Норма права – это базовый элемент законодательства. Правовая норма

Для того чтобы понять внутренние процессы, протекающие в законодательной практике, нужно четко представлять, что есть норма права. Это положение одинаково справедливо для всех где регулятором выступает нормативный акт.

Определение, включающее суть понятия

Множество подходов к правовому полю базируется на том, что собой представляет норма права и какую структуру она имеет. А потому следует определить самое явление.

Самое короткое определение, которое можно дать, заключается в следующем: норма права - это базовый элемент акта, регулирующего строго дифференцированные отношения в стране.

Столь общее понятие, однако, требует уточнения по целому ряду факторов, коими выступают следующие:

Образующие элементы нормы права

За время существования права выработала своего рода идеальную модель «клетки» законодательства. И на сегодняшний день она представляет собой структуру, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза нормы права - это фактическое условие для её применения. Справедливым является утверждение, что в одной норме могут сосуществовать от двух и более указанных элементов. Связано такое положение с фактическими обстоятельствами жизни, а потому выделяют три основных вида - простые, альтернативные и сложные условия.

В простых наличествует лишь одно обстоятельство. Сложные связывают несколько фактов, при наличии или отсутствии которых буде задействована норма. Альтернативные же представляют собой совокупность условий, наличие одного из которых задействует оговоренную норму.

Диспозиция - это фактически то поведение, которое рассматривает норма права. Этооснова, на которую крепятся другие элементы. Как и в предыдущем случае, выделяют три вида: бланкетная (общее абсолютно для всех поведение), прямая (строго описанное поведение) и альтернативная (представляет выбор между указанными видами действий).

Санкция - наказание за неисполнение воли властных органов. Следует отметить, что не все нормы располагают этим элементом, но если он есть, то санкция закрепляется одним из следующих методов:

Абсолютно определенно - т. е. четко расписаны последствия;

Определена относительно - представлена «вилка» наказания, которое классифицируется компетентным лицом;

Альтернативные - представляют несколько вариантов наказания.

Представленная выше структура является примером идеальной нормы права, что в реальной жизни характерно для положений уголовного или

Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях.

Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Социальная норма есть всегда правило должного поведения, она адресуется субъектам общественных отношений. Юридическая норма отличается от других видов социальных норм тем, что имеет предоставительно-обязывающий характер и является общеобязательным правилом поведения. В современных правовых системах юридические нормы в своей основной массе устанавливаются (санкционируются) государством .

Юридическая норма - это одна из реальных разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами является их предназначение. Норма права , как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности , разграничение этих свобод между людьми. Однако норма права - это также четко обозначенный масштаб правил поведения. Она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма - это общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Норма права - это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. Эти признаки мы рассмотрели в теме: «Понятие права», а здесь остановимся на характеристике признаков, определяющих эти нормы с формальной стороны.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного , но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали , соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона , нормативного договора и т. д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах. Например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права . Что такое право собственности ?

Право собственности - это право собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, т. е. он (собственник) вправе свободно определять судьбу вещи в рамках закона.

Следовательно, юридическая норма - это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Правовые и технические нормы. Технические нормы так же, как и правовые, создаются людьми. Технические нормы складываются в рамках отношений «человек - машина». Под техническими нормами понимаются такие правила поведения, которые определяют приемы обращения человека с техническими средствами, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы имеют определенный социальный характер в том смысле, что производство, в сфере которого эти нормы применяются, носит общественный характер. Тем не менее различие между техническими и правовыми нормами существенно: технические нормы определяют отношения людей по поводу обращения с этими предметами в производственной деятельности, а правовые нормы регулируют поведение человека в правильном обращении и эксплуатации этой техники.

Актуальной на сегодняшний день стала проблема соотношения правовых и технических норм, что обусловлено возрастающей ролью научно-технического прогресса и усложнением общественных отношений в производственной сфере.

