Что говорят эксперты, юристы о суде над свидетелями иеговы. В суде над «Свидетелями Иеговы» Washington Post усмотрела нарушение свободы вероисповедания Встречный иск организации не принят

Свидетели Иеговы рассказали суду о несостоятельности обвинений в преступлениях

За 26 лет официальной деятельности в России организации Свидетелей Иеговы не было доказанного вреда от их действий, заявил в Верховном суде глава Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России Василий Калин. Его заместитель Сергей Черепанов указал на то, что только в России Свидетелей Иеговы преследуют за экстремизм, хотя их богослужения в мире посещают около 20 миллионов человек.

Сегодня в начале заседания суд задался вопросом о том, как могла организация, ввозя свои материалы в Россию, заранее знать, что они будут признаны экстремистским. После этого к делу были приобщены публикации материалов Свидетелей Иеговы с датами признания их экстремистскими.

Затем в суде выступил председатель руководящего комитета "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" Василий Калин. Он заявил, что за 26 лет центр не привлекался к ответственности за экстремизм.

"Если мы все эти годы были хорошими, то в какой момент мы стали экстремистами?" - заявил Василий Калин.

По его словам, если запрет случится, будет нанесён существенный вред верующим, и преследования уже начались. Однако, позиция Свидетелей Иеговы неизменна: подчиняться властям, молиться за них, всегда придерживаются принципов миролюбия, отметил Калин.

Действия Минюста уводят борьбу с экстремизмом по ложному следу, заявил в свою очередь заместитель Калина Сергей Черепанов. Он отметил, что в последние годы в отношении Свидетелей Иеговы было возбуждено 20 уголовных дел по статье "Экстремизм", но большинство завершилось оправдательными приговорами. Черепанов подчеркнул, что его организация предприняла все возможные меры для противодействия экстремизму.

Преследовать Свидетелей Иеговы в России значит бросить вызов всем тем странам, где верующие свободно исповедуют свою веру, указал Черепанов, добавив, что богослужения Свидетелей Иеговы в мире посещают около 20 миллионов человек.

Адвокат Женков в своем выступлении заявил, что, вопреки утверждению Минюста, среди целей и задач религиозной организации Свидетелей Иеговы нет экстремизма.

"Если за 100 лет неофициального и 26 лет официального существования Свидетелей Иеговы не было доказанного вреда от их деятельности, то на какой вред ссылается Минюст?" - спросил во время выступления в суде Женков.

Он также подчеркнул, что в Россию никогда не ввозилась литература, признанная экстремистской.

Женков обратил внимание на то, что дела, связанные с признанием литературы Свидетелей Иеговы экстремистской, обжалованы в Европейском суде по правам человека. Адвокат указал на то, что 22 жалобы объединены в одно производство, и в ответ на запрос Страсбургского суда Российская Федерация официально признала, что литература Свидетелей Иеговы не содержит открытых призывов к насилию, говорится в репортаже с заседания, который ведется на сайте "Свидетели Иеговы в России".

Напомним, что Министерство юстиции России попросило также конфисковать имущество религиозной организации, признав при этом, что не располагает сведениями о правонарушениях, которые были совершены под влиянием литературы Свидетелей Иеговы.

Местные религиозные организации в ЮФО и СКФО неоднократно были оштрафованы за использование литературы, позднее внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. Также были ликвидированы несколько местных организаций, в числе которых таганрогская , абинская , черкесская , элистинская . "Берут каждый случай, когда мы говорим, что наша вера – правильная, и выводят из этого экстремизм", - ранее прокомментировал "Кавказскому узлу" эти прецеденты представитель головного российского офиса Ярослав Сивульский. Преследование Свидетелей Иеговы в России

Несмотря на то что Конституция России гарантирует свободу вероисповедания, последователю «Свидетелей Иеговы» Деннису Кристенсену грозит десять лет тюрьмы за проведение богослужения для своих единомышленников, пишет The Washington Post. Эту деятельность российские власти сочли противозаконной, поскольку собрание проводилось после постановления Верховного суда о признании объединения экстремистским.


«Разве чтить Бога — это преступление? Есть ли у властей право навязывать свой ответ?» — задаётся вопросом The Washington Post. Тем, кто «всерьёз воспринимает свободу вероисповедания», издание советует обратить особое внимание на суд над Деннисом Кристенсеном, который начинается 3 апреля в Орле.

46-летний датчанин содержится под стражей уже 11 месяцев. Его обвиняют в организации деятельности общины «Свидетелей Иеговы»* — за это Кристенсену грозит десять лет тюрьмы. В апреле 2017 года, когда Верховный суд России признал это религиозное объединение «экстремистским» , на территории страны действовали 395 местных организаций, в целом у них было порядка 170 тыс. последователей. Минюст считает, что своей работой организация «Свидетели Иеговы» «порождает угрозу защите прав и интересов общества и общественной безопасности ».

Как подчёркивает The Washington Post, Кристенсен, по всей видимости, как раз «порождал угрозу общественной безопасности », когда читал проповедь во время собрания орловских «Свидетелей Иеговы» 25 мая 2017 года. По словам представителей закона, обвиняемый «совершил действия организационного характера, направленные на продолжение противоправной деятельности » запрещённой в России религиозной организации, — видимо, открыл здание для собрания, а затем нагрянула полиция, которая проводила подобные рейды и в Кемерове, Белгороде и Таганроге.

Американская газета утверждает: «На самом деле богослужения «Свидетелей Иеговы» не более «экстремистские», чем те, что проводятся в Русской православной церкви, с недавних пор тесно связанной с авторитарным режимом президента Владимира Путина. Однако «Свидетели Иеговы» отказываются пресмыкаться перед властями; отказываются от воинской обязанности, не голосуют и считают Бога единственным настоящим лидером». В СССР последователи этого течения тоже подвергались преследованиям, добавляет The Washington Post.

В своём недавнем послании к Федеральному собранию Владимир Путин говорил, что Россия должна «расширить пространство свободы» во всех сферах, «укреплять институты демократии », а также «быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам». По мнению издания, если бы президент верил в эти слова, он бы свернул «необоснованное судебное преследование», которому подвергся Кристенсен и другие. Он бы объяснил судам, что они должны руководствоваться 28-й статьёй Конституции, которая гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

* Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — религиозное объединение, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 20.04.2017, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 17.07.2017).

источник Washington Post США Северная Америка теги
  • 00:59

    Президент США Дональд Трамп продлил на год санкции против Йемена.

  • 00:46

    В Москве скончалась российская журналистка Маргарита Вирова после того, как выпала из окна своей квартиры на восьмом этаже.

  • 00:31

    В аэропорту Казани задержали вылет самолёта в Москву из-за заявления пассажира о «минировании» самолёта. Об этом сообщила ТАСС старший помощник Приволжского транспортного прокурора Майя Иванова.

  • 00:15

    Al Arabiya сообщает, что стрельба и взрывы начались на площади в столице Судана, где в настоящий момент проходят акции протеста.

  • 00:01

    Миланский «Интер» в рамках 36-го тура Серии А добыл домашнюю победу над главным аутсайдером итальянского чемпионата - «Кьево».

  • 23:56

    Сборная Канады по хоккею обыграла хозяев нынешнего чемпионата мира в результативном поединке.

