Береговых полосах общего пользования водных. Водные объекты общего пользования

Реки и водоемы - одно из главных природных богатств нашей страны. А для многих – единственная
отдушина и место, где можно «перезарядить батареи» после долгой рабочей недели в городе. Однако такие места неизменно привлекают к себе и внимание представителей большого бизнеса, которые пытаются всеми правдами и неправдами получить земельные участки в частную собственность, отгородиться высоким забором и почувствовать себя «хозяевами жизни».

Эстетика также может быть предметом рассмотрения. Волнорезная система с питанием на пляже, создание дюны на уровне дизайна обеспечивает дополнительную защиту, и, если ее можно преодолеть, можно добавить больше песка. Все системы защиты берега могут потребовать технического обслуживания. Ключ состоит в том, чтобы система оставалась неповрежденной, даже если она была перевернута во время шторма.

По мере того, как период записи увеличивается, количественная оценка риска становится все более статистически значимой. Как правило, количественную оценку можно представить специалистам по проектированию, инженерам и компетентным морским подрядчикам в процессе проектирования. Однако на уровне партии набережной эта информация часто не предоставляется подрядчиком. Подрядчик может указывать на «давние структуры» поблизости, чтобы показать успех с предполагаемым уровнем защиты. Несмотря на то, что это, по-видимому, демонстрирует эффективность защиты берегов, в нем отсутствует количественная основа для оценки эффективности.

К сожалению, описанный случай – далеко не редкость, однако в действующем законодательстве предусмотрены различные правовые рычаги воздействия на таких нарушителей. Прежде всего, это нормы Водного кодекса РФ, в которых чётко закреплено, что «каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд» (пункт 2 статьи 6). Но что понимается в данном случае под «доступом» и «использованием»? В самом Кодексе имеется расшифровка: «Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств». То есть любому из нас законом предоставлено право прийти на любимую речку и купаться в ней, независимо от того, кто и какие сооружения пытается выстроить на её берегу.

Всегда существует вероятность того, что уровень защиты будет превышен событием, большим, чем «проектный шторм», для которого было разработано смягчение. Практичность расширения уровней защиты, например, выдерживать 500-летнее штормовое событие, нелегко определить, особенно учитывая дополнительные затраты, связанные с повышенным уровнем защиты.

Необходимость защиты берегов и необходимый уровень защиты часто обусловлены угрозой для инфраструктуры. В дополнение к потенциальной потере земли, эрозия, угрожающая потерей дома или дороги, часто обеспечивает мотивацию для смягчения последствий. Развитие на или вблизи нестабильного склона или эрозии берега в будущем приведет к усилению береговой защиты. Поэтому на уровне местного планирования следует рассмотреть вопрос о последствиях развития в сильно размываемых районах. Например, разработчикам может потребоваться включить планы управления береговой линией для получения разрешений на строительство.

Ширина береговой полосы, которая отводится под «общее пользование» также регламентирована: двадцать метров для рек, протяженность которых от истока до устья составляет более десяти километров и пять метров для более коротких (пункт 6 статьи 6 Водного кодекса). Не то, чтобы очень много, но для того, чтобы расслабиться на песочке летним днём вполне достаточно.

Используемый уровень защиты будет означать сумму риска или ущерба, который владелец недвижимости готов принять или взять на себя, и сумму, предусмотренную в бюджете для установки защиты. Некоторый уровень ущерба может считаться приемлемым в зависимости от размера проекта и стоимости подлежащего защите имущества.

Хотя обычно используется взаимозаменяемо, существует различие между береговым эрозионным контролем и защитой берега. Контроль эрозии берегов не обеспечивает определенного уровня защиты. Другими словами, выполнение всего чего-либо обеспечит некоторый контроль эрозии в текущем состоянии. Многие недоказанные устройства обеспечат некоторый контроль эрозии берегов, но не могут обеспечить защиту берегов.

