Органы власти и управления рсфср. Местные органы власти и управления

Основной закон РСФСР, действовавший в 1918-1925 гг.

Изначально была объявлена переходной на период до «полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма» .

Разработка

Вопрос о необходимости разработки Конституции страны был поднят на III Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов в январе 1918 г. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и поручил ВЦИК разработать «основные положения конституции…, для внесения на следующий Съезд Советов». Однако из-за осложнения политической ситуации начало работы затянулось, а поскольку IV Всероссийский съезд Советов (марта 1918 г.) носил внеочередной характер и был связан исключительно с заключением Брестского мира, вопрос о конституции на нем не поднимался.

Вопрос о конституции был обсужден 30 и 31 марта 1918 г. на заседаниях ЦК РКП(б), который принял решение «рекомендовать» ВЦИК сформировать Конституционную комиссию, что и было исполнено 1 апреля. В ее состав вошли 15 человек: от фракции большевиков - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов - А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ (В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, Н.И. Бухарин, Г.С. Гурвич, М.Я. Лацис, М.А. Рейснер, А.П. Смирнов, Ю.М. Стеклов, Э.М. Склянский); председателем комиссии 5 апреля был избран Я.М. Свердлов, заместителем председателя - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов.

19 апреля комиссия рассмотрела три проекта конституции (большевистской фракции, М.А. Рейснера проект левых коммунистов, фракции эсеров-максималистов) и приняла за основу представленный большевиками «Общие положения Конституции РСФСР», который был направлен на дальнейшую разработку в три подкомиссии. В основу «положений» лег разработанные при активном участии Свердлова и Сталина «Тезисы о типе федерации». Поскольку большевики имели абсолютное большинство в комиссии, практически предложения представителей других фракций были отклонены. Окончательная разработка проекта Конституции была возложена на специальную комиссию ЦК РКП(б), которую возглавил В. И. Лениным. 3 июля комиссия рассмотрела два проекта (ВЦИК и Наркомата юстиции). За основу был принят проект ВЦИК, в который был включен ряд положений из проекта НКЮ. Кроме того, Ленин настоял на включение в конституцию в полном виде Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

На заключительном заседании V Всероссийского съезда Советов, состоявшем 10 июля 1918 г., делегаты одобрили представленным им доклад о конституции и приняли постановление: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Также съезд поручил ВЦИК завершить работу над конституцией и принять окончательную ее редакцию. Полный текст Конституции был опубликован в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» 19 июля 1918 г. и с этого момента вступил в действие.

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав и 90 статей.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

В качестве 1-го раздела в Конституцию вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов , учрежденной «на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик».

В нарушение существовавших как национальных, так и международных правовых норм, декларация:

общенародным достоянием), также она объявила национальным достоянием «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия»;

Вводила на предприятиях рабочий контроль, «как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность» республики;

Подтвердила национализацию всех банков;

Подтвердила закон об аннулировании (уничтожении) всех заключенных прежними режимами займов;

Ввела всеобщую трудовую повинность и др.

Общие положения

2-й раздел Конституции содержал общие положения, в своем большинстве носившие декларативный характер и не получившие какого-либо реального воплощения в реальности. Значительная часть этих положений не исполнялась, а часть вообще никогда не действовала. Среди прочего:

Объявлялось, что вся власть «принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», с разрешением создания автономных областных союзов;

Объявлялось отделение церкви от государства и школы от церкви (что уже проведено ранее), а также провозглашалась «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды»;

Провозглашена свобода собраний, митингов, шествий, союзов и др.

Предоставила все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории стран, предоставляя право убежища всем, «подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления».

А качестве основополагающих принципов созданного государства Конституция

Признавала «труд обязанностью всех граждан» (в формулировке «Не трудящийся, да не ест!»);

Устанавливала всеобщую воинскую повинность;

Признавала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, лишая при этом «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые

используются ими в ущерб интересам социалистической революции»;

Объявляла одной из главных задач «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное

образование».

Одновременно в Конституцию был включен ряд конкретных мер, направленных на усиление контроля над обществом. В т.ч. объявлена полная монополия государства на «все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати», «все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением».

