День исключения из списков части. Исключение из списков воинской части. Случаи незаконного исключения из списков части

Федеральный закон 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Статья 19. Право на образование и права в области культуры

4. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в «порядке» и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:
а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;
б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(абзац введен Указом Президента РФ от 09.07.2007 N 861)
18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.
19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами «в»- «ж» пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.
(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)
(см. текст в предыдущей редакции)
При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.
20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.
21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 и подпунктами «в» - «д» пункта 2 статьи 51Федерального закона.
Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

размер шрифта

в) если он имеет ребенка, воспитываемого без матери;

г) если он имеет двух или более детей;

Д) если он имеет ребенка в возрасте до трех лет;

е) если его мать (отец) кроме него имеет двух или более детей в возрасте до восьми лет либо ребенка - инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены).

7. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) по семейным обстоятельствам (пункт 5 статьи 51 Федерального закона):

Если его отец, мать, родной брат, родная сестра погибли (умерли) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;

В связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико - социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Если он имеет ребенка, воспитываемого без матери;

б) по состоянию здоровья (пункт 5 статьи 51 Федерального закона) - в связи с признанием его военно - врачебной комиссией временно негодным к военной службе по состоянию здоровья.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно - врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно - врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами 4 и 5 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Исключение военнослужащего из списков части имеет ряд условий. Это может производиться как после увольнения, так в связи со смертью. В результате любого увольнения со срочной или контрактной службы дальнейшим действием является издание приказа об исключении военнослужащего из списков части. Также есть ряд ограничивающих факторов, например, во время болезни исключение не производится, так как процедура расчета не произведена.

Увольнение

Для исключения требуется проведение полного расчета с военнослужащим, что производится при его уходе со службы. Уход со службы может быть любым:

  • увольнение или сокращение;
  • смерть военнослужащего;
  • окончание срока службы срочного типа;
  • выход на пенсию.

Фактически в случае любого процесса, в том числе увольнения в запас, идет исключение из списков части.

Сами списки части являются поштатным распределением, что согласно аналогии с гражданским вариантом означает полный список работников, которые имеют должности в в/ч. После расчета военнослужащего он должен быть исключен, так как больше не имеет должностных обязанностей, связанных с выполнением определенных задач в военной части.

Важно! Согласно законодательству невозможность исключения из списков части имеет несколько вариантов. Во всех остальных случаях исключение является обязательной мерой.

Процесс увольнения зависит от причины, то есть имеется основание, по которому идет процедура. Стандартный вид, за вычетом специфики каждого варианта, выглядит следующим образом:

  • основание ухода;
  • приказ начальства, регламентирующий процесс;
  • расчет и выдача всех документов, которые положены военнослужащему.

Если общий стаж военной службы не достиг минимум 10 лет, то увольнение идет без предоставления жилья. В остальных случаях жилищные льготы и варианты могут включать в себя как возможность соцнайма, так и получение своей личной жилплощади. Этот момент устанавливается в последний рабочий день, так как с этой даты освобождение служебного жилья должно быть произведено в течение трех месяцев.

Увольнение также возможно без предоставления отпуска. Стоит учесть, что в расчет отпускные входят, но сам отпуск могут не дать отгулять. Такой момент возможен при нескольких вариантах:

  • уголовное дело, в результате которого военнослужащий получил условное или реальное наказание;
  • увольнение по утрате доверия;
  • наличие различных дисциплинарных нарушений, которые послужили причиной увольнения, например, не прохождение комиссии по употреблению различных наркотических веществ.

Во всех перечисленных случаях отпуск будет отменен и заменен на компенсацию финансового типа. Если же военнослужащий находится в отпуске, то его не могут вернуть на службу раньше положенного срока, если только не происходит установленная процедура, в том числе военное положение или ЧС.

Только после полноценного расчета и получения военнослужащим всех документов после увольнения он будет исключен из списков соответствующим приказом.

