Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают? Черты всех видов собственности на земельные участки

Раньше была одна форма собственности - государственная, и один субъект права собственности на землю - государство.

Земля была национализирована и обращена в собственность государства.

Все сделки с землёй запрещались. С 90-х гг. XX в. начались дискуссии о частной собственности на землю (в законе «О земельной реформе», на съездах народных депутатов). Пошёл процесс формирования и развития форм собственности (в том числе и на землю).

Ст.ЗЗК РСФСР 1991 г. закрепляла определённые формы собственности на землю:

1) государственная

2) частная

3) колхозно-кооперативная

4) коллективно-долевая

Коллективно-долевая форма собственности По сути она относится к частной форме собственности.

Колхозно-кооперативная форма собственности на землю

Советскому законодательству была известна колхозно-кооперативная форма собственности, но не на землю, а на имущество и другие средства производства, принадлежащие артелям, колхозам и т.д.

Почему закреплена эта форма собственности? ЗК РСФСР был принят в 1991 года, а указ Президента РФ, по которому предписано начать процесс реорганизации колхозов и совхозов, датируется 27 декабря 1991 г.

Закрепляя формы собственности, законодатель принял компромиссный вариант.

Ст.9 Конституции РФ закрепляет несколько форм собственности:

1) государственная собственность

2) частная

3) муниципальная

Этот перечень открытый. Говорится о возможности появления новых форм собственности (в том числе и на землю).

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, «отдушина». Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности. Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели. Проблемы:

1) все предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2) доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности - государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

· в ЗК РФ (гл. III «Собственность на землю». Ст. 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц»)


· в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

· в ст. 17 закона Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".

Не передаются в частную форму собственности:

· земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

· земельные участки, занятые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

· земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;

· земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

С долевой формой собственности связывается определение доли каждого участника. Доли будут равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением между всеми участниками долевой собственности. С долевой формой собственности связывается также и право преимущественной покупки - оно принадлежит участникам соглашения. Распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности, осуществляется по соглашению участников либо по решению суда. Выводы:

1) с учётом исторических традиций в России фактически была ограничена частная собственность на землю

2) купля-продажа земельных ресурсов в целом может быть оценена как положительное явление. Однако нужно создать надлежащие экономические условия разумного хозяйствования на земле. В настоящее время 4 млн. гектаров плодородных земель не обрабатываются должным образом.

3) при частной форме собственности на землю собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землёй. Однако свобода предполагает строгое соблюдение целевого назначения земель в рамках законодательства.

Государственная форма собственности на землю

Государственная форма собственности на землю предусмотрена:

· в ст.16, 17 3К РФ

· в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17.07.01 г. № 101-ФЗ) на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и их объединений, юридических лиц либо в муниципальной собственности.

Федеральные земли определяются в процессе их разграничения с иными (т.е. находящимися в иной форме собственности) земельными участками. При этом обязательно учитывается общегосударственный интерес.

К федеральным землям относятся земельные участки:

Необходимые для нужд обороны

Занятые космическими системами

Занятые объектами ядерной энергетики

Занятые федеральным железнодорожным транспортом

На которых расположены курортные зоны

На которых расположены заповедники.

Порядок отнесения земель к федеральным, их разграничения с землями субъектов федерации определяется ФЗ «О разграничении...»

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в муниципальную собственность, а также гражданам и юридическим лицам (для строительства, занятия с/х производством и иных целей).

Муниципальная форма собственности на землю

Согласно ст.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.09.95 г. № 154-ФЗ: муниципальная собственность - это собственность муниципального образования.

Муниципальная собственность - это земли, находящиеся в ведении муниципальных образований. По общему правилу: земли, находящиеся в пределах черты муниципального образования (не все), могут составить муниципальную форму собственности. На территории муниципального образования могут находиться земли федерального значения, земельные участки граждан и юридических лиц.

В муниципальную собственность могут быть приобретены земли с аукциона, а также возможна передача земельных участков для развития МО (даже если эти земли не входят в черту МО - в этом случае граница как бы «отодвинется»).

На землях, относящихся к муниципальной собственности, находятся:объекты муниципального значения (школы, больницы, детские дошкольные учреждения, муниципальное жильё и т.п.) дороги, подъезды, площади (т.е. земли общего пользования).

