В подмосковье полицейские мстят отказавшимся платить дань мигрантам из таджикистана. Правозащитник Валентина Чупик: Посольство Кыргызской Республики в Российской Федерации недостаточно защищает своих соотечественников

Нуждается ли мигрант в защите? Несомненно. Попадая в другую страну, он становится чужаком, особенно, если не знает языка. Российские власти понимают, что остановить нелегальную миграцию в принципе невозможно.

Запретительные меры только разжигают проявления экстремизма, ксенофобии, направленные против мигрантов. Страхи и домыслы не делают среду толерантной, а проблему менее острой.

Мы ведём беседу с кандидатом юридических наук Валентиной Чупик, юристом международной некоммерческой организации TONG JAHONI, РОО «Узбекское содружество Москвы», в её кабинете во время приёма клиентов.

Валентина Валентиновна, Вы - юрист, адвокат, бесплатный консультант и координатор, организатор и руководитель, расскажите, как Вы успеваете выполнять одновременно столько функций?

В.Ч.: Я занимаюсь оказанием правовой, вынужденно - социальной, психологической и мелкой материальной помощи мигрантам. Правовая помощь заложена в мою работу, она относительно оплачивается. Все остальные виды помощи не предусмотрены проектом, но их приходится оказывать, потому что люди приходят совершенно неподготовленные к жизни в нашей (или чужой) стране, напуганные ситуацией.

Что делать, если, допустим, приходит человек, вырвавшийся из рабства? Или приходит человек, у которого нет дома? Часто бывает так, что я и мой коллега вытаскиваем из кармана по 500 рублей и оказываем помощь пострадавшему.

Вот вчера у нас был молодой человек, который работает в Москве легально, имеет трудовой договор, но ему работодатель не выплатил зарплату и выгнал на улицу. А это, ни много ни мало, пятьсот тысяч рублей. Он не знает, где он работал, не знает, на кого он работал, даже не знает имя своего работодателя. Мы потратили примерно 40 минут, чтобы установить место, где он работал. Кроме помощи в составлении заявления, оказания правовой поддержки, пришлось оказать ещё психологическую и социальную помощь, потому что он находился на грани срыва.

- А кто Вы по образованию?

В.Ч.: Я окончила несколько вузов. По первому образованию я - математик, по второму - программист, по третьему - юрист, и, наконец, психолог.

- Вы работали раньше в Узбекистане. Есть ли разница в специфике Вашей работы там и в России?

В.Ч.: Я являюсь исполнительным директором и руководителем миграционных программ международной некоммерческой организации TONG JAHONI, у нас несколько филиалов в Грузии, Армении, Азербайджане, Кыргызстане и 8 филиалов в Узбекистане. К сожалению, пришлось уехать - конфликтовала с сотрудниками СНБ Узбекистана. Но должность свою не оставила, и, хотя нас дважды пытались ликвидировать, мы выжили и даже выиграли суды у Минюста Узбекистана. Сейчас моя работа в МННО TONG JAHONI сводится к написанию отчётов, но мои девочки продолжают оказывать помощь мигрантам и проводить исследования.

Одним из крупных наших проектов было исследование нелегальной миграции и торговли людьми в Закавказье - мы опросили более 6000 человек в Азербайджане, Армении, Грузии (включая Абхазию и Южную Осетию), южные районы Северокавказского федерального округа, две провинции в Турции. В результате, в Закавказье я провела больше года.

В России основную часть работы составляет оказание оперативной помощи людям, которые непосредственно сейчас в ней нуждаются, а в странах происхождения мигрантов - работа другого свойства. Я здесь стараюсь реабилитировать человека в его правах и, по возможности, помочь ему взыскать материальные компенсации в виде невыплаченных зарплат, за нанесённый ущерб здоровью, за моральный ущерб пребывания в рабстве. Работая в Москве, я имею возможность помогать им на более ранних стадиях, а иногда даже - предотвратить преступление.

Мы с Вами встретились в Общественной палате, где обсуждался вопрос о том, какие мигранты нужны России, и возможно ли регулировать миграционный поток?

В.Ч.: России нужны те мигранты, которые есть, и в том количестве, в котором они приезжают, других мигрантов здесь не будет. В других странах тоже есть мигранты, которые нужны этим странам, потому что, на самом деле, регулировать миграцию невозможно, она регулируется сама. Точно также как нельзя обсуждать, какой атмосферный воздух нужен России. Он будет, вот и всё.

- Так ли, что мигрантам трудно ассимилироваться в России?

В.Ч.: Ассимилироваться мигрантам не нужно, это вообще преступление, потому что ассимиляция – это утрата собственной идентичности - либо национальной, либо гражданской. Этого не нужно делать. И вопрос не в том, что мигрантам здесь трудно адаптироваться, правильнее сказать, почему Россия с трудом адаптирует мигрантов?

Действующим лицом здесь я назвала бы принимающее сообщество, а не мигрантов. Если в принимающем сообществе на человека с другим цветом волос и другим разрезом глаз смотрят как на потенциального агрессора, соответственно, как же ему адаптироваться?

Что он должен сказать: «Я - агрессор», - и принять условия этого общества, или он должен непрерывно доказывать, что он не агрессор? И что получится из такой адаптации? На самом деле, нужно принимающее сообщество адаптировать к факту, что Россия не может жить без мигрантов. Да она никогда и не жила без мигрантов.

