Понятие государственной собственности. Объекты, находящиеся в государственной собственности. Природные ресурсы. Государственная казна. Государственная и частная собственность

в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г. с. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

право государственной собственности) - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государством коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом. Присвоение государством материальных благ имеет целью удовлетворение общественных потребностей, что проявляется, во-первых, в материальном обеспечении существования самого государства как формы организации политической власти в обществе (в узком смысле - содержание государственного аппарата), во-вторых, создании материальной базы для осуществления им его функций, в т.ч. социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В последнем случае через государство опосредуется присвоение материальных благ его гражданами. Поэтому государство нередко именуют публичным собственником в отличие от частного собственника. Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. - обязательная составная часть многоукладной экономической структуры общества. Современная тенденция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокращении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общественного воспроизводства (опираясь на сохраняющиеся в руках государства экономические инфраструктуры, коммуникации, стратегический научно-технический потенциал и другую Г.с), и, во-вторых, осуществлять функции современного социального государства в сферах социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. Формой правового выражения отношений по поводу Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от конституций советского периода российской истории, закреплявших главенствующую роль общенародной социалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Т.е. - лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с. По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление предполагает разделение между ними правомочий владения, пользования и распоряжения на определенные материальные объекты - государственное имущество. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ в порядке, установленном законом. Пока такой закон не принят, сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992. Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. - изъятое из гражданского оборота, право собственности на которое может принадлежать исключительно государству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государства и общества в широком смысле (оборонной, экономической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, федеральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; памятники истории и культуры. В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на которые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достояния. Потребление таких материальных благ осуществляется непосредственно, безвозмездно (например атмосферного воздуха); во-вторых, объекты исключительной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение). В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конституции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее правило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за давностью владения. Объекты права Г.с. могут находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нормами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государства, на территории которого находится такое имущество. Его особый гражданско-правовой режим обусловлен иммунитетами государства. И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае - через органы государственной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть - Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с, финансами, государственным бюджетом. Во втором случае - через учреждаемые юридические лица - унитарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения. Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соответствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государственного бюджета, имущество, временно не закрепленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну - федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего средства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство производит, в частности, расчеты по своим гражданско-правовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета соответствующего уровня возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соответствующих органов государственной власти в порядке осуществления ими законодательной и исполнительно- распорядительной деятельности. Особенность права Г.с. отражается в его правомочии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое отнесено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику. Государство может приобретать имущество специальными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культуры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации. Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов. В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновидности, не получившие пока в российском праве четкого юридического оформления, хотя фактически процесс их размежевания идет интенсивно. Это - публично- правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует официально. В основе разграничения - критерий гражданской оборотоспособности и коммерческого назначения Г.с «Частная» Г.с полноценно участвует в гражданском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство - ее собственник выступает как обычный частный предприниматель, участвующий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использования (так, недра земли в их естественных ложах и состоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыночной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвидетельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принадлежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи - такие, как солнце, луна, звезды, солнечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного происхождения, бывшие в пользовании всех членов общества (сооружения общественного назначения, оборонительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда. В более поздние исторические эпохи, с возникновением политико-правовых концепций общественного интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществляться уже и по закону. Это - либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личности их обладателя), либо вещи, хотя и способные к коммерческому использованию, но изъятые из оборота законодателем в силу общественного интереса или публичной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государство - их собственник не может свободно распоряжаться ими по нормам гражданского права. ГК РФ признает категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Фактическое образование в РФ категорий объектов неотчуждаемой и неотъемлемой Гс. («исключительной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам исключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства; в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей. Другой путь образования неотъемлемой и неотчуждаемой Г.с. - установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культурного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (федерального) по своему значению, но и республиканского, областного, краевого, окружного значения. Муниципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен- ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого муниципального достояния. С. А. Сосна, Е.Н. Васильева

Ключевые слова: собственность государственная, общенародная, социальная, частная, коммерческая; коррупционное государство, гражданский кодекс, земельный кодекс.

Keywords: state public, social, private, commercial ownership; government corruption, civil code, land code.

Государственная собственность - это одна из множества форм собственности, выделенная по отличительным признакам субъекта присвоения, когда владение, пользование и распоряжение объектом присвоения принадлежит исключительно такому субъекту как государство в лице его органов. Она отличается от других форм собственности тем, что субъектом присвоения являются не отдельные частные лица или их объединения, а государственный институт политической, правовой и экономической власти.

