Сколько идет по времени военно врачебная комиссия. Все вопросы о ввк при поступлении на службу в мчс или мвд россии. Увольнение из мвд по состоянию здоровья, правомерно ли не направляют на ввк

(Криштопа М. В.)

(«За права военнослужащих», 2006)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ВВК — ПРАВО

ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ КОМАНДИРА?

М. В. КРИШТОПА

Криштопа М. В., старший лейтенант юстиции, начальник юридической службы войсковой части 30778.

На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.).

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения.

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы. Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода. Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства. При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного.

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п. 7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях.

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел.

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе.

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п. 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт.

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д. Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту.

Точка зрения, согласно которой любой военнослужащий в целях получения направления на освидетельствование вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), т. е. сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику, существует в теории права — «Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» (М., 2001. С. 544), а также в практике некоторых правоохранительных органов (например, у некоторых судей Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области). Однако следует отметить, что данная точка зрения не представляется в полной мере соответствующей требованиям действующего военного законодательства, поскольку указанному праву военнослужащего не всегда корреспондирует обязанность командования направить его на ВВК.

Представителям командования следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, заявитель обязан доказать, какая обязанность командования не была выполнена, какие его права были нарушены.

Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Под сохранением и укреплением здоровья военнослужащих понимается обязанность командира выполнять мероприятия, указанные в гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в ст. 327: проведение мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическое закаливание, регулярные занятия физической подготовкой и спортом; осуществление санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в рамках лечебно-профилактических мероприятий проводятся диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Следует обращать внимание на то, что именно лечение военнослужащих является обязанностью командира, в то время как согласно п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее — увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее — причинная связь увечий, заболеваний).

Таким образом, проведение ВВЭ не преследует цели вылечить военнослужащего. Следовательно, организация, направление и проведение медицинского обследования военнослужащего по его рапорту обязанностью командира не является.

Обязанность командира направить своего подчиненного на ВВК возникнет только в случае, предусмотренном п. 83 вышеназванной Инструкции, т. е. если необходимо произвести:

— определение годности к поступлению в училища, военно-учебные заведения;

— определение годности к обучению на военной кафедре граждан, обучающихся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — образовательное учреждение), изъявивших желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, а также граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса и оканчивающих образовательное учреждение;

— определение годности к военной службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;

— определение тяжести увечья у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы;

— определение причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с прохождением ими военной службы, военных сборов;

— определение транспортабельности (нетранспортабельности) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к месту прохождения военной службы военнослужащими;

— определение необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости лечения членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости продолжения госпитального лечения в санатории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, или членов их семей, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

— определение необходимости стационарного лечения офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащих, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение;

— определение необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;

— определение необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

Если указанные цели отсутствуют, то и у командира не возникает обязанности по направлению военнослужащего на ВВК, а следовательно, поданное в суд заявление об обязании командира направить последнего на медицинское освидетельствование удовлетворению не подлежит.

Помимо этого, следует обращать внимание на то, что командир не вправе подписать рапорт и направление на ВВК военнослужащему, находящемуся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинском учреждении или учреждении здравоохранения, при которых созданы ВВК, — данное право принадлежит только начальникам или главным врачам (заведующим) этих учреждений.

Таким образом, обязанность командования направить военнослужащего на ВВК возникает не всегда, а только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен действующим военным законодательством. Во всех иных случаях направление на ВВК является правом командира, что в известной мере служит укреплению главного принципа строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — единоначалия.

——————————————————————

Отбор призывников осуществляется посредством экспертизы военных врачей, основным органом которой является ВВК (комиссия, специализирующаяся на обследовании военнослужащих). ВВЭ занимается определением трудоспособности призывников в условиях военной службы, а также решает задачи их медицинского отбора, таким образом способствуя укомплектованию Вооруженных Сил РФ годными по состоянию здоровья кадрами.

Состоит военно-врачебная комиссия минимум из трех врачей, проводящих освидетельствование призывников. Будущие солдаты проходят осмотр у терапевта, окулиста, невропатолога, хирурга, стоматолога, отоларинголога, нарколога и прочих специалистов.

Военные госпитали, военкоматы, гарнизоны и прочие ВВК подконтрольны окружным военно-врачебным комиссиям. А высший орган данной системы - Центральная ВВК.

Задачи военно-врачебной экспертизы

Наиболее важные задачи, осуществляемые данным органом:

  • укомплектование ВС гражданами, годными к службе в армии по показателям физического развития и состоянию здоровья, путем медицинского отбора призывников;
  • поддержание у личного военного состава полноценного состояния здоровья.

