Исторический опыт миграционных процессов в россии. Миграции населения в современной россии

Славянского населения в междуречье Верхней Волги и Оки, миграционные потоки русских на Европейский Север и Северо-Восток, переселения казаков и крестьян на незаселенные земли «Дикого поля» к югу от Москвы и, наконец, движение на восток.

Почему люди мигрируют? Причин миграций много. Главная из них - экономическая. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы трудовая миграция), в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Наряду с этим люди могут менять места жительства по политическим, национальным, религиозным , экологическим и другим причинам.

Подразделяют миграции и по географическим особенностям. Прежде всего выделяют внутренние миграции населения - переселение людей из одного места жительства в другое в пределах одной страны (в данном случае - России) и внешние - переселения из одной страны в другую. Внутренние миграции оказывали и продолжают оказывать огромную роль на развитие России.

В советский период значительной была миграция преимущественно русского населения на индустриальные стройки в различные районы страны - на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых, строились заводы и военные объекты. В 50-х гг. началось освоение огромных массивов целинных земель в Казахстане и Западной Сибири.

Во время существования СССР численность населения в основном за счет эмиграции русского населения увеличилась в Средней Азии в 12 раз, в Эстонии - т 10 раз, в Казахстане - в 5 раз.

Особый тип миграций - принудительные и вынужденные.

Массовые насильственные переселения людей получили особенно большое распространение в советское время. В период сталинских репрессий 30-50-х гг. практически по всей стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест изгонялись целые народы: ингуши и калмыки, чеченцы и курды, корейцы и немцы. Они выселялись в Среднюю Азию и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток.

Еще в довоенный период с Дальнего Востока были переселены в Среднюю Азию более 120 тыс. корейцев. С присоединенных к Советскому Союзу территорий Западная Украина и Белоруссия, Прибалтика и др. районы) сотни тысяч людей были выселены в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток (украинцы, белорусы, литовцы, эстонцы, поляки, молдаване). Начиная с 1941 г. с родных мест было выселено более 1 млн немцев (в Казахстан и Западную Сибирь), а в конце войны - многие народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, карачаевцы, турки-месхетинцы), Крыма (крымские татары), а также калмыки, греки и другие народы.

Проблема репрессированных народов много лет замалчивалась. Она - одна из причин современных межнациональных конфликтов, которые наряду с военными конфликтами порождают вынужденную миграцию людей.

На перемещения людей воздействуют не только политические и социально-экономические, но и природные, экологические условия. Состояние окружающей среды в отдельных районах страны является мощным фактором, обусловливающим экологическую миграцию. На территории России и бывшего СССР известны регионы природных (разрушительных землетрясений) и техногенных (аварии на АЭС, магистральных трубопроводах) катастроф. Наконец, состояние экологии вынуждает людей выезжать из районов, где проводились испытания новейших видов вооружений, захоронения вредных промышленных, в т.ч. радиоактивных, отходов.

Рис. 68. Основные миграционные потоки

Внешние миграции по направлению движения людей подразделяются на: эмиграцию - перемещение добровольное или насильственное в другую страну на постоянное или временное проживание и иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное проживание.

Внешние миграции, так же как и естественный прирост населения, влияют на изменение численности населения страны.

Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом. Он рассчитывается так же, как естественный прирост.

Например, в 2005 г, в Россию въехало 177 тыс. человек, а выехало из страны - 70 тыс. человек. Таким образом, миграционный прирост населения составил 107 тыс. человек.

Величина миграционного прироста населения в России на протяжении прошедшего столетия постоянно изменялась. С 1955 по 1975 г. прирост был отрицательным. В это время многие жители России уезжали в другие республики СССР. С середины 70-х гг. начался обратный процесс. Поэтому величина миграционного прироста стала неуклонно возрастать.

Рис. 69. Структура миграционных потоков в России

Но с 1995 г. она опять стала снижаться. Сейчас миграционный прирост уже не может восполнить потери, связанные с естественной убылью населения.

