Если заняли участок: что делать при самовольном занятии вашего участка (2017). Излишки земли Кому платить за излишки земли при межевании

ИЗЛИШКИ ЗЕМЛИ ПО «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

«Дачная амнистия» - это общеизвестное название в народе получил федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Дачная амнистия позволяет оформлять документы и регистрировать права собственности на объекты загородной недвижимости (земельный участок, дом, дача, другие постройки) по упрощенной схеме.

Также дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, если она превышает площадь, оформленную документально при выделении земли. Дачная амнистия позволит бесплатно узаконить несанкционированно добавленную к участку землю и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади. В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.
Граждане, имеющие правоустанавливающие документы на свои земельные участки, часто сталкиваются с проблемой несоответствия реальной площади земельного участка с площадью указанной в правоустанавливающих документах, к которым законом отнесены:
- акт о предоставлении гражданину данного земельного участка (решение райисполкома или постановление администрации).
- свидетельство о праве гражданина на земельный участок.
- выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (для села).
Встречаются такие случаи не редко, т.к. зачастую правоустанавливающие документы на землю выдавались без реального обмера земельного участка. Кроме того, землевладельцы в основной массе имеют склонность «присоединять» к своему участку близлежащие территории. Все это приводит к несовпадению фактической и декларированной площади земельных участков. До введения в действие закона о так называемой «дачной амнистии» противоречия эти разрешались, как правило, только в судебном порядке. Сейчас эта процедура значительно упростилась. В настоящее время кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Таким образом, правообладатели земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, получили возможность зарегистрировать свое право на фактически занимаемый земельный участок. Для этого необходимо отмежевать земельный участок, поставить его на кадастровый учет и провести государственную регистрацию своего права в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом площадь излишков не должна превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для данного вида землепользования. Так размер участка для ИЖС может превышать указанную в правоустанавливающих документах на 3 сотки, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства подразумевает возможность оформления излишка размером 4 сотки, дачное строительство 5 соток и т.д.
Например: Иванов имеет свидетельство о праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 1200 кв.м. (12 соток). При межевании было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1470 кв.м., т.е. превышение составляет 2,7 сотки или 270 кв.м. Это превышение меньше минимально допустимого (300 кв.м.) размера земельных участков предоставляемых для ИЖС. Поэтому Иванов ставит участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт на участок и подает его вместе со свидетельством о праве собственности на землю на государственную регистрацию права, после чего получает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1470 кв.м. или 14,7 соток.
Следует обратить внимание на то, что дачная амнистия не поможет, если до увеличения участка на нем были проведены кадастровые работы, границы участка до его увеличения установлены на местности о чем выдавался кадастровый паспорт. И в этом случае тоже бесплатно задокументировать увеличенную площадь не получится. Так же бесплатное увеличение земельного участка по дачной амнистии не пройдет, если участок прирос землями, например, лесного фонда. Есть категории земли (водоохранные ЗОНЫ, заповедники, памятники природы и т.д.), которые принципиально по закону не могут находиться в частной собственности. Оформлять пользование землей в таком случае можно только арендой с определенными условиями.
Законодательство наше изменчиво и, пока есть возможность воспользоваться «дачной амнистией» ее лучше не упускать.

«Дачная амнистия» - это общеизвестное название в народе получил федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Дачная амнистия позволяет оформлять документы и регистрировать права собственности на объекты загородной недвижимости (земельный участок, дом, дача, другие постройки) по упрощенной схеме.

Также дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, если она превышает площадь, оформленную документально при выделении земли. Дачная амнистия позволит бесплатно узаконить несанкционированно добавленную к участку землю и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади. В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.

Граждане, имеющие правоустанавливающие документы на свои земельные участки, часто сталкиваются с проблемой несоответствия реальной площади земельного участка с площадью указанной в правоустанавливающих документах, к которым законом отнесены:

  • акт о предоставлении гражданину данного земельного участка (решение райисполкома или постановление администрации).
  • свидетельство о праве гражданина на земельный участок.
  • выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (для села).

