Кто участвует в процессе по делу «Седьмой студии»? Как процесс будет идти дальше

Следственный комитет проводит обыски в «Гоголь-центре», у его худрука Кирилла Серебренникова, а также по ряду адресов в различных субъектах РФ.

Что случилось

«На основании материалов оперативных служб следователи Главного следственного управления СК РФ по Москве в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», проводят обысковые мероприятия по ряду адресов в различных субъектах РФ», — приводит ТАСС слова представителя ГСУ СК РФ по Москве Юлии Ивановой. Она добавила, что обыски проводятся также по месту жительства и работы худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

На сайте Следственного комитета указывается, что речь идет о 200 млн рублей, похищенных неустановленными лицами из числа руководства «Седьмой студии» с 2011 по 2014 год.

Эти средства были выделены государством на развитие и популяризацию искусства, указывается на сайте СК РФ. «В ходе расследования предстоит установить круг лиц, причастных к хищению», — говорится в сообщении.

По некоторым данным, речь может идти о деньгах, выделенных «Седьмой студии» Министерством культуры РФ. В федеральном ведомстве не смогли оперативно прокомментировать обыски у Серебренникова, но пообещали разобраться в ситуации. Не смогли дать оперативный комментарий и в пресс-службе московского департамента культуры, которому подведомственен театр; отвечающая в депкультуры за столичные театры Наталья Дрожникова не смогла ответить на звонок «Газеты.Ru».

Глава департамента Александр Кибовский заявил ТАСС, что ему ничего неизвестно о том, что дело может быть связано с хищением средств чиновниками его ведомства, и предложил дождаться окончания следственных действий.

Кроме того, по информации ТАСС, обыски проходили и в ЦСИ «Винзавод», но в пресс-службе организации «Газете.Ru» сообщили, что никаких претензий ни к ЦСИ, ни к фонду «Винзавод» у силовиков претензий нет. Не подтвердили в пресс-службе и факт проведения обысков, указав, что не могут отвечать за возможные следственные действия, которые могут производиться на территории одного из многочисленных арендаторов территории ЦСИ. Поступили и сообщения об обысках по тому же делу у Софьи Апфельбаум, ранее работавшей директором департамента поддержки искусства и народного творчества (сейчас она директор Российского академического молодежного театра, РАМТ. — «Газета.Ru»), об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителей правозащитного движения «Русь сидящая».

Что это было

Первой об обысках у худрука «Гоголь-центра» сообщила в своем фейсбуке правозащитница, координатор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Позже эту информацию подтвердили анонимные источники информагентств. Кроме того, появились сообщения о следственных действиях в самом «Гоголь-центре» и у других сотрудников театра.

«Седьмая студия» возникла на базе курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и долгое время не имела постоянного помещения. В 2011 году театр играл свои спектакли в рамках проекта «Платформа», размещавшегося в одном из цехов ЦСИ «Винзавод»; его куратором был Серебренников.

Многие спектакли «Седьмой студии» были затем перенесены на сцену «Гоголь-центра», а актеры студии вошли в труппу театра.

Театр имени Гоголя Кирилл Серебренников возглавил в августе 2012 года. Это назначение было сделано в рамках культурной политики Москвы, проводимой тогдашним главой Мосдепкультуры Сергеем Капковым. Одновременно с Серебренниковым в театр (переименованный в «Гоголь-центр») пришел и новый директор Алексей Малобродский, который был уволен в начале марта 2015-го. Увольнение Малобродского было едва ли не последним действием Сергея Капкова в качестве московского министра культуры — он ушел в отставку буквально через два дня после этого решения.

Спустя месяц после увольнения Малобродского стало известно о больших долгах «Гоголь-центра». Речь шла примерно о 80 млн рублей; заявившей об этом на пресс-конференции новому директору театра Анастасии Голуб бывший директор ответил открытым письмом, в котором уточнял, что сумма долга была в разы меньше, а также подробно рассказывал о том, какие меры были предприняты его руководством для уменьшения долга (письмо есть в распоряжении редакции).

