Обязательные работы как вид уголовного наказания. Виды исправительных работ. Когда назначаются исправительные трудовые работы

Исправительные).

В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.

Общая информация

Проблема назначения этого вида наказания как средства достижения раскаяния в содеянном в виде конечной цели, на сегодняшний день достаточно актуальна. Этот тип приговора носит двоякий характер и обычно вызывает разночтение у правоведов. Самый мощный момент воздействия на человека — взгляды на него людей, которые являются авторитетными для правонарушителя. Большинство современников весьма дорожат мнением коллектива. Сотрудники, подчиненные, коллеги по работе имеют существенное воздействие на психологию преступившего закон.

Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.

Особенности назначенных по ст. № 50 УК РФ работ исправительного характера связаны также и с иными, достаточно противоречивыми факторами.

  1. Собственно проведение исполнения уголовного наказания, оказывает на осужденного воздействие исправительного и карательного характера.
  2. Посредством воздействия гражданин не изолируется в полном объеме от общественных связей, не нарушает деловых и личностных коммуникаций.

Наказание предназначено для строго определенных условий в правовом поле и его исполнения в законодательно определенном порядке.

Давайте узнаем, что это такое и где отбывают наказание в виде исправительных работпо УК РФ.

Что это такое?

В современном отечественном законодательстве точно регламентированы особенности этого типа исправительного воздействия. Его сущностью является необходимость отбывания исключительно по месту основного трудоустройства, то есть ограничение свободы выбора иного предприятия, фирмы или службы.

Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие:

  • ИР не оставляет осужденным нарушителям закона возможности смены работы, это значительное препятствие на будущее и для продвижения в карьерном плане.
  • Согласно ст. 50 Уголовного Кодекса РФ суть наказания состоит в принудительности привлечения гражданина, нарушившего законодательство нормы поведения в обществе, на период времени, который определен по решению суда. Синхронно осуществляется удержание определенной части заработной платы в государственный бюджет.
  • Согласно позиций законодательства, в частности — части 1. ст. 45 УК России работы исправительного характера могут быть применены только как основной вид наказаний, назначается по Приговору судебных инстанций.
  • ИР рассматриваются как единственная мера наказания либо альтернатива другой или нескольким в совокупности. Также этот вид может быть использован как замена штрафам, которые не выплачиваются виновным, или в виде более мягкого приговора при подаче апелляции или кассации.
  • Замена лишения свободы согласно статьи 80 УК России.
  • В виде отсрочки для женщин в период беременности и мам, у которых маленькие дети.

Исправительные работы как определенный вид наказаний ни коим образом не назначается лицам с ограниченной или полной нетрудоспособностью.

Об эффективности наказания в виде исправительных работ расскажет следующий видеосюжет:

Сроки исполнения

Данный тип основного наказания применяется ко всем возрастным и социальным группам граждан РФ. Ему подлежат несовершеннолетние и женщины льготных категорий. Если условия отбывания у всех приговоренных не отличаются, то есть значительная разница в сроках. Законодательно они предусматриваются в следующих рамках.

  1. Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
  2. Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.

Законодательно не различаются и пределы удержания из заработной платы несовершеннолетних сравнительно с совершеннолетними, что колеблется в рамках от 5% до 20% начисленных сумм.

Кому назначают исправительные работы как вид уголовного наказания?

Проводя анализ случаев вынесения приговоров и судебной практики профессиональных адвокатских контор, существует достаточно заметная тенденция возрастных критериев подсудимых. ИР назначаются следующим образом.

  • Подростки в возрастном промежутке 14 – 16 лет практически не подвергаются подобному наказанию.
  • Юношам и девушкам 16-18 лет назначается решение по исправительным работам в исключительных случаях.
  • Основываясь на части 1 статьи 50 УК, пункт 1 статьи 39 УИК наказание отбывают на основной работе осужденных. Поэтому наиболее целесообразным данный приговор является для молодежи, которая трудоустроена на официальных основаниях по гл. XII КЗоТа РФ, и возрастной группы от восемнадцати до двадцати лет, когда судом зафиксирована необходимость обратиться к положениям статьи № 96 Уголовного Кодекса.
  • Данному виду наказания подвергаются женщины в положении и матери, у которых на содержании семья и они воспитывают одного ребенка до трех лет, двух или больше малолетних детей.

