О работе авиации чрезвычайного ведомства, о закупках новых самолетов и обновлении парка авиационной техники, о летчиках мчс россии в интервью иа "тасс ". Санитарная авиация Порядок применения дежурных сил и средств авиации при возникновении ЧС

Лекция № 6. Авиация МЧС России. Задачи и работы, выполняемые авиацией МЧС России 1. Формирования и авиационный парк МЧС России

Февраль 1992 г. — из Министерства обороны России (войска ГО) в МЧС переданы четыре отдельных вертолетных группы, дислоцированных по задачам МЧС в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах России. Март 1992 г. создаётся Центральный аэромобильный отряд, оснащаемый самолетами и вертолетами Ил-76, Ан-74, и Ми-8. 10. 05. 1995 г. образована Авиация МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . (с 2002 г. — Федеральное ГУАП).

Задачи авиации МЧС России: обеспечение экстренного реагирования Си. С на ЧС (доставка спасателей, медиков, спец. снаряжения, техники и оборудования); участие в ПСР и АСР (воздушная, инженерная разведка местности — химическая, радиационная, биологическая и др. , доставка и наведение поисково-спасательных групп на объекты, десантирование спасателей, спец. грузов, аэромобильного госпиталя, эвакуация пострадавших); специальные авиационные работы по: тушению природных и техногенных пожаров; проведению спас. операций на водных акваториях (оказание помощи экипажам и пассажирам терпящих бедствие судов); реагированию на ДТП на федеральных трассах; управлению с воздуха Си. С спец. групп, проводящих АСР; выполнение задач по международной деятельности (участие в гуманитарных акциях).

Выполняемые авиацией работы: 1. Авиационно-спасательные работы: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп и грузов; эвакуация пострадавших из районов бедствия на суше (в равнинной, горной местности и городах) и с водной поверхности. 2. Специальные авиационные работы: тушение пожаров; воздушная, инженерная, радиационная, химическая, пожарная разведка и мониторинг местности, обработка заданных объектов химическими и биохимическими препаратами; монтажные и демонтажные работы при расчистке завалов и разрушений.

3. Обеспечение управления и связи: управление Си. С с воздушных командных пунктов; ретрансляция и связь между поисково-спасательными группами и пунктами управления. 4. Воздушные перевозки: доставка в зоны ЧС Си. С, необходимых для проведения поисковых, АСР, медицинской помощи и опергрупп министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС; вывоз уникального оборудования и ценностей; эвакуация российских граждан из-за рубежа.

Авиация применяются из положения «дежурство на аэродроме» . Экипажи несут круглосуточное дежурство в установленных степенях готовности (от 30 мин) в зависимости от выполняемых задач, максимальная готовность к вылету – 3, 5 часа для вертолётов, 6 часов для самолётов – после возникновения ЧС.

9В Центральный аппарат МЧС России входит Управление авиации и авиационно-спасательных технологий которое организует: планирование и руководство применением авиации, управление авиационными формированиями; оперативное использование авиации при ЧС, доставку спасателей и грузов, воздушные перевозки в системе МЧС; подготовку авиационных формирований МЧС России, и др. В составе авиации МЧС – 4 авиационно-спасательных центра (АСЦ), входящих в состав спасательных воинских формирований МЧС России.

Центральный АСЦ ФГУАП: аэродром (аэ) Раменское (г. Жуковский) – самолётный авиаотряд: Ил-62М (2), Як-42Д (2), Ил-76ТД (6), Бе-200ЧС (4). вертолётный авиаотряд вертолётная авиаэскадрилья: Ми-8МТВ (4+1: Калининград); + три вертолётных авиазвена (Ка-32 — 8, БО-105 — 3, БК-117 — 1) — аэ Касимово (г. С-Пб), Ростов-на-Дону (2 Ми-8, 2 самолёта Ан-3Т), Сочи (2 Ка-32).

АСЦ аэ Добрынское, п. Сокол (г. Владимир) Действует в интересах ЦРЦ, ПРЦ, УРЦ, СЗРЦ и ЮРЦ. Вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ (8). Сибирский АСЦ аэ Черемшанка, Емельяново (г. Красноярск) Обеспечение СРЦ, усиление ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (2), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ, МТВ – 1, 2 (7), Во-105 (1). Дальневосточный АСЦ аэ Хабаровск-Центральный (г. Хабаровск) Обеспечение ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (1), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТВ (6).

12Начальники РЦ МЧС на территориях федеральных округов организуют аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом и ГСМ, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала: в Дальневосточном РЦ – на 3-х аэ; в Сибирском РЦ – на 4-х аэ; в Уральском РЦ – на 1 аэ; в Приволжском РЦ – на 2-х аэ; в Южном РЦ – на 3-х аэ и 1 вп; в Северо-Кавказском РЦ – на 2-х аэ; в Северо-Западном РЦ – на 5-ти аэ (в т. ч. Храброво) и 1-й вп; в Центральном РЦ – на 3-х вп.

