Право на образование и академическая свобода. Правовые ограничения свободы преподавания Свобода преподавания в конституции рф

В январе 1905 года была опубликована «Записка о нуждах просвещения». Изначально ее подписали 342 ученых, в том числе 16 академиков, составивших почти половину состава академии наук (позднее к данной записке присоединилось порядка 1500 человек, но при этом были и выступившие против). В «записке» ученые критиковали правительственную политику в области образования, а также призвали к «установлению начал политической свободы» и к «контролю за действиями администрации», был сформулирован тезис о несовместимости академической свободы с современным государственным строем России. Академические свободы в Российской Федерации[править | править код] В российской Федерации до недавнего времени законодатель использовал категорию «академические свободы».

Статья 44 конституции рф

ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519). К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ. Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г.

Свобода преподавания

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в определенных случаях также личные, неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). 2. Часть 2 комментируемой статьи затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную деятельность людей.

Вы точно человек?

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п.

4 ст. 7). Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56). Кроме того, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание и которые являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст.


7).

502 bad gateway

Участие в культурной жизни предполагает:

  • право на свободный выбор нравственных, эстетических и ду­ховных ценностей;
  • право на защиту государством своей культурной самобытно­сти;
  • право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к го­сударственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • право на гуманитарное и художественное образование, на вы­бор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • право собственности в области культуры;
  • право создавать организации культуры на территории других государств.

Ограничения доступности культурных ценностей по соображени­ям секретности или особого режима пользования устанавливаются за­конодательством Российской Федерации.

Важно

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26 июня 1995 г. N 610, п. 76 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшем учебном заведении) Российской Федерации <7, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г.


N 264, и др.), так и в локальных правовых актах (раздел III должностной инструкции профессора кафедры Башкирского государственного педагогического университета <8; пп. 4.6 должностной инструкции преподавателя Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники <9; пп. 6.18 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» <10; пп.

Свобода преподавания в конституции рф

Внимание

Права и свободы могут быть ограниче­ны только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, гарантии защиты прав и свобод выражаются в не­допустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность.


Никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения от­ветственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Соответствующее правило носит универсальный характер и при­меняется при привлечении к любым видам юридической ответствен­ности.

Чичерин <4 считает, что к личным правам граждан относятся среди прочих «свобода слова, заключающая в себе также свободу преподавания и свободу печати». Однако они могут быть средствами политической деятельности, оказывающими влияние на власть, поэтому являются переходными от прав личных к правам политическим.

<3 Матвеев В.Ф. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Германии и Англии. С.-Петербург. По изданию 1909 г. // Редактирование Allpravo.ru.


2004.<4 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. 3 т. М.: Типография т-ва «И.Н. Кушнерев и К». 1894. В настоящее время законодатель относит свободу преподавания к блоку культурных прав, поскольку она закреплена в одном ряду с такими, как свобода литературного, научного, художественного творчества; право на участие в культурной жизни; право на доступ к культурным ценностям.

Петр I издал именной указ об учреждении Академии Наук и Художеств(«академии наук и курьезных художеств») (объявлен из Сената 28 января (8 февраля) 1724 года), с приложением «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов», составленного Блюментростом по указаниям Петра I с личными резолюциями императора. В данном указе содержалась формула «науки принуждения терпеть не могут, терпяще свободу».