Про порядок исполнения и условия отбывания наказания в виде исправительных работ расскажем ниже.

О том, какие вид исправительных работ используются в качестве наказания, расскажет видео ниже:

Порядок исполнения и условия отбывания

Исполнение исправительных работ находится в компетенции уголовно-исполнительных инспекций. Это регламентировано положениями главы 7 УИК РФ.

  1. Они уполномочены контролировать, насколько точно и неукоснительно соблюдаются условия отбывания наказания правонарушителями, несмотря на то, это взрослые или несовершеннолетние.
  2. Кроме этого, за исполнением позиций законодательно обусловленного наказания – ИР следит администрация предприятия, которое является официальным работодателем осужденного. Она же уполномочена осуществлять воспитательные мероприятия.
  3. Чтобы предупредить совершение повторных нарушений законодательства и более тяжких преступлений, в полномочиях уголовно-исполнительной инспекции запрещение осужденному пребывания вне дома в строго определенное время суток – с одиннадцати часов вечера до 7 часов утра. Запрещается уезжать место постоянного жительства на дни выходных или в праздники, пребывать в определенных Законом местах. Несовершеннолетний обязывается два раза в течение месяца регистрироваться в УИИ.

Что будет в случае злостного уклонения?

Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки:

  • Повторная неявка в УИ инспекцию после вынесения предупредительного письменного протокола без наличия уважительной причины.
  • Неявки или прогулы рабочего времени.
  • Приход на работу в неадекватном состоянии. Это может быть алкогольное, наркотическое, токсическое опьянение.
  • Комплекс иных нарушений, установленных УИК.

При фиксировании данных нарушений суд первой инстанции выносит решение о назначении более строгого приговора. Это может быть ограничение или лишение свободы, назначается в виде ареста или отправке в исправительное учреждение Пенитенциарной службы РФ.

Замена другим видом наказания

Заменить наказание полномочны судебные инстанции как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения условий и требований к отбыванию.

  1. Ужесточение происходит в виде наложения ареста в расчете одни сутки к двум днями ИР. как один к трем дням исправительной работы.
  2. За смягчение наказания согласно ст. 93 УК РФ могут ходатайствовать уголовно-исполнительные инспекции. Освобождение от дальнейшего исполнения наказания законодательно аргументировано примерным поведением, добросовестным выполнением служебных обязанностей, передовым трудом и перевыполнением плановых показателей.
  3. Кроме этого, исправительные работы в данном случае могут быть заменены более легким приговором. Это обязательные работы, которые по сути являются значительно более лояльным типом по сути, временным срокам и условиями контроля.

Наказание как моральное воздействие на преступившего порог законности гражданина применяется с давних пор. Работа в виде одного из основных факторов перевоспитания является наиболее мягким и лояльным рычагом в комплексе исправительных мероприятий.

Поэтому при условии выполнения осужденным на более строгое наказание всех пунктов отбывания, приговор может быть изменен на исправительные работы. Данная позиция правонарушителя рассматривается законодательством как действительное подтверждение того, что гражданин осознал свой проступок и находится на твердом пути к исправлению личности.

О том, что какие исправительные работы ждут водителей-нарушителей, не оплативших штраф, расскажет видео ниже:

исправительный работа наказание исполнение

Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 70 УК КР, в связи с заменой штрафа исправительными работами в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в порядке ч. 5 ст. 44 УК КР, в связи с назначением исправительных работ вместо более строгого наказания женщинам, имеющим малолетних детей, в порядке ч. 3 ст. 72 УК КР либо в порядке помилования или амнистии.

Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возложено на уголовно-исполнительную инспекцию.

