Департамент по имущественным отношениям. Департамент и Комитет имущественных и земельных отношений. Кто регулирует имущественные отношения

12.04.2019
В соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации информируем о возможности предоставления в собственность (аренду) следующих земельных участков:
- площадью 1003 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район,п. Софрино, Майское шоссе, рядом с участком 27, - «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- площадью 974 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район,п. Зеленоградский, Луговой проезд, смежный д. 4, - «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- площадью 1028 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, п. Зеленоградский, ул. Славянская, напротив д. 1, - «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- площадью 543 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район,с. Братовщина, ул. Комсомольская, участок напротив д. 12, - «для ведения личного подсобного хозяйства»

26.03.2019 Информационное сообщение
В соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района предоставляет следующую информацию по состоянию на 01.04.2019

15.02.2019
о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0060201:767, местоположение: МО, Пушкинский район, с. Левково (в 33 м западнее участка с кадастровым номером 50:13:0060201:295), площадью 1000 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», государственная собственность на который не разграничена, до 25.03.2019 16 час. 00 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.10.2018 № 2029.

01.02.2019 Информационное сообщение
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», принимая во внимание изменение ставки налога на добавленную стоимость с 01 января 2019 года, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает об отмене следующих аукционов

28.01.2019 Информационное сообщение
План проведения плановых проверок в отношении физических лиц на 2019 год администрацией Пушкинского муниципального района Московской области

21.01.2019
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0050118:2045, местоположение: МО, Пушкинский район, дп Зеленоградский, ул Чапаева, площадью 494 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», находящегося в собственности муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области», до 28.03.2019 10 час. 10 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлениями Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 15.08.2018 № 1627, 06.09.2018 № 1871. Сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок

21.01.2019 Информационное сообщение о проведении аукциона
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0060201:768, местоположение: МО, Пушкинский район, с. Левково (в 98 м юго-западнее участка с кадастровым номером 50:13:0060201:295), площадью 1000 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», находящегося в собственности муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области», до 28.03.2019 10 час. 00 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлениями Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 16.10.2018 № 2103, от 26.09.2018 № 2000. Сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок

21.01.2019 Информационное сообщение о проведении аукциона
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0060201:774, местоположение: МО, Пушкинский район, с. Левково (в 102 м западнее участка с кадастровым номером 50:13:0060201:295), площадью 1000 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», находящегося в собственности муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области», до 28.03.2019 10 час. 05 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлениями Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 16.10.2018 № 2103, от 26.09.2018 № 2000. Сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок

21.01.2019 Информационное сообщение о проведении аукциона
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0070105:2267, местоположение: МО, Пушкинский район, г.Пушкино, западная сторона, площадью 37000 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «спорт», находящегося в собственности муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области», до 28.03.2019 10 час. 15 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 10.10.2018 № 2081. Сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок

15.01.2019 Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает
о проведении 20.03.2019 в 11 час. 00 мин. в соответствии с постановлениями Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.10.2018 № 2027 аукциона по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0000000:80652, местоположение: МО, Пушкинский район, п. Ашукино, ул. Аксакова, площадью 1500 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». Государственная собственность на земельный участок не разграничена. Сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок

11.01.2019 Извещение о предоставлении земельных участков в собственность (аренду) за плату в порядке установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации
:
- площадью 35000 кв. м, местоположение: Московская обл, Пушкинский р-н, в районе д. Грибаново, вид разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование»;
- площадью 67404 кв. м, местоположение: Московская обл, Пушкинский р-н, в районе д. Грибаново, вид разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование»;
- площадью 1202 кв. м, местоположение: Московская обл, Пушкинский р-н, рп. Софрино, ул. Изумрудная, д.56 вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства»

28.12.2018 Информационное сообщение
Отчет о проведении специальной оценки условий труда

28.12.2018 Информационное сообщение
В соответствии со статьей 39.18 Земельного -Кодекса Российской Федерации информируем о возможности предоставления в собственность (аренду) следующих земельных участков

28.12.2018 Информационное сообщение
В соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района предоставляет следующую информацию по состоянию на 01.01.2019