  • 23:51

    Президент России Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию в Сирии, сообщает пресс-служба Кремля.

  • 23:43

    В матче группового этапа чемпионата мира по хоккею между сборными Норвегии и Швеции была зафиксирована крупная победа действующих обладателей титула.

  • 23:40

    В Санкт-Петербурге в возрасте 67 лет умер один из создателей системы ГЛОНАСС Борис Шебшаевич. Об этом сообщили в Российском институте радионавигации и времени.

  • 23:40

    Игрок клуба Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «Финикс Санз» Джош Джексон был арестован в Майами.

  • 23:24

    Дмитрий Разумков, спикер по политическим вопросам штаба избранного президента Украины Владимира Зеленского, оценил заявление главы МИД страны Павла Климкина о возможном отказе от исполнения Минских соглашений в случае «снятия санкционного давления» на Россию в Совете Европы.

  • 23:21

    Форвард клуба Национальной хоккейной лиги «Анахайм Дакс» Райан Кеслер перенёс сложную операцию на правом бедре.

  • 23:08

    Депутат Верховной рады Надежда Савченко заявила, что ситуация вокруг упрощённого предоставления российского гражданства жителям Донбасса стала следствием «недоработки» украинских властей.

  • 23:04

    Глава штаба сборной России по хоккею Роман Ротенберг считает, что ещё рано подводить итоги выступления команды на чемпионате мира в Словакии.

  • 22:53

    Известный британский тележурналист, ведущий программы Weekend Television Брайан Уолден скончался на острове Гернси в возрасте 86 лет, передаёт The Guardian.

  • 22:48

    Защитник сборной России Дмитрий Орлов считает, что его партнёры по клубу Национальной хоккейной лиги «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин и Евгений Кузнецов откроют свой лицевой счёт на турнире в нужный момент.

  • 22:40

    Президент России Владимир Путин отметил, что при развитии систем вооружения следует учитывать политическую обстановку в мире, в том числе выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

  • 22:37

    Министр спорта России Павел Колобков считает, что работа по восстановлению членства Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) в Международной федерации лёгкой атлетики (IAAF) находится на финишной прямой, а потому предложение главы Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрия Гануса о смене руководства ВФЛА несвоевременно.

  • 22:25

    Нападающий сборной России по хоккею Никита Кучеров стал самым результативным игроком чемпионата мира - 2019.

  • 22:22

    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что из Белого дома не поступало предложений относительно организации встречи Владимира Путина с американским лидером Дональдом Трампом.

  • 22:16

    Американский лидер Дональд Трамп заявил, что Вашингтону в перспективе удастся поладить с Москвой. По мнению президента, хорошие отношения США и России «логичны».

  • 22:13

    Екатерина Бобкова, проходившая свидетелем по делу футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева, выпала из окна и получила множественные травмы.

  • 22:08

    Украинские пограничники не пустили в страну около 3,3 тыс. граждан России с начала 2019 года, заявил представитель Госпогранслужбы Украины Олег Слободян.

  • 22:03

    Американская теннисистка Николь Гиббз объявила, что больна раком слюнных желёз.

  • 22:01

    Президент России Владимир Путин обратился к участникам совещания по военной тематике с просьбой доложить об итогах испытаний комплекса С-350 «Витязь».

  • 21:53

    В Сирии при обстреле боевиками города Скальбия 12 и 13 мая погибли семь местных жителей, в том числе пять детей. Об этом сообщил глава российского Центра по примирению враждующих сторон Виктор Купчишин.

  • 21:52

    Голкипер сборной России по хоккею Андрей Василевский прокомментировал исход поединка с Чехией (3:0) на чемпионате мира.

  • 21:40

    Главный тренер шотландского «Рейнджерс» Стивен Джеррард не исключил, что может продолжить карьеру в одном из клубов Российской премьер-лиги (РПЛ).

  • 21:36

    Президент США Дональд Трамп заявил о намерении встретиться с российским лидером Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином в ходе саммита G20 в японской Осаке.

  • 21:27

    Нападающий санкт-петербургского «Зенита» Артём Дзюба считает, что школа московского «Спартака» помогла ему овладеть культурой паса и футбольным мышлением.

  • 21:21

    Зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий прокомментировал RT публикацию избранным президентом Украины Владимиром Зеленским видеоролика, в котором иерархи различных религиозных конфессий обращаются с посланием к жителям Крыма и Донбасса.

  • 21:16

    Музыкант, лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, по данным некоторых СМИ, готовится к парламентским выборам на Украине.

  • 21:13

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв заявил, что под его рукой находится единый коллектив и он не обращает внимания на личности.

  • 21:08

    Официальный представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер рассказал, какой будет реакция компании на возможное введение Соединёнными Штатами санкций из-за проекта газопровода «Северный поток - 2».

  • 20:59

    Лучшие моменты победного матча сборной России с командой Чехии на чемпионате мира.

Апелляция была отклонена коллегией Верховного суда РФ

Точку в вопросе признания «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией с запретом ее деятельности на территории России поставила в понедельник, 17 июля апелляционная коллегия Верховного суда РФ после изучения материалов дела. Эксперты «МК» в оценке этого решения разделились.

Коллегия подтвердила принятое 20 апреля решение Верховного суда, которым по инициативе Минюста организация была ликвидирована на территории всей страны, а весь ее доход обращен в пользу государства. Теперь это решение вступило в законную силу.

На заседании в понедельник представители «Свидетелей Иеговы» утверждали, что не занимались экстремистской деятельностью. По их словам, они лишь «читали и обсуждали Библию». Также члены организации, по словам адвоката Антона Омельченко, не использовали экстремистскую литературу, поскольку все книги были уничтожены самими верующими, а если какие-то экземпляры и остались, то только на руках у отдельных людей и использовались они «никак не для распространения, а для личного чтения». По словам адвоката, материалы из экстремистского списка в помещения организации подкидывали сами правоохранители.

А представитель Минюста РФ Светлана Борисова заявила суду, что несмотря на все претензии и профилактические беседы, руководство центра "Свидетелей Иеговы" не только не прекратило свою экстремистскую деятельность, но и продолжает настаивать на том, что она таковой не является.

Решение, принятое судом, положительно принял российский религиовед, зампредседателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Роман Силантьев :

Решение правильное. Это самая крупная экстремистская организация действующая на территории России. Ее численность 170 тысяч человек. Присутствует она практически во всех регионах, только в Ингушетии их нет. Экстремизм бывает двух типов внешний - когда разжигается рознь в отношении людей другого цвета кожи, других национальностей, вероисповедания и внутренний - когда в организации издеваются над самими членами. У "Свидетелей Иеговы" присутствовали оба вида экстремизма. Это одна из крупнейших сект в мире и в ряде стран она тоже запрещена, так что Россия — не первая страна, запретившая их деятельность.

- А в каких странах эта организация легально действует?

Во многих странах, в том числе, в США и странах Западной Европы.

- Почему там их не запрещают? Они как-то иначе себя ведут?

У них иная специфика законодательства и ведут они себя там иначе. Все-таки это секта американского происхождения и на территории США ей трудно заниматься, в частности, шпионажем. А в других странах она вполне может действовать под прикрытием шпионских структур.