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий приговора, определения, постановления суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено четыре основных вида их персонального учета:

Оперативный учет - осужденные, в отношении которых исполняется наказание. Это касается основной массы лиц, отбывание наказания которыми осуществляется нормально.

Предварительный учет - лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не поступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых осуществляются первоначальные действия с целью розыска.

Контрольный учет - лица, не работающие или уволенные с работы - до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на территорию, обслуживаемую другой инспекцией, до получения подтверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, находящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на медицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в отношении которых в суд направлены представления о замене наказания более мягким (ч.2 ст. 145 УИК КР) или об освобождении от наказания (ст. 71 УК КР, части 5 и 6 ст. 145 УИК КР).

Учет разыскиваемых (скрывшихся) лиц - лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного розыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, проводившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одной из важнейших обязанностей инспекций является контроль за трудоустройством осужденного. Если он работает, инспекция уточняет место работы и в течение 15 дней направляет туда копию приговора и предписание о его исполнении. Если будет установлено, что осужденный не работает, ему предлагается устроиться на работу самостоятельно или с помощью государственной службы занятости.

Администрации организации по месту работы осужденного сообщается об установленном порядке и условиях отбывания наказания в виде исправительных работ. Она информируется об обязанностях по удержанию части заработной платы, перечислению удержанных сумм, применению других установленных правоограничений, о необходимости проведения с осужденным воспитательной работы и обязательности сообщения в инспекцию о наложенных на осужденного взысканиях и поощрениях, об увольнении по установленным законом основаниям.

Во время отбывания наказания осужденный продолжает работать на той же должности. Перевод этих лиц и их увольнение (кроме увольнения по собственному желанию) могут производиться на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

Осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности. Однако они не вправе учиться с отрывом от работы или не работать вообще.

Течение срока отбывания наказания начинается со дня получения организацией, где работает осужденный, предписания инспекции и приговора суда. С этого дня из заработной платы осужденного должны производиться удержания. Если он в момент получения предписания находится в отпуске, началом срока отбывания наказания будет день, когда он приступил к работе и из его заработка начали производить удержания.

При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный должен отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с установленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но удержания из заработка за излишне проработанные дни не производится. Поэтому отбыть исправительные работы досрочно не представляется возможным. Если же отработанное количество рабочих дней меньше установленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продляется до полного отбытия наказания. Поэтому фактический календарный срок может превышать назначенный судом срок наказания.

Какое же время засчитывается в срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания? Прежде всего, засчитываются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату. Это касается времени отпуска - основною и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к следователю или в суд), периода болезни, ухода за больным. Засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в порядке меры пресечения по другому делу.

Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа является основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной отсрочки отбывания наказания в порядке ст. 72 УК. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденного уголовно-исполнительная инспекция направляет представление в суд о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора в соответствии со ст. 362 УПК КР или об освобождении от наказания.

Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения, но только по основному месту работы. Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся, независимо от наличия претензий по исполнительным документам, за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанное время.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособии, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

В последнее время возник вопрос об определении заработка лиц, работающих в различных коммерческих структурах, где зарплата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т.п. Общее правило заключается в том, что должен учитываться весь доход, полученный по основной работе за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

Работники инспекций обязаны ежемесячно проверять поступление удержаний по учетным карточкам, принимая меры к взысканию в случае задержки. Суммы, излишне удержанные по разным основаниям (условно-досрочное освобождение, помилование, пересмотр приговора и т.п.), возвращаются. Часть 2 ст. 39-5 УИК КР установила правило, в соответствии с которым уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения (длительная болезнь близкого родственника, рождение ребенка, стихийное бедствие, например, пожар, причинившее материальный ущерб осужденному и его семье). Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Обвинительный приговор выносится в России исключительно судебной инстанцией. Только она может признать виновность человека. Соответственно, суд назначает Оно зависит от тяжести совершенного преступления. Далее в статье рассмотрим некоторые виды основных наказаний, предусмотренных уголовно-правовой системой.

