Понятие прав смежных с авторскими. Понятие и виды смежных прав. Что такое смежные права

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 43. Срок действия смежных прав. 1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.
4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.
5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
7. К наследникам (в отношении юридических лиц - к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Комментарий к статье 43
1. Комментируемая статья устанавливает сроки действия смежных прав в том их объеме, как они определены в разделе III и в других разделах Закона.
2. Часть 1 п. 1 устанавливает срок действия имущественных исполнительных прав, т.е. тех пяти правомочий, которые указаны в п. 2 ст. 37.
Эти имущественные исполнительские права истекают через 50 лет после первого исполнения или постановки.
Ранее уже отмечалось (в частности, в комментарии к подп. 1 п. 2 ст. 37), что повтор исполнения исполнителем или повтор постановки артистами приводит к появлению новых объектов исполнительских прав. В этой связи следует считать, что слово "первого" в тексте Закона не несет правовой нагрузки, а исполнительские имущественные права действуют в течение 50 лет после исполнения или постановки.
Срок действия исполнительских прав не зависит от момента обнародования звуко- или видеозаписи, на которой зафиксировано исполнение.
3. Часть 2 п. 1 относится к сроку действия личных неимущественных прав исполнителя. Эти два права, указанные в п. 1 ст. 37 - право на имя и право на защиту репутации исполнителя, - охраняются бессрочно.
4. Пункт 2 относится к сроку действия прав на фонограммы.
Эти права действуют 50 лет после ее записи, но если фонограмма была опубликована в течение этого срока, срок охраны фонограммы исчисляется с даты ее опубликования.
Опубликование фонограммы по истечении 50 лет с момента ее записи не восстанавливает ее охраны.
Для применения правила об исчислении срока охраны фонограммы с момента ее опубликования она должна быть опубликована, а не обнародована иным способом. Понятия "опубликования" и "обнародования" даны в ст. 4.
Как следует из ст. 4, фонограмма есть любая запись исполнения и звуков. Новая запись приводит к появлению новой фонограммы. Поэтому хотя в п. 2 говорится о "первой" записи, слово "первой" не имеет правовой нагрузки.
5. Пункт 3 и 4 устанавливают, что смежные права организаций эфирного и кабельного вещания на передачи в эфир или по кабелю действуют в течение 50 лет с момента осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.
Срок охраны этих прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти "передачи" как передачи не существуют и не охраняются.
Норма п. 5 Постановления о порядке введения в действие Закона, устанавливающая охрану в качестве объектов смежных прав необнародованных передач, не подлежит применению как противоречащая п. 3 ст. 35, ст. 40 и п. 3 ст. 43.
6. Пункт 5 вводит правило, по которому сроки охраны, которые согласно п. п. 1 - 4 истекают не 31 декабря соответствующего года, а в любой другой день года, продлеваются до 31 декабря соответствующего года.
Указанная норма введена для удобства исчисления сроков охраны.
Под "юридическим фактом, являющимся основанием для начала течения срока" в отношении фонограммы, опубликованной менее чем через 50 лет после ее записи, имеется в виду факт опубликования фонограммы.
7. Часть 1 п. 6 предусматривает, что если исполнитель был репрессирован и затем посмертно реабилитирован, то срок охраны его прав на все его исполнения исчисляется не с тех дат, когда они фактически имели место, а с 1 января года, который следует за годом его реабилитации.
Формулировка Закона не очень точна. Фактически она означает, что права таких исполнителей восстанавливаются или продлевают свое действие с момента реабилитации.
Норма ч. 1 п. 6 не применяется к производителям фонограмм, хотя ими также могут быть физические лица.
8. Часть 2 п. 6 относится к исполнителям, которые в период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны их прав увеличивается на 4 года (календарных) независимо от того, в течение какого времени они работали или участвовали в войне.
Нормы ч. 2 п. 6 не применяются к производителям фонограмм.
9. Пункт 7 относится к правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав, причем только к их имущественным правам.
Можно полагать, что под правопреемниками имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства.
Вопросы договорной передачи смежных прав здесь не затрагиваются.
Основное значение нормы п. 7 состоит в том, что она закрепляет срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.
Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он - указанной нормой не регулируется. Данную норму нельзя понимать ограничительно: в частности, к наследникам и правопреемникам переходят и права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т.е. и права на совершение положительных действий.