28.12.2018 Информационное сообщение
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о проведении 07.02.2019 в 14 час.00 мин. аукциона по продаже муниципального имущества:

25.12.2018 Извещение о предоставлении земельных участков в собственность (аренду) за плату в порядке установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации информируем о возможности предоставления в собственность (аренду) следующего земельного участка

25.12.2018 Информационное сообщение
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает об итогах аукциона, состоявшегося 07.12.2018, по продаже нежилого помещения с кадастровым номером 50:13:0080215:2084, общей площадью 56,0 кв.м, этаж 4, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Грибоедова, д. 7, пом. 402, находящегося в собственности муниципального образования Пушкинский муниципальный район Московской области

13.12.2018 Информационное сообщение
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о проведении 07.02.2019 в 14 час. 00 мин. аукциона по продаже нежилого помещения с кадастровым номером 50:13:0070214:1142, общей площадью 467,4 кв.м, этаж № 1, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский р-н, г. Пушкино, ул. Соколовская, д. 30, пом. 1, находящегося в собственности муниципального образования Пушкинский муниципальный район Московской области. Ограничения (обременения) не зарегистрированы. Аукцион проводится в соответствии с постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 22.10.2018 № 2133. Организационно – технические функции по организации и проведению аукциона осуществляет ГКУ МО «Региональный центр торгов»

13.12.2018 Извещение о предоставлении земельных участков в собственность (аренду) за плату в порядке установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации информируем о возможности предоставления в собственность (аренду) следующего земельного участка

12.12.2018 Информационное сообщение о проведении аукциона
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области сообщает о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, с кадастровым номером 50:13:0060201:767, местоположение: МО, Пушкинский район, с. Левково (в 33 м западнее участка с кадастровым номером 50:13:0060201:295), площадью 1000 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», государственная собственность на который не разграничена, до 08.02.2019 16 час. 00 мин. Аукцион проводится в соответствии с постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.10.2018 № 2029

7 495 607-55-54 Понедельник - четверг с 14.00 до 17.00

Задачи и функции:

Выдержка из положения об отделe:

Основными задачами Отдела являются:

2.1. Обеспечение государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.

2.2. Распоряжение земельными участками в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, а также Положением о Территориальном управлении.

В целях выполнения возложенных на него задач Отдел осуществляет следующие функции:

3.1. Осуществляет обобщение и анализ сведений о земельных участках, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

3.2. Готовит и в установленном порядке направляет в федеральные органы, органы субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления города Москвы, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также юридическим лицам запросы на предоставление информации о правах на земельные участки и о сделках с ними в объеме, необходимом для формирования соответствующих перечней земельных участков и организации управления федеральными землями.

3.3. Готовит проекты распорядительных актов о предоставлении, в том числе приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности (пункт 4.6 положения о Территориальном управлении).

3.4. Готовит проекты решений (в том числе договоры) о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование (пункт 4.8 подпункт «е» Положения о Территориальном управлении).

3.5.Осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Территориального управления, Росимущества, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, правительством Москвы, природоохранными и другими службами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

3.6. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных на территории города Москва, или предоставлении права аренды земельных участков:

3.6.1. Готовит проекты решений о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Росимущество предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса (пункт 4.8 п.п. «ж» раздела 2 Положения о Территориальном управлении).

3.6.2. Определяет начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения при проведении аукциона, а также размер задатка (пункт 4.8 п.п. «ж» абзац 3 раздела 2 Положения о Территориальном управлении).

3.6.3. Определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона (пункт 4.8 п.п. «ж» абзац 3 Положения о Территориальном управлении).

3.7. Готовит решения о принятии земельных участков, обращенных в собственность Российской Федерации (пункт 4.12 Положения о Территориальном управлении).

3.8. Выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (п. 4.16 п.п. «б» Положения о Территориальном управлении).