Научно-техническая революция (НТР) и ее результаты требуют постоянного внимания и наиболее целесообразного поведения людей в обращении с различными техническими средствами. Пренебрежение этими правилами приводит к нежелательным последствиям, а иногда даже к глобальным катастрофам и катаклизмам (например, авария на Чернобыльской АС). Следовательно, технические нормы призваны регулировать отношения людей по поводу правильного использования технических средств.

Также немаловажное значение имеют вопросы государственного контроля за качеством продукции, производимой с внедрением технических новшеств. Актуальными являются проблемы, связанные с охраной здоровья людей и обеспечением прав потребителя.

Многие технические нормы, имеющие значение для общественной жизни, закрепляются в юридических актах. В актах органов государственной власти либо прямо излагается содержание технической нормы, либо содержится отсылка к техническим нормам, в связи с чем эти правила поведения становятся общеобязательными нормами, которые охраняются государством. В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сферах (например, правила ведения строительных работ, противопожарной безопасности, железнодорожного движения и движения иных видов транспорта, ГОСТов, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т. д.). В некоторых из них предусмотрены санкции. Так, например, в уголовном законодательстве России есть нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности.

Правовые нормы, регулирующие поведение людей при обращении с техникой, стимулируют эффективность использования техники и ее воздействие на человека.

Внедрение новых прогрессивных технологий в производственную сферу и улучшение благосостояния народа выдвигают на передний план правильное обращение с этой техникой, строгое соблюдение правил безопасности в целях сохранения жизни и здоровья человека.

Соответственно государству приходится постоянно совершенствовать технические нормы, разрабатывать новые правила эксплуатации техники.

Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений , т. е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» - ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором , за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» - ст. 60 ТК РФ).

Различие - в расставляемых акцентах: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих - обязанность не совершать то или иное действие.

Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности , а юридическая обязанность - запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

4. Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя » содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей ». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть », устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление , наказание , штраф , сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории , а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих , пенсионеров, женщин и др.).

Введение

Изменения, происходящие, на протяжении развития белорусского общества стимулируют изыскания в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником.

На мой взгляд, вопрос "Нормы права" является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому я решила рассмотреть его в своей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в белорусском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью её основных положений. И все же обращение к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, её практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе. До известной степени это естественно: достижение полного единодушия в решении проблемы упразднило бы, вероятно, саму проблему. Вместе с тем множество мнений предполагает различную степень истинности, глубины осмысления изучаемых явлений. В своей работе я также рассматриваю классификацию норм права, анализирую их соотношение и взаимодействие с прочими социальными нормами, сравниваю их со статьями нормативного акта. В целях наиболее

детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в неё проблем работа разделена на четыре главы. При написании курсовой работы я использовала монографические работы и учебники известных учёных в области права: Алексеева С.С, Бурлая Е.В., Вишневского А.Ф., Горбатка Н. А, Кучинского В.А Баранова В М, Бабаева. В.К., .Лазарева В.В. и др.


Глава 1. Понятие и признаки правовых норм

Право представляет собой сложную юридическую систему норм. Слова «норма» (Лат. norma) обозначает начало, величина, масштаб, образец.

Среди учёных - юристов нет единого понимания нормы права. По мнению В.К. Бабаева, «юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно - властного предписания и регулирующее общественные отношения ; по В.М. Баранову, это: «….государственное указание на определённый, должный, возможный, запретный или одобряемый вариант поведения» О. Э. Лейст: «…..рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения»

«Норма права,- Утверждает В.В.Лазарев,- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

Однако при этом норма права представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее такими чертами, которые не присущи праву в целом. Поэтому признаки правовых норм необходимо рассматривать с учётом этих обстоятельств.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1.Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2.Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

Наиболее ярко представительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

3.Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия.

