Новые правила оформления ДТП: Попав в аварию, водитель должен убрать автомобиль самостоятельно с дороги. Как быть, если виновник скрылся. Что делать виновнику в случае ДТП

ГИБДД, фактически, упразднил справки о ДТП — важный документ, который входит в список обязательных при получении страховых выплат хоть по КАСКО, хоть по ОСАГО. Это осложнит жизнь и автомобилистам, и страховым компаниям.

Что такое справка о ДТП

Справка о ДТП не была документом строгой отчетности, но она была удобна для страховщиков, поскольку заверяла почти всю значимую информацию о происшествии, включая, например, сведения о страховке второго участника. Ее форму устанавливал приказ МВД № 154 от 01.04.2011 . Выдавало справку отделение ГИБДД, где оформлялось происшествие, обычно через несколько дней после события.

Зачем отменили справку

Для чего понадобилось исключать справку из регламента ГИБДД, до конца не ясно. Впрочем, МВД уже не первый год пыталась снять с себя лишнюю бюрократию, а некоторые эксперты считали справку устаревшей. Одна из ее функций — подтвердить факт ДТП и зафиксированные на месте повреждения, что вроде бы страхует от мошенничества. На деле автоподставщики без труда подделывали справку или инсценировали ДТП, получая документ вполне официально.

МВД отменило справку в одностороннем порядке, и она осталась в числе обязательных документов по правилам ОСАГО (положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П). Проще говоря, формально страховщик может отказаться рассматривать пакет документов без справки! Она не нужна лишь в одном случае — если авария оформляется по системе Европротокола (без ГИБДД).

Чем заменить справку

Единого мнения, как оформлять ДТП при таком подходе, пока нет. И ГИБДД, и страховое сообщество поспешили заверить, что проблем при оформлении страховых случаев не возникнет, а вся информация справки будет перенесена в приложения процессуальных документов: определения о возбуждении административного дела, протокола, постановления и т. п.

Оформляйте извещение о ДТП

Опрошенные нами страховщики посоветовали автомобилистам заполнять на месте аварии извещение о ДТП — документ, который обычно прилагается к полису ОСАГО. При столкновении двух машин он заполняется обеими сторонами конфликта, причем «перекрестно»: часть пунктов необходимо отметить в чужом извещении, заверив подписями. Если у вас нет извещения, скачать его можно на сайте «Российского союза автостраховщиков».

Заполнять извещение нужно максимально полно. Если у водителей есть разногласия насчет обстоятельств аварии, извещение заполняется все равно, но без подписи, которой подтверждается отсутствие разногласий. В этом случае ГИБДД вызывается в обязательном порядке и оформляются процессуальные документы, в которых отражаются следующие факты: дата происшествия, данные автомобилей (марка, модель, госномер, VIN), данные участников (ФИО, дата рождения, регистрация по месту жительства), данные полисов ОСАГО, а также информация о нарушениях ПДД тем или иным участником и о направлении их на медосвидетельствование (было или не было).

Нестандартные ситуации

Остается большое количество белых пятен, потому что сценарии ДТП и поведение участников очень разнообразны. Например, что делать, если виновная сторона отказывается подписывать извещение и как-либо содействовать оформлению аварии? Что делать тем, кто хочет получить выплату по КАСКО при аварии с одним участником (скажем, наезд на забор)? В каждом конкретном случае информацию из справки можно распределить по другим документам, но подходы у разных страховщиков тоже могут быть разными. Как минимум, отсутствие справки приведет к затягиванию и без того муторного процесса получения выплат.

Страховщики со своей стороны опасаются всплеска мошенничества, что вынудит запрашивать информацию о происшествии у органов полиции.

Для автомобилистов главной проблемой является отсутствие четких критериев, что все документы оформлены правильно и в достаточном количестве. Поэтому в случае ДТП обязательно позвоните своему страховщику и уточните, какие именно документы необходимы для получения выплаты.

В крайнем случае требуйте справку

Отсутствие у ГИБДД обязанности выдавать справку не означает запрета. Более того, новый административный регламент ГИБДД не отменил приказов, которые утверждают форму справки, а значит, в отдельных случаях можно попросить полицию все же выдать ее. Другое дело, что теперь сотрудники могут отказаться сделать это.

