Закон о противодействии коррупции в рф. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — « «).

ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с , полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Данный российский федеральный закон о противодействии коррупции с последними изменениями и даже с комментариями скачать бесплатно можно быстро, но, чтобы разобраться в его требованиях лучше задать вопросы онлайн-консультанту, он знает все текущие изменения, новшества, поэтому с ответами не заставит долго ждать.

О том, что этот российский документ не хуже аналогичных иностранных, для этого можно сделать сравнение, скачав какой-либо из них на русском языке, например, закон Украины.

Похожее

Что грозит за употребление наркотиков? За этим стоит целый ряд статей Уголовного и Административно – Процессуального кодекса РФ, которые касаются всех...

Наследование неприватизированной квартиры и приватизированной Наследование по закону неприватизированной жилой площади – это условная процедура, которая регулируется Гражданским Кодексом РФ. Можно ли получить...

Расторжение срочного трудового договора Ключевая особенность срочного трудового договора (и его основное отличие от бессрочного) - одной из причин его расторжения может стать истечение срока...

Основные способы и принципы противодействия коррупционным явлениям, методы борьбы с данным видом правонарушений, нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции - все Федеральный Закон о Основные моменты, закрепленные в представленном законопроекте, будут подробно описаны в этой статье.

Общая характеристика законопроекта

ФЗ "О противодействии коррупции" был принят 25 декабря 2008 года. Законопроект предоставляет сразу два определения понятия "коррупция". В первом случае он определяет данное правонарушение как злоупотребление профессиональными полномочиями, дачу или получение взятки, коммерческий подкуп или незаконное использование своего положения должностным лицом. Во втором определении коррупция предстает такой же совокупностью представленных процессов, но уже совершаемых юридическим лицом.

ФЗ "О противодействии коррупции" определяет также понятие, указываемое уже в названии закона. Противодействием называют определенную деятельность федеральных государственных органов, направленных на предупреждение коррупции, устранение ее причин, минимизацию последствий рассматриваемых правонарушений и т. д.

Помимо представленного законопроекта (№273 ФЗ от 25 декабря 2008 года), стоит также выделить некоторые федеральные и федеральные конституционные акты, постановления Правительства и Президента РФ, а также некоторые муниципальные правовые акты.

Основные принципы

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции базируется на основных принципах, указанных в статье 3 рассматриваемого законопроекта. Здесь стоит выделить следующее:

Отдельно стоит рассказать про довольно важный принцип борьбы с коррупцией - международное сотрудничество (статья 4 ФЗ). Российская Федерация является государством, активно сотрудничающим с мировыми организациями в следующих целях:

  • обмен информацией, связанной с вопросами о противодействии коррупционным проявлениям;
  • установление личностей, подозреваемых в совершении преступления;
  • определение имущества, получаемого в ходе коррупционных сделок;
  • координация работы, связанной с профилактикой коррупционных проявлений;
  • предоставление для экспертиз различных веществ, образцов, предметов и т. д.

Таким образом, рассматриваемый Федеральный Закон закрепляет достаточно большое количество принципов деятельности, направленной на борьбу с коррупцией.

Организационные основы

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции закрепляет полномочия отдельных инстанций и должностных лиц. В частности, стоит выделить полномочия Президента России:


А какие действия должны осуществлять федеральные органы РФ? Согласно рассматриваемому законопроекту, Федеральное Собрание РФ должно обеспечивать разработку и принятие законов, гласящих о Ветвь законодательной власти также должна контролировать действия исполнительных органов. Российское Правительство должно заниматься распределением функций по борьбе с коррупцией между органами исполнительной власти, которыми, собственно, само Правительство и руководит. Все остальные органы - в частности муниципальные, должны заниматься противодействием коррупции в рамках своих полномочий.

Правоохранительные органы РФ обязаны своевременно информировать все остальные инстанции о совершении коррупционных преступлений. Антикоррупционная экспертиза нормативных и правовых актов также относится к сфере ведения органов, занимающихся охраной права.

Профилактические меры

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции, в частности, рассматриваемый законопроект (статья 6), закрепляет основные меры профилактики коррупции. Здесь следует выделить следующие меры:


Таким образом, представленный законопроект закрепляет довольно четкие и ясные меры профилактики коррупционной деятельности.