Внешние миграции населения России получили развитие во второй половине XIX в. После отмены крепостного права до 1915 г, из России эмигрировало около 5 млн человек - в основном в США, частично в Канаду. В то же время шла и активная иммиграция в страну. В годы гражданской войны (1917-1924 гг.) и в послевоенное время прошла значительная вынужденная (по политическим мотивам) эмиграция. Она также составила около 5 млн человек.

В годы Великой Отечественной войны из СССР эмигрировали латыши, литовцы, эстонцы и немцы. Стали эмигрантами 450 тыс. бывших советских граждан, которые не пожелали вернуться в СССР после окончания Великой Отечественной войны.

В послевоенное время начались волны этнической эмиграции, хотя в небольшом количестве выезжали и «невозвращенцы» - политические эмигранты. Эмигрировало значительное количество евреев, немцев и представителей других народов. С 1989 г. была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993 г. был принят закон о свободе въезда-выезда для всех граждан России. С 1990 г, эмиграция снижается и сейчас составляет около 70 тыс. человек в год.

Выезжают из России в основном в страны СНГ и Балтии (52%). Преимущественно на Украину, в Казахстан и Узбекистан. Из других стран мира крупнейшие потоки переселенцев из России направлены в Германию, Израиль и США.

Основная часть (95%) въезжающих в Россию - жители новых независимых государств, образовавшихся при распаде СССР. При этом основной поток прибывающих (67%) приходится на Казахстан и Украину. После распада СССР русские в массовом количестве стали выезжать из стран СНГ и Балтии в Россию.


Их возвращение было в основном вынужденное, связанное с вооруженными конфликтами и различными формами -искриминации во многих новых независимых государствах.

Наконец, Россия стала новым домом для сотен тысяч вынужденных переселенцев и бежен- пев из районов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР.

Экономическое развитие России в условиях рыночных реформ привлекло не только русское население, но и многих жителей коренных национальностей стран СНГ, выезжающих в Россию на временную работу или переселяющихся насовсем. Это особенно характерно для мигрантов из Украины, Молдавии, Казахстана, стран Закавказья и Средней Азии.

Вопросы и задания


1. Дайте свое определение миграции.
2. Какие виды миграций характерны для современной России? Проанализируйте схему (рис. 69). Какие виды миграций рассмотрены в тексте параграфа?
3. Приведите известные вам примеры экологической миграции.
4. Приведите известные вам примеры миграций беженцев и вынужденных переселенцев.
5. Как изменились направления миграции населения в России в последние годы?
6. Объясните, как изменилась эмиграция из России и почему. В какие страны выезжают мигранты из России?
7. Как изменился масштаб внешних миграций в различные страны?

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной ) в конце XVIII-XIX вв., заселение с XVIII в. и особенно интенсивно - в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока. Особенно быстро росло население Крайнего Севера. Районами выхода мигрантов было большинство областей Центрального . С 1960-х гг. среди районов притока увеличилась доля Центральной России (Москва и Московская область), Ленинграда и Ленинградской области, а темпы заселения восточных областей снизились. В 1990-х гг. тенденции межрайонной миграции резко изменились: начался отток населения из районов севера и востока. За 1990-2000 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс. человек, Восточная Сибирь - около 200 тыс. человек. Западная Сибирь имеет положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Миграции между городом и селом, которые в течение всего XX в. были направлены из села в город (кроме периодов войн), в начале 1990-х гг. претерпели изменения. В конце 1980-х гг. интенсивность миграций между городом и селом сократилась в несколько раз, а в 1991-1993 гг. отмечался даже небольшой приток горожан в село. Но впоследствии восстановился приток мигрантов из села в город, хотя и меньший, чем в 1980-е гг.

