Объекты охраняемые смежным правам. Смежные права

Статья 35. Сфера действия смежных прав

1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если:

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи;

Распространение. Ст. 33 1. разрешается использовать распространяемые работы на благо людей с ограниченными возможностями, при условии, что такое использование непосредственно связано с их инвалидностью, не доходное характер и осуществляется в размерах вследствие характера инвалидности.

Статья 33 2. Использование произведений для целей общественной безопасности или для административного, судебного или законодательного разбирательства и сообщений о таких разбирательствах. Статья 33 3. Только для того, чтобы рекламировать публичную выставку или публичную продажу произведений, необходимо использовать копии уже разосланных работ, в той мере, в которой это оправдано путем продвижения выставки или продажи, за исключением других коммерческих целей.

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с положением пункта 3 настоящей статьи.

2. Права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если:

1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

Статья 33 4. Вы можете использовать работы в связи с представлением или ремонтом оборудования. Статья 33 5. Использование произведения в виде здания, его чертежа, плана или другого соглашения с целью реконструкции или ремонта здания. Вы можете использовать произведения в пределах разрешенного использования при условии, что вы включаете имя создателя и источника. Создатель и источник должны учитывать существующие возможности.

Создатели не имеют права на вознаграждение, если законом не предусмотрено иное. Статья Разрешенное использование не может нарушать нормальное использование произведения или согласовываться с законными интересами автора. Продолжительность авторского права на права собственности.

3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

(4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия смежных прав. (в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ))

Искусство За исключением случаев, предусмотренных в Законе, права собственности автора истекают в конце семидесятых. Если ограничения по времени действия авторских прав начинается с распространения работы и работы в распределенной части, разделы, части или вставок, срок исчисляется отдельно от даты распространенности каждой из этих частей. Срок действия авторских прав на права собственности засчитывается в течение года, следующего за годом, в котором событие, с которого установлены сроки, указанные в ст. 36 и ст.

Производители или издатели копий литературных, музыкальных, пластических, фотографических и картографических произведений, которые не пользуются защитой авторских прав, обязаны передать в Фонд, упомянутый в ст. 111, оплата в размере от 5% до 8% от валовой выручки от продажи копий этих произведений. Это относится к публикациям, опубликованным на территории Республики Польша.

Статья 36. Субъекты смежных прав

1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

2. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Продюсеры и издатели должны производить платежи, указанные в пункте 1. 1, за квартальные периоды до конца месяца, следующего за концом квартала, в котором были получены поступления от продаж. Министр культуры и национального наследия определяет в порядке регулирования процент, упомянутый в пункте 1.

Передача авторских прав на права собственности. Если законом не предусмотрено иное. Соглашение о передаче авторского права или лицензии на использование произведения, именуемое в дальнейшем «лицензия», охватывает сферы деятельности, указанные в нем. Не имеет значения, есть ли у вас контракт на все работы или все произведения того же жанра одного и того же художника, которые будут созданы в будущем.

3. Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

4. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

Контракт может охватывать только те области деятельности, которые известны на момент его заключения. Создатель произведения, используемого или включенного в аудиовизуальную работу, и произведение, включенное в коллективную работу, после появления новых способов эксплуатации работ, не без оснований отказывается разрешить использование этой работы в аудиовизуальной работе или коллективной работе в областях эксплуатации, неизвестных на момент заключения. соглашение.

Если законы об авторском праве одного из соавторов должны были попасть в Государственное казначейство в качестве законного наследника, эта часть принадлежит выжившим соавторам или их преемникам в зависимости от размера их акций. Если договор не показывает, что передача авторского права или лицензии является бесплатной, у создателя есть право на вознаграждение.

латинской буквы "Р" в окружности: (P);

имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

Статья 37. Права исполнителя

1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

Если в договоре не указывается размер вознаграждения, размер вознаграждения определяется с учетом сферы действия предоставленного закона и преимуществ, получаемых в результате использования произведения. Статья В случае грубого несоответствия между вознаграждением автора и интересами покупателя авторских прав или лицензиата автор может потребовать соответствующего увеличения размера вознаграждения судом.

