Помещение с массовым пребыванием людей. Здания с массовым пребыванием людей Объектам массовым пребыванием людей относятся

Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.


Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".

Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей - ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.

Цитата: ППБ 01-03

16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Цитата: Правительство Москвы

Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

..............................
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек

Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ

Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более) оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.


Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.

Короче наши законотворцы как всегда на высоте

«Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах» необходимо применять кабельные изделия в исполнении нг(A)-HF.

Поэтому, при выборе типа исполнения кабелей для электропроводок в здании, сооружении или отдельном помещении (так же и во многих других случаях) необходимо проверить, не имеет ли строящееся (реконструируемое) здание признаки массового пребывания людей.

К сожалению, в различных нормативно-технических документах (НТД) используются различные, противоречащие друг другу определения зданий и помещений с массовым пребыванием людей. Например, в действующих в настоящее время НТД (январь 2017 года) имеем:

Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (действует с 01.09.2014г.), пункт Б.20 в Приложении Б:

Б.20 : Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.).

Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (действует с 01.05.2009г.):

3.71 помещение с массовым пребыванием людей : Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м 2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м 2 .

Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ":
5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей , руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

То есть в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 имеется более «жесткое» требование, чем в приведенных выше сводах правил. В соответствие с этим документом при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.

В предыдущих Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года, (утратили силу 22.07.2012 на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306)

во втором абзаце пункта 16 было записано:

«На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».

Это требование не было учтено при разработке многих нормативных документов, что привело к путанице в классификации зданий.

В некоторых городах действуют свои правила классификации зданий и сооружений.

Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 мая 2008 года N 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы» (с изменениями на 25 августа 2009 года), которое действовало с 06.05.2008 по 24.03.2016

в пункте 3 Приложения к Постановлению было записано:

«Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек».

При столь широком диапазоне требований к классификации зданий сложно выбрать такие технические решения, которые устроили бы всех участников строительства и реконструкции зданий.

Но, что бы исключить замечания к проекту электроустановки здания следует выбирать наиболее «жесткие» требования и относить к зданиям с массовым пребыванием людей такие здания, в которых может находиться 50 и более человек. При этом в пояснительной записке к проекту следует ссылаться на Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ", что бы исключить непонимание со стороны заказчиков и инстанций, согласующих проект электроустановки.

Следует учитывать, что в Постановления Правительства очень часто вносятся изменения. Поэтому необходимо всегда использовать последнюю редакцию постановлений, сверяя тексты, в информационных системах Консультант плюс, КОДЕКС, ТЕХЭКСПЕРТ и других.

Из стандарта было бы рационально убрать термин «с массовым пребыванием людей» и вместо него ввести количественные критерии, например, для применения кабелей в исполнении нг(A)-HF:

Отдельные помещения в общественных, административных и производственных зданиях (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.), в которых могут находиться 50 и более человек, если на каждого человека приходится менее 1 м 2 площади помещения;

Производственные, общественные и административные здания (включая офисные), в которых может находиться 100 и более человек;

Общественные здания и здания-комплексы высотой более 55 метров;

Жилые здания высотой более 75 метров.

Примечание. Высоту зданий определять в соответствие с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009.

В этом случае удалось бы избежать ошибок, вызванных неоднозначной трактовкой термина «с массовым пребыванием людей».

К (Все статьи сайта)

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего блога и коллегам по цеху! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию обсудить определение помещения или здания с массовым пребыванием людей. Почему вопрос о том, считать или не считать какое то определенное помещение (здание) помещением (зданием) с массовым пребыванием людей стоит так остро? Дело в том, что как мы знаем, при проектировании систем противопожарной защиты, кабельные сети предписывается предусматривать огнестойкими проводами и кабелями, согласно ГОСТ 31565-2012, табл. 2 «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара» – кабели марок FRLS или FRHF .

Однако тем же ГОСТом и той же таблицей, только пунктом выше, для зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, предписывается предусматривать исключительно кабель безгалогенных марок, то есть FRHF , исключая использование марок FRLS. «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, во внутренних электроустановках, а также в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах».