При ней производством управляют назначенные государством руководители (менеджеры). Существует проблема определения высшего или верховного распорядителя государственной собственностью, полностью или по большей части ответственного за эффективное или неэффективное ее использование. Эта проблема легче решаема в условиях существования однопартийности, и/или в условиях многопартийности, но при монополизации политической и государственной власти одной партией. Она легче решаема в условиях отсутствия разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Так, в СССР КПСС, будучи правящей партией, прямо контролировала все ветви власти и прямо отвечала за государственную собственность. Многопартийность, предполагающая периодический переход власти от одной партии к другой, ведет к утрате ответственности правящих партий за судьбы государственной собственности, за эффективность ее реализации. Разделение единой или унитарной власти государства на множество самостоятельных и независимых друг от друга ветвей власти предполагает и пропорциональное разделение ответственности между ними за судьбы и эффективность реализации государственной собственности. Однако последнее на практике в мире почти не осуществляется.

Статья 214 Гражданского кодекса РФ дает следующее ее определение: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Во-первых, научная неправомерность такого определения состоит в том, что в нем собственность сведена к имуществу. Между тем собственность есть не вещь, не имущество, а особое общественное положение объекта присвоения, в том числе вещи, имущества.

К тому же существуют государственные деньги, существует интеллектуальная собственность и многое другое, что не является имуществом, но, тем не менее, каждое из них является собственностью, в том числе и государственной. Во-вторых, следует различать два схожих, но все-таки логически различающихся определения - «государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и тем-то» и «имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и темто, является государственной собственностью». Первое определение теоретически неправильно, поскольку в нем отсутствует определение собственности вообще.

Второе определение теоретически правильно, но в нем дается не определение собственности, а определение принадлежности имущества, т.е. определение собственника имущества. Сегодня широкое распространение получили информационные технологии (ИТ), информационные сети, которые централизуют потоки информации. Их уязвимость из-за внутрисистемных нарушений, внешних деструктивных воздействий требует повышения организующей роли государства в экономике. В государственном контроле и гарантиях безопасности информационных технологий заинтересованы все: предприятия, банки, специалисты и т.д. Во многих случаях государство через свои предприятия является непосредственным участником создания и обслуживания ИТ.

Государственным участием опосредуются выполняемые исследования, создаваемые и обслуживаемые системы: сверхбыстрые компьютеры, сети правительственной связи, образцы вооружений и т.д. Государственная собственность расширяется также из-за проблемы техногенной безопасности. Новые технологии при сбоях могут вызывать масштабные катастрофы. На этапе становления новоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризованных технологических укладов все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий. В развитых странах Запада предложения о «минимизации» или «свертывании» государственной собственности хотя и высказываются, но реализуются на практике минимально. Напротив, широко обсуждаются условия повышения эффективности ее реализации. Отделение государства от экономики в России реформаторы проводят как некую «идею фикс», на что экономика реагирует «отделением» от роста и эффективности. Для реформаторов важнее всего рост доходов не государства, а частных собственников, даже если доходы получены за счет приватизации или распродажи за бесценок общественного достояния.

В России в изложении экономической теории выдвигается на первое место идеология поведения «обособленного экономического человека» с возведением в абсолют его частных индивидуальных интересов. Эта идея возникла в условиях существования мелкотоварного и раннекапиталистического производства и давно изжила себя. В условиях современного технотронного производства она становится реакционной, общественно опасной. Интеграционным процессам на основе новых технологий, усилению взаимной ответственности и существенному изменению социального значения человеческого фактора соответствует идея только «социального человека», который по своим чертам радикально отличается от «обособленного экономического индивида». Новым условиям может соответствовать только новое государство - демократический субъект, социально ответственный и реализующий общенародные интересы.

На такую роль не может претендовать «приватизированное» государство, реализующее частные интересы узких социальных групп и родственных кланов. Идее «социального человека» может соответствовать идея только «социального государства», а идее государственной собственности - идея ее социализации, т.е. идея социальной государственной собственности. При таком подходе государственная собственность будет выражать общественный способ присвоения и общественный способ ее реализации, обеспечивающие общенародные (общенациональные) интересы. Одна принадлежность имущества государству не обязательно предполагает его использование для реализации общегосударственных и общенациональных интересов. В России длительная, скоро 30-летняя практика реформ устойчиво показывает, что страна перешла к антисоциальному и неэффективному использованию как бывшего государственного имущества, т.е. приватизированного, так и еще неприватизированного, остающегося у государства.