ВВЭ решает свои задачи посредством:

  • разработки медицинских критериев, определяющих степень здоровья солдат, офицеров и призывников;
  • распределения по воинским частям призывников и военнослужащих по итогам медосмотров наиболее рациональным и целесообразным способом;
  • медицинского освидетельствования с целью выявления степени годности к службе в армии;
  • разработки методики медосмотра;
  • наблюдения за процессом лечения в лечебных учреждениях для военных.

Функции комиссий медицинской экспертизы военных

ВВК выполняет определенные функции:

  • организация и осуществление врачебной экспертизы граждан для вынесения вердиктов об их годности к службе в определенных видах войск, необходимости специального лечения, обучения в заведениях с военным уклоном, направления в отпуск по причине болезни или освобождения от службы;
  • определение связи и причин травм, ранений, болезней у военнослужащих и лиц, участвовавших в военных сборах ;
  • контроль за проведением диагностических и лечебных процедур в воинских частях, учреждениях военной медицины и прочих организациях ВС РФ, где военнослужащим нужно пройти военно-врачебную комиссию, впервые встать на учет в военкомат, призваться на военную службу;
  • определение годности военнослужащих при увольнении из Вооруженных Сил.

Заключение комиссий

Деятельность ВВК дает основание для вынесения решения.

Для военного состава рядовых и сержантов применяют такие заключения:

а) абсолютная годность;

б) годность к службе вне строя;

в) необходим отпуск по причине болезни;

г) годен к службе только в военное время;

д) непригодность к службе в армии, снят с учета.

Годность генеральского и офицерского состава формулируется таким образом:

а) годен к службе в армии;

б) в мирное время может служить вне строя;

в) годен в военное время с ограничениями первой степени;

г) отпустить в отпуск по болезни;

д) в мирное время к службе в строю непригоден, годен в военное время с ограничениями второй степени;

е) полная непригодность к службе в армии, снятие с военного учета.

Окружные ВВК

Гарнизонные ВВК, комиссии госпиталей подчиняются окружным подразделениям (ОВВК).

Укомплектование армии новобранцами сопровождается выполнением медицинской комиссией округа следующих функций:

  • контроль оздоровительных мероприятий в гражданских медицинских учреждениях среди молодежи допризывного возраста;
  • контроль врачебной практики в призывных комиссиях во время медицинского освидетельствования призывников;
  • лечение и диагностика в медицинских военных учреждениях;
  • профилактика и лечение заболеваний военнослужащих;
  • помощь в организационных и методических вопросах.

Центральная ВВК

Центральная военно-врачебная комиссия Министерства обороны - это высший орган экспертизы здоровья военнослужащих. На нее возложены следующие задачи:

  • руководство действиями всех ВВК;
  • организационная деятельность;
  • разработка нормативных актов и положений об экспертизе;
  • решение конфликтных вопросов.

Кто должен проходить ВВК

Комиссия военных врачей обследует следующих граждан:

  • граждане допризывного возраста перед постановкой на воинский учет;
  • призывники на военную службу;
  • граждане, желающие служить на контрактной основе;
  • несовершеннолетние, поступающие в кадетские корпуса;
  • абитуриенты военных вузов;
  • учащиеся кадетских корпусов;
  • учащиеся вузов, посещающие военную кафедру;
  • солдаты, числящиеся в запасе;
  • граждане, проходящие военные сборы и призываемые на них;
  • солдаты и офицеры, состоящие на военной службе;
  • члены семей военных (исключение: солдатские семьи, члены семей сержантов, матросов, старшин, которые служат в армии по призыву).

Военно-врачебная комиссия для устройства на работу в Министерство внутренних дел

МВД как место работы стало очень популярным среди граждан в последнее время, объясняется это предоставлением работникам льгот, полного пакета социальных услуг, ежеквартальными премиями и стабильной заработной платой среднего уровня. Кроме досконального изучения нормативно-правовых актов, трудоустройство предусматривает прохождение ВВК МВД.

Требования к желающим служить в Министерстве внутренних дел:

  • возраст кандидата должен быть в пределах 18-35 лет (раса, национальность, пол, финансовое положение значения не имеют);
  • обязательное наличие юридического образования;
  • личные и деловые качества, состояние здоровья и физическая подготовка должны соответствовать возложенным на них обязанностям.

Для удачного прохождения ВВК МВД необходимо обладать крепким здоровьем, также в списке личных качеств кандидата обязательно должны присутствовать выносливость и стрессоустойчивость.