В результате театр отказался от системы «резидентур» и свел к минимуму количество новых спектаклей, а также попросил помощи у департамента культуры. По словам Серебренникова, депкультуры не стал активно включаться в помощь театру. В театре был введен режим жесткой экономии, что, по словам руководства театра, позволило сократить сумму долга.

Что говорят

Вечером 23 мая перед театром собрались представители публики и театральной общественности, решившие поддержать театр. К собравшимся вышла Чулпан Хаматова, которая зачитала заявление, подписанное Олегом Табаковым, Евгением Мироновым, Алексеем Аграновичем и многим другими представителями театральной и кино-отрасли.

«Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра Гоголь-центр потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренников - один из самых ярких современных российских режиссёров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всём мире. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека», - пишут авторы письма, -

«Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование, и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова».

Первый директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский оставил без комментариев визит силовиков в театр и предшествующие ему обыски в квартире его худрука Кирилла Серебренникова. При этом экс-директор рассказал «Газете.Ru», что различные жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе и анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле «Отморозки», поставленном по книге «Санкъя» Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», — рассказал Малобродский.

По его словам, в отношении театра подавались и депутатские запросы — например, от Елены Мизулиной.

«В прокуратуру ходил как на работу», — замечает экс-директор, поясняя, что по каждой жалобе СК и прокуратура вынуждены были проводить доследственную проверку.

Малобродский полагает, что часть этих жалоб могла быть связана с активностью бывших актеров Театра имени Гоголя. Приход Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центр» сопровождался полным переформатированием труппы, что вызвало бурную реакцию части старой коллектива.

По данным «Интерфакса», Серебренников проходит по указанному делу свидетелем. Об этом же агентству сообщили и представитель правозащитной организации «Русь сидящая», и адвокат Серебренникова Алексей Федяров. Следственный комитет отказался уточнить «Газете.Ru» статус руководителя «Гоголь-центра» в возбужденном уголовном деле.

    На этом мы завершаем наш онлайн, до встречи на следующей неделе!

    Судья откладывает заседание на 13 ноября на 9:30. Во вторник продолжится допрос Серебренникова прокурором.

    "Что означает сообщение: "Итин реально ссытся связываться с ГЦ (Гоголь-центр - прим. ред. )?" — спрашивает Серебренникова прокурор. Зал взрывается от хохота.

    На сайте театра "Гоголь-центр" сообщается, что Анна Шалашова — помощник художественного руководителя театра.

    "Непросто нам будет, нужно звонить Хабенскому, Хаматовой и Земфире", — зачитывает судья скриншот. Кто, кому и по какому поводу это написал не поясняется.

    Суд приступает к изучению протокола осмотра электронных гаджетов от 23 мая 2017 года и скриншотов переписки некой Анны Шалашовой и Серебренникова. Кто такая Шалашова и какую роль играет в этом деле ни прокурор, ни суд не поясняют.

    Прокурор просит дать ей исследовать некий протокол, после изучения которого она готова продолжить допрос. Участники процесса не возражают, чтобы гособвинитель перечитала документы.

    Гособвинитель интересуется зарплатой режиссера:

    Был ли у вас договор в котором четко указывалась ваша зарплата?

    Я не помню. Я не помню, по крайней мере, чтобы я подписывал подобный документ.

    Он объясняет, что за год такие масштабные проекты выполнить невозможно.

    "Можно было заявить и 3, и 5, и 15 лет, но мы заявили 3", — уже серьезно объясняет режиссер.

    По его словам, проект "Платформа" должен был и дальше продолжить свою деятельность, но новый министр культуры принял решение о том, что "все эти эксперименты нам не нужны".

    Подсудимого начала допрашивать прокурор.

    "Почему вы заявили 3 года в качестве срока реализации?" — спрашивает подполковник.

    "Цифра красивая", — пошутил Серебренников.

    Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

    Но остальные подсудимые своим правом пользоваться не стали. Единственный вопрос со стороны обвиняемых и их зашиты прозвучал от адвоката, представляющего интересы Итина.

    "Можно ли поставить спектакль только за безнал?" — интересуется он.

    "Я не знаю. Я могу только предполагать, что каждый раз это происходит по-разному", — ответил Серебренников.