Миграция населения - это совокупность различных по своей природе перемещений людей через границы тех или иных территориальных образований, сопровождающихся постоянным или временным изменением места жительства. Как мы и говорили в предыдущей главе, миграция может различаться: по характеру пересекаемых границ (внешняя и внутренняя), по продолжительности (безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая), по причинам, ее обусловившим (добровольная и вынужденная), с точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства (законная, незаконная), по способу реализации (самостоятельная, организованная). В этой главе мы рассмотрим такое понятие как «вынужденная миграция».

Вынужденные мигранты - это люди, покидающие свои места жительства из-за страха насилия, преследования или природных бедствий. Юридически в России существуют две категории вынужденных мигрантов - беженцы и вынужденные переселенцы. Беженцы - лица без российского гражданства, прибывшие в Россию, спасаясь от преследований и временно проживающие на территории страны. К вынужденным переселенцам относятся российские граждане, проживающие в России или за ее пределами и вынужденные покинуть места постоянного проживания вследствие? вооруженных конфликтов, преследований или природных катастроф. В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы имеют право на получение жилья, ссуды и других видов вспомоществования.

История уже давно знакома с вынужденным перемещением многотысячных масс населения из одного региона мира в другой. Проблема беженцев появилась на земле еще до н.э. Ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступив в 1695 г. до н.э. на земли Иудеи, сразу предупредила местных жителей, что их дома займут ассирийские колонисты. Около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, переместившись в Египет .

В 375 г. н.э. в Римской империи подняли восстание беженцы - готы: около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников - гуннов на земли Рима, где их обратили в полурабство. При кровавом восстании был убит император Валент, а готы получили право селиться там, где они хотят .

В VII-IХ вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения и смешались с местным населением.

Появление древних славян на территории будущей России было результатом миграции. Миграция была одновременно, в значительной степени, колонизацией новых для этих людей территорий, которые они осваивали. Эта миграция-колонизация постепенно охватывала громадные территории, что оказывало сильнейшее влияние на специфику общества и государства. Славяне медленно продвигались между поселениями аборигенов, что могло происходить лишь в результате низкой плотности населения. Славяне расселялись родами, племенами, союзами племен. Этот процесс шел во всех направлениях, где этому не мешали природные препятствия .

Причиной миграции на новых территориях была не абсолютная нехватка земельного ресурса, но сложившаяся на определенных этапах безграничная (по крайней мере, этим людям так казалось) реальная и потенциальная возможность умножения, освоения новых земельных ресурсов.

Специфика условий и движущих сил миграции была органически связана со спецификой образа жизни. В.О. Ключевский обратил внимание на образ жизни крестьян, который мог сложиться лишь при широкой возможности миграции и низкой плотности расселения .

Историк М.К. Любавский, говоря о XII-XIII вв., писал, что русское население размещалось в пределах своей оседлости в древнейшее время группами, оазисами среди степей, лесов и болот .

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) - страна традиционно высокой мобильности населения. Однако, в ее основе непростой и свободный выбор гражданами своего местожительства, обусловленный их индивидуальными предпочтениями и особенностями факторов рынков труда и жилья, но совершенно иной тип мобильности, носящей плановый, массовый и приказной, одним словом, принудительный - характер. Кульминацией такого рода «мобильности» и являлись депортации населения, по праву ставшие одной из главных составных частей сталинских репрессий. Эта недвусмысленная установка на отрыв масс людей от их устоявшейся и привычной среды обитания и, стало быть, на перемещение в пространстве (подчас, на многие тысячи километров) является еще одной принципиальной особенностью, объединяющей проблематику принудительных (вынужденных) миграций с исследованиями «классических» миграций и придающей ей априори географический характер.

Тридцатые годы - период резкого усиления внешнеполитической самоизоляции Советского Союза. Именно тогда начал выстраиваться тот «занавес», который впоследствии был назван «железным». В середине 30-х гг. началась серия акций по обеспечению безопасности крупных городов, границ и приграничных территорий посредством их «зачистки» от «социально опасных», с точки зрения советского руководства, элементов .