Направления деятельности

Правовые основы борьбы с коррупцией определяют важные направления деятельности государственных инстанций. Статья 7 рассматриваемого закона говорит о том, что борьба с коррупционными проявлениями должна проходить в соответствии со следующими функциями органов власти:

  • проведение государственной политики в сфере противодействия коррупции;
  • создание специальных механизмов, направленных на взаимодействие государственных и правоохранительных органов с парламентскими и общественными комиссиями по вопросам борьбы с коррупцией;
  • принятие административных, законодательных или других мер, основным направлением которых является привлечение муниципальных и государственных служащих к активной борьбе с коррупционными проявлениями;
  • формирование в обществе негативного отношения к фактам коррупции;
  • введение специальных антикоррупционных стандартов, включающих в себя ряд ограничений, запретов или дозволений;
  • проведение унификации прав муниципальных и государственных служащих;
  • обеспечение независимости СМИ;
  • модернизация порядка прохождения государственной службы;
  • удаление необоснованных экономических запретов и ограничений;
  • обеспечение добросовестности, порядочности, открытости при осуществлении муниципальными или государственными органами закупок для обеспечения нужд.

О доходах и расходах является основным методом борьбы с коррупцией в государственных органах. Об этом и будет рассказано далее.

Предоставление сведений о доходах и расходах

Сведения о доходах, об имеющейся собственности, об обязательствах имущественного характера, а также о доходах семьи должны представлять своему работодателю следующие лица:

  • граждане, претендующие на места в государственных органах;
  • граждане, желающие занять рабочие места в Центральном Банке РФ;
  • лица, претендующие на места в органах муниципальной службы и многие другие лица, так или иначе, связанные с властными инстанциями, занесенные в отдельные перечни, устанавливаемые нормативными актами РФ, работники государственных корпораций и т. д.

Порядок представления информации о доходах и расходах устанавливается отдельными Федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ. При этом все полученные государством сведения будут иметь ограниченный доступ. Если гражданин не смог поступить на государственную должность, на которую претендовал, то все поданные им сведения должны будут подлежать уничтожению. Лица, виновные в распространении предоставленных человеком сведений о доходах и расходах, будут подлежать ответственности в соответствии с законодательством РФ.

О конфликте интересов

Проблема коррупции в России остается актуальной по множеству причин. Одна из них - наличие так называемого конфликта интересов при расследовании коррупционных проявлений. Об этом явлении рассказано в статье 10 рассматриваемого законопроекта. Что в данном случае имеется в виду?

Под конфликтом интересов подразумевается ситуация, при которой гражданин, лично заинтересованный в оказании влияния на беспристрастное и объективное исполнения им своих обязанностей, может нарушить действующий закон. Проще говоря, речь идет о банальном превышении полномочий. Получение доходов в виде имущества, денег или иных услуг по результатам выполненных работ или получения каких-то выгод порой может считаться незаконным. Урегулирование конфликта интересов является обязанностью следующих органов:

  • Центральный Банк РФ;
  • публично-страховые компании;
  • Пенсионный Фонд РФ и некоторых других инстанции.

Порядок предотвращения конфликта интересов в данном случае устанавливается статьей 11 рассматриваемого ФЗ. Работники названных выше инстанций должны принимать меры по недопущению конфликта интересов. Они обязаны предупредить работодателя о возникшей ситуации и попросить его помощи. Работодатель же обязан принять все возможные меры по урегулированию возникшего конфликта. Если заинтересованное лицо так и не приняло мер по предотвращению сложившейся ситуации, то можно будет говорить о прямом правонарушении со стороны лица, являющегося источником конфликта.

Ограничения

Борьба с коррупционными проявлениями была бы попросту невозможной без введения действующим законодательством определенных антикоррупционных запретов, требований, ограничений по государственной службе и т. д. Все эти элементы помогают предотвратить коррупцию как явление среди работников муниципальных, государственных, правоохранительных и прочих органов. Статья 12 рассматриваемого Федерального Закона закрепляет основные ограничения, которые должны накладываться на сотрудников перечисленных инстанций.