В сроки охраны смежных прав, к которым отсылает п. 7, по логике должны включаться два особых случая увеличения этих сроков, которые указаны в п. 6. В этой связи смысл нормы п. 6 шире, чем ее буквальное выражение: наследники исполнителя, к которому применялись льготы, указанные в п. 6, пользуются смежными правами умершего исполнителя в течение того же срока, который применялся к самому исполнителю.
10. Лица, получившие по договору смежные имущественные права, пользуются этими правами максимально в течение сроков, указанных в ст. 43, если более краткий срок не указан в договоре.
Раздел IV. КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ
Комментарий к разделу IV
1. Данный раздел устанавливает принципиально иное регулирование вопросов практической реализации авторских и смежных имущественных прав, чем то, которое содержится в разделах I - III.
Первоначальная схема авторского права состояла в следующем: законодатель наделял автора и его правопреемников определенными исключительными правами, после чего роль законодателя в основном заканчивалась, а владелец исключительных прав самостоятельно реализовывал эти права, заключая договоры с отдельными пользователями.
По этой же схеме первоначально строилась и система охраны смежных прав.
Однако практика показала, что в некоторых сферах использования объектов авторского права и смежных прав такой подход неприменим, что заключение индивидуальных договоров в этих сферах либо затруднено, либо практически неосуществимо.
Первоначально такой сферой была область публичного исполнения произведений, особенно эстрада. Оказалось, что для того, чтобы заключить авторские договоры со всеми авторами всех публично исполняемых произведений, требовались большие усилия, причем репертуар исполняемых произведений непрерывно менялся. Возник серьезный разрыв между правом и практикой.
В связи с этим стали появляться посреднические организации, которые представляли интересы всех авторов определенной категории и действовали от имени всех таких авторов.
Эти посреднические организации не требовали от пользователей заключения отдельных договоров на использование каждого отдельного охраняемого произведения.
Пользователи были обязаны, однако, уплачивать определенные отчисления за использование всех охраняемых произведений. Посредник перечислял эти суммы авторам.
Эта новая система практической реализации авторских (и смежных) прав потребовала особого правового регулирования, прежде всего, определения правового статуса таких посреднических организаций и установления основных правил их деятельности.
2. В Законе рассмотренная выше система называется коллективным управлением имущественными правами.
Раздел IV устанавливает следующие принципы построения и функционирования этой системы:
1) образуется одна или несколько организаций, управляющих авторскими и смежными имущественными правами на коллективной основе;
2) владельцы авторских и смежных прав добровольно передают этой организации свои права на использование охраняемых объектов в определенных сферах;
3) пользователи получают от этой организации разрешения на использование всех охраняемых объектов;
4) за использование охраняемых объектов пользователи уплачивают этой организации фиксированные отчисления и указывают, какие именно объекты они использовали;
5) организация распределяет эти отчисления и выплачивает их правообладателям.
3. В системе коллективного управления имущественными правами под "имущественными правами" имеются в виду авторские и смежные права.
Эта система называется "коллективной", так как она начинает функционировать при условии, если в ней участвует такое число правообладателей, которого достаточно для того, чтобы выступать от имени всех правообладателей на определенные охраняемые объекты, используемые определенным образом.
Термин "управление", используемый для характеристики рассматриваемой системы, является условным и не совсем удачным: "управление" характеризует административные отношения, отношения власти и подчинения, в то время как в данной системе все участники связаны равноправными, гражданско - правовыми отношениями.
4. Система коллективного управления имущественными правами является наиболее стойкой и обеспечивает правообладателям наибольшие гарантии, если она основывается на исключительных правах правообладателей.
Вместе с тем до 3 августа 1992 года в СССР, а затем в России широко применялась система коллективного управления имущественными авторскими правами, которая основывалась лишь на установленном в законе праве авторов на получение авторского вознаграждения (за публичное исполнение произведений и в некоторых других случаях), а также на установленных законодателем фиксированных ставках авторского вознаграждения.
5. В подавляющем числе стран мира существуют свои национальные системы коллективного управления имущественными правами.
Эти национальные системы взаимодействуют друг с другом на основе многочисленных двусторонних соглашений.