Характеристики самолётов МЧС России Тип ЛА Марка ЛА Год выпуска Макс. дальность полёта (км) Крейс. скорость полёта (км/ч) Практ. высота полёта (км) Макс. кол-во пассажиров (чел.) Макс. масса груза (т) Размер грузовой кабины (д х ш х в, м)сам олёты Ил-62м 1968 11000 850 12, 2 114-138 23, 0 8, 35 х 2, 00 х 1, 38 Ил-76тд 1977 3500 750 12, 0 30-225 (114-лёжа) 48, 0 24, 50 х 3, 45 х 3, 40 Ан-74п 1985 4800 600 10, 7 14 (58-лёжа) 7, 5 10, 48 х 2, 15 х 2, 20 Як-42д 1988 3200 810 9, 6 49-120 14, 5 — Бе-200чс 2003 4000 610 8, 0 72 (40-лёжа) 7, 5 (12-воды) — Ан-3т? ? ? —

ИЛ-76ТД – тяжелый транспортный самолет — для: перевозки опергрупп до 250 чел. , грузов — до 48 т; перевозки спас. подразделений, в т. ч. легких вертолетов; десантирования Си. С, в т. ч. при авариях на акваториях; пожаротушения; доставки грузов (до 48 т) гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов на расстояние до 3500 км; эвакуации пострадавших из районов ЧС.

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр» — 1 ед. , «Камаз» -1 ед. , «Лендровер — Дефендер» – 1 ед. ; Отряд «Центроспас» — 37 чел. , ОГ МЧС — 7 чел. , ЦЭПП-5чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-43118 » Машина оперативного управления «Лендровер-Дефендер» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 363 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (1 борт) Аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр-1222»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , АСМ – 1 ед. ; 294 СЦ — 35 чел. , 179 СЦ – 14 чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-53215 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 362 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (2 борт) «АСМ — 270572»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , Прицеп – 1 ед. ; G = 25 т Автомобиль « Камаз-43114 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант1 Прицеп Автомобиль « Камаз-53228 »

Вариант загрузки: Пост радиационного контроля-1 ед. , АСМ-1 ед. , Автомобиль доставки робототехнических комплексов-1 ед. , G = 26, 5 т АСМ « АСМ-4803 » Машина доставки робототехнических комплексов « Mersedes » Пост радиоконтроля «ГАЗ 2705» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант

23Воз можна установка (20 мин) 5-ти медицинских модулей (на 4 чел) , в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших. Может десантировать, используя: большие грузовые платформы П-7 (П-17) – грузы до 40 т, с высот 11500-2000 м;

малые грузовые платформы ПГС-500 (ПГС-1000) — груз до 30 т серией в 26 единиц, с высот 200-300 м на площадки приземления малых размеров 200x 500 м (важно для горной местности).

25Оснащается выливным авиационным прибором ВАП-2 на 42 т воды или огнегасящей смеси (ОГС) — специальной смеси, пары которой не поддерживают горение.

26Выливные авиационные приборы ВАП-

28Сброс воды: с высоты 50 м на скорости 300 км/час за 7 сек накрывает площадь 6 га (100x 600 м).

29Правительство РФ в 2010 г. предписало оснастить выливными авиационными приборами ВАП-2 самолеты ИЛ-76 военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС. На конец 2012 г. имеются ВАП-2: в ВТА МО – 12, в МЧС – 6; В МВД – 2. Была деревня

Ил-62М воздушный пункт управления МЧС России — для: перевозки оперативных групп (до 114 чел.); управления Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; эвакуации российских граждан из-за рубежа и зон ЧС, доставки правительственных делегаций; выполнения специальных полетов на расстояние до 7500 км.

Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел. ; управление Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.

Салон для оперативных совещаний

Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших. 35 Александр Беляков. Георгий Байдуков

36Бе-200ЧС авиационный спасательный комплекс транспортные и пассажирские перевозки (72 пассажира и 750 кг груза); поисково-спасательные работы на суше и водных акваториях; ведение воздушной и инженерной разведки; контроль прибрежных вод и экономических зон; мониторинг экологической обстановки; тушение пожаров Бортовое тепловизионное устройство обеспечивает: поиск очагов пожара и живых людей, автоматическое ЦУ и наведение на объект с помощью спутникового оборудования, ТВ изображение пролетаемой местности, видеоконтроль за эффективностью слива воды (ОГС).

39Тушение пожаров: сброс воды на очаг пожара с высот 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 сек.

Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.

41Ан-3Т транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 кг груза и 4 пассажиров. Вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас. команд до 24 чел. и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.

Ка-32А 1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т. ч. в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.

Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел. и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.

49Погрузка ВСУ-

Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.

Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус» . вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.

Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК. Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м. Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.

Четвертый вариант АСК. Применяется на водных акваториях морей и океанов. Спасательные плавсредства десантируются с высоты 150-200 м серией на 26 платформ, на каждой — 4 плота ПСН-10, соединенные в «гирлянду» (всего — 104 плота, обеспечивают спасение до 1500 чел.) В заключительном заходе десантируются спасатели для обеспечения подъема пострадавших (раненых) на плоты. Пятый вариант АСК. Для доставки грузов гуманитарной помощи, средств спасения и жизнеобеспечения в условиях высокогорья или в зонах чрезвычайных конфликтов. Десантирование грузов — с больших высот (3000-7000 м), серийно, на 26 платформах.