- Можете припомнить какие-то вопиющие случаи, связанные с этой организацией?

С нею связаны целую совокупность смертей детей по причине отказа их родителей в переливании крови. Немало таких случаев. Умирают и взрослые, конечно, но особый резонанс вызывают смерти детей. Кроме того, эта организация очень жестко контролирует жизнь своих членов. Сейчас уже доступны свидетельские показания о том, что людям запрещали самостоятельно выбирать работу, получать образование, ограничивали их круг общения. А тем людям, которые из организации выходили, объявляли бойкот. На Сахалине была такая история, когда лидер организации из нее ушел, после чего другие ее члены, завидев его, переходили на другую сторону улицы.

- Где в России организация была наиболее многочисленной?

Больше всего членов она насчитывала в Краснодарском крае. Но руководящий центр ее под в Санкт-Петербургом, в поселке Солнечная. В каких-то регионах общину уже признали экстремистской, еще до запрета основной организации.

Как вы считаете, чем обусловлен тот факт, что именно в Краснодарском крае «Свидетелей Иеговы» было больше всего?

Вопрос хороший. В принципе, Краснодарский край сам по себе третий по численности регион в Российской федерации, там много населенных пунктов, а в Москве и Санкт-Петербурге выше конкуренция других сект. В Краснодарском крае эта конкуренция поменьше. Я склонен объяснять этим, хотя, полагаю, что могут быть и другие причины, которые я специально не изучал.

Между тем, российский религиозный деятель Андрей Кураев решение суда раскритиковал:

Видите ли, наша Госдума приняла достаточно жесткий закон о борьбе с экстремизмом, согласно которого любое колхозное собрание можно признать экстремистами. А любой районный суд привлекает совершенно непонятно откуда набранных экспертов с образованием сельхозтехникума, которые оказываются специалистами в истории религиоведения, в истории, литературе, языках, чье мнение потом не ставится под сомнение. Вот из свежих скандалов: достаточно классическая книга, объявленная экстремистской — книга иудейского писателя Маркуса Лемана «Насильно крещеные». Это художественная книга с исторической основой, по поводу которой еврейские организации заявляют свой протест, посмотрим кто окажется сильнее в этом вопросе. Что касается иеговистов, то я так и не смог увидеть конкретно, тексты каких изданий являются экстремистскими. Это ситуация на уровне юноши инвалида, который отнял мотоцикл у омоновца или пьяного мальчика. Потому что вот людей, которых Гитлер и Сталин сажали за пацифизм, обвинять в экстремизме, это смех сквозь слезы. Да, конечно, у них есть резкие оценки других религий. Но и у нас они есть в их адрес. Здесь мы более чем квиты. Я и сейчас считаю, что да, это секта, опасная для людей, но, мне кажется, другие должны быть методы противостояния ей. В частности, информирование, например, через сеть поликлиник района о том, как они со здоровьем своих прихожан обращаются. А не запреты и загнания их в подвал. Пробовали все это и в Третьем рейхе и в Советском союзе, ничего хорошего это не принесло.

Беспрецедентный иск был подан 30 марта 2017 года в Верховный суд России: признать действия Министерства юстиции против религии Свидетелей Иеговы политическими репрессиями . Обстоятельный и обоснованный, данный иск является встречным по отношению к иску Минюста от 15 марта 2017 года, в котором ведомство просит запретить и признать экстремистским «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», а также все 395 местных организаций этой религии на территории России.

Действия Минюста обладают всеми признаками политических репрессий - с точки зрения российского и международного права. Они нарушают статью 18, а также 9 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В России понятие репрессий определяется законом «О реабилитации жертв политических репрессий». К репрессиям относятся политически мотивированные действия органов власти по ограничению прав и свобод граждан, признаваемых опасными для государства, в том числе, по религиозному признаку.

Иск Минюста нацелен на объединения граждан, отобранные исключительно по признаку исповедания вероучения Свидетелей Иеговы.

Анализ действий Минюста в отношении Свидетелей Иеговы свидетельствует о произволе и дискриминации. К примеру, подчиненные Минюсту лаборатории и центры судебной экспертизы приходили к диаметрально противоположным выводам о наличии или отсутствии в одних и тех же публикациях Свидетелей Иеговы признаков «экстремизма». Такое противоречие само по себе свидетельствует о недопустимой ущербности методик. Но, вместо того чтобы стремиться к установлению истины, обеспечивая единство и последовательность собственных экспертных выводов, Минюст пользовался в судах только теми выводами, которые приводили к признанию книг Свидетелей Иеговы «экстремистскими», а впоследствии к признанию «экстремистскими» их организаций.

В иске приводятся многочисленные факты, свидетельствующие о том, что преследование Свидетелей Иеговы является политически мотивированным.

Верующие религии Свидетелей Иеговы уже были признаны жертвами политических репрессий - указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Российское законодательство осудило многолетний террор и массовые преследования Свидетелей Иеговы как несовместимые с идеей права и справедливости, выразило глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким и заявило о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Текст встречного административного искового заявления по административному делу АКПИ17-238. Подано в Верховный Суд Российской Федерации 30 марта 2017 года. Административный истец - Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». Административный ответчик - Министерство юстиции Российской Федерации.

ВСТРЕЧНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти

Обжалуемые действия (бездействие), обстоятельства их совершения и иные известные данные в отношении оспариваемых действий (бездействия), условия принятия встречного административного искового заявления

I . Факты и юридическое обоснование встречного административного искового заявления

  1. 15.03.2017 г. по адресу Москва, ул. Поварская, 15 Минюст России направил в Верховный Суд РФ административное исковое заявление № 11-29821/17 о ликвидации и признании экстремистской централизованной религиозной организации – Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (далее – Религиозная организация), и входящих в ее структуру местных религиозных организаций.
  2. В то же время действия Минюста России, направленные на ликвидацию Религиозной организации и признание ее экстремистской, а также его бездействие, выразившееся в отсутствии должной проверки обстоятельств незаконного преследования Религиозной организации и верующих соответствующей конфессии, обладают всеми признаками политических репрессий, поэтому подлежат признанию незаконными, что исключает полностью удовлетворение первоначального административного искового заявления Минюста России.
  3. Проверка обстоятельств того, законны ли действия Минюста России и подлежит ли Религиозная организация ликвидации и признанию экстремистской, взаимосвязано с исследованием обстоятельств, свидетельствующих, что Религиозная организация является жертвой политических репрессий, которой судом должна быть предоставлена защита, поэтому их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений.
  4. Таким образом, имеются условия принятия встречного административного искового заявления, предусмотренные п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 131 КАС РФ, которая устанавливает: «Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий: 1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений; 2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления; 3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования».
  5. В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 131 КАС РФ до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.
  6. Обжалуемая совокупность действий Минюста России, направленных на ликвидацию Религиозной организации и признание ее экстремистской, декларирует свою цель как укрепление законности и предупреждение нарушений государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и граждан, а также противодействие экстремистской деятельности. Но истинной целью таких действий являются политические репрессии Религиозной организации и верующих Свидетелей Иеговы России в целом.