Страна создала и новое государство, коррупционное государство, которое утратило черты социальной ответственности. В нашей стране была проведена радикальная идеологическая реформа с признанием высшей общественной ценностью индивидуальный интерес «обособленного экономического человека». В результате государственное имущество лишь формально числится в составе государственной собственности, реально же оно является средством реализации интересов отдельных индивидов и отдельных групп. Государственной собственности можно придавать общенародный характер, а можно придавать частные, т.е. коммерческие формы реализации. Так, в СССР государственной собственности был придан общенародный или, что почти одно и то же, общественный характер. В капиталистических же странах государственная собственность в большинстве случаев принимает коммерческие или частные формы реализации, работает на максимизацию прибыли, на самовозрастание. В России сегодня государственной собственности законодательно не приданы ни общенародный, ни коммерческий характеры. Согласно Конституции она существует в формах собственности федеральной и собственности субъектов федерации (региональной - республик, краев и областей).

Если государственная собственность закрепляется в законодательстве как разновидность общественной, то это означает, что каждый член общества может претендовать на равное право пользоваться государственной собственностью и получать равные блага. Это должно привести к уравнительности распределения доходов от государственной собственности среди всех членов общества, что во многих случаях само по себе абсурдно. Закрепление ее как общественной юридически ставит препятствие на путях использования частных, рыночных форм реализации государственной собственности. Экономической целью реализации государственной собственности при отсутствии условий узурпирования ее какой-либо частной группой людей или целым классом также может быть максимизация прибыли и самовозрастание при оптимальной, неполной занятости. Государственную собственность на средства производства при социализме, как в целом всю социалистическую систему хозяйствования, погубила не сама по себе государственная собственность, а конкретная форма ее реализации.

Во-первых, проводилась политика всеобщей занятости населения, следовало бы решиться на введение небольшого уровня безработицы (3-5%). Во-вторых, в стране было создано свыше 20 млн. (отдельные специалисты говорят о 40 млн.) излишних рабочих мест. В результате в стране резко снизились трудовая мотивация, внутриотраслевая конкуренция рабочей силы и др. В-третьих, проводилась запретительная политика по отношению к любой частной собственности, даже мелкой. В-четвертых, проводилась запретительная политика по отношению к любой коммерческой деятельности, которая могла бы иметь место и без частной собственности на средства производства. В России сегодня имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом России.

Государственная собственность существует в виде имущества казенных предприятий и государственных унитарных предприятий (ГУП). За собственность первых государство несет имущественную (экономическую) ответственность. За собственность вторых государство не несет ответственности, она передана в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам предприятий. Создана уникальная экономическая и правовая ситуация, когда учредитель не отвечает за деятельность созданного им предприятия. За свои действия государственные унитарные предприятия отвечают сами всем своим имуществом.

Государство через налоги, акцизы, пошлины и т.д. присваивает часть доходов государственных предприятий и перераспределяет их в соответствии с поставленными целями. Сегодня в России государство ослабило свои регулирующие и хозяйственные функции, отказалось от планирования и ставит на ближайшую перспективу решение задачи полного отключения государства от хозяйственных функций. От управления экономикой отстранена представительная власть, а исполнительная власть, т.е. бюрократия, правит единолично и бесконтрольно, она принимает важнейшие экономические решения от имени государства, не считаясь ни с волей народа, ни с волей его представителей. Интересы государства как собственника бюрократия не выражает. Назначение бюрократией представителей государства в Советах директоров акционерных обществ не мешает последним обманывать государство путем создания многочисленных дочерних и внучатых обществ, использования вексельных схем расчетов и процедур банкротства. Часть доходов от деятельности государственных монополистов (Газпром, Железные дороги, Роснефть и др.) уходит к частным лицам.

Доходы государства от использования государственного имущества составляют незначительную часть федерального бюджета. Непрерывная (перманентная) почти 30летняя приватизация почти ничего не приносит в бюджет государства. Проводимые аукционы носят характер сговоров. При характеристике государства-собственника возникает вопрос: можно ли считать, что подлинным экономическим собственником государственного имущества является народ страны? По Конституции Российской Федерации единственным источником государственной власти является народ. На этом основании народ логически должен выступать первичным или исходным субъектом государственной собственности. То, что выразителями воли народа являются либо его представительные органы, либо он сам непосредственно (народ, помимо всех других его органов, может прямо выражать свою волю, например, через проведение референдума) ничего здесь не меняет. То, что управляют и распоряжаются государственной собственностью органы исполнительной власти, которые непосредственно народом не формируются и не отчитываются перед ним в своей деятельности, т. е. в определенной степени отчуждены от народа, также ничего не меняет.

