Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности. Способы защиты прав человека

Правозащитная деятельность различных субъектов правозащитной структуры России существенно разнится по мотивации и набору возможных и допустимых средств, методов и приемов ее осуществления. Это в полной мере отно- 270 | Конституционное право Российской Федерации сится к такому субъекту, который определен нами как «еамо- правозащитник». Ему присуща, на наш взгляд, наяболее мощная мотивация защитить свои права и свободы и самый широкий для этого арсенал. Вместе с тем само-правозащит- ник не часто вооружен необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной защиты своих прав и свобод. Такая ситуация в России обусловлена, в том числе, непродолжительностью того периода, когда индивиды получили конституционную возможность защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Отметим, что самозащита в нашей стране впервые возведена на конституционный уровень с принятием Конституции РФ 1993 г. В конституционном положении ч. 2 ст. 45 воплощен тезис Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо «уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека». Самозащита имеет различные формы, ограниченные действующим российским законодательством и обусловленные тем, какое право лица нуждается в защите. Конституционные формы самозащиты связаны с их субъектом. Например, в ч. 2 ст. 45 речь идет о «каждом»; в ст. 32 - о «гражданах Российской Федерации», которые имеют право на обращения, одна из разновидностей которых - жалоба - напрямую связана с самозащитой; в ч. 3 ст. 50 - о «каждом осужденном». В Конституции РФ наряду с индивидуальными конституционными формами самозащиты закреплены ее коллективные проявления: каждый имеет возможность защищать свои права и свободы через общественные объединения (например, профессиональные союзы, некоммерческие и правозащитные организации). Конституционные формы самозащиты также зависят от содержательной группы прав и свобод человека и гражданина, нуждающейся в защите. Так, самозащита политических прав и свобод российских граждан может осуществляться в предусмотренных Конституцией РФ формах: мирные, без оружия, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст. 31), проведение которых упорядочено Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; самозащита трудовых прав конституционно допускается посредством Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 271 забастовки (ч. 4 ст. 37). Самозащита признана также фор. мой защиты гражданских прав (ст. 12 ПЕС РФ). Она допускается без обращения в суд, а способы самозащиты должны соответствовать нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ). Помимо общих форм самозащиты, в Конституции Рф предусмотрены также ее специальные формы. К их числу отнесем, например, право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47). Этот важный процессуальный принцип, распространяющий свое действие на всех лиц, имеющих такой формальный процессуальный статус, приобретает свойства самозащиты как только лицо выразит в форме ходатайства свою волю по данному поводу. Обвиняемый по собственному желанию, опираясь на ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, просит, чтобы его дело разрешалось «судьями факта»97, не зависящими от государственной власти. В данном случае актуализируется специфический случай конституционного права каждого на самозащиту (ч. 2 ст. 45). Аналогичные трансформации происходят также с процессуальными принципами, нашедшими конституционное закрепление в ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 51: если задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления изъявит желание воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, то ему не может быть отказано; надлежаще оформленные просьбы осужденного о пересмотре приговора вышестоящим судом, о помиловании или смягчении наказания не могут оставаться без рассмотрения; любой, принявший решение не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и определенного федеральным законом круга близких родственников, не обязан этого делать. Исходя из вышеприведенных рассуждений, конституционная возможность самозащиты в юридическом смысле - зто не запрещенные законом правозащитные требования и претензии лица и корреспондирующая им обязанность уполномоченных органов отнестись к ним в установленном Конституцией РФ, иными законами порядке. Ряд конституционных требований лица, прибегнувшего к самозащите, должен быть удовлетворен без каких-либо усмотрений. 272 | Конституционное право Российской Федерации В связи с правом на самозащиту отметим, что гражданин РФ» имея конституционное право на обращение, по собственному усмотрению решает, куда ему направить жалобу: в судебные или административные органы, в государственные или муниципальные структуры, в общественные организации, к руководителям предприятий и организаций, средства массовой информации. Такой выбор делается на основе собственного или стороннего правозащитного опыта с целью получения наиболее полной защиты нарушенных прав и законных интересов, что позволяет говорить о «вторичном факторе самозащиты». Со стороны государства определено, что в любом случае обращения должны разрешаться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. М° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Помимо обычных и специальных форм самозащиты нами выделена группа ее нетипичных форм. Они применимы к защите определенных прав и свобод граждан. Так, допустима защита лица либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Может устраняться опасность, угрожающая личности или правам данного лица или других граждан, если при данных обстоятельствах этого нельзя было сделать другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ситуация крайней необходимости). К исключительным формам самозащиты можно отнести ее осуществление с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Таким образом, самозащита как конституционный вид правозащитной деятельности осуществляется лицом в не запрещенных для этого формах, как правило, актуализирует выполнение соответствующими государственными органами вмененных им обязанностей. Различаются конституционные и иные способы самозащиты каждым своих прав и свобод. Самозащита может осуществляться в обычных, специальных и нетипичных формах индивидуальными и коллективными субъектами. Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 273

Еще по теме 8.3. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности:

  1. Конституционное право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина
  2. 1.8. Конституционное право России как учебная дисциплина
  3. Конституционное и административное право как научные и учебные дисциплины
  4. 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах.