Прохождение Директивы об авторском праве Европейского союза также было чрезвычайно спорным. Библиотекари должны были активно лоббировать, чтобы предотвратить сужение справедливой практики, особенно библиотечное копирование. Чтобы компенсировать потенциальную потерю правообладателей с определенных исключений, государствам-членам разрешено взимать платеж, несмотря на то, что все необязательные исключения прямо указаны в трехэтапном тесте Берна. Библиотекари говорят, что если исключение допускается, было принято решение о том, что нет прав владельцам прав, и в этом случае нет необходимости компенсировать потерю.

Юридическая фирма "Ветров и партнеры"

Особенности защиты смежных прав в РФ

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Другие страны, такие как Австралия, также обновили свои режимы авторского права для размещения новых цифровых технологий и включили многочисленные расширения исключений для цифровой среды. Этот закон также включает разрешенные цели, в поддержку которых «квалифицированный человек» может на законных основаниях производить, импортировать или поставлять устройства для обхода.

Что такое смежные права?

Использование законодательства об авторских правах в целях ограничения использования имеет серьезные последствия для образования, особенно в развивающихся странах, где часто используются фотокопии или цифровые копии. Например, в последние годы правительство Южной Африки опубликовало предлагаемые поправки к Закону об авторском праве и его положениям, которые подорвали бы справедливое использование и фактически устранили все исключения в образовательных целях из действующего законодательства. Правительство Южной Африки также не смогло удовлетворить потребности инвалидов, учеников на дистанции и неграмотных, а также вопроса о цифровых технологиях.

Смежные права - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Сектор образования категорически возражал против того, чтобы предлагаемые поправки были сняты. Недавнее расширение использования мер технологической защиты и возникающих условий лицензирования сходятся, чтобы сменить использование материалов авторского права на среду с оплатой за просмотр, что ограничивает доступ к тем, кто может заплатить.

Использование технических мер защиты авторских прав

Из-за этого и из-за размера и технологических. Технологические меры защиты авторских прав являются важной проблемой для всемирных библиотечных и образовательных сообществ, поскольку они могут отменять и эффективно устранять любые исключения из авторских прав.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право - возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

Это связано с тем, что такие технологические меры не различают между видами использования, которые не разрешены владельцем авторских прав, но разрешены законом, с одной стороны, и теми видами использования, которые не разрешены владельцем, а также нарушающими права. Суд запретил даже ссылаться на это программное обеспечение на том основании, что такое устройство приведет к пиратству. Этот процесс перевода устраняет различные ограничения, которые издатели могут налагать на электронные книги. Программа предназначена для работы только с электронными книгами, которые были законно приобретены у торговых точек. Последнее особенно важно для людей с ослабленным зрением. . Поскольку в Интернете, возможно, будет проводиться массовое онлайн-заключение контрактов, при этом большинство условий и условий, налагаемых и не обсуждаемых, ценность вмешательств правительств для включения исключений имеет практический эффект от ограничения автономной среды.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам - исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные - права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Появляющаяся лицензионная среда

В любом случае такое вмешательство занимает ценное время и усилия, и поэтому его вряд ли будут использовать потребители. В дополнение к законам об интеллектуальной собственности и все более широкому использованию технологий управления цифровыми правами, лицензия на договорные отношения также формирует цифровую среду и используется для ограничения прав пользователей. В отличие от бумажных материалов цифровая информация обычно не покупается потребителями или библиотекой; скорее он лицензируется библиотекой от поставщиков информации.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Лицензия обычно принимает форму письменного договора или соглашения между библиотекой и владельцем прав на распространение цифровой информации. В большинстве случаев нет возможности. Чтобы фактически согласовать условия этих лицензий, и даже если бы они были, относительная сила переговоров между покупателем и производителем была грубой неравномерностью.

Вместе с тем растет проблема, заключающаяся в том, что такие соглашения используются в качестве «одностороннего законодательства»; то есть лицензионные соглашения часто переопределяют исключения для авторских прав и устанавливают уровень использования, который является более ограничительным, чем позволяет закон. Лицензии могут включать в себя широкий спектр условий, но, в отличие от закона об авторском праве, лицензиары не обязаны принимать во внимание общественные интересы в доступе к информации при установлении таких условий.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Некоторые примеры типов ограничений, которые часто устанавливают лицензионные соглашения, включают. Сочетание защищенных технологических мер и лицензий может привести к абсолютно неограниченной защите интересов правообладателей, которые пользуются несколькими совокупными уровнями защиты: защита авторских прав, технологическая защита, правовая защита технологических мер и договорное право.

