Виды имущества, находящегося в государственной собственности. Что следует отнести к объектам государственной охраны? (58072)

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

  • природные объекты, используемые особым образом либо охраняемые (национальные парки, заповедники, курорты, недра и т.п.);
  • ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической морской зоны РФ;
  • сооружения, здания и лесные участки, объекты незавершенного строительства;
  • морские и воздушные суда;
  • исторические и культурные объекты;
  • предприятия в качестве имущественного комплекса;
  • единый недвижимый комплекс.

Понятие собственности - одно из основных в экономической теории и современной экономической практике. Данное понятие начали выделять еще до появления первых государств и, соответственно, до появления экономики как науки. Под собственностью принято понимать совокупность экономических и общественных отношений по поводу присвоения и отчуждения материальных и нематериальных благ. В настоящее время выделяют следующие виды собственности: частная, государственная собственность и смешанная. Последний вид собственности некоторыми экономистами не выделяется.

Государственная собственность: понятие и субъекты

Существует определение, которое четко обозначает суть понятия. Государственная собственность определяется как совокупность общественно-экономических отношений по поводу присвоения, отчуждения, управления, владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными (духовными) благами, принадлежащими народу конкретного государства в лице общеизбранного данным народом человека (органа). Регулирование данных общественно-экономических отношений происходит посредством большого количества законодательных актов - указов, постановлений, декретов и др. - различных уровней. Субъектами данных отношений могут являться как определенные органы госуправления общегосударственного и местных уровней (министерства, комитеты, управления), так и глава государства либо отдельные государственные предприятия. Государственная собственность имеет одну важную особенность: орган, обладающий ею (то есть государство), является также и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Это важно понимать! Другими словами, система управления государственной собственностью разрабатывается и принимается самим собственником.

Объекты государственной собственности

Рассматриваемая форма собственности может иметь место во всех сферах экономики. Однако в некоторых странах государство как экономический субъект имеет исключительное право собственности на большинство природных ресурсов (водные ресурсы, полезные ископаемые, лесные ресурсы, землю и воздушное пространство). И отчуждению данное право зачастую не подлежит. В большинстве стран СНГ государство до сих пор обладает правами собственности на большинство объектов недвижимости, финансовых ресурсов (золотовалютные резервы), а также имеет контрольные пакеты акций на большинстве стратегически важных предприятий.

Управление и защита государственной собственности

Управление госсобственностью - это прямое и целевое воздействие органов госуправления (или государства) на объекты, находящиеся в этой собственности. Данное воздействие осуществляется посредством функционирования законодательной и исполнительной власти. Первая обеспечивает издание соответствующих актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с пользованием и защитой объектов собственности, а исполнительная власть, соответственно, обеспечивает надлежащее исполнение законодательства. Необходимо сказать, что в сегодня в странах бывшего СССР именно государственная форма собственности имеет намного больший удельный вес, чем частная. Данный признак является одним из главных при определении переходного типа экономики.

(В ред. Постановления ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П)

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. (п. 8 введен Постановлением ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1)

III. Объекты оборонного производства:

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пункт 2 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 4 раздела IV см. определение Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 N 172-О.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты:

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· научно-исследовательские организации;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов... от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности и

· собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности .

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.


Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5. - С.13-19.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // "Российская газета" от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // "Российская газета" от 4 февраля 1997 г.

Написать данные заметки автора заставила статья профессора В.И.Шестакова «Какие объекты подлежат государственной охране? ». Сегодня среди практикующих юристов и ученых правоведов не всегда однозначно определяются и разрешаются вопросы государственной охраны. Статья профессора В.И.Шестакова как всегда очень актуальна и написана хорошим юридическим языком. Приведенный анализ правоприменительной практики в отношении объектов государственной охраны заслуживает самого серьезного внимания. Однако в отдельных положениях, на наш взгляд, есть некоторые неточности, которые легко устранимы в процессе обсуждения, но имеют практическое значение. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на ряд позиций, высказав сомнения по поводу отдельных положений в статье В.И.Шестакова.

Первое, что требует детальной проработки, - это юридическое определение «государственная охрана» , которое приводит В.И.Шестаков, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 1 указанного Закона четко и однозначно определяет «государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер ».

Здесь необходимо определить, какому органу государственной власти предоставлены функции обеспечения безопасности объектов государственной охраны. По тексту гл.III цитируемого закона можно сделать вывод, что таким госорганом является Федеральная служба охраны (ФСО).

Но вернемся к ст.1 и посмотрим, что является объектом государственной охраны - «лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом ». Следовательно, объектом государственной охраны является определенное законом физическое лицо (на профессиональном слеге «охраняемое лицо»).

Далее законодатель дает определение «охраняемые объекты» - «здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты».Данное определение дает право сделать вывод, что под охраняемыми объектами можно понимать только здания, строения и сооружения федеральных органов власти и прилегающие территории и акватории, здания и сооружения, находящиеся в их оперативном управлении, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемого объекта (лица). Никакие иные строения территории, акватории и т.д. не относятся к охраняемым объектам, так как там отсутствует объект охраны.

