Поправки к статье 7 закона 290 фз. Принят закон о новых правилах использования контрольно-кассовой техники. Предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ с функцией передачи информации о производимых расчетах в налоговый орган в электронном виде через

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен переход на новую контрольно-кассовую технику (ККТ). Новый порядок обеспечивает передачу информации в режиме онлайн о каждом расчете на сервер ФНС России.

Определен порядок формирования и использования кассового чека в электронном виде (по запросу покупателя чек или квитанция также будет высылаться на его e-mail либо абонентский номер), процедура передачи фискальных данных в налоговые органы. Указан перечень случаев, когда пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговый орган.

Согласно Закону, налоговые органы будут вести мониторинг расчетов с применением ККТ и полноту учета выручки, проводить удаленные проверки.

Для работы по новым правилам предпринимателям необходимо модернизировать или в отдельных случаях заменить действующие кассы для передачи данных о расчетах в налоговые органы в режиме он-лайн через операторов фискальных данных. Вся информация будет храниться в "облаке". Зарегистрировать новую ККТ можно будет на сайте ФНС России, не обращаясь в инспекцию лично. Кроме того, необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.

Предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ с функцией передачи информации о производимых расчетах в налоговый орган в электронном виде через оператора фискальных данных:

  • для вновь регистрируемой ККТ - с 1 февраля 2017 года;
  • для применяемой в настоящее время ККТ - с 1 июля 2017 года.

Установил новые сроки по применению онлайн-касс для некоторых организаций и ИП. Что изменится для тех, кто получает платежи от населения за оказанные услуги?

Посмотрим на примере УК и ТСЖ.

Основные поправки коснулись организаций и ИП, являющихся плательщиками ЕНВД и применяющих патентную систему налогообложения.

Что важно для тех, кто оказывает услуги населению

Для организаций и ИП, оказывающих услуги населению, актуальны два нюанса.

Во-первых, уже с 27.11.2017 (дата официального опубликования поправок) ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ звучит так: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания ), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона), до 1 июля 2019 года .

Во-вторых, никаких поправок в ч. 9 этой статьи внесено не было, то есть в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года .

Таким образом, УК и ТСЖ, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими БСО в прежнем порядке.

Это хорошая новость для тех, кто принимает наличные платежи непосредственно в кассу, а также ведет расчеты с использованием платежных карт, если такие карты предъявляются плательщиком при непосредственном взаимодействии с представителем УК (ТСЖ). Именно в этой ситуации работник УК (ТСЖ) может выдать физическому лицу БСО, подтверждающий прием денежных средств.
Если же расчеты ведутся с использованием электронных средств платежа (кроме платежных карт), не применять онлайн-ККТ можно только до 01.07.2018.

Проблемы с платежными картами

О том, что прежняя редакция Закона № 54-ФЗ не освобождала организации и ИП от применения ККТ при осуществлении расчетов с использованием платежных карт, Минфин говорил неоднократно (см., например, письма от 13.10.2017 № 03-01-15/67149 , от 12.10.2017 № 03-01-15/66780 , от 05.10.2017 № 03-01-15/65053 ).

Действительно, закон имел соответствующее название — «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ».

Более того, еще более трех лет назад ФНС разъясняла образовательному учреждению: закон не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения ККТ или без выдачи БСО в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Поэтому расчеты с использованием платежных карт за учебные программы через официальный сайт организации должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники или с использованием бланков строгой отчетности (Письмо от 17.06.2014 № ЕД-4-2/11596 ).

Очевидно, что ранее, до внедрения специальных онлайн-касс, которые могут в автоматическом режиме при информационном взаимодействии с платежной системой через Интернет формировать кассовые чеки, применение ККТ или выписка БСО при оплате услуг через интернет-сайт были возможны только, что называется, в ручном режиме, после получения от банка информации о поступлении платежа.

Передача плательщику БСО или чека ККТ в бумажном виде была или труднореализуема, или невозможна. Поэтому на практике нередко данное требование не соблюдалось.
Сегодня положения закона предусматривают передачу кассового чека плательщику в электронной форме, если расчеты ведутся с применением электронных средств платежа (в том числе платежных карт), исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ (уполномоченным им лицом), и применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия клиента с пользователем ККТ (ч. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ). Как разъяснил Минфин (см., например, Письмо от 11.10.2017 № 03-01-15/66395 ), в этом случае нужна специальная онлайн-касса.

Выполнение условия, названного в ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ (о выдаче БСО в прежнем порядке), возможно только при непосредственном взаимодействии физического лица и представителя организации (ИП). При осуществлении платежа с использованием платежной карты в Интернете БСО в прежнем порядке выдать невозможно, поэтому освобождение, продленное до 01.07.2019, в данной ситуации не действует. Значит, применять онлайн-ККТ при оплате услуг через Интернет с использованием платежной карты необходимо без каких бы то ни было отсрочек.