Однако в последующем имели место запреты отдельных наук (например, естественного права в 1820-е годы философии и государственного права европейских держав на рубеже 1840-1850-х годы.). Так же имели место нормативные предписания о рассмотрении конспектов профессорских лекций советами университетов и в Министерстве народного просвещения. В эпоху «великих реформ» (1860-1870-е годы) концепция академических свобод получила больше автономии.
Й?еt8ПИлСИ≥з жяФe≤≈Мл-┤лтТr°o#h║@P▌#╚3р╗⌡’-(┤▐mЩoО%SkИ$█╕iжЦ1Ун╢╘╣тО°zН╚*╖qчcСК╤7И√▄}╬`ощт▌б┤рPХy╡дФ┘Жё╟яч⌡д⌡═▒жz╘Uрзщ╢VBТ!k╪═┴EИk5vм∙зk╢wИ╡tSu╜A├═≈▐ГЪ`х2T7т1╢}Х├╒┴ъН©я╚ЪQ╢∙gЩР©ОЪN9╧┐П▄6AZa.Zю■Эt≤ ╖ЦOZи(Ы`3зеep5rЫA╓Сeт└вПЭЩOТ ┘└Аi┘:▒┘?ЫB▐+╣6╓tИ%╡√°┤Тn»║_╩оPЧs/·┐{Я└{≥╪┤gм!rо█аSa-д÷и╢│╨Х:╨│^Io╔с?р╖P3ч╖я╞Иwл─╬╬·mbв╟ШыЛоЛ-Ж1Ш▓}/eБO▐Т├tH╜≥╝Ивэ╙yTС■Ф’m╣v╠vPШ╧N╚KпeХZtwКЧ╛Сeа▐$ИЬpT8Ё│H©’┐TCжI≈Б·Ш▓UД≤Х:≤EНёvо╙i╚&ъ░Mt ·|ъ`}Йe╣c╓p:Yu╓▒n─k■dE⌡╗╖WЦ╙/рF╘▌l▓ЙЬn╢PС╕к√▓sаBz═Lzk╤K≈bючJъ’╞K╔,ВJa■nт|н√Ю▄СЭъJaЛU╙GщЗ▒нa╥пИК▄ГЬy╦`1ф’╥`Т╠OФuДFЗrЭk:⌠eJ▀ы7Лi)e╜╗ем░ЕЪ├dюvжoЁz)· ≥GР6Ь╗÷чNЦХ╡ .

Конституционному праву на судебную защиту корреспондирует обязанность суда рассмотреть жалобу и принять законное и обосно­ванное решение. К действиям, решениям государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, го­сударственных служащих, которые могут быть обжалованы, отно­сятся любые коллегиальные (единоличные) действия и решения, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и
  • свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность
  • или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Наряду с этим гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая может оказы­ваться бесплатно в случаях, предусмотренных законом.

Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.
Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.
Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 года содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.
С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Можно сказать, что академическая свобода – это проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. Различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения.
Именно поэтому тоталитарные режимы, используя всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе, не допускают свободы преподавания. А значит, тщетно было бы искать данную свободу в социалистических конституциях. Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.
Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.
Согласно ст. 7 Основного закона для Германии все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение должно быть дано, если частные школы по своим целям обучения и оборудованию, а также по научной подготовке своих преподавателей не уступают публичным школам и не требуют различать учеников по имущественному положению их родителей. В разрешении следует отказать, если экономическое и правовое положение преподавателей недостаточно гарантировано. Частная народная школа допускается только в случае, если управление образования признает наличие в этом особого педагогического интереса или если она по ходатайству управомоченных на воспитание лиц учреждается как общая школа, конфессиональная или неконфессиональная, и в общине нет публичной школы такого типа. Сохраняется отмена подготовительных школ.
Такое обширное регулирование содержит германская конституция. Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, – бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.
Однако во многих конституциях право на образование по-прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:
«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.
Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».
Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.
Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.
Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где части вторая – четвертая § 1 ст. 24 в редакции 1988 года установили:
«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.
Сообщество организует образование, которое является нейтральным.
Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».
Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».
Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.
Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (ст. 59), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования.» Однако в предшествующей главе «Культура», определяющей государственную политику в данной области, образованию отведены пять статей (ст. 39–43). Примечательно, что они следуют за ст. 38, в которой буквально сказано следующее: «Государство ликвидирует во всех областях образ жизни старого общества и всесторонне утверждает новый, социалистический образ жизни». Роль образования в достижении этой цели очевидна и определяет содержание указанных пяти статей.
Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В последующих статьях сказано, что государство добивается опережающего развития дела народного образования и подготовки национальных кадров, тесно сочетает общее образование с техническим, обучение – с производительным трудом. Оно вводит для всего подрастающего поколения, не достигшего трудоспособного возраста, всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование и обучает всех учащихся бесплатно. Государство развивает систему стационарного образования и различные формы образования без отрыва от производства; студентам вузов и учащимся техникумов выплачивается стипендия. Государство осуществляет обязательное годичное дошкольное образование для всех детей в детских яслях и садах за счет государственных и общественных средств.
Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.