3.9. Готовит и предоставляет в установленном порядке в Росимущество предложения о предоставлении находящихся в государственной собственности земельных участков для федеральных нужд, в случае прекращения прав органа государственной власти, федерального унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на земельные участки, а также их отказа от указанных земельных участков (пункт 4.7 п.п. «д» Положения о Территориальном управлении).

Имущественные отношения - интереснейшая сфера, прежде всего своей комплексностью и емкостью понятийного аппарата. В рамках имущественных отношений могут происходить процессы, совершенно разные как с точки зрения статуса субъектов, так и в аспекте законодательного регулирования. Каковы особенности данной правовой категории? Какие есть уровни имущественных отношений? Какие типы законов их регулируют?

Специфика имущественных отношений

Что такое имущественные отношения? Данный термин - в достаточной мере емкий. В российской правовой среде под таковыми принято понимать правовые отношения, предмет которых - некая собственность, как правило, имеющая форму товара. Наряду с данного типа коммуникациями есть также и неимущественные отношения, предмет которых - личные права человека, которые, вместе с тем, могут быть так или иначе связаны с имуществом.

Рассматриваемого типа отношения в РФ регулируются, главным образом, гражданским правом. Нормативные акты, регулирующие соответствующие коммуникации, классифицируют правоотношения на те, что отражают принадлежность той или иной собственности конкретному субъекту, те, что связаны с управлением имуществом, а также и те, что отражают процедуру перехода ее от одного владельца к другому. Вместе с тем, некоторые типы правоотношений могут регулироваться также и административным правом.

Уровни имущественных отношений

Для решения вопросов в некоторых сферах национального хозяйства созданы полноценные государственные структуры. Значит ли это, что имущественно-правовые отношения всегда требуют столь серьезного подхода к регулированию? Все зависит от того, на каком уровне соответствующие коммуникации осуществляются, а также от объективной потребности участия в решении того или иного вопроса государства.

Конечно, в России нет специальных нормативно-правовых актов, которые бы выделяли собственно уровни имущественно-правовых отношений. Однако в ходе естественных процессов политического и правового развития в РФ сложилась некая практика, в соответствии с которой эти самые уровни - или, по крайней мере, в достаточной мере обособленные сферы имущественных отношений - фактически образовались. В результате чего управление процессами в некоторых из них действительно требует участия отдельных политических институтов. В свою очередь, многие имущественные гражданские отношения регулируются в достаточной мере эффективно теми правовыми актами, что установлены, к примеру, на уровне ГК РФ.

Например, возьмем такой вопрос - государственная регистрация сделок с недвижимостью и кадастровый учет. Это имущественные отношения? Безусловно, да. Однако они осуществляются на уровне, когда участие ведомств, выполняющих возложенные на них политические и административные задачи, необходимо. Соответствующие госструктуры - прежде всего, Федеральная служба по кадастру, фиксируют сделки с недвижимостью и заносят сведения о них в официальный реестр.

В свою очередь, имущественные отношения супругов, к примеру, могут вполне регулироваться и без участия государственных структур. Просто потому, что соответствующие нормы уже заложены в правовых актах - ГК, Семейном Кодексе, релевантных им федеральных законах. Участие государственных структур требуется, главным образом, в случае возникновения споров. Но тогда речь идет, как правило, об обращении к судебной власти, а не к исполнительной, как при регулировании имущественных отношений на уровне управления государственной собственностью или при выполнении функций Росреестра.

Таким образом, в России сформировалось два основных уровня имущественных отношений. Во-первых, это коммуникации, предполагающие участие государственных органов. Регулируются они административным законодательством, формирующим собой соответствующую отрасль права. Во-вторых, это отношения, которые осуществляются в частной сфере. Регулируются они, в свою очередь, гражданским законодательством, а также смежными с ним - например, семейным.

Мы видим, что имущественные отношения - очень сложная, комплексная сфера, а самое главное - очень емкая с точки зрения специфики происходящих в рамках нее процессов. Поэтому целесообразно будет рассмотреть ее специфику по разным сферам. Начнем с той, где ключевые функции выполняют государственные структуры. Одна из ключевых в политической системе РФ - Департамент имущественных и земельных отношений при Министерстве экономики. Изучим специфику его работы.

