Какое право было до римского. Римское частное право - краткое изложение

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ():
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда - миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж.. есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.


В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ():
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции , которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:

То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис . Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos , “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик, с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г . «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

В различных трудах ученых, понятие «источники римского права» , трактуются в разных значения:
Источник – материальные политические, исторические, экономические условия жизни.
Источник – документ, памятник права.
Источник – форма реализации права.

Обычай
Самый древний источник права, обычное право не фиксируется, основано не на прямом предписании государства, а на его длительном применении.

Законы 12 таблиц
451г – Эра законов. Смысл законов 12 таблиц: носят не казуистический, а общий характер. Носят светский, а не сакральный характер. В них предусмотрен порядок судопроизводства, есть нормы гражданского, уголовного права.

Эдикты Магистратов
Указы о разных сторонах жизни, решения народных собраний, издавались преторами.

Деятельность юристов
Для практики юристов стали характерны три глагола: отвечать, вести дело -подписывать, редактирование – руководство. Постепенно появляется толкование цивильного права – дегесты. Появляются учебники – институции – сборники правил, появляются сентенции Павла – наставления, поучения. Появляются сборники казусов, юридические школы: Собинианская, Прокулианская, Бейрутская. К середине 2 века противоречия школ начинают сглаживаться. Один из споров, кому должна принадлежать вещь? Тому, кто ее изготовил или тому, из чьего материала она создана.

Юристы того времени различали действия совершенные вокруг закона и против закона. В период принципата некоторые юристы получили особые привилегии. Потому что решениями судов, которые они выносили, граждане Рима были недовольны. И тогда Валентиан Третий издал закон «О цитировании».

Основополагающими были труды пяти юристов:
1) Попиниана
2) Ульпиана
3) Павла
4) Модестина
5) Гая

Кроме того обязательными являлись мнения тех юристов, на которых ссылались эти пять юристов. Если мнения пятерки были различными по какому-то вопросу, то тогда брали мнение большинства из пяти. А при равенстве нужно было придерживать мнения той группы юристов, где был Попиниан. Кроме того признавалось, что всегда имели силу сентенции Павла. Стала ощущаться потребность систематизации права. Ее провели уже в Византийский период. В 528 году император Византии – Юстиниан издал указ о том, чтобы две части разрозненной империи обрели равное право. Была создана комиссия из 16 человек, которую возглавил известнейший юрист Трибиниан. В комиссии был 1 чиновник, 11 адвокатов, 4 профессора права из двух школ Константинопольской и Берутской: Теофил, Дарофей, Анатолий, Драфил. Цель – извлечь все лучшее, имевшее практическое значение. Трибиниан разделил комиссию на 3 части.

Первая часть начала заниматься трудами римских юристов по цивильному праву, вторая часть начала заниматься преторским правом, третья изучала дегесты Юстиниана казуистического характера. 533 году комиссия завершила работу - она издала дегесты Юстиниана, упорядочила их. (50 книг) Каждая книга распадается на титулы, титулы на фрагменты, фрагменты на параграфы.
Дальше создали кодекс Юстиниана – в него вошли институции (общие положения, комментарии) , новеллы (сборник законов, принятый самим Юстинианом) и.т.д. Кроме этого они рассмотрели все источники, которые исходили от императоров – конституции: декреты, мандаты, рескрипты. Все это получило название в 10 веке – Свод Римского Гражданского права.

более полная информация о

Многие ученые выделяют следующие этапы периодизации истории римского права:

1. Древнейший период - VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.

2. Классический период - середина III в. до н.э. - конец III в.

3. Постклассический период - IV - VI вв.

Развитие источников права

Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования: право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, право божественное.

Источники права древнейшего периода

Древнейшими источниками права в Риме были правовые обычаи. С борьбой патрициев и плебеев связывается принятие первых писаных римских законов - Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.). Для их составления была создана первоначально комиссия из 10 патрициев (децимвиров), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децимвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев. Она дополнила первоначальный текст еще двумя таблицами. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отдельно от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, которые принимались народным собранием.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената, а в исключительных случаях - и постановления магистратов.

Толкование законов вплоть до конца IV в. оставалось привилегией понтификов.

Источники права в классический период

В этот период по-прежнему важную роль играли законы, но наиболее характерным источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: преторское право и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (тройная) система источников права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. Созданное преторами перегринов «право народов» было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Их правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императора. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Эдикт не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил упорядочить преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.).

