Надзор за конкурсными управляющими. Полномочия Росреестра в отношении деятельности арбитражных управляющих или «Кто контролирует арбитражных управляющих? Арбитражных управляющих. Порядок привлечения

2. Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

3. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие саморегулируемой организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям.

6. Продолжительность проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих не может превышать тридцать дней.

7. Руководитель проверяемой саморегулируемой организации арбитражных управляющих вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности саморегулируемой организации, руководителю органа по контролю (надзору), а также в судебном порядке.

8. Орган по контролю (надзору) обязан сообщить в письменной форме в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение органа по контролю (надзору) по результатам проверки деятельности саморегулируемой организации может быть обжаловано ею в арбитражный суд.

9. Сведения о некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих, подлежат исключению из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по решению:

органа по контролю (надзору) в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации, а также в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих решения о ее реорганизации;

(см. текст в предыдущей редакции)

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) о несоответствии саморегулируемой организации требованиям, установленным абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих представляется в арбитражный суд по месту ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

10. В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

11. В случае выявления наряду с предусмотренным пунктом 10 настоящей статьи нарушением иного нарушения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих предписание об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, продолжительность которого не может быть менее чем два месяца с даты вынесения этого предписания.

Предписание органа по контролю (надзору) об устранении такого нарушения может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока его выполнения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный суд принимает указанное решение также в случае, если выявленное нарушение носит неустранимый характер.

12. Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления.

Решение арбитражного суда об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих вступает в силу с даты его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения.

В случае отмены арбитражным судом кассационной инстанции решения арбитражного суда сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.

В течение двух месяцев с даты получения этого заявления орган по контролю (надзору) не может обратиться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если до истечения указанного срока саморегулируемая организация не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия саморегулируемой организации требованиям абзаца второго или четвертого пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

14. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Полномочия Росреестра

в отношении деятельности арбитражных управляющих или «Кто контролирует арбитражных управляющих?»

Всё чаще в Управление Росреестра по Курской области (далее – Управление) поступают звонки граждан и представителей организаций, в числе которых также средства массовой информации , с вопросом: «Кто контролирует конкурсных управляющих и следит за их профессиональной деятельностью в ходе банкротства предприятий?».

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что конкурсный управляющий – это арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения конкурсного производства, иными словами, для ликвидации неплатёжеспособного предприятия. В настоящее время арбитражные (конкурсные) управляющие должны быть членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и иметь регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (в дальнейшем - осуществлять свою деятельность, занимаясь частной практикой).

2. Далее, ст. 143 Закона о банкротстве, которая так и называется «Контроль за деятельностью конкурсного управляющего», обязывает конкурсного управляющего представлять отчёт о своей деятельности собранию кредиторов предприятия-банкрота не реже одного раза в три месяца, если собранием не установлен иной срок. Собрание кредиторов контролирует ход банкротства предприятия - должника, и вправе направлять ходатайство в арбитражный суд об отстранении конкурсного управляющего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей. В соответствии с Законом о банкротстве наиболее значимые действия арбитражного управляющего должны быть согласованы с собранием кредиторов. В частности, обязательным условием реализации конкурсной массы предприятия - банкрота является утверждение собранием кредиторов предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139 Закона о банкротстве).

3. Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) входит в компетенцию арбитражного суда , который ведёт дело о несостоятельности (банкротстве) от подачи заявления о признании должника банкротом до завершения конкурсного производства, а также утверждает арбитражного (конкурсного) управляющего.

Согласно ст. ст. 60, 145 Закона о банкротстве арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства лиц, участвующих в деле или процессе по делу о банкротстве, и жалобы на действия арбитражного управляющего, а также может отстранить конкурсного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчёт о своей деятельности (ст. 143 Закона о банкротстве).

4. Помимо этого, Законом о банкротстве и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность арбитражного (конкурсного) управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ).

Должностные лица Росреестра , который является органом по контролю и надзору в сфере СРО, в том числе и Управления, вправе возбуждать по данному составу дела об административном правонарушении, проводить расследование и составлять протоколы об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, с последующим их направлением в арбитражный суд.