Право на самозащиту имеет длительную историю возникновения и развития. Еще в римском праве появилось понятие "самоуправство" (первоначальная форма защиты прав), которое в настоящее время считается прародителем самозащиты. Однако римское право классического и позднейшего периода уже разделяло понятие самоуправства и самозащиты. Самозащита допускалась в виде общего правила, о чем свидетельствует целый ряд фрагментов Дигестов Юстиниана и трудов римских юристов . Понятие самозащиты неоднократно менялось с самого момента своего возникновения, что может объясняться эволюцией правового регулирования. Наиболее активно самозащита изучалась в конце XIX – начале XX в. и результаты серьезных исследований, проведенных отечественными цивилистами, которые подготовили почву для внедрения в российское гражданское законодательство этого нового для него института, способствовали появлению норм о самозащите в отечественном законодательстве .

Сама история показывает, что право на самозащиту во всех ее формах оценивалось и закреплялось в обществе на отдельных этапах его развития по-разному в зависимости от положения личности в государстве. Так, при ужесточении позиции государства в отношении самозащиты из закона исчезало даже само ее определение, как это было в советский период, а либерализация взглядов законодателя всегда сопровождалась расширением понятия, распространением на бо́льший круг отношений, что имеет место в современном российском законодательстве, а именно, в ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, в Конституции . С этого момента право на самозащиту стало регламентироваться и в отраслевом законодательстве (гражданском, уголовном, административном, трудовом и др.). Так, появились нормы по самозащите гражданских прав (ст. 12, 14, 1066, 1067 ГК), нормы трудового права по самозащите работниками трудовых прав (ст. 142, 379, 380 ТК), нормы уголовного права – право необходимой обороны, законодательство допускает приобретение гражданами Российской Федерации некоторых видов оружия (ст. 37, 39 УК) и т.д.

Право граждан на самозащиту является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией. Данное право выражается в том, что "каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ч. 2 ст. 45 Конституции). Эта норма соотносится с положением Итогового документа Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о необходимости уважать право каждого защищать свои права и свободы. Государственная защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать для защиты своих прав и свобод предоставленные ему права и свободы в соответствии с конституционными нормами . Иными словами, государственное одобрение права на самозащиту выражается уже в самом факте ее нормативной регламентации. Однако конкретный процедурный порядок осуществления права на самозащиту законодательством не установлен, также не определен и перечень способов самозащиты, и это, возможно, правильно, так как отнесение действий к числу способов должно определяться исходя из наличия или отсутствия в действиях лица, защищающего свое право, признаков, присущих самозащите.

Юридическим основанием для совершения действий по самозащите является неотчуждаемое право на самозащиту, которое имеет охранительный характер, поскольку возникает в результате объективно противоправного деяния или события, влекущего нарушение права или создающего реальную угрозу такого нарушения, и заключающегося в возможности совершения односторонних действий, направленных на защиту другого (охраняемого) права. Право на самозащиту и корреспондирующая ему обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия вместе составляют содержание охранительного правоотношения . Данное право можно отнести к категории личных, так как оно непосредственно связано с защитой нарушенных или находящихся под угрозой нарушения прав и свобод, т.е. самозащищающийся субъект действует в отношении своей правовой защиты только сам (лично). Такие действия основываются на одном из исторически первых инстинктов человека – инстинкте самосохранения. Все это позволяет сделать вывод, что право на самозащиту является естественным правом человека как биологического существа, и необходимость реализации этого права определяется условиями существования человека в естественной среде. Подтверждение этому можно найти в ч. 2 ст. 17 Конституции: "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". В связи с этим можно определить право на самозащиту как относящееся к разряду основных неотчуждаемых конституционных прав и свобод.

Проблема правовой природы и содержания права граждан на самозащиту не может ограничиваться только пределами конституционно-правового регулирования. Право на самозащиту в зависимости от состава участников правовых отношений может воплощаться как в общих, так и в конкретных правоотношениях. А это значит, что правом на самостоятельную защиту прав мы обладаем "потенциально", а не по факту. При наличии фактического нарушения (или угрозы такового) принадлежащего субъекту того или иного права самозащищаться можно и в конституционных, и в уголовных, и в гражданских правоотношениях и т.д.

Иными словами, конституционное право на самозащиту предполагает целый ряд активных действий граждан по выбору средств охраны и защиты своих прав в рамках закона: обращение в уполномоченные органы власти; получение информации о действиях, нарушающих права и свободы, объединение в целях защиты своих прав и т.д. При осуществлении права на самозащиту ее способы не должны выходить за пределы нормативных предписаний (в том числе и моральных), хотя они и были направлены на защиту действительного права, но тем не менее относятся к самоуправству .

Учитывая, что юридические возможности должны гарантироваться нормами права, то право на самозащиту представляет собой конституционный правовой институт, где нормы конституции – это юридическая база для развития и совершенствования законодательства.