Важно! Даже в исключительных случаях исключение возможно до процедуры расчета, но для этого потребуется письменное разрешение от военнослужащего. Этот документ составляется увольняемым собственноручно и в соответствии со всеми стандартными юридическими нормами. Например, пересылаемое по почте разрешение должно быть нотариально заверено.

Невозможность исключения

Невозможность исключить военнослужащего из списка является установленной мерой, которая регламентирует первоначально полное обеспечение при увольнении и расчет. Только после этой процедуры по соответствующему приказу, который издается в тот же день, производится исключение.

Важно! Приказ об увольнении и приказ об исключении являются различными документами. Первый относится к кадровому типу, а второй к штатной численности части. Соответственно по регламенту они имеют разные действия.

По различным документам, в том числе специальным положениям, часто возникают разные трактовки, но регламент всегда имеет один принцип – первоначально идет полный расчет и обеспечение, а затем уже исключение. Во всех остальных случаях исключить из списка части нельзя, так как остаются неучтенные выплаты.

Федеральный закон от 09.03.2010 N 18-ФЗ имеет ряд указанных моментов, при которых исключение из списков части невозможно:

  • стационарное лечение военнослужащего, хотя на практике любой официальный больничный не позволит исключить работника из штатного списка;
  • отпуск по уходу за ребенком или отпуск по беременности;
  • военнослужащий, который проходит службу призывного типа, остается в части до организованной перевозки увольняемых в запас;
  • поход кораблей или военное положение;
  • плен или нахождение в заложниках;
  • безвестное отсутствие до момента судебного признания его умершим (наиболее часто производится при военных действиях);
  • мера пресечения в отношении военнослужащего, в виде содержания под стражей, в том числе и на гауптвахте.

Согласно п.11 ст.38 ФЗ 09.03.2010 N 18-ФЗ окончание военной службы – это дата исключения из списков. Именно по этой причине в указанных случаях исключение не производится.

Важным моментом до исключения из списков является завершение всех процедур. Военнослужащий должен:

  • получить расчет и все документы;
  • дополнительно получить льготы и жилищный сертификат при необходимости;
  • расписаться за получение вещевого обеспечения;
  • сдать все дела тому лицу, который будет выполнять его должностные обязанности;
  • отгулять отпуск или закрыть больничный. Отпуск военнослужащий отгуливает только если нет причин увольнять его без него, то есть фактически почти при любом увольнении за исключением дисциплинарных моментов;
  • пройти ВВК.

Документы на увольнение в запас отправляются в требуемый военный комиссариат. Военнослужащие срочной службы перед приказом должны быть обеспечены как ежемесячными начислениями, так и проездной формой, которая оплачена военной частью до места проживания последних.

Исключение военнослужащего из списков личного состава производится только после обеспечения его всеми положенными средствами, вещами, а также в ряде случаев продовольствием. Исключение невозможно до этого момента. Есть ряд случаев, которые устанавливают невозможность исключения. При наличии письменного согласия военнослужащего на исключение до момента полного расчета процедуру можно производить и издавать соответствующий приказ.

, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Успех следует измерять не столько

положением, которого человек достиг

в жизни, сколько теми препятствиями,

какие он преодолел, добиваясь успеха.

Б. Вашингтон

В процессе исполнения военной службы правовое положение военнослужащих не является статичным, оно меняется в связи с различными фактическими и юридическими обстоятельствами. Динамика правового положения военнослужащих в процессе исполнения военной службы характеризуется институтом ее прохождения. Изменение военно-служебных отношений связано с изменением служебно-должностного положения военнослужащих (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности), присвоение, лишение и восстановление воинского звания. Изменение военно-служебных отношений неразрывно связано с прохождением военной службы, а последний институт - с продвижением по службе или карьерой военнослужащих, т. е. поступательным восходящим изменением их служебно-должностного положения. Данное положение можно рассмотреть как прогресс служебной деятельности военнослужащего. В то же время в период прохождения военной службы карьера военнослужащего может быть совсем противоположной. Но тем не менее это не влияет на динамику изменения служебно-должностного положения военнослужащих, так как в любом случае происходит его изменение.