Так, гражданин, в течение двух лет после увольнения из государственных органов имеет возможность исполнять отдельные функции муниципального или федерального служащего в целях урегулирования конфликтов интересов (но только с разрешения соответствующей комиссии). Также лицо, уволенное с государственной службы, обязано подавать сведения о бывшем месте работы. Более того, работодатель, принявший трудиться к себе бывшего работника государственных органов, обязан своевременно сообщать в последнее место работы трудящегося отдельную информацию (как правило, касающейся заключения трудового договора, возложенных на гражданина функций и обязанностей и т. д.). Если работодатель нарушит эту обязанность, то подобное действие можно будет считать правонарушением, за которое последует ответственность. Стоит также отметить следующее:

И это далеко не все ограничения, устанавливаемые представленным Федеральным Законом.

Об ответственности

За совершение коррупционных преступлений на российских граждан, а также на иностранцев может быть возложена административная, уголовная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность. Физическое лицо, чья вина в совершении коррупционных действий считается доказанной, по решению суда может быть лишено возможности занимать определенные государственные или муниципальные должности.

Увольнение лиц, замещающих государственные должности, может быть реализовано в силу следующих причин:


Ответственность юридических лиц за коррупцию устанавливают судебные инстанции по запросу соответствующих органов. Если установлена вина юридического лица, то не освобождается от ответственности и виновное физическое лицо. Оба лица будут подвергнуты ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемый Федеральный Закон не очень много говорит об ответственности граждан за коррупцию. Статья 13 ФЗ "о противодействии коррупции" скорее делает отсылки к другим кодексам, где как раз указаны меры наказаний за рассматриваемый вид правонарушений.

Проверки

Комитет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, Администрация Президента РФ, а также некоторые другие органы имеют право осуществлять специальные проверки:


При этом стоит отметить, что проверки должностных лиц органами противодействия коррупции могут осуществляться независимо от других проверок, осуществляемых должностными лицами, специальными комиссиями или подразделениями.

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых. Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового. К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 - Основная терминология;
  • Ст. 2 - Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 - Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 - Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 - Организация противодействия;
  • Ст. 6 - Профилактические меры;
  • Ст. 7 - Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 - Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 - Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 - Конфликт интересов;
  • Ст 11 - Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 - Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 - Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 - Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция - совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие - деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты - законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией - полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • В статье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях - как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12 , последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.

Эпизод, когда Петр I жестоко бьет Меньшикова за некачественное сукно, запоминается силой и экспрессивностью. Да, и в России прежних лет государственные служащие не всегда честно исполняли свои обязанности, а проще говоря, запускали руки в государственную казну ради собственной выгоды. Ну а уж если совсем просто – воровали.

Для тех, кто еще не понял, о чем мы будем говорить в сегодняшней статье, поясняем: дорогие друзья, речь в ней пойдет о коррупции, существовавшей, как мы видим, задолго до современной Руси, однако не искорененной до сих пор.

Между тем в 2008 году в Российской Федерации был принят федеральный закон о коррупции под номером 273. В чем его смысл, насколько он эффективен, какова ситуация сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как все начиналось

В начале 21-го века серьезное внимание на проблему коррупции обратили в мировом сообществе. Настолько серьезное, что Организация Объединенных наций выработала Конвенцию, направленную на борьбу с этим явлением, охватившим, по мнению создателей документа, все страны мира.

Члены ООН заявили в Конвенции о том, что каждая страна в мире бороться с коррупцией не просто может, а обязана. Российская Федерация документ подписала (в декабре 2003 года), после чего – в марте 2006 года – ратифицировала.

В 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева Государственная Дума и Совет Федерации одобрили новый закон. Начиная с 2011 года, в него вносили изменения и дополнения. Последняя редакция закона датирована 28 июня 2017 года, в нее вошли изменения, принятые в апреле того же года.

Порча, подкуп, а иначе – коррупция

Закон о коррупции играет важную роль в жизни общества. Поэтому хотя бы кратко, но необходимо остановиться на его содержании. Итак.