Конституционное право граждан на самозащиту, помимо позитивного понимания права, также может рассматриваться и в качестве субъективного права.

В целом, субъективное право характеризуется как конкретная возможность и действительная мера, "не только мера дозволенного поведения, но и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц" . Н. В. Витрук указывает на субъективное право личности как на социально обусловленную и гарантированную меру возможного поведения, которая определена нормами объективного права (конституцией, законами), в целях пользования материальными, духовными и личными благами, ценностями для удовлетворения собственных потребностей и интересов .

В общей теории права в содержание субъективного права включают такие правомочия лица, как право выбирать возможное поведение (совершать определенные действия или, наоборот, воздерживаться от действия и пользоваться социальным благом; требовать соответствующего поведения от других лиц; обратиться за содействием к государству . Думается, что это в полной мере можно отнести и к содержанию конституционного права на самозащиту. Субъективность обусловлена тем, что право граждан на самозащиту, как и другие права, закреплено в Конституции, федеральных законах и характеризует гражданина в качестве субъекта права. В этом проявляется одна из его важнейших особенностей. В юридической литературе в последнее время признается не только право на самозащиту, но и утверждается система прав, элементами которой являются: право на необходимую оборону; права, сопряженные с ситуацией крайней необходимости; право на самозащиту права; право на молчание; право на ложь и т.д.

Таким образом, многоаспектность конституционного права на самозащиту формирует следующее его содержание:

1. Конституция хотя и не содержит понятия "право на самозащиту", но наука конституционного права использует его как соответствующее содержанию ч. 2 ст. 45 Конституции, которая признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При этом основными в структуре права на самозащиту считаются следующие правомочия:

  • – беспрепятственно осуществлять любую разрешенную или допускаемую государством правомерную деятельность по самозащите нарушенных прав, свобод;
  • – требовать от всех других лиц прекращения актов поведения, препятствующих правомерной деятельности субъекта;
  • – обращаться в уполномоченные органы власти в случае создания препятствий;
  • – пользоваться "иммунитетом неприкосновенности" на самостоятельную правозащитную деятельность, не превышающую установленных законом пределов.
  • 2. Право на самозащиту не только обеспечивает реализацию других прав, но и само гарантируется и охраняется государством.
  • 3. Право на самозащиту взаимосвязано с другими конституционными правами тем, что, во-первых, является средством, обеспечивающим их реализацию; во-вторых, само право на самозащиту осуществляется посредством реализации других конституционных прав и свобод.
  • 4. Конституционные нормы являются определяющими и диктуют, в каком направлении следует развиваться законодательству других отраслей (конституционное право граждан на самозащиту особо влияет на гражданское, уголовное, административное, трудовое законодательство).

Итак, право на самозащиту – это субъективное право, состоящее из комплекса конституционных и отраслевых прав, законодательно предоставленных личности в целях защиты собственных прав и законных интересов, от незаконных решений и действий (бездействия) со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, а также незаконных действий других физических и юридических лиц.

В случае нарушения конституционных прав и свобод, вне зависимости от того, какие они (личные, политические, экономические, социальные или культурные), каждый гражданин имеет право прибегнуть к самостоятельной их защите любыми способами, не запрещенными законом. В таком случае право на самозащиту становится условием их реализации, и ценно не только само по себе, а как условие достижения благ, предоставленных другими правами и свободами. Следует также отметить, что для того чтобы гражданин активно проявлял себя для защиты своих прав и свобод, недостаточно просто законодательно закрепить данную возможность. Необходимо разработать систему действий рекомендательного характера, которую лицо могло бы использовать при возникновении соответствующей ситуации. В настоящее время в российском законодательстве не содержится четкого рекомендательного механизма реализации права. Отсутствие данной регламентации снижает эффективность реализации права па самозащиту.

  • Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 136.
  • Новак Д. В. Институт самозащиты в гражданском праве России досоветского периода // Журнал российского нрава. 2003. № 2. С. 143.
  • Микшис Д. В. Самозащита в гражданском праве России: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 13.

Разнообразие общественных отношений, возникающих в различных жизненных ситуациях, и «способность человека разумно реагировать на происходящее» обусловливают тот факт, что самозащита имеет достаточно многообразные способы ее реализации.

В Конституции Российской Федерации приоритет прав и свобод человека и гражданина закреплен в качестве основы конституционного строя (ст. 2).