Ну вот собственно и суть проблемы – люди пытаются прояснить для себя относится ли их конкретное здание к зданию с массовым пребыванием людей для того чтобы понимать – можно или нельзя при проектировании систем противопожарной автоматики использовать кабель марок FRLS, который понятное дело, на порядок дешевле чем кабель марок FRHF. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю пытаться оперировать конкретными определениями, обозначенными в нормативных документах. Итак, что такое здание с массовым пребыванием людей? Видимо это есть здание или сооружение, включающее в свой состав помещение или помещения с массовым пребыванием людей. Прекрасно, теперь рассмотрим как трактуют различные нормативные документы понятие – «помещение с массовым пребыванием людей»:

  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Примерно то же самое было изложено в утратившим силу документе ППБ 01-03 «п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре».

Теперь смотрим что говорится по данной теме в СП5.13130-2009:

«3.71 Помещение с массовым пребыванием людей

Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.». Замечательно, не правда ли? Это уже совсем другое дело – если есть торговый зал магазина, площадью к примеру 400 кв.метров, то наличие в торговом зале 50 человек, согласно п.3.71 СП5.13130-2009, абсолютно не относит помещение торгового зала к категории помещения с массовым пребыванием людей, так как для этого необходимо уже присутствие в торговом зале 400 х 1 = 400 человек! Или как считать – 1 человек на квадратный метр площади не общей, а за исключением площади занятой стеллажами и прилавками? Есть вопросы! Посмотрим, что нам скажут другие документы.

СП 118.13330 – 2012 “Общественные здания и сооружения”, приложение «Б», п.Б20 – Термины и определения:

«Помещение с массовым пребыванием людей

Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)». Ну собственно, то же самое, что и в СП5.13130-2009.

  1. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения следующее трактовку «помещения с массовым пребыванием людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей – помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

Ну в общем, можно проанализировать полученные из нормативных документов данные и попробовать решить – какой из документов главнее, так как данные, как мы видим, разные. Самый суровый документ – , утвержден Постановлением Правительства РФ и подписан В.В.Путиным. – серьезный документ, имеет статус «Действующий», определяет критическую «планку» – 50 человек и определение не зависит от площади и назначения объекта.

С другой стороны, СП5.13130-2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ), (утвержден Министерством регионального развития России), СНиП 41-01-2003 (утвержден Госстрой РФ), СП 7.13130.2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ) – много документов, все имеют статус «Действующий», говорят они об одном и том же – Помещение с массовым пребыванием людей – это помещение более 50 кв. метров с числом более 1 чел. На 1 кв.метр помещения. Непонятно только сколько квадратных метров делить на количество людей – общую площадь помещения (например полученную в результате перемножения габаритов торгового зала), либо площадь, к примеру того же торгового зала, за вычетом площади, занимаемой торговым оборудованием, т.е. стеллажи, стойки с товарами, торговые прилавки, кассы и прочее. Заметьте! Ни в одном приведенном выше документе четко не сказано что площадь, занятую столами для заседаний, прочей мебелью, торговыми прилавками, фикусами напольными и прочим надо вычесть из общей площади помещения, следовательно именно ее – общую площадь и принимаем в расчетах!!! Рассмотрим на примере – пусть будет тот же, упомянутый ранее, торговый зал магазина, общей площадью 400 кв.м. Из этих 400 кв.м. более половины – ну пусть 250 кв.м. занято торговым оборудованием, следовательно для прогулок Посетителей магазина остаются «чистыми» только 150 кв.м. из общих четырехсот. Проверим наши расчеты, исходя из положений СНиП 31-06-2009, пункт 5.23, которого гласит: «5.23. Для расчёта путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчёта на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания - 3,0 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием;»