Организации и ИП, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи БСО в порядке, действовавшем в соответствии с прежней редакцией Закона № 54-ФЗ .
Это возможно, только если оплата производится (наличными или платежной картой) при непосредственном взаимодействии с представителем УК (ТСЖ).

Если расчеты осуществляются с использованием платежной карты через Интернет, отсрочка не действует, поэтому при интернет-эквайринге организация обязана применять онлайн-ККТ.

При расчетах с использованием любых электронных средств платежа, кроме платежных карт, применение онлайн-ККТ обязательно с 01.07.2018.

Кто освобожден от обязанности применения ККТ (онлайн-касс) до 01.07.2021 и кто освобожден бессрочно. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Ответственность за нарушения законодательства о ККТ.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

С 1 февраля 2017 года ФНС регистрирует только онлайн-кассы, которые отвечают следующим обязательным условиям:

  • касса имеет фискальный накопитель;
  • она способна передавать в ФНС информацию о пробитых чеках через интернет;
  • наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД), через которого сведения передаются в ФНС.

Кто освобожден от применения ККТ до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .

Кто освобожден от применения онлайн-касс бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать кассовый чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

На практике эти два аргумента вряд ли будут учтены налоговиками в пользу организаций и ИП.

Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, до 01.07.2019 не указывается ИНН покупателя, а с 01.07.2019 ИНН покупателя должен быть указан в обязательном порядке. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушения законодательства о ККТ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац двенадцатый пункта 6, абзацы восьмой и одиннадцатый пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2016 года.

3. Организации и индивидуальные предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 февраля 2017 года положения Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции настоящего Федерального закона) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

6. Регистрация и перерегистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 1 февраля 2017 года не допускаются, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции настоящего Федерального закона).

7. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.

7.1. Указанные в части 7 настоящей статьи организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

1) организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 5, 10 - 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 15, 18 - 28, 30 - 44, 49 - 58, 60 - 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

7.2. Положения части 7.1 настоящей статьи применяются при соблюдении условия, указанного в части 7 настоящей статьи.

7.3. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26, подпунктами 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года.

8.1. Дочерние организации FIFA, поставщики товаров, работ, услуг FIFA при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, соответствующих формам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

9. В случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.

10. Внесение в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники, внесение изменений в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и исключение сведений о моделях контрольно-кассовой техники из Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляются до 1 февраля 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

11. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

11.1. Указанные в части 11 настоящей статьи индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2019 года.

12. До утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, типовых дополнительных профессиональных программ в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям, предъявляемым к таким контрольно-кассовой технике и техническим средствам оператора фискальных данных, эксперты экспертных организаций вправе проводить экспертизу контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) без полученного дополнительного профессионального образования в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных требованиям, предъявляемым к таким контрольно-кассовой технике и техническим средствам оператора фискальных данных.

13. До утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, методики проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных), в том числе проверки возможности взаимодействия контрольно-кассовой техники со всеми операторами фискальных данных и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, взаимодействия технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) со всеми моделями контрольно-кассовой техники, включенными в реестр контрольно-кассовой техники, и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, экспертные организации проводят указанную экспертизу в соответствии с утверждаемой ими внутренней методикой.

14. Положение абзаца девятого пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении указания ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость) применяется с 1 февраля 2017 года.

15. Положение части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года.

16. Отдельные группы организаций и индивидуальных предпринимателей применяют до 1 января 2017 года контрольно-кассовую технику, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетных компьютерах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

17. Для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абзац девятый пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении указания на кассовом чеке и бланке строгой отчетности наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

В 2019 году идет третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» . Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку - это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа . Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ .
  • C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой - после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор.
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2019 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает - выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2019 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2019 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога - до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой - через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.
  • Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
  • Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно будет выбивать два чека. Один - при получении предоплаты, и второй - по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.

Применение ККМ в 2018-2019 году - как это выглядит на практике

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2018-2019 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек - теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные - в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира - дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

При этом ИП на патенте и ЕНВД могут вернуть за каждую ККМ до 18 000 рублей: с 2018 года в законе о ККТ есть такая поправка. Для этого нужно обратиться в ФНС за налоговым вычетом. Причем получить его можно не только за покупку кассы, но и за услуги по ее настройке и подключению к ОФД. Налоговый вычет на покупку ККТ: обязательные требования >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2019 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации - на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании - до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки - теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП - до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей - до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончится 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться - нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте - ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется - вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас - не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад - официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным - и внедрили по всей России.

Применение ККТ при УСН в 2018-2019 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2019 году

Нет, в 2019 это не обязательно - при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2019 году ИП на патенте?

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ, как выбрать кассу, какой вариант подойдет интернет-магазину, как перейти на ФФД 1.05 и НДС 20%.