«Общеобязательность нормы проявляется в том, что она распространяется на участников соответствующих отношений независимо от того, каково их субъективное отношение к этой норме, согласны ли они с ней или нет, относятся с одобрением или не одобряют» . Большинство людей следуют правовым предписаниям, поскольку они зафиксированы в норме как модели наиболее целесообразного варианта поведения в соответствующей ситуации, отвечающего идее сочетания, сбалансированности их интересов.

Несоблюдение правовой нормы влечёт юридическую ответственность. Эта особенность правовых норм связана с необходимостью обеспечения стабильности, устойчивости важных социальных связей и сохранения тем самым стабильного функционирования и развития общества в целом.

4.Это формально-определённое правило поведения. Внутренняя определённость нормы проявляется в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаниях на последствия её нарушения. Внешняя определённость заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

5.Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6.Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

7.Норма права рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация предусмотренная нормой, т.е. на неограниченное количество случаев данного рода.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и вся её дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Далее, нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело,? наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде:

а) справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (меры свободы).

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая

норма выступает в виде:

а) формально-определённого обязательного правила поведения закреплённого и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех

политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Таким образом, правовая норма имеет естественно-исторические

истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой

деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Обобщая рассмотренные признаки, особенности, качества правовых

норм, можно сказать, что норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определённую разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами» .

Таким образом, норма права - это охраняемое государством общее правило поведения, в котором определяется круг субъектов, их права, обязанности и гарантии.


Глава 2 Структура правовых норм

При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

«Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти элементы могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление» .

Как отмечает С.С.Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличии от макроструктуры подразделение права на отрасли и институты (системы права),не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В тоже время в структуре нормы проявляются специфические функции, которые они выполняют ка звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определённой нормативной регламентации общественных отношений.

Названная структура - идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Наиболее распространённым, ставшим, пожалуй, традиционным, является понимание нормы права, как правила поведения, структурно представленного в виде трёхзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция.

Например,А.С.Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду « положение о том, на кого распространяются предписания…нормы» Сюда же добавляется ещё один потенциальны элемент правовой нормы- указание на её цель.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция даёт возможность участникам правоотношения варьировать своё поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые (точно указанный размер штрафа), относительно определённые (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трёх лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Логическую структуру юридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: «Если имеют место определённые обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определённые действия (диспозиция), иначе (в противном случае) могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция)». Эту формально-юридическую структуру нормы можно выразить в виде формулы «если - то - иначе».

Общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жёстко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространённость и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит исполнению, т.е. без гипотезы; без диспозиции, которая является её ядром, так как в ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма. Также не может существовать правовая норма без санкции, поскольку именно она указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (норм морали, корпоративных норм).

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в её рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования.

Так, например, существует разделение типичных правовых норм на нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. «Первые содержат положительные веления и соответствующие статутные права и обязанности субъектов права, а вторые выражают отрицательное отношение государства к противоправному поведению и предусматривают меры ответственности за правонарушения».

Вышеуказанные разновидности норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют и различные структурные элементы. Так, нормы позитивного регулирования состоят из таких двух частей, как гипотеза и диспозиция. Гипотеза определяет те условия, при которых норма права начинает действовать, может или должна реализовываться, а диспозиция формирует те статутные права и обязанности, в пределах которых возникают субъективные права и обязанности при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. В качестве примера можно привести ч.2 ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Структура правоохранительной нормы также состоит из двух элементов - гипотезы и санкции. Гипотеза определяет состав правонарушения, т.е. его признаки. Санкция предусматривает меры юридической ответственности. Например, ч. 1 ст. 364 Гражданского кодекса Республики Беларусь (обязанность должника возместить убытки).

Двухэлементная концепция построения правовой нормы не отрицает того, что в качестве структурных её элементов могут рассматриваться и гипотеза, и диспозиция, и санкция. Все дело в их сочетании. Если трёхэлементная концепция утверждает, что в каждой правовой норме обязательно должны присутствовать все названные структурные элементы по формуле «если - то - иначе», то двухэлементная концепция говорит о том, что в каждой правовой норме реально присутствуют только два элемента по формуле «если - то». Первая часть формулы всегда означает гипотезу, а вторая в зависимости от характера самой нормы - либо диспозицию, либо санкцию.