Для начала гражданин проходит медицинский осмотр в ОВВК, по итогам которого у юношей должна стоять отметка о том, что они годны к службе в армии без каких-либо ограничений (формулировка «А»). Для девушек военно-врачебная комиссия данного свидетельства не требует. Осмотр проводит терапевт, стоматолог, невролог, хирург, психиатр, девушки проходят обследование у гинеколога.

Вдобавок ко всему обязательно прохождение ЭКГ и сдача общих анализов. Адрес военно-врачебной комиссии можно узнать в военкомате или других военных учреждениях.

Медицинская комиссия не единственное мероприятие при поступлении во внутренние органы. Кандидат на должность в МВД проходит еще множество разнообразных проверок, так что процесс трудоустройства весьма длительный и хлопотный. Это может занять даже несколько лет.

Часто военнослужащие по призыву, подлежащие комиссации по состоянию здоровья, сталкиваются с тем, что после прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК) их направляют обратно в часть и процесс досрочного увольнения затягивается на неопределенный срок.

Почему так происходит, сколько по времени может длиться данная процедура и что необходимо предпринять, если процесс затянулся чрезмерно, разъясняет юрист Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия».

Процедура досрочного увольнения из армии по состоянию здоровья следующая:

1. Проводится обследование в госпитале.
Согласно п. 133 Положения «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – Положение), утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 N 200, освидетельствование военнослужащих гарнизонными или госпитальными ВВК (ВЛК) проводится не позднее трех недель со дня начала обследования военнослужащего. Однако в случае невозможности вынесения заключения о состоянии здоровья, этот срок может быть продлен.

2. Выносится заключение ВВК.
Согласно п. 242 Положения, заключение ВВК, не подлежащее утверждению штатной ВВК, оформляется в день освидетельствования и выдается на руки освидетельствованному или направляется в воинскую часть. Однако если заключение подлежит утверждению штатной ВВК, то свидетельство о болезни с заключением, подлежащим утверждению штатной ВВК, направляются в штатную ВВК не позднее 5 дней после освидетельствования.

3. Утверждение заключения госпитальной ВВК штатной ВВК, направление решения в часть или в госпиталь.
Свидетельство о болезни с утвержденным заключением не позднее 2 дней после утверждения (получения из штатной ВВК) высылается командиру воинской части, в которой проходит военную службу освидетельствованный. При увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, непосредственно из военно-медицинского учреждения свидетельство о болезни высылается в военный комиссариат по месту жительства освидетельствованного.

4. Исключение из списков личного состава и увольнение на основании решения ВВК.
Согласно п. 15 Положения «О порядке прохождения военной службы» (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии.

Таким образом, процедура четкая. Однако по срокам есть значительное «но»: нигде в законодательстве не указано, в какой срок штатная ВВК должна утвердить заключение госпитальной ВВК… И именно на этом этапе всё может «провиснуть», из-за чего процесс затянется. Но обычно она все-таки утверждает в течение месяца.

Таким образом, вся процедура комиссации занимает обычно 1-2 месяца

В случае если процесс затягивается более двух месяцев, военнослужащему имеет смысл написать запрос в штатную ВВК с просьбой сообщить, приняли ли они по нему решение. Если приняли и уже отправили документы в госпиталь, то там они не могут «залежаться», а если залежались, то это нарушение процедуры комиссации, что требует обжалования. В таком случае обратиться с жалобой следует к командиру воинской части, к начальнику госпиталя, либо в военную прокуратуру по месту нахождения госпиталя.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разъяснить ситуацию! Я работаю в Управлении по конвоированию, кинологом, 2,5 года, 4 дня назад. перед убытием на службу во время развода караула мне стало плохо, в глазах потемнело, начала терять сознание, со службы сразу сняли и вместо меня поехал другой кинолог. Врач, который меня осмотрел, сказал, что тепловой удар. Выдали мне направление к неврологу, чтобы я принесла справку, что со мной все в порядке, сходила к врачу, направили на ЭЭГ и дали справку, в которой написано: "Находится на обследовании, патологий не выявлено. Трудоспособна." Завтра должна была заступать на сутки, но мне позвонили, и сказали, что начальник учреждения распорядился отстранить меня от службы и отправить на ВВК. Правомерно ли это?


