Аудиовизуальное произведение. Аудиовизуальные произведения

Закон.Ру - официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Является ли телепередача или телепрограмма аудиовизуальным произведением / сложным объектом интеллектуальной собственности? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 6 января. URL:

Судебная практика свидетельствует о том, что суды нередко рассматривают телепрограммы и телепередачи как разновидность аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ).

Так, признавая телевизионную передачу объектом авторского права, суд указал следующее: «…по мнению суда, творческий труд, безусловно, присутствует в программах телеканала: в первую очередь имеется в виду труд операторов, снимающих программу, авторов сценария, создающих сценарий программы, режиссеров, выстраивающих съемочный процесс и определяющих очередность снимаемых сцен, режиссеров монтажа, осуществляющих последующий монтаж отснятого материала и наложение музыки» . Оценив доводы участника процесса, указавшего, что телепередачи относятся к объектам смежных прав и законодатель выделил их в отдельную категорию именно потому, что телепередачи не являются аудиовизуальными произведениями, суд подчеркнул: «…согласно ст. 1304 и ст. 1330 ГК РФ, объектом смежных прав является не сама телепередача, а право организации эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю телепередачи... При этом сама телепередача является аудиовизуальным произведением и объектом авторского права. В данном случае исключительное право телеканала на сообщение в эфир телепередачи, является дополнительным/смежным правом организации вещания по отношению к авторским правам на телепередачу, т.е. правам создавших ее лиц» .

Изложенная позиция вовсе не бесспорна.

Обратившись к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), можно увидеть, что в ней не упоминаются аудиовизуальные произведения, но прямо названы «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии » (ст. 2(1)). По смыслу ст. 14 Бернской конвенции кинематографические произведения (Cinematographic Works ) представляют собой созданные на основе литературных и художественных произведений кинематографические постановки. При этом в соответствии со ст. 14bis Бернской конвенции кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения.

Далее нельзя не вспомнить Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений, или иначе - Договор о реестре фильмов (Treaty on the International Registration of Audiovisual Works (Film Register Treaty) ) . Его ст. 2 ("Audiovisual Work" ) устанавливала: «Для целей настоящего Договора «аудиовизуальное произведение» означает любое произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия». Следует специально подчеркнуть, что целью данного договора было создание международного реестра фильмов и выражение «аудиовизуальное произведение» использовалось как синоним слова «фильм».

Россия в Договоре о реестре фильмов не участвовала. Вместе с тем понятие аудиовизуального произведения, содержащееся в ст. 2 этого международного договора, а также положение ст. 2(1) Бернской конвенции, были воспроизведены в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Затем определение, содержащееся в ст. 2 Договора о реестре фильмов, дополненное положением ст. 2(1) Бернской конвенции, было воспроизведено в п. 1 ст. 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Изложенное позволяет заключить, что под аудиовизуальными произведениями следует понимать именно фильмы (кинофильм, телефильм, видеофильм), но не телепередачи и телепрограммы.

Развивая сказанное, необходимо указать следующее.

Отечественный законодатель относит аудиовизуальные произведения к сложным объектам интеллектуальной собственности, под которыми в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ понимается объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что список сложных объектов интеллектуальной собственности носит закрытый характер и в него включено лишь 4 разновидности: (1) кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения; (2) театрально-зрелищные представления; (3) мультимедийные продукты; (4) базы данных.

Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности. Подтверждает этот вывод и то, что все чаще звучат предложения о введении в ГК РФ нового объекта интеллектуальной собственности - формата телепередач притом, что во всем мире он к таковым не относится .

Исходя из сказанного можно заключить, что на сегодняшний день действующее отечественное законодательство не позволяет относить телевизионные программы и телевизионные передачи к аудиовизуальным произведениям, являющимся сложными объектами интеллектуальной собственности.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видеопроизведе- ний, которые рассчитаны, как правило, на одновременное слуховое и зрительное восприятие аудиторией. Сюда относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные и т.д.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные и т.д.), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.д.), слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов. Так, творческий вклад в создание такого комплексного произведения, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое. При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки и макеты декораций, костюмы, реквизиты и т. п., могут существовать и использоваться отдельно от фильма и нередко имеют значение самостоятельных объектов авторского права. Другие компоненты, в частности творческий вклад режиссера, оператора, артистов и некоторых других лиц, могут быть выделены лишь теоретически, но практически не поддаются обособлению от фильма в целом и не могут быть использованы самостоятельно1.