Двухэлементная правовая норма обнаруживается реально, как правило, в виде текста статьи нормативного правового акта. Поэтому такая структура правовой нормы называется реальной.

Сторонники трёхзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьёй нормативно-правового акта. По их мнению, текстуального отсутствие в нормативно-правовых актах трёх элементов обусловлено применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находится в различных статьях нормативного акта и даже в разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приёмам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же структурных частей нормы права следует осуществлять путём их поиск в соответствующих нормативно- правовых актах. «Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений даёт только целостное восприятие, уяснение всех элементов её логической структуры».

Структура сама по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причём качество самостоятельного правила сохраняют и «усечённые нормы», и нетипичные нормативные положения

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное её внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.


Глава 3 Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют.

Следует отметить теоретическую и практическую важность видовой группировки, ибо она помогает в осуществлении теоретически осмысленной законодательной деятельности и более эффективной реализации норм права во всех её формах.

Можно классифицировать по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от видов общественных отношений, которые нормы права регулируют. По данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права - нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и толкование при их применении.

По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путём предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. «Охранительные нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений». Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.

По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставления права Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Так, норма, содержащаяся в ч 2 ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предписывает обязанность лиц, обнаруживших клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, передать их в государственную собственность

Управомочивающие нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется соответствующее право.

Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст.282 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственник в праве истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определённых действий, так, норма, изложенная в ст.215 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, запрещает присвоение найденного заведомо чужого имущества в особо крупном размере и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния.

В соответствии с вышеуказанным критерием, имеют место поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного, уголовного права и др. Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни (ст. 276 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объёма,

процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определённых случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Это, например нормы ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающие сроки договора аренды.

Имеет место классификация по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержится норма. В данном случае следует отметить законодательные, если они содержатся в законах, и подзаконные, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и т.п.). Такой вид классификации указывает на соподчинённость юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.

По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределённым сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой.

По месту действия нормы можно классифицировать на действующей по всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (в определённой местности), а также локальные нормы, которые действуют на определённом предприятии, в организации, в трудовом коллективе и т.п. (например, правила внутреннего распорядка на предприятии).

В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

Прямой способ предполагает изложение всех элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.

Особенность отсылочных норм, заключается в том, что их структурные элементы не располагаются в одной статье нормативного акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. «Так, ст. 179 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. Последствия же признания недействительности такой сделки указываются со ссылкой на п.2 ст. 168 этого же Кодекса. Таким образом, норма о недействительности сделки изложена не в одной, а в двух статьях».

В бланкетных же нормах недостающие элементы содержаться в разных нормативных правовых актах. В качестве примера, где норма располагается в разных нормативных правовых актах, можно отметить ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой устанавливается ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. В данной статье правила сами не изложены. Они изложены в специальном акте, к которому следует обратиться для уяснения смысла ст. 317 Уголовного кодекса.

По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они

подразделяются на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определённой социальной группе. К таким нормам можно отнести нормы, которые содержаться, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.п.

Специальные нормы распространяются только на определённый круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определённой социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние и др.). Например, общей нормой (ст. 43 Конституции Республики Беларусь , ст. 112 Трудового кодекса Республики Беларусь) устанавливается полная норма продолжительности рабочего времени в неделю для всех работников не более 40 часов, а специальной нормой (ст. 114 Трудового кодекса Республики Беларусь) - сокращённая продолжительность рабочей недели для отдельной категории работников.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

В юридической литературе встречается и иная классификация правовых норм. Так, например, В.К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы - правила поведения. Ко второму виду он относит типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. В составе исходных правовых норм он выделяет нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Указанные виды норм определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, закрепляют правовые категории и понятия. Они не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию в нормах - правилах поведения.