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории государства, заинтересованы в обладании статусом гражданина, и только государство, утвердившееся на основе принципов признания права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

  • судебная защита, под которой следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федерации (федеральный, конституционный (уставный), мировой судья);
  • защита в административном порядке, которая заключается в возможности более быстрого разрешения споров, поиска компромисса, устраивающего стороны спора (естественно, в рамках закона) без длительной судебной процедуры, создания юридической практики по разрешению споров в определенной сфере;
  • защита Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в регионах. Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации. Основными функциями Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации являются: сбор, изучение и анализ информации и материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина; составление общих ежегодных и специальных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направление их Президенту РФ; подготовка для Президента РФ предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; участие в подготовке соответствующих законопроектов; рассмотрение обращений лиц, содержащих информацию о фактах систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина, и ряд других функций. В п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» особо оговорено, что «должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;
  • прокурорская защита, под которой понимается деятельность прокуратуры Российской Федерации по применению способов защиты в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При этом прокурорская форма защиты субъективного права носит самостоятельный характер, поскольку в силу действующего законодательства прокуратура занимает особое место в государственном механизме и не может быть отнесена ни к одной из ветвей власти. В настоящее время в законодательство о прокуратуре внесены ряд изменений правозащитного характера;
  • самозащита человеком своих прав и свобод без обращения к юрисдикционным органам;
  • международно-правовой механизм защиты (Европейский суд по правам человека, Комиссии по правам человека ООН, Верховного комиссара по правам человека, деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе СБСЕ/ОБСЕ).

Формы и способы реализации права на самозащиту, закрепленного ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, как конкретизированы в уголовном, административном, гражданском, трудовом и ином законодательстве, так и могут определяться самим субъектом самозащиты.

Действующее законодательство устанавливает такие способы самозащиты, как: право на необходимую оборону; действия в состоянии крайней необходимости; самозащита гражданских прав, самозащита работниками трудовых прав; право на забастовку, проведения собраний митингов, пикетирований, шествий; право на применение оружия; право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Для систематизации и выявления правовых критериев реализации права на самозащиту представляется необходимым классифицировать способы самозащиты по различным основаниям.

Во-первых, по субъектам осуществления права на самозащиту можно выделить общие и специальные субъекты. К общим субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, и лица без гражданства, обладающие этим правом с момента рождения. К специальным субъектам относятся государственные и муниципальные служащие, иные должностные лица, которые в связи с возложенными полномочиями или особенностями службы приобретают дополнительные основания для самозащиты, предусмотренные законодательством.

К числу специальных субъектов относятся, например, сотрудники милиции, органов ФСБ РФ, уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, федеральной службы Государственной охраны РФ, охранники, которые в пределах установленных законом полномочий выполняют действия по отражению нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан (должностных лиц), отражению группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений и иные объекты; задержание лиц, совершивших преступления и иные правонарушения; освобождение насильственно удерживаемых лиц. захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков, пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, учреждений уголовно-исполнительной системы, обезвреживание животных, непосредственно угрожающих жизни и здоровью людей, и т.п. Согласно ст. 16 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» сотрудник таможенного органа имеет право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В качестве специальных средств должностные лица таможенных органов используют в установленных законом случаях специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта и другие. Должностные лица таможенных органов РФ имеют право применять данные специальные средства в случаях:

  • отражения нападения на работников таможенных органов или других лиц;
  • отражения нападения на объекты и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также освобождения названных объектов при их захвате;
  • задержания правонарушителя, его сопровождения в служебное помещение таможенного органа, если это лицо оказывает неповиновение, сопротивление и какое-либо его противодействие может причинить вред окружающим или самому правонарушителю;
  • пресечения оказываемого сотруднику таможенного органа физического сопротивления, пресечения попытки завладения оружием сотрудников таможенных органов;
  • освобождения заложников из числа сотрудников таможенных органов и их близких, пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих режим зоны таможенного контроля;
  • пресечения попыток побега задержанных лиц, а также их насильственного освобождения;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не остановился но требованию сотрудника таможенного органа;
  • в других случаях умышленного сопротивления осуществлению возложенных на сотрудника таможенного органа обязанностей.

В каждом случае выполнения указанных функций, а также в случае нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью должностных лиц, они оказываются в состоянии необходимой обороны и вправе применять физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы и рукопашного боя), специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы, бронемашины и др.), огнестрельное оружие и боевую технику.

Причинение вреда в результате применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники является правомерным, если не были нарушены правила применения указанных средств, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Вместе с тем закон содержит ограничения для применения специальных средств и оружия должностными лицами, в том числе и в состоянии необходимой обороны, в отношении определенного круга лиц. Так, запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера.

Имеющим теоретическое и практическое значение является вопрос о субъекте самозащиты прав, которым может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Так. А.П. Сергеев признает право на самозащиту не только за гражданином, но и за организацией 1 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1999. С. 284. . То есть самостоятельные действия по защите своих прав и законных интересов без обращения к государственным и иным компетентным органам присущи и юридическому лицу. Представляется, что с этим можно согласиться, так как на практике встречаются случаи нарушения интересов и юридических лиц, и иных коллективных субъектов без прав юридического лица. В этой связи признание за ними права на самозащиту нарушенных прав и интересов представляется обоснованным.

Во-вторых, в зависимости от количества субъектов, осуществляющих право на самозащиту, различаются индивидуальная и коллективная самозащита. Индивидуальная самозащита, как правило, осуществляется одним лицом без объединения с другими лицами. К средствам индивидуальной самозащиты можно отнести: необходимую оборону; действия в состоянии крайней необходимости; непосредственное отражение нападения либо угрозы такого нападения; применение оружия; обращение в средства массовой информации; отказ от выполнения обязанностей по трудовому договору, противоречащих трудовому и иному законодательству либо не оговоренных трудовым договором; удержание вещи в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора или соглашения; принятие мер по охране своего имущества.