Как бы то ни было, очевидно, что фильм, как и другие аудиовизуальные произведения, создается творческими усилиями многих лиц, что дает теоретические основания для признания их соавторами. Однако и в прежнем, и в ныне действующем законодательстве данный вопрос решен иным образом. Согласно ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на любые фильмы (за исключением любительских) принадлежало предприятиям, осуществившим их съемку.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ -«Об авторском праве и смежных правах» авторами аудиовизуального произведения признаны три лица: режиссер-постановщик, сценарист и автор музыки, специально созданной для этого аудиовизуального произведения. Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом. В этом по российскому законодательству проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений1.

Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению. Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые были опубликованы ранее и использованы телевидением без переработки. В этом случае их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования. Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым телепроизведением.

В настоящее время правовой режим аудиовизуальных произведений имеют и видеозаписи. Закон РФ -«Об авторском праве и смежных правах» в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 141-142), следуя опыту западных стран и руководствуясь Римской конвенцией, не отнес их к объектам смежных прав, с которыми они совпадают по своей сущности. В этих условиях видеозаписи должны рассматриваться и охраняться как особый вид аудиовизуальных произведений, поскольку полностью отвечают закрепленным законом признакам последних.

Как оформить взаимоотношения продюссерского центра в лице ИСПОЛНИТЕЛЯ с певцом (заказчик) по созданию для него аудиовизуального произведения (видеоклипа)?

Ответ

Можно заключить договор на создание аудиовизуального произведения (договор подряда или договор оказания услуг) и отчуждение исключительных прав. По договору авторского заказа Исполнителем не может быть юрлицо.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное ( ГК РФ).

После выполнения работ по договору, то есть после создания фильма, составляется авторский договор, по которому компания передает заказчику имущественные (исключительные) авторские права. Заключается либо лицензионный договор (четко прописываются отдельные передаваемые права и срок действия, о нем в , ГК РФ) или договор об отчуждении исключительных прав (передаются все права и навсегда, ГК РФ).

Квалифицирующим признаком договора об отчуждении исключительного права на произведение является его предмет - по такому договору отчуждается весь комплекс исключительных прав на весь срок их действия.

К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические произведения, в том числе теле- и видеофильмы, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации ( ст. 1263 ГК РФ).

Аудиовизуальное произведение считается сложным объектом авторских прав, поскольку включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности ( ст. 1240 ГК РФ).

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария;
  • композитор, создавший музыкальное произведение специально для аудиовизуального произведения
  • Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения,

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам, либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта (продюсер), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Можно заключить договор на создание видеоклипа с отчуждением исключительных прав.

Такую обязанность важно конкретизировать в договоре, а именно:

Момент передачи исключительного права

Обычно стороны вправе самостоятельно установить, когда правообладатель должен передать приобретателю исключительное право:

  • либо непосредственно в момент заключения договора;
  • либо через определенный срок со дня оформления отношений.

Исключение составляет случай, когда . В такой ситуации правообладатель может исполнить свою обязанность только спустя некоторое время после того, как стороны заключат договор. А именно в момент регистрации перехода исключительного права (). Если стороны предусмотрят иной момент передачи права (например, в день заключения договора), в случае спора суд не примет это условие во внимание ( «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее - постановление № 5/29).

При согласовании условия о моменте передачи исключительного права имеет смысл правильно сформулировать действие, которое должен будет совершить правообладатель. Дело в том, что закон разрешает употребить в договоре любую из следующих формулировок: «передает», «обязуется передать» (). Однако на практике формулировку стоит выбрать в зависимости от срока исполнения обязанности правообладателя.

Если приобретатель намерен получить исключительное право непосредственно в момент заключения договора, то формулировка условия может быть любой («передает» или «обязуется передать»).

Примеры формулировок условия о передаче исключительного права в момент заключения договора

Вариант 1.

передает

2.1. Правообладатель передает исключительное право на Программу в момент заключения настоящего договора».

Вариант 2.