Классификация правовых норм по видам обуславливает более эффективную реализацию норм права во всех её видах.


Глава 4 Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантное, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

Трёхэлементная концепция структуры правовых норм обращает внимание на то обстоятельство, что юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях нормативно-правовых актов. Мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путём. Но, так или иначе, по объёму и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Способ изложения, при котором все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом, называется прямым.

Так, например, ст. 525 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которой говорится: «В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить недвижимое имущество, подлежащее передачи покупателю по договору, в том числе

Данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе любого недвижимого имущества. При отсутствии любого этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами,а соответствующий договор не считается заключённым»

Следующий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях одного нормативного акта или даже в разных нормативных актах. Такой способ изложения называется отсылочным.

Так, ст. 179 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. Последствия же признания недействительности такой сделки указываются со ссылкой на п.2 ст. 168 этого же Кодекса. Таким образом, норма о недействительности сделки изложена не в одной, а в двух статьях.

Существует ещё и бланкетный способ изложения, особенность которого заключается в том, что отсутствующий элемент нормы права содержится в других нормативных правовых актах.

Например, ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой устанавливается ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. В данной статье правила сами не изложены. Они изложены в специальном акте, к которому следует обратиться для уяснения смысла ст. 317 Уголовного кодекса. Статья в данном случае представляет собой «бланк», который как бы заполняется другим нормативным актом.

Разнообразие приёмов изложения норм в статьях актов позволяет делать нормативные акты компактными, избегать повторений, обеспечивать недвусмысленное, единообразное понимание текстов.


Заключение.

Таким образом, из представленного материала можно заключить, что,

анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно

сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщённое понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как чётко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

И как бы не была выражена правовая норма, она должна сохранять качества обязательного правила, которое регулирует общественные отношения определённого вида (гражданские, трудовые, административные и т.д.).


Литература

1.Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982.

2.Алексеев С.С. Теория права. М. 1994.

3.Бабаев В.К Общая теория права,. Н. Новгород,1993

4.Баранов В М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989.

5.Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987.

6.Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбато к, В. А. Кучинский. М., 2004.

7.Горбаток Н.А. Общая теория государства и права: практическое пособие. Минск, 2008.

8.Конституция Республики Беларусь. Минск, 2007.

9.Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.

10.Лазарев В.В. Общая теория права государства М., 1996.

11.Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

Общая теория государства и права: практическое. пособие/ Н.А. Горбаток, М-во внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. ? Минск: Академия МВД Республики.Беларусь,2008,.с 63.

Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А.Кучинский; под общ. ред. А.Ф. Вишневского. 2-е изд.-Мн.: Тесей, 1999, с.245.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРАВОВАЯ НОРМА - правило поведения общего характера.