Ну все – делим-умножаем. Всего у нас 400 м2, включая площадь, занятую оборудованием – делим на 3, т.е. 400/3 = 133,33 человека максимум может находиться на расчетных площадях, исходя из положений СНиП 31-06-2009. Ну что, подходя к вопросу разумно, вполне можно допустить, что на доступных, свободных от торгового оборудования, 150 квадратных метрах торгового зала, в часы распродаж, могут уместиться 133 человека с тележками и корзинками, теснящихся в плотной очереди в забитом битком магазине. То есть, это будет очень густо «населенный» людьми магазин и более массовое скопление людей в данном помещении уже сложно представить – больше людей уже просто вряд ли влезет в помещение. Что нам скажут приведенные нами нормы по поводу такого торгового зала? Смотрим. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» однозначно говорят – «ДА», этот торговый зал – есть помещение с массовым пребыванием людей. С другой стороны, СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 – хором говорят «НЕТ» – поскольку в помещении торгового зала менее 400 человек, а определение в этих документах – 1 человек на 1 кв.метр, т.е. указанный торговый зал не является помещением с массовым пребыванием людей. И что самое интересное, на мой взгляд, – это то что на площади 150 кв. метров (как мы выяснили) просто никак не смогут вместиться эти самые нормативные 400 человек, если они не залезут на шею друг другу. Это больше чем 2.6 человека на 1 свободный от торгового оборудования кв. метр площади (400/150 = 2,6666) – попробуйте втроем уместиться на один кв. метре площади – это получится только в том случае, если ваше личное окружающее пространство станет общим и даже интимным)) – бред в общем получается. Да в общем, даже 1 человек на 1 кв. метр площади в пустом помещении – это очень и очень ……..редкое явление, типа модной дискотеки или очереди за туалетной бумагой во времена перестройки или может еще автобус в часы пик. Скажем прямо – ни кинотеатры с театрами, ни залы заседаний и совещаний, а уж тем более рестораны (там человек чувствует себя за своим столиком свободно и комфортно) не будут никогда соответствовать приведенной критической норме – 1 человек на 1 кв. метр. Это абсурд. Следовательно, учитывая то что перестройка уже закончена, и очередей за туалетной бумагой у нас не наблюдается, помещением с массовым скоплением людей, в соответствии с СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 могут быть залы дискотек или салоны автобусов и трамваев в часы пик! Ну может быть, пофантазировав, еще что то можно придумать.

Итак, учитывая все вышеописанное, принимая во внимание разумность подхода к проблемному вопросу, а также тот факт что все таки Постановление Правительства РФ, которое утвердило «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», и оно – Постановление Правительства все таки главнее чем рекомендованные различными учреждениями СП, лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей (это ведь так же, можно рассматривать в контексте “объект”) – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание и строение любое (в контексте “объект”), на территории которого могут находиться единовременно 50 человек и более, вне зависимости от квадратных метров и назначения, также является объектом с массовым пребыванием людей. Уточнение внесено 08.04.18 г., после обсуждений положений статьи в комментариях. Ранее были написана фраза “объект, который включает в себя помещение с массовым пребыванием людей, есть объект с массовым пребыванием людей”. Благодарю всех участников обсуждения, написавших комментарии к статье! Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.

На этом, статью «Помещение с массовым пребыванием людей» завершаю, копировать ее для размещения на прочих ресурсах разрешаю с сохранением в копии всех приведенных ниже ссылок на наш сайт, предлагаю ознакомиться с прочими нашими статьями в блоге по ссылкам приведенным ниже:

– сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

– кабельные проходки «Стоп-огонь»

– пожарный извещатель на стене

– системы дымоудаления, компенсация

– исходные данные для проектирования

– отключение вентиляции при пожаре

– пожарный инспектор у Вас на предприятии

– степень защиты оболочки оборудования

нормативное расстояние между извещателями

– нафига козе баян?

Адресный пожарный извещатель – сколько на помещение?

Желаю всем постоянного повышения уровня знаний нормативных документов и успехов в Вашей трудовой деятельности!

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

Mы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Яндекс-ДЗЕН - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Навигация по записям

помещение с массовым пребыванием людей : 12 комментариев

  1. Поддержу тех, кто не согласен с выводами данной статьи. Да, “правила противопожарного режима в Российской Федерации” носят более жесткий характер, но в них нет четких признаков определения объекта с массовым пребыванием людей.
    В статье автор с самого начала искажает смысл того самого п. 5 данных правил, начиная считать возможность пребывания людей в ПОМЕЩЕНИИ. Причем “правила” говорят об ОБЪЕКТЕ (допустим здании) никак не привязываясь к помещениям внутри него.
    Автор делает вывод, цитирую:
    “…лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание, включающее в свой состав такое помещение будет относиться к зданию с массовым пребыванием людей. ”
    Если верить выводам автора, то любой торговый центр или офисное здание (с множеством небольших магазинов или офисов) не попадет под определение объекта с массовым пребыванием людей, т.к. в нем нет ПОМЕЩЕНИЙ с возможным нахождением более 50 человек. При этом по версии п. 5 “правил” это здание будет являться ОБЪЕКТОМ с массовым пребыванием людей, т.к. всего в здании во всех его помещениях может легко одновременно находиться 50 и более человек.