Это миф, что они понаехали после распада СССР. Во время СССР они ведь тоже наезжали. И те, которые кричат «понаехали!», они ведь тоже понаехали в своё время. И вы, и я выехали в Россию из Узбекистана, но и ваша семья, и моя были депортированы в Узбекистан насильно, кого-то депортировали по национальному признаку, а кого-то - по религиозному.

И, слава Богу, благодатная земля Узбекистана и толерантное узбекское население спокойно приняло всех, наши культуры оказалась близки друг другу. Почему сейчас в России этого не происходит? Я думаю, что причина здесь в культивации «природных пороков» для того, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных проблем. Что для этого нужно сделать? Найти врага! А из кого легче всего сделать врага? Из того, кто отличается.

Вы помните, во время распада СССР врагами были евреи, а почему не другие? А потому, что евреев можно было как-то отличать. - Что Вы скажете о новой миграционной политике, утверждённой президентом?

В.Ч.: И президент такой же «новый», как и миграционная политика. Я участвовала в обсуждении концепции национальной миграционной политики в 2003 году, как член Совета ЕврАзЭС от Узбекистана. Закон о миграционном учёте, принятый в 2006 году, разрабатывался по итогам заседания ЕврАзЭС в 2003 году.

Единственное, что сделали в России, это уничтожили самостоятельную правосубъектность мигрантов. Что разработано в модельном законе? Мигрант сам на основании договора о найме жилья или договора о получении работы шёл в органы ФМС или на почту и ставил себя на учёт, у него не было никакой принимающей стороны. Не было, естественно, никакого разрешения на работу, потому что разрешение на работу - это нонсенс, нельзя давать человеку разрешение на то, что является правом человека. Нельзя давать разрешение на жизнь, разрешение на труд, это его неотъемлемое право. Также как нельзя давать разрешение на свободу передвижения.

Поэтому появление такого документа, как разрешение на работу, это нонсенс. Другое дело - выдать разрешение о найме мигранта, как делают в Европе, в США, в некоторых маленьких странах Южной Америки. Тем самым государство ограничивает работодателей в найме рабочей силы, чтобы обеспечить преференцию своим гражданам на рынке труда.

Невозможно регулировать непосредственно процесс труда мигранта, потому что мигрант вне зависимости от того, есть у него разрешение или нет, он всё равно будет работать. А для чего всё это делается, давайте призадумаемся? Почему такая маленькая квота на Москву? Почему квота из года год утверждается одна и та же? А может, это выгодно кому- то? А может быть, даже известно кому?

Ну, Вы-то уж точно знаете кому. Выходит, мигрант работает не только на работодателя, но и на другие структуры?

В.Ч.: Не надо забывать, что мигрант, в первую очередь, работает на страну. Если оставить истерику по поводу того, что мигранты вывезли 10,3 млрд долларов, нужно обратить внимание на то, что они произвели товаров и услуг на 76,6 млрд долларов. И уж 10,3 млрд заработанных долларов они имели право вывезти. Вам не кажется?

А сколько денег вывезено за границу российскими гражданами? Намного больше, чем мигрантами, несмотря на то, что у них (российских граждан) там за рубежом семей нет. Они туда вывезли инвестиции, потому что собственной стране не доверяют.

- А есть регионы в России, где отношение к мигрантам отличается от других?

В.Ч.: Я могу сказать, абстрагируясь от цифр, что наиболее толерантное отношение к мигрантам наблюдается в тех городах, где мигранты заполняют рядовые социальные ниши. Например, в Свердловской области есть посёлок «Заречный», где НКО «Уральский дом» принимает мигрантов, причём, всех без исключения, и сразу даёт им жильё, оформляет документы и в процессе ищет им работу. Они трудоустраивают врачей, учителей, продавцов, потому, что на самом деле - это миф, что иностранцу нельзя работать в торговле вообще. Ему нельзя работать продавцом вне стационарного торгового пункта, т.е. ему нельзя торговать в разнос. Он не может быть коробейником, всё остальное он может. И они трудоустраивают мигрантов туда, где в них очень нуждается местное население. И население, видя, что мигранты - это не изгои, а обычные люди, которые им действительно нужны вот на этом рабочем месте, спокойно принимают их.

- Какие процедуры порождают наиболее подходящую среду для нарушений со стороны властных структур?

В.Ч.: Самые проблемные вещи - это получить разрешение на работу с нелепейшей системой квотирования, которая ничего не регулирует, а лишь поддерживает коррупцию. Никакой другой роли механизм квотирования не играет. Такова же ситуация с разрешениями на временное проживание - где есть квота, там и будет коррупция. Бытовая коррупция - это когда при попустительстве ФМС сотрудник полиции позволяет себе проверять документы мигрантов, не имея на это никакого права. Но это встречается на каждом шагу с молчаливого поощрения ФМС, хотя, на мой взгляд, она должна драться за свою сферу влияния.

Подождите, мы с вами слышали, как руководитель столичного МВД жаловался, что им вменяют несвойственные им функции?

В.Ч.: Я думаю, что это была ритуальная жалоба, на самом деле, они радуются тому, что имеют возможность брать на себя несвойственные им функции. У меня почти 50% случаев с моими мигрантами при оказании помощи связаны как раз с незаконным задержанием полицией. Рассказать, как это происходит? К человеку, если он не синеглазый блондин, подходит сотрудник полиции и говорит: «Ваши документы». Человек с испугу даёт документы, сотрудник полиции их даже не открывает, кладёт в карман и уходит. Человек вежливо идёт по его стопам, так начинается проблема.