Бу-ду-чи раз-но-вид-но-стью со-ци-аль-ных норм, правовая норма об-ла-да-ет все-ми при-су-щи-ми им при-зна-ка-ми. Правовая норма при-ну-ди-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет пра-ви-ло по-ве-де-ния, ко-торое объ-ек-тив-но по сво-ему ха-рак-те-ру, до-пус-кая как ис-пол-не-ние, так и на-ру-ше-ние, ус-та-нав-ли-ва-ет-ся в ка-че-ст-ве обя-за-тель-но-го и обес-пе-чи-ва-ет-ся санк-ци-ей . Правовая норма со-ци-аль-на, то есть на-прав-ле-на на ре-гу-ли-ро-ва-ние от-но-ше-ний ме-ж-ду людь-ми и не яв-ля-ет-ся са-мо-ис-пол-ни-мой (тре-бу-ет для сво-его обес-пе-че-ния сис-те-мы спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ных и при-ме-няе-мых санк-ций). Правовая норма вы-ра-жа-ет со-ци-аль-но ти-пич-ные («нор-маль-ные») и со-ци-аль-но эф-фек-тив-ные (по-лез-ные) об-раз-цы по-ве-де-ния, ко-то-рые в си-лу это-го и ус-та-нав-ли-ва-ют-ся в ка-че-ст-ве при-ну-ди-тель-но обес-пе-чи-вае-мых пра-вил. Кро-ме этих при-зна-ков, об-щих для всех со-ци-аль-ных норм, Правовая норма об-ла-да-ет ря-дом и спе-ци-фических свойств. Правовая норма об-ще-обя-за-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет тре-бо-ва-ние, ад-ре-са-ты ко-то-ро-го не пер-со-ни-фи-ци-ро-ва-ны и оп-ре-де-ля-ют-ся об-щи-ми, ро-до-вы-ми при-зна-ка-ми (гра-ж-да-не стра-ны , долж-но-ст-ные ли-ца, не-со-вер-шен-но-лет-ние, жен-щи-ны, имею-щие де-тей в воз-рас-те до трёх лет, и тому подобное). Об-ще-обя-за-тель-ность правовой нормы про-ис-те-ка-ет из её над-ле-жа-ще-го ус-та-нов-ле-ния (ком-пе-тент-ным ор-га-ном в оп-ре-де-лён-ном ис-точ-ни-ке пра-ва) и обес-пе-чи-ва-ет-ся в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти государственным при-ну-ж-де-ни-ем. Правовая норма пред-став-ля-ет со-бой фор-маль-но оп-ре-де-лён-ное пра-ви-ло по-ве-де-ния; она фик-си-ру-ет аб-ст-ракт-ные, фор-ма-ли-зо-ван-ные мо-де-ли по-ве-де-ния, но вме-сте с тем со-дер-жит до-ста-точ-но кон-крет-ные пред-пи-са-ния, по-зво-ляю-щие чёт-ко оп-ре-де-лять пра-ва и обя-зан-но-сти уча-ст-ни-ков ре-гу-ли-руе-мо-го от-но-ше-ния. Фор-маль-ная оп-ре-де-лён-ность правовой нормы тре-бу-ет её тек-сту-аль-но-го вы-ра-же-ния в том или ином ис-точ-ни-ке пра-ва (как пра-ви-ло, в письменном ак-те, хо-тя су-ще-ст-ву-ют и обыч-но-пра-во-вые нор-мы, не имею-щие письменного за-кре-п-ле-ния).

В за-ви-си-мо-сти от раз-ных сущ-но-ст-ных пред-став-ле-ний о пра-ве (ти-пов пра-во-по-ни-ма-ния) вы-де-ля-ют-ся и иные спе-ци-фические при-зна-ки правовой нормы. Для сто-рон-ни-ков ле-гист-ско-го (эта-ти-ст-ско-го, за-кон-ни-че-ско-го) по-зи-ти-виз-ма основным при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её ус-та-нов-ле-ние или санк-цио-ни-ро-ва-ние го-су-дар-ст-вом в ис-хо-дя-щем от не-го ак-те и обес-пе-чен-ность государственным при-ну-ж-де-нием. В рам-ках со-цио-ло-гической кон-цеп-ций пра-ва ак-цент де-ла-ет-ся на фак-ти-че-ской реа-ли-зуе-мо-сти правовой нормы; она долж-на быть ле-ги-тим-ной , во-пло-щать-ся в ре-аль-ных пра-во-от-но-ше-ни-ях, обес-пе-чи-вать-ся су-деб-ной и административной за-щи-той. С точ-ки зре-ния ес-те-ст-вен-но-пра-во-вой шко-лы важ-ней-шим при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её спра-вед-ли-вость, со-от-вет-ст-вие мо-раль-но-нрав-ст-вен-ным или ре-лигиозным пред-став-ле-ни-ям, до-ми-ни-рую-щим в об-ще-ст-ве. В ли-бер-тар-ных ин-тер-пре-та-ци-ях пра-ва правовая норма трак-ту-ет-ся как ме-ра сво-бо-ды уча-ст-ни-ков пра-во-от-но-ше-ний, вы-ра-жаю-щая и за-кре-п-ляю-щая их фор-маль-ное ра-вен-ст-во.