Государственное управление имуществом

Основная задача Департамента - разработка мер, связанных с нормативно-правовым регулированием в области имущественных, земельных отношений, а также территориального зонирования и природопользования. Рассматриваемая структура взаимодействует со многими другими органами власти, территориальными подразделениями. Например, если в каком-то регионе есть Министерство земельных и имущественных отношений - специфику функционирования таких органов мы рассмотрим чуть позже - то оно будет проводить свою политику в контексте основных стратегических направлений, формируемых на федеральном уровне.

В числе ключевых полномочий Департамента - разработка релевантных его деятельности законопроектов, издание ведомственных правовых актов, связанных, в частности, с кадастровым учетом, работой по вопросам приватизации. Что касается регулирования земельных отношений, Департамент ответственен за разработку соответствующего типа законодательства в части разграничения государственного владения землей, перевода территорий из одной категории в другую, предоставления земель для строительства и т. д.

Департамент также регулирует правоотношения в сфере природопользования. На практике это выражается в подготовке различного типа заключений по программам освоения месторождений, а также тех, что касаются вопросов экологического развития страны.

В целом функции, схожие с теми, что характерны для деятельности Департамента на федеральном уровне, выполняют территориальные и муниципальные органы власти. Таким образом, любой Департамент имущественных отношений, или же, в иных регионах, Министерство, обладает полномочиями, в целом, адаптирующими ключевые полномочия рассмотренной нами федеральной структуры на локальном уровне. Аналогично, такой орган как Комитет имущественных отношений, функционирующий в структуре многих муниципальных учреждений политической системы, решает вопросы управления городским или районным имуществом.

Структуры власти, ответственные за распоряжение государственной и муниципальной собственностью, таким образом, решают широкий круг вопросов. Это может быть связано, разумеется, с управлением земельными территориями, со строительством, с экологией, с социальной политикой - если связано с имущественными отношениями на соответствующем уровне.

Выше мы обозначили, что одна из ведущих госструктур, принимающих участие в управлении процессами на уровне административных коммуникаций - Департамент имущественных и земельных отношений. Чем обусловлена специфика его наименования? Почему земельные и имущественные правоотношения часто рассматриваются как смежные?

Взаимосвязь имущественных и земельных отношений

В литературе и прессе часто встречается словосочетание «земельно-имущественные отношения». Насколько корректно его употребление? Факт - есть конкретно «имущественные», а есть, собственно, «земельные» отношения? Эксперты полагают, что все дело в сложившейся практике использования данных терминов в российской правовой среде.

Строго говоря, «земельные отношения» в большинстве контекстов будут представлять собой разновидность «имущественных», поскольку земли в государстве, так или иначе, кому-то принадлежат, если говорить о российских принципах организации управления территориями. Вместе с тем, возможны варианты, при которых правоотношения в земельной сфере будут включать в себя аспекты, прямо не связанные с имущественным правом - например, если речь идет об экологических требованиях в аспекте освоения территорий, или же, как вариант, об экономической целесообразности проведения таких-то работ на земельном участке.

Таким образом, термин «земельные отношения» может пониматься в нескольких значениях. Во-первых, как разновидность правоотношений имущественых. И в этом случае действительно справедливо употребление словосочетания «земельно-имущественные отношения», это корректно. Во-вторых, они могут обозначать коммуникации в сферах, так или иначе связанных с землей - экологической, экономической, или, например, туристической - но не быть прямо связанными с имущественным аспектом.

Управление имуществом и землей: ведомственный аспект

Отметим, что имущественные отношения в некоторых сферах национального хозяйства - например, в области управления государственной и муниципальной собственностью, очень часто связаны с вопросами землепользования. Любое здание, принадлежащее кому-то, построено на земле, у которой, в свою очередь, также есть владелец. Поэтому государственные органы, отвечающие за вопросы управления государственной собственностью, в своем наименовании могут использовать в тех или иных формулировках термин «земельные отношения». Поскольку на практике таковыми соответствующее ведомство так или иначе будет заниматься.