Встречаются такие случаи не редко, т.к. зачастую правоустанавливающие документы на землю выдавались без реального обмера земельного участка. Кроме того, землевладельцы в основной массе имеют склонность «присоединять» к своему участку близлежащие территории. Все это приводит к несовпадению фактической и декларированной площади земельных участков. До введения в действие закона о так называемой «дачной амнистии» противоречия эти разрешались, как правило, только в судебном порядке. Сейчас эта процедура значительно упростилась. В настоящее время кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Таким образом, правообладатели земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, получили возможность зарегистрировать свое право на фактически занимаемый земельный участок. Для этого необходимо отмежевать земельный участок, поставить его на кадастровый учет и провести государственную регистрацию своего права в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом площадь излишков не должна превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для данного вида землепользования. Так размер участка для ИЖС может превышать указанную в правоустанавливающих документах на 3 сотки, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства подразумевает возможность оформления излишка размером 4 сотки, дачное строительство 5 соток и т.д.

Например: Иванов имеет свидетельство о праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 1200 кв.м. (12 соток). При межевании было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1470 кв.м., т.е. превышение составляет 2,7 сотки или 270 кв.м. Это превышение меньше минимально допустимого (300 кв.м.) размера земельных участков предоставляемых для ИЖС. Поэтому Иванов ставит участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт на участок и подает его вместе со свидетельством о праве собственности на землю на государственную регистрацию права, после чего получает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1470 кв.м. или 14,7 соток.

Следует обратить внимание на то, что дачная амнистия не поможет, если до увеличения участка на нем были проведены кадастровые работы, границы участка до его увеличения установлены на местности о чем выдавался кадастровый паспорт. И в этом случае тоже бесплатно задокументировать увеличенную площадь не получится. Так же бесплатное увеличение земельного участка по дачной амнистии не пройдет, если участок прирос землями, например, лесного фонда. Есть категории земли (водоохранные ЗОНЫ, заповедники, памятники природы и т.д.), которые принципиально по закону не могут находиться в частной собственности. Оформлять пользование землей в таком случае можно только арендой с определенными условиями.

Законодательство наше изменчиво и, пока есть возможность воспользоваться «дачной амнистией» ее лучше не упускать.

Я ведь вам уже отвечал.
ФЗ-221, ст. 27
5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади , сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Mrak1983 , а если представить ситуацию так:
В 2008 году мы приватизировали свой участок. Для этого нанимали юриста, который занимался приватизацией. В итоге мы получили свидетельство на право собственности, где указано что участок 6 соток. Получается эти сведения теперь содержатся в государственном кадастре. А т. к. по факту участок 7,9 соток, то в соответствии с ФЗ-221, ст. 27, п. 5 орган кадастрового учёта нам откажет в уточнении границ, потому что у него сказано что у нас 6 соток по документам и фактический размер превышает допустимые 10%. Это логично.
А если мы скажем что у нас изначально был участок больше - 7,3 сотки, и что во время приватизации возможно возникла ошибка и нам зарегистрировали вместо 7,3 - 6 соток? И что у нас есть старые документы (типа тех. паспорта на дом), в которых есть схема участка с размерами от 1970го года? В этом случае можно потребовать пересмотрения границ участка на основании ФЗ-221, ст. 38, п. 9? А если утвердят, то 7,3+10%=8,03 - как раз вписываемся в допустимый размер.
P. S. Когда приватизировали участок, наняли юриста, т. к. в этом деле совершенно ничего не понимали, не знали какие документы есть, какие должны были быть, какие нужно сделать. А сейчас начали уточнять, оказалось что юрист вроде бы рассказывал что где-то в архиве, или ещё-где, был пожар и документы не сохранились, и ему пришлось долго копаться чтобы нарыть информацию для приватизации (может быть и наши документы сгорели где говорилось о 7.3 сотках?). И что всем жильцам района выделяли по 6 соток. И на этом основании нам наверное тоже 6 соток и записали. Хотя я нашёл документы (дело на дом), где упоминается что покупали участок у прошлого владельца - 7.3 сотки и в прилагающихся чертежах эта информация подтверждается.

Контекст

Продолжаем цикл публикаций о том, как с максимальной выгодой и минимальными затратами времени и денег воспользоваться правилами упрощенного оформления в собственность загородных участков и построек.

Сколько можно "прибавить"?

Нередко на практике оказывается, что фактические границы и площадь участка отличаются от тех, что указаны в "старых" документах о предоставлении земли. Причина в том, что раньше выделение участков происходило едва ли не на глазок, без точных замеров, - поясняют специалисты. Да и сами дачники часто по взаимному согласию передвигали заборы, присоединяли "кусочки" земли от ближайшего пустыря, дороги и т.п. В итоге - типичная история, когда в свидетельстве о праве на землю значатся стандартные 6 соток, а на самом деле хозяин долгие годы открыто владеет и пользуется, скажем, 7 или 8 сотками. Как узаконить такой "обновленный" участок?