То есть, Росреестр осуществляет в отношении арбитражных управляющих отдельные установленные законом полномочия надзорного характера , но и в этом случае окончательное решение вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности остается за арбитражным судом, который рассматривает административные материалы, принимает по ним решение и назначает административное наказание.

Здесь же следует отметить, что имеется два повода для возбуждения дела по составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.13 КоАП РФ: а) непосредственное обнаружение достаточных данных о наличии события административного правонарушения, б) поступление материалов от ограниченного круга заявителей, в числе которых органы государственной власти, органы местного самоуправления , правоохранительные органы , общественные объединения , арбитражные управляющие, собрание кредиторов предприятия-должника, органы управления юридического лица
и собственник имущества унитарного предприятия .

При этом возможность непосредственного обнаружения (а) ограничена в силу Федерального закона от 01.01.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому с 01.01.2010 года поступление обращения на действия арбитражного управляющего по факту неисполнения им требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) не является основанием для проведения внеплановой проверки.

Возбуждение дела об административном правонарушении по поступившим материалам (б) также ограничено в связи с тем, что самые многочисленные податели жалоб, а именно, граждане и юридические лица, как отдельные конкурсные кредиторы предприятий-должников, надлежащими заявителями не являются. Не является поводом для возбуждения дела и получение сведений из средств массовой информации.

В связи с указанными обстоятельствами, рассмотрение поступающих обращений на действия арбитражных управляющих осуществляется Управлением преимущественно в двух формах: 1) возбуждение дела об административном правонарушении в случае поступления обращения от надлежащего заявителя либо при непосредственном выявлении административного правонарушения (ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); 2) направление обращения для рассмотрения по принадлежности, в основном, в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве).

С целью защиты интересов граждан и юридических лиц, чьи права в отдельных случаях нарушаются неправомерными действиями арбитражных управляющих в ходе банкротства предприятий, Управление использует все законные способы выявления и пресечения административных правонарушений в деятельности арбитражных управляющих.

Основные возможности для достижения этой цели заключаются в совершенствовании взаимодействия и информационного обмена с органами государственной власти, организациями Курской области, в том числе осуществляющими полномочия собственника имущества – унитарного предприятия .

5. И последними в данном списке полагаем возможным указать правоохранительные органы.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный управляющий может нести уголовную ответственность за совершение неправомерных действий при банкротстве.

Управление Росреестра

по Курской области


МЭР представил проект своего приказа "О Порядке осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих органом по контролю (надзору)" Фото Право.Ru

Минэкономразвития РФ сегодня вечером представило проект своего приказа "О Порядке осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих органом по контролю (надзору)". Ниже следует текст документа:

" 1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления органом по контролю (надзору) контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
2. Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (…)
(далее — Закон о банкротстве), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
3. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется путем проведения плановых и внеплановых документарных проверок, а в исключительных случаях, предусмотренных настоящим приказом, выездных проверок с соблюдением требований и в порядке, установленном Законом о банкротстве и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (…).

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года.
Плановые документарные проверки проводятся на основании разрабатываемых органом по контролю (надзору) ежегодных планов проведения плановых проверок.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, деятельность которых подлежит плановой проверке;
2) цель и основание проведения плановой проверки;
3) дата и сроки проведения плановой проверки;
4) наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществления проверки.
Подготовка органом по контролю (надзору) плана проведения плановых проверок осуществляется в порядке, установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706).
Плановые документарные проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на основании решения органа по контролю (надзору).
В решении органа по контролю (надзору) о проведении плановой документарной проверки указываются:


цели проверки;
предмет проверки с указанием исчерпывающего перечня документов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, отражающих соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций и запрашиваемых у саморегулируемой организации органом по контролю (надзору) при проведении проверки;

срок (сроки) представления запрашиваемых документов;
наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществление проверки;

5. В ходе проведения документарной проверки кроме запрашиваемых у саморегулируемой организации документов рассматриваются также документы и информация, направляемые саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору) в соответствии с Законом о банкротстве, иные документы саморегулируемой организации, имеющиеся в распоряжении органа по контролю (надзору), в том числе акты предыдущих проверок.
6. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся или полученных органом по контролю (надзору), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют установить соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию мотивированный запрос с требованием представить документы, не предусмотренные решением органа по контролю (надзору), в соответствии с которым проводится проверка, но необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки.