Например, есть Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Данная структура, соответственно, занимается вопросами управления государственным имуществом, в значительной степени затрагивая нюансы, касающиеся пользования землей в данном регионе. Аналогично, в структуре Министерства экономики РФ есть, как мы уже отметили выше, Департамент имущественных и земельных отношений. В его ведении - те же вопросы, но только на федеральном уровне. В свою очередь, в Московской области функционирует Министерство имущественных отношений. Но, несмотря на то, что в его названии нет термина, ассоциирующего деятельность ведомства с земельными вопросами - таковыми соответствующая структура также занимается.

В Вологодской области есть Департамент имущественных отношений. В числе вопросов, находящихся в его ведении - те, что связаны с землепользованием. В свою очередь, на уровне муниципальных политических систем соответствующий орган может звучать как Комитет имущественных отношений. Он решает, в принципе, те же группы вопросов, однако на уровне местного самоуправления. Во многих городах и регионах также есть Управление имущественных отношений. Как правило, оно входит в структуру вышестоящих ведомств - к примеру, министерств.

Рассмотрев то, как устроена система, в рамках которой осуществляется участие государственных и муниципальных органов в решении вопросов собственности, изучим правоотношения, которые отражают процессы коммуникации субъектов, не имеющих отношения к политическим институтам.

Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений

Рассмотрим, таким образом, другой уровень, в рамках которого взаимодействуют право и имущественные отношения. Выше мы изучили аспект, отражающий взаимную связь соответствующего типа коммуникаций и функций государственных органов, регламентируемых на уровне административного законодательства. Здесь мы рассмотрим то, как имущественные отношения регулирует гражданское право. Эксперты выделяют ряд общих признаков, характеризующих правоотношения, о которых идет речь. Рассмотрим их.

Прежде всего, можно отметить, что субъекты соответствующего типа коммуникаций юридически независимы и в то же время, -равноправны.

Каждый из них может распоряжаться своей собственностью и нести, вместе с тем, ответственность за осуществляемые действия лично.

Имущественные отношения в этом случае формируются, исходя из субъективных приоритетов каждой из сторон, участвующих в них. Вместе с тем, как мы уже отметили выше, посредником во взаимодействии субъектов правоотношений соответствующего типа все же могут выступать государственные структуры - как правило, это судебная власть.

Следующий аспект - регулирование имущественных отношений законом предполагает императивность неких правовых норм, одновременно действующих в отношении каждого из субъектов. Ни один из них не может навязать свою волю другому в административном порядке - все равны перед законами. Хотя в некоторых случаях подобные элементы в сфере гражданских отношений все же могут присутствовать. Речь идет о корпоративной субординации - чуть позже мы изучим соответствующий аспект подробнее.

Также некоторые эксперты считают, что имущественные гражданские отношения в общем случае предполагают коммерческий характер коммуникаций. В то время как в административной сфере какое-либо извлечение прибыли - как правило, второстепенный критерий деятельности. Хотя, конечно, гражданским законодательством предусмотрены правоотношения, в рамках которых имущество может передаваться безвозмездно.

Данные критерии, таким образом, формируют собой признаки обособленности гражданских имущественных отношений от тех коммуникаций, что происходят в налоговой, бюджетной, административной сферах. Можно также отметить, что вопросы землепользования, которые решает, условно говоря, Министерство имущественных отношений, в общем случае не соотносятся с гражданским законодательством.

Есть отрасли права, принадлежность которых к гражданскому может фиксироваться по ряду критериев, но, в то же время, характеризоваться признаками обособленности. Например, имущественные отношения супругов регулируются, главным образом, семейным законодательством. В России, в частности, есть отдельный Кодекс соответствующего типа.

Что касается регулирования имущественных отношений на уровне гражданского права и релевантных ему типов законодательства - семейного, к примеру - то в российской правовой модели основные его принципы формируются на федеральном уровне. То есть Гражданский и Семейный кодексы - это законы, положения которых действуют на всей территории РФ. Региональные и муниципальные правовые акты не должны им противоречить.