Государственное устройство

В Конституции был узаконен и ряд уже существующих органов власти в стране. В качестве верховного органа власти был закреплен Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов . Съезд созывался ВЦИК (или по требованию «Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики) не реже двух раз в год и не являлся постоянно действующим органом.

Возрастной избирательный ценз был установлен в 18 лет. Выборы были не прямыми, не всеобщими и не равными:

Делегаты избирались на непосредственно населением, а городскими советами и губернскими съездами советов;

Городские и сельские советы посылали разное число делегатов: ев первом случае из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей, во втором - от 125 тыс.;

Избирательных прав были лишены следующие категории населения: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В период между съездами вся полнота власти принадлежала Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который объявлялся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ». ВЦИК избирался в составе не более 200 человек на Съезде (большинство ВЦИК всегда составляли большевики) ВЦИК, который функционировал без какого-либо контроля со стороны представительных органов. Он получил чрезвычайно широкие права, в т.ч.:

Объединять и согласовывать работы по законодательству и управлению, а также надзирать «за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти»;

Рассматривать и утверждать проекты декретов, вносимых органами исполнительной власти, а также издавать собственные декреты и распоряжения; он также имел право «отменить или приостановить всякое постановление или решение» Совета народных комиссаров.

Общее руководство внешней и внутренней политикой;

Установление и изменение границ, а также принятие в состав (и признание выхода) РСФСР «отдельных частей ее»;

Установление и изменение системы мер, весов и денег;

Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

Заключение займов, таможенных и торговых договоров, финансовых соглашений;

Установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных отраслей;

Утверждение государственного бюджета;

Введение налогов и повинностей;

Установление основ организации вооруженных сил;

Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство;

Право амнистии

Кроме того, исключительно к ведению Съезда подлежали:

Установление, дополнение и изменение основных начал Конституции;

Ратификация мирных договоров.

ВЦИК также формировал высший орган исполнительной власти - Совет народных комиссаров (СНК), который, в свою очередь, был ответственнен перед ВЦИК. В составе СНК действовало (по Конституции) 17 народных комиссариатов (наркоматов): по иностранным делам; по военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; государственного контроля; здравоохранения, а также Высший совет народного хозяйства.

Другие положения

Конституция объявляла, что власть на местах принадлежит городским и сельским Советами, которые для текущей работы должны были избирать Исполнительный комитет, которому реально и принадлежала вся полнота власти на местах. Формировалась система областных, губернских, уездных и волостных органы Советской власти. Они обязывались проводить в жизнь «все постановления соответствующих высших органов Советской власти», получив при этом право принимать меры «к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях», а также решать вопросы, «имеющие чисто местное (для данной территории) значение».

4-й раздел Конституции регулировал нормы активного и пассивного избирательного права, 5-й раздел именовался «Бюджетное права» и регулировал правила установления налогов, сбора доходов, распределения средств в масштабах государства.

6-й раздел Конституции утвердил герб, а также торговый, морской и военный флаг РСФСР. Герб РСФСР состоял «из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев» и с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Прекращение действия Конституции

Конституция 1918 г. стала базовой для принятых в последующие году конституций многочисленных союзных и автономных советских республик. После того, как было принято решение о создании СССР, на принципах Конституции 1918 г. была разработана и принятая в 1924 г. Конституции СССР. Однако, с изменением политического устройства страны (создание СССР) возникла необходимость уточнения целого ряда положений Конституции 1918 г., в связи с чем была разработана новая Конституция РСФСР, которая практически без изменений дублировала положения Конституции 1918 г. После принятия новой Конституции XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. действия Конституции 1918 г. было прекращено.

Главы с шестой по восьмую касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет Народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».

В главе девятой были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, а главы с десятой по двенадцатую были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.

Система органов гос власти:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров . Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты – органы власти на местах (в городах и селах – городские и сельские советы).

50.Трансформация советского государственного аппарата в период гражданской войны (лето 1918 – 1920гг.)

