Фз 329 о физической культуре. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ч.2)

Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге , хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.

Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:

  1. ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
  2. создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
  3. содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
  4. создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
  5. создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
  6. создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
  7. организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
  8. организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
  9. поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.

Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.

Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?

Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.

Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.

Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:

Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.

Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?

Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.

Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.

Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.

    Постановление № 4А-983/2018 от 16 августа 2018 г. по делу № 4А-983/2018

    Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан) - Административные правонарушения

    Судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2018 года, вынесенные в отношении Андрея Владимировича Филиппова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20 . 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 26 ноября...

    Решение № 12-550/2018 7-1287/2018 от 7 августа 2018 г. по делу № 12-550/2018

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    Защитника Кошкарова Евгения Николаевича на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 15.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20 . 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного краевого автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Пермского края», у с т а н о в и л...

    Постановление № 5-1273/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 5-1273/2018

    Д. 2 Судья Канавинского районного суда г.Н.Новгорода Соколов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20 . 31 КоАП РФ в отношении А., (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения, уроженца д. (адрес обезличен), гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Нижегородская область, (адрес обезличен), д.Ясенцы, (адрес...

    Постановление № 5-/2018 5-1263/2018 от 28 июля 2018 г. по делу № 5-/2018

    Канавинский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    Д. 2 Судья Канавинского районного суда г.Н.Новгорода Соколов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20 . 31 КоАП РФ в отношении ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения, уроженца (адрес обезличен), гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: (адрес обезличен), работающего в ООО «Золотой квадрат» в...

    Постановление № 5-115/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 5-115/2018

    Из ОП № УМВД России по г.Калининграду дело об административном правонарушении в отношении КОРНЮШКИНА И.М., по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20 . 31 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 22 июня 2018 года в 19:30 часов в г.Калининграде на ул.С* на...

    Постановление № 5-114/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 5-114/2018

    Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Административные правонарушения

    Из ОП № УМВД России по г.Калининграду дело об административном правонарушении в отношении ЛИТВИНОВА Е.В., по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20 . 31 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 22 июня 2018 года в 21:00 часов в г.Калининграде на ул.С* на...

    Постановление № 5-118/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 5-118/2018

    Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Административные правонарушения

    Из ОП № УМВД России по г.Калининграду дело об административном правонарушении в отношении ТИМОФЕЕВА А.М. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20 . 31 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 16 июня 2018 года в 22:40 часов в г.Калининграде на ул.С* на...

    Постановление № 4А-309/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 4А-309/2018

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Административные правонарушения

    Мая 2018 года, вынесенные в отношении государственного автономного учреждения Архангельской области «Региональный центр развития спорта «Водник», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20 . 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: постановлением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 10 апреля 2018 года государственное автономное учреждение Архангельской области «Региональный центр...

Для контроля и регулирования при проведении мероприятий, обучении, развитии и проверке лиц, занимающихся физической культурой и спортом, государством был принят Федеральный закон 329. Положения акта регулируют не только процессы, но и социальные и экономические нормы данной сферы деятельности.

Что представляет собой закон?

Закон о ФК и спорте был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, а одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года. Последние изменения в нем произошли 5 декабря 2017 года. ФЗ 329 содержит 8 глав и 43 статьи. Этот закон регулирует и контролирует возникающие отношения при деятельности в сфере физ. культуры и спорта, регламентирует процессы, основы и нюансы организационной, социальной и экономической деятельности в этой области.