7. В течение десяти рабочих дней со дня получения такого мотивированного запроса саморегулируемая организация обязана представить в орган по контролю (надзору) указанные в запросе документы.
8. Все запрашиваемые органом по контролю (надзору) в ходе проведения документарных проверок документы, сведения и информация представляются саморегулируемой организацией в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью руководителя саморегулируемой организации или иного уполномоченного в соответствии с законодательством представителя.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган по контролю (надзору), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
9. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа по контролю (надзору) документах, информация об этом направляется в саморегулируемую организацию с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. В этом случае саморегулируемая организация представляет дополнительные документы и сведения, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

10. По результатам проверки должностными лицами органа по контролю (надзору), проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной приказом Минэкономразвития России
от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Минюсте 13 мая 2009 г. № 13915), с указанием сведений о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, а также сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.
11. Саморегулируемая организация в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки ее деятельности, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган по контролю (надзору) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом саморегулируемая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные саморегулируемой организацией копии, либо в согласованный срок передать их в орган по контролю (надзору).

12. Внеплановая проверка может быть документарной и выездной.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах и информации, представляемых саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору);
оценить фактическое исполнение саморегулируемой организацией требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
13. Предметом выездной проверки является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Законом о банкротстве, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций, в части фактической реализации саморегулируемой организацией указанных требований.
14. Выездная проверка проводится по месту нахождения саморегулируемой организации.

15. Выездная проверка осуществляется на основании решения органа по контролю (надзору), принятого в соответствии и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В таком решении органа по контролю (надзору) указываются:
наименование юридического лица, в отношении которого (которых) проводится проверка;
правовые основания проведения проверки;
цели проверки;
предмет проверки с указанием исчерпывающего перечня обязанностей (функций) саморегулируемой организации, которые подлежат проверке;
дата начала и окончания проверки;
наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществления проверки;
состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей лиц, уполномоченных на проведение проверки.

16. При проведении проверки должностные лица, проводящие проверку, не вправе:
проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, если исполнение таких требований не является обязанностью саморегулируемой организации;
осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного уполномоченного представителя саморегулируемой организации;
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки.

17. При проведении плановых и внеплановых проверок деятельности саморегулируемой организации орган по контролю (надзору) проверяет:
а) выполнение саморегулируемой организацией обязательных требований, касающихся соответствия не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
б) соблюдение саморегулируемой организацией утвержденного
в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, порядка подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
в) наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве обязательных для выполнения членами саморегулируемой организации стандартов и правил профессиональной деятельности;
г) соблюдение требований по организации и проведению саморегулируемой организацией стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего установленных федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности;
д) организацию саморегулируемой организацией повышения уровня профессиональной подготовки своих членов в соответствии с установленными требованиями;
е) обеспечение свободного доступа к включаемым в Реестр арбитражных управляющих сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом.
ж) наличие документов, подтверждающих сформированный компенсационный фонд саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
з) соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих установленного Законом о банкротстве порядка размещения средств компенсационного фонда.

18. При проверке осуществления саморегулируемой организацией контроля профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, а также анализа деятельности своих членов орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие утвержденных правил осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
б) осуществление саморегулируемой организацией контроля профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
в) наличие утвержденного саморегулируемой организацией порядка предоставления в саморегулируемую организацию ее членами информации об их деятельности в форме отчетов;
г) наличие утвержденного саморегулируемой организацией порядка рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации, исполняющих обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, других федеральных законов (далее — Порядок рассмотрения жалоб);
д) осуществление саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации.