Составленный Юлианом эдикт был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта». Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, и они стали выступать в качестве закона.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1. Эдикты - общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора. Но уже со II в. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3. Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юрисдикция.

4. Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, в ряде случаев содержавшие также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику феодальных монархий.

Роль римских юристов в развитии права

Исключительно важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие - для практического использования. Важное место среди этих работ имели институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (середина II в.). Они состояли из четырех книг: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках.

Книга первая. О личных правах - о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм, т.е. об источниках права.

Книга вторая. О вещах - вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человеческих и божеских.

Книга третья. Об обязательствах - наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах, имущественных, из оскорбления чести.

Книга четвертая. Об исках - история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

По отзыву известного романиста ІХ - X вв. Дернбурга, Институции Гая представляют собой труд, единственный из той самой «цветущей эпохи классической юриспруденции». Этот труд осветил своим светом тот туман, который до него окутывал историю древнего права.

Однако даже наиболее блестящие юристы этого времени не были теоретиками, а являлись прежде всего практиками, которые стремились с помощью логических приемов решать сложные правовые вопросы.

Источники права постклассического периода

В период домината римское право претерпело некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохранились в прежнем виде. Все больший удельный вес стало приобретать законодательство императоров.

Сократилось число классических юристов, труды и мнения которых попрежнему рассматривались в качестве источника права. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» с другой, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь с конца III были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438

г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528 - 534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссий под руководством юриста Трибониана явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Первой частью свода являются Институции Юстиниана, изданные в 533 году. Они состояли из четырех книг, распадающихся в свою очередь на титулы. Первая книга посвящена праву в целом и правовому положению лиц, вторая - вещам и вещному праву, третья - наследованию, договорам и обязательствам, четвертая - деликтам и искам.

Важнейшую по богатству использованного правового материала часть Свода Юстиниана составляют Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. При их составлении были использованы труды 39 юристов, около 1,5 тыс. произведений. Дигесты состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы, а затем на фрагменты с указанием авторов, где произведение использовано. Все цитируемые в них отрывки из произведений классических юристов получили силу закона. Дигесты стали наиболее известным и широко использованным источником римского права для последующих эпох.

Третий законодательный свод, составленный по указанию Юстиниана и под руководством Трибониана, получил название Кодекс Юстиниана. Он состоял из 12 книг. Каждая книга делилась на титулы, в пределах которых императорские конституции систематизировались в хронологическом порядке. Титулы в свою очередь были разделены на параграфы.

Кодекс Юстиниана подвел своеобразную черту под многовековым развитием права, представлял собой концентрированный итог всей его предшествующей истории.

Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535 - 555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Однако они не имели официального характера.

Римское право древнейшего периода Общая характеристика

До середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой в Риме было квиритское (цивильное) право. Оно отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества и в то же время отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в древнейшем римском праве регулировались имущественные отношения, и в первую очередь право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью.

Большое значение в квиритском праве играли безусловное соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс - над материальным правом. Со второй половины третьего века до н.э. консервативное по своей социальной роли квиритское, или цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

Манципация

В Древнем Риме большое внимание уделялось способом приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые и неманципируемые. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный рогатый скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, ко второму - все остальные вещи.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - особой сложной и торжественной процедуры. Манципация относилась к числу строго формальных обрядов, совершаемых посредством меди и весов. Она требовала приглашения пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу, где утверждал, что та или иная вещь принадлежит ему. Затем он ударял металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Сервитуты

Особым видом вещного права, возникшим в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью на землю и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. Они относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними из них были: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженные повозки, право отвести воду с участка соседа.

Обязательства из договоров

В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Внешняя оболочка, а не содержание определяли природу контракта. Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В древнейший период к религиозным клятвам относился и другой древнейший контракт - стипуляция. Формальный характер этого договора проявлялся в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершать такое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательственные отношения: заем, передача вещи в ссуду, на хранение и т.д. Исполнение обязательства по такому договору было строго ограничено лишь тем, что прямо упоминалось в вопросе и ответе.

В древнейший период, как свидетельствуют Законы XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из правонарушений (деликтов). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считалось нарушением общественного интереса, рассматривалось как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов в последующем стали рассматриваться как преступления.

Цивильному праву, как и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики.

В ряде Законов XII таблиц говорится о применении смертной казни. В зависимости от характера преступления она принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие. Сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно смертная казнь начала выходить из употребления и для римских граждан заменялась изгнанием и утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискация имущества, ограничения гражданского статуса, лишение права на погребение и т.д. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов и влекли за собой религиозное проклятие.