Патрулирование вертолётами автомобильных трасс. Осуществлено на трассе «Москва – Санкт-Петербург» . Принцип организации — понятие «золотой час» , в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь. На трассе круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету — 10 минут, радиус досягаемости лечебных учреждений — до 20 минут. Ка-32 оборудованы медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. Планируется введение патрулирование на трассах «Москва – Казань» и «Дон М 4» .

По назначению и выполняемым задачам - че­тыре основных класса:

Многоцелевая авиация;

Транспортная авиация;

Поисково-спасательная авиация;

Специальная авиация.

а) Многоцелевая авиация.

Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) - аппараты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы.

Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного. Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное пе­реоборудование. Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.

Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов раз­личного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.

В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.

б) Транспортная авиация

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА ), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА ).

Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техни­ки с сопровождающим их персоналом. Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Важнейшие характеристики грузовых ЛА - грузоподъёмность; скорость, дальность и себе­стоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.

В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрну­та после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч. в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тя­жёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не по­лучили, несмотря на большое число проектов.

Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА) предназначены для вы­броски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолё­ты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и раз­грузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, бое­вой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.

Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки лю­дей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для пере­возки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют моди­фикации в варианте "салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте "воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.

в) Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также эки­пажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам по­иска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых приме­няется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.

г) Авиация специального назначения

Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и тор­фяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применя­ются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.

ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания не­отложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.

Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.

В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть обо­рудованы как летающие госпитали или операционные.

Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель", рассматривается вопрос о его пере­даче МЧС России.

ЛА управления и связи предназначены для руководства силами и средствами с воз­душных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.

Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.

Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведыва­тельных полётов.

Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и воен­ных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные само­лёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, опера­тивной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.

Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и граждан­ской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), ме­теорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.

Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.

Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут приме­няться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.

Летающие платформы - перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винта­ми-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположен­ными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.

МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автоном­ного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и свя­зи - вертолёта Ка-137.

Планируемый состав авиации МЧС России


Второй учебный вопрос

2. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно - спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования

Авиация МЧС России

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК "Защита", экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью, и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД, оснащенные двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42000 л воды или огнегасящую жидкость. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М, способен управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС Россиипополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Авиация МЧС России" в других словарях:

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС … Википедия

    - (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    История создания и заслуги МЧС - 27 декабря МЧС России отмечает 17 ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 30 июля 2010 г - По данным МЧС на 30 июля, ситуация выглядит следующим образом: 9.00 мск 30.07.10 Нижегородская область Приостановлено распространение огня в пригороде города Выкса. Сохраняется угроза пожара поселку Шиморское, селу Сноведь, деревне Норковка,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Данные МЧС по природным пожарам в России на 29 июля 2010 г - На сайте МЧС публикуются оперативные данные по числу возгораний и природных пожаров в России, в часности в Нижегородской и Воронежской областях. 23.40 мск 29.07.10 Воронежская область При тушении пожара в поселке Каменная Верховка Воронежской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Ве … Википедия

    День спасателя России - 27 декабря в России отмечается профессиональный праздник День спасателя, установленный указом президента Российской Федерации от 26 ноября 1995 года. Именно в этот день в 1990 году было принято постановление Совета Министров РСФСР Об образовании… … Энциклопедия ньюсмейкеров

10 мая 1995 года день создания Федерального Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России. Этот день официально принято считать днем создания авиации Российского МЧС. Однако свою историю авиация российского МЧС ведет с момента, когда Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Минобороны России с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда.

К июню месяцу 1992 г. ГКЧС принял 9 вертолетов Ми-6 и 16 вертолетов Ми-8. Конечно, с таким парком авиатехники выполнять задачи по ликвидации ЧС на огромном пространстве страны было непросто.

Ответственность, возложенная на МЧС России по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требовала создания сильной авиационной структуры министерства, способной собственными силами и средствами решать задачи на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако, малочисленный парк старой, изношенной авиационной техники не позволял своевременно и качественно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации, особенно в отдаленных регионах страны. Поэтому с первых дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидным: чтобы в кратчайшие сроки приходить на помощь людям, терпящим бедствий в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации.

В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас».

Начало 1994 года ознаменовалось преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вскоре, среди первых документов разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России.

Для решения задач МЧС нужна была современная многофункциональная авиационная техника. С этой целью руководство МЧС заказало вертолетной фирме «Камов» разработку аварийно-спасательного вертолета легкого типа – КА-226, который планировалось применять в поисково-спасательных работах в особо сложных условиях в обстановке городской застройки, а также для патрулирования крупных автомагистралей, доставки пострадавших в клиники и больницы, экологического мониторинга окружающей среды. К сожалению, выпуск вертолета КА-226 затянулся, мы были вынуждены приобрести Ка-32. Не отказываясь от КА-226, руководство министерства рассматривает возможность закупки вертолета «Ансат». ТАНТК имени Бериева министерство заказало многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, определив весьма разнообразный круг его задач: выполнение грузовых и пассажирских перевозок, тушение пожаров посредством сброса воды или огнегасящей жидкости, патрулирование лесных массивов, поисково-спасательные работы на воде, оказание медицинской помощи, контроль за прибрежными водами и экономическими зонами, мониторинг экологической обстановки.