С конца 1919г. сессии ВЦИК стали созываться через два месяца. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. В феврале 1920г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки РКИ. В резолюции "О советском строительстве" Восьмого съезда советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. Наряду с Советами (часто вместо них) создавались ревкомы. Они наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.



В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начален об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры избирались. В январе 1918 г. СНК издал декрет "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Новая армия формировалась на основе принципа добровольности. Апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК переходили от выборов командиров - к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" - в нестроевых частях. В сентябре 1918г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов - офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Политически были подавлены выступления "военной оппозиции", защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной Армии. В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий.

Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

  • 1. Съездами Советов;
  • 2. Советами депутатов;
  • 3. Исполнительными комитетами Советов.

В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.

Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов:

  • 1) Областные;
  • 2) Губернские (окружные);
  • 3) Уездные (районные);
  • 4) Волостные.

Областные съезды Советов формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов - 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов - на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ)). Уездные (районные) - из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район)). Волостные - из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета).

Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных Советах участвуют депутаты от городов с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей, насчитывающие менее 1000 жителей, объединялись для избрания депутатов в уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов на волостной съезд Советов, посылают одного представителя.

Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губерниям и уездам и одного раза в месяц по волости. В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти на определенной территории.

Низшее звено советской системы составляли Советы депутатов, образуемые в городах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Срок полномочий депутатов, а следовательно, и Совета небольшой - три месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать.

Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях. Совет депутатов (Общее собрание) являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общего собрания) на соответствующей территории. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 158

Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов (главы 10, 11 раздел 3). Исполкомы по Конституции - единственный исполнительно - распорядительный орган.

Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду - 20, а по волости -10. Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах местности и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего его, в период между съездами Совета. Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим его съездом Советом (Советом депутатов).

Принципы организации органов власти и управления, зафиксированные в первой Советской Конституции, сохранились в течение всего переходного от капитализма к социализму периода, а в наиболее общей форме и на всю советскую эпоху. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 161

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Конституция РСФСР 1918 г.

Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК III Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания. 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В. Сталина и Я.М. Свердлова. В комиссию вошли шесть наркомов и пять представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На V Всероссийском съезде Советов, 10 июля 1918 г. был принят один из четырех рассматривавшихся проектов Основного закона РСФСР. 19 июля 1918 г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы Октябрьской социалистической революции.

Государственные, политические и экономические основы . Конституция законодательно закрепила образование первого социалистического государства, его социальную сущность и устройство. В Конституции открыто выражалась идея диктатуры пролетариата как социальной сущности РСФСР. Составившая первый раздел Конституции ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала следующие исторические задачи диктатуры пролетариата: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества.

Конституция провозгласила Россию свободным социалистическим обществом всех трудящихся. В соответствии с ней вся власть в пределах РСФСР принадлежала всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Тем самым впервые закреплялось и гарантировалось полновластие трудящихся и устанавливалась социалистическая форма государственной власти. Социалистический характер Советов как формы государственной власти объяснялся тем, что они были представительными органами исключительно трудящихся. Конституция гласила, что в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, последним не может быть места ни в одном из органов власти. Республика Советов законодательно закреплялась как государственная форма диктатуры пролетариата. Установив единовластии и полновластии представительных органов трудящихся - Советов, Конституция тем самым закрепила их в качестве политической основы Советского государства, хотя формально такое их определение в ней отсутствовало.

Конституция законодательно закрепила первые шаги по пути создания социалистической экономической основы Советского государства. Важнейшими положениями в этом отношении явились включенные в Конституцию нормы об отмене частной собственности на землю и объявлении всего земельного фонда общенародным достоянием. Тем самым как важнейшее условие строительства социализма и как важнейший элемент социалистической экономической основы Советского государства была установлена государственная социалистическая собственность на землю. Государственной социалистической собственностью были объявлены все леса, недра, воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия.

В качестве первого шага по полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в общенародное достояние, превращению их в государственную социалистическую собственность Конституция закрепляла установление рабочего контроля и создание Высшего совета народного хозяйства. В свою очередь, это признавалось еще одним средством обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Еще одним из условий освобождения трудящихся из-под ига капитала Конституция признавала переход всех банков в собственность государства.