19. При проверке осуществления саморегулируемой организацией применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Законом о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключения из членов саморегулируемой организации, орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие утвержденного общим собранием членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности (далее — Порядок рассмотрения дел);
б) наличие утвержденных общим собранием членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, соответствующих требованиям Закона о банкротстве (далее — Меры дисциплинарного воздействия);
в) применение саморегулируемой организацией Мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Законом о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
г) соблюдение Порядка рассмотрения дел и Порядка рассмотрения жалоб, в том числе при применении Мер дисциплинарного воздействия.

20. При осуществлении проверки обеспечения саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие размещенных саморегулируемой организацией с соблюдением требований Закона о банкротстве, федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в сети Интернет документов и сведений, установленных пунктом 1 статьи 221 Закона о банкротстве, и своевременность их размещения;
б) своевременность и полноту представления саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору) документов и информации, установленных Законом о банкротстве, в том числе пунктами 2, 3 и 4 статьи 221 Закона о банкротстве;
в) наличие в саморегулируемой организации требований к раскрытию членами саморегулируемой организации информации о своей деятельности;
г) соблюдение саморегулируемой организацией требований по хранению отчетов арбитражных управляющих и иных документов, утвержденных решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
д) направление саморегулируемой организацией в установленный Законом о банкротстве срок ходатайств в арбитражный суд об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации. "

УТВЕРЖДЕНО
Правлением САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих»
Протокол от 25.08.2017г. № 30-17
Председатель Правления САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих»
________________________/М.В.Игошин/


Правила осуществления Организацией контроля деятельности своих членов - арбитражных управляющих