Брак и семья по Законам XII таблиц

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через ее главу.

Типичной формой брака был брак с властью мужа. Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом, имеющим самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своей прежней семьей. Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников. Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Легисакционный процесс

Подавляющее большинство судебных дел в древний период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. Особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стороны судебного производства: «ин юре» и «ин идицио».

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были являться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог поступить с ним как с неоплатным должником. Совокупность строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, назывались «легис акцио», поэтому и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело и обращался в пользу государства.

Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для его приведения в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

Римское право классического и постклассического периода Публичное и частное право

В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период произошло деление права на публичное и частное. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное право носило императивный характер. Оно включало в себя отношения власти - подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в условиях эксплуататорского общества всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенные правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Частное право в классический период получило более глубокую и тонкую разработку. Оно преодолело былой формализм и охватило широкий круг отношений, связанных с товарным производством.

Вещное право

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Римские юристы четко отличали вещные иски от личных, связанных с обязательственными отношениями.

Потребности имущественного оборота и расширение территории Римского

государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов собственности (кроме земли как основной формы собственности). Поскольку известная

предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества.

В связи с расширением границ римского государства, включением в него все новых провинций и роста числа иностранцев получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность и собственность перегринов.

Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, решающее значение как основной способ переуступки права собственности приобрела традиция. Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», т.е. законного основания.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность. В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Так, после десяти лет добросовестного и непрерывного владения это право признавалось даже за перегринами.

В этот же период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица.

С развитием преторского права получил окончательное оформление еще один самостоятельный вид вещевого права - институт владения, а также дальнейшее развитие такой вид вещного права, как право на чужие вещи.

Из греческого права в эту эпоху был позаимствован эмфитевзис - наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Держатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого им вещного права, которое могло даже переуступать третьим лицам.

В классический период получили развитие и залоговое право, а также развитие и разработку личные сервитуты, которые предусматривались обычно в завещаниях и представляли собой пожизненное право лица, в чью пользу устанавливался сервитут, пользоваться чужой вещью с правом получения от нее плодов или же без такового права.

Обязательственное право

Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения.

С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм и из односторонних превратились в основном в двусторонние.

Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты). Договоры могли заключаться устно или письменно, в том числе посредством переписки. В Институциях Гая договоры были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.

Вербальные договоры брали свое начало от древнейших договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.

Литеральные договоры представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами или же одним должником.

Реальные договоры помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. К реальным договорам относился прежде всего заем. В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось отдельное стипуляционное соглашение о выплате процентов.

Наиболее распространенными и наиболее формальными были консенсуальные договоры, которые получили признание позднее других групп договоров. Обязательство в этих договорах возникло в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи.

К консенсуальным договорам относился также договор найма, представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей предполагал предоставление во временное пользование и за плату какой-либо индивидуально-определенной вещи.

Договор найма рабочей силы, который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатой труда наемного работника, не получил большого развития в условиях рабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскому праву был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т.е. своеобразный подряд.

К консенсуальным контрактам относились также договор-поручения и договор товарищества. Последний заключался для совместного ведения какой-либо

определенной хозяйственной деятельности.

В классический период получили дальнейшее развитие и обязательства из правонарушений.

Брачно-семейное и наследственное право

Характерной чертой классической эпохи являлось прогрессирующее разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже во II в. н.э. практически не встречался, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влекло за собой автоматически возникновения власти мужа. Становилась распространенной новая форма брака без мужней власти. Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. Широкое распространение получил так называемый конкубинат - неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Для преодоления негативных явлений в сфере семейных отношений император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность.

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи.

Преторский эдикт изменил и форму завещания, которая уже не требовала использования сложной процедуры (с помощью «меди и весов»). Завещания, как правило, стали составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы.

Изменения форм гражданского процесса

С развитием преторского права на смену сложному и архаичному легисакционному процессу приходит формулярный процесс. Он утвердился со второй половины II в. до н.э. В нем значительно повысилась роль претора, возросло значение первой стадии судопроизводства («ин юре»), так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Создавая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частного права.

К концу классического периода, а особенно при доминате, все большее распространение получает экстраординарный процесс. При нем исчезает традиционное деление судопроизводства на две стадии: «ин юре»и «ин идицио». Магистрат, принимая дело к рассмотрению, ведет его с начала и до конца, т.е. до вынесения решения. Процесс перестает быть публичным, проводится в закрытых помещениях.