С января 1936 г. Руководство Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД) Украины и Казахстана обсуждало вопрос о выселении 15 тысяч польских и немецких хозяйств (около 45 тыс. человек)из приграничной зоны Украины и Казахстана. Переселению подлежали поляки и немцы, проживающие вдоль тогдашней государственной границы с Польшей на территории полигонов, к строительству которых тогда только приступали. Главной целью, очевидно, было обезопаситься .

В соответствии с постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совет народных комиссаров(СНК) от 17 июля 1937 года на границах СССР вводились специальные защитные полосы или пограничные зоны. Для их организации из пограничных районов Армении и Азербайджана в 1937 г. было выселено 1325 курдов.

Однако, основным фронтом операций по депортации в 1937г. стала не западная, а дальневосточная граница, а их главной жертвой были, несомненно, корейцы - первый этнос в СССР, подвергнутый тотальной депортации. Уже к 25 октября 1937 г. было выселено 36442 корейских хозяйств (171781 человек) . Большинство переселенцев выгружалось в Казахстане и Узбекистане.

Итак, целые районы на Дальнем Востоке основательно опустели. С заселением опустевших земель дела шли туго. В период с 1937 по 1939 гг. приехало всего 3700 хозяйств. Таким образом, компенсировать демографический и хозяйственный урон от высылки корейцев не удалось.

Разумеется, в 1937-1939 гг. «зачистка» проводилась не только на западных и восточных границах Союза, но и на южных, в частности, с Турцией, Ираном и Афганистаном. К освобождению от «неблагонадежного элемента» предназначалось, в общей сложности, 40 приграничных районов Армении, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Общее количество «нового контингента» депортированных в 1933-1937 гг. можно оценить примерно в 260 тыс. человек .

Известно, что 1 сентября 1939 г., с нападения Германии на Польшу с запада, началась Вторая мировая война. 17 сентября, напав на Польшу с Востока, в нее вступил и Советский Союз.

После оккупации Красной Армией в сентябре1939 г. восточных воеводств Польши, тотчас же превращенных в западные области «воссоединенных» Украины и Белоруссии, «зачистки» начались и в них. Испытать их на себе теперь предстояло польским, украинским, еврейским и прочим «националистам». В 1940 г. началось массовое выселение поляков. Всего было четыре тщательно подготовленных операций (10 февраля, 9 и 13 апреля, 29 июня). Общее число депортированных в этот период - 275 тыс. человек. Депортации с территории аннексированных польских земель продолжались вплоть до нападения Гитлера на СССР.

По некоторым оценкам, всего из довоенной Польши в СССР было вывезено 1,6-1,8 млн. человек, не считая белорусов, литовцев и евреев .

Общее число депортированных из новых западных областей СССР в 1940-1941 гг. достигало 380-390 тыс. человек. Регионами выселения стали Север Европейской части, Урал, Западная и восточная Сибирь, Казахстан и Узбекистан.

Годы Великой Отечественной войны для СССР ознаменовались не только беспримерным напряжением всех государственных и народных сил в смертельной, но победительной схватке с бесчеловечным и могучим агрессором, но и целой серией актов несправедливости, дискриминации и репрессий по отношению к части собственного населения. В первые месяцы войны были мобилизованы более 17 тыс. чеченцев и ингушей, на фронт ушли 40 тыс. турок-месхетинцев.

Во времена Великой Отечественной войны самый первый депортационный удар пришелся по советским немцам. Перемещению подверглось около 1,2 млн. советских немцев . Все немецкое население было вынуждено сконцентрироваться к востоку от Урала.

Еще в 1943 г. вторыми и третьими (вслед за немцами) карающий удар органов НКВД и Министерства государственной безопасности (МГБ) приняли карачаевцы (в ноябре) и калмыки (в самый канун Нового года). Калмыки и карачаевцы пострадали, как говорилось в указе за то, что они «… вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью», «…изменили Родине», «…предавали немцам честных советских граждан» .