«1.1. Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на программу для ЭВМ «Альфа» (далее по тексту - Программа) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Приобретатель получает исключительное право на Программу в момент заключения настоящего договора».

Если же приобретатель намерен () получить исключительное право через тот или иной промежуток времени (например, через 10 дней с момента заключения договора либо в момент регистрации перехода исключительного права), то лучше выбрать только одну формулировку - «обязуется передать». В противном случае (т. е. если договор будет содержать фразу «правообладатель передает») между сторонами могут возникнуть недопонимание и споры.

Обоснование

По мнению многих специалистов в области права и некоторых судов, возможность использовать формулировки «передает» и «обязуется передать» свидетельствует о том, что договор об отчуждении исключительного права можно заключить по двум разным моделям:

  • при формулировке «обязуется передать» договор будет считаться консенсуальным, то есть заключенным в момент получения лицом, направившим , ее ();
  • при формулировке «передает» договор будет считаться реальным, то есть заключенным с момента фактической передачи исключительного права ().

В частности, при рассмотрении одного из споров Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу: «...по своей юридической природе договор об отчуждении исключительного права может быть как реальным, так и консенсуальным, что прямо следует из ст. 1234 ГК РФ, одна сторона, правообладатель, передает (признак реального договора) или обязуется передать (консенсуальный договор)» ( , оставлено без изменения, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Если следовать такой логике, то получится, что стороны не заключат договор, если одновременно:

  • выберут формулировку «передает»;
  • предусмотрят обязанность правообладателя передать исключительное право в будущем (т. е. в течение определенного срока с момента заключения договора или в момент регистрации перехода исключительного права).

Другими словами, условие о реальном характере договора («правообладатель передает») будет противоречить условию об исполнении обязательства в будущем. Ведь по реальному договору именно момент передачи права считается моментом совершения сделки.

В итоге между сторонами могут возникнуть разногласия. Например, если приобретатель выплатит правообладателю аванс, то фактически это будет означать, что правообладатель получил деньги по несуществующему обязательству, то есть неосновательно обогатился.

Впрочем, на практике суды крайне редко обращают внимание на формулировки «передает» и «обязуется передать». Более того, есть мнение, что договор об отчуждении исключительного права вообще не может быть реальным, поскольку передача некоего абстрактного права нельзя отождествлять с передачей вещи (материального объекта).

Однако, чтобы полностью обезопасить себя от споров, связанных с заключенностью договора при передаче исключительного права в будущем, нужно прямо указать на консенсуальный характер соглашения, то есть выбрать формулировку «обязуется передать».

Пример формулировки условия о передаче исключительного права по истечении определенного срока с момента заключения договора

«1.1. По настоящему договору Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на литературное произведение «Альфа» (далее по тексту - Произведение) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Правообладатель должен передать исключительное право на Произведение через 10 (десять) дней с момента заключения настоящего договора».

Пример формулировки условия о передаче исключительного права с момента государственной регистрации перехода этого права

«1.1. По настоящему договору Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на товарный знак «Альфа» (далее по тексту - Товарный знак) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Обязанность Правообладателя по передаче исключительного права на Товарный знак считается исполненной в момент государственной регистрации перехода этого права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Как приобретателю сформулировать условие о передаче исключительного права правообладателем, если стороны решили не предусматривать момент перехода такого права к приобретателю

Если регистрация не нужна, будет считаться, что исключительное право переходит к приобретателю в момент заключения договора. В таком случае в тексте договора : «правообладатель передает исключительное право» либо «правообладатель обязуется передать исключительное право».

Если переход исключительного права необходимо зарегистрировать, это право перейдет к приобретателю в момент регистрации, то есть уже после заключения договора. В такой ситуации - «правообладатель обязуется передать исключительное право».

Вместе с тем, оптимальный вариант - . Это в максимальной степени снизит риск недопонимания и споров между сторонами.

Перечень передаваемых документов (материальных объектов)

В договоре имеет смысл указать, какие именно документы и (или) иные материальные объекты правообладатель должен передать приобретателю.

Обоснование

Считается, что сама по себе передача исключительного права не требует от правообладателя совершать какие-либо дополнительные действия (в отличие, например, от договора купли-продажи, где продавец чаще всего должен передать конкретную вещь). Другими словами, наступление , в который правообладатель должен передать исключительное право, - это и есть свидетельство того, что приобретатель соответствующее право получил.