1. Настоящие правила осуществления Организацией контроля деятельности своих членов - арбитражных управляющих разработаны на основании и в соответствии с ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и определяют основания и порядок проведения проверок деятельности арбитражных управляющих, являющихся членами Организации, права и обязанности арбитражных управляющих, чья деятельность является предметом проверки, порядок назначения, проведения и оформления результатов проверки, а также о решениях, которые могут быть приняты по результатам проверки.
2. Для целей настоящих правил используются понятия, определенные ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Понятия, не определенные ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и используемые в настоящих правилах:
2.1.Предмет проверки - установление наличия или отсутствия фактов несоблюдения арбитражными управляющими в их деятельности требований законодательства РФ и утвержденных Правительством РФ правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, а также фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения ими правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных Организацией, членом которой он является.
Комиссия – группа людей, осуществляющая функции по проведению проверок за деятельностью арбитражными управляющими, являющимися членами Организации.
Текущих контроль – осуществляется Организацией на основании регулярных отчетов арбитражных отчетов.
Плановая проверка – осуществляется на основании утвержденных планов проверок деятельности арбитражных управляющих.
Разовая проверка - организация и проведение проверочных мероприятий по одному или нескольким направлениям деятельности арбитражного управляющего на одном или нескольких предприятиях, в одной или нескольких процедурах банкротства, для проведения которых он утвержден арбитражным судом.
Дисциплинарный отдел - специально созданное структурное подразделение в Организации, рассматривающее дела о применении в отношении членов Организации мер дисциплинарного воздействия.
Контрольный отдел - специально созданное структурное подразделение в Организации, осуществляющий контроль за соблюдением членами Организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности.
2.2. Основаниями для проведения проверок являются:
2.2.1. Решение о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, принятое Организацией.
2.2.2.Плановая проверка осуществляется на основании утвержденных планов проверок деятельности арбитражных управляющих. Организация и проведение плановой проверки проводится по всем направлениям деятельности арбитражного управляющего на всех предприятиях и во всех процедурах банкротства, для проведения которых он утвержден арбитражным судом.
2.2.3. План проверок арбитражных управляющих утверждается исполнительным директором Организации.
2.2.4. Определение о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, вынесенное арбитражным судом;
2.2.5. Постановление о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, вынесенное правоохранительными органами в пределах их компетенции в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ;
2.2.6 Поступившие из регулирующего и уполномоченного органа, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на несоблюдение арбитражными управляющими в их деятельности требований законодательства РФ и утвержденных Правительством РФ правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
2.2.7 Наличие мотивированной жалобы собственника имущества унитарного предприятия-должника, органов управления юридического лица-должника, конкурсных кредиторов, собрания (комитета) кредиторов организации-должника на действия арбитражного управляющего.
2.2.8. Полномочия лиц, при подаче жалобы на арбитражного управляющего - члена Организации должны быть подтверждены соответствующими документами в соответствии с законодательством РФ.
2.3. Комиссия по проверке деятельности арбитражных управляющих, являющимися членами Организации состоит из числа членов Организации или ее сотрудников, включенных Организацией в состав Контрольного отдела.
2.3.1.Численность комиссии не может быть менее трех человек.
2.3.2.Председателем комиссии не может быть лицо не являющимся членом Организации.
2.4. Порядок назначения разовой проверки.
2.4.1.При поступлении в Организацию материалов, содержащих хотя бы одно из оснований для проведения проверки, перечисленных в пункте 2.2. настоящих правил начальник контрольного отдела Организации обязан в течение трех дней рассмотреть их и принять решение о назначении и проведении проверки.
2.4.2.Жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Организацию, не могут служить основанием для назначения и проведения проверки.
2.4.3.В том случае, если в поступившем решении о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, принятом Организацией или арбитражным судом, а также в постановлении, вынесенном правоохранительными органами не содержится прямого указания о проведении проверки, руководителем Организации в зависимости от характера и объема поступивших материалов может быть принято решение о проведении разовой проверки.
2.5.Решение начальника контрольного отдела Организации о назначении и проведении проверки оформляется распоряжением (приказом), в котором указываются:
наименование саморегулируемой организации;
номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
фамилии, имена и отчества лиц, включенных в комиссию по проверке.
фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, в отношении которого будет проводится проверка;
наименование, юридический адрес организации – должника;
основание для проведения проверки;
дата начала и окончания проверки.
2.6.Порядок проведения проверки.
2.6.2.В исключительных случаях, связанных с необходимостью привлечения специалистов, проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемом исследуемых материалов, на основании мотивированного предложения председателя комиссии, руководителем Организации срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.
2.6.3.При проведении проверки председатель комиссии:
организует работу комиссии;
определяет круг вопросов, подлежащих проверке;
распределяет обязанности членов комиссии и дает им задания.
2.6.4.При проведении проверки председатель и члены комиссии не вправе:
требовать представления документов и информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, если она составляет охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
превышать установленные сроки проведения проверки;
2.6.5.При проведении проверки председатель комиссии имеет право запрашивать для изучения в необходимом объеме документацию арбитражного управляющего, получать от него письменные объяснения по фактам выявленных при проверке нарушений и недостатков.
2.7.По результатам проверки членами комиссии в срок не более трех дней с момента окончания срока проверки, составляется акт в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. При несогласии с выводами комиссии каждый из ее членов вправе составить и приложить к экземплярам акта свои замечания и возражения.
2.7.1.В акте указываются:
дата и место составления акта;
состав комиссии и ее председатель;
дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого проведена проверка;
фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, в отношении которого проводилась проверка;
наименование и юридический адрес организации должника;
сроки и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
вывод комиссии по проверке о наличии или отсутствии фактов несоблюдения арбитражным управляющим его деятельности требований законодательства РФ и утвержденных Правительством РФ правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, а также фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных Организацией, членом которой он является.
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с протоколом арбитражного управляющего;
подписи членов комиссии и ее председателя;
2.7.2.К акту проверки могут прилагаться протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения арбитражного управляющего, сотрудников предприятия-должника и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
2.7.3.Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается арбитражному управляющему под расписку либо направляется почтовой связью с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Организации, а второй экземпляр акта проверки направляется заявителю жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего послужившей основанием для проведения проверки.