В соответствии со ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000) военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы) в следующих случаях:

а) по служебной необходимости;

б) в порядке продвижения по службе;

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

к) если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.

Также в соответствии со ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение)

военнослужащие могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:

а) из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;

в) из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Перевод к новому месту службы налицо в тех случаях, когда в целях его осуществления военнослужащий освобождается от воинской должности, занимаемой им в одной воинской части (если он занимал воинскую должность), исключается из списков ее личного состава и назначается на воинскую должность другой части. Причем эти воинские части могут находиться как в одной местности, так и в разных местностях. По своим юридическим признакам к рассматриваемому переводу близки случаи, когда военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, освобождается от воинской должности, занимаемой им в одной воинской части (если он занимал воинскую должность), исключается из списков ее личного состава и в соответствии со ст. 13 Положения зачисляется в распоряжение командира (начальника). Российские воинские части могут дислоцироваться как на территории своего государства, так и вне ее. Поэтому ограничение перевода к новому месту службы пределами Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований или органов) не означает ограничения его пределами территории Российской Федерации.

При этом новым местом службы по смыслу п. 1 ст. 15 Положения является для переведенного военнослужащего другая воинская часть, в списки личного состава которой он зачислен в связи с переводом.

Перевод военнослужащих сопряжен с таким юридическим фактом, как исключение из списков личного состава воинской части, поэтому следует рассмотреть вопрос правового оформления исключения военнослужащего из списков части в связи с переводом к новому месту службы. Здесь же хотелось бы отметить, что в юридической науке под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений.

В соответствии с п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 (с изменениями от 01.01.01 г.), приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться вопросы исключения из списков личного состава воинской части, с обеспечения.

При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась».

Изданию приказа об исключении военнослужащего из списков части в связи с перемещением военнослужащего по службе должно предшествовать проведение определенных мероприятий, направленных на обеспечение прав военнослужащих, а также самой воинской части.

Так, к мероприятиям, направленным на обеспечение прав военнослужащих, можно отнести удовлетворение военнослужащих всеми видами довольствия (денежное довольствие, продовольственное обеспечение, вещевое обеспечение и др.). Исходя из этого, рассмотрим порядок проведения расчета военнослужащего по каждому виду довольствия.

Денежное довольствие. В соответствии с п. 68 Руководства об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, при переводе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, в другое военное учреждение в одиночном порядке на основании данных карточек учета (форма № 45) выписываются аттестаты (форма № 21).

Также в соответствии с п. 127 указанного выше Руководства начисление денежного довольствия военнослужащим производится в карточках лицевых счетов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по форме (военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, – в расчетно-платежной ведомости по форме), данные которых записываются соответственно в расчетно-платежные ведомости (форма). В этих ведомостях должности военнослужащих, в том числе вакантные, записываются в той же последовательности, в которой они указаны в штате или штатном расписании военного учреждения.

Основанием для заполнения карточек лицевых счетов и расчетно-платежных ведомостей, в том числе по прочим выплатам, являются:

– утвержденные в установленном порядке штат военного учреждения и штатные расписания;

– нормы и порядок выплаты денежного довольствия и прочих выплат, установленные законодательством;

– приказы и другие документы о назначении на должности и прохождении службы личным составом;

– денежные, продовольственные и другие аттестаты зачисляемых на соответствующие виды довольствия военнослужащих, выданные по прежнему месту военной службы;

– другие документы.

Таким образом, можно отметить, что основной документ, который необходимо получить военнослужащему, переводимому к новому месту службы, является денежный аттестат, оформленный в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и разъяснениями и указаниями финансовой службы органов военного управления.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи денежных аттестатов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, денежные аттестаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, выдаются:

– во всех случаях перемещения из одной воинской части в другую, в том числе при направлении в военно-учебные заведения на обучение на срок более двух месяцев и на излечение в военно-лечебные учреж­дения, расположенные вне пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу;

– при переводе для дальнейшего прохождения военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба;

– при прикомандировании к федеральным органам исполнительной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям , имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам , 100 % акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства;

– при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в запас или отставку.