    1. Думаю, что в п.5 ППР как раз вполне четко сказано – … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей»…..Куда уж яснее. Но с замечанием я согласен в том плане, что автор пишет “помещение с массовым пребыванием людей – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более”, а по сути и согласно ППР слово “помещение” надо поменять на здание. То есть любое здание или объект на котором 50 человек может находиться – это объект с массовым пребыванием людей. А вообще, конечно, статья вызывает интерес в плане сравнения толкований одного и того же в разных документах. И расчет по количеству людей на площадь интересный. Я с автором во многом согласен, но с оговоркой, которую я уже упомянул.

    2. я считаю, что смысл статьи в том чтобы показать разницы в формулировках разных нормативных документах. Все СП5, СП118, СНиП 41 трактуют помещение с массовым пребыванием исходя из площади более 50 кв.м. и еще рассматривают только залы различного назначения, фойе, театры, вокзалы ….. в общем, многое не учтено. А как тогда с магазинами быть? А вот ППР не предлагает формулировки помещения с массовым пребыванием вообще, но зато говорит о объекте с массовым пребыванием и без всяких ограничений по площади и назначению – вообще любой объект. Может находиться 50 человек – все, вопрос закрыт – это объект с массовым пребыванием людей и все на этом. Но сравнить как то надо формулировки разных документов, вот и размылись понятия помещение и объект. Так вот, в статье говориться о выборе каким нормативным документам отдать предпочтение. Автор отдает предпочтение тому что построже – ППР. Вот и все. А что сам Админ молчит? Админ, …..АУ!!……..статья Ваша? Ждем коммента!

  2. Коллеги,
    Абсолютно не согласен с автором этой статьи, который вводит в заблуждение остальных проектировщиков. Объясню почему. Если автор считает приоритетной фразу из «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (1), и считает, что любое помещение (здание) с количеством человек более 50 является с массовым пребыванием людей, то тогда можно выкидывать на помойку СП5.13130-2009, которое кстати определяет основные требования к проектированию противопожарных систем. Мне например, трудно представить себе здание с массовым пребыванием людей без автоматической системы пожаротушения! Не корректная фраза в (1) не является поводом относить почти все здания к данной категории. Изначально к зданиям с массовым пребыванием людей относились здания (помещения) с массовым скоплением людей – стадионы, залы театров и кинотеатров и т.п., подгонять под эту категорию все остальные здания некорректно.

    1. Автор записи

      Как то Вы странно, Андрей, изъясняетесь. Автор статьи (имею ввиду себя) ни одной буквой не ввел никого в заблуждение, так как привел слово в слово фактически написанные фразы из опубликованных и зарегистрированных Минюстом документов. Вы не согласны в чем то с Правилами противопожарного режима, подписанных главой правительства РФ??? Ну это Ваш выбор. Вы вполне можете протестное письмо в Правительство написать. Вам трудно представить помещение с массовым пребыванием людей без пожаротушения? Ну хорошо, что Вы скажете о Актовом зале в здании АБК, ну пусть площадью более 50 кв.метров. Защищать его пожаротушением нет оснований, согласно приложению “А” СП5.13130-2009, однако, в актовом зале вполне могут находиться 1 человек на 1 квадратный метр, к примеру во время празднования Нового Года – елка, дети, родители и все такое. Что Вам легко, а что трудно представить и размышления на тему какой из документов нужно выбрасывать на помойку – это Ваши частные измышления. По поводу некорректной фразы в официальном правительственном документе ……..ну Вы и загнули! ……. Если документ утвержден и опубликован, то он не может быть не корректен, по крайней мере не Вам это решать. В статье выше, кстати, приведены формулировки нескольких документов и в заключении, автор статьи пишет о своем личном заключении считать документом главенствующим – документ разработанный Правительством РФ “Правила противопожарного режима”. Дословно из статьи приведу цитату – …….”Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.”………..Вот Вы не привели ни одного факта и ни одного основания Вашим словам – только написали, что изначально считалось помещением с массовым пребыванием людей, что, к слову, не может являться каким то постоянным незыблемым основанием – мало ли что считалось изначально ранее – вышел новый документ и согласно ему считается уже по другому, не так как ранее. Тем не менее, Вы пишите что автор статьи кого то вводит в заблуждение и не приводите никаких оснований кроме того что Вам помниться было изначально и сложно представить! Это не красиво! Собственно, название Постановления не имеет особого значения. Особое значение имеет конкретная формулировка в пункте 10 данного Постановления, которая определяет что такое место массового пребывания людей и даже категорию этого места определяет. Привожу пункт полностью:…….10. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
      а) место массового пребывания людей 1 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
      б) место массового пребывания людей 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
      в) место массового пребывания людей 3 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
      Как видите, 3 категория места массового пребывания людей – от 50 до 200 человек. Так что речи о каких то не корректных фразах идти не может.