Вводится апелляция на вынесенные магистратом судебные решения. Лицо, подавшее апелляцию в высшую инстанцию, в случае повторного проигрыша дела уплачивало крупный штраф.

Уголовное право и процесс

Под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров произошли существенные изменения в уголовном праве Рима.

Характерной чертой развития уголовного права данного периода является то, что часть частных деликтов постепенно становились уголовно наказуемыми, включались в категорию преступлений. Так, кража по-прежнему считалась частным деликтом, но в ряде случаев (кража со взломом или насилием, кража на больших дорогах и т.д.) к традиционным штрафным мерам добавлялись и государственные наказания.

Появилось большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматривались как опасное посягательство на устои государства. В числе таких преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться «обиды», прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт.

Расширился также круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и др.

В императорском Риме произошло также резкое увеличение видов наказаний. Вновь была восстановлена смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появились новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы и т.д.

Характерной чертой уголовного права императорского периода становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы.

Представители высших сословий освобождались от принудительных работ, порки и т. п., которые заменялись ссылкой.

Уголовный процесс приобрел четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредоточивал в своих руках и обвинительные и судебные функции. суд происходил при закрытых дверях, обвиняемый лишался права на юридическую помощь и утрачивал другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. К лицам низших сословий стали применяться пытки. судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд. Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императора, что временно могло спасти от ареста.

Еще по теме Право Древнего Рима Основные этапы развития римского права:

  • Тема 7. Государство и право Древнего Рима в царский период и период республики
  • 7. Деятельность римских юристов: понятие и виды. Значение римской юриспруденции для формирования и развития римского права.
  • Материал из Юнциклопедии


    Римское право - система права, развивавшаяся в Риме, а позднее - в Римской империи в период между основанием города (753 до н. э.) и падением Восточной Римской империи {Византии) в 1453 г. н. э. В истории римского права ученые выделяют прежде всего античный (вплоть до падения Рима в 476 г. н. э.) и средневековый периоды; иногда к ним добавляют период от средневековья до наших дней, в течение которого нормы римского права хотя и не применялись, но оказали существенное влияние на современные системы права.

    В развитии античного римского права в свою очередь выделяют три основных этапа. В доклассический (от древнейших времен до конца 1 в. до н. э.) его нормы были рассчитаны на патриархально-натуральное хозяйство. В классический (1-3 вв. н. э.) оно было приспособлено к торговому обороту и денежному обращению. Особенность римского права послеклассического этапа (4-6 вв.) состояла в том, что его развитие определялось не столько разработкой новых правил и норм, сколько стремлением кодифицировать уже имеющиеся.

    Государственное устройство существенным образом влияло на содержание норм права. Так, в период монархии (753-510 до н. э.) они учитывали власть царей, советов старейшин и народных собраний. В период республики (510-31 до н. э.) они отражают различия в правовом положении римских граждан. Полноправными были только квириты. Латиняне, т. е. жители латинских колоний, были подданными Рима, но обладали меньшими правами по сравнению с квиритами. Чужестранцы (так называемые перегрины) первоначально не обладали реальными правами, но постепенно их статус был улучшен. Они пополнялись за счет граждан побежденных Римом государств, сдавшихся на милость победителя (несдавшиеся обращались в рабов). Их правовое положение регулировалось сложившейся постепенно особой правовой системой - «правом народов» (jus gentium). Лишь в период империи (31 до н. э. - 476 н. э.) правовое положение перегринов в отношении собственности и брака уравнялось с положением римских граждан, особенно после закона Каракаллы, объявлявшего всех подданных империи римскими гражданами; Перегринами стали считаться жившие в Риме иностранцы.

    Среди свободных жителей существовало деление на патрициев и плебеев (см. Древний Рим). Плебеи вели длительную (5-3 вв. до н. э.) борьбу с патрициями за право быть включенными в состав римского народа и за уравнение в правах с патрициями. Одним из результатов этой борьбы стало принятие Двенадцати таблиц (451-450 до н. э.). Таблицы содержали основные правила, регулировавшие совершение сделок с участием названных выше категорий лиц, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Эти правила были начертаны на деревянных и бронзовых таблицах, размещенных на центральной площади Рима - Форуме.