II . Доказательства применения политических репрессий, нарушающих ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взятую совместно со ст. ст. 9 и 6 Конвенции

  1. Согласно ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных в ней прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены. Поэтому политически мотивированное преследование является незаконным.
  2. В Постановлении от 14.06.2016 г. по делу «Мерабишвили (Merabishvili) против Грузии» (жалоба № 72508/13, §100) Европейский Суд по правам человека признал:

    – «Как закреплено в предыдущих правовых позициях Суда, вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно. В то же время любая общественная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой. В то же время заявитель, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашенной или той, которая может быть разумно выведена из контекста. Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции (см. Постановление по делу «Ходорковский…» приведенное выше, § 255)».

  3. Доказательства таких политических репрессий, направленных против Свидетелей Иеговы, неопровержимы.

а) Доказательства, основанные на эмпирических данных и политическом контексте

  1. Свидетели Иеговы были мишенью суровых политических репрессий во времена мрачной эпохи чисток, начиная с 1948 г. и до времени падения коммунизма.
  2. Так, например, Записка № 877-А/ОВ председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу «Отчет о работе Комитета государственной безопасности за 1980 год» от 31.03.1981 г. подтверждает указанные обстоятельства и содержит следующие сведения: «Ликвидированы экстремистские группировки секты "Свидетели Иеговы". Вскрыты и ликвидированы созданные церковниками и сектантами 6 нелегальных типографий, 19 печатных точек, более 30 перевалочных баз, складов, переплетных и наборных цехов» .
  3. Несколько лет спустя Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. № 1761-1 и Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.1996 г. № 378 подтвердили, что в годы СССР верующие Свидетели Иеговы подвергались уголовному преследованию неправомерно и были реабилитированы как жертвы политических репрессий.
  4. Так Закон РСФСР от 18.10.1991 г. № 1761-1 констатировал, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за религиозные убеждения. Закон осудил многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, выразил глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким и заявил о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека. Статья 5 закона реабилитировала лиц, осужденных за «антисоветскую агитацию и пропаганду; распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй; нарушение законов об отделение церкви от государства и школы от церкви», ‑ что чаще всего и инкриминировали Свидетелям Иеговы. А Указ Президента РФ от 14.03.1996 г. № 378 осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий».
  5. Указ Президента РФ от 14.03.1996 г. № 378 обязал Генеральную прокуратуру Российской Федерации совместно с ФСБ России, МВД РФ осуществить реабилитацию граждан России, которые были необоснованно обвинены в политических, государственных и уголовных преступлениях, лишались свободы, подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной деятельностью и убеждениями, и возложил на Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений. Таким образом, поскольку в силу п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, то он как федеральный орган исполнительной власти был обязан содействовать реабилитации Свидетелей Иеговы.
  6. Однако вместо того чтобы реабилитировать Свидетелей Иеговы, власти вновь устроили обширную кампанию репрессий с целью запретить их религиозную деятельность.
  7. Это осуществляется за счет того, что навешивание на последователей религии Свидетелей Иеговы ярлыка экстремистов с целью преследования отдельных верующих, прекращения деятельности их объединений и устранения возможности распространения религиозной литературы остается одним из методов политических репрессий.
  8. В течение более 15 лет Свидетели Иеговы в России в целом и Религиозная организация, в частности, снова сталкиваются с тем же лишением и ограничением прав и свобод по мнимому мотиву социальной опасности, опасности для государственного строя по религиозному признаку. Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что после распада СССР указанные выше меры политических репрессий продолжают применяться к Свидетелям Иеговы, а уполномоченные органы, в том числе Минюст России, бездействуют. Они не проводят должной проверки причин и условий, по которым к Свидетелям Иеговы продолжает применяться ярлык экстремизма, преследуются отдельные верующие, ликвидируются религиозные объединения, создаются препятствия в распространении религиозной литературы.
  9. Власти не могли игнорировать унижающий достоинство и произвольный характер их отношения, так как предупреждения о таких нарушениях поступали из различных источников и должностных лиц. 20.01.2010 г. десятки правозащитников, в том числе представители Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, общества «Мемориал» и др., опубликовали открытое заявление «Преследования Свидетелей Иеговы в России: реабилитированные снова подвергаются репрессиям». В нем было указано: «Свидетели Иеговы были жертвами преступного государственного насилия и в гитлеровской Германии, и в СССР. Тысячи семей советское государство подвергло ссылке в Сибирь и Казахстан, множество верующих было арестовано и прошло через лагеря за принадлежность к "изуверской антисоветской секте". После принятия в 1991 году Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Свидетели Иеговы были реабилитированы. Закон объявил судебные и внесудебные преследования Свидетелей Иеговы произволом тоталитарного государства. Тот Закон не отменен. Но верующих, среди которых многие имеют удостоверение реабилитированных, вновь тащат в суд». Правозащитники призвали использовать все имеющиеся правовые возможности для прекращения расправы над верующими гражданами России, выступить гарантом их религиозной свободы, обжаловать в порядке надзора неправосудные судебные решения в отношении Свидетелей Иеговы, приложить усилия к прекращению государственной травли религиозных меньшинств.
  10. 22.10.2012 г. открытое обращение Московской Хельсинской Группы и других правозащитников показало, что верующих преследуют лишь за веру. В нем содержалась просьба защитить конституционное право на свободу вероисповедания и равенство религиозных объединений перед законом и принять меры по восстановлению прав граждан Российской Федерации, подвергаемых преследованию за религиозные убеждения.
  11. 02.10.2012 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы обратилась к российским властям с просьбой «впредь не применять Закон "О противодействии экстремистской деятельности" к каким-либо религиозным группам, особенно к Свидетелям Иеговы» (п. 25.31 Резолюции 1896 (2012)).
  12. Комитет по правам человека ООН в заключительных выводах по седьмому периодическому отчету в отношении Российской Федерации, опубликованных 31.03.2015 г., выразил озабоченность многочисленными сообщениями о том, что закон «О противодействии экстремистской деятельности» все в большей степени применяется для ограничения свободы вероисповедания, включая Свидетелей Иеговы (п. 20) . И согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» № 1(2015), утвержденному 04.03.2015 г. Президиумом Верховного Суда РФ, правовые позиции, сформулированные Комитетом по правам человека ООН, необходимо учитывать при разрешении конкретных дел.
  13. Но никаких мер Минюстом России и иными государственными органами предпринято не было. Таким образом, в настоящем деле государственные власти и Минюст России, в первую очередь, недвусмысленно сопротивляются неоднократным призывам Религиозной организации, общественности и даже некоторых высокопоставленных государственных служащих об объективном и тщательном расследовании причин применения к Свидетелям Иеговы законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Поэтому и в настоящем деле можно утверждать, что применяемые к Религиозной организации меры являются не средством правомерного реагирования на его поведение, но средством намеренного политического преследования.
  14. В свете эмпирических данных, власти, таким образом, были хорошо осведомлены о несправедливом обращении со Свидетелями Иеговы во времена мрачной эпохи преследования, когда власти внедряли «скрытые планы» для ликвидации и уничтожения Свидетелей Иеговы.
  15. Поведение властей в настоящее время аналогично политическим репрессиям прошлого и, следовательно, непростительно, так как власти не могут игнорировать сугубо незаконный характер их нарушений. Следовательно, любое действие или бездействие, допускающее, чтобы такое религиозное преследование продолжалось, осуществляется с полным пониманием и намерением незаконно подавить этих верующих и унизить их достоинство.

