План проведения эвакуации в школе: как организовать учебную тренировку правильно. Противопожарные тренировки. Инструкция по эвакуации людей из горящего здания

Одной из самых важных задач педагогического состава образовательного учреждения является предупреждение и предотвращение пожара. Но если пожар возник – главным мероприятием становится безопасная эвакуация людей из здания. От подготовленности персонала и точности их действий при проведении эвакуации зависят жизни людей.

Документация

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Перед проведением учебной эвакуации составляется план проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре.

Издается приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой частей.

По итогам проведенного мероприятия составляется акт, в котором изложены результаты отработки эвакуации, отмечают недостатки и предлагают меры по улучшению проведения и организации будущих учебных тренировок.

Подготовка к учебной эвакуации

Как и в любом деле, подготовка к тренировке по эвакуации важная часть мероприятия. На плечи руководителя образовательного учреждения ложатся следующие обязанности:

  • Руководитель совместно с заместителями повторяет знания положений на случай пожара в ОУ, изучают положение о проведении учебной эвакуации, изучают действия персонала и учащихся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Руководитель утверждает план подготовки и план проведения учебной эвакуации из здания ОУ в случае возникновения пожара.
  • Утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;
  • Организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении, планов эвакуации и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;
  • Организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара
  • Назначить ответственного за проведение инструктажа по инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
  • Утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т. п.);
  • Утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);
  • Утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;
  • Издать приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»;

Пожарная тревога

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Эвакуация учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последним.

Периодичность тренировок по эвакуации

Регулярное проведение учебных тренировок по эвакуации обеспечит готовность быстро и безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год .

Проведение практических тренировок по эвакуации в образовательных учреждениях, необходимо в соответствии с пунктом 12 главы первой Правил противопожарного режима в РФ 2012г.

Пункт 12 гл. 1 ППР РФ 2012г." На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте."

Основная форма контроля подготовленности персонала образовательного учреждения к эвакуации в случае ЧС – это практическая отработка эвакуации.

Такие тренировки позволяют выработать у персонала навыки применения средств пожаротушения, умения быстро и грамотно организовать эвакуацию и работу по тушению возгорания на начальной стадии.
Имитация пожара во время тренировок должна быть наглядной. Обстановка условного пожара обозначается следующим образом:
- очаг – красные флажки
- зона задымления – желтые флажки
Для имитации запрещается использовать средства, которые способны вызвать пожар или нанести ущерб имуществу и здоровью людей флаеры, дымовые шашки и пр..
Началом проведения тренировки служит звуковой или световой сигнал, после которого все участники действуют в соответствии с инструкцией по действиям при возникновении пожара. Руководитель тушения пожара во время проведения практической тренировки контролирует правильность проведения эвакуации.
После проведения противопожарной тренировки обязателен анализ результатов и подведение ее итогов. В отношении каждого участника должно учитываться знание должностных инструкций и плана эвакуации, мест расположения и применения первичных и стационарных средств пожаротушения, правильность действий при эвакуации и ликвидации условного возгорания, умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, характер и причины допущенных ошибок.
Руководитель тренировки в заключение анализа подводит итоги. Если при проведении противопожарной тренировке не были выполнены поставленные задачи и цели, то проводят повторные тренировки. Результаты всех тренировок заносятся в журнал учета.

Какие документы Вам понадобятся для проведения учебной тренировки по эвакуации из образовательного учреждения при ЧС.

(название образовательного учреждения)
от «____»____________2019
№ ______

О проведении практических тренировок
по эвакуации учащихся и
преподавательского состава при ЧС

ПРИКАЗ

В целях соблюдения в образовательном учреждении Правил противопожарного режима.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. «___»_________ 2019г. провести учебную тренировку по эвакуации из образовательного учреждения при ЧС.
2. Ответственному за пожарную безопасность Иванову И.И. провести подготовку к проведению тренировки в соответствии с утвержденным планом.
3. Персоналу образовательного учреждения ознакомиться с табелем обязанностей преподавателей и персонала образовательного учреждения при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. «____» _______ 2019г. ответственному за пожарную безопасность Иванову И.И. провести занятия с преподавателями и другим персоналом образовательного учреждения на тему «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях». Ознакомить с планом проведения тренировки.
«____» _______ 2019г. предоставить справку о проведении тренировки.

5. Утвердить план проведения практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций.
6. Утвердить табель обязанностей преподавателей и персонала при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Руководитель учреждения (Подпись Инициалы, фамилия)

Приложение:

1. План проведения практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Табель обязанностей преподавателей и персонала при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Приложение №1 к приказу

Утверждено:
«___» ____________ 2019г.

