Правила движения по обочине дороги. Езда по обочине на мкаде и наказание за это. Сомнительные моменты в правилах и наложениях штрафов

Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?

Что гласит правило?

Обочина - боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какой штраф за езду по обочине в 2019 году?

К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

  • 500 рублей за игнорирование знака или дорожной разметки;
  • 2,5 тыс. рублей может получить водитель за объезд по обочине, если данное действие помешало пешеходам;
  • От 2 до 2,5 тыс. рублей – штраф за проезд по обочине, повлекший за собой причинение вреда здоровью участнику дорожного движения.

Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.

Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму - 1500 рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.

Штрафы за обочину на МКАД

Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

Кому разрешено движение по обочине?

Автомобилистам не всегда запрещено движение по этому участку дороги. Водитель имеет право проезжать по тротуару или обочине в том случае, если ему нужно что-либо загрузить в машину или выгрузить. Такой выезд за разметку будет считаться вынужденным. Но это допустимо при условии, что другого подъездного пути к месту нет.

Кто еще имеет право передвигаться на этом участке пути:

  • пешеходы;
  • велосипедисты;
  • водители мопедов;
  • повозки с вьючными или верховыми животными;
  • коммерческие ТС;
  • ТС, принадлежащие коммунальным службам;
  • ТС, принадлежащие скорой, МЧС и другим экстренным службам, в том числе и инспекторам ГИБДД.

Помимо этого, использовать участок за разметкой для проезда могут люди, управляющие самокатами, сигвеями и гироскутерами.

Допустимо проезжать по данному участку также в том случае, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, если по причине аварии дорога перекрыта, то водитель может объехать образовавшуюся пробку, но только в том случае, если иного варианта передвижения нет.

Следует знать, что объезды за разметкой помимо штрафов могут привести к потере времени. Многие автолюбители думают, что проезд по обочине сократит время пути, однако сэкономленное время часто теряется при попытке вернуться на проезжую часть и встать в ряд.

Каждый водитель должен соблюдать действующие ПДД, определяющие уровень безопасности для многих участников транспортного движения. Одно из основных требований – это учет ограничений относительно мест, где разрешается передвигаться на машине. Езда по обочине приводит к , вне зависимости от сложившихся обстоятельств на дороге.

Трактовка понятия «обочина»

В ПДД прописано трактование понятия «обочина». Под данным термином принято понимать территорию, которая располагается с проезжей дорогой. Обочина всегда отличается специальным покрытием, а также разметкой, выполненной с учетом определенных требований. ПДД разрешает передвигаться по тротуару только взрослым велосипедистам и обычным пешеходам.

Таким образом, любая езда машины на обочине запрещена. Скорость не играет какой-либо роли. Единственное исключение – это необходимость срочной остановки, причем помехи должны исключаться даже в то время, когда водитель съезжает с места парковки.

В крупных российских городах, где отмечаются частые транспортные заторы, инспекторы ГИБДД зачастую фиксируют нарушения относительно езды по обочине. Однако «пробка» не может быть даже смягчающим обстоятельством.

Такие ситуации приводят к повышению опасности пешеходов и велосипедистов, так как они утрачивают возможность свободного, безопасного передвижения. Важно понимать, что переезд в нужный ряд машин приводит к образованию дополнительных помех для других участников дорожного движения и увеличение километража «пробки». Такие маневры по обочинах, отличающихся визуально и схематичной разметкой от основного полотна дороги, приводят к штрафным санкциям.

Кому разрешается двигаться по обочине?

В России запрещено движение машин по обочинам даже, если на основной дороге произошла «пробка» и отсутствует возможность быстрого передвижения. Исключением является необходимость срочной остановки, которая не будет создавать помех другим участникам автомобильного движения.

Парковка слева на обочине разрешена только в исключительных случаях:

  • наличие одной полосы проезжей дороги с учетом разного направления транспортных средств, а также с обязательным отсутствием путей для движения трамваев;
  • транспортное движение по одному направлению (грузовики, вес которых превышает три с половиной тысяч тонн, могут останавливаться только для загрузки – разгрузки).

Таким образом, парковка на левой стороне дороги также часто приводит к появлению штрафных санкций. Соблюдение этих требований ПДД определяет уровень безопасности для каждого водителя.