Территория Чеченско-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (АССР) практически не была под оккупацией, однако, официальным обвинительным мотивом было «…активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии». К 1 марта 1944 г. было отправлено 387229 чеченцев и 91250 ингушей. . А 7 марта 1944 г. Указом Президиум Верховного Совета (ПВС) СССР была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, на месте районов населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края.

В августе 1942 г. началась кратковременная немецкая оккупация части территории Кабардино-Балкарской АССР, а 11 января 1943 г. она была уже полностью освобождена от немцев. 8 апреля 1944 г. вышел Указ ПВС СССР о переселении балкарцев и переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР. Общее число депортированных в местах вселения составило 37044 человек.

13 апреля 1944 г., сразу же после освобождения Крыма, НКВД и Народный Комиссариат Государственной Безопасности (НКГБ) приступили к «очистке» его территории от антисоветских элементов. В результате, к лету 1945 г. в Крыму осталось всего 379 тыс. человек (против 875 тыс. перед войной).

Следующей жертвой геополитической концепции Сталина стала его собственная родина - Грузия. Решение о переселении 7602 турка было принято 31 июля. Под турками здесь понимается турки-месхетинцы, жители грузинской исторической области Месхет-Джавахети. Поскольку, государственная граница проходила и по Аджарии, то «зачистки» не миновали и ее.

Общее число граждан, депортированных в СССР в 1944-1945 гг., помимо наказанных депортированных народов, составило около 260 тыс. человек.

В опустевшие районы власти были вынуждены водворять насильственно, так называемое, «правовое население», находившееся по соседству. Несомненно, такое переселение нанесло большой ущерб всем отраслям жизни, особенно сельскому хозяйству. Выселение чеченцев отрицательно сказалось на промышленности бывшей республики. Переселение также негативно отразилось на социально-культурных и этнических факторов. Многие регионы оказались обезлюдевшими (например, Калининградская область).

Примечательно, что после войны депортации с завидной последовательностью продолжались. В июне 1948 г. впервые гонениям подверглись «тунеядцы» (колхозники, не вырабатывавшие обязательного минимума трудодней). Кроме того, продолжались депортации оуновцев (украинских националистов) из западных районов Украины.

За 1940-1953 гг. из Прибалтики на спецпоселение было отправлено 203590 человек, а 11 июня Министерство внутренних дел (МВД) издало указ о порядке приема, перевозки, расселения и трудоустройства лиц, выселенных из Молдавии.

Депортации продолжались и в 1950-х гг. Так, в марте 1951 г. из Таджикистана было выселено 2795 басмачей и членов их семей.

Со второй половины 70-х годов направление миграции изменилось на прямо противоположное: в центральную Россию и на восток страны из южных республик и районов. Миграционная «экспансия сменилась их реэмиграцией в свою республику». Это вытеснение русских было «буквально громом среди ясного неба». В 1979-1988 гг. процесс реэмиграции русских охватил большинство республик СССР. Затем эта миграция приняла характер эвакуации, включая выезд из районов острых этнических конфликтов, где она приобретала характер массового бегства .

Распад СССР, образование суверенных государств, возникновение локальных вооруженных конфликтов явились переломным моментом в развитии миграционных процессов, происходящих на территории России и Содружества Независимых Государств (СНГ). Возник принципиально новый институт государственного управления -миграционная служба России.