Для руководства созданием, применением и развитием авиации был необходим руководящий и координирующий орган.

Приказом МЧС России от 28 сентября 1994 года № 590 в составе Департамента управления было создано Управление авиации на базе авиационно-транспортного отдела Главного управления экстренного реагирования и отдела авиации Управления войск гражданской обороны. 7 июля 1995 г. в соответствии с приказом МЧС № 482 Управление авиации стало самостоятельным органом управления.

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу со стороны бандформирований они не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа.

Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

10 мая 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 было создано Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России (ГУАП). Необходимость создания собственного авиационного предприятия была продиктована задачами авиационного обеспечения работы спасателей. Постановлением Правительства Российской Федерации местом базирования ГУАП был определен аэродром Летно-исследовательского института имени М.М.Громова в городе Жуковском. Здесь же базировался отряд спасателей. Такое удачное размещение в непосредственной близости отряда спасателей, его техники и авиации позволило обеспечить заданную трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку мира.

Сложные задачи решала авиация МЧС на ликвидации последствий землетрясения на Сахалине (Нефтегорск) в мае 1995 года. В сложнейших условиях летчики 137 отдельного вертолетного отряда вывозили из Нефтегорска в районный центр Оху искалеченных людей, доставляя туда медикаменты и продовольствие. Далее пострадавшие доставлялись самолетами ГУАП в Южно-Сахалинск, Хабаровск и Магадан, а самые тяжелые направлялись в Москву.

За время работы на острове самолеты и вертолеты выполнили соответственно 241 и 191 полет и перевезли в общей сложности 5048 раненых и пострадавших, 690 тонн строительных материалов и гуманитарных грузов. Из-за малочисленности воздушных судов «чрезвычайной» авиации к работе было привлечено более 40 самолетов и вертолетов других ведомств.

10 июля 1995 года приказом МЧС России № 147 начальником Управления авиации МЧС России назначен полковник Закиров Рафаиль Шакурович. Возглавив Управление авиации, он непосредственно занялся формированием органов управления авиацией МЧС России, летных подразделений, под его руководством создавалась Концепция авиационного обеспечения МЧС России, шло становление ГУАП. Вместе со специалистами управления он занимался разработкой новых авиационных технологий и их практическим применением при проведении спасательных операций, что впоследствии позволило оперативно и грамотно использовать авиацию для выполнения задач авиационного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории России и за рубежом.

Летом 1996 года сложилась пожароопасная обстановка в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре. На тушение лесных пожаров туда направили экипажи ГУАП: Абрамова Е., Смирнова А., Филина Л. Это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС, подготовленных к тушению пожаров. Трудностей было немало, но опыт, приобретенный летчиками путем напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.

За пять дней в Хабаровском крае экипажи Е.Абрамова, Л.Филина, А. Смирнова выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2100 тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.

После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-остойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Населению Волгоградской и Ростовской областей грозила экологическая катастрофа. Требовалось принятие срочных, неординарных мер.

Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС доказали обратное. В результате профессиональных действий авиаторов, четкого взаимодействия экипажей и проявленного мужества, пожар на отстойнике нефтепродуктов был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.

В 1995-1996 гг. был выполнен ряд специальных полетов по поиску воздушных судов Ту-154, потерпевших катастрофу на Шпицбергене, под Хабаровском, и Су-27 пилотажной группы «Русские витязи», разбившихся под Комранью (во Вьетнаме). Вертолеты зарубежного производства Бо-105 и БК-117, участвовавшие в поисках, хорошо себя зарекомендовали. С конца 1997 года вертолеты-спасатели Бо-105, БК-117 начали летать над столицей, перевозя тяжелобольных и пострадавших в ДТП с места происшествия в больницы и клиники Москвы. В результате экстренной медицинской помощи спасателей спасены тысячи человеческих жизней.

В 1998 году летчики МЧС России приобрели первый опыт тушения лесных пожаров за рубежом. В рамках Черноморского экономического соглашения экипажи В. Дробинского и А. Паршина на самолетах-пожарниках Ил-76ТД помогали бороться с крупными лесными пожарами в Хорватии, а экипажи Е. Серых и Л. Попова – в Республике Греция. Всего в 1998 году экипажи ГУАП за рубежом выполнили 156 полетов на тушение пожаров.

В июне 1999 года Греческое правительство обратилось с просьбой к МЧС России предоставить самолет Ил-76ТД с экипажем и техническим персоналом на период с 15 июня по 31 августа для тушения лесных пожаров. Команда специалистов ГУАП под руководством В. Дробинского успешно справилась с поставленной задачей. МЧС России стали приглашать на тушение пожаров ежегодно, потому что так, как летают и тушат пожары наши летчики, этого не делает никто за рубежом.