    На этом адвокат Дмитрий Харитонов завершил допрос своего подзащитного Кирилла Серебренникова. Но и у других обвиняемых и их адвокатов, у прокуроров и представителей Минкультуры тоже есть право задать режиссеру свои вопросы.

    Адвокат Серебренникова задает итоговые вопросы своему подзащитному:

    Вы создавали организованную преступную группу для хищения 133 миллионов рублей?

    Вы присваивали какие-то деньги?

    Никогда в жизни. Только получал зарплату и гонорары, которые были значительно скромнее того, что получал в других проектах.

    Вы подделывали отчетную документацию, которую представляли в Минкульт?

    Нет. Все, что мы делали — мы фиксировали и представляли в виде отчетов в Минкультуры.

    Emile Alain Ducke, ТАСС

    Из показаний подсудимого следует, что у "Платформы" было, как минимум, два долга: 10 миллионов рублей — это кредит на ее открытие, который взяли до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей — то, что вложили в создание "Платформы" из личных средств фигуранты дела.

    В переписке, в частности, говорится, что для уменьшения налоговой нагрузки предполагалось "создать несколько ИП", с которыми должна была работать "Платформа".

    По ходатайству адвоката режиссера судья приступает к оглашению электронной переписки Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина (бывший глава "Седьмой студии" — прим. ред. ). В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году и возможности увеличения зарплаты.

    Адвокат переходит к оглашённым по его просьбе документам:

    Творческие отчеты, содержащиеся в материалах дела, за 2013 и 2014 годы содержат ложные данные?

    Нет, — отвечает Серебренников.

    Смета существовала на каждый проект?

    Разумеется. Они всегда составлялись до начала работы по реализации того или иного проекта.

    "Мы были вынуждены порой ставить такие проекты, как "Вася и отморозки", для привлечения внимания и публики. Чтобы на концертные площадки "Платформы" ходил зритель", — продолжает знакомить суд с деятельностью студии Серебренников.

    В этом спектакле играл певец Вася Обломов, а ведущим выступал журналист Леонид Парфенов.

    Концерт "Хардкор, только хардкор" также затребовал массу расходов.

    "Концерт самой сложной экспериментальной музыки. В нем участвовали многие люди, и все они, конечно, получили оплату за свой труд", — рассказывает обвиняемый.

    Большие затраты пошли на реализацию проекта "Катастрофа". Серебренников объясняет значительные расходы обилием уничтожаемого во время спектакля реквизита.

    Серебренников перечисляет иностранных исполнителей музыкальных постановок "Платформы". По его словам, он не знает в какой форме им выплачивались гонорары, но точно уверен, что музыканты за свою работу деньги получили. "Ну а как по другому? Без гонорара такие профессионалы не выступают", — заявляет режиссёр.

    Финансирование каждого проекта осуществлялось на средства, которые выделял Минкульт через бухгалтерию АНО "Седьмая студия", указывает режиссёр.

    Следующий проект, про который повествует Серебренников — "Аутленд" — опера, посвященная проблеме больных аутизмом.

    Перешли к проекту "Мультиплэкс". Он подразумевал создание более десятка уникальных партитур, которые по заказам "Платформы" писали молодые российские композиторы. Тем самым, по мнению Серебренникова, была оказана большая поддержка молодым талантам, которые не всегда имеют заказы от государства.

    Бобе приезжал или дистанционно работал, спрашивает у Серебренникова адвокат.

    "Нет, дистанционно работают совсем другие режиссеры. Бобе приезжал", — отвечает подсудимый. Его слова вызвали смех у части слушателей.

    Теперь суд узнает о сложностях и масштабах работы, проделанной для запуска спектакля-сериала "Метаморфозы". Серебренников работал над ним совместно с французским специалистом Давидом Бобе.

    Сцена из спектакля "Метаморфозы"// Сергей Пятаков, РИА Новости

    Процесс возобновляется. Один из слушателей, решивший без разрешения сфотографировать Серебренникова со спины, получает замечание пристава. Съемка в зале разрешена только по официальной аккредитации и только протокольная — перед началом заседания.

    По просьбе одного из участников процесса судья делает 5 минутный перерыв.