б) Доказательства, основанные на расплывчатом и произвольном использовании оценки термина «экстремизм» как средства запрета Свидетелей Иеговы

  1. Государственные власти прибегли к использованию термина «экстремизм» по отношению к Свидетелям Иеговы, хотя они хорошо осведомлены, что такое понятие ни в коем случае не применимо к ним.
  2. Например, в Определении от 02.07.2013 г. № 1053-О Конституционный Суд РФ указал, что, «применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.); ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое, по смыслу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, сохраняющих свою силу, обращено, как это вытекает из статей 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П; определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, от 5 марта 2013 года № 323-О и др.)».
  3. Более того, в Определении от 16.07.2015 г. № 1787-О Конституционный Суд РФ указал, что такую проверку по материалам Свидетелей Иеговы должны осуществлять суды общей юрисдикции. Фактически же ни один материал Свидетелей Иеговы, признанный экстремистским, не прошел указанной проверки. При этом Минюст России, участвовавший в большинстве таких дел, не предпринял должных мер, чтобы такая проверка была произведена.
  4. Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 7, 8 Постановления «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 26.06.2011 г. № 11 разъяснил, что под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика религиозных объединений, религиозных убеждений, религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. Не является возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
  5. Указанное постановление также содержит отсылку на Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., определяющее экстремизм как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.
  6. В этом отношении Свидетели Иеговы известны по всему миру своим мирным настроем. Даже их наиболее критично настроенные противники не могут отрицать их нейтральную позицию в политических и военных делах, которая стоила им тысяч жизней в военных конфликтах на протяжении XX в.
  7. Как ясно изложено Европейским Судом по правам человека: «Хорошо известен тот факт, что Свидетели Иеговы являются религиозной группой, придерживающейся пацифизма» (среди прочего, § 42 Постановления Большой палаты Европейского Суда по делу «Флимменос (Thlimmenos) против Греции»). «Это религиозная группа, которая давно действует в мире, которая к тому же давно действует в данной стране и поэтому хорошо известна компетентным органам власти» (§ 98 Постановления Европейского Суда по делу «Религиозное общество Свидетелей Иеговы и другие (Religionsgemeinschaft der Zeugen Jehovas and Others) против Австрии»). Их члены «придерживаются всестороннего свода правил поведения, охватывающего многие аспекты повседневной жизни» (в деле «N. против Швеции» (N. v. Sweden), жалоба № 10410/83, Решения и доклады 40 (Decisions and Reports 40) (1985), 203 (207)). «Свидетели Иеговы [являются] религиозной группой, чьи верования включают в себя убеждение о неприемлемости службы в военных структурах, даже если такая служба не связана с ношением оружия». Ввиду этого у Европейского Суда нет оснований сомневаться, что отказ заявителя от военной службы был продиктован его глубокими религиозными убеждениями, которые находились в состоянии серьезного и непреодолимого конфликта с его обязанностью в этом отношении» (см. § 111 Постановления Большой палаты Европейского Суда по делу «Баятян (Bayatyan) [против Армении]», жалоба № 23459/03, ECHR 2011).
  8. Власти не могут проигнорировать эти факты о Свидетелях Иеговы, деятельность которых им известна на протяжении десятков лет. Таким образом, они намеренно неправильно применили понятие экстремизма по отношению к Свидетелям Иеговы, игнорируя это ясное определение.
  9. Что касается их публикаций, власти ни разу не утверждали или доказали, что в текстах Свидетелей Иеговы содержалась хоть одна идея или весть о насилии, что они когда-либо прибегали к насильственному поведению. На самом деле, решения федеральных судов о признании экстремистскими публикаций Свидетелей Иеговы не следуют указанным выше разъяснениям. В то же время Минюст России не обжаловал ни одно из этих решений по указанному мотиву.
  10. В то время как ст. 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ закрепляет, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами, однако в отношении изданий Свидетелей Иеговы, признавая их экстремистскими, суды игнорировали то, что фактически ими дана оценка содержанию Библии и цитатам из нее. Игнорирует это и Минюст России.

в) Доказательства, основанные на произвольном характере поведения (действий и бездействия) Минюста России

  1. В Постановлении от 14.06.2016 г. по делу «Мерабишвили (Merabishvili) против Грузии» (жалоба № 72508/13) Европейский Суд по правам человека признал, что когда государственные власти недвусмысленно сопротивляются неоднократным призывам заявителя, общественности и даже некоторых высокопоставленных государственных служащих об объективном и тщательном расследовании, можно утверждать, что применяемые к заявителю меры являются не средством правомерного реагирования на его поведение, но средством политического преследования. Аналогичные обстоятельства имеются и в настоящем деле.
  2. Оспариваемое бездействие заключается в том, что Минюст России не предпринял мер, чтобы доказать абсурдность обвинения Свидетелей Иеговы в экстремистской деятельности, поскольку вероучению этой религии противны геноцид, массовые репрессии, депортации, противоправные действия и насилие в отношении любых людей. Тем более, этот орган государственной власти, не предпринял мер для осуществления объективного и тщательного расследования фактов фальсификации доказательств, путем подброса публикаций, включенных экстремистскими, отдельным верующим, в места проведения богослужений верующих, а также путем заведомо ложных показаний лиц, обвинявших верующих в распространении публикаций, включенных в федеральный список экстремистских материалов.
  3. Первоначальное административное исковое заявление Минюста России мотивировано прежде всего фактами признания изданий Свидетелей Иеговы экстремистскими материалами и признания экстремистскими организациями местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы. Минюст России ставит в вину Религиозной организации эти обстоятельства. Однако он не указывает на то, что с самого начала именно Минюст России через его территориальные органы совместно с органами прокуратуры Российской Федерации, стояли как за решением об отказе Религиозной организации в возможности участвовать в соответствующих делах, так и за решением судов, постановивших итоговые решения по делу.
  4. Первым решением федерального суда о признании экстремистскими изданий Свидетелей Иеговы и о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы стало Решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 г. по делу № 3-1/2009, оставленное без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.12.2009 г. № 41-Г09-29. К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен в том числе Минюст России в лице территориального органа – Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области. Минюст России не требовал привлечения к участию в деле Религиозной организации и не обжаловал судебные постановления по мотиву, что право Религиозной организации на защиту было нарушено. Представитель Минюста России поддержал заявленные прокурором требования, несмотря на то, что признаки экстремизма так, как их определили Конституционный Суд РФ и Пленум Верховного Суда РФ, отсутствовали как в деятельности Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог», так и в исследованной литературе. Более того, в том, что было постановлено именно такое решение суда, Минюст России сыграл выдающуюся роль.