По обочине разрешается движение следующего транспорта:

  • машины, которые принадлежат специальным местным службам, выполняющим коммунальные обязанности;
  • грузовой транспорт, используемый для доставки различного товара.

Чаще всего для коммунальных машин, грузовиков движение разрешается только в исключительных ситуациях. Обычно разрешается движение по обочине только для определенных видов транспортов (велосипеды и легкие мопеды), а также для людей-пешеходов. Данные нормы прописаны в действующем ПДД РФ.

Размер штрафных санкций

Какой установлен штраф за езду по обочине в 2017 году? Принимая во внимание явный факт нарушения ПДД, обязательно налагается штраф в размере 1500 российских рублей. В 2017 году повышение штрафных санкций не отмечалось. Статистика подтверждает, что небольшая сумма в 1500 рублей пугает далеко не всех водителей, поэтому автомобилисты, которые попали в «пробки» и спешат по делам, все равно допускают нарушения ПДД.

В настоящее время активисты стараются добиться увеличения размера штрафных санкций. Главной задачей является успешное решение проблем, связанных с обгонами и потенциально негативными последствиями таких нарушений вождения машинами. Эксперты отмечают, что увеличение взыскания целесообразно только, если водители начнут понимать отсутствие возможности избежать наказания.

По данной причине изначально нужно позаботиться о внедрении специального оборудования, позволяющего . Только оттачивание схемы наказания правонарушителей может привести к соблюдению правил относительно невозможности езды по обочинах дорог.

Существующие противоречия при наложении штрафных санкций

На законодательном уровне зафиксирован размер штрафных санкций. Кроме этого, тщательно прописана процедура наложения штрафов, которые должны выплачиваться в обязательном порядке.

Например, водители могут оказаться правонарушителями даже, если они просто припарковались на обочине и в остальном соблюдали ПДД. Законодательство разрешает остановить машину только, если отсутствуют помехи для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Соблюдение данного правила не так легко доказать, как хотелось бы. Этому способствует отсутствие специализированного оборудования, которое должно фиксировать все нарушения на фото и видео.

Во многих ситуациях парковка транспорта на тротуаре повышает риск оказаться оштрафованным. Водитель может припарковаться только, если учитывать важные нюансы ПДД. Если при выезде фиксируется факт движения инспектором, появляется возможность легитимного обвинения в нарушении ПДД. Это обусловлено тем, что парковка разрешена, а езда – запрещена. Таким образом, выплата штрафа оказывается неминуемым процессом. В дальнейшем все зависит от ситуации на дороге, наличия транспортной пробки и настроения инспектора ГИБДД.

Движение по обочине встречной полосы

Отдельное нарушение законодательства, действующего для водителей, – это обгон пробки. В этом случае шустрые автомобилисты могут выезжать на обочину встречной полосы, в результате чего повышаются риски относительно получения крупного штрафа. К печальным последствиям приводит следующий факт: фиксируется нарушение сразу двух правил. Автомобилистам нельзя ездить по встречной полосе и обочине.

Размер штрафа увеличивается, причем возможность для его обжалования полностью исключается. Более того, вправе лишить автомобилиста его водительских прав на срок до полугода.

Вывод

Запрет езды на обочине направлен на гарантированную безопасность для всех участников дорожного движения. Несмотря на отсутствие риска , наказание в виде штрафных санкций становится обязательным.

Езда автомобиля даже на минимальной скорости по тротуару повышает риск автомобильных аварий и получения травм пешеходов или велосипедистов. В последнее время местные власти городов России успешно решили вопросы, связанные с парковкой транспортных средств и регуляцией движения при пробках, благодаря чему правонарушения фиксируются все реже.

Порой все те, кто водит автомобиль, попадают в пробки. Это – неотъемлемая часть жизни водителя. Но стоять долго на одном месте сможет далеко не каждый, так как для этого нужна железная выдержка. Вот многие и предпочитают решать проблему проще – объехать затор по обочине. Однако, если вы решили так поступить, не стоит позже жаловаться на штраф. Почему так происходит, ведь ваши действия не привели к ДТП? Давайте узнаем.