Разразившийся в конце 80-х годов в стране политический и экономический кризис охватил все сферы общественной жизни. Он, естественно, коснулся и миграционных процессов: изменилась масштабность и интенсивность миграционного движения, направленность и структура потоков. Вынужденное переселение достигло огромных размеров, появилась особая социальная категория - беженцы, лица, находящиеся в положении вынужденно перемещенных внутри страны. Первые вынужденные мигранты появились в России в конце 1980-х годов в связи с межнациональными конфликтами на территории Азербайджана, Армении и Узбекистана. Уже к январю 1990 г. в России было зарегистрировано 71,1 тыс. лиц, «временно покинувших места постоянного проживания». Свыше половины из них (36 тыс. чел.) поселились на Северном Кавказе, значительная часть нашла приют в регионах Центральной России. Появление новых очагов вооруженных конфликтов на территории СССР способствовало притоку новых контингентов вынужденных мигрантов: накануне распада Советского Союза, осенью 1991 г., в России, по данным МВД Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), насчитывалось 208,4 тыс. лиц, временно покинувших места постоянного проживания .

С 1992 г. получили статус беженца или вынужденного переселенца около 1,6 млн. иммигрантов из стран СНГ и Балтии - почти каждый четвертый, прибывший в Россию. На начало 2005 г. насчитывалось уже только 239 тыс. чел., имеющих, преимущественно, статус вынужденного переселенца (статус беженца предоставляется с существенно большими сложностями: в 2003 г. его получили 58 чел., в т.ч. 24 чел. из стран СНГ и Балтии, в 2002 г. - 51 чел., в т.ч. лишь 5 чел. из ближнего зарубежья). Особенно быстро сокращается численность беженцев: на 1 января 2004 г. в России было 3,1 тыс. беженцев, тогда как в начале 1998 г. - 235 тыс. .

Согласно Федеральному закону «О вынужденных переселенцах», статус вынужденного переселенца предоставляется российским гражданам, прибывшим в Россию, а также внутренним перемещенным лицам, независимо от гражданства.

Согласно Федеральному закону «О беженцах», вынужденные мигранты, не имеющие российского гражданства, могут претендовать на статус беженца, либо временное убежище. В исключительных случаях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, может предоставляться политическое убежище.

В соответствии с Федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» претенденты на статус должны доказать, что они подвергались насилию, преследованию или существовала реальная опасность их преследования и членов их семей. Вооруженные конфликты и войны в государствах их предшествующей резиденции не являются достаточным основанием для предоставления статуса.

С 1997 г. статус беженца гражданам новых независимых государств практически не предоставляется. В соответствии с редакцией Федерального закона «О беженцах» от 1997 г. подавляющее большинство иммигрантов из стран СНГ и Балтии могут реально претендовать только на временное убежище.

Несмотря на присоединение России к Конвенции Организации Объединённых Наций (ООН) о статусе беженца в 1992 г., в последующие годы Россия была не в состоянии, по финансовым причинам, выполнять взятые на себя обязательства по отношению к аппликантам из дальнего зарубежья. Статус беженца предоставляется гражданам государств традиционного зарубежья в единичных случаях. В то же время, представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) зарегистрировано несколько десятков тысяч лиц, претендующих на статус беженца.

Причиной неуклонного сокращения численности вынужденных мигрантов является утрата статуса беженцами и вынужденными переселенцами, прибывшими в Россию в начале 1990-х годов в соответствии с действующим законодательством; приток новых претендентов на статус не покрывает это выбытие. (Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет, беженца - на 3 года.)

Большинство вынужденных мигрантов, прибывающих в Россию со второй половины 1990-х годов - выходцы из государств Центральной Азии, не имеющие намерения возвращаться и стремящиеся к скорейшей адаптации в России, которая облегчается наличием российского гражданства и статуса вынужденного переселенца. В отличие от вынужденных мигрантов предшествующих лет, среди которых преобладали лица, эвакуирующиеся из зон вооруженных конфликтов, они имели возможность подготовиться к переселению в Россию, включая получение гражданства, вывоз имущества и продажу недвижимости. По сути, это репатрианты, которым трудно доказать вынужденный характер переселений, как того требует Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

На 1 января 2005 г., по данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в стране насчитывалось 238,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. А всего за время действия законов статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1 млн чел. Около 42% из них составляли бывшие жители Казахстана, 14% - Узбекистана, 9 - Грузии, 7% - Таджикистана. Около 47 тыс. чел. (20%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой (внутренние перемещенные лица). В основном, это вынужденные мигранты из Чечни и зоны осетино-ингушского конфликта (соответственно 78,4 и 19,9% перемещенных лиц на начало 2004 г.). Подавляющая часть перемещенных лиц (свыше 82%) сконцентрирована в сопредельных с конфликтными зонами регионах Южного федерального округа .