– Предвзятое поведение Минюста при производстве заключений экспертов

  1. В силу пп. 31 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России. Исследование одной и той же литературы Свидетелей Иеговы одновременно с рассмотрением дела № 3-1/2009 Ростовским областным судом осуществлялось в четырех судебно-экспертных учреждениях Минюста России. Однако на тот момент Минюст России не обеспечил эти учреждения единой методикой исследования текстов на предмет наличия в них высказываний, экстремистской направленности, и не обеспечил, чтобы эти исследования производились на объективной, строго научной основе, обеспечивающей единство результата.
  2. На крайне высоком уровне с привлечением ведущих экспертов и ученых, стаж которых достигал 55 лет, исследование книги «Человечество в поисках Бога» было произведено Государственным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации в период с 19.06.2009 г. по 25.02.2010 г. на основании определения от 01.01.2009 г. Самарского областного суда Заключение комиссии экспертов № 2015/23-2, 2757/24-2 от 25.02.2010 г., насчитывающее 33 листа подробного исследования книги, не оставляло никакого сомнения об отсутствии в ней экстремистской направленности.
  3. С 13.05.2009 г. по 25.06.2009 г. на основании постановления от 22.04.2009 г. старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области издания Свидетелей Иеговы были исследованы в Уральском региональном центре судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации с участием экспертов и ученых, имеющих профессиональный стаж до 45 лет. Заключение экспертов по материалам уголовного дела № 4213 от 25.06.2009 г. № 745, 746, 747/06-1 также не выявило в исследованной литературе признаков экстремизма.
  4. Со 02.10.2009 г. по 22.12.2009 г. повторная экспертиза по указанному уголовному делу было проведено в Государственном учреждении Брянской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Заключение эксперта по уголовному делу № 4213 от 22.12.2009 г. № 1814/8-1/2, № 330 снова позитивно оценило издания Свидетелей Иеговы.
  5. Однако в противоречие этим выводам Государственное учреждение Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации составило Заключение экспертов от 15.07.2009 г. № 5679/12.1-4, 6101/09-2. В указанном заключении эксперты высказали свои суждения по вопросу, сформулированному судом: «Содержит ли представленная (согласно списку) литература признаки возбуждения религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям); признаки пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии?» Вместо того, чтобы прямо указать, что вопрос поставлен некорректно, поэтому на него ответить невозможно, что религиозная рознь не является синонимом подрыва уважения и неприязни к другим религиям (например, критике), эксперты сосредоточились просто на отыскании критических высказываний в литературе. Объем исследования каждой публикации составил при этом около 2 страниц, что явно ставит под сомнение его качество.
  6. Минюст России не предпринял мер, чтобы подчиненные ему организации по одной и той же литературе давали одинаковые заключения, не представил ни Ростовскому областному суду, ни вышестоящим судебным инстанциям сведения о неполноте проведенного исследования его Южным региональным центром судебной экспертизы, не обосновал необходимость проведения повторной экспертизы и не настоял на ее проведении. В итоге соответствующие дела были просто прекращены, а судам не было представлено возможности оценить имеющиеся доказательства направленности литературы Свидетелей Иеговы в их совокупности.
  7. И подобные примеры видны практически по всем делам о признании экстремистской литературы Свидетелей Иеговы. Более того, имея квалифицированных экспертов, а значит, обладая технической возможностью исследования текстов Свидетелей Иеговы на должном уровне, Минюст России не предпринял никаких мер для защиты Свидетелей Иеговы. Он бездействовал в том, чтобы встать на защиту прав верующих на использование религиозной литературы Свидетелей Иеговы.
  8. Ни когда Первомайский районный суд г. Краснодара решением от 22.04.2011 г. признал экстремистской журнал «Сторожевая башня» от 15.08.2007 г., ни когда Серовский районный суд Свердловской области решением от 19.02.2016 г. признал экстремистской брошюру «На самом ли деле Бог заботится о нас?», Минюст России не обжаловал эти судебные постановления. Хотя он участвовал в деле № 3-1/2009, по которому Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 г. было отказано в признании экстремистскими и брошюры «На самом ли деле Бог заботится о нас?», и журнала «Сторожевая башня» от 15.08.2007 г. и ряда других публикаций.

– Предвзятое поведение Минюста при рассмотрении судебных дел на основе фальсификации доказательств

  1. Минюст России участвовал по, очевидно, имеющим политические мотивы делам о ликвидации местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, в ходе слушаний по которым верующие заявляли о фактах фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности сотрудниками правоохранительных органов, в том числе путем подброса верующим публикаций, включенных в федеральный список экстремистских материалов. В дальнейшем с 08.02.2017 г. по 27.02.2017 г. Минюст России проводил проверку Религиозной организации, в ходе которой ему также были представлены сведения о фактах фальсификации. Однако наделенный правом запрашивать сведения в ходе межведомственного взаимодействия Минюст России не предпринял мер для того, чтобы эти факты были проверены уполномоченными лицами, и чтобы результаты этого были учтены в ходе проверки.
  2. Проигнорировал Минюст России и массово распространяемые в сети Интернет видеозаписи с камер наружного наблюдения того, как сотрудники правоохранительных органов и иные лица подбрасывают в места проведения богослужений Свидетелей Иеговы публикации, включенные в федеральный список экстремистских материалов.
  3. Таким образом, обладая достоверными фактами, что ни Религиозная организация, ни верующие Свидетели Иеговы не совершают активных действий экстремистской направленности, что решения судов о признании литературы Свидетелей Иеговы экстремистской проистекают из подбора экспертов, не имеющих необходимых навыков исследования и изложения его результатов, что решения судов о ликвидации местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы основаны на сфальсифицированных доказательствах, Минюст России не только не предпринял мер для защиты Религиозной организации и верующих, но продолжил совершать действия, направленные на ликвидацию Религиозной организации и признание ее экстремистской.
  4. Такое поведение оправдывает предъявление встречного административного искового заявления со стороны Управленческого центра. Политические репрессии, поддерживаемые действиями и бездействием Минюста России, ясно указывают на то, что абсурдное обвинение в экстремистской деятельности не является причиной, по которой Свидетели Иеговы стали мишенью преследований. Такое религиозное преследование путем произвольных и унижающих достоинство репрессий нарушает ст. 18 Конвенции, взятую совместно со ст. ст. 9 и 6 Конвенции.

Права и свободы и законные интересы административного истца, которые нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием)

III . Нарушение прав административного истца, защищаемых нормами законодательства Российской Федерации