Правовая норма име-ет спе-ци-фическую ло-гическую струк-ту-ру, вклю-чаю-щую три эле-мен-та: ги-по-те-зу, дис-по-зи-цию и санк-цию. Ги-по-те-за - ука-за-ние на ус-ло-вия, при на-ли-чии ко-то-рых сле-ду-ет ру-ко-во-дство-вать-ся дан-ной нор-мой; дис-по-зи-ция - пред-пи-сы-вае-мое нор-мой пра-ви-ло по-ве-де-ния; санк-ция - не-бла-го-при-ят-ные по-след-ст-вия, на-сту-паю-щие в слу-чае на-ру-ше-ния дис-по-зи-ции. Схе-ма-тич-но ло-гическая струк-ту-ра правовой нормы мо-жет быть пред-став-ле-на в ви-де ус-лов-но-го пред-ло-же-ния: «Ес-ли… (ги-по-те-за), то… (дис-по-зи-ция), ина-че… (санк-ция)». Толь-ко един-ст-во всех трёх эле-мен-тов об-ра-зу-ет пра-во-вую нор-му.

Правовая норма все-гда вы-ра-же-на в том или ином нор-ма-тив-ном юри-дическом тек-сте (ис-точ-ни-ке пра-ва в фор-маль-ном смыс-ле). При этом язы-ко-вое вы-ра-же-ние и ор-га-ни-за-ция юри-дических тек-стов прак-ти-че-ски ни-ко-гда пол-но-стью не сов-па-да-ют с ло-гической струк-ту-рой правовой нормы. В кон-крет-ных их фраг-мен-тах (пре-ж-де все-го в стать-ях и пунк-тах за-ко-нов и других нор-ма-тив-ных ак-тов), как пра-ви-ло, бы-ва-ют пред-став-ле-ны лишь отдельных пред-пи-са-ния, об-ра-зую-щие тот или иной эле-мент ло-гической струк-ту-ры пра-во-вой нор-мы.

Раз-ли-ча-ют три спо-со-ба из-ло-же-ния правовой нормы в юри-дических тек-стах. Пря-мой спо-соб пред-по-ла-га-ет пол-ное вос-про-из-ве-де-ние в фраг-мен-те тек-ста (ста-тье, пунк-те) всех эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы. При ис-поль-зо-ва-нии от-сы-лоч-но-го спо-со-ба ука-зы-ва-ют-ся кон-крет-ные ста-тьи, час-ти, пунк-ты оп-ре-де-лён-но-го нор-ма-тив-но-го ак-та, где мож-но най-ти эле-мен-ты ло-гической струк-ту-ры правовой нормы, от-сут-ст-вую-щие в дан-ном фраг-мен-те. При блан-кет-ном спо-со-бе из-ло-же-ния для вос-ста-нов-ле-ния от-сут-ст-вую-щих эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы так-же не-об-хо-ди-мо об-ра-тить-ся к другому нор-ма-тив-но-му ак-ту, но от-сыл-ка к не-му осу-ще-ст-в-ля-ет-ся в са-мой об-щей фор-ме (например: «На-ру-ше-ние пра-вил тех-ни-ки безо-пас-но-сти на-ка-зы-ва-ет-ся…», «В слу-ча-ях, ус-та-нов-лен-ных фе-де-раль-ным за-ко-ном, …»). Кро-ме то-го, раз-ли-ча-ют аб-ст-ракт-ное (че-рез ука-за-ние на об-щие, ро-до-вые, фор-маль-ные при-зна-ки) и ка-зу-аль-ное (кон-крет-ное, де-таль-ное, си-туа-ци-он-ное) из-ло-же-ние правовой нормы. Аб-ст-ракт-ный спо-соб из-ло-же-ния правовой нормы ха-рак-те-рен для нор-ма-тив-ных ак-тов, ка-зу-аль-ный - для су-деб-ных и административных пре-це-ден-тов.