Денежные аттестаты выписываются на каждого военнослужа­щего отдельно, заполняются разборчиво, подписываются командиром воинской части и помощником командира по финансово-экономической работе и скрепляются гербовой печатью воинской части, указанной в аттестате. Денежные аттестаты, имеющие типографский брак, без печати, подписи командира воинской части и начальника финансового органа, с подчистками, исправлениями, а также неправильно заполненные, считаются недействительными и как основание для зачисления на денежное довольствие не принимаются. В денежном аттестате и в корешке денежного аттестата должны быть подписи владельца аттестата, подтверждающие правильность записей по произведенным с ним расчетам.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, прибывшим к новому месту военной службы и не предъявившим денежный аттестат ввиду его утраты или по другим причинам, денежное довольствие не выплачивается. В этих случаях производится административное расследование, и лица, виновные в халатном отношении к хранению денежного аттестата, привлекаются к ответственности. Копии материалов административного расследования и запрос о высылке дубликата денежного аттестата направляются на прежнее место службы военнослужащего для оформления дубликата денежного аттестата (в отношении военнослужащих, находившихся в распоряжении, кроме того, делается запрос о произведенных выплатах в период нахождения их в распоряжении).

Перерасчет за прошлое время производится по получении денежного аттестата (дубликата) с прежнего места службы.

Вопросы исчисления размеров и выплаты единовременного денежного вознаграждения военнослужащим при их переводе в другую местность действующим законодательством детально не регламентированы. Кроме того, действующее законодательство имеет ряд противоречий.

Как было указано выше, в приказе об исключении военнослужащего из списков личного состава части должны быть указаны сведения о том, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась». При этом в вышеназванной Инструкции не урегулирован вопрос о том, должны быть указаны сведения о выплаченном единовременном денежном вознаграждении по итогам календарного года (ЕДВ) или нет. Но п. 5 денежного аттестата косвенно предписывает, что такие сведения должны быть указаны именно в аттестате. Если ЕДВ не выплачивалось, то в приказе об исключении из списков части следует обязательно указывать сведения о том, достоин или нет данный военнослужащий получения ЕДВ. При этом выписка из приказа вместе с личным делом направляется в воинскую часть по новому месту службы военнослужащего. Решение о выплате военнослужащему вознаграждения принимает командир этой воинской части с учетом службы после перемещения.

Сведения об удовлетворении военнослужащего денежным довольствием (по какое число и из какого оклада) указываются в предписании, которое выдается военнослужащему при убытии к новому месту службы.

Продовольственное обеспечение. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие и предписание. Следует заметить, что предлог «и» в данном предложении означает, что основанием для зачисления на продовольствие являются одновременно и аттестат на продовольствие, и предписание, отсутствие одного из них может быть препятствием для зачисления военнослужащего на довольствие.

Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворены военнослужащий или воинская команда (подразделение) продовольствием в натуре или денежной компенсацией взамен пайка, или продовольственно-путевыми деньгами при убытии из воинской части.

Аттестат дает право военнослужащему (воинской команде, подразделению) на получение продовольствия в натуре, или питания, или денежной компенсации взамен продовольственного пайка, или продовольственно-путевых денег как по новому месту военной службы военнослужащего, так и при нахождении его в служебной командировке , в отпуске и на стационарном излечении или обследовании в военном госпитале, клинике, санатории, в доме отдыха Министерства обороны Российской Федерации (если военнослужащий прибывает в санаторий или дом отдыха по путевкам, предоставляемым полностью за счет государства), медицинском батальоне (роте, отряде), лазарете медицинского пункта (поликлиники) воинской части.