2.8.Принятие решения по результатам проверки.
2.8.1.Председатель Правления Организации в течение трех дней обязан рассмотреть поступивший акт проверки и возражения арбитражного управляющего.
2.8.2.По результатам рассмотрения Председатель Правления Организации либо утверждает акт проверки, либо издает распоряжение (приказ) о проведении повторной проверки, которая вновь проводится в порядке, установленными настоящими правилами, но комиссия по проведению проверки при этом назначается в ином составе.
2.8.3.В том случае, если в акте проверки, утвержденном Председателем Правления Организации, содержится вывод о наличии фактов несоблюдения арбитражными управляющими в их деятельности требований законодательства РФ и утвержденных Правительством РФ правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, а также фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных Организацией, членом которой он является, данный протокол служит основанием для привлечения арбитражного управляющего – члена Организации к дисциплинарной ответственности.
2.8.4.В случае выявления обстоятельств указанных в п.2.8.3. настоящего Положения утвержденный Председателем Правления Организации акт проверки деятельности арбитражного управляющего направляется в Дисциплинарный отдел Организации.
2.8.5.Акты проверок со всеми приложениями подлежат хранению в Организации в течение всего периода ее деятельности, а при ее ликвидации в установленном порядке сдаются на хранение в государственные архивные фонды.
2.9.Порядок наложения мер дисциплинарной ответственности на арбитражных управляющих- членов Организации.
2.9.1.В случаях предусмотренных в п.2.8.4. настоящего Положения начальник Дисциплинарного отдела Организации обязан образовать комиссию в количестве трех человек, которая будет рассматривать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности арбитражного управляющего-члена Организации, в отношении которого выявлены нарушения указанные в акте проверки.
2.9.2.Начальник Дисциплинарного отдела обязательно должен быть членом этой комиссии.
2.9.3Вопрос о привлечении арбитражного управляющего, являющегося членом Организации, к дисциплинарной ответственности должно быть рассмотрено комиссией в течение трех дней.
2.9.4. Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов Организации мер дисциплинарного воздействия обязан пригласить на свое заседание члена Организации, в отношении которого возбуждено дело о применении мер дисциплинарного воздействия, а также лиц, направивших жалобу на действия этого арбитражного управляющего - члена Организации.
2.9.5.Привлечение арбитражного управляющего – члена Организации к дисциплинарной ответственности оформляется в виде протокола.
2.9.6.В протоколе указываются:
Дата и место составления протокола;
Состав комиссии: члены и ее председатель;
Дата и номер акта проверки, на основании которого составлен протокол;
Фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, в отношении которого составлен протокол;
Заключение комиссии обосновывающий принятие той или иной меры дисциплинарной ответственности к нарушителю со ссылкой, какие именно правила деятельности и (или) законодательства РФ нарушены им;
Решение комиссии, какая мера дисциплинарной ответственности подлежит применению к нарушителю;
Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с протоколом арбитражного управляющего и лиц направивших жалобу на действия или бездействие арбитражного управляющего;
Подписи членов комиссии и ее председателя.
2.10.Ответственность членов Организации за нарушение законодательства и Положений Организации.
2.10.1.Члены Организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего члена Организации в виде:
вынесение предписания, обязывающего члена Организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки их устранения;
вынесение члену Организации предупреждения с оповещением об этом публично;
наложение на члена Организации штрафа в размере, установленном настоящим Положением;
рекомендация о приостановлении на два месяца членства в Организации,подлежащая рассмотрению и утверждению Правлением Организации, с оповещением об этом публично;
рекомендация об исключении лица из членов Организации, подлежащая рассмотрению и утверждению Правлением Организации,с оповещением об этом публично;
2.10.2. Выбор применяемого вида дисциплинарного наказания осуществляется:
с учетом тяжести совершенного нарушения;
наступления негативных последствий для кредиторов, предприятия – должника, в отношении которого членом Организации проводится процедура банкротства, либо деятельности Организации;
возможности устранения выявленного нарушения;
единичности или систематичности совершения арбитражным управляющим членом Организации нарушений и других факторов, свидетельствующих о характере совершенного нарушения.
2.10.3.Дисциплинарная ответственность в виде штрафа в размере до 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей, при повторном нарушении арбитражным управляющим внутренних Положений Организации он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде наложения на него штрафа в размере до 5000 (Пять тысяч) рублей, приостановления членства в Организации или исключения его из членов Организации.
2.10.4.В случае обнаружения обстоятельств свидетельствующих о несоответствии арбитражного управляющего-члена Организации требованиям ст.20 ФЗ «О несостоятельности (банкростве)» Организация обязана в течение трех дней созвать Правление Организации с повесткой об исключении этого арбитражного управляющего из Организации.
2.10.5.Неуплата членом Организации более двух месяцев членского сбора в размере и порядке установленном Уставом Организации, является основанием для применения мер дисциплинарного воздействия указанных в п. 2.10.1 настоящего Положения.
2.10.6.В том случае, если в действиях арбитражного управляющего усматриваются признаки состава административного правонарушения или преступления, связанных с его деятельностью в качестве арбитражного управляющего, Организация в пятидневный срок должна рассмотреть вопрос о целесообразности направлении соответствующего заявления в регулирующий орган и (или) правоохранительные органы.
2.10.7.Ассоциация обязана в течение трех дней направить копию акта проверки и копию протокола о применении к арбитражному управляющему мер дисциплинарной ответственности в регулирующий орган.
2.10.8.При принятии решения на собрании Правления Организации об исключение арбитражного управляющего из членов Организации, один экземпляр данного решения с приложением протокола собрания Правления Организации направляется арбитражному управляющему, в отношении которого вынесено это решение, другой экземпляр направляется в регулирующий орган.
2.10.9.Решение об исключении арбитражного управляющего из членов Ассоциации может быть обжаловано заинтересованными лицами в установленном законом порядке.
2.11.Права и обязанности арбитражного управляющего.
2.11.1.Арбитражный управляющий обязан:
обеспечивать размещение членов комиссии, выделить им для работы необходимые служебные помещения, средства связи, оргтехнику и автотранспорт;
предоставить членам комиссии в течение трех дней всю необходимую для проведения проверки документацию, отражающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а также документацию арбитражного управляющего, подтверждающую выполнение им требований законодательства о несостоятельности (банкротстве);
не препятствовать членам комиссии в проведении проверки;
оказывать иную помощь, связанную с проведением проверки.
2.11.2.Арбитражный управляющий вправе:
в любое время присутствовать при проведении мероприятий в ходе проверки;
знакомиться с протоколами, распоряжениями и другой документацией комиссии связанной с проведением проверки деятельности этого арбитражного управляющего;
при несогласии с изложенными в акте проверки фактами и выводами комиссии в течение пяти дней после получения акта, представить руководителю Организации свои мотивированные возражения с объяснением причин несогласия с выводами комиссии;
при несогласии с решением Дисциплинарной комиссии о применение к нему той или иной меры ответственности имеет право в течение пяти дней после получения протокола, представить руководителю Организации свои мотивированные возражения с объяснением причин несогласия с выводами комиссии.
3. Заключительные положения
Все вопросы неурегулированные настоящим Положением рассматриваются в установленном Федеральными законами РФ порядке