Итак, мы уяснили наши права, приехали к речке, но с удивлением обнаружили, что по всей её длине поставлен высокий забор, никак не позволяющий к ней подойти или подъехать. Это уже более вопиющий случай, который потребует довольно серьёзной юридической работы. Для начала уясним главное – никого нельзя лишить доступа к водным ресурсам . Теперь разберемся в механизме борьбы с высокими заборами.

Защита берега определяется уровнем защиты, предоставляемым на основе анализа условий участка. Защитная структура, как правило, предназначена для выдерживания определенной интенсивности конкретного события, такого как шторм. Это называется «событием проектирования». Если происходит более интенсивное событие, уровень защиты будет превышен. Превосходное обертывание волной и волной может создать волнообразный уступ через соседний берег или блеф.

Облицовка остается нетронутой, может быть не проблема, если лицо банка остается стабильным. Если сама структура терпит неудачу, особенно рано во время штормового события, тогда банк потерпит крах и инфраструктура может оказаться под угрозой или повреждена.

Гражданское законодательство предусматривает такой вид ограничения прав собственников как «сервитут» или «право ограниченного пользования чужим земельным участком» (статья 274 Гражданского кодекса). Иными словами, в ряде случаев собственника земельного участка можно обязать не препятствовать проходу или проезду иных лиц через его объект частной собственности. При этом доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе чётко указывается Земельным кодексом в качестве одного из оснований для установления публичного сервитута (статья 23).

Риск может быть связан с частотой возврата конструктивного условия, которое может быть измерено в терминах «расчетной волны», уровня воды или волн, ожидаемых в течение заданного интервала времени. Тем не менее, воздействие бодрствования может увеличиваться по мере продолжения развития вдоль ручья, что приводит к более эрозионному повреждению болотной бахромы. Поскольку дом находится в 75 футах от берега, инфраструктура не будет подвергаться риску в течение многих лет, учитывая средний уровень эрозии менее одного фут в год.

Потеря собственности и озеленение будут продолжаться. Это не будет иметь прямых затрат для домовладельца. Вариант № 2а - создать болотную окраску бахромы. Есть много мест вдоль верховья ручья, где просто обрезка деревьев и посадка существующего субстрата могут значительно улучшить защитную болотную бахрому. Тем не менее, 3-мильная поездка на северо-восток на участке домовладельца сделает болото уязвимым для волн, вызванных штормами, обеспечивая минимальную защиту от эрозии во время крупных штормов.

Что же требуется сделать, чтобы возник такой публичный сервитут? В зависимости от статуса реки он может устанавливаться как на уровне федерального правительства, так и путем принятия акта органа местного самоуправления. Однако без вашей личной инициативы это вряд ли произойдёт, потребуется обращение (желательно коллективное) от лиц, желающих использовать сервитут, после чего будут проведены публичные слушания по данному вопросу, на котором будет принято окончательное решение. Ну а в случае отказа администрации установить сервитут или вообще рассмотреть ваше обращение всегда остаётся возможность обжаловать такие действия в судебном порядке. Правда, в данном случае потребуется запастись терпением и обратиться за услугами профессионального юриста.

Кроме того, болотная полоса потребует постоянного обслуживания. Стоимость для домовладельца низкая, но будут текущие расходы на техническое обслуживание. Подоконник будет примерно в 40 футах от основания градуированного берега. Некоторые из исходных болот будут затронуты, но новая болотная бахрома должна компенсировать потерю. Некоторые из песчано-сортированных банковских материалов будут использоваться для террасы на водно-болотных угодьях, но любой избыток будет выведен за пределы площадки. Возможно, потребуется некоторое обслуживание после штормовых событий, особенно в первые несколько лет, пока не будет установлено болото.

Конечно, публичный сервитут – явление в российской правовой системе крайне редкое и в чем-то даже экзотичное, но тем не менее его можно и нужно использовать в борьбе за свои экологические права.
Более подробно об иных механизмах защиты экологических прав вы можете прочитать в пособии "Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов" .