    Аккуратова отмечает, что и отчет за 2013 год не содержит подписей ответственных лиц и печатей.

    Судья зачитывает все мероприятия, перечисленные в отчетах: мастер-классы, открытые уроки, арт-выставки и концертные программы.

    "Отчет за 2012 год. Без подписей. Без печатей", — не без удивления оглашает материалы судья Аккуратова.

    По ходатайству защиты суд переходит к исследованию отчетов проекта "Платформа" АНО "Седьмая студия".

    При этом Серебренникову пришлось закрывать финансовую дыру из своего кармана. "У меня остаются большие претензии к Масляевой", — отмечает подсудимый.

    Аудит вскрыл пропажу значительных средств, рассказывает обвиняемый. "Был проведен аудит, при этом Нина Масляева (главный бухгалтер "Седьмой студии" - прим. ред. ) уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. Мое внутреннее ощущение было, что это может быть итогом деятельности Масляевой", — подчёркивает режиссёр.

    Серебренников сообщает, что в 2014 году в "Седьмой студии" был проведён аудит, и он прошёл, между прочим, по его инициативе. Режиссёр поясняет, что идея аудита пришла к нему из-за того, что денег на проведение новых акций стало не хватать.

    "Никто из сотрудников "АНО "Седьмая студия" не согласовывал со мной вопросы расходывания наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал", — говорит подсудимый.

    Адвокат зачитал подзащитному названия около 15 фирм, через которые якобы происходило обналичивание, Серебренников не знает ни одну из них.

    Компании, через которые, по версии следствия, организованная группа обналичивала денежные средства, Серебренникову неизвестны.

    "Мне было все равно какие деньги использовались для реализации этого прорывного проекта. Никаких указаний об использовании именно наличных денежных средств я никому не давал", - отмечает обвиняемый.

    Серебренников подчеркивает, что никогда не давал никому указаний использовать для запуска "Сна в летнюю ночь" именно наличные средства.

    "Ну спектакль был выпущен?" — спрашивает Серебренникова его адвокат Дмитрий Харитонов.

    "Конечно, он идет до сих пор и вы можете посетить спектакль в январе", — отвечает режиссер.

    Серебренников затрудняется объяснить процесс оплаты труда актеров спектакля "Сон в летнюю ночь", поскольку в нем участвовали как постоянные артисты, так и приглашенные.

    Режиссер соглашается, что порой коллектив не влезал в установленную смету. "Тогда мы собирались и придумывали, как их сократить или взять недостающую средства из других смет", — поясняет он.

    Случались и небольшие исключения.

    "Ну вот костюмы, я мог сказать, что знаю, где можно купить нужные костюмы, при этом даже мог купить на свои деньги, рассчитывая, что когда-то их мне отдадут", — рассказывает Серебренников.

    Говорят про нашумевший спектакль "Сон в летнюю ночь": Серебренников, по его словам, лишь высказывал свой художественный замысел и пожелания на стадии подготовки перформанса. Реализовывали технические пожелания уже ответственные за это сотрудники, указывает подсудимый.

    Фрагмент спектакля "Сон в летнюю ночь", Гоголь Центр

    Перешли к обсуждению покупки рояля: вся роль режиссера в судьбе инструмента заключалась в определении места, где он стоял. "Я не знаю стоимости рояля. Ну примерно 5 миллионов рублей. Рояль хороший. "Ямаха", — рассказывает Серебренников.

    Теперь режиссер рассказывает о том, как и чем оборудовалась площадка "Платформы".

    "Мне было неизвестно кто и что арендовал или покупал для запуска проекта, мне неизвестно, как все это оплачивалось. Эти вопросы нужно адресовать к генпродюсеру или ди⁠ректору", — указывает режиссёр.

    Серебренников также отмечает, что не имел никакого отношения к отчетной документации, которую АНО "Седьмая студия" представляла в Министерство культуры.

    "Предполагаю, что этим занимался генеральный продюсер или бухгалтерия, это же их зона ответственности. Но досконально я не знаю кто этим занимался", — говорит обвиняемый.