Кто контролирует деятельность арбитражных управляющих? Определён ли какой-либо контролирующий орган? Кому можно пожаловаться на арбитражного управляющего?


С. В. Степанова,Ярославль.


Такое понятие, как «контролирующий орган» в сфере несостоятельности (банкротства) в законе отсутствует.


Орган, который осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, называется регулирующим, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации является Федеральная регистрационная служба.


Кроме того, с марта нынешнего года вступил в силу Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению проверок, отнесённых к компетенции Росрегистрации, в соответствии с которым на нашу службу возложены полномочия по проведению проверок как саморегулируемых организаций, так и самих арбитражных управляющих. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, например, по поступившим обращениям или жалобам.


Поэтому, если вы считаете, что ваши права нарушены теми или иными действиями арбитражного управляющего, вы имеете право обратиться с жалобой на его действия в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области. По изложенным в жалобе фактам сотрудниками управления, осуществляющими контроль за деятельностью арбитражных управляющих, будет проведена проверка.



Предприятие, на котором я проработала десять лет, признали банкротом. Меня избрали представителем трудового коллектива, но конкурсный управляющий ни разу не извещал меня о собраниях кредиторов, которые проводились, как мне стало известно, уже не один раз. Работники предприятия спрашивают, когда будет продано имущество завода, по какой цене и хватит ли денег на выплату задолженности по заработной плате. А я ничего не могу им ответить, так как на собрания кредиторов меня не приглашают. Как можно воздействовать на кон-курсного управляющего? И вообще, правомочно ли собрание кредиторов, на которое приглашены не все участники?


