  • психическим воздействием на потерпевшего.

Использование специальных средств или оружия может выражаться как в физическом воздействии, так и в виде применения угроз. Тяжкие последствия – это как наступление смерти вследствие противоправных действий, так и материальный вред в крупном размере.

В случае причинения вреда здоровью неправомерными действиями, предусмотренными ст. 286 УК РФ, осуществляется квалификация по двум соответствующим статьям (в зависимости от причиненного вреда здоровью).

Ответственность и наказание

Серьезность наказания зависит от наличия квалифицирующих признаков и степени тяжести преступления:

  • При совершении деяния, явно выходящего за рамки дозволенных полномочий, повлекшего нарушение прав иных лиц, поступит наказание в виде:
  • Превышение полномочий лицом, занимающим государственную должность, а также главой муниципалитета наказывается:
    • штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или доходом от 12 месяцев до 2 лет;
    • работами принудительного вида с одновременным (или без такового) лишением права занимать определенную должность сроком до 3 лет;
    • лишением свободы до 7 лет с невозможностью осуществлять определенный вид деятельности до 36 месяцев или без такового.
  • Третьей частью статьи 286 УК РФ предусмотрены особо квалифицированные составы, за которые предусмотрены более серьезные меры, а именно - лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права заниматься определенным делом до 36 месяцев.

Особенности отграничения от смежных составов преступлений

Похожий состав преступления предусмотрен ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Злоупотребление – это исполнение должностных обязанностей вопреки государственной службе. Субъективная сторона характеризуется наличием мотива – корыстного или личного (например, трата средств, вверенных в виду выполняемой деятельности). Превышение – это исполнение полномочий, явно выходящее за пределы должностного регламента. Мотивы в данном случае существенной роли не играют (например, применение оружия при задержании в отношении лица, не оказывающего сопротивление).

Таким образом, за превышение полномочий должностным лицом предусмотрена уголовная ответственность. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий (вреда окружающим или определенному лицу). Наказание зависит от степени тяжести совершенного деяния и наличия квалифицирующих признаков.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного . Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео


1. Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во-втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного).
Совершенные должностным лицом действия могут быть признаны явно выходящими за пределы его полномочий в случае, когда такое превышение было очевидным, бесспорным для самого виновного.
2. Применительно к данному составу преступления под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности, нарушением конституционных прав гражданина, нарушением нормальной работы предприятия, учреждения, организации, которое привело к длительному перерыву либо приостановлению их деятельности и т.п. Вопрос о существенности нарушения указанных прав и интересов решается исходя из конкретных обстоятельств дела.
3. Для установления факта превышения должностных полномочий следует в обязательном порядке выяснять, каким законом либо иным нормативным правовым актом регламентированы полномочия должностного лица и в чем конкретно выразилось их противоправное превышение. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает ответственность по комментируемой статье.
4. Превышение должностных полномочий может иметь место как при осуществлении должностным лицом функций представителя власти, так и при выполнении им организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. В этом заключается отличие рассматриваемого состава преступления от других уголовно наказуемых деяний, также связанных с превышением должностных полномочий (например, принуждение к даче показаний, ответственность за которое предусмотрена ст. 302 УК).
5. Данное преступление совершается только путем действия, причем как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Мотивы превышения должностных полномочий могут быть различными (корысть, карьеризм, зависть, совершение незаконных действий в так называемых "интересах дела" либо в целях создания видимости благополучия и т.п.).
6. Ответственность за квалифицированные виды превышения должностных полномочий предусмотрена ч. 2 и 3 комментируемой статьи. Одним из таких видов является совершение указанных действий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Повышенная ответственность названных лиц за данное преступление предусмотрена как ввиду самого характера их должностного положения и обладания широким кругом полномочий, так и тем, что превышение этих полномочий чревато существенным нарушением охраняемых законом прав и интересов большого числа граждан и организаций.
7. К другому квалифицированному виду превышения должностных полномочий (ч. 3 комментируемой статьи) закон относит деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.
Под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью, ограничение свободы), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы с целью подавления воли потерпевшего.
Согласно ст. 1 Закона об оружии под оружием следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
В соответствии со ст. 14 Закона о милиции в качестве специальных средств могут применяться в предусмотренных законом случаях резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.д.
Под применением оружия или специальных средств, связанным с превышением должностных полномочий, понимается использование их с целью причинения как физического вреда (выстрел на поражение, удар рукояткой пистолета или резиновой палкой и т.д.), так и психического воздействия, когда использование оружия или специальных средств представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина; например, выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близости от потерпевшего, у которого имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.
Если противоправные действия должностного лица сопровождались лишь демонстрацией оружия или специальных средств и не представляли реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное при наличии к тому оснований может быть расценено как превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия (п. "а" ч. 3 комментируемой статьи).
Под причинением тяжких последствий как одним из квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий понимаются действия, приведшие, например, к самоубийству потерпевшего, а также если их результатом явились крупные аварии, длительная дезорганизация работы учреждения, организации, причинение им материального ущерба в крупных размерах и т.п.
8. Если превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 комментируемой статьи и ст. 105 УК.
9. Определенную трудность вызывает квалификация рассматриваемого деяния, если его последствием явилось причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Представляется, что в этом случае правовая оценка содеянного будет зависеть от конкретных обстоятельств совершения преступления. При этом следует учитывать, что ч. 3 комментируемой статьи устанавливает ответственность за причинение любого вреда здоровью потерпевшего, кроме тяжкого, ответственность за причинение которого предусмотрена ч. 3 и 4 ст. 111 УК. В этом случае деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующим пунктом (пунктами) ч. 3 комментируемой статьи и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 УК.
10. В случаях, когда должностное лицо совершает убийство либо причиняет тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно квалифицироваться только по ст. 108 или только по ст. 114 УК.