Определение обочины

Обратимся к ПДД как к основному документу, содержащему важные определения, помогающие понять суть такого явления, как езда по обочине. Согласно пункту 1.2:

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения 2017/2016 России (РФ).

Самые нетерпеливые из водителей пытаются объехать пробки именно через обочину. Законодатель предусмотрел подобную «хитрость» и ввел соответствующее наказание (но об этом позже). Объезд по обочине создает опасность для тех, кому разрешено по ней передвигаться (будь то пешеходы, велосипедисты и т.д.). Более того, такие автомобилисты поднимают пыль, что ухудшает видимость на дороге. Если вдруг водитель все-таки захочет вернуться в ряд, он создаст еще большие помехи, а риск аварии повысится, так что введение штрафа вполне оправдано.

Штраф за проезд по обочине

Часть первая ст. 12.15 КоАП РФ описывает размер штрафа за движение по обочине в 2018 году:

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Обгон по левой стороне наказывается на порядок серьезнее, ведь в таком случае к этому наказанию добавляется штраф или лишение прав за движение по встречной полосе. Обратимся к пункту 4, статьи 12.15 КоАП РФ:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Повторное нарушение может привести к наказанию вплоть до лишения прав на один год. Некоторые водители пытаются оспорить штраф, доказывая, что причиной объезда по встречной полосе послужило желание объехать препятствие. Но, если заглянуть в п.1.2 ПДД – затор не является препятствием.

Какой штраф за езду по обочине в 2018 году на МКАДе

Если в небольших городах ваши действия могут еще пройти незамеченными, то в крупных городах нарушение будет выявлено в любом случае. Например, на территории МКАД с 2015 года установлены специальные видеорегистраторы, предназначенные для фиксации езды по обочине. Уже в первый месяц было выявлено около 80 000 нарушений. И хотя за ПДД в мегаполисах следят тщательнее, стоимость штрафа остается прежней – 1500 рублей.

Кто обладает правом на передвижение по обочине

Обратимся к п.9.9 ПДД:

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Выезд на обочину возможен в случае остановки или стоянки, по правую сторону дороги. По левую сторону стоянка возможна лишь тогда, когда проезд осуществляется в населенном пункте, где дорога имеет лишь одну полосу, а посередине не пролегают трамвайные пути. В дороге с односторонним движением стоянка также имеет место быть, но только лишь для негрузовых автомобилей массой менее 3,5 тонн (если масса выше – разрешено останавливаться лишь для загрузки или разгрузки).

Что касается велосипедистов – они имеют право на езду по обочине в том случае, если они достигли возраста 14 лет, а поблизости нет специальной дорожки. Это же правило касается гужевых повозок, верховых и вьючных животных.

Способы оспорить штраф

В российском законодательстве существуют определенные пробелы, которые можно использовать в свою пользу. Так, транспорт может стоять на обочине и штраф за это никто выписать не вправе. Часто можно встретить следующую ситуацию – водитель решил покинуть место стоянки, а в этот момент инспектор его «подлавливает». И казалось бы, он прав – это уже считается езда по обочине. Но как ее покинуть иначе?

Четкого ответа в законе на это нет, так что каждый отдельный случай решается индивидуально. Настаивайте на своем, если чувствуете, что правда на вашей стороне. Если доказать ваши правомерные действия с помощью свидетелей или записей невозможно, вы имеете право на обжалование постановления сотрудника ГИБДД. Но нужно помнить о сроке – по общему правилу вам предоставляется лишь 10 дней.

В любом случае, лучше без необходимости не рисковать. Уважайте остальных участников дорожного движения, да и себе проблем не создавайте. Если вы все же попали в спорную ситуацию, советуем вам обратиться к профессиональному юристу.

На улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?

Штрафы за езду по обочине

Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:

ПДД п.1.2:

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.

Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году за езду или обгон по обочинев размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.

Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения или выезжали с обочины на полосу движения.

Движение по обочине согласно ПДД

Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.

Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД :

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:

  1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
  2. и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.

Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту , а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту .

Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.

Выезд на встречную обочину с левой стороны

Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть , что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.

Когда можно получить штраф

Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает . Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.
При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.

В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.

Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.