Опрошенные юристы сказали, что в случае отказа в страховой выплате из-за отсутствия справки можно смело идти в суд — с большой вероятностью он встанет на сторону клиента страховой. Другое дело, что все-таки данные из справки нужно предоставить страховой компании в том или ином виде как не крути.

Ситуация не является патовой хотя бы потому, что справка о ДТП была в большей степени информационным документом, который можно заменить альтернативными. Но, очевидно, на согласование новых порядков получения выплат у страховых уйдет некоторое время, что лишь добавляет хаоса и без того проблемной области.

Любой водитель может стать участником ДТП. В этой ситуации легко растеряться, и по незнанию допустить ошибки, которые могут осложнить получение страховых выплат. Поэтому нужно постараться сохранить спокойствие, действовать по правилам, не забывая фиксировать все, что имеет отношение к происшествию.

Рассмотрим по порядку, как нужно правильно действовать, чтобы уладить дело с наименьшими потерями, какие моменты не упустить ибез проблем получить страховку.

И так, неприятность - попал в ДТП, что делать дальше? Сразу уточним: рассматриваем ситуацию, когда водители не пострадали физически , и способны нормально оценивать ситуацию. Если кто-нибудь получил серьезные травмы, начинать следует с вызова скорой помощи, в экстренном случае: с остановки попутного средства для транспортировки пострадавших в больницу. Нельзя для этого использовать собственный автомобиль! При покидании места ДТП - грозит до 1,5 лет лишения прав или арест до 15 суток (ст. 12.27 КоАП).


Главное правило! Внимательно читайте все документы, которые вы подписываете. Если с чем-то не согласны - пишите сразу в протоколе или справке свои замечания и возражения.

Стоит ли вызывать аварийного комиссара?

Скорее - да. Это представитель коммерческой организации, оказывающий услуги по оформлению ДТП. Заплатить за его услуги придется из собственного кармана, однако он поможет быстро и правильно составить схему, объективно укажет все повреждения, договорится с ГИБДД о времени оформления. Это экономит время и нервы участникам, ускоряет процесс. Обычно он присутствует во время рассмотрения дела в инспекции. В результате вы получаете на руки те же документы: справку о ДТП и протокол (определение).

На официальном сайте Правительства РФ опубликовано постановление №907 "О внесении в Правила дорожного движения изменений, связанных с оформлением ДТП". Это постановление упрощает порядок оформления аварий, что, по мнению властей, позволит сократить время оформления ДТП и снизить уровень возникновения заторов на дорогах из-за дорожно-транспортных происшествий.

Данное постановление уточняет порядок оформления и порядок действий водителей в случае ДТП . Так постановление устанавливает различный алгоритм действий водителей, в зависимости от ситуации и тяжести аварии. Напомним, несмотря на многие законодательные акты и действующее законодательство до этого постановления Правительства Российской Федерации в нашей стране отсутствовал четкий порядок действий, который необходимо предпринять водителю в случае аварии.

Как оформить аварию по новым правилам?


Главное новшество это на законодательном уровне водителям разрешили покидать место ДТП, в случае отсутствия необходимости в оформление документов об аварии. Ранее напомним, участникам аварии было не разрешено покидать , даже если ущерб автомобилям не был причинен. То есть водители были обязаны независимо от ущерба оформить аварию в соответствие с законодательством и обратиться в страховую компанию. Примечательно, что при небольшом ущербе (ранее до 25,000 рублей, сейчас до 40,000 рублей, в Москве до 400,000 руб.) водители могли оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД (евро протокол). Но участники дорожного движения предпочитают вызывать сотрудников ДПС для фиксации обстоятельств аварии и составления протокола о ДТП.


Это приводит к большим заторам на дороге. , создают огромную помеху дорожному движению. В ожидание сотрудников ДПС участники аварии ждут по несколько часов приезда инспекторов на место ДТП, что не позволяет водителям убрать автомобили с проезжей части, которые мешают беспрепятственному движению транспортных средств.