Но можно продумать и ввести механизмы государственного управления, при которых государственная исполнительная власть будет осуществлять управление государственной собственностью полностью и только в интересах народа, не находясь в прямом подчинении ему. Точка зрения, согласно которой единственным субъектом государственной собственности является государство в лице государственных органов как представительной, так и исполнительной власти есть точка зрения, оправдывающая волюнтаристские, без согласия народа, действия радикальных реформаторов.

По поводу конкретных предложений снизу закрепить законодательно тезис о том, что народ выступает собственником экономических условий своего воспроизводства, они цинично заявляют, что это будет обычной законодательной декларацией, лишенной реального смысла. Трактовка народа как субъекта государственной собственности предполагает закрепление в Конституции, других законодательных актах, в специальном отдельном федеральном конституционном законе режимов и механизмов управления и использования государственной собственности. В них должны входить конкретные вопросы с решениями исключительно референдумом при определении судьбы важных объектов государственной собственности, как, например, приватизации энергетической, транспортной отраслей хозяйства, атомной энергетики, национальных культурных ценностей, оборонных предприятий, земель сельскохозяйственного назначения и др.

В законодательстве следует определиться, предусмотреть условия, возможности платного и бесплатного пользования объектами государственной собственности. Например, пользование автомобильными дорогами (местными или федеральными), средствами связи, водоемами, лесами и другими природными объектами может быть объявлено бесплатным, причем навсегда или на определенный срок, поскольку в их создании участвовал весь народ страны. Хотя до сих пор не разработан механизм реализации государственной собственности как принадлежности народу, однако, понятно, что государственная собственность, будучи в управлении и даже фактическом обладании государственных органов, не может использоваться в противоречии с интересами народа, в том числе во вред здоровью, жизни населения, разрушать природу, в иных деструктивных целях. Иными словами, государство должно самоограничиться в использовании и распоряжении государственной собственностью, подчиняя свои собственные интересы и потребности общественным нуждам.

Государственная собственность может использоваться, в первую очередь, в социальных целях - для сглаживания последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, заботы о социально незащищенных слоях и группах населения, ослабления негативных последствий вхождения в рыночные отношения, развития фундаментальной науки, поддержки системы образования и подготовки нового поколения специалистов, обеспечения баланса общественных и частных интересов и многого другого. Государственная собственность, также как и частная, может принимать совместную, долевую, акционерную и другие формы. Государственная собственность, в том числе и на землю, исторически является более высокой формой в сравнении с собственностью индивидуальных граждан, объединений граждан или муниципальной. В СССР существовала только исключительная государственная собственность на землю. Это означает, что лишь государство могло быть собственником земли.

В несельскохозяйственных отраслях производства, существовавшие иные формы собственности (колхознокооперативная, индивидуальная и личная) рассматривались как имеющие более низкий «ранг» по сравнению с государственной, обладавшей наиболее высокой степенью обобществления. В ходе исторического процесса доля государственной собственности в развитых странах Запада изменяется медленно, причем в противоположные стороны. Этапы приватизации не отменяют этой общей тенденции, они приобретают характер зигзагов в истории. На сегодня, в США около 36% движимого и недвижимого имущества находится в государственной собственности.

В Германии ее доля составляет свыше 33%, в Австралии - 40, а в Швеции и Франции - более 50%. Объектный состав государственной собственности и ее удельный вес в общественном производстве и в использовании общественных благ и услуг у различных государств неодинаков и подвержен изменениям под воздействием не только экономических факторов, но и политических соображений. Последнее означает признание не только экономического, но и внеэкономического характера решений буржуазного государства в установлении доли государственной собственности. В России сегодня доля государственной собственности составляет приблизительно 30%, т.е. меньше, чем во многих странах мира.

Государственная собственность есть явление логически и исторически однопорядковое, парное и противоположное явлению собственности граждан. Государственная собственность на землю - форма земельной собственности, при которой исключительное и абсолютное владение, пользование и распоряжение определенной частью или всеми земельными ресурсами страны принадлежит государству. В России государственной собственности на землю сегодня не придан ни общенародный, ни коммерческий характеры, также не разработан механизм ее реализации как принадлежности народу. Последнее предполагает, что основные или решающие функции распоряжения и пользования должны принадлежать народу. Законодательство России (Конституция, Гражданский кодекс, Земельный кодекс и др.) не содержит (не дает) собственного прямого качественного определения понятия государственной собственности на землю, оно определяет только ее количество, причем по принципу остаточности от других форм собственности.