к.и.н. Меркушин А.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

институт имени М.Е. Евсевьева»

2) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

3) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами ;

6) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами , а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Ряд академических прав преподавателя связаны с той образовательной организацией, в которой он осуществляет свою деятельность. В их числе:

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законодатель подчеркивает, что вышеперечисленные академические права и свободы должны осуществляться на основе ряда принципов:

– с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений;

– требований законодательства Российской Федерации;

– норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Последний принцип в контексте его практической реализации нередко приводит к конфликтным ситуациям между студентами и преподавателями. Во многом это определяется субъективным восприятием норм профессиональной этики конкретным преподавателем. Таким образом, академические права и свободы педагогических работников не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом , обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.

2. Агешкина, Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н. А. Агешкина. – М. : Омега­­- Л, 2008. – 160 с.

3. Андреев, А. А. Проблемы преподавателей вузов в среде eLearning / А. А. Андреев // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 15–23.

Свобода творчества — важнейшая составляющая духовной жиз-ни общества, свободного развития человека в духе демократии. Право на свободу творчества предполагает право человека и гражданина на создание литературных, научных, художественных произведений, проведение научных исследований и занятие любой иной творческой деятельностью.

Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о куль-туре определяет, что каждый человек имеет право на все виды твор-ческой деятельности в соответствии со своими интересами и способ-ностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством, как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Свобода творчества означает, что, с одной стороны, государство должно осу-ществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, а с другой стороны, — защищать свободу творчества и ее результаты.

Свобода творчества неразрывно связана с правом интеллектуаль-ной собственности. Без надлежащей охраны интеллектуальной соб-ственности свобода творчества не может быть реализована в пол-ном объеме. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Свобода преподавания как вид творческой деятельности основы-вается на выборе педагогом индивидуальных методик обучения и вос-питания при условии соблюдения установленных государственным образовательным стандартом правил и требований.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждения-ми культуры, на доступ к культурным ценностям закреплено в части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.

Культурными ценностями признаются нравственные и эстетиче-ские идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фоль-клор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, соо-ружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Участие в культурной жизни предполагает:

  • право на свободный выбор нравственных, эстетических и ду-ховных ценностей;
  • право на защиту государством своей культурной самобытно-сти;
  • право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к го-сударственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • право на гуманитарное и художественное образование, на вы-бор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • право собственности в области культуры;
  • право создавать организации культуры на территории других государств.

Ограничения доступности культурных ценностей по соображени-ям секретности или особого режима пользования устанавливаются за-конодательством Российской Федерации.

Лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, гарантиру-ется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

Каковы конституционные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России?

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод. Данная гарантия реализуется в ряде конституционных положений.

В частности, в Российской Федерации не должны издавать-ся законы, отменяющие или умаляющие права и свободы че-ловека и гражданина. Права и свободы могут быть ограниче-ны только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, гарантии защиты прав и свобод выражаются в не-допустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность. Никто не может нести ответствен-ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения от-ветственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Соответствующее правило носит универсальный характер и при-меняется при привлечении к любым видам юридической ответствен-ности.

Важной конституционной гарантией прав и свобод и одновре-менным субъективным конституционным правом человека и граж-данина является право на судебную защиту прав и свобод. В суд мо-гут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Право на судебную защиту является абсолютным и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.

Конституционному праву на судебную защиту корреспондирует обязанность суда рассмотреть жалобу и принять законное и обосно-ванное решение. К действиям, решениям государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, го-сударственных служащих, которые могут быть обжалованы, отно-сятся любые коллегиальные (единоличные) действия и решения, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и
  • свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность
  • или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Наряду с этим гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая может оказы-ваться бесплатно в случаях, предусмотренных законом. В соответ-ствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение всех видов бесплат-ной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже вели-чины прожиточного минимума;
  • инвалиды I и II группы;
    • ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистиче-ского Труда;
    • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попече-ния родителей;
    • иные категории граждан, установленные законом.