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду или на других основаниях.

Все вопросы, связанные с муниципальной формой собственности, решают органы местного самоуправления.

Последние изменения: Январь 2019

Формы собственности на землю имеют несколько видов. Чтобы определить к какому виду относится земля достаточно узнать, кто является участником земельных правоотношений - физические, юридические лица или государство. К первым двум субъектам правоотношений относится частная форма собственности, а к третьему относится сразу два вида – это государственная и муниципальная. Рассмотрим формы и виды права на землю подробно, включая законодательный базис для каждой отдельно взятой формы собственности.

К данной собственности относят всё, что занято органами местного самоуправления (МСУ) или то, что необходимо для осуществления обслуживания граждан в пределах муниципалитета. К примеру, детские сады, поликлиника/гор. больница, парки, дороги, администрация и так далее. Управление наделом осуществляется ни физическим лицом, ни государственной властью, а местными органами самоуправления, согласно ст. 130 КРФ, что является характерной чертой муниципальной собственности.

Ещё одной особенностью, является назначение этих земель, которое вытекает из вышеупомянутого понятия. Данный вид ЗУ используется только для одного рода целей – службы гражданам, которая заключается в обеспечении гражданам достойных условий для проживания, отдыха и мест трудоустройства. Однако помимо удовлетворения коммунальных потребностей граждан, органы МСУ могут предоставлять физ. и юр. лицам землю в пользование или владение с правом выкупа.

Обратите внимание: надел не обязательно должен находиться в черте муниципального образования, он может быть и за городом. Главное, чтобы ЗУ был в пределах территориальных границ муниципалитета.

У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях :

  • передача субъектом РФ или органами государственной власти обособленного территориального участка муниципалитету;
  • в результате изменения границ;
  • при совершении сделки, которая несёт гражданско-правовой характер;
  • безвозмездная передача федеральной собственности органам МСУ.

Частная

Согласно Конституции РФ, а именно статье 35 каждый человек обладает правами частной собственности (ЧС) – это выражено в таких способностях как: владение, пользование и распоряжение. Но таковыми правами человек может пользоваться не только один, но и совместно с группой лиц. То есть, государство наделило правом ЧС физ. и юр. лиц.

Данная мысль более чётко прослеживается в ст. 36 КРФ, в которой говорится о том, что объединения граждан и каждый по отдельности имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться землёй. Однако законодательство не только наделяет людей правами, но и ограничивает их.

Свобода прав заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина, то есть владельцы земли не должны нарушать чьи-либо права и законные интересы. Также законодательство регламентирует, что никто не имеет права вредить окружающей среде.

На этом раздел себя не исчерпывает, и частная собственность также подразделяется на общую и индивидуальную.

Общая

Согласно ст. 244 ГК РФ под этим подразумевают принадлежность имущества двум или более лицам. Общее имущество также подразделяется на:

  1. Долевое имущество;
  2. Совместное – объект не делится на доли.

С долевым имуществом практически каждый знаком, это может быть квартира, дом, земля, практически любой недвижимый объект. Но что относится к совместному имуществу? Совместная собственность обладает главной и характерной чертой – неделимостью. Если какой-либо объект не подлежит разделению без каких-либо последствий, нарушающих его натуру (нарушение которой обесценивает объект), либо не может быть изменён, то его относят к общему совместному имуществу.

Согласно ст. 15 ЗК РФ земельными наделами, в том числе и общедолевыми, могут владеть и физ., и юр. лица. Также статья регламентирует равные права на доступ к покупке и иному способу приобретения ЗУ.

Индивидуальная

Всё становится понятно исходя из названия, индивидуальная – для индивида, отдельного гражданина, то есть исключается возможность владения объекта несколькими лицами.

К особенностям частного права относят также возможность передачи государством одному или группе лиц недвижимости, в данном случае земли, на правах пользования.

Право пользования, в свою очередь, подразделяется на :

  1. Бессрочное или постоянное использование ЗУ;
  2. Пожизненное наследственное владение;
  3. Аренда;
  4. Безвозмездное пользование на срочной основе.