Любая власть, даже самая незначительная, была и остается основной причиной всевозможных раздоров и нарушений.

Довольно часто встречается превышение полномочий, предусмотренных должностью человека в какой-либо компании или на государственной службе. Данное нарушение является уголовным деянием и наказывается вплоть до лишения свободы с невозможностью занимать в дальнейшем определенные должности в течение нескольких лет.

Виды

Уголовный кодекс России имеет несколько статей, связанных непосредственно с постом, который занимает гражданин:

  • злоупотребление полномочиями;
  • злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица.

Для обывателей, которые столкнулись с этими явлениями или только слышали о них, разницы не существует. Тем не менее, она есть, хотя на первый взгляд и не так заметна.

Простое злоупотребление

У любой организации или структуры имеется начальник, председатель совета директоров или другое руководящее лицо. При квалификации такого преступления в сфере экономики, как злоупотребление полномочиями, учитывается тот факт, что объект, на котором виновный работает, не является государственным.

Предусмотрено, что человек, занимающий руководящую должность и обвиняемый по статье 201, совершает какие-либо действия из корыстных целей, причиняя при этом ущерб не только отдельным гражданам, но и организациями, а также наносит вред своими действиями общественным интересам или государству. Даже если здесь имеет место превышение полномочий, ст. УК РФ 286 не применяется.

Для виновных в таком преступлении Уголовным колесом предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 200 тысяч рублей (как нижняя граница наказания), или лишение свободы до 4 лет (как максимальная мера).

В судебной практике, несмотря на различие в номерах статей и должностях виновных лиц, часто бывает сложно определить, какое именно преступление совершено. Негосударственных лиц это мало касается, но в случае с такими деяниями, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, в квалификации могут возникать трудности.

Преступный умысел со стороны нотариусов и аудиторов

Принято считать, что нотариусу и аудитору можно безоговорочно доверять, поэтому злонамеренные действия данных лиц подлежат уголовному наказанию. За то, что гражданин осуществляет важные процессы проверки обстоятельств или удостоверения документов и при этом не выполняет свою непосредственную миссию, существует наказание от штрафа максимум в 300 тысяч рублей и до лишения свободы максимум на 3 года с запретом занимать данную должность или схожую на срок до трех лет.

Пример злоупотребления полномочиями

Сотрудники ГИБДД и владелец машины составили протокол о якобы произошедшем ДТП. Это было сделано для того, чтобы получить от страховой компании возмещение вреда. Здесь можно говорить о злоупотреблении полномочиями и уголовном преступлении о предоставлении заведомо ложных документов.