В исключительных случаях по прибытии военнослужащего в воинскую часть без аттестата на продовольствие (аттестат утерян, похищен и др.) он зачисляется на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части на основании его рапорта, в котором указываются причины отсутствия аттестата и по какое число он удовлетворен продовольствием (денежной компенсацией, продовольственно-путевыми деньгами). Одновременно запрашивается дубликат аттестата из воинской части, выдавшей аттестат на продовольствие, которая должна не позднее суток после получения запроса выслать его. При установлении нарушений, связанных с использованием аттестата на продовольствие (сокрытие аттестата, его уничтожение и т. п.), расхождении данных рапорта военнослужащего с данными дубликата аттестата на продовольствие и перерасходе продовольственных пайков виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации .

В военно-строительных отрядах (частях), за исключением военно-строительных отрядов (частей), продовольственное обеспечение которых осуществляется за счет средств по смете Министерства обороны Российской Федерации, аттестаты на продовольствие военнослужащим не выдаются, а вместо них выдаются справки, в которых указывается, по какое число они удовлетворены продовольствием, продовольственно-путевыми деньгами или денежной компенсацией взамен продовольственного пайка в военно-строительном отряде (части). Военнослужащие, прибывающие из военно-строительных отрядов (частей) в воинские части (военно-медицинские учреждения), зачисляются на продовольственное обеспечение по командировочным удостоверениям (предписаниям) с предъявлением указанных справок. В таком же порядке зачисляются на продовольственное обеспечение военнослужащие, прибывающие из организаций и предприятий Российской оборонной спортивно-технической организации для дальнейшего прохождения военной службы в воинских частях Вооруженных Сил.

Воинские части, приписанные на продовольственное обеспечение к другим воинским частям, представляют в штаб обеспечивающей воинской части заверенные выписки из приказа командира воинской части о зачислении на продовольственное обеспечение или снятии с продовольственного обеспечения военнослужащих.

Таким образом, аттестат на продовольствие является документом, который служит основанием для постановки военнослужащего на продовольственное обеспечение. Перед убытием к новому месту службы военнослужащему в установленном порядке необходимо получить аттестат на продовольствие.

Жилищное обеспечение. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащим подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.

При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

В соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения справок о сдаче жилых помещений в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной начальником строительства и расквартирования войск - заместителем Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г., справка о сдаче жилого помещения (далее – Справка) является именным документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения (в том числе для слушателей военных академий, проживающих в жилых помещениях общежитий), снятие с регистрационного учета всех членов семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и сдачу жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации.

На одно и то же жилое помещение справка одному и тому же лицу выдается только один раз и не подлежит передаче другому лицу. Справки выдаются начальником КЭЧ района при представлении документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения и снятие с регистрационного учета. Учет выданных справок ведется в книге учета выданных справок о сдаче жилых помещений. Справка заполняется чернилами или шариковой ручкой с оформлением всех ее частей. Ошибки и исправления не допускаются. Справка, корешок справки и контрольный талон справки подписываются начальником КЭЧ района. Подпись скрепляется гербовой мастичной печатью КЭЧ района. При этом ответственность за обоснованность выдачи справки возлагается на начальника КЭЧ района.

Первый экземпляр карточки учета жилых помещений выдается военнослужащему на руки в КЭЧ района при убытии к новому месту военной службы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основными документами, имеющими правовое значение для реализации военнослужащими на новом месте службы права на жилище, являются справка о сдаче жилого помещения по предыдущему месту службы (справка о необеспечении жилой площадью), а также карточка учета жилых помещений.