Коллективная самозащита осуществляется группой лиц, объединившихся для более эффективной защиты своих прав и законных интересов. К такому способу самозащиты можно отнести: проведение собраний, демонстраций, митингов, пикетирований, шествий, объявление забастовки, проведение акций протестов, неповиновение органам власти и управления, коллективные обращения граждан, массовые перекрытия путей сообщения.

В-третьих, в зависимости от характера реализации в сферах жизнедеятельности общества различается самозащита гражданских (личных), политических, социально-экономических, культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина.

Самозащита гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина, к которым относятся право на жизнь и достоинство личности, свободу слова и выбора местожительства, право на личную неприкосновенность, право на охрану частной жизни, право неприкосновенность жилища, охрану брака и семьи, может осуществляться в виде необходимой обороны и крайней необходимости и др. Объектом самозащиты выступают жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация человека и гражданина, жилище, а также иные личные неимущественные права.

В политических правах и свободах человека и гражданина самозащита осуществляется посредством проведения митингов, собраний, пикетирований, шествий, права на индивидуальные и коллективные обращения, права на проведение акций протестов, неповиновения властям в случаях злоупотребления последними своими полномочиями либо бездействия должностных лиц. Бездействие власти как форма должностного преступления проявляется в неисполнении юридических обязанностей, неупотреблении должностным лицом средств предотвращения злоупотреблений, в нарушение законов государства.

Самозащита социально-экономических прав и свобод человека и гражданина может осуществляться путем проведения забастовок, отказа работника от выполнения трудовых обязанностей, права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, права на объединение, создания профессиональных союзов, а также путем необходимой обороны и действий в состоянии крайней необходимости в случае посягательств на имущество.

Самозащита культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина может осуществляться путем обращения в средства массовой информации, права на объединение в общественные и религиозные организации, права на достоверную информацию, права на обращение к должностным лицам.

В-четвертых, классификация может быть проведена в зависимости от характера действий лица, направленных на осуществление самозащиты и устранение нарушений права на действия активно-оборонительного характера и действия превентивного характера.

В-пятых, в зависимости от способа регламентации самозащита устанавливается в нормах гражданского, уголовного, административного. трудового и иных нормах отраслевого законодательства.

Гак, например, в гражданском праве самозащита права получила непосредственное закрепление в норме гражданского законодательства. Согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Кроме того, ГК РФ закрепляет право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости (ст. 1066, 1067).

Уголовное право Российской Федерации признает за гражданином право на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ) и действия в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств. Лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие, и закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным.

В административном праве закреплен институт крайней необходимости. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Трудовой кодекс РФ содержит главу, посвященную самозащите работниками трудовых прав (гл. 59). Согласно ст. 379, в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.

Возможность самозащиты работником трудовых прав, прямо предусмотренная главой Трудового кодекса Российской Федерации, - новелла в российском законодательстве о груде. Новым является сам термин «самозащита», поскольку некоторые формы такой самостоятельной защиты предусматривались в трудовом законодательстве и ранее. Так, ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны груда в Российской Федерации» предусматривается право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности. Самозащита работником своих трудовых прав предполагает «самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или с обращением в органы, уполномоченные на рассмотрение индивидуальных трудовых споров, либо в надзорные органы. При этом общим условием применения самозащиты является наличие нарушения права или возможности его нарушения, а также соответствие применяемых мер самозащиты характеру и содержанию нарушения» 2 Саликова Н.М. О самозащите права работника на своевременную выплату заработной платы // Современное право. 7. 2003; Ершова Е., Попонов Ю. Приостановка работы: порядок и оплата // ЭЖ-Юрист. 2004. № 27. С. 45. .

В ст. 379 ТК РФ самозащита предусматривается в виде отказа работника от выполнения трудовых обязанностей. На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством. Прежде всего, это сохранение заработка - такая гарантия предусмотрена в ст. 220 ТК РФ, она действует в связи с отказом работника от выполнения работ в случае возникновения опасности его жизни и здоровью. При невозможности предоставить работнику другую работу работодатель обязан оплатить такой «простой» по правилам ст. 157 ТК РФ, т.е. в размере не менее двух третей средней заработной платы.

Однако право на самозащиту имеет ограничение в Трудовом кодексе РФ, в связи с чем установлен перечень работ, приостановка которых не допускается. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности населения, общества и государства.

Отдельные способы самозащиты регламентируются и иными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ, Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. Ni> 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и т.д.

Конституция предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Осуществление общественными объединениями коллективной самозащиты является весьма эффективным способом защиты прав и свобод человека и гражданина. Право обращаться к общественным объединениям за правовой защитой закрепляется в уставе объединения. Применительно к профсоюзам это право установлено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 11 Закона предусмотрено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов но вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов работников - независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Это особая форма коллективной самозащиты нарушенных прав.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, Центр содействия реформе уголовного правосудия и др.