Касательно 2 пункта, земля в пожизненное наследственное владение может передаваться только физическому лицу, которое, в свою очередь, может бесплатно приобрести данный ЗУ. Также хочется указать, что земля безвозмездно и срочно, как указано в 5 пункте, может предоставляться только лицам, которые указаны в п. 2 ст. 24 ЗК РФ, к ним относятся гос. служащие либо государственные организации, органы.

ЧС приобретается в результате :

  • административных актов, постановлений суда или иной документации органов власти;
  • приобретательная давность, которая в соответствии со ст. 234 ГК РФ, возникает у физического или юридического лица по стечению 15 или 5 лет для иного имущества. Наступает такое право только при условии, что лицо владело объектом непрерывно.

Частная собственность может быть прекращена на добровольной и принудительной основе .

Государственная

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, к государственной собственности относят ЗУ, которые не находятся во владении у физических и юридических лиц, а также у органов МСУ (муниципалитетов).

Данная форма собственности подразделяется ещё на два вида, так как в России применяется федеративный способ территориальной организации, который предполагает наличие республик, краёв, областей – субъектов.

Итак, для этой формы предусмотрено два подвида, к ним относится имущество :

  1. Федеральное;
  2. Субъектное (регионов РФ).

В соответствии со статьёй 17 ЗК РФ к федеральной собственности относят ЗУ, которые:

  • перешли к ней во владение согласно федеральным законам;
  • право владения появилось с момента разграничения земель;
  • были приобретены государством в результате сделки, согласно гражданских норм законодательства.

В соответствии со статьёй 18 ЗК РФ, к имуществу субъектов РФ относят:

  • признанные федеральным законом;
  • приобретены в результате сделки согласно нормам, прописанным в гражданском законодательстве;
  • безвозмездно преданные территории из федерального ведения к субъектам РФ;
  • любой участок в городах федерального значения, от которого отказался владелец, не перешедший во владение муниципалитета.

Управление федеральными владениями и владениями субъектов РФ занимаются государственные органы РФ и субъекты РФ в соответствии со ст. 71 КРФ.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему

Понятие особенности и виды права собственности на землю Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Формы права собственности на землю в Российской Федерации. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие субъекты и объекты. Право частной собственности на землю: понятие субъекты и объекты...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 1

Введение 3

1. Понятие, особенности и виды права

собственности на землю

  1. Право владения 4
    1. Право пользования 5
    2. Право распоряжения 7

2. Формы права собственности на землю в Российской Федерации

2.1. Общие понятия 8

2.2. Право государственной и муниципальной собственности

На землю: понятие, субъекты и объекты 8

2.3. Право частной собственности на землю: понятие,

субъекты и объекты 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

ЛИТЕРАТУРА 15

Введение

В данной контрольной работе изучаются вопросы правомочий собственников на землю. Для изучения данных вопросов надо предварительно уяснить, а что такое собственность на землю. Собственность на землю – экономическая категория, отражающая процесс присвоения земельных богатств отдельными субъектами (гражданами и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями). В правовом государстве процесс присвоения земельных участков в пользу отдельных субъектов носит упорядоченный характер и регулируется правовыми средствами.

В первой части контрольной работы рассматриваются конституционные правомочия собственников земельных участков, т.е. виды права владения на землю.

Во второй части контрольной работы рассмотрены конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации. Земля как и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Содержание каждой земельной собственности рассмотрено в самостоятельной правовой категории.

1. Понятие, особенности и виды права собственности на землю

В экономическом смысле под собственностью понимается общественное отношение по присвоению и обладанию определенными материальными благами (продуктами природы и труда). Право собственности отличается от понятия «собственности». Право собственности на землю можно понимать в 2 аспектах: 1) как институт земельного права, система правовых норм, регулирующих отношения собственности; 2) как совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Субъект права собственности на землю — это субъект, осуществляющий владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. Субъектами права собственности на землю могут быть лица (граждане и юридические лица), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Объектом права собственности на землю являются земельный участок, земельная доля.