А полиция не имеет право проверять документы, за исключением совместных операций с ФМС России. И тогда она может остановить мигранта, который покажется подозрительным и доставить его к сотруднику ФМС, который во время такой операции должен находиться в шаговой доступности. Такого ни разу не было, поэтому вся деятельность полиции в проведении операции «нелегальный эмигрант» незаконна.

- А какие есть основания для депортации, выдворения мигрантов из страны? И какие службы принимают решение?

В.Ч.: Это может произойти на любом этапе. Как раз сегодня мне звонили по поводу депортации. Молодой человек четыре дня как находится в УМВД на Сенной, работники полиции после задержания доставили его в суд, документы его не проверили, потому что база данных находится в ведении ФМС, они добраться туда не могут. А суд, не рассматривая дело по существу, вынес решение о депортации. А он состоит на миграционном учёте, и патент есть на работу, нарушение налицо. В результате, мы будем судиться в Мосгорсуде. Почему так получилось? Потому что работники полиции попросили у него денег, а он не дал. Они сказали, тогда мы тебя накажем и депортируем.

Решение о депортации принимают либо сотрудники ФМС, либо сотрудники погранслужбы. Это административное решение, оно принимается без суда. Сотрудники ФМС практически не принимают таких решений, это уникальный случай.

И не всегда решения принимаются во вред мигранту. У меня была ситуация, когда во Владивостоке 205 человек находились в рабстве на строительном объекте, у них при себе не было ничего: ни документов, ни разрешения на работу. И невозможно было такое количество людей поместить в спецприемник, а другого способа, чтобы их принять, тоже не было. Два дня их содержала местная мечеть, бюджет которой был подорван, потому что людей надо было показать врачу, одеть, накормить, разместить.

И тогда было принято решение об их депортации. Это решение суда было вынесено в их пользу, людей освободили из рабства, отправили домой за государственный счёт. Другого способа разрешить ситуацию не было, поэтому их депортировали, и это было хорошо для них.

Второй вариант депортации - это решения, принимаемые пограничными органами. Основную массу решений принимают суды.

Что Вы слышали про «чёрные списки»? В октябре в аэропорту Домодедово не была допущена на территорию России гражданка Украины Алла Лавриненко, которая ранее неоднократно приезжала к родственникам. В результате ей объяснили, что она выдворена согласно какому-то списку. Вы не знаете, как он формируется?

В.Ч.: Это не «чёрный список», этим людям в списке установлен запрет на въезд. Решение о запрете на въезд принимают органы ФМС без участия суда. Допустим, человеку определили два нарушения за два года в сфере миграции, причём, человек может и не знать, что у него было нарушение, их могут просто нарисовать.

В прошлом году был вал таких решений, принятых почему-то от 18 февраля 2011 года, а проявляться это стало в августе, сентябре. Когда люди собрались ехать домой, они обнаружили, что у них запрет на въезд.

У меня был такой случай, когда на одного молодого человека, несмотря на наличие разрешения на временное проживание в России, был наложен запрет на въезд. Стали выяснять. При проверке оказалось, что некий сотрудник УФМС по ЦАО города Москвы в анкете из 24 пунктов заполнил на него 5-6 совсем незначительных моментов, а в остальных, наиболее важных пунктах везде проставил пробел. Но и этого оказалось достаточным, чтобы не впустить его.

Суд мы выиграли, но этого молодого человека в буквальном смысле преследовал ФМС. Нам пришлось потратить около месяца, чтобы добиться для него разрешения на работу. ФМС отказывался выдавать вид на жительство, говоря, что он должен прожить в России с разрешением на временное проживание три года, чтобы получить вид на жительство, вместо года по закону.

- У вас сложились хорошие отношения с ФМС? Вы можете пойти к ним и попросить за своих подопечных?

В.Ч.: Это делается немножко не так, как вы себе представляете. Если они не хотят работать, не хотят делать то, что они должны делать, тогда я устраиваю им истерику, начинаю кричать об их коррумпированности, называю конкретные телефоны и фамилии высших чинов, до которых будет донесена жалоба. Они начинают понимать, что я не шучу, и начинают что-то выполнять потому, что боятся.

Бывает, что они не принимают решений на нижних уровнях, тогда приходится доходить до замдиректора ФМС. Однажды, когда моего знакомого замдиректора ФМС не было на месте, состоялась моя единственная встреча с К.О. Ромодановским, когда сотрудники УФМС по городу Москва не хотели организовать проверку на конкретном объекте и освободить людей из рабства. Они тянули четыре дня, а там людей пытались вывезти с объекта.

Мой волонтёр подпирал ворота, сколько мог, чтобы не допустить этого. И, слава богу, ему помогла полиция, чувствуя конкурентов в лице ФМС. Они не выпускали этих людей до тех пор, пока не приехали сотрудники ФМС.

В это время я пришла жаловаться к начальнику управления ФМС, а он находился в отпуске, и тут я заплакала, по-настоящему. На звук моих рыданий из своего кабинета вышел К.О. Ромодановский. Я ему объяснила, в чём дело, и он тут же куда-то позвонил. После его звонка приехала проверка, и тут же всех задержали. Наложили штраф в размере 81 млн 600 тыс. рублей, из которых организация выплатила 544 тыс. рублей и обанкротилась.

- А как Вы относитесь к информации о том, что половина преступлений совершается за счёт приезжих?

