Обязателен ли акт оказанных услуг? Нужен ли договор и акт о выполненных работах для ИП

Добрый день!

Продолжим сегодня тему о том, как правильно провести сделку ИП-фрилансером. Еще раз повторюсь, что эти советы подойдут для любого ИП, который озадачен вопросом того, как правильно оформить сделку с клиентом в сфере услуг.

Начало стать читайте вот здесь:

Нужен ли договор для проведения сделки с клиентом?

Так как составление договора на оказание услуг сугубо индивидуальное дело, то советую Вам сразу обратиться к юристам, которые помогут Вам составить типовой договор по оказанию услуг для Вашего случая.

Разумеется, можно найти типовой договор на просторах Интернета и доработать его под себя. Но я рекомендую потратить время и деньги именно на квалифицированного юриста, который решит этот вопрос.

Опять же, договора, как правило, составляются для крупных проектов. Например, при создании дорогого сайта. Делается это для того, чтобы обезопасить как заказчика, так и исполнителя. В таком договоре четко прописываются этапы и сроки проведения работ. Указаны ответственные лица и способы решения спорных ситуаций. И т.д. И т.п.

Если же говорить о заказе на небольшую сумму, то этап с заключением договора можно пропустить.

Дело в том, что согласно гражданскому законодательству, о наличии договора между заказчиком и исполнителем может свидетельствовать акцептование оферты: выставление счета исполнителем является направлением оферты клиенту, а его оплата – акцептом (принятием оферты).

То есть, если Вы вместо договора выставили счет, а заказчик его оплатил, и при этом договор не подписывался, то требования законов РФ не нарушены.

Но для серьезных и дорогих проектов настоятельно рекомендуется составлять договор. Делается это прежде всего для Вашего спокойствия, в случае спорной ситуации.

Акт о выполненных работах

Уже неоднократно писал, что ИП просто обязан использовать программы бухгалтерского учета для ИП.

Так вот, акт о выполненных работах формируется в таких программах буквально за два-три клика, на основании выставленного счета заказчику. Никаких бланков «из интернета» скачивать не нужно, и тем более заполнять их вручную не нужно. О том, как это делается в Вашей программе, читайте в инструкции по её использованию.

Повторюсь, что акт должен быть распечатан в двух экземплярах и подписан с обеих сторон (плюс печати, если они есть в наличии).

Часто возникает вопрос о том, как быть, если заказчик находится далеко, и нет возможности обменяться актами при личной встрече. И есть только сканы в электронной почте.

Ответ простой. На самом деле, если Вы на УСН 6%, то требуйте с заказчика как минимум скан подписанных актов.

Дело в том, что эти акты нужны для решения спорных ситуаций и они, как правило, мало интересуют налоговых инспекторов. Они и так знают, сколько денег поступило на счет ИП в банке.

Уважаемые фрилансеры!

Специально для вас подготовил новую электронную книгу на 2019 год, которая так и называется:

"ИП для Фрилансера в 2019 году. Какие налоги и страховые взносы нужно платить?"

Из этой книги вы узнаете:

  • Как открыть ИП на УСН 6%
  • Как и куда платить налоги и страховые взносы в 2019 году
  • Как провести сделку с клиентом и многое другое

— документ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. Его оформление необходимо во всех случаях, когда производится передача выполненных по договору объектов от исполнителя к заказчику.

Заключение подобного акта — важный момент деловых отношений, поскольку с его помощью обосновываются затраты заказчика на произведенные работы, а также определяется качество выполненных работ и их соответствие определенным требованиям.

В акте приемки выполненных работ указываются все пункты, оговоренные устно

Исходя из постановлений ГК РФ, подрядчик и заказчик должны совместно осмотреть принятый к исполнению объект. В случае наличия различных недочетов, изъянов и других несоответствий в принимаемой работе, заказчик должен сообщить об этом исполнителю.

Также эти замечания подлежат отметке в акте выполненных работ. Устранение всех выявленных в этом случае недостатков возлагается на исполнителя.

Как составляется акт сдачи-приемки выполненных работ, вы можете узнать и из видеоматериала:

Новая страница 1

Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.

В разных сферах деятельности возникают ситуации, требующие документирования именно в форме акта, чем и определяется существование множества разновидностей актов. Различаются они как назначением, так и содержанием. Это могут быть акты:

приемки-сдачи (работ, оборудования, материальных ценностей, документов);

обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности, условий труда, подготовки объектов);

испытаний (образцов, систем, технологий);

приема-сдачи (материальных ценностей, документов);

приема-передачи (дел, денежных средств и иных ценностей);

ревизии, инвентаризации;

расследования аварий, несчастных случаев;

ликвидации организации и т.д.

