Теория государства и права: понятие, предмет, функции. Теория государства и права как юридическая наука: понятие, предмет, система и функции

Понятие и функции теории государства и (ТГП) как науки и учебной дисциплины:

1) ТГП (в широком смысле) – это всё учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как

    1. юридическая наука;
    2. юриспруденция;
    3. правоведение.

2) ТГП (в узком смысле) – один из видов юридической науки, представляющей совокупность о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Теория государства и права как наука

ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщённых теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.

ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и неразрывной взаимосвязи.

Предмет ТГП - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности.

В системе юридической науки теория государства и права – общетеоретическая методологическая наука. Она обобщает выводы и данные юридической науки с целью более глубоких теоретических изысканий, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.

Функции теории государства и права (ТГП):
    1. познавательная (познание и объяснение явлений государственно-правовой жизни общества. Объясняет объективные процессы её развития, выявляет закономерности, определяет их сущности и содержание);
    2. эвристическая (проникая вглубь познанных закономерностей, уясняет их тенденции в развитии изучаемых ею явлений; истинность выдвигаемых гипотез проверяется практикой).

Основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет системный и комплексный подходы .

Методическую основу ТГП составляют общенаучные принципы:

    1. историзма;
    2. объективности;
    3. конкретности;
    4. плюрализма.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяют разнообразные логические приёмы:

    1. анализ;
    2. синтез;
    3. индукция;
    4. дедукция;
    5. метод аналогии;
    6. гипотезы и т.д.

Теория государства и права как учебная дисциплина

В учебной дисциплине рассматривается лишь часть общетеоретического материала, который излагается в максимально доступной форме, для того, чтобы получить необходимый минимум научных знаний.

ТГП как учебная дисциплина призвана.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Тема 1

Предмет и методология теории государства и права

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права.

4. Методология теории государства и права.

Дополнительная литература:

1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.

2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.

3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.

4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.

5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.

6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.

1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права

В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.

Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.

К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:

1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).

В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.

Предмет теории государства и права составляют:

1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.

Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права

В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.

Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.

В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.

4. Методология теории государства и права

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.

Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.

Метод науки – это способ по­стижения и исследования реальной действительности.

Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.

Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.

К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:

1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;

Теория государства и права — наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие её историческое движение.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Предмет теории государства и права - это государственно-правовые явления, категории и понятия, закономерности их возникновения, развития и функционирования как относительно самостоятельных общественных институтов.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом, а потому теория государства и права — не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством».

Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Тот, кому принадлежит государственная власть, решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук.


Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находится человек, его права и свободы.

Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества.

Теория государства и права и философия. Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается, прежде всего, в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы.

Теория государства и права и социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

Теория государства и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство, его деятельность — отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних греков, — это искусство управления государством.

Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психоло-гической стороны.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Теория государства и права в системе юридических наук

Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает в себя познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем больше знаний накапливает наука.

Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процес-суальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории государства и права.

Самая большая группа — отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения. Так, в наши дни значительно возрастает роль гражданского права и, соответственно, науки гражданского права. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует повседневную экономическую (имущественную) жизнь и граждан, и организаций. Предметная, содержательная и понятийная взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юриди-ческим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, техни-ческих и других наук. Например, судебная медицина использует медицинскую науку в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

ТГП как наука, ее предмет, функции.

ТГП это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования ГиП как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений. Особенности: 1. ТГП – фундаментальная юр.наука в силу того, что в ней изучаются основы юриспруденции, изучаются закономерности развития, функционирования ГиП. 2. ТГП – гуманитарная наука (наука о человеке). 3. ТГП – обобщающая наука, формируется на основе обобщения данных, полученных из других юр.наук: адм. право, уг. право и т.д. 4. ТГП – прогностическая наука. 5. ТГП – методологическая наука.

Предмет ТГП (то, что изучает ТГП) – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия ГиП.

К ним относятся: ГиП как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности ГиП; основные закономерности развития ГиП. ГиП изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юр.науки имеют один объект изучения – ГиП.

Функции – основные направления исследования. Функции ТГП – направления теоретической деят-ти, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на: онтологическую (дает представления о ГиП; онтология – учение о бытии), гносеологическую или теоретико-познавательную (дает результат исследования, используются методы – средства познания; гносеология – учение о познании), методологическую (выражает связь ТГП с другими юр. науками, создает понятийный аппарат), политико-управленческую (связь ТГП с практикой), идеологическую (формирует юр.мировоззрение), прогностическую.

