Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок. Обязательна ли комиссия по осуществлению закупок Количество человек в комиссии по 44 фз

Определить ее состав, порядок работы и назначить председателя. Создавать комиссию не нужно, только если закупки проводят у единственного поставщика или подрядчика.

Если госорган передал полномочия по закупкам другой организации, то комиссию по закупкам создает именно эта организация, а также определяет порядок работы комиссии (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), п. 6.4 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08).

Сколько комиссий нужно создать

Чтобы определить поставщиков конкурентными способами, заказчик может создать одну или несколько следующих комиссий:

  • конкурсную;
  • аукционную;
  • котировочную;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Также заказчик может создать единую комиссию по проведению закупок, которая объединит функции всех вышеуказанных комиссий.

Об этом сказано в частях 1-3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

При этом комиссия любого типа должна:

  • принимать и рассматривать заявки на участие в конкурсе (аукционе), запросе котировок и запросе предложений;
  • определять победителя (будущего поставщика);
  • отклонять заявки, которые поданы на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если их содержание не соответствует установленным требованиям;
  • оформлять протоколы на каждом этапе определения поставщика.

Об этом сказано в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7-8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет свои специфические функции, связанные с особенностями способов определения поставщика . При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае определяется поставщик (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Сколько человек должно быть в составе комиссии

В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек . В котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений - не менее трех человек . Требования к количеству членов комиссий определяет часть 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Кого можно и нельзя назначить членом комиссии

Членом комиссии или ее председателем заказчик может назначить любого человека, кроме тех, кому это запрещено. Так, членами комиссии по проведению закупок не могут быть лица, которые:

  • привлечены в качестве для определения поставщика;
  • подали заявки и претендуют на статус поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • состоят в штате организаций, подавших заявки;
  • могут быть подвержены влиянию со стороны участников закупки (в т. ч. акционеры, члены правления, кредиторы организаций - участников закупки);
  • состоят в браке с руководителем участника закупки или являются его близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными братьями и сестрами);
  • являются усыновителями руководителя участника закупки или усыновлены им;
  • осуществляют контроль в сфере закупок (должностные лица контрольного органа в сфере закупок ).

Если в комиссию все-таки попадут такие лица, заказчик (уполномоченный орган ), который принял решение о создании комиссии, обязан их .

Такой порядок установлен в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Руководитель учреждения хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе. Можно ли его назначить председателем комиссии по проведению закупок?

Да, он может быть председателем комиссии.

Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

Состав комиссии необходимо формировать так, чтобы всегда обеспечивался кворум на заседаниях. Он сохраняется, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50 процентов общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Что делать, если на момент заседания присутствуют не все члены комиссии по закупкам?

Отсутствующего сотрудника нужно заменить. Для этого руководитель заказчика должен вынести соответствующий приказ . Об этом сказано в части 7 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Кто должен быть в составе комиссии

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями о предмете закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что такие специалисты должны насчитывать не менее 50 процентов состава комиссии (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Также в состав комиссии необходимо включить лиц творческих профессий, если проводится открытый конкурс:

  • на финансирование проката или показа национального фильма.

Их число должно быть не меньше 50 процентов от общего числа членов конкурсной комиссии. Такое правило предусматривает часть 4 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Как проходят заседания комиссии

Заседания комиссии проходят по мере необходимости. Членов комиссии нужно своевременно уведомить о месте, дате и времени проведения заседания. Это связано с обязательным требованием - их личное присутствие. Принимать решение заочным голосованием, в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в части 8 статьи 39 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и-1824.

Решения, которые принимает комиссия по результатам своих заседаний, являются обязательными для всех участников закупки. Их может обжаловать любой участник только в порядке, который установлен в законодательстве (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

2.1. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Решение о создании комиссии по закупкам принимается заказчиком заблаговременно. В организации готовят приказ и положение о работе этого органа. Когда создается комиссия по закупкам по 44-ФЗ, читайте в статье, также скачайте образцы положения и приказ о создании.

Для выбора поставщика или исполнителя заказчик должен создать закупочную комиссию. Это обязательно почти для всех видов процедур. Решение о создании принимается заказчиком заблаговременно. В организации готовят приказ и положение о работе этого органа. Члены рабочей группы рассматривают поступившие заявки, решают, соответствует ли участник требованиям или нет и т.д. О том, когда создается комиссия по закупкам по 44-ФЗ, читайте в статье.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Комиссия по закупкам по 44-ФЗ

Комиссии по закупкам посвящена статья 39 44-ФЗ. В этой норме говорится, что решение о создании органа заказчик принимает до начала закупки. К старту торгов уже должен быть сформирован состав группы, определен порядок ее работы и выбран председатель.