Эти организации, представляющие элементы гражданского общества, оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также на государственную политику в этой сфере.

В литературе выделяются такие способы самозащиты, как «право на ложь» и «право на молчание» 3 См.: Куссмауль Р. Право на ложь и право на молчание как элементы права на защиту // Российская юстиция. 2003. №2. С. 34. (ст. 51 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 51 Конституции РФ гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, закрепляющим за каждым человеком право на молчание в отношении себя и своих близких родственников, т.е. свидетельский иммунитет. Отмечается, что эта норма является не столько процессуальной, сколько материальной. Хотя Конституция закрепляет это право за каждым, но на практике круг лиц, пользующихся этим правом, ограничен. Вместе с тем отмечается, что «эту норму следует разъяснять гораздо более широкому кругу лиц» 4 Мархгейм М.В. Конституционный импульс развития института самозащиты в Российской Федерации // Научная жизнь Кавказа. 2004. № 1. С. 150. . Так, судебно-следственные работники разъясняют эту норму чаще всего только обвиняемым, подозреваемым, подсудимым, их родственникам - свидетелям, но не разъясняют ее другим свидетелям, потерпевшим, гражданским истцам и ответчикам, сторонам в гражданских делах, тем самым делая их показания и объяснения потенциально недопустимыми. Во избежание таких последствий необходимо всем допрашиваемым по уголовному делу лицам разъяснять ст. 51 Конституции РФ.

Многие практические работники высказываются за необходимость привлечения к уголовной ответственности обвиняемого за заведомо ложный донос в случае не подтвердившегося сообщения им как о совершении преступления другим лицом, так и о применении к нему незаконных методов расследования преступления 5 См.: Нафиев С., Васин А. Право на защиту не беспредельно // Законность. 1999. № 4. С. 54. .

Таким образом, ст. 51 Конституции РФ предоставляет любому физическому лицу право отказаться от предоставления любой информации о самом себе и своих близких родственниках кому бы то ни было и в какой бы то ни было форме, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом. Следует признать обоснованным выделение свидетельского иммунитета в качестве способа самозащиты личных прав и свобод, поскольку он освобождает лицо от обязанности сообщать о себе сведения, затрагивающие его и его родных и близких личные права, свободы и интересы.

В первой поправке к Конституции США закреплено, что «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле». Данный способ, присущий американскому праву, означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права.

Законодательство зарубежных стран наряду с рассмотренными закрепляет иные способы самозащиты. Например, в Великобритании каждый человек может прийти в Гайд-парк столицы и изложить свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан законодательно ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т.д.).

Праву на объединения в союзы и ассоциации посвящены статьи ряда современных конституций, например, Италии (ст. 39), Греции (ст. 23), Испании (ч. 2 ст. 37) и др. В некоторых случаях требуется, чтобы внутренняя организация партии или общественного объединения была построена по демократическим принципам. Государство требует, чтобы демократия была не только в рамках государства, но и внутри тех организаций, которые создаются в этом государстве. Подразумевается необходимость выборности руководящих органов, их периодическая отчетность, открытость документов.

Классическая конституционная формулировка, предусматривающая право граждан на собрание, записана в первой поправке к Конституции США: право народа мирно собираться. Аналогичные правила закреплены во множестве других конституций, например: «Граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Для собрания, включая места, открытые для публики, предварительного уведомления не требуется» (ст. 17 Конституции Итальянской Республики); «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без уведомления или разрешения» (ст. 8 Основного закона ФРГ).

Многие современные конституции зарубежных стран декларируют право на забастовку. Например, ст. 40 Конституции Итальянской Республики гласит: «Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право»; п. 2 ст. 32 Конституции Греческой Республики: «Забастовка является правом». Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бастующих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.).

Исследование различных конституционно и законодательно установленных способов самозащиты позволяет классифицировать их по различным основаниям, раскрывающим их особенности. Конституционное право на самозащиту может классифицироваться по субъекту его осуществления, в том числе допускается самозащита юридических лиц. В зависимости от количества лиц, осуществляющих право на самозащиту, выделяется индивидуальная и коллективная самозащита. В зависимости от характера реализации в сферах жизнедеятельности общества можно выделить самозащиту гражданских (личных), политических, социально-экономических, культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина. По характеру действий определяется самозащита активно-оборонительного и превентивного характера. Способ регламентации в отраслевом законодательстве позволяет выделить самозащиту, которая реализуется в нормах гражданского, уголовного, административного, трудового и иного законодательства Российской Федерации.