    Серебренников продолжает рассказывать о том, что его участие в подготовке проекта "Платформа" ограничивалась лишь подготовкой творческой документации и не касался денежной составляющей. По его словам, денежную смету на тот или иной спектакль готовили менеджеры, а он, как представитель творческой группы, никакого участия в определении предполагаемой стоимости спектаклей не принимал.

    Серебренников и его защита возвращаются к вопросу, принимал ли он участие в подготовке госконтракта вместе с Апфельбаум.

7 ноября на едва начавшемся процессе по делу «Седьмой студии» неожиданно состоялся допрос основного фигуранта Кирилла Серебренникова. Он рассказал суду, что не мог организовывать хищение бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», поскольку не занимался финансовыми вопросами, создать «Седьмую студию» ему посоветовали в Министерстве культуры, а бухгалтер Нина Масляева, на показаниях которой во многом строится обвинение, сама в их организации не прошла внутреннего аудита.


Изначально предполагалось, что в первый день слушаний по существу уголовного дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы будет зачитано обвинительное заключение, после чего допросят одного из свидетелей обвинения. Однако заседание прошло по другому сценарию. Впрочем, началось заседание со стандартных процедур - установления личностей подсудимых режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего худрука АНО «Седьмая студия», ныне «Гоголь-центра», директора ярославского Театра им. Федора Волкова Юрия Итина (в АНО он работал гендиректором), экс-генпродюсера студии Алексея Малобродского и экс-руководителя департамента Минкульта, ныне руководителя РАМТ Софьи Апфельбаум. Кроме того, суд проверил, все ли адвокаты на месте. Напомним, предыдущее заседание было перенесено из-за болезни адвоката Ксении Карпинской.

После этого произошло небольшое недоразумение, вызвавшее оживление в зале. Представитель Минульта Никита Слепченков, утвердительно отвечая на вопрос судьи, поддерживает ли он иск министерства к обвиняемым в размере 133,2 млн руб., упорно называл последних потерпевшими. Что вызвало недоумение у председательствующей Ирины Аккуратовой. Подсудимые иск не признали, а Кирилл Серебренников добавил, что он «не крал и не воровал» и ничего, кроме театральной труппы, не организовывал (напомним, Следственный комитет России (СКР) считает его организатором хищений).

После этого прокурор Олег Лавров зачитал обвинительное заключение. Согласно версии следствия, в 2011 году была создана «устойчивая сплоченная преступная группа», в которую помимо подсудимых вошли также бухгалтер Нина Масляева (заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, ее дело выделено в отдельное производство) и продюсер Екатерина Воронова (в розыске). Фигуранты, говорится в деле, похищали бюджетные средства под видом реализации инновационной культурной программы «Платформа», а инструментом для совершения преступлений стала созданная в том же году господином Серебренниковым АНО «Седьмая студия». Все началось с того, считают в СКР, что в Минкульте был подготовлен конкурс на реализацию программы с условиями, соответствующими возможностям «Седьмой студии». АНО стала его единственным участником, и тендер был объявлен недействительным, после чего «Седьмая студия» получила контракт. Первый транш на проект составил 10 млн руб., которые затем, по данным СКР, были перечислены подконтрольному ИП Синельникову. Затем средства перечислялись, по версии следствия, ООО «Маркет групп», ООО «Премиум», ИП Артемовой, ООО «Актив», ООО «Нескучный сад» и др. Хищения по такой схеме, считает СКР, совершались до июля 2014 года. При этом, говорится в деле, Кирилл Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой, взял на себя контакты с Минкультом, которое выделяло средства на проект, Юрий Итин занимался хозяйственными вопросами, Алексей Малобродский и Нина Масляева выводили деньги на подконтрольные фирмы, обналичивали и распределяли их, а Софья Апфельбаум заверяла сметы «Седьмой студии» без их надлежащей проверки. В общей сложности, по подсчетам СКР, было похищено свыше 133 млн руб.