Говоря простыми словами, комиссия по закупкам по 44-ФЗ - это группа лиц, выбранных заказчиком для проведения закупочной процедуры. Сформировать ее может госорган самостоятельно или назначенная аутсорсинговая компания.

Рассмотрим, на какой срок она создается. В законе об этом не сказано, но на практике работа органа завершается на выборе победителя.

Заказчик создает комиссию по осуществлению закупок

В положении указываются: ее состав, ФИО председателя и другие нюансы. Кроме того, там прописываются права и обязанности членов рабочей группы по осуществлению закупок, к примеру:

  • знакомиться со всеми документами, представленными на рассмотрение;
  • присутствовать и выступать на заседаниях;
  • проверять протоколы;
  • принимать решения в пределах своих полномочий.

Виды комиссий по осуществлению закупок 44-ФЗ

Существует несколько видов:

  • конкурсная . Члены рабочей группы вскрывают конверты с заявками, оценивают предложения и выбирают победителя;
  • аукционная . Оценивает поданные заявки и принимает решение о допуске или недопуске к аукциону;
  • котировочная . Сопоставляет поданные заявки, определяет соответствие предложений и их участников заявленным требованиям и выбирает лучшее предложение;
  • единая . Выполняет функции всех других видов. Как правило, формируется для небольших стандартных закупок, которые не относятся к специфическим отраслям экономики.

Из названий ясно, что первые три вида комиссий создаются для конкретных способов определения поставщика, а последний - универсальный.

Заказчик может самостоятельно выбрать, какую комиссию создать. Одновременно можно сформировать несколько групп, если это требуется. В зависимости от вида различается число ее членов. Если это конкурсная, аукционная или единая комиссия, их должно быть не менее 5 человек, можно больше. В состав группы для запроса предложений или котировок могут входить 3 человека.

Для какого способа закупки комиссия не создается

Комиссия по закупкам должна создаваться . Не предусмотрена работа этого органа только для закупок у единственного поставщика.

Если приемку проводят несколько человек, каждый заполняет свою часть документов. Один вписывает в акт сведения о контракте, другой смотрит документы на товар, третий проверяет соответствие товара. Мы собрали в один формуляр все сведения, которые пригодятся при приемке. Соберите их заранее и уже с ними подписывайте акт с поставщиком. Тогда все сведения о принятых результатах исполнения контракта у вас будут собраны в одном месте.

Из статьи

Членами комиссии по закупкам не могут быть

Закон содержит определенные требования к тому, кто входит в комиссию по закупкам по 44-ФЗ. В положении необходимо прописать, какие эксперты приняты в состав рабочей группы. Приглашать случайных людей запрещено. Также установлены ограничения на участие в работе группы следующих лиц:

  • участников закупки;
  • работников организации, участвующей в закупке;
  • лиц, которые каким-либо образом зависимы от участника - его кредиторы, акционеры, члены исполнительных органов и т.д.;
  • эксперты, осуществляющие независимую оценку в рамках процедуры;
  • родственники и друзья участников закупки;
  • представители контрольных органов.

Проще говоря, в составе не должно быть людей, так или иначе связанных с участниками, претендующими на статус поставщика. Это нужно для максимальной объективности собрания. Если правила будут нарушены, ФАС может потребовать распустить орган.

Может ли один и тот же человек в организации быть руководителем контрактной службы, председателем приемочной комиссии и подписывать контракты?

Кого нужно приглашать в состав комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ:

  • людей с опытом в данной области;
  • экспертов, разбирающихся в предмете закупки.

В составе рабочей группы должно быть как минимум 50% лиц с квалификацией. В качестве председателя может выступать руководитель организации. Если контракт будет заключен на создание произведения искусства, литературы, как минимум 50% участников рабочей группы должны составлять эксперты в этой области.

Когда комиссия может осуществлять свои функции

Комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ работает в соответствии с утвержденным регламентом, прописанным в положении, а также руководствуется Законом о контрактной системе. Одно из требований: присутствие на заседании как минимум 50% от общего числа членов рабочей группы. Если их меньше, выполнять свои функции орган не может. Чтобы такого не произошло, председатель должен заранее уведомлять всех участников о месте и времени сбора. Голосовать заочно или делегировать свои полномочия кому-то другому члены группы не могут.

В законе отдельно оговаривается ситуация, когда решение комиссии по осуществлению закупок принимается с нарушением требований. . Решение в таком случае рассматривает ФАС. Он может быть признано недействительным. Также доступно оспаривание через суд.

Могут ли в состав единой комиссии входить сотрудники другого учреждения?

Да, заказчик вправе включить в состав сотрудника другого учреждения. При этом важно соблюдать требования статьи 39 Закона № 44-ФЗ к членам рабочей группы.

В статье 39 Закона № 44-ФЗ законодатель использует термины «лица» и «члены комиссии». Например, «число таких лиц должно составлять», «в состав конкурсных групп должны включаться лица творческих профессий», «заказчик включает в состав преимущественно лиц», «членами не могут быть физические лица».