Вот какой алгоритм действий необходимо знать в случае ДТП:

- Если в результате ДТП есть пострадавшие, то оформить аварию без сотрудников ГИБДД нельзя

- В ДТП нет пострадавших. Необходимо позвонить в дежурную часть ГИБДД или по телефону "02" или "112", сообщив о происшествии. Сообщите о характере аварии и ответьте на вопросы сотрудника ГИБДД. В этом случае Госавтоинспекция самостоятельно решит, есть ли необходимость участия сотрудников полиции в оформление аварии

- Авария без пострадавших. Если Вы хотите самостоятельно оформить дорожно-транспортное происшествие, то если ущерб Вашему имуществу не превышает установленный законом суммы, то необходимо заполнить специальный бланк (извещение) об аварии, который необходимо будет предоставить в свою страховую компанию.

Упрощенная процедура оформления аварии


Это обязанность водителей автомобилей, которые попали в аварию, в случае причинения вреда только имуществу (без пострадавших), убрать автомашины с проезжей части, чтобы не создавать другим участникам дорожного движения помехи.

Для этого необходимо предварительно зафиксировать средствами фото и видео фиксации положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.


Если между участниками аварии нет разногласий, то закон теперь разрешает (с 1.07.2015 года) не сообщать о происшествии в органы Госавтоинспекции, покинув место ДТП, проехав до ближайшего поста , ближайшего отделения ГАИ или до ближайшего отдела полиции для оформления происшествия.

Как новые изменения правил дорожного движения об оформление ДТП будут работать?


Скорее всего, после вступления в законную силу поправок в правила дорожного движения РФ, измениться в целом вся система оформления аварий. Начиная с 01 июля 2015 года, в большинстве случаев сотрудники ГИБДД не будут приезжать на место ДТП для оформления аварий.

Алгоритм примерно будет следующим:

Участники дорожно-транспортного происшествия, в котором нет пострадавших, позвонят в дежурную часть ГИБДД, чтобы вызвать для оформления аварии сотрудников ДПС, но им, скорее всего, будет предложено зафиксировать положение автомобилей на дороге с помощью фото или видео фиксации и приехать для оформления аварии на ближайший пост ДПС или отделение ГИБДД. Таким образом, участники ДТП не будут по нескольку часов стоять на дороге и ждать сотрудников ГИБДД, тем самым создавая огромную помеху для беспрепятственного проезда автомобилей.

Когда вступает в силу новый порядок оформления ДТП?


Согласно постановлению Правительства РФ №907 от 06.09.2014 года поправки в правила дорожного движения вступаю в силу с 1 июля 2015 года.

Означают ли новые правила оформления аварий, что водители обязаны без сотрудников ГИБДД оформлять ДТП?



Согласно новым правилам оформление ДТП водители не обязаны в случае небольшого ущерба имуществу оформлять аварию без участия сотрудников ГИБДД. без Госавтоинспектора можно по желанию и согласию всех участников ДТП. Главное, чтобы в аварии участвовало не больше двух автомобилей, нет пострадавших, и сумма ущерба не превышает 40,000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга не более 400,000 рублей).

Если водитель не уберет с проезжей части автомобиль, попавший в ДТП, мешающий проезду других транспортных средств?


Согласно новым поправкам в ПДД, водитель, попавший в аварию, обязан в случае препятствия проезда транспортных средств, убрать свой автомобиль с дороги, предварительно по отношению друг другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

(В новой редакции Правил дорожного движения - пункт 2,5-2,6 Правила дорожного движения РФ, с 1.07.2015г. )

Поэтому, скорее всего при не соблюдении этих пунктов ПДД водителя ждет ответственность в случае неисполнения своих обязанностей убрать автомобиль с дороги (будет расцениваться, как нарушение ПДД).

Правда стоит отметить, что в случае отсутствия фото и видео фиксирующих приборов, а также в случае разногласий между участниками дорожного движения, водители могут не убирать транспортные средства с проезжей части. В таком случае необходимо вызвать сотрудников ДПС для оформления аварии.

Начиная с 1 июня 2018 для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП по новым правилам по европротоколу, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно.

Новые правила оформления ДТП по европротоколу: как оформить аварию по европротоколу самостоятельно (пошаговая инструкция)

С 1 июня 2014 года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу , хотя действует эта процедура уже давно. А с 1 июня 2018 года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.

Важных изменений произошло два:

  • Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь - 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.
  • Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.

Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват .

  • Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП.
  • Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.
  • При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает.
  • В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но - не позже 10 минут после инцидента.
  • Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА. Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.

Для аварий с разногласиями изменится форма извещения о ДТП. В пункте 18 на лицевой стороне и в пункте 7 оборотной необходимо упомянуть факт разногласий и уточнить их суть. Кто получит возмещение и в каком размере, в этом случае будет решать суд.

Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу.

Начиная с 1 июня для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, при соблюдении следующих условий:

  • только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства.
  • в ДТП были повреждены только транспортные средства (нет вреда жизни или здоровью людей),
  • ответственность участников ДТП застрахована по правилам ОСАГО,
  • участники ДТП достигли соглашения по поводу обстоятельств ДТП, состава ущерба и его оценки и при этом сумма не превышает 100 тысяч рублей.

Случаи, когда аварию нельзя оформить по европротоколу:

  • Если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется.
  • Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди.
  • Если у второго водителя нет полиса ОСАГО.
  • И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват.

В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Образец заполнения европротокола

Итак, если все условия соблюдены, можно приступать к заполнению извещения об аварии. Бланк извещения вручается при заключении договора ОСАГО. А еще его можно получить в любом отделении страховой компании или распечатать из интернета. В первом случае бланк будет самокопирующимся, во втором - придется заполнять каждый лист.

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение выплаты по ОСАГО

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.

Как оформить ДТП без инспектора с помощью гаджетов


Электронное оформление ДТП

Самостоятельное оформление дорожных аварий по европротоколу станет проще - для этого надо будет только перепрошить терминал ЭРА-ГЛОНАСС или установить специальное мобильное приложение.

Оформление через космос

Минтранс предложил облегчить эту малоприятную процедуру владельцам автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС (таких машин сегодня уже больше миллиона по всей стране). Для этого, правда, придется доплатить за перепрошивку штатно установленных терминалов, чтобы добавить так называемую функцию оповещения о ДТП.

Стукнулись, к примеру, две машины. Данные о столкновении (сила удара, ускорение и торможение автомобилей, координаты) автоматически передаются в центр ЭРА-ГЛОНАСС. У водителя будет десять минут, чтобы нажать кнопку экстренной связи и подтвердить оператору факт столкновения. Дальше участники ДТП с помощью специального приложения фотографируют место аварии и поврежденные машины.

Бланки извещения по европротоколу заполнять в этом случае всё равно придется. Преимущество владельцев автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, заключается в том, что появится возможность получить максимальную выплату по ОСАГО - 400 тысяч рублей. Предложение находится в стадии обсуждения, дата запуска проекта неизвестна.

Плюсы и минусы:

  • Полученная выплата покроет расходы на практически любой мелкий ремонт
  • Всё равно придется вручную заполнять извещения. Да и мало кому понравится перепрошивать терминал за свои
Без бумажной волокиты

Сейчас лишь 32% дорожных происшествий фиксируются по упрощенке. Чтобы сделать эту процедуру привлекательнее, Банк России предложил эксперимент по оформлению аварий через электронное приложение «Помощник ОСАГО». Программа позволит обойтись без заполнения бумажных бланков. Отсутствие разногласий по поводу обстоятельств дорожного происшествия водители смогут подтвердить электронной подписью. Банк России предлагает для этого использовать комбинацию логина и пароля, получаемого при скачивании приложения, РСА - идентифицировать пользователя через портал госуслуг.

Водители фотографируют место столкновения, повреждения автомобилей, а дальше с помощью электронного меню заполняют извещение и в онлайн-режиме отправляют в свою страховую компанию. Это, безусловно, проще и быстрее бумажного оформления. Но насколько корректно в этом случае будет происходить фиксация происшествия и обработка информации в страховых компаниях, сказать сложно. Запустить пилотный проект планируют в ближайшие два года. И пока лишь на территории Москвы.

Плюсы и минусы:

  • Главный плюс - не нужно заполнять бумажные бланки. Оформление аварии с помощью смартфона займет не больше 15 минут.
  • «Помощник ОСАГО» анонсирован еще в прошлом году, а сейчас его лишь собираются обкатывать. При такой неспешности скоро ли появится полноценно работающий продукт?