При этом Конституция Российской Федерации позволяет граж-данам Российской Федерации также обращаться в межгосударствен-ные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право-вой защиты (ст. 46).

К процессуальным гарантиям прав и свобод граждан Конститу-ция России относит следующие.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью ад-воката (защитника) с момента соответственно задержания, заключе-ния под стражу или предъявления обвинения. При этом каждый об-виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приго-вором суда.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Кон-ституция России дает право гражданину не свидетельствовать про-тив себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51).

Важными процессуальными гарантиями прав граждан, закре-пленными Конституцией России, являются право на пересмотр при-говора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

В случае же причинения Вам вреда незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц Конституция России гарантирует право на его возмещение.

Основные законодательныеакты:

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Обобжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан».

Последняя редакция Статьи 44 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Ст. 44 КРФ

1. Слово "каждый" в ч. 1 комментируемой статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве РФ отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается легального определения понятия "творчество". Применительно к комментируемой статье творчество можно рассматривать в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющими рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество - часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства о культуре от 9 октября 1992 г., в ред. от 3 ноября 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 45. ст. 4627) определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода творчества не может быть абсолютной: возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции; п. 1 ст. 10 ГК РФ). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Часть 1 комментируемой статьи упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое.

Литературное и художественное творчество охраняется в основном авторским законодательством. Например, литературное (научное) произведение, облеченное в конкретную форму, в настоящее время подпадает под действие Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1242).

Научное и техническое творчество регулируется и охраняется Патентным законом от 23 сентября 1992 г., Законом от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (Ведомости РФ. 1992. N 42. ст. 2319, 2322) и другими актами.

Авторское право, обеспечивая охрану оригинального творческого результата, не охраняет результаты, которые могут быть достигнуты параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга. Защита же прав лица, первым достигшего определенных результатов интеллектуальной деятельности, требует соблюдения особого порядка установления этого первенства, что обеспечивается средствами патентного, а не авторского права (Определение Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. N 537-О).

Пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором (Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г. N 283-О//СЗ РФ. 2002. N 52. ст. 5289).

С 1 января 2008 г. вводится в действие часть четвертая ГК , которая в разд. VII регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Наряду с перечисленными выше комментируемая статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие "преподавание" в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 ФЗ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", в ред. от 5 декабря 2006 г.//СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5285). Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-предпринимательской деятельности, так и в рамках образовательных учреждений (ст. 48, 53).

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 ст. 7).

Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56). Кроме того, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание и которые являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7). Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования утверждены Постановлением Правительства от 20 февраля 2007 г. N 116//СЗ РФ. 2007. N 9. ст. 1098.

Термин "интеллектуальная собственность" является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства РФ.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Новое правовое регулирование в этой области, о котором говорилось выше, исходит из того, что интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели, селекционные достижения и др.) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК).

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в определенных случаях также личные, неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

2. Часть 2 комментируемой статьи затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную деятельность людей.

Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни, тосты и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней. Предоставляемое Конституцией право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у субъектов этой жизни принять в число участников каждого, кто пожелает к ней приобщиться в том или ином качестве. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем (например, заповедника, ботанического сада, библиотеки), субъектом культурного опроса (о кинофильме и т.п.), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

Культурные ценности, доступ к которым должен быть обеспечен каждому, представляют собой материальное воплощение этой творческой и созидательной деятельности.

Статья 3 Основ законодательства о культуре дает перечень таких ценностей, носящий исчерпывающий характер: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи , исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры определяются как право на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством РФ.

3. В ч. 3 комментируемой статьи провозглашена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического культурного наследия.

Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519). К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов (СЗ РФ. 1999. N 30. ст. 3989).

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

  • Вверх