Региональные миграционные службы регистрировали российских репатриантов как вынужденных переселенцев, чтобы, хоть как-то, облегчить их положение. Большинство обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем или беженцем получали искомый статус: в 1998 г. его получили 81,1 % ходатайствующих, в 1999 г. -92,2%. (В то же время часть мигрантов, имеющих основания для получения статуса вынужденного переселенца или беженца, не обращались за ним, не видя смысла в преодолении бюрократических препон для получения мизерных пособий и льгот.) В 2003 г. статус получили 64,0% обратившихся.

Среди вынужденных мигрантов высока доля детей (25,2%) и лиц пожилого возраста (16,0%), 55,3% из них - женщины. В таком составе находит отражение стремление России, в условиях ограниченности ресурсов, предоставлять статус, прежде всего, самым незащищенным в социальном отношении лицам. Россия в лице вынужденных мигрантов получает прекрасное пополнение среди них: в 2003 г. лица с высшим образованием составляли 17,7%; с незаконченным высшим и средним профессиональным - 32,2%; средним общим - 49%.

По данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в Российской Федерации в 1991-1999 гг. (из региона в регион и из других стран) затронули более 30 млн человек прибывших и выбывших; только сальдо миграции за эти годы составило более 3,5 млн чел.

Массовая вынужденная миграция ныне - серьезный фактор, ограничитель и ресурс, подлежащий учету в российской ситуации. Она усиливает остроту и актуальность принятия оптимальных решений в области социальной политики, взаимоотношений государства и общества, центра и регионов, выбора эффективных управленческих технологий.

В настоящее время миграционные процессы вызваны принципиально новыми обстоятельствами или иным характером их проявления, чем ранее. Это, прежде всего, проблема межнациональных отношений, которая стала одной из самых конфликтных. Национальная напряженность охватила почти всю страну, вовлекая в конфронтацию разные этнические группы и социальные слои, порождая в мирное время такое страшное явление, как беженцы.

Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч вынужденных мигрантов нуждаются в материальной и финансовой помощи, объемы которой превышают нынешние социально-экономические возможности государства и отдельных регионов, а условия, в которых экономически активная часть переселенцев могла бы заняться самообеспечением, практически отсутствуют. Противоречия возникают и при выборе нового места жительства: интересы вынужденных мигрантов и интересы государства, в целом, регионов и местных органов власти часто не совпадают.

Это огромная социальная, политическая и гуманитарная проблема, требующая особых ресурсов и квалификации для ее разрешения или, по меньшей мере, облегчения положения пострадавших.

Сегодня миграция выступает как отражение социальных, экономических и политических противоречий не только у нас в стране, но и за ее пределами. Произошли радикальные изменения в миграционном обмене населения между Россией и государствами нового зарубежья. За последние пять лет более, чем на треть вырос приток мигрантов в страну. И за этот же период прирост российского населения, за счет этой категории, увеличился в 5,6 раза.

Проблема социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев находится на стыке двух тем: миграции и социальной защиты. Но и первая, и вторая больше исследованы относительно постоянно проживающего населения в аспектах, касающихся традиционных подходов, направлений и форм. Собственно, социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев в России пока уделено в науке недостаточно внимания в качестве самостоятельного объекта изучения. Тем более, что проблема беженства ранее была неизвестна ни населению бывшего СССР, ни управленческим органам прежних властей.