Н. В. Семёнова,


Рыбинск.


Действительно, представитель трудового коллектива имеет право присутствовать на собраниях кредиторов, хотя и не участвует в голосованиях. Этим правом закон наделил его не случайно. Именно через представителя трудового коллектива остальные работники получают информацию о ходе конкурсного производства, которое, безусловно, затрагивает их права и интересы. Именно он может задать на собрании кредиторов интересующие работников вопросы.


Не уведомляя представителя работников о проведении собраний кредиторов, конкурсный управляющий нарушает предписания закона. Вместе с тем из положений закона следует, что присутствие либо отсутствие представителя трудового коллектива, неважно, по каким причинам, никак не влияет на правомочность собрания кредиторов.


Однако представителю трудового коллектива следует знать о том, что он вправе знакомиться с судебным делом о несостоятельности (банкротстве) предприятия. В материалах дела находятся протоколы всех собраний кредиторов, из которых можно узнать об обсуждавшихся на собрании вопросах и о принятых по ним решениях. Также в деле должны присутствовать отчёты конкурсного управляющего, которые отражают ход конкурсного производства, реестр требований кредиторов и другие документы. Недобросовестный конкурсный управляющий может препятствовать вашему присутствию на собраниях кредиторов, но препятствовать ознакомлению с материалами дела в арбитражном суде он не в силах.


Кроме того, с целью защиты прав и законных интересов работников должника закон наделяет представителя трудового коллектива правом на обращение в арбитражный суд: по его заявлению решение собрания кредиторов, нарушающее права и интересы работников, может быть признано судом недействительным.


Также с жалобой на незаконные действия арбитражного управляющего можно обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, на которое возложены функции контроля за арбитражными управляющими.


На вопросы отвечала начальник отдела по конт-ролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих управления Федеральной регистрационной службы по Яро-славской области Мария УКОЛОВА.



Проработала на предприятии 15 лет, а недавно (три месяца назад) его признали банкротом. Последние полгода заработную плату мне не платили. Сумму этой задолженности конкурсный управляющий включил в реестр требований кредиторов – во вторую очередь, а деньги до сих пор не выплачивает. Что мне делать?


Н. М. Сурина,Ярославль.


Отвечает специалист-эксперт отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области Вера Марахонова.


В данной ситуации с момента признания предприятия банкротом прошло не так уж много времени – всего 3 месяца. Как правило, данного срока недостаточно, чтобы приступить к расчётам с кредиторами.


Выплаты по реестру требований кредиторов осуществляются за счёт средств конкурсной массы предприятия-должника. Чтобы сформировать конкурсную массу, конкурсный управляющий должен выполнить ряд необходимых мероприятий. Сначала проводится инвентаризация и оценка имущества должника, выявляется дебиторская задолженность. Затем конкурсный управляющий согласовывает с кредиторами порядок, сроки и условия продажи выявленного и оценённого имущества, ищет покупателей. Одновременно с этим предпринимаются меры по взысканию дебиторской задолженности, нередко это сопровождается судебными тяжбами.


С целью продажи имущества стоимостью более 100 000 рублей конкурсному управляющему необходимо организовать торги. Более того, случается, что одни и те же объекты недвижимости выставляются на торги по нескольку раз (до четырех раз), прежде чем будут проданы.


Как видно, чтобы появились денежные средства для расчётов с кредиторами должника, необходимо определённое время. В три месяца конкурс-ному управляющему не уложиться. Именно поэтому конкурсное производство вводится судом сроком на 1 год, после чего в случае необходимости может быть продлено.


В случае если кредитор считает, что конкурсный управляющий допускает нарушения, затягивая расчёты с кредиторами, он имеет право обратиться с жалобой на его действия в управление Федеральной регистрационной службы по Ярослав-ской области. По изложенным в жалобе фактам сотрудниками управления, осуществляющими контроль за деятельностью арбитражных управляющих, будет проведена проверка.