Каждый человек имеет право на жизнь (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Каковы причины преступления раскольникова

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
  • «Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

    Центральным образом романа является Родион Раскольников - молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

    Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

    Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «...людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

    Раскольникова волнует вопрос: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны - не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

    Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, - морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

    Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что... уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

    Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

    Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку - такой же «парии общества», как он, - Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня - глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

    Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

    «Закон, правда и человеческая природа взяли свое», - писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

    Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

    Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


    "Нравственная смерть и духовное
    возрождение Раскольникова в романе
    Ф. М. Достоевского «Преступление
    и наказание».
    Мастерство писателя
    в раскрытии драмы «падшего человека»"

    Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
    произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
    неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
    законов и законов божественных, христианских. А главная идея
    его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский
    пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
    к новой жизни, жизни в любви и добродетели.
    Идея возможности воскресения «падшего» человека является
    основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название
    несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости
    расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло
    всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует
    закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,
    которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.
    Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между
    добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,
    ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос
    света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если
    Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со
    злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней
    между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между
    началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает
    почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский
    с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед
    читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная
    в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет
    бедного студента, а затем, набирая все большую и большую
    силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую
    немедленного воплощения в жизнь.
    Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,
    не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой
    части романа, развертывает перед читателем картину постепенного
    превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу
    - становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели
    ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не
    могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит
    свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.
    Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,
    но только когда сам человек захочет этого.
    Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось
    преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит
    о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю,
    разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам
    не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои
    и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие
    Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит
    Раскольникова к идее «сверхчеловека».
    Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует
    символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество,
    в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий
    лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным.
    И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.
    После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести
    и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому
    доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не
    может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор
    студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит
    окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает
    себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.
    Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,
    главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого
    греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
    И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.
    Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень
    важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница
    и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву
    можно назвать величайшими христианскими страницами романа.
    Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова
    после преступления до его полного возрождения.
    В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее
    непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения!
    Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они
    не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит
    границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает
    уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только
    Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!
    Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает
    читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между
    Раскольниковым и Лазарем очевидна.
    «Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично
    ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет
    не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через
    четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу
    становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.
    А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был
    здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова,
    то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил
    бы преступления, не умер бы нравственно.
    Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении
    всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,
    что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота
    могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.
    Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно
    под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.
    И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,
    что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое
    преступление, и ты воскреснешь!»
    По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения
    души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-
    тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский
    вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по
    своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено
    смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,
    она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми
    отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества
    и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает
    ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.
    И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь
    воскресения Раскольникова.
    В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские
    добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь
    к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов
    Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут
    в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.
    Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь
    - великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла
    воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать
    на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но
    любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой
    Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский
    - писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском
    участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую
    кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:
    «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило
    его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны
    и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
    будущего, полного воскресения в новую жизнь».
    Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного
    страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь
    в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову
    открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских
    ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,
    обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий
    в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников
    окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!
    Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная
    в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель
    включает в свой роман и дополнительные художественные средства:
    цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение
    приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до
    мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание
    » нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром

    » развертывается в эпоху студенческой жизни Родиона Раскольникова в Петербурге. Его материальные обстоятельства сложились очень тяжело. Раскольников – человек бедный, обреченный на трудную житейскую борьбу. Он еле перебивается грошовыми уроками и всякой случайной работой, в конце концов теряет и этот скудный заработок и страдает от сознания, что в провинции, в глуши, в тяжелых условиях нужды и зависимости живут его мать и сестра.

    Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

    Причиной отсутствия заработков является отчасти характер Раскольникова, вечная его склонность к рефлексии, к одиночеству, к затворничеству. Внутренний мир мыслей и идей поглощает его настолько, что он на целые месяцы уединяется в своей маленькой убогой комнатке, похожей на шкаф, и предается всецело процессу захватившей его умственной работы.

    Его мысли отмечены оригинальностью, вообще в Раскольникове автор подчеркивает недюжинность его натуры. В нем есть складка мыслителя. Он теоретизирует, пишет статьи, проводит в них своеобразные взгляды, интересно и порой глубоко обоснованные. Идеи Раскольникова совпадают с основными положениями учения немецкого философа Ницше о сверхчеловеке.

    Самолюбивый, гордый, Раскольников страдает от своей бедности, нужды, чувствует унижение при встрече с квартирной хозяйкой, которой он не может заплатить за комнату, при взгляде на свой оборванный костюм. В нем развивается озлобление, робость и вместе с тем суровость одинокого, измученного человека. Он не может отдаться ежедневной погоне за рублем, за мелким заработком, не может втереться в гущу жизни и пробивать себе дорогу локтями и кулаками. Этому мешает его слишком самоуглубленная, впечатлительная и созерцательная натура. Его тянет к размышлению, к работе мысли, к мечтам и планам. Ему грезятся великие дела. И тем мучительней было ему чувствовать после мечтаний всю скудость и унизительность окружавшей его обстановки.

    Вдобавок к впечатлениям личной нужды и даже нищеты, Достоевский показывает, как действует на повышенную впечатлительность его героя все кошмары, все картины жестокости, грубости, бедности и страдания городской жизни. Раскольников соприкасается с самым бедным классом городского населения, с обитателями углов и подвалов, с завсегдатаями кабаков и пивных. Изголодавшийся, больной, погруженный в тяжелую тоску, Раскольников становится свидетелем тех потрясающих картин человеческих страданий, которые развертывает перед ним автор.

    В пивной он слышит рассказ пьяного плачущего чиновника Мармеладова о продаже его дочери , на улице он с отвращением видит всюду следы грязной, несчастной жизни озверевших, пьяных людей; в углах бедняков становится свидетелем бедствий семьи, дошедшей до последних пределов нищеты. Голод, нужда, пороки, преступления, цинизм и грубость – вот что встречает вокруг Раскольников. Даже во сне он переживает отголоски этих кошмаров и видит картину избиения до смерти лошади пьяными мужиками. Словом, автор показывает душу Раскольникова, доведенную до отчаяния, потрясенную и измученную этими впечатлениями жизни.

    После нескольких неудач, Раскольников пассивно предается своей участи, перестает искать заработков и по целым дням лежит у себя в каморке на диване. Он поглощен новыми идеями, которые всплыли у него в сознании, как вывод из всех окружавших его житейских условий. Как-то нечаянно, вследствие услышанного в пивной разговора , Раскольников наткнулся на мысль об убийстве, о возможности оправдать в известных случаях убийство, и в голове его возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

    «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

    Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

    Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.

    Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда - на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.

    Раскольников - отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь, всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?» Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея - желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».

    Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, Родион Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - постоянно спрашивает он себя.

    Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», - скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.

    Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.

    С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.

    Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», - признается себе Раскольников. Переступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон - это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.

    Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на власть, которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был… я бы теперь счастлив был!» - признается Раскольников Сонечке Мармеладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.

    Всякое преступление - это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание - великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.

    Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри - через страдания самого Раскольниковa, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.

    Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел сказать о «самых трудных, самых непосильных задачах», которые волнуют нас и по сей день.