Россия —демократическое государство. Что такое демократическое государство

Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

А) реальная представительная демократия;

Б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являютсяфункции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.

Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.

Власть народу

Демократия - это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.

В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.

Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:

  • Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
  • Легитимный источник власти - народ.
  • Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.

Каждый имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:

  • Равенство, как политическое, так и социальное.
  • Свобода.
  • Законность;
  • Права человека.
  • Право на самоопределение и др.

Неточности

Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.

Рядом можно указать и Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.

За что боролись?

Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.

Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.

С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.

Угрозы

Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.

Современное положение вещей

Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.

Известно, что те страны, которые функционируют под наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.

Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.

Аналитика

Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.

Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.

Принцип

Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:

  1. Процесс выборов и плюрализм.
  2. Работа правительства.
  3. Участие граждан в политике своего государства.
  4. Политическая культура.
  5. Гражданские свободы.

Категории

По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая - полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран - это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».

Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты - более 2.5 миллиарда человек.

Первый из первых

Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.

Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.

Родина Пеппи Длинныйчулок

Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Форма правления построена также на принципе в симбиозе с конституционной монархией.

Маленькое государство

Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство.

Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень - профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.

В надежных руках

Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.

Женская опека

Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина - Маргрете II. Поэтому Дания - это конституционная монархия. Королеве помогает который называется фолькетинг.

Сложное политическое устройство

Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.

Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.

Многонациональная страна

Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада - это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.

Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».

Стабильность

С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.

Президент избран сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент - Эдускунте.

Государство-материк

Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор - Питер Косгроув. Австралия - это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.

Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.

Топ-10

Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.

Другие лидеры

В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.

Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после - Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории "авторитарный режим". Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.

Нет развития

За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые - на 5-7 ступеней.

С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.

Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.

Как известно, в переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Однако как это понимать? И как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было всем: не только большинству, но и меньшинству людей, а также каждому отдельному человеку? Ответы на эти непростые вопро­сы человечество ищет уже более двух тысячелетий. Возьмем для примера три конкретные модели народовластия, уже испытанные всемирной историей.

Так, * античная демократия , которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократии или охлократию, - власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Плато­на (427 - 347 до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 до н. э.), такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одно­го, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

Убедительное подтверждение этому - печальная судьба еще од­ного знаменитого философа Древней Греции Сократи (ок. 470 399 до н. э.). Он в конце своей жизни был обвинен во «введении новых божеств и развращении юношества» и «демократически» пригово­рен толпой к смерти через принятие яда. Из уважения к законам тогдашней «демократии» мудрый старец отказался спастись беге рвом и прямо в тюрьме принял яд.

Другой негативный опыт «коллективистской» модели народов­ластия дала * социалистическая демократия в бывшем СССР и других странах. Она по существу являла собой псевдодемокра­тию (демократию на словах), ибо означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, гос­подствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирова­ние и действия властей.

Вспомним несвободные выборы в советские органы власти. Это были безальтернативные (выборы без выбора) и формальные «праз­дники демократии», когда одобренного КПСС «кандидата» можно было заранее поздравлять с «победой», так как 99,9 % голосов «за» ему гарантировались. В то же время и сами «народные избранники» были в основном фигурами декоративными, «свадебными генерала­ми» в политике, так как фактически все решали никем не избранные «партия и правительство».

Однако и «индивидуалистическая» * либеральная демокра­тия , нацеленная на максимально неограниченную личную сво­боду граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравен­ство и разлад в обществе и на практике может стать олигархо-или анархо-демократией или, еще хуже, тем и другим вместе.


В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии - обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков («денежные мешки» скупают средства массовой информации, формирующие «мнение народа», финан­сируют избирательные кампании, а то и прямо покупают чиновни­ков государства).

В свою очередь, анархо-демократия представляет подчас безвластие: когда на фонесоблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе факти­чески «правят бал» вседозволенность, беззаконие, преступность.

К сожалению, приходится констатировать, что в переломной России 1990-х гг. имеет место сложная комбинация (а) нарождаю­щейся демократии, (б) всевластия олигархий в центре и на местах (банкиры, руководители крупных фирм, региональные и «федераль­ные» политические элиты, а иногда и заправилы «теневой экономики») и (в) разгула безответственности и анархии во многих сферах социальной жизни.

Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует некоей «чи­стой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плю­сы и минусы. Отсюда понятно, почему многие мыслящие люди отзываются о демократии неоднозначно, а то и с большим со­мнением. Тот же Платон называл се властью посредственности и главной бедой политики, потому что она зачастую ведет к не­благоразумию, порче нравов и беспорядкам, а в итоге - к пере­хвату власти проходимцами или/и диктаторами. Короче говоря, прав был Уинстон Черчилль, когда не без юмора отмечал, что «у демократии много недостатков», но есть и одно достоинство: «до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

И действительно, в который уже раз мы вынуждены признать, что в мире нет ничего совершенного, и потому искать идеальное] государство - занятие бесполезное... К тому же все вокруг нас относительно. То, что одним людям кажется важным и демокра­тически справедливым (скажем, личная свобода, частная собствен­ность, конкуренция и вознаграждение только по результатам тру­да), другие могут воспринимать как социальную несправедливость и предоставление преимуществ одним людям (более сильным) засчет остальных.

Как бы то ни было, но наиболее развитые современные обще­ства возглавляются демократическими государствами. Их суть в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согла­сия управляемых. Если расширить эту краткую формулу, то основ­ные черты демократического государства можно свести к сле­дующему.

Так, важнейший принцип демократии состоит в том, что * источником власти в обществе является народ . Это означает, что народ (1) непосредственно участвует в самоуправлении, в раз­работке и принятии законов, решений (путем их открытых обсуж­дений, формулирования, одобрения на референдумах и т. д.) - пря­мая демократия; (2) либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их - представи­тельная демократия.

В классическом виде прямая демократия существовала, напри­мер, в полисах Древней Греции (греч. polis город-государство в античном мире), в древней и средневековой Руси - в частности, в городе Великом Новгороде в XI - XV вв. (в виде известного вече народного собрания для решения вопросов войны и мира, призвания и изгнания князей и др.). Сегодня элементы прямой демократии (осо­бенно референдумы) тоже используются, но главной формой служит представительная демократия. Однако в связи с развитием мест­ногосамоуправления и компьютерных сетей роль прямой демокра­тии может расти.

Обе эти системы имеют свои (часто взаимообратные) плюсы и минусы. Скажем, прямая демократия (ее еще называют плебисцитарной) из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутнуювыгоду избирателей, из-за их эмоцио­нальной неуравновешенности и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей под­час ведет к принятию неоптимальных решений. Кроме того, про­ведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит.

Представительная демократия (другое название - репрезен­тативная) в этом плане более рациональна, поскольку управле­нием занимаются относительно небольшие группы профессиональ­но подготовленных, компетентных и ответственных людей, избран­ных обществом. Но тут свои недостатки: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти (особенно если не налажен институт отзыва «плохого» депутата из органа власти), есть опас­ность отрыва народных избранников от рядовых граждан, прояв­лений бюрократизации, коррупции, работы на собственные инте­ресы и т. д.

Второй важный принцип демократии * выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе спе­циальных юридических норм (избирательного права), регулирую­щих участие граждан в выборах, их право избирать и быть из­бранными в различные органы власти, порядок проведения сво­бодных, честных, альтернативных и контролируемых обществен­ными организациями выборов.

Следующий демократический принцип * - подчинение мень­шинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отста­ивать свое особое мнение.

Четвертый принцип - самый главный для демократии. Это -* гарантия основных прав и свобод для каждого члена обще­ства и равноправие граждан (как минимум - равенство в изби­рательных правах). Почему самый главный? Дело в том, что демократия - не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен и страдает? Основные права и свободы личности можно объеди­нить в следующие пять групп.

Наконец, еще одна существенная черта современных демокра­тических государств - * открытый характер общества. Что за этимстоит? Открытое общество - это общество со свобод­ной и конкурентной рыночной экономикой, интегрированной в ос­тальной хозяйственный мир; это общество с самобытной наци­ональной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран; это общество, в котором * уважают и соблюдают права людей, * поощряют развитие гражданского об­щества, *Н нет запретов на честную и полную информацию, нет закрытых социальных элит и * успех каждого зависит от его лич­ных усилий и трудолюбия.

Опыт многих стран показывает, что демократия успешно раз­вивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней - материально, интеллектуально и психологически. Зрелая демок­ратия возможна тогда, когда страна достигла устойчивого мате­риального благополучия, когда разрыв между богатыми и бед­ными не подталкивает последних «браться за топоры», когда большинство людей научилось подавлять эгоизм, неприязнь к другим этносам и склонность к агрессии, овладело правилами взаимной ответственности, уважения свободы и прав других людей, готово к компромиссам, самоограничению, самодисцип­лине, законопослушанию, к сотрудничеству с другими страна­ми и людьми.

Эффективным способом осуществления демократических принципов является создание правового государства.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

НАРО́ДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДА́РСТВО

новая социалистич. гос-ва, возникшего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее окончания (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монгольской Нар. Республике. Нрвая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и соотношения сил в пользу социализма, обусловила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.

Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в результате революц. борьбы народных масс, руководимых коммунистич. и рабочими партиями. Благоприятные для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империалиста, экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контрреволюции.

Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., антиимпериалистич. и антифеод. (в странах с феод. пережитками) преобразований и этап социалистич. преобразований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.

Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представляло собой переходную к диктатуре пролетариата. На этом этапе было ликвидировано монополистич. капитала, искоренен , проведена демократизация обществ. жизни; проведена аграрная по принципу: "земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает" и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые позиции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.

Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе развития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.

По мере перерастания антиимпериалистич., демократич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобразования стали носить четко выраженный социалистич. . При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапе диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии полностью подтвердило марксистско-ленинское положение о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвердилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.

Общие перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. г. в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкретно-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. приобрела социалистич. характер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одновременно решало как общедемократич., антиимпериалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.

Национализация в странах нар. демократии проводилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусматривали полную или частичную компенсацию за имущество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.

Специфич. черты имеются и в системе обществ. организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т.п. Часть интеллигенции и ремесленников входят: в ГДР – в Нац.-демократич. партию, в Чехословакии – в Чехословацкую социалистич. партию, и т.п.

Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих партий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и после установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и обществ. орг-ции: в Болгарии – Отечеств. фронт, в Венгрии – Отечеств. народный фронт, в Польше – Фронт единства народа и т.д. В совр. условиях социалистич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и рабочих партий и развитию обществ. самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участвовали в выборах, большинство стран нар. демократии не вводило ограничений по классовому признаку.

Тем самым было подтверждено ленинское положение о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры пролетариата. Нек-рые различия имеются также в организации и структуре гос. органов.

Трудящиеся зарубежных социалистич. стран творчески использовали и используют социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В документах мирового коммунистич. движения подчеркивается историч. решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили , к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.

По мере решения вопросов, связанных с построением основ социализма, на первый план выдвигается создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ряде стран социалистич. производств. отношения победили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.

По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ. изменения как в содержании, так и в формах деятельности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит. ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.

Большое развитие получили хозяйственно-организаторские и культурно-воспитат. функции социалистич. гос-ва. В наст. все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотрудничеством стран мировой социалистич. системы в области политики, экономики и культуры.

Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ. условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строительстве являются и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым законом взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны. Междунар. в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каждой социалистич. страны и всей социалистич. системы.

Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее социалистич. демократии, все более широкое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.

В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит. гос. учреждений как высших, так и местных. При максимальном развертывании всех других форм социалистич. демократии, в т.ч. непосредств. демократии, представит. органы остаются осн. формой народовластия. Особое значение приобретает развитие обществ. начал в их деятельности. Значительно активизировали свою массовые обществ. организации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ций трудящихся в решении вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприятий. Производств. совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в произ-вом.

Большое в странах нар. демократии уделяется укреплению социалистич. законности, дальнейшему расширению прав и свобод граждан.

На совр. этапе развития нар. демократии значительно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демократии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.

Б. Топорнин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Верны ли следующие утверждения о роли государства в рыночной экономике?


Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

1=)Государство воздействует на рыночную экономику

1.)Применяя антимонопольное законодательство
2.)Контролируя цены
3.)Директивно планируя производство
4.)Централизованно распределяя ресурсы

2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
2.)Централизованное планирование производства
3.)Частная собственность на орудия и средства производства
4.)Государственное регулирование ценообразования

3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1.)Верно только Б
2.)Верны оба суждения
3.)Верно только А
4.)Оба суждения неверны

4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
Относится к закону:
1.)Стоимости
2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
3.)Спроса и предложения
4.)Предельной полезности вещи

5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
1.)Электронные деньги
2.)Фиатные деньги
3.)Ассигнации
4.)Металлические деньги

6=)К прямым налогам относится:
1.)Земельный налог
2.)Налог на добавленную стоимость
3.)Налог на доходы физических лиц

7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
1.)Уровнем его индивидуальных доходов
2.)Качеством трудовых ресурсов
3.)Ограниченностью природных ресурсов
4.)Затратами на производство товаров

8=)Основу традиционной экономической системы составляет
1.)Директивное ценообразование
2.)Свободное распределение ресурсов
3.)Распределение ресурсов государством
4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
1.)Административно-командная экономика.
2.)Традиционная экономика.
3.)Смешанная форма экономики.
4.)Рыночная экономика.

10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
1.)Падением цен на товары и услуги
2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системе.

Государство в социально-ориентированной рыночной экономике: 1. сосредотачивает основную часть производств в государственном секторе экономики 2.

централизованно распределяет факторы производства 3. директивно устанавливает планы производства продукции предприятиями 4. осуществляет производство общественных благ.

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права