В августе 1999 года после обращения за помощью Турции вновь были востребованы наши «Илы-пожарники» и летчики авиации МЧС России. Авиационная группа в составе трех экипажей и наземных специалистов под руководством командира летного отряда ГУАП МЧС России Е. Серых приняла участие в ликвидации пожара на нефтехимическом комплексе в городе Измит после сильного землетрясения, постигшего Турцию. Возглавил эти работы начальник авиации Р. Закиров. Небывалый затяжной пожар, который длился несколько дней, мог инициировать взрывы резервуаров со сжиженными углеводородными газами и выбросы высокотоксичных веществ, что привело бы к экологической катастрофе в районе пролива Босфор, отравлению населения прилегающих городов и поселков токсичными продуктами горения. Всего этого удалось избежать. Здесь впервые в мировой практике было осуществлено групповое, масштабное тушение пожара тремя российскими самолетами Ил-76ТД с применением новейших отечественных авиационных технологий.

Группа выполнила полет и, сбросив на лавину огня с высоты 50 метров сотни тонн огнегасящей жидкости, ликвидировала пожар. Эта уникальная по своей технологии операция вызывает чувство гордости за российскую технику, авиационную технологию, за мужество и мастерство летчиков российского МЧС.

К 2001 году у нас значительно увеличилось количество летательных аппаратов. Парк авиации МЧС пополнился современными самолетами и вертолетами. Была проведена оптимизация состава авиации, реформирование организационных структур и создание мощных авиационных группировок центра и регионального подчинения.

Для оснащения авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС и самолетами Ан-3.

Летный и инженерно-технический состав – главная ценность нашей авиации. Все они – мужественные люди, профессионалы высочайшего класса, знатоки спасательного дела. Именно благодаря этим качествам авиаторы МЧС заслужили любовь и уважение со стороны сограждан».

В мае 2001 года случилось катастрофическое наводнение в городе Ленске (Якутия). Уровень воды в реке Лене повышался с невероятной быстротой. Превысив максимум половодья, он достиг 20 метров 7 сантиметров. 98 % города было затоплено. Самолеты ГУАП Ил-76 обеспечили доставку отрядов спасателей «Центроспаса», Центра «Лидер», медиков ВЦМК «Защита» и техники к месту катастрофы. Спасатели трудились круглосуточно. Вместе с ними работали летчики 235 и 171 осаэ. Снимая жителей с крыш домов, они отправляли их в безопасные места. Было эвакуировано около 23 тыс. человек. Вертолетчики МЧС провели операцию по эвакуации 277 нетранспортабельных больных из центральной городской больницы в город Мирный. Действиями авиационной группировки в операции по ликвидации последствий наводнения руководил начальник авиации МЧС России Р. Закиров. Он организовал воздушный мост, по которому на самолетах Ил-76 доставляли строительные материалы, технику, оборудование, жизненно важные гуманитарные грузы (продовольствие, одежду, медикаменты и т.д.). Из различных регионов страны самолеты доставляли строительные бригады. На вертолетах к местам ледяных заторов на реке доставлялись саперы с взрывчаткой.

В результате наводнения в течение двух суток в округе не осталось ни одной посадочной площадки. Тогда по инициативе начальника авиации СРЦ С.Федорова вертолетчики стали использовать как посадочные площадки крыши недостроенных зданий.

1 февраля 2002 года Государственное унитарное предприятие МЧС России было переименовано в Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России. В 2002 году авиация МЧС России совершила 7610 полетов, доставила в зоны бедствий 12760 тонн различных гуманитарных грузов и перевезла 18330 человек. Наиболее сложные задачи авиаформирования решали при оказании помощи исламскому государству Афганистан, при тушении лесных и торфяных пожаров в Подмосковье, на Дальнем востоке и во время летнего катастрофического наводнения в Южном федеральном округе России, когда наводнению подверглись 9 субъектов округа. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихией было разрушено 13338 домов, повреждено почти 40000 жилых зданий 445 учебных учреждений.

За время спасательной операции в Южном федеральном округе авиация МЧС выполнила 577 полетов. В Минеральных Водах, станице Берсуковская (Ставропольский край) и в поселке Красный Партизан (Дагестан) авиаторы МЧС спасли свыше 700 человек, в том числе 250 детей. При помощи вертолетов из зоны бедствия было эвакуировано в безопасные места 2535 человек и перевезено 9840 тонн различных грузов. Руководил авиационным обеспечением спасательной операции начальник авиации Р.Ш.Закиров.

Летом 2002 года сложная пожарная обстановка сложилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Горели также леса в Подмосковье, Владимирской, Рязанской, Иркутской и Читинской областях, в Приморском крае.

Переломить крайне напряженную обстановку с торфяными пожарами в Центральном регионе и Подмосковье, с крупными лесными пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке позволило применение авиацией МЧС отечественных технологий пожаротушения с воздуха, которые в очередной раз подтвердили свою высокую эффективность.