П Л А Н
проведения практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций

2019

1. Цели тренировки

2. Состав участников тренировки

3. Этапы тренировки

4. Подведение итогов тренировки по эвакуации
и тушению условного пожара

Приложение №2 к приказу (полная версия в пакете документов по ПБ)
«О проведении тренировки по эвакуации из
образовательного учреждения при ЧС»
Утверждено:
«___» ____________ 2019г.


Табель обязанностей преподавателей и персонала образовательного учреждения при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайных ситуаций

№ п/п Должность Участок ответственности на время проведения тренировки Действия при учебной тревоге
1 Руководитель Территория, здание, помещения образовательного учреждения (полная версия в пакете документов по ПБ)
2 Преподаватель (ли) начальных классов Корпус начальных классов. Учебная аудитория, классная комната № ____ При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
3 Преподаватели предметов Корпус 2. Учебная аудитория, классная комната математики № ____ и так далее При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
4 Преподаватель физкультуры Корпус 2. Спортивный зал. При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
5 Преподаватели технологии Корпус 3. класс «Технология» Мастерские. При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
6 Преподаватели, не задействованные в учебном процессе на момент проведения тренировкии Учебная аудитория, классная комната, кабинет, закрепленный за преподавателем, учительская При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
7 Рабочий(ие) образовательного учреждения Корпус начальных классов. Учебная аудитория, классная комната № 1
Территория ОУ
При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
8 Библиотекарь
Библиотека, Корпус начальных классов. Учебная аудитория, классная комната № 2 При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
9 Медицинский работник Место сбора после эвакуации (отдельный корпус, летом спортивная площадка) При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
10 Охранник, вахтер, сторож Эвакуационные выходы, вестибюль, территория возле учебного заведения При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
11 Гардеробщик Гардероб образовательного учреждения При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
12 Работники столовой Помещения столовой, буфета При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
13 Заместитель руководителя по административно - хозяйственной работе. Территория образовательного учреждения. Корпус начальных классов. Учебная аудитория, классная комната № 3 При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
14 Водитель Гараж При поступлении сигнала о пожаре....(полная версия в пакете документов по ПБ)
В зависимости от штатного расписания добавить позиции

Страшно представить, сколько за всю историю жизни на земле стихия огня уничтожила живых организмов, строений, личных вещей, предметов искусства. Людям не удалось обуздать пожары. Но стоит отметить, что усилий приложено немало, количество возгораний и погибших каждый год снижается. Разрабатываются системы по борьбе с огнем и план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре – важная его часть.


У нас в России говорят, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Все верно и про русское «авось». Менталитет у нас такой. Но как бы там ни было, а начать действия по созданию пожарной безопасности пришлось. В стране произошли пожары, во время которых погибло много людей. Этих жертв можно, нужно было избежать при грамотной организации вывода от источника пожара.

Сейчас каждое предприятие, учреждение обязано разработать целый комплекс документов под общим названием «План проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре». Он создается в соответствии с методическими рекомендациями по организации эвакуационных занятий.

Успешное эвакуирование людей зависит от многих факторов:

  1. Наличие освещения. Нередко электричество отключается, а спасаемые могут заблудиться в темноте.
  2. Появление дыма, он также снижает видимость.
  3. Психофизические особенности людей. Они бывают двух видов:
  • фуга или бег;
  • оцепенение или ступор.

Отмечается, что только 3 % мужчин и женщин не способных воспринимать речь, от 10 до 20 % людей чувствуют некоторое сужение сознания. Основная масса народа способна здраво осмысливать действительность, тем не менее, заражается паникой, вовлекается в общее движение. Поэтому необходимо проводить учения с отработкой навыков действий в чрезвычайной ситуации.

Обязанности руководителя при подготовке к учебной эвакуации работников

С чего начать? План не разработать, как говорится, на ровном месте. Этим должны заниматься ответственные работники. Каждый директор предприятия, учреждения несет ответственность за разработку пожарной безопасности своей организации перед государственными органами. Для того, чтобы его руководство в этом вопросе было эффективным, предусмотрен учебный курс под названием «пожарный минимум». Он состоит из таких разделов:

  • изучение норм, правил, регламентов, рекомендаций, приказов по пожарной безопасности;
  • возможная пожарная опасность при выполнении производственных процессов;
  • создание системы пожарной безопасности;
  • действия и приемы при возникновении пожара на объекте.

Директор, как правило, сам не занимается разработкой планов. Он их утверждает, контролирует. Начальники отдельных подразделений отвечают перед директором за свои отделы. Они тоже не создают планы. Они назначают ответственных исполнителей за это направление. Часто пожарной безопасностью занимаются отделы по технике безопасности.