Родные кустарники будут посажены на лицевой стороне банка, чтобы создать прибрежный буфер и свести к минимуму необходимость удобрения, уменьшая поступления питательных веществ в ручьевые и государственные воды. Этот вариант является очень дорогостоящим для домовладельца, который должен покрывать расходы на строительство, техническое обслуживание и получение разрешения на размещение подоконника на государственном дне ручья.

Получение разрешения может быть затруднено из-за нескольких уровней или пересмотра нормативных требований. Вариант № 3 - расширьте переборку. Установка переборки, скорее всего, приведет к потере узкого пляжа у базы домовладельца. Ожидаемая продолжительность жизни переборки должна составлять не менее 20 лет, возможно, в зависимости от долговечности материала переборки. Имеются данные о банковском рубцевании волновым воздействием, но целостность уклона берега неповрежденна и восстанавливается с незначительным заполнением и растительностью.

Также рекомендуем сайт одного из российских общественных движений, которое активно борется с захватом берегов – движения «Открытый берег», http://openbereg.ru .

На сайте, в частности, вы найдете раздел «Как бороться с захватом берега», содержащий, в числе прочих рекомендаций, образец письма в прокуратуру и раздел «Образец жалоб».

Срок проектирования проектной конструкции перегородки должен составлять не менее 20 лет, возможно, в зависимости от долговечности материала переборки. Вариант № 4 - установите облицовку из камня. Как и в случае перегородки, установка облицовки, скорее всего, приведет к потере узкого пляжа у базы домовладельца. Банк был бы оценен, разрезая верхнюю часть спины и подталкивая ее к себе, чтобы создать подклас. Здесь облицовка будет продолжаться вдоль нового подвала перед устойчивым банковским лицом. Некоторые из существующих болот будут покрыты структурой, потенциально требующей некоторой компенсации за потерю водно-болотных угодий.

Примеры успешных случаев борьбы против захватов берегов - в блоге Аркадия Иванова, Дружина охраны природы МГУ: http://sinedra.livejournal.com/11257.html

Материал подготовлен Кириллом Зенчевым, юристом движения ЭКА


ст. 6 ВК: граждане могут пользоваться водными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, без всяких разрешений, а также береговой полосой (20 метров).

Стоимость домовладельца умеренная и высокая. Хотя для строительства потребуется разрешение, разрешение должно быть простым и вряд ли вызовет серьезную задержку в проекте. Срок службы проекта скалы составляет 50 лет и более, а целостность конструкции зависит от качества строительства. В дополнение к тому, чтобы показать, как условия сайта влияют на пригодность мер по борьбе с эрозией, этот гипотетический случай указывает на некоторые из вариантов, с которыми сталкивается домовладелец в отношении стоимости, разрешений и потенциальных изменений ландшафта.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В главе 5 рассматривается контекст принятия решений для борьбы с эрозией. Стратегии, направленные на борьбу с эрозией, помимо управления землепользованием, могут иметь кумулятивные последствия для защищенных берегов. К ним относятся постоянное удаление песка из литоральной системы, создание завышенных береговых поверхностей, потеря приливных зон и утрата местообитаний. Управление землепользованием имеет долгосрочные индивидуальные и совокупные выгоды, которые выходят за рамки тех, которые производятся другими видами борьбы с эрозией. Существуют различные стратегии защиты берегов, но окончательный выбор дизайна зависит от целей землевладельца, уровня защиты, риска, оценки площадки. Эти элементы могут иметь разные приоритеты для данного проекта, но все они имеют отношение к достижению оптимальных затрат и выгод.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Общественность не имеет доступа к берегам

Соответствие любого из многих подходов к соответствующей настройке становится основной задачей. Многие инженеры, подрядчики и владельцы недвижимости не знают о диапазоне возможностей для борьбы с эрозией. В течение двух десятилетий Квебекцы выделили миллиарды долларов на чистую воду. Эти усилия в настоящее время окупаются: качество воды реки Святого Лаврентия и наших больших судоходных водных путей значительно улучшилось. Все больше граждан обнаруживают, что они уже могут извлечь выгоду из инвестиций, которые они сделали.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Здесь мы не так много думаем о воде, которую пьем, что мы бутылку, которую мы экспортируем, которую мы лечим, но с водой, в которой мы купаемся, мы ловят рыбу и вода, на которой мы каноэ, байдарка, матрос, паруса, одним словом, в воду реки, озера и реки, рассматриваемые в ее отражающем аспекте, во все времена года. Само собой разумеется, что практика рекреационной деятельности или использование ледяных поверхностей зимой требует наличия многих общественных доступов и предоставления водных объектов.