В 2003 году авиация МЧС России получила самолет нового поколения – многоцелевую амфибию Бе-200ЧС. Летный и инженерно-технический состав прошел переучивание на учебной базе ТАНТК им. Бериева. Летчики освоили полеты с воды и посадку на воду. Характерно, что первым освоил и вылетел на самолете Бе-200ЧС начальник авиации Р.Ш.Закиров. Водную подготовку прошли все летчики, прошедшие переучивание.

Правительство Французской Республики в 2003 году обратилось к России с просьбой о помощи. Туда была направлена авиагруппы МЧС России в составе 19 человек под руководством заместителя начальника авиации А. Фомина.

Несмотря на все трудности, авиагруппа МЧС России выполнила все задачи, поставленные перед ней французской стороной. Она работала в самых горячих точках, о которых трубили пресса и телевидение Франции: плато Ларзак, Люберон, Люцеран, Корсика, массив Мор.

Французы остались довольны действиями наших летчиков, работой нашей авиатехники. Вертолеты МЧС совершили более 50 вылетов, сбросив на горящие леса тысячи тонн воды.

В 2003 году авиация МЧС России осуществила 11197 полетов, в том числе 1534 – в зоны чрезвычайных ситуаций. Общий налет при этом составил 8108 часов. Самолетами и вертолетами МЧС перевезено 16796 пассажиров и свыше 17000 тонн грузов, при тушении лесных пожаров на очаги огня сброшено более 4800 тонн воды.

2004 год. В связи с продолжающимися боевыми действиями в Ираке и участившимися случаями нападения и похищения иностранных специалистов, работающих по контрактам, возникла угроза жизни российским специалистам. Правительством РФ было принято решение об эвакуации наших соотечественников. Экипажи ФГУАП под руководством Е.Серых, В. Крюкова, А. Кудашкина, А.Паршина в условиях, сопряженных с риском для жизни, четырьмя спецрейсами вывезли из Багдада в Москву более 500 соотечественников.

В середине мая 2004 года в Курганскую область, охваченную огнем крупных лесных пожаров, была направлена авиационная группировка МЧС России. Под угрозой оказались 20 населенных пунктов, в которых проживало 18327 человек. Авиационная группировка под руководством начальника авиации Р.Ш. Закирова во время тушения пожаров с 14 по 20 мая постоянно наращивая силы, совершила 145 вылетов, сбросив на очаги лесных пожаров 12789 тонн воды с огнегасящими реагентами.

Благодаря оперативным и профессиональным действиям летчиков МЧС России Р. Закирова, Е. Серых, В. Шалунова, А. Паршина, А. Ляляева, А. Абрамова, А. Пласткова, А. Середы, Р. Латыпова, С. Шульгина, А. Григорьева, Б. Шагиева, А. Лазаренко, было предотвращено выгорание 13 населенных пунктов, исправительно-трудовой колонии, а также армейского склада и арсенала с боеприпасами.

Ради безопасности жизни каждого человека в МЧС России проводятся регулярные тренировки и учения, на которых совершенствуется мастерство, проверяются возможности техники и оборудования, повышается эффективность управления.

Стало хорошей традицией проведение совместных международных учений. При проведении совместных учений с представителями иностранных государств отрабатываются практические вопросы взаимодействия с наземными, воздушными и морскими поисково-спасательными службами. Авиация МЧС участвует почти во всех таких учениях. Это «Полярные зори» – 1995 год, «Совместная спасательная операция – 97», «Совместный страж» – 2000 год, «Баренц Рескью» – 2001, 2009 годы, «Богородск» – 2002, 2009 годы(г. Ногинск), совместное комплексное учение «Взаимодействие-2009» (г. Алматы), совместные учения МЧС России и ПС ФСБ России (о. Земля Франца-Иосифа), Комплексная безопасность-2010.

11 июня 2004 года авиация МЧС получила второй самолет Бе-200ЧС, а уже с 20 июня он заступил в боевое дежурство. 22-25 июня 2004 года в г. Калининграде на полигоне Балтийского флота проводилось очередное учение спасателей стран НАТО и России в рамках программы «Партнерство ради мира».

Высокую оценку самолету Бе-200ЧС дали председатель правительства Российской Федерации М.Фрадков и члены Правительства, присутствовавшие на показательных учениях МЧС России в городе Ногинске в июне 2004 года.

Аналогичное учение по спасательной операции на море было проведено в конце августа 2004 года Дальневосточным региональным центром в г. Владивосток. Важная роль, как и в ходе международного учения «Калининград-2004», была отведена самолету-амфибии Бе-200ЧС.

Прошедшие учения показали, что в России появилось лучшее в мире средство спасения людей, терпящих бедствие на воде. Бе-200ЧС в очередной раз доказал, что обладает способностью оперативно доставить к месту чрезвычайной ситуации спасателей и плавсредства, подобрать пострадавших с водной поверхности, эвакуировать их на берег для оказания квалифицированной медицинской помощи, а также эффективно тушить с воздуха горящие танкеры, пассажирские суда и нефтяные платформы.