Краткое содержание Федерального закона номер 329 «О физической культуре и спорте»:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Описан предмет регулирования и сфера, на которую влияет закон. Дан список терминов и понятий и их определения. Перечислены основы и нюансы законов, регулирующих описываемую сферу. Перечислены другие законы, акты и нормативы, контролирующие описываемую область. Дан полный список субъектов, относящихся к физической культуре и спорту в РФ. Перечислены полномочия гос. органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, Правительства РФ и т. д. в области проведения действий, мероприятий, мер и процессов в сфере физ. культуры и спорта;
  • Во второй главе описаны процессы, способы и нюансы организации любой деятельности в сфере физ. культуры и спорта. В этой главе дан список организаций, занимающихся этой деятельностью. Оформлены нюансы и процессы Олимпийского движения и Олимпийского комитета. Описана деятельность и комитеты Паралимпийского движения, специальной олимпиады и сурдлимпийского движения. Описаны местные, региональные и общероссийские спортивные федерации, их уставы, права и обязанности. Оформлен реестр таких федераций, их реорганизация. Описаны спорт. клубы и их деятельность. Описаны процессы проведения различных мероприятий и их организация. Оформлен особый реестр всех российских видов спорта и способы и причины внесения и признания какой-либо деятельности таким видом и дисциплиной. Описаны разряды и звания. Оформлены права и обязанности каждого спортсмена во время мероприятий и вне их, а также правила для каждого вида спорта. Особое внимание уделяется статье про допинг, про проверке на наличие допинга и предотвращение его использования;
  • В главе номер три описаны положения и особенности развития физической культуры в сфере образования, на работе или в государственных органах. Описана подготовка граждан к военной службе. Оформлена реабилитационная физическая культура для инвалидов, адаптивный спорт;
  • В главе четвертой описана подготовка спортсменов к мероприятиям. Перечислены процессы и этапы подготовки. Описаны определенные государством федеральные стандарты подготовки. Оформлена информация о том, кто и как определяет эти стандарты;
  • В г. пять перечислены спортивные официально собранные команды Российской Федерации, зарегистрированные в реестре. Оформлены способы и нюансы сбора таких команд и их регистрация;
  • В шестой г. оформлена экономическая сторона сферы спорта. Описано медицинское, социальное и другое обеспечение команд. Описаны объекты спорта;
  • В седьмой оформлена деятельность и участие России в международных конкурсах и соревнованиях во всех видах спорта;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.

Описываемая сфера регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, принятыми муниципальными правовыми актами и международными договорами.

Общие положения 329 ФЗ

В общих положениях ФЗ 329 в новой редакции написано, что закон регулирует отношения, процессы и мероприятия, возникающие в области экономической, социальной, организационной и правовой деятельности для развития физ. культуры и спорта в РФ.

Согласно первой главе, законодательство регулирует описываемую область по следующим принятым положениям:

  • Закон обеспечивает и гарантирует каждому лицу право на занятия спортом и физической культурой в рамках развития и поддержания здоровья;
  • Закон содействует развитию школьного, детско-юношеского и студенческого спорта, учитывая их особенности;
  • Единая система прав и нормативов по всей территории России;
  • Для граждан разных возрастов физическая культура непрерывна и преемственна;
  • Область физ. культуры и спорта регулируется не только государством, но и субъектами РФ;
  • Совместная деятельность органов гос. власти, субъектов РФ, учреждений местного самоуправления со спортивными федерациями;
  • Гарантии на соблюдение прав граждан в области физической культуры;
  • Помощь и поддержка в осуществлении мер и развитии культуры спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • Ограничения и запреты в дискриминации лиц или неправомерных действиях во время соревнований или при подведении итогов;
  • Закон соблюдает все принятые Российской Федерацией международные договоры;
  • Закон обеспечивает сохранность жизни, здоровья и безопасность всем участникам соревнований, спортсменам и зрителям.

К субъектам физ. культуры и спорта относятся:

  • Спортивные организации, общества, клубы, объединения, центры, лиги и т. д.;
  • Спортивные агенты;
  • Учреждения, проводящие деятельность по образованию детей, школьников, студентов и взрослых в области физической подготовки и спорта;
  • Спортсмены, команды, зрители, тренеры, судья на мероприятиях;
  • Спортивные и технические организации обороны;
  • Профсоюзы в описываемой области;
  • Научные и исследовательские учреждения, исследующие способы и меры развития физ. культуры и спорта;
  • Органы исполнительной власти, контролирующие развитие военных и служебных видов спорта;
  • Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский и специальный комитеты РФ;
  • Органы исполнительной власти, субъекты, органы местного самоуправления и другие государственные органы.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.

Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.

В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».

Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.

В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации». Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.

Скачать закон о физической культуре и спорте в РФ

Федеральный закон 329 регулирует и регламентирует все мероприятия, процедуры и меры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Гражданам, желающим заняться спортом или участвовать в соревнованиях от имени государства, рекомендуется изучить описываемый закон.