Искусство Если в договоре не указано иное, создатели имеют право на отдельное вознаграждение за использование произведения в каждой отдельной области деятельности. Если в договоре не указано иное, создатель сохраняет исключительное право санкционировать осуществление авторских прав в соответствии с авторским правом, несмотря на то, что договор был решен для передачи всех прав, защищенных авторским правом. Если вознаграждение создателя зависит от суммы поступлений от использования произведения, создатель имеет право получать информацию и информацию в объеме, необходимом для документации, необходимой для определения размера этого вознаграждения.

право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

2. Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

Если вознаграждение художника составляет процент от продажной цены экземпляров произведения и цена увеличивается, авторы должны сделать согласованный процент от проданных копий по более высокой цене. Одностороннее снижение цены продажи копий до конца года после публикации работы не влияет на размер вознаграждения. Стороны могут продлить этот срок.

Если в договоре не указывается, как использовать эту работу, она должна соответствовать характеру и назначению работы и принятым обычаям. Правопреемник, даже если он приобрел все авторские права, не может, без согласия создателя, вносить изменения в произведение, если только они не вызваны очевидной необходимостью, и у создателя не будет законной основы для их противодействия. Это в равной степени относится к работам, срок действия которых защищен авторским правом.

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (статья 39 настоящего Закона);

В частности, отдельными областями деятельности являются. Размещение на рынке оригинала или копии произведения в Европейском экономическом пространстве исчерпывает право санкционировать дальнейшее распространение такой копии на территории Республики Польша, за исключением его аренды или кредитования.

Если в договоре не предусмотрено иное, передача права собственности на копию произведения не приводит к передаче авторских прав на произведение. Если иное не указано в соглашении, передача авторских прав не приводит к передаче копии произведения покупателю.

6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Примечание: Изменения к статьям 16, 37, 38 и 39 Закона, относящиеся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Покупатель оригинальной работы обязан сделать ее доступной для создателя в той мере, в какой это необходимо для осуществления авторского права. Однако первоначальный покупатель может потребовать от создателя адекватной защиты и оплаты за использование.

Статья Соглашение о передаче прав на авторские права должно быть в письменной форме в виде боли недействительности. Автор обязан доставить работу в срок, указанный в договоре, и если время не определено - сразу после завершения работы. Если создатель не может выполнить работу в течение установленного срока, организация-заказчик может назначить подходящий дополнительный срок с угрозой выхода и после его неэффективного истечения может выйти из договора.

3. Исключительное право исполнителя, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда:

первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;

воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;

Если заказанная работа дефектная, заказчик может установить правильное время для их удалений, и после истечения срока его действия, может отказаться от договора или требовать снижений оговоренного вознаграждения, если такие дефекты не являются следствием обстоятельств, за которые автор не несет ответственности. Изобретатель сохраняет в любом случае право на получение вознаграждения, не превышающее 25% от контрактного вознаграждения.

Если работа имеет юридические недостатки, организация-заказчик может отказаться от договора и потребовать компенсацию за нанесенный ущерб. Претензии, упомянутые в п. 1, истекает в момент принятия работы. Если покупатель не сообщит автору в течение шести месяцев с момента поставки работы его принятия, неакцепте или кондиционирования акцепт о внесении конкретных изменений в установленном своевременно, считается, что эта песня была принята без возражений.

воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями статьи 42 настоящего Закона.

4. Разрешения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, выдаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем.

Автор может отказаться или прекратить действие контракта из-за его или ее значительных творческих интересов. Если в течение двух лет после отзыва или прекращения, упомянутых в п. 1, создатель намеревается продолжить работу, обязан предлагать это использование покупателю или лицензиату, назначив ему для этой цели соответствующий термин.