Все ответственные, включая начальников подразделений также должны пройти обучение пожарному минимуму. Их назначение отмечается приказами по предприятию.

Руководителем проведения практических занятий кроме директора может назначаться работник, .

Виды противопожарных тренировок

Само это понятие очень объемное. Противопожарные учения бывают:

  1. Плановые. Проводятся в соответствии с планом таких мероприятий.
  2. Повторные. Организовываются после плановых в том случае, если при подведении итогов учение получило неудовлетворительную оценку.
  3. Внеплановые. Как правило, проводятся в связи с новыми нормативными документами или в связи с чрезвычайными ситуациями в похожих учреждениях.

В зависимости от количества работников:

  • индивидуальные;
  • групповые.

Также различают:

  • Учебные – для обучения и подготовки.
  • Контрольные – для проверки уровня обучения, закрепления навыков.

В зависимости от количества подразделений:

  • участковые — для одного участка, подразделения;
  • объектовые – для нескольких подразделений;
  • совместные – с участием работников МЧС, пожарных частей;
  • эвакуационные.

Эвакуационные тренировки проводятся для персонала на объектах, где находятся более 50 человек. Учение проводится для людей, которые не участвуют в тушении пожара.

Организация тренировок по эвакуации при пожаре


Тренировка по эвакуации людей при пожаре имеет следующие цели и задачи:

  • Научить персонал оценивать уровень угрозы.
  • Создание психофизической готовности к опасной обстановке.
  • Отработка навыков действовать самостоятельно, быстро: определение места расположения, направления маршрута эвакуации.
  • Отработка навыков оказания первой помощь, вызова пожарной службы, использования установок, систем пожаротушения.
  • Проводится тренировка с учетом специфики предприятия: сохранность оборудования, техники, материальных ценностей.

Тренинги разбивается на этапы:

  1. Подготовительный или информационный этап. В это время со всеми участниками проводится инструктаж. Им доводится следующая информация:
  • тема, задачи, цели учения;
  • схемы эвакуации, направление движения;
  • знакомство с существующей системой пожарной защиты;
  • другие сведения о пожарной безопасности.
  1. Практический этап (проведение тренировки). Длится не более 3-х часов от сигнала пожарной тревоги до сигнала отмены. Сигнал может быть условным, которым договорились пользоваться для проведения учений или действующим звуковым.
  2. Подведение итогов. Проведение совещания, на котором определяется результат, ставится оценки действий всех участников.

Разработка планов-схем эвакуации

Схемы эвакуации являются одни из самых первоочередных документов планов учений, его графическая часть. Она бывает следующих видов:

  • секционная (для части помещения, разделенного большим количеством перегородок);
  • локальная (для отдельного помещения);
  • этажные (для всей площади этажа);
  • сводные (комплект всех схем).

Планы-схемы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Они представляют собой строительные схемы помещений. На них наносится следующая информация (условные обозначения):

  1. Пути эвакуирования в виде направляющей полосы со стрелками.
  2. Аварийные выходы или эвакуационные двери.
  3. Опасные места вдоль направляющей линии.
  4. Наличие установок, систем пожаротушения.
  5. Наличие средств связи.
  6. Наличие спасательных средств.
  7. Площадка сбора (безопасного скопления) людей и т.д.

Схемы вывешиваются в людных местах для ознакомления в фотолюминесцентном исполнении.

График проведения противопожарных тренировок

План занятий без указания намеченных дат для исполнения носит абстрактный характер. Лучше, если он выполнен в виде календарного графика. В таком документе легко отслеживается периодичность проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре. Нормативная периодичность – не менее 1 раза в полугодие.

В графике отражается следующая информация:

  • этап учения (подготовительный, практический, итоговый);
  • разбивка этапа на составляющие, например практический состоит из подачи сигнала, начало вывода, проверка наличия людей;
  • действия ответственного руководителя;
  • действия участников учения;
  • дата и время проведения каждого пункта плана.

Совсем нелишними являются отметки об исполнении, они пригодятся при подведении итогов. Учения проводятся значительно успешнее, если планы, графики, схемы разрабатывают детально.


Организация тренировок по эвакуации с объекта

План проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре в офисе, школе, детском саду, магазинах, других многофункциональных центров отличается от того, который разрабатывается на производственных предприятиях. Здесь возникают организационные трудности, так как в учениях участвуют дети или совсем посторонние люди. Поэтому выводом людей командуют ответственные за определенные участки:

  • преподавали за класс, в котором они проводят занятие;
  • руководители кружков, секций руководят людьми, занимающимися на момент возникновения возгорания;
  • в магазинах и центрах за эвакуацию отвечают работники, назначенные руководителем, например: работники службы охраны, начальники подразделений.