  • 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
  • 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
  • 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
  • 2.2.3. Адаптационные изменения
  • 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
  • 2.4. Аппарат внешнего дыхания
  • 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
  • 2.6. Сердечно-сосудистая система
  • Нейро-эндокринная регуляция
  • Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
  • 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
  • 3.2. Спорт – явление культурной жизни
  • 3.3. Компоненты физической культуры
  • 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
  • Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
  • 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
  • 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
  • Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
  • Тема № 5. Физическая культура личности
  • 5.1. Понятие о физической культуре личности
  • 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
  • 5.3. Формирование физической культуры личности студента
  • Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
  • 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
  • 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
  • Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
  • 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
  • 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
  • Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств.
  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации.
  • 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
  • 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
  • Тема № 9. Спорт
  • 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
  • 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
  • 9.3. Спорт высших достижений
  • Спортивная классификация. Её структура
  • Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
  • 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
  • 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
  • 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
  • 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
  • Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
  • 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
  • 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
  • Химико-металлургический факультет
  • Кибернетический факультет
  • Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
  • 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
  • 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
  • 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
  • 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
  • 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
  • 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
  • Примерная схема самоконтроля в дневнике
  • Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
  • 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
  • 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
  • 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
  • Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
  • 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация деятельности в области
  • Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
  • Глава 4. Спортивный резерв
  • Глава 5. Спорт высших достижений
  • Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
  • Глава 7. Международная спортивная деятельность
  • Глава 8. Заключительные положения
  • Литература:
  • Интернет-ресурсы
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти ­рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конститу­ционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.2.

    Рис.2. Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (по В.В.Галкину, 2011)

    В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции страны, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

    Рис. 13 . Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    Основными элементами законодательства о физической культуре и спор­те, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъ­екты физической культуры и спорта, институты государственного регулиро­вания физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;

    2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменениясинхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:

    1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;

    2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

    4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

    5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

    6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

    7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;

    8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;

    9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.

    В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

    Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Преимущества новой редакции закона о ФК и С.

    а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впе­рвые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.

    б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Струк­тура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой националь­но-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную феде­рацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.

    Таким образом, иск­лючается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).

    в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирова­ния в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спор­тивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и между­народных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе обра­зуют стройную систему.

    г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, иск­лючает возможность дублирования функций федеральных органов исполни­тельной власти в области ФК и С.

    Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.

    д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта .

    В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие :

    1) деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

    2) взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организа­ции (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противо­действие применению допинга и т.п.);

    3) организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и орга­нах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;

    4) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

    5) деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обес­печения физической культуры и спорта;

    ж) в законе систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов.

    1. Физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания , физической подготовки, физического развития .

    2. Физическое воспитание процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры .

    3. Физическая подготовка процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учётом вида его деятельности и социально-демографических характеристик .

    4. Физическая реабилитация восстановление (в т. ч. коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья .

    5. Общероссийская спортивная федерация общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта , их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд .

    6. Спортивная федерация общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд .

    7. Спортивные сборные команды Российской Федерации формируемые общероссийскими спортивными федерациями коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, учёных, специалистов в области физической культуры и спорта для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации .

    8. Объекты спорта объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения .

    9. Спортивное сооружение инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы .

    10. Официальные физкультурные и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включённые в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований .

    11. Спортивные мероприятия спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов .

    12. Организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведение такого мероприятия .

    13. Спортивная дисквалификация спортсмена отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется общероссийской спортивной федерацией за нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, за использование запрещённых в спорте средств (допинга) и (или) методов, нарушение норм, утверждённых международными спортивными организациями, и норм, утверждённых общероссийскими спортивными федерациями .

    14. Физкультурно-спортивные организации юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности .

    15. Тренер физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов .

    16. Спортсмен физическое лицо, занимающееся выбранным видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях .

    17. Спортсмен высокого класса спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов .

    18. Подготовка спортивного резерва многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта .

    19. Спортивный судья физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию .

    20. Спорт сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной подготовки человека к ним .

    21. Спорт высших достижений часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных соревнованиях .

    22. Профессиональный спорт часть спорта, направленная на организацию и проведение соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов соревнований и (или) заработную плату .

    23. Массовый спорт часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях .

    24. Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта виды спорта, основой которых являются специальные действия (в т. ч. приёмы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти своих служебных обязанностей .

    25. Национальные виды спорта виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации .

    26. Спортивное соревнование состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утверждённому его организатором положению (регламенту) .

    27. Вид программы спортивное соревнование по определённому виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования .

    28. Вид спорта часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим федеральном законе порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь и оборудование .

    29. Спортивная дисциплина часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований .

    30. Физкультурные мероприятия организованные занятия граждан физической культурой .