Превышение должностных полномочий: пример

Выход лица за рамки своей компетенции наблюдается и в деле о военном медике, который давал ложные заключения о неудовлетворительном состоянии некоторых солдат, впоследствии уволенных по состоянию здоровья из Вооруженных сил России. Данные действия врач производил за определенную плату.

Суд признал, что было превышение полномочий, то есть служащий не имел права, находясь на данной должности, давать подобные справки.

Несмотря на то что гражданский медик не признается кодексом как должностное лицо, в приведенном примере врач выполнял определенную деятельность. В соответствии с примечанием №1 к статье 285, служащие, выполняющие распорядительные или административные функции, в том числе в Вооруженных силах, считаются должностными лицами.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).

  • 15. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста. Развратные действия – 134 и 135
  • 16. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 17. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина – 136.
  • 18. Нарушение правил охраны труда – 143
  • 19. Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав – 146 и 147
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3 статьи 146
  • 20. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий – 150, 151
  • 21. Кража – 158.
  • Часть 3
  • Часть 4
  • 22. Мошенничество – 159.
  • 23. Присвоение и растрата – 160.
  • 24. Грабеж – 161.
  • 25.Разбой – 162
  • 26. Вымогательство – 163.
  • 27. Хищение предметов, имеющих особую ценность – 164
  • 28. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Отличие от мошенничества – 165
  • 29. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) – 166
  • 30.Уничтожение или повреждение имущества – 167 и 168
  • 31.Незаконное предпринимательство – 171
  • Глава 22 Преступления в сфере экономической деятельности.
  • 32. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем – 174
  • Часть 2:
  • Часть 3:
  • 33.Незаконное получение кредита. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности – 176.
  • Часть 2 статьи 176– самостоятельный состав:
  • 35. Контрабанда – 188
  • Часть 1. Предмет– это товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте.
  • Часть 2
  • Часть 3
  • 37.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации – 198, 199
  • Часть 2
  • 38.Коммерческий подкуп – 204
  • 39.Террористический акт – 205
  • 40.Содействие террористической деятельности. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма – 205.1, 205.2
  • Часть 3предусматривает ответственность за пособничество к статье 205 – наказание до 20 лет лишения свободы.
  • 41.Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем – 208
  • 42. Бандитизм – 209
  • 43.Организация преступного сообщества (преступной организации) – 210
  • 44.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава – 211
  • 45. Массовые беспорядки – 212
  • 46. Хулиганство. Вандализм – 213, 214
  • 47. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах. При ведении горных, строительных и иных работ – 216,217
  • 48.Преступления, связанные с незаконным оборотом, изготовлением и хищением оружия, его основных частей. Боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – 222,223,226
  • 49.Пиратство – 227
  • 50.Незаконный оборот, хищение либо вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – 228, 228.1, 228.2, 229
  • 51. Вовлечение или организация занятия проституцией – 240 242
  • 52. Преступные действия, связанные с порнографическим материалами или предметами – 242, 242.1
  • 54. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта – 263
  • 55. Нарушение пдд и эксплуатации транспортных средств
  • 56. Государственная измена. Шпионаж – 275, 276
  • 57. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – 277
  • 58.Насильственный захват или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж – 278, 279
  • 59. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – 281
  • 61. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Организация экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации – 280 и 282.1
  • 62.Посягательства на сохранность государственной тайны – 283 и 284
  • 64.Получение взятки – 290
  • 65.Дача взятки - 291
  • 66. Служебный подлог - 292
  • Часть 3 статьи предусматривает ответственность за совершение побега при особо отягчающихобстоятельствах:
  • 73.Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Применение насилия в отношении представителя власти – 317, 318
  • 74. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества – 321
  • 75. Преступные действия, связанные с официальными документами – 324,
  • Часть 2 ст. 327 содержит один квалифицирующий признак: совершение деяний, указанных в ч. 1 статьи, с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (см. Комментарий к ст. 63).
  • 53. Общая характеристика экологических преступлений (понятие, признаки и виды). Анализ конкретных преступлений, предусмотренных ст. 250, 251, 258
  • Глава 26 ук не дает общего определения понятия экологического преступления.
  • 76. Преступления против мира и безопасности человечества – понятие, признаки и виды
  • Часть 2ст. 359 предусматривает два квалифицирующих признака рассматриваемого преступления:
  • Часть 2 ст. 360 ук в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривает специальную цель нападения - спровоцировать войну или осложнить международные отношения.
  • 60. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
  • 63. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий – 285, 286
  • 63. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий – 285, 286

    Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

    Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МС – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

    Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

    Государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

    Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

    Субъектом большинства преступлений являются должностные лица.