В.Ч.: А вы зайдите на сайт Росстата и поинтересуйтесь, сколько преступлений совершается иностранцами или лицами без гражданства, т.е. не просто мигрантами, а включая и тех, кто живёт здесь постоянно на основе разрешения на постоянное или временное проживание. Вы обнаружите, что иностранцы и лица без гражданства совершают 2,9% преступлений.

Есть ещё миф, что преступления совершают кавказцы, так вот, кавказцы совершают 6,7% преступлений. А реально преступления совершают внутренние мигранты из Московской, Курской, Тульской областей, число которых составляет оставшиеся 40%.

Что Вы знаете о посредниках из числа мигрантов, которые находятся между властями и вновь прибывшими? Так ли, что это они, на самом деле, контролируют миграционный процесс?

В.Ч.: Да, многие приезжают и «тёпленькими» попадают в руки тех, кто хочет на них заработать.

Они просто не могут не попасть в их руки. Законодательство устроено таким образом, что у мигрантов нет возможности реализовать свои права. Он не может сам встать на учёт, нужна принимающая сторона, которая поставит его на миграционный учёт. У него может быть трудовой договор, договор о найме жилья, но если владелец жилья не захотел его у себя регистрировать, он не может быть зарегистрирован. Вот такой замкнутый круг. У них есть права, а возможности их осуществить нет. Помните старый советский анекдот: «Имею ли я право? Да. Могу ли я? Нет».

- Почему Вы занимаетесь таким трудным делом? Чувствуется, что Вы сердце своё вкладываете.

В.Ч.: Это моя христианская обязанность. За каждым мигрантом - целая трагедия. Вот он (показывает на мигранта) двадцать раз сказал мне спасибо. Для того, чтобы он сказал мне в двадцать первый раз, я всё для него сделаю. Мне нравится, когда мне говорят спасибо.

- А как они Вас находят?

В.Ч.: (смеётся) Это вы у них спросите. Клиент: Мне ребята сказали.

То есть Вы передаёте друг другу, что есть такой человек, который может вам помочь, и которому не всё равно, где вы живёте и как?

Клиент: У меня была такая ситуация, что не знал куда поехать и что делать. Туда обратился, сюда обратился, везде отказывают, зашёл в посольство Узбекистана. Говорю им, что я узбек, вот мой паспорт, все документы показал и говорю, что мне нужен юрист, помогите. (Я хотел подать в суд на девушку, которая сбила меня на своей машине). Спрашиваю, есть ли в посольстве юридическая компания и может ли она защищать мои права в суде? Или хотя бы получить консультацию? Они ответили: «Нет». Оказывается, у них нет юристов. Там в посольстве мне девушка подсказала номер телефона Валентины Валентиновны, и вот я приехал.

Спасибо. Валентина Валентиновна, можете рассказать об удивительном случае, удивительном решении, которое Вам очень дорого?

В.Ч.: Я расскажу про одну киргизку. Молодая женщина 23 лет с киргизским паспортом, не имея регистрации, надумала рожать в России. Машина скорой помощи доставила её в роддом, а там попались какие-то агрессивные, безграмотные врачи, которые сказали: «Мы не граждан России принимать не будем, вы не имеете права находиться здесь, а то ещё придётся нам отвечать за вас».

Какое гениальное решение нашла эта роженица? Она находит в коридоре тоже киргизку 46 лет с российским паспортом, просит его на время и рожает по её паспорту. В результате она из роддома выписывается, а ребёнка ей не отдают, потому что родила она по чужому паспорту, а та женщина уже выписалась из больницы. Надо было через суд доказать, что женщина 46 лет не рожала, а рожала она сама и ребёнок - её собственный. Поверьте, это был самый увлекательный суд в моей жизни. Спрашивается, ну, кому нужен этот ребёнок? Свидетельство о рождении выписали только после решения суда.

- Большое спасибо за Ваше интервью.

Виртуальная экспертная дискуссия на проекте «Центральная Евразия» продолжается. Для того, чтобы хотя бы на время немного изменить ее тематический фокус к участию в ней приглашен известный в Центральной Азии (ЦА) и России эксперт по вопросам трудовой миграции Валентина Чупик.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org :

— Валентина, Вы долгое время занимаетесь помощью простым людям из нашего региона, находитесь со многими трудовыми мигрантами в прямом контакте. Какие в этой связи основные проблемы на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Валентина Чупик (Узбекистан), бесплатный юрист для трудовых мигрантов (работает в России), исполнительный директор международной негосударственной некоммерческой организации «TONG JAHONI» («Рассвет мира»):

С точки зрения моей экспертизы среди главных проблем выделила бы коррупцию в сфере трудовой миграции и бездарность миграционной политики всех государств региона.

В.Парамонов: Как, на Ваш взгляд, можно наиболее правильно подойти к решению этих и связанных с ними проблем?

В.Чупик: Во-первых, государствам ЦА следует гораздо более активно использовать посольства в защите прав своих граждан. Необходимо задействовать механизм консульской защиты, обязать посольства участвовать во всех судах, при всех задержаниях 10 и более граждан их страны, подавать ноты протеста в случаях немотивированного задержания их граждан.

Во-вторых, необходимо на регулярной основе проводить мониторинг проблем трудовых мигрантов и социологические исследования — опросы. Только привлекать к этому следует не официальных и кабинетных социологов — «рисовальщиков». Главная задача — выявить реальные проблемы мигрантов! Мне одной, скорее всего, не поверят, хотя я только этим и занимаюсь скоро уже 20 лет. Поэтому к исследованиям и обсуждениям следует привлекать реальных экспертов, в первую очередь правозащитников и специалистов социальных ННО, работающих с мигрантами.