  • Во-первых, в законе дается определение такого понятия, как коррупция. По существу, это все те же мздоимство и лихоимство, существовавшие на Руси, но в современном изложении. Взятка, использование служебного положения во зло, извлечение из него всяческих выгод в виде денег, имущества и других ценностей – все это коррупция.
  • Во-вторых, документ включает в себя 14 статей. В их числе раздел по противодействию и профилактике явления. Отдельная статья посвящена международному сотрудничеству нашей страны по борьбе со злом в виде коррупции; в законе отражается, какую роль в борьбе играют Президент РФ, Федеральное Собрание, Генеральный прокурор, Счетная палата, правительство, органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
  • В-третьих, большое внимание в документе уделяется государственной службе, а конкретно госслужащим и муниципальным служащим. Именно этот документ вменил в обязанность лицам, замещающим эти должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе, причем не только своих, но и супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей. Говоря об обязанности предоставлять так называемую декларацию, нельзя не упомянуть: отказ от ее предоставления служит основанием отказать соискателю в приеме на работу, то есть на службу.

Один из интересных моментов закона – необходимость сообщать в соответствующие органы (в прокуратуру, работодателю и др.), если, к примеру, кто-то предлагает госслужащему взятку. В документе это называется «склонение к совершению коррупционных правонарушений». В случае неисполнения этого пункта, человека могут уволить, в случае исполнения – закон обещает защиту.

Есть профилактика – нет проблемы

По существу, профилактика – это ряд мер, которые необходимо проводить, чтобы проблема не возникала. В вопросах борьбы с коррупцией профилактика особенно важна. В законе четко говорится, что нужно делать, чтобы преодолеть это явление.

Всего выделено 6 пунктов. В их числе формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции, обязательная экспертиза всех актом органа власти – будь то федеральный или муниципальный.

На практике приходилось встречать много документов муниципального уровня, например постановлений главы города – о выделении земли, о проведении благоустройства и т. д. Эти документы обязательно включают в состав экспертизу на предмет коррупционной составляющей. Такая же процедура с принятием документов городским Советом депутатов – вариант без экспертизы не допускается.

К профилактическим мерам относят предоставление сведений о доходах государственными и муниципальными служащими, о чем мы уже говорили, и контроль, который осуществляется с привлечением общественности и парламента.

Еще более подробно в законе расписано, что должны делать государственные органы, чтобы эффективно противодействовать данному явлению.

2017 год: что нового?

Последние изменения в закон о коррупции были внесены в апреле 2017 года. Согласно им, государственным и муниципальным служащим теперь можно быть членами различных организаций, например, садоводческих, гаражных и др. кооперативов, а также товариществ собственности недвижимости.

Глава региона теперь обязан проверять сведения, которые предоставляют муниципальные служащие, на предмет полноты информации и ее достоверности. Содержится и еще ряд изменений, касающихся сотрудников органов внутренних дел, и тех, кто поступает в некоторые высшие учебные заведения.

Точка не поставлена


Точка в деле борьбы с коррупцией, конечно же, не поставлена – ни в мировом сообществе, ни в России. Сегодня это одна из самых актуальных проблем современности. Не случайно в нашем государстве помимо упомянутого закона выходят Указы Президента на антикоррупционную тему; о необходимости противодействия коррупции В. В. Путин не раз говорил в обращении к Федеральному собранию и т. д. Тем не менее ситуация остается острой.

В поиске эффективных мер неплохо было бы обратиться к опыту Советского Союза, в котором несмотря на отдельные эпизоды говорить о засилье коррупции не приходилось. На заре советской власти борьба с коррупцией была очень жесткой – причастных к ней лиц расстреливали. Многие историки считают, что в эпоху Сталина данное явление вообще сошло на нет.

В более поздние времена – Хрущева и Брежнева – почва для таких преступлений существовала, но борьба с коррупционерами велась активно. Можно вспомнить «рыбное дело», когда к ответственности было привлечено более 5 тысяч человек, многие сняты с должности, многие получили реальный срок за преступления.

Сегодня коррупционные скандалы не редкость. Ряд чиновников в последние годы лишился своих должностей. Однако в целом говорить о коренном переломе в борьбе пока рано. И если содержание закона о коррупции вопросов не вызывает, строгое его соблюдение обеспечивается не всеми и не всегда. Так что борьба продолжается.