Российские эксперты классифицируют гражданско-правовые имущественные отношения на три основных типа - вещные, обязательственные, а также корпоративные. Рассмотрим специфику каждого из них подробнее.

Вещные правоотношения

Основной критерий вещных отношений - юридическая принадлежность собственности. То есть в рамках соответствующих процессов человек может распоряжаться своим имуществом, исходя из того, что он в законном порядке им владеет. Возможны также предусмотренные законом варианты, когда доступ к пользованию той или иной собственностью будут иметь также и другие субъекты. Например, если речь идет о квартире, то, несмотря на то, что она принадлежит конкретному гражданину, право проживать в ней будут иметь все те, кто там прописан, хотя они и не собственники.

Обязательственные правоотношения

В гражданском обществе могут происходить процессы, формирующие товарообмен. Это тоже имущественные отношения. В рамках данного типа процессов собственность может переходить от одного владельца к другому. Это, как правило, сопровождается отчуждением и, соответственно, приобретением субъектами тех или иных прав. Оформляться они могут, с точки зрения закона, в виде тех или иных обязательств - по передаче и, соответственно, принятию прав.

Рассматриваемого типа правоотношения могут наблюдаться в самых разных сферах. Они типичны для бизнеса, когда продавец передает право владения товара покупателю в соответствии с договорными или иными обязательствами. Однако схожие правоотношения могут возникать также и при участии граждан - законами РФ предусмотрены самые разные виды сделок купли-продажи с участием физлиц.

Корпоративные правоотношения

Некоторые имущественные гражданские отношения могут иметь особую форму - корпоративную, делающую их обособленными от тех, что свойственны для коммуникаций с участием физлиц. Чаще всего это связано с процессами управления бизнесом. Дело в том, что предприятие, выступающее стороной какого-либо соглашения - достаточно абстрактный субъект правоотношений.

Так или иначе, все решения принимают люди, которые там работают. Да, в договорах, подписываемых в бизнесе, корпорации представляются в чьем-либо лице - как правило, соответствующие подписи ставит генеральный директор. Однако он во многих случаях не собственник и не несет имущественной ответственности за те обязательства, которые возникают у фирмы в соответствии с заключенным контрактом.

Вместе с тем, внутри самой корпорации он может подписать некие документы, которые его обяжут быть тем или иным образом ответственным за действия, связанные с подписанием договоров с другими юридическими лицами. Однако их содержание, как правило, остается коммерческой тайной и никак не фигурирует в контрактах фирмы с контрагентами. Получается, что договора между организациями - это предмет ведения обязательственного права, а договоренности внутри компаний - это собственно корпоративные правоотношения.

Отметим, что рассматриваемую сферу гражданских коммуникаций многие эксперты выделяют в самостоятельную отрасль права. Действительно, по многим признакам корпоративные отношения несхожи с типично вещными и обязательственными, а в некоторых случаях они, собственно, не соответствуют критериям отнесения правоотношений к гражданским, которые мы определили выше. В чем это может выражаться?

Корпоративные отношения - отдельная сфера?

Вспомним, мы сказали о том, что все субъекты гражданско-правовых отношений - равноправны, одна сторона договора не может быть в субординации к другой. В свою очередь, внутри корпораций эта самая подчиненность, как правило, выражена значительно. Начальник отдела управляет наемными сотрудниками, а сам, в свою очередь, подчиняется директору. Конечно, некоторые моменты, регламентирующие подобные коммуникации, фиксируются в Трудовом праве, которое рассматривается большинством юристов отдельно от гражданского.

Вместе с тем участие тех или иных лиц в управлении организацией может быть вовсе никак не связано с нормами ТК. Например, владельцы хозяйственного общества могут не иметь никаких должностей в компании, которая им принадлежит, и в то же время непосредственным образом влиять на отношения, которые внутри нее формируются. Таким образом, корпоративное право - интереснейшая сфера, имеющая, с одной стороны, признаки схожести с гражданской - и многими юристами относимая именно к ней, с другой - характеризующаяся выраженной обособленностью по ряду критериев, которые мы обозначили.