    2. Я проектирую автоматику пожарной безопасности более 10 лет. Совсем недавно я делал проект АПС и СОУЭ на кафешку площадью около 100 кв.м., посадочных мест всего 49 получается. 11 столиков по 4 стула = 44 места и пять стульев возле барной стойки. Конечно 1 человек на 1 квадратный метр там никак не получается. Так вот, экспертиза завернула проект на том основании, что с учетом максимального заполнения посетителями + обслуживающий персонал (бармен, официантки, охрана) всего получается более 50 человек и кафе относится к объектам с массовым пребыванием людей. Основание – вот как раз эта самая фраза из правил противопожарного режима. Мы пытались сослаться на СП5 и оправдаться, но эксперт отписал, что проектные решения не должны противоречить ни одному нормативному или руководящему документу, имеющему статус “действующий” на момент проектирования. ППР – действующий, обязательный к исполнению всеми юр. и физ. лицами в России ……ну и все. В общем, переделывали.

  3. Я согласен с выводами Автора – более 50 человек – это помещение с массовым пребыванием людей. А по вопросу установки кабеля FRLS или FRHF – обращаю Ваше внимание на продолжение текста в пункте ГОСТ, касается высотных многофункциональных зданий и комплексов. Тут тоже нет уточнений никаких и комплексом (в контексте торговый комплекс) можно считать расположенные в одном здание к примеру магазин и кафе или салон красоты и аптеку или еще что то. То есть, если есть в здании хотя бы два общественных помещение различного назначения – это уже комплекс общественных помещений. Да и в общем слово высотное можно рассматривать по разному – почему бы два этажа не считать высотным строением – там же не сказано четко сколько этажей? В общем, здесь много подводных камней и наверное надо, чтобы не ошибиться и не налететь на замечание, использовать кабель марок FRHF.

Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Аналогичные положения были закреплены и в пунктах 16, 43 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), отмененных приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313».

Отметим, что СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения иное понятие «массового пребывания людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

ППР РФ, как показано выше, устанавливают для своего применения более расширенное понимание термина «массового пребывания людей».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре». Данное требование существенно не отличается от пункта 16 ППБ 01-03, в котором было определено практически то же самое, только иными словами, а именно: «В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». правило противопожарный режим

Ранее пункт 16 ППБ 01-03 требовал проводить такие практические тренировки для «всех задействованных для эвакуации работников», что предполагало необходимость определить круг «всех задействованных для эвакуации работников», а потом именно с ними и проводить такие занятия.

Теперь же в отработке планов (схем) эвакуации должны участвовать все лица, осуществляющие какую-либо деятельность на объекте с массовым пребыванием людей.

Пункт 25 ППР РФ, точно так же, как и пункт 42 ППБ 01-03, запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить:

  • а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
  • б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Точно такие же положения ранее содержались в пунктах 19 и 50 ППБ 01-03.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Ранее такие же требования были изложены в пункте 50 ППБ 01-03, только елка должна была устанавливаться просто «с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка». Теперь же имеется уточнение «ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

  • а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
  • б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
  • в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
  • е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Ранее, в пункте 50 ППБ 01-03, содержались аналогичные требования, но с добавлением, что «допускается использовать только помещения, … не имеющие на окнах решеток».

Теперь же ППР РФ такого требования больше не содержат и, к нашему ужасу, теперь можно даже детский садик по всему периметру наглухо затянуть глухими оконными решетками…

Конечно, окна не являются эвакуационными выходами и относятся только к аварийным выходам, при этом «аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара» (см. п.п. 6.19 и 6.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), однако автора этого обзора данное обстоятельство никак не утешает… И лично я бы не хотел участвовать в мероприятии с массовым пребыванием людей, которое проходит в помещении с глухими решетками на окнах (личное авторское мнение).