Личность, согласно п. 2 ст. 45 Конституции России, вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свободы; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46 Конституции Российской Федерации). Кстати, говоря о последнем случае, у россиян появляются новые возможности в связи с подписанием Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»1. Присоединение России к фундаментальному общеевропейскому акту, обеспечивающему защиту прав и основных свобод личности, призвано стать основополагающим механизмом укрепления правовой государственности и налагает серьезнейшие обязательства на главу государства и все ветви государственной власти. Принимая во внимание очевидное несовершенство все еще

действующих, но весьма отстающих от требований времени и международных стандартов норм российского уголовно-процессуального законодательства, именно на него и сделаны ссылки, связанные с основной частью оговорок к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями и дополнениями к ней, подписанными от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 г.2. Причем срок

действия этих оговорок ограничен периодом, требуемым для внесения в законодательство России соответствующих изменений и дополнений. Важно отметить, что, согласно Федеральному закону «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. № 54, Российская Федерация в соответствии со ст. 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они явля ются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской ФедерацииЗ. Наряду с этим и в соответствии со ст. 46 Конвенции Российская Федерация признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении нашего государства4 .

Следует учитывать и то, что Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, созданные вышеуказанной Конвенцией, могут при определенных обстоятельствах (условиях) рассматривать так называемые индивидуальные случаи, т. е. дела, связанные с предполагаемыми нарушениями определенных прав конкретных лиц5.

На наш взгляд, трудно переоценить значение ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод вместе с ее Протоколами для реализации принципа правовой самозащиты личности.

5 Подробнее см.: Черниненко СВ. Субъективные границы международного права //

Советский ежегодник международного права. 1985. - М.: Наука, 1986. С. ИЗ.

Для более обстоятельного рассмотрения правомочий граждан по самостоятельной

защите ими своих прав и свобод, а также соответствующих этому процедур

целесообразно, мы полагаем, осуществить их классификацию с выделением трех

Первый вид носит общий характер, что означает правовую самозащиту как часть

коллективной юридической самозащиты. Это может быть коллектив большей или

меньшей численности. Например, когда речь идет о праве граждан и их групп на

индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных

Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4

ст. 37 Конституции России).

Второй вид правомочий можно назвать смешанным, так как в его осуществлении

участвуют как отдельно взятая личность, так и коллектив.

К третьей разновидности самозащитных правомочий относятся те из них, которые в

подавляющем большинстве случаев осуществляются в индивидуальном порядке.

Например, подача в суд искового заявления физического лица. Это можно

проиллюстрировать конституционной нормой о праве каждого на возмещение

государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)

органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции). Не

менее наглядно это видно из содержания п. 3 ст. 50 Конституции Российской

Федерации, устанавливающего право каждого осужденного за преступление на

пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном Федеральным

законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Целый ряд правомочий граждан по их самозащите все еще не урегулирован в их

процессуальном осуществлении. Таковы, например, реальные процессы индивидуальных

и коллективных акций протеста против невыплаты заработной платы, голодовки, иные

акты гражданского неповиновения, чреватые противоправными поступками и

социально-конфликтными ситуациями.

Обратим внимание на то, что юридический механизм за-t щиты прав и свобод граждан

действует в определенных политических, социально-психологических условиях, которые могут как снижать эффективность провозглашенных правовых институтов, так и усиливать их действие. Однако даже самые совершенные юридические механизмы и процедуры бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, упадка экономики, потери ценностных ориентиров и моральной деградации, национальной и социальной конфронтации. Устранение этих негативных факторов поможет создать условия, обеспечивающие эффективную реализацию института правовой самозащиты личности. Центральное место в конституционном механизме реализации прав граждан занимает принцип непосредственного действия Конституции и, в частности, закрепленных в ней прав и свобод человека в сочетании с институтами судебной власти. Непосредственное действие прав и свобод может быть реально обеспечено только судом. Будучи изначально незаинтересованным, компетентным, объективным органом, суд гарантирует соблюдение прав и законных интересов граждан в их взаимоотношениях с властью. Тем самым благодаря суду уравновешивается фактическое неравенство между мощной государственной машиной и «маленьким человеком». Суд отлично приспособлен для механизма снятия общественных противоречий, ослабления противоречий, ослабления напряженности в обществе. Таким образом, в достаточно большом арсенале средств, призванных обеспечивать защиту прав человека и гражданина, центральное место занимает защита по суду. Общеизвестно, что защита нарушенных прав человека судом наиболее эффективна и цивилизованна. Однако до недавнего времени в России право граждан на защиту в суде было существенно ограничено. Достаточно сказать, что судебная защита политических прав (свобода слова, собраний; получение информации; право быть избранным в органы власти и т. д.) вообще не допускаласьб.

В последнее время последовательно принимаются акты, расширяющие права граждан на судебную защиту. Расширение сферы деятельности суда в защите прав и свобод человека -

* Доклад о соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 год //Российская газета, 1994. 25 августа.

процесс, безусловно, необходимый и прогрессивный и тем не менее породивший многие проблемы юридического характера. На первое место, пожалуй, следует поставить проблему применения норм материального права. Сегодня действует достаточно много нормативных актов, касающихся самых разных прав человека и противоречащих друг другу, что вызывает большие сложности у судов в их применении. Поэтому возникает необходимость в глубоком изучении и правильном применении судьями достаточно широкого массива законодательных актов, которые они раньше не применяли. Ведь расширение прав личности и возможностей их судебной защиты возлагает на суд особую ответственность и значительно усиливает его значение в обществе и государстве.