Можно подумать, что Квебек малонаселен, этот вопрос не возникает, но было бы забыто, что в случае с Долиной Святого Лаврентия две трети жителей Квебека теперь живут в зоне 10 километров в ширину вдоль берегов реки. Вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия мы увидим усиление этой тенденции. В результате крупные участки побережья реки практически лишены общественного доступа из-за частной оккупации берегов рек. Любой, у кого нет средств на вторичное местожительство, лишен доступа к водным объектам, все еще «общедоступным».

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

То же самое относится ко всем некоторым урбанизированным районам. Квебек не имеет каких-либо законов о публичном доступе к берегам. Судовые и плавучие водотоки, тем не менее, являются частью общественного достояния, и эта общественная собственность в принципе соответствует общедоступному доступу. Действительно, статья 920 Гражданского кодекса предусматривает, что «любое лицо может распространяться по рекам и озерам». Но проблема заключается в доступе к этим рекам, поскольку одна и та же статья подпадает под это право на важные ограничения: при условии, что она может легально получить к ней доступ, а не нарушать права прибрежных владельцев, а не закрепиться на берегах и соблюдать условия использования воды.

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Общедоступность водного объекта не означает вседозволенность: ведь водопользователь должен руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд. По сообщениям средств массовой информации, в купальный сезон и при зимней рыбалке растет число несчастных случаев из-за пренебрежения со стороны отдыхающих элементарными требованиями безопасности на воде.

Власти могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купание, использование технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопой скота. При наложении подобных запретов нередко руководствуются большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (пусть даже рекреационной), вследствие чего вода может стать непригодной для питания из-за заражения болезнетворными бактериями или загрязнения химическими веществами. Причем указанный запрет нацелен на предотвращение вреда здоровью населения или домашних животных, а в ряде случаев (запрет на использование технических средств) - на сокращение антропогенной нагрузки на водоем или водоток.

В свою очередь, органы местного самоуправления через средства массовой информации и специальные информационные знаки на берегу водоемов и водотоков предоставляют населению необходимую информацию об ограничении водопользования. У рекреационных водоемов мы не раз встречаем надписи в духе: "купаться воспрещено" или "свалка мусора запрещена". К сожалению, пока у многих граждан не хватает чувства ответственности, чтобы хотя бы не засорять берега и акватории битым стеклом и другим мусором.
8. Положения о водных объектах общего пользования для личных и бытовых нужд конкретизируются в следующих нормах. Любой гражданин вправе пользоваться также и береговой полосой общедоступных водных объектов для передвижения и пребывания около них. Допускаются любительское и спортивное рыболовство, причаливание лодок, запрещено лишь использование механических транспортных средств. При этом любительское и спортивное рыболовство при всей своей рекреационной нагрузке регулируются законодательством о водных биоресурсах.

Права на водные объекты

Возникают либо по решению ОГВ, ОМСУ, либо по договору водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается без торгов.

Договор водопользования по правовой сущности является договором аренды. По общему правилу данные договоры заключаются посредством аукциона. Без торгов также договоры заключаются, например, для забора воды для производства электроэнергии.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.

Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.

В федеральной собственности находятся:

Поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;

Водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;

Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;

Трансграничные (пограничные) водные объекты;

Территориальное море РФ;

иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

Право долгосрочного пользования;

Право краткосрочного пользования;

Право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам..

Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области, водных отношений и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ним договорами (см. тему II учебника). В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности – городских и сельских поселений, других муниципальных образований – находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.