  1. Поскольку обжалуемые действия направлены на ликвидацию Религиозной организации и полный запрет ее деятельности под страхом уголовного преследования, при уклонении совершения действий, направленных на объективное изучение мирной деятельности Религиозной организации, такие действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы Религиозной организации и ее участников, в том числе право на свободу совести, свободу вероисповедания и свободу объединения, на неприкосновенность собственности. Также оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют указанным ниже положениям нормативно-правовых актов Российской Федерации.
  2. На основании ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  3. В то же время ч. 1 ст. 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, что в совокупности с правом на свободу вероисповедания в коллективном аспекте гарантирует право верующих на объединение, путем учреждения религиозных объединений и участия в их деятельности.
  4. Также ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает конфискацию оставшегося после удовлетворения кредиторов имущества признанной экстремистской религиозной организации. Но применение подобной меры к законопослушной Религиозной организации нарушает ее право, гарантированное ст. 35 Конституции РФ.
  5. Более того, обвинение Религиозной организации в осуществлении экстремистской деятельности умаляет ее добропорядочную репутацию и достоинство ее участников, в то время как достоинство личности охраняется в силу ст. 21 Конституции РФ.
  6. В то время как ст. 12 Закона РСФСР от 18.10.1991 г. № 1761-1, закрепляет, что реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, а статья 16.1 указанного закона закрепляет, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации, оспариваемые действия не только не содействуют реабилитации Религиозной организации путем снятия обвинений в экстремизме, но по сути продолжают в отношении ее и верующих политические репрессии.
  7. Более того, экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности Российской Федерации и другие цели, указанные в ст. 1 Закона № 114-ФЗ . Поэтому меры ликвидации и признания экстремистскими, закрепленные в ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», могут применяться только к таким религиозным объединениям, сама деятельность которых не может продолжаться, поэтому эта деятельность подлежит прекращению. Но поскольку такой деятельностью Религиозная организация не занималась, Минюст России не имел право предпринимать действия, направленные на ее ликвидацию.
  8. Конституция РФ в статьях 46, 52, 123 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод при осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, доступ потерпевшим к правосудию и защиту потерпевшим от преступлений, а значит, в том числе и от лжесвидетельства в суде и фальсификации доказательств, от злоупотреблений властью.
  9. Религиозная организация, а также верующие последовательно занимали позицию о том, что они стали жертвой заведомо ложных или просто некомпетентных заключений экспертов, показаний специалистов, фальсифицированных доказательств и заведомо ложных показаний свидетелей. Но уполномоченными органами не было предпринято каких-либо мер для проверки этих обстоятельств, не было возбуждено ни одного уголовного дела и ни одно лицо, виновное в подлоге, не привлечено к надлежащей ответственности. Занимаемая Минюстом России позиция, что донос сам по себе, даже без какой-либо проверки, является основанием преследования жертвы доноса, и что утверждение о фальсификации доказательств должно быть доказано самой жертвой преступления, нарушает основы конституционного строя России. Такая практика была характерна для времен политических репрессий, когда составление необоснованных доносов и крайне суровое преследование пострадавших от такого доносительства были неотъемлемой чертой советской правовой политики. Но она недопустима в демократическом правовом государстве, которым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ).
  10. Закрепленные ст. ст. 46, 49, 50, 123 Конституции РФ требования о справедливом судопроизводстве, гарантирующем судебную проверку решений и действий органов государственной власти и судебную защиту прав и свобод человека, осуществляемую на основе состязательности и равноправия сторон с учетом презумпции невиновности и недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона, а также общие требования, предъявляемые к любым процессуальным решениям, которые должны быть законными, обоснованными и мотивированными, закрепляют, что правоприменительные решения могут быть вынесены только после рассмотрения и опровержения доводов, выдвигаемых стороной защиты; не опровергнутые же доводы против обвинения могут толковаться только в пользу обвиняемого. Отказ от рассмотрения и оценки обоснованности доводов защиты создает преимущества для стороны обвинения, искажает содержание ее обязанности по доказыванию обвинения и опровержению сомнений в виновности лица, позволяя игнорировать подтверждающие эти сомнения данные.
  11. Конституция РФ, в частности ее статьи 21, 33, 45, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагает не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ.
  12. Отсутствие реальной проверки заявлений верующих о даче заведомо ложных показаний, о фальсификации доказательств, сопровождаемое репрессивными мерами в отношении Религиозной организации противоречит указанным выше конституционным положениям.

IV . Нарушение прав административного истца, защищаемых нормами международного права

- вмешательство не предусмотрено законом

- вмешательство не преследовало легитимной цели

- вмешательство не являлось необходимым в демократическом обществе

  1. Для разрешения вопроса о необходимости ограничений в демократическом обществе следует помнить о следующих принципах толкования Конвенции Европейским Судом:

    – При разрешении вопроса о необходимости ограничения суд должен «учитывать необходимость защищать права и свободы других лиц, поддерживать общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность и религиозный плюрализм, имеющие первостепенное значение для демократического общества» ;

    – «С момента своего возникновения в конце девятнадцатого века Свидетели Иеговы появились и активно действуют во многих странах мира, в т.ч. во всех европейских странах, являющихся членами Совета Европы. В этих странах им было предоставлено разрешение исповедовать свою религию сообща с другими» ;

    – «Обязанность государства по сохранению нейтралитета и беспристрастности не позволяет ему оценивать легитимность религиозных убеждений или способов их выражения». «В соответствии с Европейской конвенцией государство не наделено правом выносить решение о том, каким верованиям можно обучать, а каким нет, поскольку гарантированное Европейской конвенцией право на свободу религии исключает какую-либо свободу действий со стороны государства по определению легитимности религиозных верований или средств, используемых для их выражения» .

  2. Религиозная организация, действуя длительное время, не нарушала общественный порядок, общественную безопасность в России. Ее действия не нанесли ущерба религиозному плюрализму в России, где продолжают действовать религиозные объединения других вероисповеданий. Поэтому Минюсту России было необходимо обладать вескими и неоспоримыми доказательствами причастности Религиозной организации к нарушению закона, а не относится к ней с предубеждением.
  3. С учетом же фактических обстоятельств надлежит признать, что настоятельная необходимость пресечения деятельности Религиозной организации отсутствует.
  4. Хотя Минюст России утверждает, что необходимость ограничения прав Религиозной организации вызвана наличием в литературе высказываний, направленных на возбуждение религиозной розни, пропаганду религиозной исключительности и превосходства, все такие обвинения голословны и совершенно не учитывают правовые позиции Европейского Суда по делам о возбуждении вражды либо ненависти.
  5. Европейский Суд признает бесспорными проявлениями возбуждения вражды и ненависти подстрекательство к насилию, то есть осуществление высказываний, имеющих четкое намерение подтолкнуть людей к развязыванию конфликта, призывы к кровавой мести, доведение до читателя мысли, что использование насилия является необходимой и оправданной мерой, высказывание открытых угроз физического насилия. Такие проявления характеризуются полными ненависти заявлениями и восхвалением насилия .
  6. Но в признанных экстремистскими материалах не имелось ничего, что бы так или иначе содержало «призывы к насилию». В своем ответе в Европейский Суд по правам человека от 20.10.2014 г. Минюст России признал, что оспариваемая религиозная литература Свидетелей Иеговы «не содержит открытых призывов к насилию или к разжиганию насилия» (п. 41 Меморандума по жалобе № 44285/10).
  7. Рассмотрение современных институтов как «нечестивых», то есть как не соответствующих религиозным предписаниям, не свидетельствует о религиозной нетерпимости и не является возбуждением ненависти либо вражды . Пояснения и критика учений других религий вполне приемлемы и гарантируются правом на свободу выражения мнения . Различные религиозные термины, вызвавшие сомнения у судов, относятся к религиозному жанру и являются прямым цитированием Библии, однако этого совершенно не учли суды, признавшие публикации экстремистскими. Также Европейский Суд указал на необходимость учитывать, как реагировала аудитория на высказывания . Но суды не учли, что публикации Свидетелей Иеговы не привели ни к массовым беспорядкам, ни к актам насилия или иной противоправной деятельности, литература не вызывает у читателей агрессии и негативных эмоций.
  8. Европейский Суд обратил внимание на необходимость национальным судам указывать в мотивировочной части своих постановлений отрывки текстов, на которых они обосновывают выводы об их направленности , и выразил готовность отнестись особо внимательно к тем частям текста, которые, по мнению национальных судов, могут быть истолкованы как подстрекающие к насилию и разжигающие ненависть . Решения судов о признании публикаций Свидетелей Иеговы экстремистскими не удовлетворяют этим критериям.