При снятии или расторжении договора после принятия работ эффективность снятия или прекращения может быть произведена другой стороной договора, в зависимости от безопасности расходов, понесенных им в связи с договором. Тем не менее, вы не можете требовать возмещение, если нераспространение является следствием обстоятельств, не зависящих от создателя.

5. Разрешения, указанные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведения такой записи организациями эфирного или кабельного вещания не требуются, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфирного или кабельного вещания.

Положение пункта. 1 не применяется к архитектурным и архитектурно-городским, аудиовизуальным произведениям и произведениям, заказанным для их эксплуатации в аудиовизуальной работе. Если приобретатель экономических прав или лицензиатом, который обязался распространять работу, не начинайте распространение в пределах согласованного времени, а в случае его отсутствия - в течение двух лет с момента принятия работы, автор может отказаться от или расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков после неэффективный Дополнительный срок не менее шести месяцев.

Размер вознаграждения исполнителю за такое использование также устанавливается в этом договоре.

6. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи.

Если в силу обстоятельств, за которые покупатель или лицензиат несет ответственность, работа не была сделана доступной для общественности, создатель может потребовать, вместо компенсации за причиненный ущерб двойное вознаграждение в отношении конкретного соглашения по распространению работы, если лицензия не является эксклюзивным.

Статьи 1 и 2 не применяются к архитектурным и архитектурным и городским работам. Если публикация произведения производится в непригодной форме или с изменениями, на которые автор может обоснованно возражать, он может после безуспешной апелляции воздержаться от отмены или прекращения договора.

Предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

7. Исключительные права исполнителя, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам.

Статья 38. Права производителя фонограммы

1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

2. Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить фонограмму;

2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

3) распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

5) сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Примечание: Изменения к статьям 16, 37, 38 и 39 Закона, относящиеся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.

4. Исключительные права производителя фонограммы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам.

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения:

1) публичное исполнение фонограммы;

2) передача фонограммы в эфир;

3) сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

1. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы.

(в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) Примечание: Изменения к статьям 16, 37, 38 и 39 Закона, относящиеся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

2. Сбор, распределение и выплата вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (статья 44 настоящего Закона), в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.

3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, – специально уполномоченным органом Российской Федерации.

Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

4. Пользователи фонограмм должны предоставлять организации, указанной в пункте 2 настоящей статьи, программы, содержащие точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Статья 40. Права организаций эфирного вещания

1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

2. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

3) записывать передачу;

3. Исключительное право организации эфирного вещания, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда:

запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания;

Статья 41. Права организации кабельного вещания

1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

2. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организации кабельного вещания;

2) передавать передачу в эфир;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

3. Исключительное право организации кабельного вещания, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случай, когда:

запись передачи была произведена с согласия организации кабельного вещания;

воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 настоящего Закона.

Статья 42. Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания

1. В изъятие из положений статей 37 – 41 настоящего Закона допускаются без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:

1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

2) исключительно в целях обучения или научного исследования;

3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений статьи 39 настоящего Закона;

4) в иных случаях, которые установлены положениями раздела II настоящего Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства.

2. В изъятие из положений статей 37 – 41 настоящего Закона допускаются без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Воспроизведение фонограммы допускается при условии выплаты вознаграждения в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.

3. Не применяются положения статей 37, 38, 40 и 41 настоящего Закона в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии:

1) предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на передачу в эфир самой постановки, исполнения или передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;

2) ее уничтожения в пределах срока, который устанавливается в отношении записи краткосрочного пользования произведений литературы, науки и искусства, производимой организацией эфирного вещания в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Закона, за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в официальных архивах на основании его исключительно документального характера.

4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, применяются без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.

Статья 43. Срок действия смежных прав

1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.

2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.

5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

7. К наследникам (в отношении юридических лиц – к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи.

8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее - Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель - в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм - физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания - организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания - организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом - через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

- исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);


- фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;

- передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

************************************************************************

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.