Необходимо отметить следующее. В соответствии с разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны СССР 1985 г. № 000/2/22537 военнослужащие, расторгнувшие брак, не приобретают права на получение другой жилой площади в обычном порядке. Им следует непосредственно при разводе добиваться раздела жилого помещения, а при невозможности раздела – его обмена, в том числе принудительного обмена в судебном порядке, на помещения в разных домах (квартирах), обращаясь при необходимости к командованию и в квартирно-жилищные органы за содействием и помощью в подборе жилых помещений для обмена. Те из указанных военнослужащих, которые оставляют жилую площадь после расторжения брака бывшим супругам или по другим причинам, лишаются права на приходящуюся часть жилой площади. Также в соответствии с указаниями ГлавКЭУ МО от 9 января 2001 г. № 000/3/4/26 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое помещение, в том числе по месту военной службы, лишь в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Только с соблюдением указанных условий и с учетом п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации по ходатайству жилищных комиссий, командования решениями командующих войсками округов (флотами), а по центральным органам военного управления, дислоцированным в Москве и Московской области , воинским частям центрального подчинения, не состоящим на обеспечении жилыми помещениями в военных округах, – по решению заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих родами войск, которым они подчинены, данным военнослужащим может предоставляться другая жилая площадь. К ходатайству командования воинской части (учреждения) на имя командующего войсками округа (флота) прилагаются:

– рапорт военнослужащего по команде;

– копия свидетельства о разделе (лишении) жилой площади;

– справка об обследовании жилищных условий.

Отпуска и время отдыха. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени , установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

При этом Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000.

В соответствии с приложением № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках – 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

В соответствии со ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим предоставляются отпуска:

а) основной;

б) каникулярные – военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях;

в) дополнительные – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту;

д) по уходу за ребенком – военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Военнослужащим также могут быть предоставлены отпуска по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

При переводе к новому месту службы военнослужащему необходимо оформить в установленном порядке документы, подтверждающие, что данные сутки отдыха не были им использованы, а также подтверждающие, что военнослужащий имеет право на другие дополнительные отпуска, которые также не были использованы.

Основной документ, служащий для подтверждения указанных фактов, – справка. Справка есть описание или подтверждение тех или иных фактов и событий. Порядок выдачи и получения справок детально регламентирован указанной выше Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации. В справке должна содержаться следующая информация: должно быть четко и точно указано, сколько дополнительных суток отдыха имеет военнослужащий; сколько из них было предоставлено по предыдущему месту службы, а также были ли предоставлены другие дополнительные отпуска. Необходимость приведения в справке данной информации связана с тем, что в образце приказа командира части (по строевой части), приведенном в Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, указано на то, что следует фиксировать предоставление (не предоставление) только основного отпуска.

Некоторые вопросы исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с переводом к новому месту службы. Перед убытием из воинской части к новому месту военной службы (увольнением с военной службы) оружие, боеприпасы и инвентарное имущество сдаются военнослужащими, проходящими военную службу:

– по призыву – старшинам подразделений под расписку в карточках учета (форма № 45);

– по контракту – на склады воинской части по накладным (требованиям) по форме № 000 или ведомостям (форма № 8).

Подтверждением сдачи оружия являются соответствующий аттестат и отметка в удостоверении личности военнослужащего (разд. 8), так как штатное и наградное огнестрельное и холодное оружие записывается в удостоверение личности военнослужащего с указанием системы, серии, номера оружия и даты выдачи. При этом необходимо обратить внимание на то, что в подтверждение сдачи оружия каждая запись о выдаче и сдаче оружия заверяется подписью выдавшего оружие и скрепляется печатью.

В соответствии с п. 34 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 к инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество. При этом необходимо отметить, что инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. Временное пользование означает, что данное имущество должно быть сдано независимо от сроков его носки; оно не может быть передано другим военнослужащим (гражданам); военнослужащие не могут приобрести инвентарное имущество в собственность. В подтверждении этого п. 2 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000) предусматривает, что возврату подлежит инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.

Порядок сдачи дел и должности. В соответствии с п. 7 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда военнослужащий находится в отпуске, в командировке или на лечении.

В соответствии с Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, все должностные лица при назначении на воинскую должность или переводе к новому месту службы должны лично сдавать и принимать дела и должность.

Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего лица в присутствии комиссии. Прием (сдача) дел и должности включает:

– изучение принимающим состояния войскового (корабельного) хозяйства (службы), ознакомление с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;

– сверку учета материальных средств соединения (воинской части) с данными учета довольствующего органа на предмет их соответствия;

– передачу лицом, сдающим должность и, одновременно проверку и прием лицом, принимающим должность, материальных и денежных средств , а также документов;

документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.

Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности (приложение № 13 к Руководству по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации). К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются инвентаризационные ведомости, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли и т. п. В тех случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в акте при его оформлении. Старший командир при утверждении акта о приеме (сдаче) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение и внести их в каждый экземпляр акта.

Пересылка личного дела военнослужащего, перемещенного по службе. Пересылка личных дел производится только при сопроводительных письмах, с указанием причин пересылки. Все пересылаемые (передаваемые) личные дела перед их отправкой (передачей) должны быть проверены и приведены в порядок. Записи в послужных списках о прохождении службы должны быть заверены подписью начальника отдела (отделения) кадров (начальника штаба воинской части) или их заместителями и гербовой печатью. Описи документов, содержащихся в разделах личных дел, при пересылке не заверяются. Пересылка учетных документов, не приведенных в порядок, запрещается.

Учет поощрений и взысканий . В соответствии с гл. 4 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные данным Уставом, в том числе и поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу подразделения (команды), воинской части, заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок.

При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке в соответствующей графе раздела «Взыскания» делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.

При этом военнослужащему целесообразно обратить внимание на дату наложения взыскания. Так как если наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскание, кроме случаев, указанных в ст. ст. 36, 102 данного Устава, по истечении года не будет снято и он не совершит за этот период другого проступка, в соответствующей графе раздела «Взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

В служебной карточке на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, каждая запись заверяется начальником штаба воинской части (помощником командира корабля, командиром дивизиона кораблей 4 ранга), а на командиров воинских частей, соединений и высших офицеров – начальником вышестоящего штаба.

Командиры батальонов, полков, кораблей и им равные обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложенных взысканий.

Каждый военнослужащий один раз в год, а также в период перемещения или перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную подпись.

В случае перемещения или перевода военнослужащего служебная карточка пересылается по месту новой службы.

Кроме того, военнослужащему необходимо получить обходной лист и рассчитаться по всем видам довольствия со всеми службами воинской части, сняться с регистрационного учета по старому месту жительства (месту службы), при этом документ о снятии с регистрационного учета следует иметь при себе, проследить за оформлением личного дела и его высылкой в новую воинскую часть, получить воинские перевозочные документы.

В заключение хотелось бы отметить, что в законодательстве о порядке прохождения военной службы имеются определенные гарантии, направленные на обеспечение прав военнослужащих, которые переводятся к новому месту службы.

Во-первых, в соответствии с п. 7 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда военнослужащий находится в отпуске, в командировке или на лечении. Поступившие в воинскую часть выписка из приказа или письменное извещение о переводе военнослужащего регистрируются в журнале учета служебных документов в день поступления. Течение месячного срока, которым по общему правилу ограничено направление военнослужащего к новому месту службы, начинается на следующий день после даты регистрации вышеназванных документов (ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необоснованное превышение указанного срока является нарушением п. 7 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, за которое виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности, в том числе материальной, в случае излишних денежных выплат, вызванных превышением срока.

Перечень случаев, когда военнослужащий может быть переведен к новому месту службы позднее месячного срока, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому командир (начальник) не вправе по другим причинам удерживать военнослужащего и как следствие не рассчитывать его по видам довольствия.

Во-вторых, в случае нарушения прав (касающихся порядка удовлетворения по нормам довольствия) военнослужащие могут оспорить действия органов военного управления в установленном административном порядке или непосредственно обратиться с заявлением в военный суд.

Афоризмы о юриспруденции. М., 2002. С. 151.

См.: Продвижение по службе (карьера) как основной элемент и стимул прохождения военной службы // «Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации»: Российский военно-правовой сборник. М., 2006. С. 41 – 42, Кулешов С . Феномен «карьериста» в погонах: главное для офицера – продвижение по службе // Армейский сборник. 2005. № 8. С. 51 – 52.