1.1.Право владения

Право владения — это предусмотренная законом возможность фактического обладания земельным участком как определенным видом недвижимости. Это правомочие включает: возможность свободно находиться на земельном участке, возможность требовать возврата земельного участка из чужого владения, возможность иметь соответствующую землеустроительную, правоустанавливающую документацию и другие документы о земельном участке, возможность охранять участок и обозначать внешние границы земельного участка (например, ставить забор).

1.2. Право пользования

Право пользования — возможность использования, эксплуатации земельного участка, возможность извлечения из него полезных свойств, возможность использования его в качестве средства производства и места размещения сооружений и других объектов, возможность удовлетворения экономических, эстетических и иных потребностей общества и собственника.

Законодательством предоставлены собственнику широкие права по хозяйственному использованию земельного участка (ст. 40 ЗК РФ);

Право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленным законодательством, экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями и т. д.

Собственник земельного участка имеет право на:

Посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ (ст. 40 ЗК РФ).

Вместе с тем собственник обязан:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдая порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и т. д. (ст. 42 ЗК РФ).

1.3. Право распоряжения

Право распоряжения — это возможность определения юридической судьбы земельного участка. Правомочия собственника по распоряжению можно разделить на 3 группы: права собственника на изменение свойств и состояния самой земли (удобрить землю, изменить ее качественное состояние и структуру, осушить земельный участок); права собственника по изменению правового статуса земель (в отношении муниципальной и государственной собственности — перевести земли из одной категории в другую, изменить зону); права на совершение сделок с землею, на ее отчуждение.

Согласно ст. 36 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. В ВК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Согласно ст. 8 ВК РФ не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельного участка, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

2. Формы права собственности на землю

Ст. 9 Конституции предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (п. «в» и «г» ст. 72 Конституций и ст. 214 ГК РФ). В п. 2 ст. 214 ГК РФ установлено важное правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

2.1. Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право государственной собственности на землю по целевому назначению и месту расположения земельных территорий также подразделяется на два вида: а) федеральная государственная собственность на землю; б) государственная собственность на землю субъектов Российской Федерации.

Муниципальную собственность на землю можно представить в виде земель городов, поселков, сел и иных сельских поселений, населенных пунктов.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Реализация прав собственности связана в этом случае с общественными (публичными) интересами лиц, проживающих на соответствующей территории.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений, например в сделках действует как равноправная сторона. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, вступая в договорные отношения по поводу земли, выступают в правоотношениях, регулируемых гражданским и земельным законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, и действуют здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Государственная собственность на землю состоит из земель, находящихся в собственности РФ (федеральная собственность), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Федеральная собственность

Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами;

Право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

От имени РФ право собственности на земли, находящиеся в федеральной собственности, осуществляет Правительство РФ. Это означает, что именно оно (или иные уполномоченные субъекты, но с его согласия) принимает решения о предоставлении федеральных земель юридическим лицам и гражданам на соответствующих определенных в законе правах: праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно в соответствии со ст. 18 ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации». Правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.

Таким образом, оно, с одной стороны, выполняет властные функции государства, вытекающие из указанной статьи, а с другой — на основании ст. 114 Конституции РФ и ст. 14 упомянутого Федерального конституционного закона осуществляет правомочия собственника в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Собственность субъектов РФ

В собственности субъектов РФ находятся земли и другие природные ресурсы, расположенные в пределах административно-территориальных образований - границ субъектов Российской Федерации - и не состоящие в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в федеральной собственности.

Согласно ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при

Разграничении государственной собственности на землю;

  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям,

предусмотренным гражданским законодательством.

Субъекты Российской Федерации так же являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях. На них распространяются нормы и правила о юридических лицах.

От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения землей (ст. 124-127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Полномочия собственника земли осуществляют региональные органы власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Согласно ст. 19 ЗК РФ, ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, в том числе земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям в лице соответствующих органов местного самоуправления. Что касается субъектов права муниципальной собственности на земельные участки, то они определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: поселение, муниципальный район, городской округ.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Не все земли в пределах черты муниципального образования находятся в муниципальной собственности.

Ст. 19 ЗК РФ предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в

соответствии с ними законами субъектов РФ;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

2.2. Право частной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников — граждан и юридических лиц. Действующее земельное законодательство выделяет два вида права частной собственности: а) право собственности граждан; б) право собственности юридических лиц. Кроме того, собственность может быть индивидуальной и общей. Общая собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную и долевую (в случаях, когда определена доля каждого).