Права и обязанности граждан . Конституция предоставляла гражданам широкий круг демократических свобод: свободу выражения мнений, печати, совета, митингов, шествий, объединения во всякого рода союзы. Задачей Советской власти объявлялось предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Провозглашалось равенство граждан независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. В качестве гарантии равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Конституция объявляла противоречащими основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ в зависимости от расы и национальности, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия. Тем самым в Конституции получил свое законодательное закрепление принцип социалистического интернационализма.

Данный принцип нашел свое выражение также и в том, что исходя из солидарности трудящихся всех наций. Конституция закрепляла предоставление всех политических прав граждан России проживающим на се территории рабочим и крестьянам - иностранцам - с целью трудовых занятий. Местным Советам при этом было предоставлено право предоставлять им беспрепятственно права российского гражданства. Всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления, устанавливалось право политического убежища. Впервые в истории человечества государственное признание в РСФСР получил атеизм, поскольку провозглашенная Конституцией свобода совести предполагала признание за всеми гражданами свободы антирелигиозной пропаганды.

Необходимо отметить, что всем демократическим свободам, закрепленным в Конституции, было придано новое, социалистическое содержание. Выражалось оно в том, что свободы обеспечивались именно за трудящимися, закреплялись именно за ними. Социалистическое содержание демократических свобод выражалось также в тех гарантиях, которыми они обеспечивались. Так, свобода собраний обеспечивалась предоставлением в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты всех пригодных для народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением. Таким образом. Конституция закрепляла новое, социалистической содержание демократических свобод, обратив при этом основное внимание на их гарантии, на обеспечение их реальности.

Вооружение трудящихся и разоружение имущих классов предусматривались Конституцией в качестве специальной гарантии полновластия трудящихся. Согласно ей вооружение трудящихся, образование социалистической Красной армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов декретировались в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров.

Конституцией предусматривалось лишение либо ограничение некоторых прав и свобод эксплуататорских классов. Отдельные лица или группы граждан могли лишаться прав в случае их использования в ущерб интересам социалистической революции.

Государственное устройство . Впервые в истории человечества Конституция РСФСР 1918 г. установила социалистические принципы государственного устройства многонационального государства. В ней закреплялись основные принципы Советской Федерации как формы честного и прочного союза народов России. Субъектами Российской Федерации были определены советские национальные республики. Данное положение Конституции имело важное историческое значение, так как тем самым устанавливалась важнейшая основная форма реализации права на самоопределение ранее угнетенных наций и одновременно советской национальной государственности. Конституция включала целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Конституция законодательно закрепила социалистические принципы Советской Федерации:

  1. федерация являлась объединением только советских, социалистических республик;
  2. в связи с тем что Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, ее основу составляла свобода наций;
  3. поскольку субъектами Федерации являлись советские национальные республики - советские национальные государства, обладавшие определенной территорией, компактно заселенной той или иной национальностью, либо отличающаяся особым бытом, устанавливался национально-территориальный принцип Советской Федерации;
  4. поскольку Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, на основе добровольности, как добровольное объединение по воле самих наций, утверждался принцип добровольности Советской Федерации;
  5. устанавливался принцип равноправия субъектов Советской Федерации, так как свободные равноправные нации создавали свои национальные советские государства, входившие в союз в качестве равноправных субъектов.

Поскольку Конституцией предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, а также их вхождение на началах федерации в РСФСР, закреплялось сочетание в ней федерации и автономии, а также автономный характер государств - субъектов Российской Федерации.

Установление новых социалистических принципов государственного устройства многонационального Советского государства, основных принципов Советской социалистической Федерации прежде всего, также подчеркивало социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы власти и управления . Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления, которая обеспечивала осуществление власти трудящихся.

Прежде всего, эта система состояла из представительных органов: Советов, съездов Советов и избиравшихся ими исполнительных комитетов. Основным принципом их организации и деятельности был социалистический принцип демократического централизма. Согласно нему все органы власти были выборными и нижестоящие подчинялись вышестоящим. Тем самым обеспечивалось выражение всеми органами власти интересов и воли трудящихся, единство центра и мест, осуществление единой политической линии.