Отдельные разновидности актов имеют свои особенности составления и оформления, для многих разновидностей имеются унифицированные формы, утвержденные нормативными актами и обязательные для применения в определенной сфере деятельности. Поэтому при возникновении ситуации, требующей составления акта, прежде всего необходимо выяснить, нет ли утвержденной формы акта для документирования данной ситуации . Нужно также иметь в виду, что наряду с унифицированными формами актов многими министерствами (ведомствами) утверждены специальные правила, инструкции о порядке составления актов.

Общие правила составления актов

При всем многообразии актов с точки зрения их назначения и содержания имеется ряд общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении актов.

– Акты составляются коллегиально (должно быть не менее двух составителей). Нередко акты составляются специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя данной организации, вышестоящей организации или органа управления, осуществляющего контрольные, надзорные или иные функции. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

– Главное при составлении акта – определение фактического состояния дел и правильное отражение его в акте. Если составлению акта предшествовала предварительная работа (проверка, экспертиза, испытания), акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат количественные показатели, фактические сведения и аналитические данные.

– Акт оформляется на общем бланке организации или с использованием унифицированной формы акта.

– Обязательными реквизитами акта являются: название организации, название вида документа (АКТ), дата и регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подписи составителей (с указанием их должностей и, при необходимости, места работы). Некоторые формы актов предусматривают проставление точного времени составления акта в часах и минутах. В том случае, если акт утверждается руководителем, оформляется гриф утверждения.

– Заголовок к акту должен грамматически согласовываться со словом «акт», например: Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, Акт ликвидации торгово-закупочного кооператива «Феникс», Акт списания материальных ценностей , или формулируется с помощью предлога «о», например: Акт об отсутствии на рабочем месте, Акт о несчастном случае на производстве .

– Датой акта является дата его составления. Если составлению акта предшествовали какие-либо мероприятия (проверка и др.), в тексте акта указывается дата или период времени, в течение которого проводилось данное мероприятие, например: В период с 15.09.2003 по 18.09.2003 комиссия провела проверку хранения материальных ценностей на…

– Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей). Во вводной части акта указывается основание его составления (распорядительный документ, нормативный документ, договор с указанием его даты и номера), называются председатель и члены комиссии. В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы, предложения и заключения. Содержание акта может излагаться по пунктам, материал может быть представлен в виде таблицы.

– Акты проверок, обследований, ревизий и некоторые другие разновидности актов не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения, которые составляют заключительную часть акта.

– В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных в его получении сторон или определяется нормативными документами. После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).

– Содержание актов ревизий и обследований согласовывается с должностными лицами, деятельность которых отражается в акте. Акт считается принятым и вступает в действие после его подписания всеми членами комиссии или всеми лицами, участвовавшими в его составлении. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии должно оформляться на отдельном листе и прилагаться к акту.

– В необходимых случаях, если этого требуют нормативные документы, акты утверждаются руководителем данной или вышестоящей организации, по распоряжению которого проводились действия, завершившиеся составлением акта.

Стороны свободны в условиях заключения договора, и так как условие о подготовке отчета указано в договоре вы можете потребовать исполнить контрагента выполнить данную обязанность направив претензию в адрес контрагента. С момента получения претензии риск не исполнения обязанности по договору о предоставлении отчета переходит в полном объеме к вашему контрагенту.

ГК РФ Статья 421. Свобода договора

Позиции высших судов по ст. 421 ГК РФ >>>

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
КонсультантПлюс: примечание.
Об условиях договоров, заключенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами .
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В результате проведенной выездной налоговой проверки установлено неправомерное включение заявителем в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат по оказанию информационных услуг общества. Основанием для отказа в принятии данных расходов явилось отсутствие письменных отчетов организаций исполнителей и актов выполненных работ.

По настоящему делу судами установлено, что первичные бухгалтерские документы контрагентов, представленные Обществом, содержат неполные сведения, не позволяющие определить факты оказания услуг.

В актах выполненных работ имеется лишь общая ссылка на их оказание, отсутствует детальная информация о фактически выполненных работах. Не представлено доказательств того, как результаты оказанных услуг использованы в деятельности, приносящей доход.


Дополнительных документов об оказанных услугах, которые изложены в договоре от 03.09.2007 б/н не представлено.

Сведения об оказании услуг должны быть представлены таким образом, чтобы можно было однозначно определить не только факт их выполнения, но и непосредственно информационный характер конкретно оказанных услуг. Наименование и перечень услуг, предусмотренных в договоре, должны соответствовать наименованию и перечню, зафиксированных в акте приема-сдачи оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 2.5 договора общество с ограниченной ответственностью «Промышленная недвижимость» обязуется ежемесячно представлять Обществу письменный отчет о выполнении обязательств, а также двусторонне подписанный акт выполненных работ и оказанных услуг.