После выступления прокурора, занявшего более двух часов, судья спросила подсудимых, понятно ли им обвинение и признают ли они вину. Один Юрий Итин сказал, что ему понятно, в чем его обвиняют, но вины, правда, не признал. Остальные фигуранты заявили, что суть обвинения им так и осталась неясна. Господин Серебренников, например, сказал: «Слова понятны, язык русский, но смысл понять не могу». «И даже бедный Олег,- добавил режиссер, указав на прокурора,- тоже, по-моему, не понимает». Господин Серебренников также попросил Минкульт «не тушеваться и разъяснить, в чем мы обманули государство».

Судья предоставила 10 минут для консультаций подсудимых с адвокатами по поводу предъявленных обвинений, но позиции фигурантов это не изменило. Госпожа Апфельбаум лишь напомнила, что Счетная палата не раз проверяла реализацию проекта «Платформа» и замечаний не высказывала.

После этого при обсуждении процедурных вопросов господа Серебренников, Малобродский и госпожа Апфельбаум неожиданно заявили, что желают дать показания немедленно, чем заметно удивили судью: как правило, до допросов обвиняемых дело доходит лишь после того, как выступят свидетели обвинения и защиты. Однако судья согласилась.

Допросить за оставшиеся два часа заседания удалось лишь Кирилла Серебренникова, да и то не полностью. Отвечая на вопросы своего адвоката и время от времени делая вольные отступления, режиссер рассказал, что проект «Платформа» был разработан им в 2010–2011 годах. «Было горько за родину, не было развито такое направление - мультижанровость, искусство на стыке искусств. Я хотел соединить театр, танец, музыку и медиа»,- пояснил обвиняемый. «Когда меня в 2011 году позвали на встречу с президентом (Дмитрием Медведевым.- “Ъ” ), я передал ему листики с предложением,- сообщил господин Серебренников.- После чего фельдъегерской почтой мне был доставлен ответ, что проект одобрен. Был предложен срок в три года как минимальный. И небольшой бюджет - не самого лучшего и богатого театра».

Господин Серебренников подчеркнул, что создание «Седьмой студии» было предложено в Минкульте для удобства финансирования проекта, правда, кем конкретно был дан этот совет, вспомнить не мог:

«Дяденькой в сером костюме из экономического отдела». По словам режиссера, он привлек к созданию АНО Юрия Итина, а тот - Алексея Малобродского. При этом использовались типовые документы. Сам же худрук, по его словам, подписывал с Минкультом лишь рамочные соглашения, не особо вникая в их суть и не касаясь финансовых проводок: «Я ни черта в них не понимаю». Господин Серебренников отметил, что все руководители в АНО получали зарплату в 100 тыс. руб. Что касается покупки им квартиры в Берлине (следствие считает, что она была приобретена на украденные средства), то, по словам господина Серебренникова, этим жильем он обзавелся до запуска «Платформы», на деньги, лежавшие на его банковском счету.

Отдельно Кирилл Серебренников остановился на личности Нины Масляевой. Он сообщил, что не знал при приеме бухгалтера на работу, что у нее имелась судимость, однако господин Итин рекомендовал ее как опытного специалиста-бухгалтера. Впрочем, отметил режиссер, когда в АНО провели внутренний аудит, госпожа Масляева скрылась и ее еле нашли. «Когда ей сообщили результаты аудита, она была недовольна,- сказал господин Серебренников.- И лишь во время следствия я выяснил, что Масляева получала больше меня».

Наконец, господин Серебренников вспомнил, что на первый спектакль в рамках проекта он выделил из личных средств полтора миллиона рублей, и такую же сумму дал Юрий Итин. «Деньги мне потом вернули наличными»,- сказал обвиняемый.

Допрос господина Серебренникова продолжится в четверг.

Владислав Трифонов

Что происходит в театре? Вокруг собралась толпа людей, в том числе известные актеры и режиссеры. Все хотят знать, чем закончится допрос худрука «Гоголь-центра»

Кирилл Серебренников. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Обновлено 22:22

В Следственном комитете завершился допрос худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Кирилл Серебренников покинул здание СКР. После допроса он остается в статусе свидетеля, заявил Business FM правозащитник Алексей Федяров. Вместе с ним по делу о многомиллионном хищении бюджетных средств, выделенных несколько лет назад некоммерческой организации «Седьмая студия», допрашивали еще как минимум троих человек, включая директора Российского академического молодежного театра Софью Апфельбаум. Последняя уже покинула здание СКР. Ранее обыски прошли в квартирах Серебренникова и Апфельбаум, а также в самом «Гоголь-центре».