Су-ще-ст-ву-ет мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных клас-си-фи-ка-ций правовых норм. Все они в дос-та-точ-ной ме-ре ус-лов-ны. По от-рас-ле-вой при-над-леж-но-сти (по пред-ме-ту пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния) вы-де-ля-ют нор-мы кон-сти-ту-ци-он-но-го, ад-ми-ни-ст-ра-тив-но-го, гра-ж-дан-ско-го, уго-лов-но-го и тому подобное пра-ва. В за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра дис-по-зи-ции раз-ли-ча-ют за-пре-щаю-щие, обя-зы-ваю-щие и упра-во-мо-чи-ваю-щие правовые нормы. Спе-ци-фи-ка ис-поль-зуе-мо-го ме-то-да пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния по-зво-ля-ет го-во-рить об им-пе-ра-тив-ных (од-но-знач-но пред-пи-сы-ваю-щих кон-крет-ный ва-ри-ант по-ве-де-ния) и дис-по-зи-тив-ных (пре-дос-тав-ляю-щих воз-мож-ность для вы-бо-ра ва-ри-ан-та по-ве-де-ния) правовых нормах. По сфе-ре дей-ст-вия раз-ли-ча-ют правовые нормы об-щие и спе-ци-аль-ные, пред-став-ляю-щие со-бой ис-клю-че-ние, изъ-я-тие, ча-ст-ный слу-чай об-щих (например, правовые нормы, оп-ре-де-ляю-щие осо-бен-но-сти при-вле-че-ния к уго-ловной от-вет-ст-вен-но-сти отдельных ка-те-го-рий лиц - не-со-вер-шен-но-лет-них, де-пу-та-тов, су-дей). Из-вест-ны и так называемые не-ти-пич-ные нор-ма-тив-ные пред-пи-са-ния - нор-мы-прин-ци-пы, нор-мы-оп-ре-де-ле-ния.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Нормы права: понятие и виды


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведение, созданное государством и подкрепленное мерами государственного принуждения.

Признаки нормы права:

  • 1. Государственно-волевой характер (интеллектуально-волевой характер);
  • 2. Нормативность;
  • 3. Формально-определена – точное определение обстоятельств, порождающие правовые последствия;
  • 4. Подкреплена мерами государственного принуждения;
  • 5. Общеобязательность - обязательны для любого, оказавшегося в сфере действия правовой нормы;
  • 6. Двусторонний характер;
  • 7. Микросистемность - хотя норма является первичным элементом права, она также имеет сложное строение, состоит из взаимосвязанных элементов;
  • 8. Иерархичность - каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответственно обладает определенной юридической силой.

Виды норм права

По предмету правового регулирования:

  • - уголовные;
  • - гражданские;
  • - административные;
  • - конституционные.

В зависимости от функции права:

1. Регулятивные (регулируют правомерное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся:

  • - управомачивающая (предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право));
  • - обязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить);
  • - запрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения).

2. Охранительные (регулируют противоправные, т.е. расцениваемые государством как вредное негативное поведение человека). Могут быть:

  • - карательные - предусматривают различные меры наказания, которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний;
  • - правовостановительные - предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.);

3. Специализированные (регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм):

  • - нормы-принципы (учредительные) - закрепляют правовые принципы;
  • - оперативные - нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц;
  • - коллизионные - правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права;
  • - дефинитивные - нормы, которые содержат определение какого-либо юридического термина (легальную дефиницию).

По методу (типу) правового регулирования:

  • - императивные - воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета, предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности;
  • - диспозитивные - воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания, предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самостоятельно, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило, установленное самой нормой.