Есть такой , в нем четко оговорены основания направления, в направлении на ВВК должно быть указано основание:

55. ВВЭ и освидетельствование граждан в органах УИС Минюста России проводятся с целью определения:
55.1. Годности к службе граждан, поступающих на службу в органы УИС, в подразделениях и видах деятельности (в конкретной должности, по специальности).
55.2. Годности сотрудников к военной службе, службе в подразделениях и видах деятельности (в конкретной должности, по специальности).
55.3. Годности граждан к поступлению в образовательные учреждения.
55.4. Годности сотрудников к поступлению в образовательные учреждения.
55.5. Годности к прохождению службы (для членов семей сотрудников - к проживанию) и выполнению работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.
55.6. Годности к прохождению службы сотрудниками в должностях подразделений и видов деятельности, отнесенных к I, II, III или IV группам предназначения.
55.7. Годности к прохождению службы (членов семей сотрудников - к проживанию; работников органов УИС - к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом.
55.8. Транспортабельности (нетранспортабельности) больных членов семей сотрудников к месту прохождения службы сотрудником.
55.9. Необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении члена семьи сотрудника.
55.10. Категории годности граждан по состоянию здоровья к службе в органах УИС, к военной службе на момент их увольнения из органов УИС.
55.11. Степени тяжести увечий у сотрудников.
55.12. Причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, в том числе и привлекавшихся к выполнению работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти указанных лиц в период службы и до истечения одного года после увольнения со службы.
55.13. Необходимости лечения члена семьи сотрудника.
55.14. Необходимости стационарного лечения лица среднего, старшего или высшего начальствующего состава, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.
55.15. Необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) сотрудника на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы.
55.16. Необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семьи сотрудника, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение.
55.17. Необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе.
55.18. Необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

На сегодняшний день время осеннего и весеннего призыва остается одним из самых «опасных» для мужского населения от 18 до 27, которое не занято на учебе или не имеет на иждивении маленьких детей. Наблюдается острая нехватка призывников. Для отбора годных к службе на благо Родины представителей сильной половины организована центральная Что проходят призывники, когда с ней сталкиваются?

Документы для призывников

В первую очередь нужно получить направление на ВВК, где обязательно указываются его номер, дата выдачи, подпись руководителя и телефон исполнителя. Кроме этого, написана должность, вид работы и предназначение конкретно этого военнослужащего. Если до текущей ВВК человек уже проходил такую проверку либо служил в Вооруженных силах, должна быть соответствующая выписка на этот счет в направлении.

Помимо направления, призывник или соискатель должности в силовой структуре приносит:

  1. Паспорт и военный билет.
  2. Справки, заверенные в психоневрологическом, наркологическом, кожно-венерологическом и противотуберкулезном диспансерах, и отдельные справки от врача-инфекциониста и аллерголога.
  3. Выписку из больного о состоянии здоровья.
  4. Результаты инструментальных и лабораторных исследований:
  • ЭГК с расшифровкой показателей и описанием;
  • рентгенограмму ОГК в двух проекциях (с расшифровкой);
  • анализ крови на ВИЧ (СПИД);
  • анализ на наличие антител к возбудителю сифилиса;
  • развернутый общий анализ крови;
  • общий анализ мочи.

Специалисты

ВВК военнослужащего заключается в прохождении невролога, терапевта, хирурга, окулиста, ЛОРа и психиатра. Это можно сделать как по предварительной записи, так и в режиме живой очереди. Заключение ВВК, уже оформленное по стандартам работы в МВД РФ, выдается в регистратуре после предъявления удостоверения личности и записи о выдаче в соответствующий журнал. Этот документ действителен в течение года с момента выдачи. Если появляется необходимость в повторном освидетельствовании, пакет документов собирается повторно, так как лабораторные анализы действительны не более трех месяцев.

Виды ВВК

Военно-врачебная экспертиза проводится ВВК, которые существуют в виде штатного, нештатного, постоянного или временного образования. Эти различия обусловлены спецификой их работы. Отдельно формируется госпитальная ВВК комиссия. Что проходят врачи, чтобы попасть в ее состав? Существуют специальные обучающие курсы, акцентирующие внимание на особенностях оценки состояния здоровья призывников. Кроме этого, учитываются опыт клинической работы, стаж, а также наличие высшего медицинского образования и ученых степеней. Военно-врачебная экспертиза может проводиться по решению суда, кооперироваться с другими экспертными образованиями, быть прикрепленной к конкретной военной части или ЛПУ.

Нештатные ВВК создаются на базе того военного учреждения, которому постоянно требуются его услуги. Состоит такая комиссия из 5-6 человек минимум и контролируется штатной или центральной ВВК. В обязанности такой экспертизы входит:

  • освидетельствование военнослужащих, получающих лечение в данном медицинском учреждении;
  • предоставление листков нетрудоспособности в штатную комиссию для тех военнослужащих, которые по результатам освидетельствования признаны заболевшими;
  • научная работа по улучшению методик обследования личного состава;
  • обучение и повышение квалификации новых специалистов;
  • ведение статистических данных.