ТГП в системе юр.наук.

Все юр.науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы:

1) теоретико-исторические науки: ТГП; ИГиПЗ; ИОГП; история политических и правовых учений.

2) отраслевые юр.науки - регулируют сферу общественных отношений:

а) материальные: конст.; гражд.; уг.; муниц.; семейн. и т.д. б) процессуальные: гражд. процесс; уг. процесс; арб. процесс;

3) специальные юр.науки (прикладные): криминалистика; суд. Мед. психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

Для рассмотрения соотношения названных групп юр.наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры.

ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что:

1 ) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а, в конечном счете, их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юр.науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3 ) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4 ) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области ГиП. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными гос.-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды обществ.отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва.

7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному ГиП, так и к ГиП любого общества. 8 ) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юр.наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юр.наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в гос.-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это.

Методология и методы ТГП.

Методология – часть юр.науки, изучающая закономерности научного познания ГиП.Методология – учение о методах; набор методов, используемых при исследовании. Методологии характерны философские подходы: материалистический (гос-во – результат развития объективных причин, не зависящих от человека), идеалистический (гос-во – итог человеческого творчества).

Методы юр.науки – средства, способы получения знаний о ГиП. Методы разнообразны, различны:

1.Философские . Философские подходы, использование философских категорий: форма и содержание, сущность и явление, структура и функция, причина и следствие, общее и единичное, свобода и необходимость.

2.Общенаучные. Выработаны в иных неюридических науках, используются в юр.науках (ТГП): исторический; методы, разработанные кибернетикой (управленческий: гос-во – организация, занимающаяся управлением. В ТГП право рассматривается как средство управления; информационный: гос-во должно информировать о своих целях задачах, действиях. Право имеет информационную сущность (в законе содержится информация)); теория моделирования (явление изучается по некоторому объекту, модели); социологический (метод социального эксперимента, наблюдение и т.д.).

3.Частнонаучные – методы, разработанные конкретной наукой и используемой в рамках данной науки. Специально-юр.метод – использование юр.понятий, конструкций; метод сравнительного правоведения и гос-воведения (ученые занимаются сравнением своего гос-ва с гос-вами других стран).

5. ТГП как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину.

1.Учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 2. различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. 3. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею гос.-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

ТГП - одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения, которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Как учебная дисциплина ТГП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

1.реализуется, когда изучаются основы ТГП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями гос-воведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юр.дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уг. права и др.

2.развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.

Сущность гос-ва

В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

1)С общефилософских позиций-как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. - это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, - гос.власть. Вследствие этого гос.-единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).

Орган гос-ва

Гос.орган – учреждение, наделенное властными полномочиями для выполнения возложенных на него функций в рамках своей компетенции. Признаки: имущество в своем распоряжении, финансовые средства (счет в банке), источник финансирования из бюджета, опред.структура, штат сотрудников, наделяется компетенцией, которая законспектирована в НА. Компетенция – совокупность прав, обязанностей, функций, которыми наделяется гос.орган и его должностные лица. Классификация. По принципу разделения властей – законодательные (право издавать законы, утверждение бюджета, налогов. Обычно двух палатные), исполнительные (правительство, состоящее из главы правительства, его заместителей и членов правительства. Они бывают однопартийные или коалиционные. В пределах компетенции издают указы, распоряжения и т.д.), судебные (реализуют правосудие посредством судопроизводства), контрольно-надзорные органы (прокуратура) и органы непосредственного принуждения (милиция, армия). По способу возникновения – первичные (не создаются другими органами – избираются или возникают в порядке наследования) и вторичные (создаются первичными органами, которые наделяют их компетенцией, например органы прокуратуры). По порядку принятия решения – коллегиальные (прокуратура, армия) и единичные. По объему властных полномочий – центральные (распространяются на всю территорию гос-ва) и местные (в пределах своей административно-территориальной единицы). По широте компетенции – органы общей компетенции (решает широкий круг вопросов – правительство) и органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одной функции одного вида деятельности (Минфин, Минюст). ОМС не входят в структуру гос.управления.

Сущность права

Сущность права – это воля гражданского общ-ва, направленная на регул-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильн. в д-ти различных S обществ.жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв обществ. жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей деят-ти.

Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных гос-вом юр норм, выражающих возведенную в закон гос.волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общ-ва (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии.). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания совр. цивилизованного общ-ва СП все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

39. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-вом и охраняемых им от нарушений.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом гос.власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

«Право созд-ся общ-ом, а закон - г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

Нормы права и морали.

Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику.

Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

Нормы права и обычаи.

Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей.

Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.

46.Право и корпоративные нормы.

К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности).

К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке).

К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем.

Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер.

Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими.

Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность.

КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса).

Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов).

3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам.

Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества.

Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.

Закон. Виды законов.

Закон – это НА, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главное отличие заключается в том, что

1.закон обладает высшей юридической силой, т.е. прочие НА не могут ему противоречить, невозможна его отмена другим органом, кроме принявшего. Все акты делятся на законы и подзаконные акты: - законы принимаются верховным органом законодательной власти - законы выражают общенародную волю, т.е. как бы принимаются от имени всего народа.

2.законы принимаются в особом порядке, т.е. установлена особая процедура его принятия, чтобы отразить волю всего народа. Закон является результатом правовой деятельности высшего представительного органа или народа.

3.Важными являются те отношения, которые относятся к правам и свободам человека, собственности, земельные, трудовые отношения и т.д. Регулируются типичные, устойчивые отношения в обществе.

4.Закон – это фундаментальный юр. документ, служащий базой, ориентиром правотворческой деят-ти иных гос.органов.

Виды законов: 1.По юридической силе: 1) Конституция – основной закон. 2) Конституционные законы.

3)Обыкновенные законы. Отличаются процедурой применения: для принятия конституционного закона требуется конституционное большинство, для принятия обыкновенных законов требуется обыкновенное большинство голосов. 2. Связано с гос.устройством: а) федеральные законы; б) региональные законы.

3. Связана с временем действия: 1) постоянные – действуют до отмены. 2) временные – принятые на определенный срок. 3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

61.НПА Президента РФ .

НА (это источник права) – это офиц.документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения).

Президент РФ - глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

Юридическая сила указов такова 1) они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ,

2) в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики,

3) в случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Перечень S подготовки проектов указов законодательно не установлен, поэтому многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.

НПА Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции фоив, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций гос.управления в разных сферах обществ. жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат гос.регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. НА ФОИВ вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после гос.регистрации акта.

НА органов гос.власти S РФ.

НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

ОГВ S РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые НА распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно зак-ву, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.

Действие НА во времени.

Действие НА во времени определяется 2 моментами: 1.временем вступления в законную силу и 2.временем утраты законной силы. По общему правилу НА вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. НА.которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении опред.срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечению 10 дней. Акты Президента и Правительства-7 дней. Ведомственные НА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос.регистрации.

НА утрачивают силу в 3х случаях: 1.по истечении срока действия, на который издан НА; 2.в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в спец.перечне отменяемых актов; 3.в связи с изданием нового НА заменяющего прежний акт. Утрата силы НА может быть временной. Основанием такой утраты явл. Приостановление действия НА. По общему правилу НА не имеют обратной силы. Исключение составляют уг.законы и НА админ.законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленная деят-ть по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека (Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществ.жизни, осознание правовой действ-ти, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.) и правовой культуры общества в целом (Правовая культура общества - это состояние правосознания, законности, совершенства зак-ва и юр.практики, выражающее утверждение и развитие права как соц-ной ценности. Правовая культура – важное условие и ср-во укрепления законности и правопорядка в об-ве).

Обычно говорят о правовом воспитании

В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юр.практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей гос.аппарата в правовой сфере.

В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

1.Прежде всего правоотношения, как и юр. нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

2.По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юр.норм, гипотезы которых не содержат указаний на юр.факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юр.факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые гос-вом. Возможность иметь субъективные права и нести юр.обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юр.фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр.ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3.В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4.По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юр. нормами

Способы толкования права.

1. Филологический заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции.

2. Логический заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем становления логических связей и соотношений ее частей.

3. Систематический состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснение ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм.

4. Историко-политический заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания НА и установления соц-политич. Целей, которые преследовал законодатель.

5.Специально-юр. представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Он предполагает применение научных познаний и технико-юр.средств, посредством которого выражена воля законодателя.

6. телеологический толкование с помощью установления целей издания НА;

Виды толкования по S