Так ст. 16 Земельного кодекса России говорит: «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований». Государственная собственность на землю в Российской Федерации официально закреплена в двух формах регионального разреза: государственная собственность Российской Федерации в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов Российской Федерации - региональная (республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения). Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации к землям государственной федеральной собственности относятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 3) право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Согласно ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться и не предоставленные в частную собственность земельные участки.

Это: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель; 4) занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов Российской Федерации. Сегодня в пореформенной России власти продолжают курс тотальной или всеобщей приватизации государственной и муниципальной земельной собственности.

Так ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации определяет следующее. «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц». Все или большинство факторов социально-экономического развития, работающих на укрепление государственной собственности в промышленности и других отраслях экономики, одновременно работают на укрепление государственной собственности и на землю, в первую очередь, сельскохозяйственного назначения. Однако в последнем случае существует следующая дополнительная особенность.

Пространственное планирование сегодня в мире, в соответствии с продвигаемой развитыми странами глобализацией, идет на смену отраслевому планированию. В соответствии с таким планированием в мире в целом и в каждой стране, в частности, должны выделяться пространственно-территориальные зоны и коридоры развития, конструироваться территориальные агломерации, кластерно-территориальные образования и др. Поэтому и со стороны сознательного, планового упорядочивания, и рационализации использования земельных ресурсов в современных условиях более лучшим земельным базисом для развития экономик АПК, сельского хозяйства является базис единого земельного фонда с государственной земельной собственностью, а не существующий сегодня базис земельного фонда с разрозненными земельными участками, находящимися в частной собственности граждан или юридических лиц.

Государственная частная земельная собственность - понятие, введенное в научное обращение К. Марксом, который неоднократно в своих работах отмечал, что государственная собственность на капитал, на средства производства, в том числе на землю, при капитализме обретает частный характер, является частной. Это положение в экономической науке до сих пор остается не достаточно понятным. Что имелось ввиду? Коммерческий характер ее использования государством, т.е. использование в целях максимизации прибыли или что-то другое?

При капитализме государственная собственность используется часто в целях накопления капитала в частных руках: существуют десятки и сотни легальных, полулегальных и нелегальных способов осуществления перевода денежного капитала, материально-вещественных средств производства, продукции производства из государственной собственности в собственность частных граждан. Это все аферы под видом сделок как в рамках законодательства, так и с нарушением его. Видимо и первое, и второе, т.е. и коммерческий характер использования, и постоянно осуществляемые аферы являются основным признаком (критерием) для признания государственной собственности в капиталистических странах как частной.

По одному признаку принадлежности государственная собственность не может характеризоваться как частная, однако при использовании она может приобретать характеристики частной. При капитализме аферы с государственной собственностью проводятся постоянно, и хотя они являются внешними, поверхностными атрибутами этой собственности, тем не менее, их множественность и постоянство делают их характеристиками как бы сущностными. При социализме афер с государственной собственностью было меньше, по крайней мере, не больше, чем при капитализме. Отличительная особенность афер с государственной собственностью при социализме и капитализме состоит в следующем. При социализме аферистами или субъектами подобных афер выступают плутократы из системы государственного управления, и они преследуют личные интересы. При капитализме к этому слою прибавляется широкий слой плутов и частных собственников.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной сооственности
  2. Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
  3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОБЕДЫ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. Право государственной и муниципальной собственности государственной собственности
  5. 26.Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
  6. С.Н. Медведев доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета О СООТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ «СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ», «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» И «ВЛАДЕНИЕ»
  7. В.П. Камышанскнй доктор юридических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар) ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.

В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т.е. представляет собой комплексный правовой институт.

Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимо обратить внимание на множественность субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяет порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации, и её субъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника).

Законодательство предусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестра собственности субъектов РФ.

Права собственности Российской Федерации является разновидностью

Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). К его компетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.

В систему государственных органов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. "О Федеральном казначействе". По поручению Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении Федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.

Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения.

Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.

Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества - Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Известно, что на практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий.

Президента РФ и постановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятие которых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Общественные отношения в связи управлением собственностью вне сферы гражданско-правового регулирования - предмет регулирования публично-правовых отраслей права, прежде всего, административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Субъект РФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в этой части. Субъекты РФ активно осуществляют нормотворческую деятельность в сфере регулирования своих отношений с создаваемыми ими предприятиями - субъектами права хозяйственного ведения. Из этого следует то, что субъект, вправе самостоятельно в законодательном порядке устанавливать для себя правила поведения как собственника.

Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ.

При удовлетворении иска о взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).