Прогресс – оценочное понятие, характеризующее процесс развития с точки зрения положительных, «желательных» для человека результатов в целях их последующего использования для расширения пространства «блага» и более адаптивного существования как общества в целом, так и отдельных его подсистем ( Философия науки: словарь основных терминов. М., 2004. С. 206).

Тюрин А. И . Назначение на высшие воинские должности как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 9.

См.: Шанхаев С. В . Некоторые вопросы перевода военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к новому месту службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 12.

См.: .Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы. М. 2001.

См.: Корнишин С. В . Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 3.

В основном публикации РОД «За права военнослужащих» посвящены вопросам правового регулирования исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, например, см.: Как правильно рассчитать уволенного военнослужащего при исключении его из списков личного состава воинской части // Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих: Российский военно-правовой сборник. М., 2006.

См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. . М., 2004.

Приказ – основной распорядительный служебный документ военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части.

Особенности проведения правовой экспертизы приказов по личному составу см.: Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части // Право в Вооруженных Силах. 1998. № 2 (начало), № 6 (окончание); На что юристу необходимо обращать внимание при проведении правовой экспертизы проектов приказов командира по строевой части // Там же. 2006. № 6.

Порядок проведения административного расследования определен в Наставлении по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 10.

Порядок составления запросов регламентирован директивой Министра обороны Российской Федерации «О порядке ведения справочной работы по личному составу» от 01.01.01 г. № Д-6.

См.: Правовая консультация, вопрос 131099 // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 6. С. 42 – 43.

Порядок выплаты военнослужащим единовременного денежного вознаграждения регулируется следующими нормативными правовыми актами: ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

См. приложение № 1 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

См. приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 000.

См.: Продовольственное обеспечение военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 11; Продовольственное обеспечение военнослужащих необходимо рассматривать как дополнительную меру социальной защиты // Там же. 2006. № 9.

Форма предписания приведена в Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с законодательством и судебной практикой для принятия военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеет значения факт его постоянного проживания, поскольку в силу специфики статуса военнослужащего и динамичного режима службы военнослужащим подчас независимо от их воли приходится перемещаться на новое место службы. Это положение действует и в отношении граждан, уволенных с военной службы (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» от 01.01.01 г.).

О некоторых правовых проблемах жилищного обеспечения военнослужащих по новому месту службы см.: Перевод военнослужащего к новому месту службы и его жилищное обеспечение // Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих. С. 163 – 166.

Аналогичную норму содержит Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 80.

С текстом Инструкции можно ознакомиться на компакт-диске «Военное право» (вып. 5, 2006 г.), выпущенном РОД «За права военнослужащих».

Образец карточки учета жилых помещений, выдаваемой военнослужащему, приведен в приложении № 5 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Подробнее см.: Кондратюк Б. А . Развод «жилым метрам» не помеха // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 1.

, Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2003. С. 89 – 90.

Т ак, п. 3 ст. 11 предусматривает: «Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы».

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Более подробно также см.: Ищенко О. А . Порядок учета служебного времени // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 4; Зарипов О. В . О дополнительных днях отдыха военнослужащих // Там же. 2005. № 6.

Подробнее см. постановление Правительства Российской Федерации «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 91.

Прием и сдача дел и должности должностными лицами при ведении войскового хозяйства // Право в Вооруженных Силах. 1998. № 9.

Ограничения по исключению из списков личного состава воинской части применяются с учетом норм Положения о порядке прохождения военной службы и порядка сдачи дел и должности (см. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2000 г. № 5н-43/00 по гражданскому делу в связи с жалобой на действия командования, связанные с увольнением с военной службы).

Более подробно процедуру пересылки личного дела военнослужащего, перемещенного по службе см.: Юридический справочник военнослужащего по кадровым вопросам. М., 2003. С. 155.

Тараненко В. В . Как правильно привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 3.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000.

Зачем нужен «обходной лист»? // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 3.

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

См.: Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы.

Более подробно см.: Тараненко В. В . Как военнослужащему защитить свои права (судебный и несудебный способы защиты). М., 2004.