    Рассмотрение споров в позднереспубликанский период осуществлялось в две стадии. На первой (in jure) истец приходил к магистрату и излагал свое требование к ответчику в определенных словесных формулах. Ответчик был обязан ответить на эти требования признанием или отклонением их, также сформулированным в определенных выражениях. Магистрат принимал к сведению выраженные сторонами позиции и направлял дело на вторую стадию (in judicio). На этой стадии дело рассматривалось по существу судьей, т. е. лицом, выбранным по соглашению сторон из предложенного магистратом списка. Судья оценивал предоставленные сторонами доказательства и выносил обязательное для них решение.

    Толкование правовых норм осуществляли коллегии понтификов, т. е. жрецов, консультировавших как сенат, так и частных лиц по вопросам права (помимо толкования законов понтифики вели ежегодную запись важнейших событий, а также ведали составлением и исправлением календаря). Эти же коллегии создавали те словесные формулы, посредством которых истцы и ответчики излагали свои позиции. От собирательного названия этих формул - legis actiones - судебный процесс, ведшийся с их использованием, получил название легисакционного. Коллегии понтификов, таким образом, заложили основу судопроизводства в Древнем Риме.

    Несколько позднее, приблизительно с 250 г. до н. э., стал складываться слой профессиональных юристов (juris consulti, juris prudentes) из числа лиц, хорошо знавших законы и обычаи, способных толковать законы и давать юридические советы тем, кто в них нуждался. Некоторые из них писали книги по вопросам права; наибольшую известность приобретали те, кто посвящал свои труды преимущественно частному праву, т. е. договорам, обязательствам, собственности, наследованию, браку. Муций Сцевола, Марк Юний Брут и Манилий Манилий стали считаться основоположниками римского частного права.

    Высокопоставленные магистраты, и, прежде всего преторы, стали к этому времени делать при вступлении в должность особые заявления, эдикты, где они указывали, каким образом они будут осуществлять свои функции. Их преемники обычно воспроизводили содержание эдиктов своих предшественников, внося в них собственные дополнения или изменения. С течением времени совокупность таких эдиктов образовала особую систему правовых норм (edictum tralaticium), изменять их преторы уже не могли, но были вправе принимать самостоятельные решения по таким вопросам, которые не имели точной санкции в действующем праве либо не могли быть окончательно урегулированы однажды принятой нормой (обычно по вопросам о возмещении причиненного вреда). Относившиеся к таким случаям преторские решения образовали со временем новый свод юридических правил, известный как jus honorarium, а эдикты, в которых они содержались, стали таким же объектом толкования, как и традиционные нормы частного права. Первоначально претор по делам перегринов имел большую свободу в принятии таких решений, чем претор по делам римских граждан, но постепенно компетенции их сблизились до почти полного совпадения.

    Начиная примерно со 150 г. до н. э., т. е. с позднереспубликанского периода Римской империи, действующее право существенно изменяется. Так, для заключения брака становится достаточно простого согласия, вводится свобода развода. Для установления опеки стало достаточно завещательного распоряжения либо указания претора; распространилось наследование по завещанию, бурно развивалось договорное право. На смену легисакционному пришел формулярный судебный процесс; в ходе его претор уже не был сторонним наблюдателем, а давал правовую квалификацию спора. Символические ритуалы и религиозная обрядность утрачивают правовое значение; разрешение споров, толкование правовых норм приобретают в этот период светский характер, а их исполнение обеспечивается государственным принуждением.

    Широкое развитие товарных отношений приводит к постепенному отмиранию ранее сохранявшихся различий в правовом статусе граждан, перегринов и чужеземцев. Римское право начинает действовать на огромных пространствах государства как регулятор общественных отношений, участники которых состоят из товаропроизводителей. В конце республики и в период ранней империи (начавшийся после принятия Октавианом титула Августа в 27 г. до н. э.) оно приобрело высокий уровень юридической техники, лаконичную обоснованность решений. Его рациональной основой стало учение о естественном праве (jus naturale). Согласно этому праву, правомерным признавалось лишь то, что соответствовало естественному разуму, принципам нравственности и справедливости, общим и обязательным в жизни народов, руководствовавшихся принципами «доброй совести» (bona fidae). Многие вытекающие из этого учения положения (например, о том, что все люди равны и рождаются свободными, о равенстве граждан перед законом) отражались в книгах известнейших римских юристов - Павла, Ульпиана, Гая, Папиниана, Мар-циана и других, хотя эти положения и противоречили многим реалиям тогдашнего Рима - рабству, произволу гражданских и военных чиновников, императорской власти и социальному неравноправию в целом. Тем не менее именно работам этих и других авторов римское право обязано сохраняющейся за ним на протяжении многих столетий репутацией самой совершенной из всех известных форм права, имеющей в основе частную собственность. «Писаным разумом» (ratio scripta) называли впоследствии римское частное право за чеканность и глубину его формулировок, многие из них стали крылатыми выражениями: «Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее» (Ульпиан).