Ззаявителем не представлены ни акты, ни отчеты.

Обществом в целях налогообложения прибыли учтены затраты за 19 месяцев.

При этом невозможно определить полноту выполнения оказанных услуг, отсутствует детальная информация о фактически выполненных работах.

При таких обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что первичные бухгалтерские документы контрагентов общества с ограниченной ответственностью содержат неполные сведения, не позволяющие определить факты оказанных услуг.

получен
гонорар 33%

Здравствуйте, Надежда.

Если исполнителями являются физические лица, то такие договоры без отчетов, могут быть приравнены к трудовым. Организации в данном случае могут начислить страховые взносы и обязать предоставить все гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

Чтобы избежать возможных претензий, необходимо учитывать основные ошибки в договоре с физическим лицом, которые указывают на трудовой характер отношений (Письма МНС России от 19.06.01 № СА-6-07/463@, УФНС России по г. Москве от 25.12.07 № 21-11/123985@, ФСС РФ от 20.05.97 № 051/160-97):
§ закрепление за исполнителем конкретной трудовой функции, указание в договоре должности в соответствии со штатным расписанием заказчика, специальности, квалификации;
§ работы по договору носят длящийся, а не разовый характер (например, уборка помещений заказчика, охрана территории), не указаны конкретные количественные и качественные измерители работы;
§ подчиненность исполнителя внутреннему трудовому распорядку заказчика;
§ гарантированная оплата труда (независимо от результата), выплата вознаграждения в сроки, установленные для заработной платы;
§ обеспечение исполнителю необходимых условий труда (с предоставлением постоянного рабочего места, средств труда);
§ направление исполнителей по договору гражданско-правового характера в служебные командировки за счет заказчика (с выплатой суточных, оплатой по среднему заработку).

Обратите внимание: за заключение гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг), который фактически регулирует трудовые отношения, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):
§ для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 руб.
§ для ИП: от 5 000 до 10 000 руб.
§ для юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.

Все услуги юристов в Москве

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ.
Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58

Условия применения норм постановления № 58

Принятие Министерством финансов Республики Беларусь постановления от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее - постановление № 58) обосновано нормой Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), содержащейся в п.6 ст.10 и которой предусмотрено, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Постановлением № 58 установлено, что случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Для применения данных норм необходимо выполнение совокупности следующих условий:

1. Предметом договора должны быть работы и услуги, а не товары, денежные средства или иные объекты. В связи с этим одностороннее составление первичных документов возможно по договорам подряда, перевозки, возмездного оказания услуг и т. п., но не купли-продажи, займа или по лицензионному договору. В одностороннем порядке может быть подписан акт сдачи-приемки выполненных работ (или оказанных услуг), но не акт о приемке-передаче основных средств (или нематериальных активов).

2. Такой порядок должен быть предусмотрен изначально в договоре, заключенном между сторонами в письменной форме. Если одна из сторон настаивает на включении такого условия в текст договора, то его можно считать существенным условием (часть вторая п.1 ст.402 Гражданского кодекса, далее - ГК), поэтому пока стороны не достигнут по поводу его согласия договор считается незаключенным. После вступления в силу постановления № 58 стороны, заинтересованные в применении новшества, могут заключить дополнительное соглашение к ранее подписанным договорам.

3. Обычно стороной, заинтересованной в подписании первичного учетного документа, является подрядчик (исполнитель), так как очень часто обязанность заказчика оплатить результаты работ (услуг) зависит от наличия такого первичного документа. Но нельзя исключать ситуацию, когда заинтересованность будет проявлять заказчик (например, за задержку приемки законодательством (примечание 1) или договором установлена пеня). Вопрос о том, какая из сторон (или сразу обе) вправе составить первичный учетный документ в одностороннем порядке, должен быть зафиксирован в договоре.

4. Договор между подрядчиком и заказчиком должен быть публичным. Это последнее условие существенно сужает сферу применения постановления № 58.

Понятие публичного договора

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.) (п.1 ст.396 ГК). Кроме того, согласно части второй ст.22 Банковского кодекса Республики Беларусь договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках (примечание 2). В значительном числе иных нормативных правовых актов также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных, например:

Договор розничной купли-продажи (п.2 ст.462 ГК) (примечание 3);

Бытового проката (п.3 ст.597 ГК) и бытового подряда (п.2 ст.683 ГК);

Договор перевозки транспортом общего пользования (п.3 ст.743 ГК, часть седьмая п.29 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972);

Складского хранения (п.2 ст.798 ГК);

Хранения вещей в ломбарде (п.1 ст.809 ГК) и камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.813 ГК);

Предоставления услуг гостиниц (п.6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471);

Услуг электросвязи (часть вторая п.4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055).

Приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п.1 ст.396 ГК открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Публичные договоры имеют несколько наиболее важных общих признаков:

1) основной из них - определенный автоматизм при заключении: подрядчик (исполнитель) не только не вправе отказать контрагенту в его заключении, но и не вправе проводить переговоры и определять его условия:

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий (п.2 ст.396 ГК) (примечание 4);

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством (часть вторая п.1 ст.396 ГК);

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (часть первая п.3 ст.396 ГК).

Нарушение любого из этих пунктов подрядчиком (заказчиком) дает право потребителю на судебную защиту в форме понуждения к заключению договора (примечание 5) либо признания ничтожности соответствующего условия заключенного договора;

2) в роли подрядчика (исполнителя) всегда выступает коммерческая организация, а заказчика - чаще всего потребитель - физическое лицо. Впрочем, в некоторых случаях (услуги связи, энергоснабжение, страхование от несчастных случаев на производстве в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» и некоторые другие) публичный договор может заключаться и между двумя юридическими лицами;

3) процедура документального оформления договорных отношений может носить упрощенный характер, так как вторая сторона (потребитель) при заключении таких договоров не идентифицируется (примечание 6):

В устной форме могут заключаться все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п.2 ст.160 ГК);

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п.4 ст.396 ГК). В настоящее время белорусскому законодательству известно более трех десятков форм типовых договоров. Но не все они укладываются в диспозицию п.4 ст.396 ГК, поскольку не все они вытекают из законодательных актов и не все изданы Правительством Республики Беларусь. Например, соответствует формулировке п.4 ст.396 ГК Типовой договор на оказание туристических услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064. Такие типовые договоры могут содержать определенные опции, которые стороны могут заполнить (в том числе от руки), но достаточно проблематично вписать в унифицированные формы условие об одностороннем подписании первичных учетных документов.

Сферы применения норм постановления № 58

Если собрать воедино все условия, при одновременном наличии которых возможно применять постановление № 58, получится, что сфера его применения по большей части ограничена потребительскими договорами на выполнение работ (оказание услуг) длящегося характера, которые заключаются коммерческими организациями изначально в письменной форме, что значительно сужает возможность применения норм п.6 ст.10 Закона № 57-З.

Приведем несколько примеров.

1. Заказчик по договору строительного подряда, как правило, должен приступить к приемке работ в течение 3 дней после получения сообщения подрядчика о готовности к сдаче и выполнить ее за свой счет (пп.1 и 2 ст.708 ГК). Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п.4 ст.708 ГК). Другими словами, одностороннее подписание акта переносит бремя доказывания: не подрядчик должен доказывать их отсутствие, а заказчик - их наличие. Между тем, данная норма ГК фактически дезавуируется постановлением № 58, поскольку договор строительного подряда (равно как договор долевого строительства) не является публичным.

2. Учреждения образования являются некоммерческими организациями (подп.1.21 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Таким образом, счета, акты и иные первичные документы об оказании образовательных услуг (подписание которых на практике очень часто задерживают заказчики) не могут быть подписаны ими в одностороннем порядке.

3. Размещение на сайте исполнителя (подрядчика) определенных правил (условий) оказания услуг и (или) текста публичной оферты (договора присоединения). Согласно им акцептоваться они должны путем подписи клиента на первичном учетном или ином документе, подтверждающем факт оказания услуг. То есть применить постановление № 58 в данном случае проблематично.

Применение постановления № 58 идеально для сферы бытовых услуг. Заказ на бытовую услугу оформляется исполнителем в письменной форме путем составления документа, подтверждающего заказ (п.11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, далее - Правила № 1590). Документ оформляется в письменной форме (за исключением заказа на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых) в виде единого документа в двух экземплярах (либо в одном экземпляре с выдачей заказчику корешка), который должен содержать определенный в Правилах № 1590 перечень условий, но может быть дополнен подрядчиком (исполнителем) и условием о праве одностороннего подписания при сдаче-приемке результата работы (услуги). В этом же или ином, удостоверяющем приемку документе должны отражаться недостатки оказанной бытовой услуги (при их наличии), удостоверенные подписями сторон (п.32 Правил № 1590).

Примечание 1. См. п.84 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Примечание 3. Хотя такой договор является публичным, его предмет - товары, следовательно, постановление № 58 к нему не применимо.

Примечание 4. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело № 133-8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу).

Примечание 5. В судебной практике известны ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело № 264-8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).

Примечание 6. Исключение составляют некоторые достаточно редкие случаи, указанные в ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук