Авторские права действуют в течение. Срок охраны

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора. Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, - итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

Автор и правообладатель - субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем - ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты - часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

  • автора или правообладателя;
  • источник заимствования;
  • материалы преследуют учебные цели;
  • форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Ответственность при нарушении авторского права

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение - продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.

Вопрос длительности действия авторских прав и множества связанных с их реализацией преимуществ может беспокоить как непосредственно авторов разнообразных произведений искусства либо практически применимых решений, так и их близких, наследников и сторонних лиц, которые могли бы извлечь выгоду из такового произведения или решения. При этом мировое законодательство практически однозначно регулирует таковой вопрос положениями Бернской Конвенции, к каковой присоединилось большинство мировых государств.

Оглавление:

Всемирные нормативы срока действия авторских прав

Вопросы регулирования авторских прав поднимались отдельными государствами ещё в 18-м веке, а основной правоустанавливающий документ – Бернская конвенция, был принят в 1886 году. Положениями упомянутой конвенции устанавливаются ключевые принципы:


Важный факт

Бернская Конвенция не предусматривает определения понятия авторства и лиц, отнесенных к авторам. Таким образом, данный вопрос подлежит регулированию в рамках национальных законодательств. В частности, в России авторством могут обладать исключительно физические лица или объединения отдельных физических лиц, за исключением тех произведений, каковые были созданы во время действия советского законодательства. В то же время в других странах может допускаться принадлежность полных прав авторства юридическим лицам. Либо – устанавливаться возможность заявления авторских прав исключительно для одного лица, без возможности соавторства.

В целом, сроки действия авторских прав, установленные Бернской Конвенцией, расширены большинством стран, участвующих в ней и превышают установленный 50-летний минимум. В частности, на текущий момент наибольшим сроком действия рассматриваемых прав обладает мексиканское законодательство, которое предусматривает 100 лет действия таковых прав с момента смерти автора.

Также, в отдельных случаях, международное законодательство устанавливает и меньшие сроки действия прав авторов. В частности, для произведений кинематографического искусства международное законодательство предусматривает 50-летний срок действия исключительных прав, причем не со смерти автора, а с момента первого публичного показа кинофильма. Для фотографий же авторские права по Бернской Конвенции фиксируются на 25-летний срок с момента выполнения снимка.

Обратите внимание

Понятие сроков действия авторских прав в большинстве ситуаций касается непосредственно исключительных имущественных прав, каковые могут быть отчуждаемыми. Сроки действия неимущественных авторских прав, таковых как право на имя и авторство, а также на защиту созданных произведений от разнообразных искажений, способных опорочить авторскую репутацию, являются бесконечными.

Сроки действия авторских прав в Российской Федерации

Регулирование юридического понятия авторских прав, вместе с указанием точных сроков их действия обеспечивается положениями гл. 70 ГК РФ.

В общих случаях время действия прав на произведения науки, культуры и искусства составляет 70 лет с момента физической смерти автора. Но в отдельных ситуациях таковые сроки могут изменяться. В частности, если произведение публиковалось под псевдонимом, а личность автора не была раскрыта или не была очевидна, исключительные права длятся 70 лет с момента публикации, либо – по общим принципам после раскрытия личности автора.

Для произведений, сотворённых несколькими лицами в порядке соавторства, срок действия прав составляет 70 лет и исчисляется от дня кончины последнего из таковых соавторов. В ситуациях, когда произведение было опубликовано или обнародовано уже после смерти автора, авторские права и семидесятилетний срок их охраны длится 70 лет с момента опубликования.

Российским законодательством также предусмотрена дополнительная защита авторских прав репрессированных лиц и участников Великой Отечественной Войны. Так, для авторов, бывших участниками ВОВ, все сроки действия авторских прав увеличиваются на четыре года . А для лиц, которые были репрессированы и реабилитированы уже посмертно, срок действия защиты исключительных авторских прав начинает высчитываться с момента судебного решения о реабилитации.

Истечение срока действия авторских прав в России и отдельные нюансы

Необходимо помнить, что исключительные права отчуждаемы и могут быть проданы, либо переданы по наследству. Тем не менее, правообладание ими не подразумевает полной передачи прав имени и авторства – они всегда сохраняются за автором и не затрагиваются установленными сроками действия.

В целом же, использование произведений, каковые перешли в статус общественного достояния, дозволяется, в том числе и в коммерческих целях без получения разрешений. Обратите внимание, что таковые правила не касаются непосредственных оригиналов произведений – право на обладание ими устанавливается соответственно положениям гражданского законодательства в качестве ценностей или физических предметов.

  • 1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • 1.4. Авторы произведений. Соавторство.
  • 1.5. Служебные произведения
  • 1.6. Содержание авторского права
  • 1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
  • 1.6.2. Имущественные авторские права.
  • 1.7. Срок охраны авторского права
  • 2. Смежные права.
  • 2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
  • 2.2. Смежное право исполнителей
  • 2.3. Смежное право производителей фонограмм
  • 2.4. Смежное право организаций вещания
  • Тема 3. Право промышленной собственности
  • I. Патентное право
  • 1. Объекты патентного права
  • 1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
  • 1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
  • 2. Субъекты патентного права
  • 2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
  • 2.2. Патентообладатели.
  • 2.3. Служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
  • 2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
  • 3. Патентование объектов промышленной собственности.
  • 3.1. Патент и его функции.
  • 3.2. Понятие и виды приоритета.
  • 3.3. Содержание прав патентообладателей
  • 3.4. Системы патентования
  • 3.5. Процедура выдачи патентов
  • 3.6. Прекращение действия патента
  • 3.7. Право преждепользования и право послепользования.
  • II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.
  • 1. Фирменные наименования.
  • 2. Товарные знаки и знаки обслуживания
  • 2.1. Понятие и функции товарного знака
  • 2.2. Виды товарных знаков
  • 2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
  • 2.4. Содержание права на товарный знак
  • 2.5. Прекращение охраны товарного знака
  • 3. Географические указани
  • 3.1. Географические указания как средство индивидуализации товара
  • 3.2. Наименование места происхождения товара
  • 3.3. Указание происхождения товара
  • III. Правовая охрана нераскрытой информации
  • 1.1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны
  • 1.2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау)
  • 1. Патентная информация и патентная документация.
  • 4.1. Международная патентная классификация (мпк)
  • 4.2. Международная классификация промышленных образцов (мкпо)
  • 4.3. Международная классификация товаров и услуг (мкту)
  • 5. Патентные исследования.
  • Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности в экономическом обороте
  • 1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
  • 1.1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
  • 1.2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов
  • 2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • 2.3. Лицензионный договор
  • 2.4. Авторский договор.
  • Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
  • 4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности
  • Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
  • 1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
  • 2. Патентные поверенные.
  • 3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.
  • Тема 8. Международная охрана прав интеллектуальной собственност
  • 1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
  • 2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
  • 2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
  • 3.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
  • 3.3. Договор воис по авторскому праву и Договор воис по исполнениям и фонограммам.
  • 4. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
  • 4.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
  • 4.2. Договор о патентной кооперации (рст).
  • 4.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
  • 5. Региональные патентные системы
  • Вопросы к зачету
  • 1.7. Срок охраны авторского права

    Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно . При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

    Определенные особенности установлены в отношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношении произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.

    Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

    Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

    Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

    2. Смежные права.

    2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

    Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.

    26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.

    Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboringrights» (англ.neighboring –смежный,соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

    Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

    - исполнителей;

    - производителей фонограмм;

    - организаций эфирного и кабельного вещания .

    Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение . Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.

    Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

    Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передачаопределяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».