И только на основании данной работы необходимо осуществлять соответствующие изменения законодательства в странах ЦА и лоббировать изменения законодательства в той же России.

В-третьих, уверена, что следует прекратить дурь «управления миграцией» — она по определению неуправляема! Вместо этого необходимо сосредоточиться на помощи мигрантам в их реальных трудностях.

В-четвертых, также считаю, что важно прекратить попытки оргнабора. Это приводит только к еще большей коррупции и торговле людьми.

В-пятых, обязательны (!) регулярные встречи высокопоставленных представителей МВД (тех, кто принимает важные решения) всех стран ЦА с представителями экспертного сообщества по вопросам трудовой миграции. Я говорю не об ученых-исследователях, а о правозащитниках и специалистах социальных ННО (не «диаспор» так называемых). Именно правозащитники и представители социальных ННО понимают, что происходит с мигрантами, какие у них реальные проблемы.

В.Парамонов: Валентина, большое спасибо не только за Ваши оценки и рекомендации, но и за активную человеческую позицию по отстаиванию прав граждан стран ЦА! Мне также представляется, что Вы достаточно четко изложили свое видение проблем и их решений. Полностью согласен с рекомендацией о необходимости проведения реальных исследований и глубоких социологических опросов. Безусловно, что принципиальна важность регулярных встреч высокопоставленных представителей МВД стран ЦА с экспертами по вопросам трудовой миграции, в первую очередь правозащитниками и социальными работниками. Трудно не согласиться и с рекомендацией о необходимости более активной работы посольств по защите прав граждан своих стран.

Тем не менее, на мой взгляд, те же исследования не должны фокусироваться исключительно лишь на правозащитной тематике и проблемах трудовых мигрантов, даже несмотря на то, что обозначенные Вами исследования принципиальны с точки зрения защиты прав наших граждан. Уверен, что ряд исследований должен охватывать гораздо более широкий спектр вопросов. В частности, эти исследования должны быть нацелены на стратегический, глубокий анализ ситуации и проблем на пути развития всех основных сфер (и их сегментов) во взаимодействии конкретных стран по вопросам трудовой миграции: как в сфере экономики, так и в социальной сфере, сферах политики и безопасности. Говорю также и о необходимости междисциплинарого подхода и крайней опасности узкодисциплинарных подходов и практик, в том числе узковедомственных и узкоправозащитных.

Более того, те же экспертные встречи, на мой взгляд, не должны ограничиваться только лишь встречами исключительно с представителями министерств внутренних дел, а должны проходить в разных форматах, в том числе с представителями других министерств и ведомств. Также важно, чтобы в ходе этих встреч обсуждались бы не только юридические и правозащитные вопросы, но и вопросы влияния трудовой миграции на все основные сферы жизни государства и общества: сферы экономики, политики и безопасности, социальную сферу.

В целом же, представляется, что применение научно-обоснованных подходов к управлению (или управлению в кавычках) трудовой миграцией является принципиальным. На мой взгляд, только так можно будет более эффективно помогать нашим гражданам, более целенаправленно бороться с коррупцией и другими негативными проявлениями.

В этой связи, по крайне мере у меня остается целый ряд вопросов. В частности, как и за счет чего можно повысить активность государственной политики по защите прав своих граждан — трудовых мигрантов? И если существует критика современных форм управления трудовой миграцией, то что можно было предложить конкретно взамен их? Например, что можно предложить вместо «оргнабора»? Как представляется, эти и другие вопросы могут быть обсуждены в ходе дальнейшей дискуссии. Приглашаю всех желающих экспертов из стран ЦА ответить на данные вопросы. Также предлагаю выделить тему трудовой миграции в отдельное направление дискуссии.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована и осуществляется при информационной поддержке Международного информационного агентства «Фергана», https://www.fergana.agency (Россия), Делового издания «Курсив», https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты «Экспресс К», https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www..region.kg (Кыргызстан), Информационного агентства «Авеста», http://avesta.tj (Таджикистан), Агентства новостей «Подробно», https://podrobno.uz (Узбекистан), Информационного медиа-портала «Новости Узбекистана», www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org (США). К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: [email protected]. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграмм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook,

За рубеж в поисках заработка, 450 тысяч обосновались в России.

По словам заместителя главы Госслужбы миграции КР Самата Токтоболотова, за 2018 год из 200 тысяч кыргызстанцев, занесенных в ЧС, 105 тысяч успешно легализовались.

Председатель правозащитной организации «Утро мира» Валентина Чупик рассказала 24. kg , что наши соотечественники не готовы жить в правовом обществе и не умеют отстаивать свои права в рамках закона. Именно она оказывает помощь мигрантам из стран Центральной Азии.

Какие основные проблемы трудовых мигрантов из Кыргызстана в России вы бы обозначили?

— Мигранты из Кыргызстана не умеют и не хотят грамотно оформлять документы, официально трудоустраиваться, регистрироваться по месту реального проживания, собирать документальные подтверждения своей правоты и вляпываются из-за этого. Это первое. Второе — кыргызстанцы не хотят осознать, что они являются очень видимым меньшинством, которое в России подвергается дискриминации.

Им кажется, что они граждане ЕАЭС, поэтому их не тронут. А трогают их больше и чаще, чем граждан Узбекистана, например.

Валентина Чупик

Третье — добровольная социальная исключенность кыргызов, их неготовность общаться с другими мигрантами, доверие только своим односельчанам, от чего буйным цветом и цветут мошенничество, торговля людьми, изготовление и сбыт заведомо недействительных документов — и все это делают те самые односельчане.

Четвертое, и это общая для всех мигрантов в России проблема, — бесправие, произвол полиции и судов, нечестность работодателей, законодательная незащищенность мигранта.

— Некоторые эксперты утверждают, что в Кыргызстане нет четкой миграционной политики. Как вы считаете?

— Скорее всего, нет политики вообще. Есть какие-то сиюминутные реакции. Но я не слежу за кыргызской политикой, честно говоря, мне бы в родной узбекской разобраться.

— Можно ли сказать, что мигранты из Кыргызстана безграмотней выходцев из других стран Центральноазиатского региона, поэтому чаще попадают в «черный список»?

— Это не безграмотность, а отсутствие социальных навыков. Привычка судить о законах со слов односельчан, а не из текстов законов. Оформлять документы у односельчан, а не в государственных учреждениях, лечиться у односельчан, а не в больнице.

Привычка — выяснять отношения руганью и драками, а не в суде. Не соблюдать никаких сроков. Надежда с помощью взяток решить любые проблемы.

Валентина Чупик

— С какими правонарушениями со стороны мигрантов вы чаще всего сталкиваетесь?

— Оформление миграционного учета не по месту реального проживания, а покупка фальшивки за деньги.

Характерное только для кыргызстанцев нарушение — организация нелегальной миграции: снимают квартиру и без ведома хозяев передают ее другим мигрантам, а зарегистрировать их, естественно, не могут.

— Насколько активно и хорошо посольство Кыргызстана в России и диаспора работают с мигрантами?

— Посольство на порядок лучше узбекского, но на два порядка хуже молдавского. Права мигрантов защищать они не хотят. Более того, придумывают способы нарушения этих прав: требуют от мигрантов быть зарегистрированными в России для выдачи им каких-то документов. Требуют справки о непринадлежности детей к гражданству других стран. Зачем?

Юристы при посольстве Кыргызстана дерут со своих граждан бешеные деньги за услуги — хотя с налогов этих же граждан немаленькие зарплаты получают.

Валентина Чупик

А диаспоры — это кто?! В лучшем случае эти организации готовят плов и устраивают танцы, в худшем — рэкетом со своих же земляков занимаются или фальшивыми регистрациями торгуют.

— Насколько справедливо утверждение, что полиция России чаще придирается именно к мигрантам из Кыргызстана, и каковы основания?

— Полицейские ссылаются на пункт 2 статьи 13 закона, регулирующего деятельность полиции, который, действительно, вменяет в обязанность проверять миграционный учет иностранных граждан.

Но, во-первых, только законно задержанных по другим основаниям, во-вторых, не рядовым сотрудникам полиции, а работникам управлений по вопросам миграции. Полицейские обманывают мигрантов, пользуясь их правовой безграмотностью.

58 процентов обращений в нашу организацию — как раз по поводу незаконных задержаний. 12 процентов — незаконные выдворения и запреты на въезд. 11 процентов — невыплаты зарплаты, 2 процента — незаконные отказы в оформлении документов, 0,5 процента — пытки и насилие со стороны полиции, 0,3 процента — незаконное изъятие паспорта.

Все остальное самые разные кейсы — от необходимости срочной госпитализации при производственной травме до поиска мужа, пропавшего более года назад.

Валентина Чупик

— Мигранты из каких стран Центральной Азии чаще обращаются за помощью?

— 32 процента — граждане Узбекистана, 24 процента — Таджикистана, 21 процент — Кыргызстана, 9 процентов — Молдовы, по 3 процента приходится на Украину, Армению и Афганистан.

— Верно ли утверждение, что мигранты из Кыргызстана не хотят учить русский язык, но требуют достойную работу?

— Не верно. Не хотят учить потому, что работают с ночи до ночи в рабских условиях. А на достойную работу совсем не претендуют.

Женщины, как правило, идут в уборщицы и кассиры, мужчины — на стройку или в грузчики при супермаркетах. Поэтому утверждать, что кыргызские мигранты гонятся за престижными позициями — необоснованно.

— Может ли мигрант с отличным знанием русского языка и высшим образованием рассчитывать на работу, кроме дворника или продавца?

— Предприимчивый мигрант может создать даже свой средний бизнес, но основная масса прозябает на крайне низких позициях, поскольку в России сильная дискриминация видимых меньшинств, в том числе в сфере труда.

— Почему при всех минусах кыргызстанцы все-таки массово уезжают на заработки?

— А где рабочие места с достойной оплатой труда в Кыргызстане? Голодать люди должны?

— Что будет, если, скажем, все мигранты вернутся на родину?

— Скажем так: экономика России рухнет, если уедут узбеки или одновременно таджики и кыргызы.

Если уедут только кыргызские мигранты — места быстро заполнят узбеки.

Валентина Чупик

Но вот для самого Кыргызстана возврат всех мигрантов означает полный крах, и не только социальный, но и политический.

— Почему мигранты предпочитают не регистрироваться и подвергают себя риску депортации?

— Мигрантофобский бред. Это не мигранты предпочитают не регистрироваться, а российские законы не дают мигрантам права регистрироваться самостоятельно. Это должен делать собственник жилья, а он уклоняется от налогов. Отсюда и все последствия.

Правозащитник мигрантов в Москве Валентина Чупик, недавно посетившая Посольство Кыргызской Республики в Российской Федерации, рассказала нам о проблеме мигрантов из Кыргызстана.

Валентина, скажите пожалуйста, какие проблемы существую сегодня для мигрантов на пути к ведению полноценной трудовой деятельности?

Главная проблема мигрантов, принадлежащих к видимым меньшинствам, в первую очередь — кыргызских мигрантов — это коррупционно мотивированный расизм в российской полиции и правоохранительных органах вообще. Говорить об этой проблеме стесняются в первую очередь представители стран Средней Азии, что только усугубляет проблему. Сейчас она выросла уже до уровня государственной мигрантофобии, которая становится привычным.

В настоящее время граждане Кыргызстана в России имеют много преференций, но тем не менее, с какими вопросами они звонят Вам?

Во-первых, понять, как защититься от трудовой эксплуатации, от ограблений и подобных жизненных неурядиц. Я всем советую в данных ситуациях тщательно выбирать круг общения, в том числе среди своих земляков. Во-вторых, научиться искренне любить бумажки тщательно их оформлять, бережно хранить и никому не отдавать — особенно это касается паспорта. В-третьих, всем советую поверить, что единственный способ защиты Ваших прав и Вас лично — это доскональное следование Закону, даже когда все вокруг их нарушают. Поэтому законы надо знать — причем из текстов самих Законов, которые всегда есть на таких сайтах, как Гарант или Консультант, а не со слов земляков. Если сами Вы в каком-то законе или правилах его применения разобраться не можете — обратитесь к бесплатному юристу. Платный юрист хочет получить от Вас денег, поэтому он Вам наврёт, чтобы сделать Вам приятнее. А бесплатный юрист скажет Вам всё как есть, даже если это будет Вам неприятно. Но правда Вас защитит, а враньё погубит.

-Граждане Кыргызстана как защищены сегодня с учетом того, что имеют много преференций?

Совсем не «много преференций» имеют сегодня граждане Кыргызстана. Отсутствие необходимости оформления патента, конечно, экономит деньги, но в реальности оборачивается абсолютной незащищённостью при проверках (если обладателей патента за первое нарушение просто штрафуют, то не имеющих патента сразу выдворяют), абсолютной нелегальностью найма (работодателям кажется, что если граждане ЕАЭС формально равноправны с россиянами, то и штрафовать за их нелегальный найма не будут), абсолютной уязвимостью перед безграмотностью правоохранительных органов и судей.
30-дневный срок на оформление миграционного учёта кыргызским мигрантам на пользу не идёт — они всё равно оставляют это на последний день, и чем дальше этот день от даты приезда, тем больше вероятности, что они всё забудут и пропустят свой срок.
Снятие ограничений на профессии реально граждан Кыргызстана не коснулось — их продолжают депортировать за торговлю на рынках, работу в аптеках и т.д.

Достаточную ли помощь оказывает представителям кыргызской диаспоры Посольство Кыргызстана в России и как Вы с ними взаимодействуете?

Совершенно не достаточную! Нельзя сказать, что посольство Кыргызстана не делает вообще ничего — но делают они не то и не столько, сколько нужно. Электронная очередь не защищает от незаконных задержаний, а добиться, чтобы сотрудники посольства не то что выехали — хоть бы позвонили — в ОВД даже в случаях массовых задержаний именно кыргызских мигрантов — да убиться легче!
Открытие представительства МВД прямо рядом с консульским отделом не спасает, если представитель МВД Кыргызстана видит свою основную задачу в содействии МВД России в задержании и кыргызских нарушителей!
Выдача паспорта за 3 недели не заменяет выдачу свидетельств о рождении и киндер-паспортов детям кыргызских мигрантов — чтобы их получить, несчастные матери должны, оказывается, быть полностью легальны в России — хотя какое до этого дело посольству Кыргызстана?! И обращаются-то к ним именно чтобы дети не документированных родителей не остались сами вообще без документов!
Прямо в момент визита в посольство Кыргызстана, прямо на пороге посольства, когда мне лично посол золотых гор наобещал и заявил, что посольство под его руководством работает лучше всех, всем помогает и всех защищает, и я по любой проблеме могу к ним обращаться — именно в это время позвонила гражданка Кыргызстана, мать полуторагодовалого ребёнка, которую бросил сожитель потому, что ребёнок сильно плакал (!), когда этому ребёнку был месяц от роду, и с тех пор ни разу не появился, телефоны поменял — кстати, сожитель — гражданин другой страны, не Кыргызстана. Её некоторое время кое-как убого содержали родственники, но месяца 2 назад они вынуждены были уехать в Кыргызстан, и она осталась с полуторагодовалым ребёнком совсем одна. Им буквально нечего есть и негде жить, её и ребёнка готовы принять её родители — но посольство Кыргызстана открывает в оформлении киндер-паспорта, требуя нотариального согласия отца, пропавшего год и 5 месяцев назад! Я немедленно обратилась к юристу посольства Мырзабеку Карагулову — и он мне отказал, потому что он, изволите видеть, боится, что этот давно пропавший отец-подлец вдруг объявится и подаст на консула в суд за то, что разрешил выезд ребенка без согласия отца! И этот юрист предложил, чтобы я сама занималась лишением этого нерадивого отца родительских прав. А то, что эта процедура будет длиться минимум полгода, и может кончиться тем, что российские органы опеки отнимут ребёнка и у матери, которая не имеет ни своего жилья, ни легальной работы, и объективно не может содержать ребёнка — посольство не интересует! И то, что мать и дитя могут за это время просто от голода помереть или от холода замёрзнуть, поскольку они сейчас бездомные — их тоже не волнует! Так и сказал!!! У меня есть полная диктофонная запись этой беседы как продолжения обещаний посла.

-В рамках осуществления Вами правозащитной деятельности кто чаще обращается к Вам?

От 2/3 до 3/4 нашей работы — освобождение незаконно задержанных мигрантов из полиции, по 12% — отмена незаконных выдворение и запретов и обжалование незаконных отказов в оформлении документов мигрантам, чуть меньше 11% — выбивание задолженностей по оплате труда, остальные виды работ составляют доли процента и, в основном, сводятся к различным консультациям и составлению юридически значимых документов.
ВНЖ и прочих документов мы категорически не занимаемся — это неизбежно связано либо со взятками, либо с изготовлением фальшивок, а мы никаких правонарушений не совершаем.
Более 85% обращающихся к нам за помощью — взрослые здоровые полностью документированные мужчины, так что по поводу особой уязвимости женщин, детей и нелегальных мигрантов — это враньё, они перед посольством Кыргызстана особо уязвимы, а проблемы в России чаще всего возникают не у них.
Около 40% наших заявителей — граждане Узбекистана, около 25% — Кыргызстана, около 20% — Таджикистана. Но если учесть, что кыргызстанцев примерно втрое меньше, чем узбекистанцев — станет понятно, что проблем у кыргызских мигрантов намного больше, чем у всех остальных.
За период с 01.07.17 по 30.06.18 (время предыдущего гранта) мы оказали различные виды помощи 22.471 мигранту из 46 стран в 17 регионах России, за сентябрь 2018 — 1974 мигрантам из 17 стран в 6 регионах России. Вся помощь мигрантам оказывается полностью бесплатно.

Что могли по советовать гражданам, которые находятся на территории России уже, в том числе только что приехавшим? -Знать, что Вы, мигранты — сильные, смелые и достойные уважения люди, что Вы можете и должны знать и защищать свои права и права всех остальных людей, и что Вам тоже кто-то обязательно поможет

-Как изменились трудовые мигранты за последние годы?

Стали ещё более несчастными, забитыми, готовыми давать взятки — лишь бы отпустили. С другой стороны, в этой среде появляется всё больше отдельных настоящих бойцов, готовых защищать себя и других. Их пока очень немного, но они становятся всё заметнее и активнее. Надеюсь, скоро этот тип сознания среди нас, мигрантов, победит!

Вопросы задавал Асилбек Эгембердиев

В Москве начал работать проект по оказанию юридической помощи мигрантам.

Руководитель некоммерческой организации «Тонг Жахони» Валентина Чупик рассказала о новом проекте по поддержке мигрантов, реализуемом совместно с международным фондом «Каритас Франс»:

— Мы будем оказывать трудовым мигрантам правовую и юридическую помощь. Иностранные мигранты в любое время могут напрямую связаться с нами по телефону и получить консультацию. Мы также готовы защищать их права в суде. Такая помощь бесплатна. Кроме того у нас проводятся специальные занятия «Школа мигрантов». Там рассматриваются такие вопросы как законное трудоустройство, заключение трудового договора, законная аренда жилья, общение с сотрудниками полиции. Мы готовы дать мигрантам полные разъяснения.

Как посредники оставляют мигрантов без зарплаты

Мы можем провести специальные тренинги для представителей диаспоры и руководителей общественных организаций на темы миграции и защиты прав человека. Такую работу мы проводим давно. При поддержке фонда «Каритас Франс» увеличилось число юристов со знанием узбекского и таджикского языков, возможности расширились.

Правозащитник, уже более десяти лет занимающаяся проблемами миграции, рассказывает, что иностранные мигранты часто страдают от незаконных действий сотрудников полиции:

— Сейчас самая актуальная проблеманезаконные задержания. Часто происходят случаи оказания давления на мигрантов со стороны полиции и сотрудников миграционной службы, вымогательств взятки, а также задержаний, выдворений и депортаций из России, без тщательной проверки законности документов. В таких случаях мы можем выехать на место и защитить права мигрантов.

Конечно, кыргызстанские мигранты уже не работают по патенту, как раньше. Но встречаются случаи, когда они подвергаются давлению, даже имея на руках трудовой договор. Те же работодатели при найме мигрантов должны уведомить миграционную службу. Работодатели избегают этого. В результате, даже если у мигранта есть на руках трудовой договор, его данных может не оказаться в базе. Также много тех, кого выдворили из страны по решению суда за то, что не встали на учет по месту жительства, а зарегистрировались по другому адресу. С юридической стороны, это спорно. В таких случаях мы можем защитить права мигрантов.

В Москве заработали специальные прямые номера телефонов по оказанию правовой поддержки мигрантам. Помимо юридической консультации специалисты проекта могут помочь мигрантам в защите их интересов в суде.

Контактные телефоны: +7 926 834 7602, +7 903 169 9161, +7 903 169 2920, +7 903 799 0291.

В России официально работают около 620 тысяч граждан Кыргызстана, половина из которых находится в Москве и Подмосковье. С начала года за нарушения миграционных законов России из страны было выдворено около 4 тысяч кыргызстанцев. Всего в «черном списке» России значится 89 тысяч мигрантов из КР.