ЗК РФ определил, что частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки могут быть предоставлены в частную собственность и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В качестве субъектов права частной собственности согласно ЗК РФ могут выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в, соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок. В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество. Кроме того, для того чтобы быть объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам. Существуют определенные категории земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: ограниченные в обороте или ограниченно оборотоспособные (ст. 27). В частной собственности помимо земельных участков, могут находиться пруды и обводненные карьеры. Права на землю, в том числе право собственности, могут быть ограничены актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок (ст. 56 ЗК РФ).

Круг прав и обязанностей собственников земельных участков (вне зависимости граждане это или юридические лица) определен ст. 40, 42, 43 ЗК РФ и другими нормативными актами. Общая собственность на землю - один из видов частной собственности.

Ст. 244 ГК РФ закрепляет следующее положение: имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Следовательно, земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону. В силу закона, например, правом общей собственности на земельный участок в соответствии с ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели этот участок во время брака, а также такое право получали члены реорганизуемых в процессе реформы совхозов и колхозов.

Собственность на землю может быть совместной и долевой.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Заключение

В результате выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы права и обязанности собственников земель во многом определяются формами собственности на землю, хотя содержание права собственности во всех случаях составляют правомочия владения, пользования и распоряжения земельными участками в соответствии с гражданским законодательством РФ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Законы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

Голосованием 12 декабря 1993 года): (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) – [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ: [Электронный ресурс] / Режим доступа:// КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru

Учебники, учебные пособия, книги

  1. Аликаева А.М. Земельное право: Учебное пособие. 3-е изд. Тюмень: Издательство Тюменский государственного униврситета,2010.332 с.
  2. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров/С.А. Боголюбов.- 5-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт,2013.-376 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  3. Чабруков Г.В., Волкова Н.А. Курочкина – 5-е издание, переработанное и дополненное- М.:Юнити-Дана: Закон и право,2009.-351 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20995. Гражданско – правовое регулирование отношений общей собственности в российской федерации 78.23 KB
Очевидно, что практическая и теоретическая стороны в регулировании отношений общей собственности находятся в тесной взаимосвязи, поскольку залогом успешной правоприменительной деятельности являются правильно разработанные положения закона, в основу которого положен теоретический материал.
3650. Право собственности на землю 19.09 KB
Собственность - это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, приобретая земельный участок в собственность, собственник вправе самостоятельно хозяйствовать на нем. Если же этот участок займет кто-либо без его согласия
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
8202. 40.73 KB
Определение предмета налогового права как подотрасли финансового права; изучение становления понятия «источник российского налогового права» в исторической ретроспективе; определение понятия источника российского налогового права на основе правовых актов, действующих в современной России; исследование конституционно-правовых предпосылок формирования источников налогового права в современной России;
15109. Особенности права политического убежища в Российской Федерации 444.66 KB
Право убежища – это международный, межотраслевой, демократический институт права, представляющий собой особое право лица, преследуемого в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания искать, просить и получить на территории другого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права на личную безопасность и исключительное право государства предоставить убежище или отказать ему в этом.
15719. Анализ избирательной системы и избирательного права Российской Федерации 27.07 KB
Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации. Введение Государственное право в каждой стране является основной главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права оно представляет собой совокупность юридических норм выражающих волю либо правящих политических элит либо определенных социальных групп общества.
990. Предмет и метод регулирования отрасли права в мире и Российской Федерации 136.66 KB
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
15117. 490.31 KB
Система источников конституционного права России. Особенности законов как разновидности источников конституционного права Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Законы субъекта федерации...
14231. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ 30.44 KB
СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Многие считают что право собственности составляет ядро общества. Проблема собственности и права на нее требует выявления круга отношений собственности полной и четкой их регламентации.

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю. ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности 1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

Виды :

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е - земельные участки находятся в чьей-либо собственности - гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .

Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам , связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности , - включение их в состав:

    земель лесного фонда , особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

    земель с/х назначения , населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    земель запаса , если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке :

    специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

    подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

    сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.