С 27 декабря 2004 года по 5 февраля 2005 года совершили более 10 вылетов в страны Юго-Восточной Азии – Шри-Ланку и Индонезию. В результате этой операции летчики ФГУАП доставили пострадавшим странам более 200 тонн жизненно важных грузов, эвакуировали более 100 человек туристов, провели в воздухе в общей сложности 232 часа.

В 2008 г. во время проведения гуманитарной операции в Южной Осетии авиация принимала самое активное участие в ликвидации последствий вооруженной агрессии Грузии против этой республики. Самолеты и вертолеты МЧС России за время операции доставили населению республики около 3000 тонн грузов гуманитарной помощи, эвакуировали раненых и больных в лечебные учреждения. Летные экипажи провели в воздухе 677 часов, выполнили более 150 полетов. Наиболее отличившиеся авиаторы: В. Чернобровкин, В. Скаковский, С. Худик, В. Королев, А. Оленин, В. Фокин награждены государственными наградами.

За период с 28 ноября по 1 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47час.31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов.

Эвакуировано 23 пострадавших, в лечебные учреждения г. Москвы и Санкт - Петербурга доставлено 14 погибших.

Авиационное обеспечение мероприятий по ликвидации последствий пожара в г. Перми осуществлялось авиационной группировкой МЧС России в составе 12 воздушных судов.

С 5 по 10 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47 час. 31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов.

Эвакуировано 99пострадавших в лечебные учреждения г. Москвы и Санкт - Петербурга, доставлено 2 погибших.

Во время XXVII Всемирной летней универсиады-2013 в г. Казани и Олимпиады 2014 года в г. Сочи авиацией МЧС России обеспечивалась безопасность проведения мероприятий.

Авиацией МЧС России в 2014 году эвакуировано 1010 пострадавших, в том числе 19 тяжелобольных из 14 стран Европы, Азии и Южной Америки. Оказана международная гуманитарная помощь 24 странам мира.

В 2015 году авиацией МЧС России выполнено 17224 полета с налетом 13980 часов, из них по задачам МЧС России выполнено 10725 полетов с налетом 5896 часов.

Перевезено 24187 человек и свыше 8138 тонн различных грузов, на тушение пожаров выполнено 2587 полетов с налетом 2539 часов, на очаги пожаров слито свыше 47358 тонн ОГЖ.

Так, 21 февраля 2015 года В акватории залива Мордвинова Корсаковского муниципального района на удалении 500 метров от берега образовалась трещина во льду шириной до 3-х метров. На льду находилось 224 рыбака-любителя. Незамедлительно к месту происшествия убыли спасательные подразделения, сотрудники ГИМС и авиация МЧС России. Экипаж вертолета Ми-8 осуществлял мониторинг обстановки и координацию работы спасателей МЧС России, с применением авиационно-спасательных технологий спасено 27 человек.

Октябрь 2015 год - катастрофа пассажирского самолета А-321 в Египте, для авиационного обеспечения поисково-спасательных работ привлекалось 4 самолета, выполнено 57 полетов с налетом 205 часов. В Арабскую Республику доставлено 169 человек (124 спасателя, 45 специалистов министерств и ведомств, свыше 340 тон различных грузов и 5 единиц техники);

эвакуации российских граждан и их багажа из аэропортов (г. Шарм-эль-Шейх, г. Хургада и г. Каир Арабской Республики Египет), на решение данной задачи авиацией МЧС России произведено 17 рейсов. В Российскую Федерацию доставлен багаж пассажиров 420 рейсов;

Об итогах работы авиации МЧС России свидетельствуют доставленная в разные точки мира гуманитарная помощь, эвакуированные из зон чрезвычайных ситуаций и боевых действий люди, доставленные в больницы раненые, потушенные пожары и просто спасенные жизни – одним словом результаты, которых удалось добиться за 25 лет, вошли не только в историю МЧС, но и в историю современной России.

Еще одним из важных достижений за последние годы, безусловно, являются разработанные уникальные авиационные технологии спасения людей, пожаротушения с воздуха, борьбы с ледяными заторами, наводнениями, разливами нефти, которые успешно применяются сегодня на практике. В настоящее время ведутся работы по созданию новых технологий, которые обязательно появятся в будущем.

В настоящее время на оснащении авиации МЧС состоит 74 воздушных судна из них 18 самолетов и 56 вертолетов (по состоянию на ноябрь 2017 год).

В 2017 году общий налет в авиации МЧС России по состоянию на 22.11.2017 составил 14163 часа, выполнено 16148 полетов, из них:

на чрезвычайные ситуации 5005 полетов с налетом 5186 часов, при этом на защиту населенных пунктов, тушения природных пожаров, в том числе за пределами территории Российской Федерации (Чили), совершен 881 вылет, произведен 3961 слив, на очаги пожаров сброшено свыше 33 тысяч тонн воды, в зоны чрезвычайных ситуаций переброшено 6541 человек (спасателей, пожарных МЧС России пожарных авиадесантных подразделений «Авиалесоохрана». Совместными действиями наземной и воздушной группировок не допущено распространение пожаров в сторону свыше 3700 населенных пунктов с населением 8 млн. 485 человек;

на санитарно-авиационную эвакуацию тяжелобольных и пострадавших в медицинские учреждения как на территории Российской Федерации, так и из-за рубежа выполнено более 2300 полетов с налетом свыше 2500 часов, эвакуировано порядком 2800 человек;

на доставку гуманитарных грузов выполнено 29 полетов с налетом 123 часа, перевезено 337 тонн гуманитарной помощи в Республики Йемен, Таджикистан, Шри-Ланка, Мексика, Вьетнам.