    Император Юстиниан свел воедино все римское право, систематизировав правовые тексты, устранив из них отжившие нормы и придав единообразие действующим. Специальная комиссия юристов во главе с Трибонианом отобрала из 3 млн. строк книжного текста (это объем свыше 2 тыс. книг 39 римских авторов) 150 тыс. строк, представлявших собой извлечения из суждений наиболее авторитетных юристов Рима. Совокупность этих извлечений была разбита на 50 разделов - книг. Каждая из книг подразделялась на титулы. Титулы именовались согласно тематике содержащихся в них параграфов («О предъявлении исков», «Об обещании заплатить деньги», «Об отчуждении залогов и ипотек» и др.); книги собственных наименований не получили. Весь сборник, получивший название Дигесты или Пандекты, был издан в 533 г. Он стал составной частью еще более крупного собрания норм римского права - Свода римского гражданского права (Corpus juris Civilis), работа над составлением которого завершилась в 565 г. Свод состоял из четырех частей: кодекса Юстиниана, заключавшего в себе хронологически расположенные императорские указы (конституции), принятые до 529 г.; новелл, включавших указы более позднего периода (535-565); дигест; институций, или элементов (изданных 2 ноября 533 г. в качестве учебника, но наделенных по указанию Юстиниана силой закона).

    Свод римского права Юстиниана оставался в силе в Византии до конца 9 в., когда составлявшие его четыре части были сосредоточены в едином уложении - Базилике, изданном на греческого языке. Номинально это уложение сохраняло силу вплоть до падения Византии.

    В Западной Европе основным источником римского права в течение 6-11 вв. служил Свод Алариха (Breviarium Alaricianum), составленный по приказу короля визиготов Алариха II в 506 г. Однако в И в. начался процесс возрождения Свода Юстиниана. Его текст тщательно изучался и восстанавливался на юридических факультетах университетов в Италии (Болонья), Южной Франции (Ломбардия), Испании (Барселона). Оживление европейской торговли, постепенное отмирание феодальных и становление капиталистических общественных отношений сделали средневековое феодальное право непригодным для регулирования развитого товарно-денежного оборота. Ему в значительно большей степени соответствовали нормы классического и послеклассического римского права. Поэтому нормы его стали включаться в национальные правовые системы многих европейских стран.

    Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция - это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.

    Особенности термина

    Римское право - это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении.

    Римское право также является правовой наукой, которая изучает основы правовых систем перечисленных выше государств. Данная отрасль научных знаний интересна тем, что с её помощью можно увидеть источник современного права в его первоначальной, «классической» форме. Следует также отметить тот факт, что римское право стало прообразом для многих соответствующих систем современности, которые сформировались вследствие рецепций этой правовой отрасли древнего мира. Право Древнего Рима имеет систему, а также основополагающие принципы, о чём будет рассказано далее в статье.

    История римского права

    Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права - Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры - 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему - развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.

    Источники права Рима

    Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себенормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:

    Акты нормотворчества.

    Эдикты магистратов.

    Правовые сборники юристов-практиков.

    Кодификации.

    Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право,а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.

    Свод законов двенадцати таблиц

    Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах.

    Законами регулировалась практически каждая отрасль общественной жизни. Это был первый письменный источник римского права. Однако существовали определённые трудности. Законы выполнялись буквально, а те правоотношения, которых в таблицах не было, попросту не признавались. Другими словами, они были вне закона. Этот достаточно большой промах был исправлен через значительный промежуток времени.

    Кодекс Феодосия

    Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.

    Corpus juris civilis

    В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:

    Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:

    Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.

    Принципы

    Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.

    Основными принципа являются:

    1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

    2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

    3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

    Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.

    Основные виды римского права

    Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право - это сфера государственного интереса, а приватное - правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли - императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право - основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского праватакже включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

    Иные отрасли права

    Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) - это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано.

    Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium - общества и государственной власти.

    Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского праваявляется достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

    Рецепции римского права

    После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.

    Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:

    Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».

    Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».

    Англия: «О законах и обычаях Англии».

    Русь:«Соборное уложение».

    Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

    Роль римского права в современной науке

    На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.

    Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:

    1. Грамотность юридической техники римского права.

    2. Исключительный характер римского частного права.

    3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.

    4. Абстрактность понятий.

    5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.

    Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского прававключает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.