В результате рыночная власть позволяет издателю налагать монопольные цены и потенциально угнетающие условия для пользователей, в том числе библиотеки, академии, институты и исследовательские центры, а также игнорировать социальные последствия, которые могут возникнуть из-за неспособности исследовательских организаций платить за такой доступ.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

Большинство копий печатных материалов в библиотеках предназначены для учебных, исследовательских или частных учебных целей или для сохранения. Причины, обычно даваемые для копирования, - это то, что пользователи не могут прочитать материал в библиотеке или потому, что пользователь хочет прочитать его в более удобное время. Несмотря на озабоченность владельцев прав на потерю продаж, нет никаких доказательств того, что копирование разумных сумм из произведений, защищенных авторским правом, вытесняет продажи.

Те, кто копирует, не обязательно будут покупать работу, если не смогут ее скопировать. Нет оснований полагать, что эта схема не будет также верна и для копирования из цифровых произведений. Однако следует иметь в виду, что потребности пользователей в развивающихся странах выше, чем потребности развитых стран. Необходимы дополнительные исключения, особенно при переходе от неграмотности к грамотности, т.е. в программах распространения грамотности, базовом обучении для взрослых и т.д.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Если бы не было эффективных исключений в отношении общественного интереса, особенно в цифровой среде, это привело бы к еще большему разрыву, чем уже существует между богатой информацией и информационной бедой как в развитых, так и развивающихся странах. Это не означает, что правообладателям следует убедить свободно отдать свои работы. После того, как работа была законно получена, например, куплена библиотекой или физическим лицом, должны быть некоторые исключения, разрешенные в соответствии с национальным законодательством, которые согласуются с трехэтапным тестом Берна.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии - участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Кроме того, в законах об авторском праве не должно быть дискриминации в отношении визуально, устно или обученных инвалидов. Переформатирование материала, чтобы сделать его доступным, не должно считаться нарушением авторских прав и должно рассматриваться как разумный доступ. В странах со многими языками и диалектами существует большая потребность в исключениях для перевода и воспроизведения материалов для целей распространения грамотности и обучения.

Например, развивающиеся страны не всегда имеют ресурсы для оплаты высоких сборов за использование авторских прав, особенно в иностранной валюте. Если они не могут позволить себе лицензионные сборы, им отказывают в доступе к материалу и его выгоде для своих сообществ.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Временные или технические копии, которые связаны с использованием материалов авторского права и которые не имеют экономической ценности, должны быть исключены из сферы действия права на воспроизведение. Для работ в цифровом формате, не требуя дальнейших платежей или получения разрешения, все законные пользователи библиотеки должны иметь возможность.

Особенности защиты смежных прав в РФ

Просматривать общедоступные материалы по авторскому праву; читать, слушать или просматривать законно приобретенные публично продаваемые авторские материалы в частном порядке, на месте или удаленно; копировать или скопировать для них библиотечным и информационным персоналом разумную долю цифровой работы в области авторского права для личного, образовательного или исследовательского использования. Об обмене информационными ресурсами.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Это облегчает доступ к более широкому спектру информации, которая в противном случае не была бы доступна для пользователя, библиотеки или страны, запрашивающей его. Совместное использование ресурсов не является механизмом сокращения издержек, а расширяет доступность для тех, кто по экономическим, техническим или социальным причинам не может иметь прямой доступ к информации. Если библиотека имеет законный доступ к цифровой работе, то предоставление права доступа для любых законных целей, таких как исследования или исследования, должно быть разрешено в соответствии с законодательством об авторском праве.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Некоммерческое публичное кредитование не является деятельностью, которая традиционно контролируется законом об авторском праве, но в некоторых странах она стала ограниченным актом. Государственное кредитование имеет важное значение для культуры и образования. Он должен быть доступен всем. Информация, упакованная во всех форматах, имеет и станет частью кредитного фонда. Кредитование, в свою очередь, помогает в маркетинге коммерческой информации и поощряет продажи. Библиотеки, по сути, являются катализаторами для продажи информации во всех ее форматах.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Поэтому любые юридические или договорные ограничения, налагаемые на кредитование, будут в ущерб правообладателям, а также самим библиотекам. К сожалению, прецедент был установлен с Европейским союзом, когда кредитование было сделано в соответствии с авторским правом, хотя оно не является международным требованием.

О сохранении и сохранении. Библиотеки собирают и сохраняют информацию. На самом деле ответственность за сохранение информации и культуры в значительной степени зависит от библиотеки и профессии информации. Закон об авторском праве должен позволять библиотекам копировать защищенные материалы, чтобы сохранить его, и законодательство не должно препятствовать библиотекам использовать новые технологии для улучшения методов сохранения и сделать доступными для цифровых библиотек материалы для пользователей библиотеки.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

На четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

В случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций - в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества - компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).