Госпитальная ВВК назначается по требованию руководителя лечебного учреждения. Подчиняется она исключительно штатным или центральным военно-врачебным комиссиям. Заключения этих экспертов имеют такую же юридическую силу, как и освидетельствования штатной ВВЭ, и проводятся для военнослужащих, проходящих обследование в данном ЛПУ. Анализируют полученные результаты исследований, ведут статистику за фиксированный промежуток времени. Каждые три месяца представляют отчет о проделанной работе за квартал начальнику ЛПУ и начальнику штатной ВВК.

Нештатные временные ВВК образуются для рационального распределения нагрузки в периоды подачи заявлений в вузы и во время срочного призыва на военную службу. Их деятельность регламентируется приказом начальника ВИ.

Перечень документов для абитуриентов в вуз МВД РФ

Для того чтобы быть получить высшее образование, подпадающее под сферу деятельности Вооруженных сил, необходимо, помимо всего прочего, пройти врачебный осмотр. Его также проводит ВВК (комиссия). Что проходят абитуриенты?

  1. Обследуются в психоневрологическом, наркологическом, кожно-венерологическом и с оформлением соответствующих справок.
  2. Получают выписку из ЛПУ по месту прописки с указанием групп диспансеризации, перенесенных заболеваний и непереносимости лекарственных средств.
  3. Сдают инструментальные и лабораторные анализы: Ро ОГК и придаточных пазух носа, ЭКГ с физической нагрузкой, развернутый ОАК, ОАМ, кровь на RW (наличие антител к возбудителю сифилиса), анализ на вирусную нагрузку ВИЧ (СПИД).
  4. По требованию получают прививочную карту.

Освидетельствование о причине смерти

Этими вопросами также занимается ВВК (комиссия). Что проходят родственники для получения заключения по данному вопросу?

  1. Получают направление на ВВК с последнего места работы.
  2. Подтверждают факт прохождения службы в ОВД.
  3. Нотариально заверяют имеющиеся копии свидетельства о смерти и результаты патологоанатомического исследования.
  4. Оформляют запрос на предоставление результатов служебного расследования.

Заключение ВВК МВД выдается в трех экземплярах: начальнику ОВД, в Пенсионный фонд и для фиксирования факта проведения экспертизы ВВК.

Основы работы ВВЭ

Являясь исключительным учреждением в структуре военных подразделений, ВВК МВД выполняет скорее юридическую, нежели профилактическую функцию среди действующего личного состава, призывников и абитуриентов. Основная задача ее - сделать обоснованное заключение о состоянии здоровья и о тех факторах, которые на него повлияли (в случае утраты трудоспособности).

Врачи в составе комиссии

Военный медик, помимо основной специальности, дополнительно проходит курсы повышения квалификации для компетентной работы в составе ВВК. Члены комиссии могут отправить гражданина в лечебное учреждение по месту жительства для получения дополнительных сведений о его здоровье. В случае отказа или неявки человека для продолжения освидетельствования оно прекращается по истечении трех месяцев.

Военный медик должен иметь четкие представления о своей работе, чтобы при необходимости разъяснить сомневающимся необходимость того или иного документа. Ведь людям, далеким от тонкостей медицины и юриспруденции, может показаться, что требования комиссии чрезмерны и не соответствуют действительности.

Статистические данные

Так как при подаче документов на освидетельствование выявляется контингент, не пригодный к военной службе, ведется учет тех нозологий, которые вынудили ВВК отклонить кандидатуру соискателя. Среди них в последнее время преобладают болезни костно-мышечного аппарата. Специалисты связывают это со специфическим образом жизни в урбанизированном обществе: малоподвижность, снижение объема и интенсивности физических нагрузок, тотальная компьютеризация.

Значительное количество молодых людей не могут завершить процесс освидетельствования ВВК, так как не имеют достаточного желания работать или учиться под юрисдикцией МВД, не предоставляют необходимую документацию или пытаются ее скрыть, переоценивают состояние своего здоровья. Ведь заключение комиссии является весомым аргументом для получения льгот и социальных выплат, приема на работу, получения среднего специального либо высшего образования. И ее качество должно быть гарантировано. Для этого военные врачи постоянно повышают свою квалификацию, улучшают методы обследований и анализа полученных данных.

Независимые эксперты

Если вас не удовлетворяет решение военно-врачебной комиссии, его можно оспорить в судебном порядке. Если решение выносится в пользу истца, собирается независимая ВВК, чтобы после сбора всей необходимой информации вынести свой вердикт относительно физического и психического здоровья человека. В случае расхождения заключений обязана оба документа.