Теория государства и права. Курс лекций. Правовые нормы: примеры. Особенности правовых норм

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию

Норма права

Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые - орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные - правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах , причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта : нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов (например, указов , постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права : нормы гражданского , финансового , уголовного права , трудового , административного , экологического права и т. д.
  • По форме предписания : императивные (категорические) и диспозитивные . Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его ), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью ).
  • По форме предписываемого поведения : управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества ). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев ).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные - содержат определения юридических понятий;
  • декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия) : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия : постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия : общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Для того чтобы понять внутренние процессы, протекающие в законодательной практике, нужно четко представлять, что есть норма права. Это положение одинаково справедливо для всех где регулятором выступает нормативный акт.

Определение, включающее суть понятия

Множество подходов к правовому полю базируется на том, что собой представляет норма права и какую структуру она имеет. А потому следует определить самое явление.

Самое короткое определение, которое можно дать, заключается в следующем: норма права - это базовый элемент акта, регулирующего строго дифференцированные отношения в стране.

Столь общее понятие, однако, требует уточнения по целому ряду факторов, коими выступают следующие:

Образующие элементы нормы права

За время существования права выработала своего рода идеальную модель «клетки» законодательства. И на сегодняшний день она представляет собой структуру, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза нормы права - это фактическое условие для её применения. Справедливым является утверждение, что в одной норме могут сосуществовать от двух и более указанных элементов. Связано такое положение с фактическими обстоятельствами жизни, а потому выделяют три основных вида - простые, альтернативные и сложные условия.

В простых наличествует лишь одно обстоятельство. Сложные связывают несколько фактов, при наличии или отсутствии которых буде задействована норма. Альтернативные же представляют собой совокупность условий, наличие одного из которых задействует оговоренную норму.

Диспозиция - это фактически то поведение, которое рассматривает норма права. Этооснова, на которую крепятся другие элементы. Как и в предыдущем случае, выделяют три вида: бланкетная (общее абсолютно для всех поведение), прямая (строго описанное поведение) и альтернативная (представляет выбор между указанными видами действий).

Санкция - наказание за неисполнение воли властных органов. Следует отметить, что не все нормы располагают этим элементом, но если он есть, то санкция закрепляется одним из следующих методов:

Абсолютно определенно - т. е. четко расписаны последствия;

Определена относительно - представлена «вилка» наказания, которое классифицируется компетентным лицом;

Альтернативные - представляют несколько вариантов наказания.

Представленная выше структура является примером идеальной нормы права, что в реальной жизни характерно для положений уголовного или

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Элементы норм права

Правовая норма состоит из следующих элементов:

    гипотеза

    диспозиция

гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простой – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложной – указывает на несколько обстоятельств, альтернативной – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

диспозиция , которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать.

Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений. Бланкетной – отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель.

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

По предмету регулирования:

а) Материальные юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а т.же ответственность субъектов правоотношений. Например: нормы, определяющие обязанности соответствующих д/л принять и рассмотреть жалобу гражданина, определяющие основы компетенции субъекта исполнительной власти.

Определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.

б) Процессуальные определяют, каким образом и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления. Например: порядок приема, рассмотрение, разрешение жалоб и заявлений граждан, производство по делам об административных правонарушениях.

По характеру предписания :

а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия. Например: при получении жалобы гражданина орган (д/л обязан рассмотреть ее в течение 30 дней, при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.).

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме.

в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права (устанавливают права субъектов на совершение определенных действий).

По форме предписания:

а) императивные - эти нормы формируют права и обязанности субъектов строго обязательном, повелительном стиле и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники правоотношений могут сами в рамках нормы определить их.

В) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.

По действию времени:

а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, режимом ч/п.

б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется. Они действуют до тех пор пока не будут отменены.

По действию в пространстве : А) республиканские Б) местные В) локальные – принимаются как правило, руководством государственной кооперативной или иной организации и действуют, соответственно в рамках данной организации, ведомства и отражают цели, специфику их деятельности, направлены на упорядочение этой деятельности

Регулятивные нормы - это нормы расчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, установливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы расчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусмотривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Например, Ст.1 Закона РК “О браке и семье“ называется “Основные понятия, используемые в настоящем законе“. В данной статье содержатся нормы определяющие такие понятия как брак, фиктивный брак, семья, детство и т.д.

Коллизионные нормы - расчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма преписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

Понятие нормы нрава. Признаки нормы права. Логическая структура правовой нормы. Норма права и статья нормативного правового акта. Классификация правовых норм.

НОРМЫ ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма . Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные .

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные .

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов - объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы . Это в основном нормы уголовного, административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.