Заметным нововведением является пункт 38 ППР РФ, определяющий, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Ранее пункт 55 ППБ 01-03 привязывал количество фонарей не к числу людей, а к числу работников дежурного персонала: «В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала».

Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений. При этом пункт 43 ППБ 01-03, позволявший при определении максимально допустимого количества людей в помещении (при отсутствии норм проектирования) принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел - не вошел в состав новых ППР РФ.

Умалчивают новые ППР РФ и относительно каких-либо технических характеристик для требуемых «электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Опасаемся, что исходя из известного принципа «что не запрещено - то разрешено», какие-либо объекты с массовым пребыванием людей будут ограничиваться закупкой самых простых брелков-фонарей со светодиодом…

По-прежнему ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ, ранее п. 56 ППБ 01-03).

Также как и в ППБ 01-03 (пункт 61) новые ППР РФ (пункт 43) определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ, как и раньше пункт 149 ППБ 01-03, требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

По-прежнему руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение (п. 119 ППР РФ, ранее п. 163 ППБ 01-03).

Так как объекты с ночным пребыванием людей часто относятся к объектам с массовым пребыванием людей, рассмотрим пункт 9 ППР РФ, а именно: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Указанный пункт новых ППР РФ ограничивается требованием наличия «телефонной связи» и больше не требует обеспечения «прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» организаций с массовым пребыванием людей, как это требовалось ранее пунктом 39 отмененных ППБ 01-03.

Следует заметить, что указанный пункт ППР РФ содержит также и некоторую неопределенность по отношению к количеству требуемых «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Ранее пункт 129 ППБ 01-03 определял более четко, для кого нужны такие средства защиты, а именно: «Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала».

Теперь же формулировка пункта 9 ППР РФ позволяет предположить, что средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения требуются не только для обслуживающего персонала, но и вообще… для любого человека на объекте с ночным пребыванием людей.

А если так, то неужели при заселении в гостиницу или при госпитализации в больницу меня будут обучать применению «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения»?..

Таким образом, мы столкнулись с тем, что при прочтении конкретных пунктов ППР РФ, требуется их толкование. Многие с надеждой ожидают разъяснений со стороны Департамента надзорной деятельности МЧС РФ о порядке применения новых ППР РФ. Однако большинство пожарных экспертов и юристов считают, что толкование новых «Правил противопожарного режима» Департаментом надзорной деятельности МЧС РФ - вне закона. Объяснение простое: МЧС не имеет права трактовать нормативные правовые акты на свое усмотрение.

Толковать нормы может только нормотворец. ППР РФ находится в статусе Постановления Правительства РФ, а не в ранге приказа МЧС (как это было с ППБ 01-03).

Поэтому, говоря о ситуации с принятием новых ППР РФ, многие эксперты предполагают, что в будущем они вполне могут получить разъяснения порядка их выполнения со стороны Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения

Материал из Пожарная безопасность: термины и определении

43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Источник: ППБ 01-03

Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 m 2 помещения площадью 50 m 2 и более. Источник: СНиП 2.04.05-91*

3.71 Помещение с массовым пребыванием людей Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м. Источник: СП 5.13130.2009

Помещение с массовым пребыванием людей Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.) Источник: СП 118.13330.2012 Приложение Б. Термины и определения

Мнения и Дополнение

в 2007 году был разработан проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений предлагалось ввести:

Приложение 5

Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием людей.

1. Помещения

  • Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
  • закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства принимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площадью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
  • залы дискотек, танцполы клубов.
  • обеденные залы на 100 посадочных мест и более

2. Здания и сооружения

  • здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
  • здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
  • школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
  • пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспортных узлах;
  • станции метрополитена
  • здания культовых учреждений;
  • здания выставочных комплексов и художественных галерей;
  • здания музеев федерального подчинения;
  • гостиницы на 50 мест и более;
  • стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
  • амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более
  • банные комплексы на 50 чел. и более;
  • фитнес-центры на 100 чел. и более.

Но потом кто-то решил, что так будет слишком легко применять требования пожарной безопасности, пусть лучше проектировщики (инспектора ГПН) сами принимают решение где массовое где не массовое, с них в случае чего и спросим чем и как они руководствовались.