Однако иногда факт отчуждения исключительного права предполагает передачу приобретателю каких-либо материальных объектов (документов, оптических дисков и т. д.). Если правообладатель не передаст такие объекты, приобретатель не сможет использовать результат интеллектуальной деятельности должным образом. Например, если предмет договора - , то правообладателю недостаточно сослаться на передачу исключительного права на ноу-хау в определенный срок; необходимо предоставить конкретные сведения, составляющие секрет производства.

Таким образом, обязанность передать исключительное право порой тесно связана с обязанностью передать приобретателю материальные объекты.

Чтобы снизить вероятность недопонимания и споров между сторонами, передаваемые объекты имеет смысл перечислить в договоре.

Пример формулировки условия об обязанности правообладателя передать приобретателю материальные объекты

«Правообладатель обязан передать Приобретателю:

  • документы в бумажном виде на листах формата А4 - копии всей технологической и иной документации, содержащей сведения в области технологии производства компьютерного оборудования на основе процессора "Альфа 717-1", в отношении которых Правообладателем введен режим коммерческой тайны;
  • оптический диск DVD-R 4.7 GB 1-4x с текстовыми документами в формате ".doc", содержащими перечисленные выше сведения».

Имеет смысл предусмотреть срок передачи материальных объектов. Такой срок может превышать . Например, стороны могут установить, что правообладатель передает исключительное право в момент заключения договора, а необходимые документы - через три дня после этого.

В то же время приобретателю нужно проследить, чтобы такой срок не был слишком большим. В противном случае (например, если срок передачи документов будет равен одному году) приобретатель не сможет использовать объект интеллектуальной собственности в течение длительного промежутка времени (либо сможет использовать, но не в полной мере).

Пример формулировки условия о сроке передачи приобретателю материальных объектов

«В течение 5 (пяти) дней с момента заключения настоящего договора Правообладатель должен передать Приобретателю документы, перечисленные в пункте 2.3 договора».

Нужно ли приобретателю предусматривать в договоре обязанность сторон подписать акт приема-передачи исключительного права

Это делать необязательно.

Закон не устанавливает обязанности составлять акт приема-передачи исключительного права. На это не раз указывали суды. К примеру, при рассмотрении одного из споров Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу: «Мнение истца о невозможности передачи исключительного права на исполнение без акта приема-передачи противоречит физической картине мира....по акту приема-передачи физически вручать нечего. Поскольку акт приема-передачи не предусмотрен с целью фиксации юридической процедуры перехода исключительного права в качестве договорного условия, отсутствие такого акта, не обязательного в силу закона для договоров данного вида, является юридически безразличным обстоятельством» ( , оставлено без изменения , отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Не требуется оформлять акт приема-передачи и для целей налогообложения ().

В то же время в договоре не запрещено установить, что стороны все-таки должны подписать акт приема-передачи исключительного права. Такую обязанность можно предусмотреть, например, для того, чтобы в случае судебного спора обеспечить себе наличие еще одного письменного доказательства (в качестве которого будет выступать акт) наряду с доказательством в виде договора об отчуждении исключительного права (см., например, постановления Суда по интеллектуальным правам , ).

Если стороны решат указать в договоре на необходимость подписания акта приема-передачи, нужно проследить за тем, чтобы такой акт имел именно доказательственное значение, то есть подтверждал факт передачи исключительного права приобретателю.

Пример формулировки условия об обязанности сторон подписать акт приема-передачи исключительного права

«Факт передачи Приобретателю исключительного права на Произведение стороны обязаны подтвердить путем составления и подписания акта приема-передачи».

Вместе с тем, закон не запрещает придать документу правопорождающее значение, то есть установить, что приобретатель получает исключительное право с момента подписания акта приема-передачи. Однако предусматривать в договоре такое условие, как правило, не стоит. Удобнее и проще связать факт передачи исключительного права с . Даже если в этот день стороны не подпишут акт, приобретатель все равно получит исключительные права.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объектам авторского права. Существует несколько определений аудиовизуальных произведений. Рассмотрим одно из них.

Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

К аудиовизуальным произведениям относят кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы), независимо от способа их первоначальной или последующей записи. Важность аудиовизуальных произведений состоит в том, что они являются одним из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые появились ещё в конце XIX в. Впоследствии к кинофильмам добавились мультипликационные и анимационные фильмы, а в послевоенные годы, в связи с широким распространением телевидения, - телефильмы, видеофильмы и т.д.

В настоящее время при создании кинофильмов, видеофильмов и телефильмов все шире используется компьютерная анимация. Технологии виртуальной реальности оказывают радикальное влияние на производство аудиовизуальных произведений. Вполне возможно, что аудиовизуальные произведения в перспективе сольются с мультимедийными произведениями.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Однако именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведения являются объектами смежных прав.

На международном уровне вместо термина "аудиовизуальное произведение" используют "аудиовизуальное исполнение", т.е. негласно признается, что аудиовизуальные произведения - это объекты смежных прав. Более того, в декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конференция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между США, Европейским союзом и рядом развивающихся стран не удалось принять Договор ВОИС по аудиовизуальным исполнениям, хотя ᴇᴦο текст был подготовлен. В этом проекте договора вообще нет термина "аудиовизуальное произведение" (см. § 11.5), а используется только термин "аудиовизуальное исполнение".

Таким образом, в настоящее время на международном уровне аудиовизуальные произведения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т.е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения уже отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизуальные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Аудиовизуальные произведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аудиовизуальные произведения" 2015, 2017-2018.

Как это делается: продюсирование в креативных индустриях Коллектив авторов

Авторы аудиовизуального произведения и соглашения с ними

Подпунктом «а» п. 1 ст. 14-bis Бернской конвенции установлено, что «определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана». При этом в соответствии с п. 3 ст. 14-bis Бернской конвенции из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, которые созданы для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Во многих странах круг лиц увеличен. Как отмечено Р. Ш. Рахматулиной, во Франции к авторам АУП относятся оператор-постановщик, художник-постановщик, автор диалогов, автор переработки180.

В Российской Федерации круг лиц, которые являются авторами АУП, ограничен минимальным составом, установленным Бернской конвенцией:

К взаимоотношениям между указанными выше авторами применяются нормы о неделимом соавторстве. Отсюда проистекает правило относительно запрета отзыва произведения (ст.1269 ГК РФ), вошедшего в состав АУП. Законом установлено, что соавторами признаются граждане, которые создали произведение совместным творческим трудом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение181. Таким образом, АУП, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено в соглашении между ними.

Эта правовая норма является отличной гарантией для субъектов медиабизнеса. Она помогает использовать аудиовизуальный контент даже в случае разногласий с его авторами и/или правообладателями результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав АУП. Особый случай соавторства – осложненное иностранным элементом. К примеру, соавторство с участием иностранных и российских соавторов.

Продюсером с каждым из авторов АУП могут быть заключены договоры авторского заказа с условием об отчуждении исключительных прав (что делается чаще всего), либо с условием о передаче прав по лицензии. Лишь в случае наличия условия об отчуждении исключительных прав со всеми авторами АУП исключительные права на АУП полностью переходят к продюсеру. Как правило, продюсер всегда стремится получить от авторов АУП максимальный объем прав для того, чтобы иметь свободу действий в отношении конечного продукта (например, снять продолжение фильма). В некоторых случаях на подготовительном этапе продюсером может быть заключен опционный договор (фактически договор о намерениях) с кем-либо из авторов АУП, либо с заказчиком АУП.

В соответствии с российским законодательством, для которого этот тип договора – новелла, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных этим договором действий. При этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается182. Особенно важным является то, что данный договор позволяет установить условие о конфиденциальности и о том, что то или иное произведение, предназначенное для производства АУП, не будет передано конкуренту. Однако при этом такой договор не обязывает продюсера воплощать коммерчески невыгодные проекты и выплачивать стоимость произведений в убыток себе.

Примером может служить договор со сценаристом с условием о том, что автор обязуется никому не передавать свое произведение в течение определенного срока. Такое соглашение будет удобно для производящей компании в случае неопределенности относительно финансового успеха АУП. В случае успешного использования сценария со сценаристом заключается договор о передаче прав на сценарий.