Не менее важным является и определение «охранные мероприятия» - «совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности .

Это положение дополняет и конкретизирует ст.5. «Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану». Из текста статьи видим «Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны». Еще раз подчеркнем, единственным субъектом, осуществляющим государственную охрану, является ФСО!!!

Кроме того, в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Если говорить обычным языком, то все иные органы безопасности государства являются приданными силами в рамках своих компетенций, участие их в обеспечении государственной охраны определяется субъектом данного вида деятельности. Обращаю внимание, что ни ведомственная , ни вневедомственная охрана не являются органами государственной безопасности , это структурные подразделения министерств, действующие в рамках своих законодательных полномочий. К органам государственной охраны их нельзя относить по сути данного Закона. Скорее Министерство обороны можно отнести к органам безопасности, призванным для обеспечения объектов государственной охраны и защиты, чем подразделения вневедомственной охраны.

Обратимся теперь к Федеральному закону от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 1 Закона определяет: «ведомственная охрана - совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Обращаю внимание, в определении нет слов «государственная ведомственная охрана », как определяет ее автор статьи. Наоборот, это специализированные органы управления силы и средства федерального органа, предназначенные для защиты объектов охраны.

Постановлением Правительства определено 13 федеральных органов, имеющих право учреждать ведомственную охрану. Если внимательно посмотреть положения постановления Правительства РФ от 12 июля 2000г. №514 «О ведомственной охране», то наряду с МЧС и Министерством обороны обнаружим Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство. Понятно, что каждый из указанных федеральных органов имеет свои объекты охраны, определенные соответствующими постановлениями Правительства и решениями министерств и ведомств. Но как их можно соотнести к объектам государственной охраны? (напомним, объектом государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране). Скорее всего, это ошибочное суждение.

Еще большая путаница, на наш взгляд, произошла с функционалом вневедомственной охраны.

Вневедомственная охрана - специализированная служба в системе органов внутренних дел, предназначенная для охраны имущества собственников (физических и юридических лиц), защите объектов на договорной, возмездной основе. Правовой базой деятельности ОВО является Закон «О милиции» и постановление Правительства РФ 14.08.1992г. №589 (редакция от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации».

Решая вопросы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в рамках административной реформы одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов (2003г.), было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций. Как результат появились две самостоятельные (по крайней мере, юридически) структуры.

Департамент государственной защиты имущества, в задачи которого входит:

Участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

Методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности http://www.mvd.ru/struct/3299/ .

Обратите внимание, никаких задач по охране государственных объектов или решению задач обеспечения охраны указанных объектов нет. Следовательно, эта функция у ДЗГИ МВД РФ не присутствует.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, созданное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. №66 путем реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и создании на базе военизированных подразделений вневедомственной охраны самостоятельного коммерческого предприятия.

Утверждение автором статьи положения о том, что ч.1 ст.26 ФЗ «О ведомственной охране», до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны, действие указанного Федерального закона, за исключением статей 8 и 9, распространяется и на вневедомственную охрану при органах внутренних дел, является не совсем точным.

Данное положение определено Федеральным законом от 15 июня 2006г. №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"».

Позволим себе процитировать весь текст Закона: «Внести в статью 26 Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ "О ведомственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №16, ст.1935) следующие изменения:

в первом предложении слова "за исключением статей 8 и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих" заменить словами "за исключением статей 5, 8, и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие"; в третьем предложении слова "работников вневедомственной охраны" заменить словами "работников указанных подразделений"».

Таким образом, положения закона «О ведомственной охране» распространяются на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, а это ничто иное как подразделения ФГУП «Охрана». Еще более конкретно об этом сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"»: «разработан в целях распространения действия Федерального закона "О ведомственной охране" (за исключением статей 5, 8 и 9) на военизированные и сторожевые подразделения ФГУП "Охрана", подведомственного МВД России ».

Постановление Правительства России от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны ….» определило «Создать федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны».

Никакого отношения ФГУП «Охрана» к государственной охране (по определению ФЗ от 27 мая 1996г. №57-ФЗ) не имеет.

Не менее интересным является отнесение объектов охраны к государственным, проводимое чиновниками МВД РФ. Приведем цитату: подразделениями вневедомственной охраны обслуживается «514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения) . http://www.cordvo.ru/

Такое расширенное толкование понятия «объект государственной охраны» приводит к тому, что склады с запасами портянок и сапог стали объектами государственной важности. Поэтому Валерий Иннокентьевич абсолютно прав в своих выводах о том, что «Под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст.6 ФЗ «О государственной охране». А внесение в этот перечень объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч.1 ст.8 ФЗ «О ведомственной охране») нам представляется излишним.

Так как статьей В.И.Шестакова и этими заметками вопрос о государственной охране не исчерпан, приглашаем читателей высказать свое мнение по данной проблеме.