Эвакуация из кинотеатра

Они организовывают движение в сторону аварийного выхода, открывают двери, задвижки на дополнительных дверных полотнах для увеличения пропускной способности, следят, чтобы никто не остался и не отстал. После завершения эвакуирования в офисах, школах, детских садах контролируется наличие работников и детей.

Подведение итогов

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре, подвести итоги, сделать выводы? Чтобы правильно оценить действия участников, назначаются наблюдатели. Это могут работники учреждения, предприятия, пожарные инспекторы, работники МЧС. Они оценивают участников учений по следующим показателям:

  • Знание схем эвакуирования людей.
  • Понимание поставленных задач.
  • Правильность и скорость действий.
  • Навыки оказания первой помощи и другие.

На итоговом совещании разбираются допущенные ошибки, выставляется оценка учению — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». С учетом итогов составляется новый план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

Заключение

Не секрет, что не все участники учений относятся к ним серьезно и ответственно. Возможно, что многие считают это напрасной тратой рабочего времени. Тем более заниматься тренировками так часто, повторять одно и то же. Директор предприятия своей властью должен подавлять подобные настроения. Уверенная, слаженная деятельность при пожаре сохранит жизни людей, имущество, а ответственным работникам не придется отвечать по всей строгости закона за свою халатность.

Некоторые особенности проведения тренировок эвакуации при пожаре

Как правило, при проведении тренировки эвакуации при пожаре необходимо моделировать разнообразные ситуации. Здесь мы подразумеваем различные места возникновения условного пожара в вашей организации, а также недоступность того или иного эвакуационного выхода вследствие возникновения пожара.

Вам может быть это интересно:

Это условие позволяет вспомнить (или узнать вновь) каждому работнику или посетителю все основные и запасные эвакуационные выходы из здания и помещения вашего объекта. Очень важно, что тренировка лишний раз подчеркивает руководству предприятия или организации значимость содержания эвакуационных путей в удовлетворительном состоянии.


Рис. 4. Эвакуационный выход

Иногда, в зависимости от типа здания имеются некоторые условности оповещения о пожаре. Так, например, система речевого оповещения в детских садах, больницах, домах престарелых и инвалидов, психиатрических больницах, оповещают только работников учреждения.

Скачать основные нарушения Правил противопожарного режима в РФ, которые допускают собственники объектов, проверяемые пожарными инспекторами, можно !


Рис. 5. Оповещение о пожаре

Задачи тренировки эвакуации при пожаре:

1. Проверить готовность ваших работников к проведению , плюс проверить их умение использовать первичные средства пожаротушения по назначению.

2. Обучить оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при возникновении пожара.

3. Обучить работников использовать средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, защитные костюмы).

4. Проверить умение ваших работников правильно и в кратчайший срок организовать вызов пожарной охраны при возникновении задымления.

5. Обучить работников правилам встречи первых пожарных автомобилей, прибывших к месту пожара.

6. Проверить в целом знания вашего персонала требований пожарной безопасности.

7. Проверить знания ваших работников мест расположения первичных средств пожаротушения, пожарных кранов, систем внутреннего пожаротушения зданий и т.д.

8. Проверить умения и навыки руководителя в организации своих действий по предназначению до прибытия первых пожарных команд.

9. Проверить умение работников организации осуществить сбор в заранее указанном месте вне здания (точке сбора).

10. Обучить работников правилам взаимодействия с пожарной охраной, газовой службой и медицинским персоналом.

Вам может быть это интересно:

Пакет документов по пожарной безопасности разработаем и пришлем на Ваш E-mail за 3000 рублей.

Документы пожарной безопасности

Разработаем все документы персонально под вашу организацию

В пакете документов по пожарной безопасности имеются приказы, инструкции и журналы, которые необходимо иметь организации любой формы собственности

4000 руб./комплект

Задать вопрос Оформить заказ

Для звукового оповещения людей о пожаре или чрезвычайной ситуации предусмотрена специальная кнопка звукового оповещения. Она монтируется в вашей организации в то время, когда специальная фирма устанавливает у вас систему пожарной сигнализации и (или) систему пожаротушения. Этот аспект очень важен в вопросе тренировки эвакуации при пожаре.

Тренировка эвакуации при пожаре невозможна без плана эвакуации людей при пожаре. В данном документе указаны все эвакуационные пути, средства противопожарной защиты, размещение телефонов, аптечек первой медицинской помощи и т.д.