Высшим представительным органом по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, обладавший всей полнотой власти в республике. Его верховенство обеспечивалось тем, что только он обладал правом установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции.

В период между съездами носителем всей полноты власти и главной системы представительных органов являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). По Конституции он был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он определял общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти, объединял и согласовывал законодательную и управленческую деятельность. Контрольная деятельность ВЦИК выражалась в отчетах членов правительства и других должностных лиц перед ВЦИК, его запросах к СНК и другим правительственным органам, а также деятельности временных комиссий ВЦИК по расследованию и контролю.

В юридической природе ВЦИКа нашел проявление новый социалистический принцип слияния в представительных органах законотворчества. управления, принятия решений и их исполнения. В Конституции упоминалось также о Президиуме ВЦИК, который также обладал исполнительно-распорядительными, правотворческими и контрольными функциями. Рабочий аппарат ВЦИК составляли его отделы.

Согласно социалистическому принципу образования правительства непосредственно самим высшим представительным органом государственной власти, по Конституции ВЦИК образовывал для общего управления делами РСФСР Совет народных комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления - народные комиссариаты.

Конституция установила 18 народных комиссариатов: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) здравоохранения.

Во главе народных комиссариатов по Конституции стояли народные комиссары, являвшиеся членами СНК. При народном комиссаре под его председательством образовывалась коллегия, состав которой утверждался СНК. Народные комиссары и коллегии при наркоматах были ответственны в своей работе перед СНК и ВЦИК.

В интересах создания эффективно действующего в условиях революционных преобразований государственного аппарата, СНК придавались функции законодательного органа. С этой же целью отраслевые отделы ВЦИК объединялись с соответствующими наркоматами.

Местные органы власти . Основной закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления, которые составляли основу всей системы органов государственной власти. Она включала губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, исполнительные комитеты, отделы Советов и исполкомов.

Местные Советы и съезды Советов призваны были проводить в жизнь все акты соответствующих высших органов власти, принимать все меры к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие значение для данной территории, а также объединять всю советскую деятельность в ее пределах. В Конституции закреплялось, что Советы в пределах своей компетенции являются высшей в границах данной территории властью.

Закрепление Конституцией местных представительных органов трудящихся в качестве единственных местных органов государственной власти, означало установление новой социалистической демократии, наиболее полное осуществление самоуправления трудящихся, - важнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 г.

Необходимо отметить, что местные Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские - не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Избирательные права . Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права. В отличие от избирательного права буржуазных государств, кроме возрастного. Конституция не устанавливала никаких других избирательных цензов. Согласно ней, впервые в истории человечества, избирать и быть избранными по достижении 18 лет могли быть все трудящиеся лица независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и пр. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось также трудящимся, проходившим службу в армии и на флоте, трудящимся, потерявшим работоспособность, проживающим на территории РСФСР иностранным рабочим и крестьянам, не использующим наемного труда.

Вместе с тем выборы не были всеобщими. Социалистическая природа Советов как полномочного представительства только трудящихся обеспечивалась Конституцией тем, что правом избирать и быть избранным в советы обладали исключительно трудящиеся - рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в различных отраслях хозяйства, крестьяне и казаки-земледельцы, не использовавшие наемный труд для извлечения прибыли.

В Конституции предусматривалось лишение избирательных прав эксплуататоров, торговцев, живущих на нетрудовые доходы лиц, служителей культа, бывших полицейских, жандармов, агентов охранных отделений и членов царской семьи. Кроме того, от участия в выборах отстранялись лица, лишенные этого права судом за совершение преступлений, а также некоторые другие категории граждан.

В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения устанавливались неравные выборы. При этом голос одного рабочего приравнивался к двум-трем голосам крестьян.

Прямыми были выборы только в низовые Советы. Все остальные, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Вместе с тем, выборы не были косвенными, поскольку характерного для этого института выборщиков не была, а нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти.

Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо. Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Наряду с изложенным Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы Бюджетного права, а также положения о гербе и флаге Советского государства.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а, следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России -- государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии -- права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.