    Закон выделяет две разновидности должностных лиц : 1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    ПП ВС – к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исходя из содержания примечания к ст. 318 УК иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    ПП ВС – представителями власти являются военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

    Вторая группа лиц, признаваемых должностными лицами , характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    Организационно-распорядительные функции – полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа,государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

    Лица, управляющие и распоряжающиеся имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также обладающие полномочиями по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) – должностные лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции (ПП ВС).

    Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака:

    1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы

    2) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

    3) причинную связь между деянием и последствием.

    Закон говорит об использовании должностным лицом своих служебных полномочий, поэтому имеется в виду только такое действие (бездействие) должностного лица, которое вытекает из его полномочий и связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми оно наделено в силу занимаемой должности и которые закреплены в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.

    Интересы службы , вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом. Нарушение субъектом должностных обязанностей по государственной или муниципальной службе либо службе в государственных или муниципальных учреждениях следует считать деянием вопреки интересам службы.

    Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных или общественных интересов - это в значительной степени оценочное понятие. В обвинительных документах органов предварительного следствия и суда такая оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и упущенной выгоды. Существенное нарушение прав и законных интересов организации может быть связано с незаконным вмешательством в ее деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшими крупные убытки для организации, ограничением конкуренции и т.п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыве авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению преступлений и т.п.

    Злоупотребление должностными полномочиями совершается с прямым иликосвенным умыслом . В отношение последствий умысел виновного чаще всего бывает не конкретизированным.

    Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив , определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Злоупотреблением должностными полномочиями изкорыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.

    Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

    При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление <1>. Ссылка на узковедомственные или ложно понимаемые государственные или общественные интересы не может считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.

    Частное лицо не может быть исполнителем (а также соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, однако вполне законным является их привлечение к ответственности за соучастие в этих преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника, а также за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной группы.

    Квалифицированным видом для ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является совершение соответствующих деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290 УК).

    Под лицами, занимающими государственные должности РФ , понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ и др.

    Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ , понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.

    С учетом характера полномочий под понятие "глава органа местного самоуправления" подпадают глава муниципального образования и глава местной администрации.

    Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного злоупотребления должностными полномочиями (ч. 3 ст. 286 УК). При этом необходимо, чтобы имелись все другие объективные и субъективные признаки этого состава преступления (действие или бездействие должностного лица вопреки интересам службы, умысел, корысть или иная личная заинтересованность). Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. К тяжким последствиям, в частности, рекомендуется относить: крупную аварию; причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку; дезорганизацию работы государственного или муниципального органа, а также учреждения; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п.

    Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, - умышленное преступление. Концепция преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) к данному составу неприменима.

    При совершении должностным лицом с использованием своих полномочий общеуголовных деяний, в составах которых (основном либо квалифицированном) не предусмотрена возможность их совершения должностными лицами (например, ст. ст. 148, 153 УК и др.), требуется квалификация по совокупности преступлений.

    Противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, совершенное с корыстной целью должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения с использованием своего служебного положения, полностью охватывается ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по ст. 285 УК не требует.

    Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК, несут ответственность по указанным статьям в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

    Статья 286. Превышение должностных полномочий

    Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

    а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу)

    б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц)

    в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (ПП ВС).

    Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Для того чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, выходящие за пределы имеющихся у него прав и полномочий, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

    Чаще всего при превышении должностных полномочий это последствие выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными последствиями, глубоко затрагивающими интересы общества и государства.

    Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо.

    Преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или не конкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.

    В составе преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, вина характеризуется также осознанием обстоятельств, имеющих квалифицирующее значение в случаях превышения должностных полномочий. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

    Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК).

    Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно.

    Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего.Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.

    Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.

    Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК.

    Применение оружия илиспециальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. "б" ч. 3 ст. 286 имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.