Это говорит о том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требование о том, что членами группы должны быть только сотрудники заказчика. Противоположный пример – назначение контрактного управляющего. Им может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

2.1. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Осуществление государственных закупок сопровождается множеством процедур. Прием заявок, их рассмотрение, определение победителя - все эти обязанности возлагаются на членов комиссии, которая специально создается заказчиком в этих целях. Непосредственно для проведения закупок путем проведения запроса котировок может создаваться котировочная комиссия. Каким образом происходит создание комиссии? Кто может в ней участвовать? Как заменить одного из членов комиссии?

В каких случаях создается комиссия?

Для проведения практически любых закупочных процедур необходимо создавать комиссию. Исключение составляют случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком. Заказчик имеет право определить, какую комиссию он будет создавать:

  • единую (работает при проведении любой формы закупки);
  • специальную комиссию под определенную форму закупки - конкурсная, котировочная, аукционная, комиссия по рассмотрению заявок и принятию окончательного решения.

Таким образом, если у заказчика создана единая комиссия, то нет необходимости создавать дополнительно котировочную комиссию. Вместе с тем наличие единой комиссии не мешает заказчику сформировать под определенную закупку специальную комиссию, например котировочную. Подобная позиция изложена в Письме Казначейства РФ от 25.03.2014 года № 42-7.4-05/9.3-191.

Как создать котировочную комиссию?

Заказчик должен принять решение о создании комиссии до начала проведения закупки. Решение заказчика о создании комиссии можно оформить приказом. В данном документе необходимо отразить следующие вопросы:

  • состав комиссии (здесь можно указать ФИО и должность каждого представителя комиссии);
  • избрание председателя комиссии;
  • порядок работы комиссии (можно оформить положением о работе котировочной комиссии, которое будет являться приложением к приказу).

Для создания котировочной комиссии достаточно 3 человек. В то время как, например, единая комиссия должна быть представлена не менее чем 5 членами.

Кто входит в состав котировочной комиссии?

Закон о госзакупках предъявляет определенные требования к представителям котировочной комиссии. В состав указанной комиссии заказчик должен включать лиц, которые:

  • прошли профессиональную переподготовку в сфере госзакупок;
  • повысили свою квалификацию в сфере госзакупок;
  • обладают специальными знаниями, относящимися к закупаемым товарам, услугам или работам.

Минэкономразвития России высказало свою позицию в отношении состава комиссии в письме от 31.12.2013 года №Д28и-2420. Указанное ведомство полагает, что лица, которые не прошли переподготовку, повышение квалификации или не обладают специальными знаниями, могут входить в состав комиссии. Но они должны составлять меньшую часть комиссии. Например, если котировочная комиссия состоит из 3 человек, то входить в её состав может только один человек, который не отвечает вышеуказанным требованиям закона.

Кроме того, чиновники данного ведомства отмечают, что лицо, которое обладает специальными знаниями по объекту закупки, необязательно должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование именно по госзакупкам (письмо от 23.09.2013 года № Д28и-1070).

Закон о госзакупках содержит ограничения, которые не позволяют входить в состав комиссии следующим лицам :

  • эксперты, проводящие оценку конкурсной документации, заявок на участие (при предквалификационном отборе);
  • лица, которые имеют личную заинтересованность в результатах запроса котировок. К ним можно отнести участников запроса котировок (лица, которые непосредственно подали заявку, штатные сотрудники организации);
  • лица, которые тем или иным образом подчиняются участнику закупки (участники или акционеры компании, члены органов управления, кредиторы участника закупки);
  • лица, имеющие родственные связи с руководителем участника закупки (муж/жена, родитель, ребенок, дедушка, бабушка, внук, брат или сестра, усыновитель или усыновленный);
  • должностные лица, которые осуществляют контроль в сфере госзакупок.

Как заменить одного из представителей котировочной комиссии?

Решение о замене какого-либо члена котировочной комиссии может принять только заказчик, который принял решение о создании данной комиссии.

Обратите внимание! Заказчик обязан незамедлительно заменить представителя комиссии, который тем или иным образом заинтересован в исходе проводимой закупки.

Кворум для котировочной комиссии

Заседание котировочной комиссии будет легитимным, если на нем будет присутствовать не менее 50% от общего количества её представителей. При этом член комиссии не может делегировать свои полномочия иным лицам, то есть он обязан лично исполнять свои обязанности. Кроме того, не будет соответствовать требованиям закона и принятие решения котировочной комиссией путем проведения заочного голосования.

На председателя комиссии возлагается обязанность уведомить представителей котировочной комиссии о месте, дате и времени предстоящего заседания. Сделать это необходимо заблаговременно.