Ни одна крупная операция по ликвидации чрезвычайных ситуаций не выполняется без применения авиационных средств. За три неполных года существования авиации МЧС России ее самолетами выполнено свыше 500 рейсов, перевезено более 7 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировано из «горячих точек» более 2 тыс. человек. Самолеты с надписью «МЧС России» побывали с гуманной миссией в 23 странах мира.
Особому испытанию спасательная авиация министерства подверглась в наиболее острый период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. Был налажен воздушный гуманитарный мост Москва - Грозный, по которому в Чечню практически ежедневно доставлялись медикаменты, продовольствие, инженерная техника, а обратно вывозились больные и раненые. Российские автомобильные отряды, доставлявшие гуманитарные грузы населению, пострадавшему от этнических конфликтов в Руанде, Танзании и Заире также были переброшены в Африку спасательной авиацией . Самолеты Ил-76 тушили пожары на складах боеприпасов в Армении и Приморье, боролись с огнем в лесных массивах Подмосковья, Сибири, на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, заливали горящие отходы нефтепродуктов в отстойнике Волгограда.
Воздушные суда МЧС России , как правило, многофункциональны. Так, например, самолет Ил-76 имеет несколько вариантов использования. Для осуществления пожаротушения в него устанавливается выливной авиационный прибор, вмещающий 42 тонны огнегасящей жидкости. В целях доставки в труднодоступные районы экспедиционного госпиталя в салон загружаются на парашютных платформах медицинское оборудование , госпитальные пневмокаркасные модули и автомашина «скорой помощи». В интересах поддержки операций при наводнениях самолет перевозит поисковую плавающую машину и машину инженерно-технического обеспечения.
В Ил-76 могут быть погружены два малогабаритных спасательных вертолета БО-105 вместе с машиной управления. Таким образом они доставляются на ближайший к месту чрезвычайной ситуации аэродром в любом районе планеты, где в течение 20 мин приводятся в готовность к вылету и могут приступать к работе. Эта уникальная авиационно-спасательная технология, реализующая выполнение поисковых авиационных работ в так называемом «глобальном радиусе», создана по инициативе МЧС России благодаря сотрудничеству российских и немецких авиаконструкторов.
Она уже не раз применялась при проведении поисковых работ , в том числе при авиакатастрофах в Хабаровском крае и во Вьетнаме. Тогда из Москвы самолетом Ил-76 вертолет БО-105 был доставлен на Дальний Восток, где при температуре -30 °С участвовал в поисках упавшего пассажирского авиалайнера. После этого он был переброшен во Вьетнам - там в условиях тропической непогоды со средней температурой +28 °С экипаж вертолета со спасателями Центроспаса вел поиски разбившихся российских истребителей. Сложнейшая для людей и техники задача была выполнена мастерски: место катастрофы найдено, тела погибших и специальные приборы извлечены из ущелья и эвакуированы в Россию.
Вертолет БО-105 получил «прописку» в Москве, стал воздушной «скорой помощью» для пострадавших в дорожных авариях. Время их доставки в НИИ СП им. Склифосовского после вызова вертолета из любой точки Москвы составляет менее 20 мин. Во время перелета пострадавшие получают медицинскую помощь. Их шансы выжить теперь значительно возросли.
Самолеты Ан-74 доставляли спасателей и их мобильный лагерь на ледовое поле вблизи Северного полюса. Специальная группа спасателей-десантников прыгнула на полюс с парашютами, пробуя свои возможности в проведении спасательных операций в сложных условиях Арктики.
Каждая авиационно-спасательная операция сложна по исполнению и требует высокой подготовки пилотов, штурманов, других членов экипажей, наземных служб, спасателей.
Несмотря на эффективность проведения поисково-спасательных работ с использованием вертолета, существует немало ограничений. Вертолет не может совершать посадку на высоте более 6000 метров, в узких ущельях, на крутых склонах, вершинах, при отсутствии площадок для посадки, внезапном ухудшении погоды, резком усилении ветра и изменении его направления, при тумане, облачности, грозе, снегопаде. Поэтому одновременно с планированием участия вертолета в ПСР необходимо намечать наземные варианты поиска и спасения пострадавших.

Основные характеристики самолетов и вертолетов

самолета, вертолета

Число пассажирских мест

Практическая дальность полета, км

Техническая скорость, км/час

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, м

ИЛ-62М

Ту-154Б

Ил-18В,Е

Ту-134А

Ту- 134

АН-24РВ

Л-410М

Л-410УВП