– вмешательство несоразмерно

  1. Совершение действий, направленных на ликвидацию Религиозной организации, является несоответствующей мерой поскольку:

    – такие действия являются радикальной мерой, поскольку они направлены на полную ликвидацию Религиозной организации миролюбивой религии Свидетелей Иеговы;

    – они совершаются без учета ситуации и непричастности Религиозной организации к совершению активных действий экстремистского характера.

  2. С учетом всего вышеизложенного, можно утверждать, что имело место нарушение права на свободу религии, слова и объединения, гарантированного Религиозной организации ст. ст. 9, 10, 11 Конвенции.

б) Нарушение запрета бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, гарантированного ст. 3 Конвенции

в) Нарушение права на неприкосновенность собственности, гарантированного ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции

  1. Поскольку ликвидация Религиозной организации может привести к изъятию ее собственности, и такой ущерб для верующих будет значительным, оспариваемые действия нарушают права, гарантированные ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции.

г) Нарушение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного ст. 6 Конвенции

д) Нарушение права на равный подход и запрета дискриминации, гарантированных ст. 14 Конвенции, взятой совместно со ст. ст. 3, 9, 10, 11 Конвенции и ст. 1 Протокола № 1 к ней

е) Нарушение запрета политически мотивированного преследования, вытекающего из ст. 18 Конвенции, взятой совместно со ст. ст. 9 и 6 Конвенции

  1. Мотивировка преследования Свидетелей Иеговы как экстремистов была выдумана в годы СССР. Такая практика уже получила оценку как политические преследования. Тем не менее, она продолжается, в то время как многие общественные деятели высказывают возражения, утверждая, что обвинение Свидетелей Иеговы в экстремизме – это многократно повторенная ложь, не ставшая от этого правдой. Минюстом России не проведено ни одной проверки, целью которой была бы защита Религиозной организации и других Свидетелей Иеговы от обвинений в осуществлении экстремистской деятельностью.
  2. Поэтому Религиозная организация сталкивается с ограничением ее прав и свобод, гарантированных ст. ст. 3, 9, 10, 11 Конвенции и ст. 1 Протокола № 1 к ней, исключительно по политическим мотивам, то есть для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.

На основании указанного выше, в соответствии со ст. ст. 14, 28, 30, 46, 56 (ч. 3) Конституции РФ, ст. ст. 3, 6, 9, 10, 11, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола № 1 к ней, ст. ст. 7, 14, 18, 19, 21, 22, 26, 27 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах, ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», ст. ст. 1, 125, 126, 131, 218–221, 226, 227 КАС РФ,

1. Признать незаконными действия Минюста России, направленные на ликвидацию и признание экстремистской Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», а также его бездействие, заключающееся в уклонении от объективной проверки отсутствия в деятельности Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» признаков экстремистской деятельности, как не соответствующее требованиям ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», ст. ст. 1, 5, 12, 16.1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. № 1761-1, Указу Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.1996 г. № 378 и нарушившее права и свободы Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», гарантированные ст. ст. 14, 21, 28, 30, 35 Конституции РФ, ст. ст. 3, 6, 9, 10, 11, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола № 1 к ней, ст. ст. 7, 14, 18, 19, 21, 22, 26, 27 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах, ст. ст.4, 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Признать Религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» жертвой политических репрессий при обвинении ее в осуществлении экстремистской деятельности.

3. В удовлетворении требований Минюста России о ликвидации и признании экстремистской Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», а также местных религиозных организаций, с конфискацией их имущества, отказать полностью.

Власть и диссиденты: из док. КГБ и ЦК КПСС. М.: «Московская Хельсинская Группа», 2006. С. 233, 237.

В силу ст. 1 Закона РСФСР от 18.10.1991 г. № 1761-1 политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Постановления Европейского суда от 13.12.2001 г. по делу «Бессарабская Митрополитская Церковь и другие против Молдовы» (Metropolitan Church of Bessarabia and Others v. Moldova), жалоба № 45701/99, EСHR 2001-XII, § 118, 123; от 10.06.2010 г. по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации», жалоба № 302/02, § 99; Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Хасан и Чауш против Болгарии» (Hasan and Chaush v. Bulgaria ), по жалоба № 30985/96, ECHR 2000-XI, § 62.

Постановление Европейского суда от 10.06.2010 г. по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации», жалоба № 302/02, § 99.

Постановления Европейского Суда от 08.10.2009 г. по делу «Романенко и другие против Российской Федерации» (жалоба № 11751/03), § 35; от 07.12.1976 г. по делу «Хэндисайд (Handyside) против Соединенного Королевства», жалоба № 5493/72, Series A, № 24, § 49; и от 23.09.1994 г. по делу «Ерсильд (Jersild) против Дании», жалоба № 15890/89, Series A, № 298, § 37.

Постановление Большой палаты Европейского суда от 13.02.2003 г. по делу «Рефах Партиси (Партия Благоденствия) и другие (Refah Partisi (the Welfare Party) and Others) против Турции», жалобы №№ 41340/98, 41342/98, 41343/98 и 41344/98, ECHR 2003‑II, § 51; Постановление Европейского Суда от 08.10.2009 г. по делу «Романенко и другие против Российской Федерации», жалоба № 11751/03, § 37.

Постановление Европейского Суда по делу «Коккинакис (Kokkinakis) против Греции» от 25.05.1993 г., Series A, № 260-A, p. 22, § 52.

Постановление Европейского Суда от 09.10.2008 г. по делу «Моисеев против Российской Федерации» (жалоба N 62936/00), § 233, 235; Постановление Европейского Суда от 22.11.1995 г. по делу «S.W. против Соединенного Королевства» (S.W. v. United Kingdom), Series A, № 335-B, pp. 41–42, § 35; Постановление Европейского Суда от 22.11.1995 г. по делу «C.R. против Соединенного Королевства» (C.R. v. United Kingdom), Series A, № 335-C, § 34–35 и 32–33; и Постановление Большой Палаты от 22.03.2001 г. по делу «Штрелец, Кеслер и Кренц против Германии» (Streletz, Kessler and Krenz v. Germany), жалобы № 34044/96, 35532/97, 44801/98, § 50, ECHR 2001-II.

Постановления Большой палаты Европейского суда по делу «Уэйт и Кеннеди [против Германии]» (Waite and Kennedy ), § 59; по делу «Т.Р. и К.М. против Соединенного Королевства» (T.P. and K.M. v. the United Kingdom) по жалобе № 28945/95, ECHR 2001-V, § 98; по делу «Z и другие против Соединенного Королевства» (Z and Others v. the United Kingdom) по жалобе № 29392/95, ECHR 2001-V, § 93).

§ 155, 156 Постановления Европейского Суда от 10.06.2010 г. по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации», жалоба № 302/02.