Для более полного представления о праве граждан на судебную защиту рассмотрим в общих чертах, как развивалось законодательство в этом направлении. Законы, обеспечивающие это право, можно условно разделить на:

Предоставляющие право на судебную защиту в обшей форме, т. е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям;

Устанавливающие право граждан на судебную защиту в частных случаях, т. е. на защиту конкретных прав, защиту от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц.

Поскольку в настоящее время накоплен достаточно большой массив правовых актов в данной области, необходимо упомянуть в качестве примера лишь некоторые из них, имевшие или имеющие особо важное значение.

Исключительно важным юридическим актом в области защиты прав человека явилось принятие 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР «Декларации прав и свобод человека»7, которая применялась судами в качестве законодательного акта с

Верховный Совет РСФСР принял свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая законодательным актом прямого действия не являлась, но послужила юридической

7 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991.

основой для приведения в соответствие с ней российское законодательство. Наиболее важными считаются положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующие судебную защиту прав и свобод. Значение их тем более высоко, что право обращения в суд должно рассматриваться не как одно из прав человека и гражданина, перечисленное в общем ряду, а как гарантия всех прав и свобод. Существует множество норм, устанавливающих право на судебную защиту конкретных прав (ст. 31, 32 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», ст. 28, 29, 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»8, ст. 7, 15, 22,

23 Закона РФ «О государственной тайне»9 и т. д.). Необходимо только подчеркнуть,

что отсутствие специальной нормы о судебной защите какого-либо определенного

права гражданина не лишает его возможности обратиться в суд - в этом случае

должны непосредственно применяться конституционные нормы, гарантирующие гражданам судебную защиту. Решить многие проблемы в реализации этих норм был призван принятый 27 апреля 1993 г. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с ним суды рассматривают жалобы на любые действия (решение), нарушающие права и свободы граждан, кроме двух случаев: во-первых, действий (решений), в отношении которых установлена исключительность компетенции Конституционного суда, и, во-вторых, действий (решений), в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, судебная проверка законности и обоснованности ареста или гражданские дела, рассматриваемые в исковом производстве), но само право, как отмечено выше, гарантируется Конституцией.

По всей видимости, дальнейшее совершенствование механизмов судебной защиты прав граждан будет связано с приведением в соответствие с конституционными нормами о правах личности отраслевых законодательств, некоторые принципы которых противоречат конституционным предписаниям.

Любой гражданин имеет нераздельное право на защиту своей жизни, свободы, здоровья и других аспектов жизнедеятельности.

Реализовывать защиту своих прав возможно любыми способами, не нарушающими закон. При этом стоит знать несколько важных моментов, которые помогут при обращении за законным оспариванием действий по нарушению прав и интересов.

Как защитить права человека?

Права человека и его свобода гарантируются законами демократических государств, в обязанность которых входит их признание, последующее соблюдение и защита. Действуя в рамках правопорядка, любой человек может отстаивать свои права. Рассмотрим основные виды и формы защиты.

Как защитить свои права. Доктор исторических наук Щербинин П.П.

Административные способы защиты.
Административная форма защиты предполагает право гражданина обратиться с жалобой на деятельность должностного лица или конкретного государственного органа в вышестоящие инстанции. Если причиной нарушения человеческих прав была неграмотность чиновника, то его руководитель может отменить принятое им решение.

К данной форме защиты относится контроль прокуратуры за законным выполнением своих обязанностей исполнительной властью. Прокурорский надзор – это эффективный способ защиты прав граждан от любых нарушений существующей власти. Работники прокуратуры обязаны принимать меры и осуществлять ревизии, связанные с заявлениями жалующихся.


Судебная форма защиты. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту, в которую входит охрана от покушения на жизнь и составляющие здоровья, личную свободу, имущество достоинство и честь. Перед решением пойти в суд, стоит обратиться к адвокату . В России существует три ветви судовой системы:

Как защитить свои права в суде?

1. Конституционные суды;
2. Городские и суды субъектов РФ;
3. Арбитражные: суды субъектов РФ, федеральные, высшие.


Средства судебной защиты:

Претензии. Относятся к досудебным средствам защиты и являются юридическим уведомительным поступком.

Иски. В юридической литературе называются универсальными судебными средствами защиты. Имеют две составляющие: процессуально-правовую и материально-правовую. С помощью иска можно защитить права при увольнении , права собственности, право потребителя и многое другое.

Различные представления, акты жалоб и заявлений.

Как еще можно защитить права человека?

Граждане России могут рассчитывать на помощь таких организаций:

Институт Уполномоченного по правам человека. Был создан в 1993 году. Основная деятельность – отстаивание прав граждан, в первую очередь, при отношениях с государством.

Комиссия по правам человека при Президенте. Комиссия занимается подготовкой указов, распоряжений и обращений Президента по вопросам защиты прав граждан, вносит предложения по улучшению данной системы, регулирует вопросы, участвует в подготовке международных договоров, обеспечивающих защиту прав.