Прежде всего, имейте в виду: бесплатно оформить в собственность «лишние» сотки можно лишь в том случае, если в государственном кадастре недвижимости не содержится точных данных о границах вашего земельного участка. Как правило, такая ситуация имеет место, если не проводилось межевание участка (именно по итогам этой процедуры вносятся точные сведения о местоположении границ). Соответственно, воспользоваться выгодными нормами упрощенного оформления могут в первую очередь большинство землевладельцев, получавших свои дачи в советское время (либо их наследники). Также удача, скорее всего, улыбнется тем, кто приобретал участки в 90-е годы до введения в действие Земельного кодекса РФ (напомним, он вступил в силу 30 октября 2001 года).

Алгоритм действий достаточно прост. Вы заказываете кадастровому инженеру составление межевого плана. В ходе такой работы происходит определение, установление на местности и документирование точных границ участка, а также уточнение его площади. Затем обращаетесь в орган кадастрового учета (кадастровую палату) по месту нахождения участка. Предъявляете межевой план и заявление: "Прошу внести в государственный кадастр недвижимости уточненные сведения о местоположении границ и площади земельного участка". На всякий случай можете также указать в заявлении ссылку на нормативный акт: часть 7 статьи 45 федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

На заметку

Обратите внимание на два важных нюанса, которые могут осложнить узаконивание "лишних" соток.

1. Бесплатное оформление в собственность увеличенной площади участка допускается, только если "дополнительная" часть не превышает, как сказано в законе, "предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения" (пункт 1 части 5 статьи 27 закона "О государственном кадастре недвижимости").

Поясним: для дачного строительства, к примеру, в большинстве регионов установлен стандартный (он же минимальный) размер участка 6 соток. Соответственно, бесплатно можно легализовать не больше 6 "лишних" соток. Под участки для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) где-то выделяется минимум 2, где-то - 3 сотки. Исходя из этого, если ваш участок предназначен для ИЖС, то бесплатно можно «прибавить» не больше 2 (3) дополнительных соток, находящихся в фактическом пользовании.

Минимальные размеры участков различного назначения устанавливаются региональными законами, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ). Если в каком-либо регионе (населенном пункте) такие акты отсутствуют, то бесплатно присоединить к участку в порядке уточнения границ разрешается не более 10 процентов его площади, указанной в документах о предоставлении участка (пункт 1 части 5 статьи 27 закона о кадастре).

2. По правилам, при подготовке межевого плана кадастровый инженер обязан обосновать увеличение площади участка по сравнению с первоначальными данными о ней по "старым" документам. Подсказки о том, как это сделать, содержатся в части 9 статьи 38 закона о кадастре. Цитируем: "При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".

Больная тема: какие земли нельзя приватизировать

Перед тем, как приступать к оформлению участка (или тех самых "дополнительных" соток), стоит сразу сориентироваться: а позволяет ли закон в принципе получить в частную собственность эту землю? Ориентировкой послужит статья 37 Земельного кодекса РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков". В этой статье перечислены основные категории земельных участков, которые не подлежат передаче в собственность граждан.

К ним, в частности, относятся участки :

- в пределах особо охраняемых природных территорий;
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Также запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На практике наиболее часто встречаются случаи, когда граждане «прихватывают» земли лесного фонда, примыкающие к их участкам. Оформить в собственность эти сотки закон не позволяет, как бы долго они не находились в фактическом пользовании дачников. В то же время имейте в виду, что согласно статье 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование граждан.

Бесхозный участок: легкая добыча или правовая ловушка?

На форумах в Интернете можно найти массу историй о том, как незадачливые дачники "приобрели" заброшенные бесхозные участки, а при попытке оформить их в собственность оказались у разбитого корыта. Ситуации, когда в садовом (дачном) товариществе, кооперативе либо среди участков для ИЖС красуется огород, заросший бурьяном, без признаков посещения хозяевами, встречаются часто. Каковы шансы стать полноценным хозяином такой земли? Скажем прямо: невелики.

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли , которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки . Поэтому понятие перераспределение земельных участков - это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с .

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления . Посмотреть и скачать можно здесь: . Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов . В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК ). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК , то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье . Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году . Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела , который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос : Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ : Василий Петрович, Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.