Актер «Гоголь-центра» Никита Кукушкин, популярный у кинорежиссеров в ролях гопников, ругается с православным активистом Энтео. Тот приехал на мопеде и прямо под деревом рисует плакат, чтобы оперативно обвинить Серебренникова, а заодно Богомолова и Райкина в осквернении российской культуры. Кукушкин нервничает: вечером у него «Мертвые души», а репетиция прервана — непонятно, будет спектакль или нет. Лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров тоже не понимает — у него спектакль в малом зале, инструменты внутри.

Олег Нестеров лидер группы «Мегаполис» «Да, у нас сегодня спектакль должен быть. Я приехал на репетицию, «Свобода номер семь». Ничего не знаю. Стою и не понимаю, будет спектакль или не будет. Я пытаюсь дозвониться до помрежа, но, видимо, она внутри».

Внутри театра сотрудники и труппа, через адвоката оставшиеся снаружи узнают, что всех должны выпустить примерно в пять. На это же время созывают своих: к «Гоголь-центру» приезжают Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

Чулпан Хаматова актриса «Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра «Гоголь-центра», потрясены сегодняшними событиями. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском. Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо».

От театра заявлений никаких, однако уже к половине шестого к театру съезжается столько людей, что толпа занимает часть двухполосной улицы Казакова. В плотной толпе — режиссер Борис Хлебников.

Борис Хлебников режиссер «Просто какая-то очень шумно спланированная акция, какого-то абсолютного устрашения, совершенно мне неведомого. Это абсолютно показательное выступление, и начало четкого водораздела, лояльных и не лояльных. И это вообще выступление для всех. Вы посмотрите, все каналы собираются это освещать, и понятно, каким образом».

Около шести служебный вход театра, наконец, открывается — люди в балаклавах уезжают под аплодисменты, тех, кто участвует в вечерних представлениях, зовут внутрь. Приезжает режиссер Федор Бондарчук во вьетнамках, на ноги ему тут же наступают.

Федор Бондарчук режиссер «С утра раздаются звонки. Никто ничего не понимает. Из той информации, которую мы знаем из СМИ, тоже не сильно что-либо понятно. В попытке разобраться, что с Кириллом, я сюда и приехал, это первое. Второе — поддержать «Гоголь-центр», который я люблю и уважаю. Я считаю, что это безобразие. Я не думаю, что он куда-то собирался».

Тем временем на Казакова приезжает пустой автозак. Толпа не расходится, и уже трудно отделить тех, кто приехал на вечерние спектакли, от тех, кто хочет поддержать любимый театр: «Уважаемые граждане, просьба покинуть проезжую часть и не препятствовать проезду транспорта».

Сегодня в Мещанском районном суде Москвы состоялось третье заседание по делу о предполагаемых махинациях с бюджетными деньгами, которые в 2011–2014 годах выделялись театральному проекту «Седьмая студия». Третий день подряд подзащитный Кирилл Серебренников отвечает на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова. 13 ноября в 9:30 продолжится допрос Серебренникова прокурором.

Напомним, что все четверо фигурантов дела - режиссер Кирилл Серебренников, гендиректор студии Юрий Итин, генпродюсер «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и, работавшая ранее в Минкульте, Софья Апфельбаум - не признают своей вины перед потерпевшей стороной — Министерством культуры РФ.
Участников «театрального дела» обвиняют по части 4 статьи 159 УК в хищении бюджетных средств — 133 миллионов рублей. Эта статья предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы.

7 ноября, на первом заседании по рассмотрению дела по существу режиссер Кирилл Серебренников отвечал на вопросы своего адвоката Дмитрием Харитоновым. Режиссер более часа на вопросы, касавшиеся организационной структуры проекта «Платформа», отношений режиссера со всеми фигурантами дела. По признанию Серебренникова, будучи художественным руководителем проекта «Платформа», он не занимался финансовой документацией и хозяйственной деятельностью проекта, не участвовал в подготовке контракта с Минкультом, а о размере и порядке выплат сотрудникам узнавал только в случае задержки.