Опционные договоры , в случае заключения их между производящей компанией/продюсером и заказчиком АУП (к примеру, телеканалом), являются своеобразным гарантом для продюсера от возникновения ситуации, при которой телеканал отказывается от заказа, ознакомившись с идеей проекта, сам воспроизводит эту идею без затрат на аутсорсинг. Наличие опционного договора может стать подтверждением в суде того факта, что со стороны телеканала были определённые намерения приобрести права на медиапродукт и для этих целей ему была предоставлена необходимая документация. При такой ситуации суд может расценить производство телеканалом подобного продукта как недобросовестные действия. По крайней мере, так эта схема работает на западных медиарынках, и применяется в основном при продаже прав на телеформаты.

Следует отметить, что, называя договоры с авторами АУП договорами авторского заказа, мы подразумеваем, что такие договоры все же носят смешанный характер. Договор авторского заказа по своей природе уже смешанный. Он имеет элементы договора подряда, а также элементы договора об отчуждении прав, либо лицензионного договора. Создание в рамках этого же процесса объектов смежных прав еще более осложняет природу такого соглашения. Нередко композиторы являются и исполнителями, а режиссеры-постановщики, например, создают актерскую постановку, которая является исполнением. Следует отметить, что существует позиция, согласно которой процесс подготовки к созданию объекта смежных прав осуществляется в рамках договора оказания услуг183.

Из книги Домострой автора Сильвестр

60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться А которые слуги в лавках торгуют и покупают для домашнего хозяйства все нужное и разные припасы, по вечерам и на покое во всякое воскресенье должен сам хозяин с ними рассчитываться, в приходе и в расходе, в купле и

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

Введение, или Разговор о трех метафизических нитях, на которых висела Европа и Россия, а вместе с ними и весь мир Когда я говорю, что Европа висит, то не потому, что она висит (хотя она, может быть, и висит), а потому, что я вижу ее подвешенной. Она подвешена к необходимости

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Юридические соглашения Заключение брачного контракта - удобная и современная форма юридического оформления взаимоотношений между будущими супругами. Вопрос, этично ли предложить партнеру подобную «сделку» и не испортит ли брачный контракт развивающиеся отношения,

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Крыша, стены, что под ними Для меня вот уже семь лет самой большой загадкой в Гоа является то, как местные почтальоны ухитряются найти нужный им адрес, чтобы доставить корреспонденцию. Дома здесь располагаются без какого-либо видимого порядка. Если углубиться во дворы, в

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

А.Г. Аганбегян - Заработная плата и социальные реформы - туда ли мы с ними идем? «Экономические стратегии», № 05-06-2007, стр. 24–27 Очередная беседа академика РАН Абела Гезевича Аганбегяна с главным редактором «ЭС» Александром Агеевым посвящена положению дел со стоимостью

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Авторы Борис Кагарлицкий – директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО)Ирина Глущенко – доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭЕвгений Добренко – профессор Шеффилдского университета (Великобритания),

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Глава IV ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОРЫ Одна из важнейших характеристик читательской публики – ее литературные предпочтения. Ведь отношение к чтению, духовный мир читателя, его вкусы и интересы проявляются прежде всего в том, какие книги каких авторов он

Из книги Мода и искусство автора Коллектив авторов

Авторы Джоанн Б. Айхер (Joanne B. Eicher), почетный профессор и член руководства Университета Миннесоты, специалист по антропологии костюма. Является главным редактором «Энциклопедии мировой моды» издательства Berg, а также серии Berg «Одежда. Тело. Культура». Автор книг «Платье,

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Глава 4. Как защитить свои права и не нарушить чужих в сфере аудиовизуального

Из книги автора

4.3 Таисия Дёмина. Особенности договорных отношений при производстве аудиовизуального контента Таисия Дёмина – выпускница факультета Права НИУ ВШЭ, выпускница магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» НИУ ВШЭСегодня аудитория потребляет

Из книги автора

Правовая природа аудиовизуального произведения Аудиовизуальные произведения (далее – «АУП») – это особый тип контента, направленный как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Он оказывает ощутимое воздействие на сознание зрителя. Из этих основных признаков

Из книги автора

Композитор как автор аудиовизуального произведения Для каждого из авторов АУП договор авторского заказа приобретает свои особенности. Рассмотрим в качестве примера заказ композитору на создание музыки специально для включения в состав АУП.Композитор, который