На втором заседании, 8 ноября, в процессе рассмотрения дела по существу , что у потерпевшей стороны, Министерства культуры РФ, появился новый представитель защиты – адвокат Александр Лебедев. Адвокат Ксения Карпинская сообщила суду о своих сомнениях относительно законности участия Лебедева, так как он был адвокатом свидетелей обвинения, а теперь представляет интересы потерпевшей стороны. После перерыва Софья Апфельбаум и адвокат Ксения Карпинская заявили отвод новому защитнику истца.

Сегодня, 9 ноября, на третьем заседании адвокат Поверинова объяснила, что в деле есть показания многих свидетелей - например, Махмутовой - которых допрашивали в присутствии Лебедева. При допросе с ним, по словам Повериновой, Махмутова изменила свои показания в сторону обвинения.

Но судья Ирина Аккуратова, посчитав ходатайство необоснованным, отказала в отводе адвоката Минкультуры Лебедева.

Затем адвокат Дмитрий Харитонов продолжил задавать вопросы Серебренникову, в процессе которого режиссер представил суду творческие отчеты и рассказал о реализованных и показанных проектах «Платформы»: спектаклях «Сон в летнюю ночь» , «Охота на Снарка», «Метаморфозы», «Диалоги», «Мальчики пахнут апельсинами», «Funny Dream», « Autland», «Dirty Deal», «Рожденный заново. История солдата», творческой лаборатории «Транскрипция», концертах «Восстание», «Катастрофа», «Стороны света», «Хардкор, только хардкор», «12.12.12», «Вася и отморозки», «Внутренняя Империя».

Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

Допрос продолжила прокурор Надежда Игнатова. На вопрос почему «Платформа» просуществовала три года режиссер сказал: «»Платформа» должна была и дальше работать. Но пришел новый министр культуры и сказал: вы знаете, все ваши эксперименты нам не нужны. И свернул все проекты с современным искусством. Все деньги, которые были выделены на это, он забрал себе. Куда он их забрал, вы сами и разберитесь».

«Никто из сотрудников «АНО «Седьмая студия» не согласовывал со мной вопросы расходования наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал», - в очередной раз повторяет подсудимый.

По ходатайству адвоката режиссера судья огласила электронную переписку Малобродского, Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина. В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году. Из переписки следует, что у «Платформы» было два долга: 10 миллионов рублей - это кредит на ее открытие, который был взят до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей - та сумма, которую вложили в создание «Платформы» из личных средств фигуранты дела.

Серебренников сообщил, что в 2014 году в «Седьмой студии» был проведён аудит, и он прошёл именно по его инициативе, потому что денег на проведение новых акций стало не хватать: «Был проведен аудит, при этом Нина Масляева уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. У меня остаются большие претензии к Масляевой», - подчеркнул режиссёр.

Затем прокурор Игнатова заявила ходатайтство об исследовании протокола осмотра предметов, изъятых в ходе обыска у помощницы Серебренникова Анны Шалашовой 23 мая. Далее судья зачитала переписку, которая, по объяснению Серебренникова, уже относилась к моменту, когда он приступал к созданию «Гоголь-центра» - люди переживали, что он бросит «Платформу».

Третье заседание Мещанского суда, рассматривающего «театральное дело» по существу, завершилось на следующем моменте (диалог опубликован порталом zona.media):

А что значит фраза «Итин…», - продолжает прокурор.

- «Итин реально ссыт связываться с ГЦ»? - перебивает его Серебренников.

Слушатели снова смеются; пристав зычно кричит «Потише!», судья просит обвиняемого не произносить вслух такие слова. Серебренников объясняет, что речь идет о том, что у Ярославского театра, который возглавлял Итин, репутация классического театра, а у «Гоголь-центра» - репутация «отморозков»».

Судья переносит заседание на 13 ноября на 9:30. Допрос Серебренникова прокурором продолжится во вторник.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, назвавший в интервью ТАСС театр Серебренникова «инновационным», свою позицию по делу «Седьмой студии», потому что, с точки зрения главы министерства, это будет рассматриваться, как давление на суд.