Ответственность

В УК предусматриваются различные наказания за преступления. Их можно подразделить на:

  1. Основные.
  2. Дополнительные.
  3. Комплексные. Они могут выступать как дополнительными, так и основными.

К первой группе относят:

  1. Разные виды обязательных работ.
  2. Ограничение свободы.
  3. Арест.
  4. Принудительные работы.
  5. Тюремное в том числе).
  6. Ограничение в военной службе.
  7. Разные виды исправительных работ.
  8. Содержание в дисциплинарной части.

Список наказаний указан в 44-й статье УК. Санкции, включенные в систему, действуют в определенном соотношении и соподчинении. Некоторые могут назначаться только в качестве основных, другие - только как дополнительные. Определенные санкции применяются к любым виновным, иные - только к специальным субъектам.

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Они предусматриваются в ст. 49 УК. В ходе отбывания этой меры пресечения осужденные могут пользоваться всеми правами и выполнять обязанности наравне с прочими гражданами, но с некоторыми ограничениями. Их устанавливают обвинительный приговор и условия исполнения данной санкции. Осужденному вменяется в обязанность безвозмездно выполнять в свободное время общественно-полезную деятельность. Конкретные действия, которые должен осуществлять гражданин, определяются структурами местной власти по согласованию с исполнительной инспекцией.

Продолжительность

Срок обязательных работ устанавливается в часах. Он не может быть меньше 60 и больше 240 часов. Закон допускает привлечение к общественно-полезной деятельности не более чем на 4 и тогда, когда осужденный не занят на основном рабочем месте. В рабочее время допускается привлекать гражданина не более чем на 2 часа после окончания профессиональной деятельности на предприятии. С его согласия продолжительность работ в такие дни может быть увеличена вдвое.

Несовершеннолетние

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются к лицам, которые не достигли 18 лет. Для них продолжительность их отбывания сокращена и составляет 40-160 часов. В ч. 3 статьи 88 УК разъясняется, что несовершеннолетним назначается посильная деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Привлечение к общественно-полезным мероприятиям допускается в свободное от обучения или основной работы время. Длительность занятости не должна превышать 2 ч/день для 15-летних и 3 ч/день для лиц старше 15 лет.

Режим исполнения

Обязательные работы как вид уголовного наказания преследуют цель исправления субъекта и предотвращения совершения новых преступлений как непосредственно им самим, так и другими гражданами. Исполнение санкции, назначенной судом, осуществляется уполномоченными органами. В их функции входят:

  1. Учет осужденных.
  2. Разъяснение порядка, в соответствии с которым виновные отбывают наказание.
  3. Согласование с местными органами власти списка объектов, на которых будет осуществляться общественно-полезная деятельность.
  4. Контроль над поведением осужденных.
  5. Суммарный учет отработанного времени.

Исполнительная инспекция, получив решение и распоряжение суда, заводит на осужденного личное дело. В нем отражается процесс выполнения субъектом вмененного наказания. Инспектор вызывает гражданина на беседу. В ходе нее разъясняются правила осуществления общественно-полезной деятельности, уточняются и проверяются данные анкеты осужденного, выясняется информация, которая имеет значение для обеспечения контроля его поведения. В конце беседы гражданин получает предписание. Обязательные работы как вид уголовного наказания могут назначаться не позже 15 дней с даты поступления в исполнительную инспекцию распоряжения и копии решения суда.

Определение объекта

При установлении вида обязательных работ учитываются:

  1. Место проживания.
  2. График учебы/основной работы.
  3. Состояние здоровья.
  4. Профессиональные навыки.
  5. Возрастные особенности.

Инспекция согласовывает с местными органами власти, в какую именно организацию следует направить осужденного, а также перечень обязательных работ, которые он может выполнять. После этого на предприятие отправляется извещение вместе с копией судебного акта. В уведомлении администрации организации разъясняются ее права и обязанности, условия отбывания осужденным наказания, ответственность за неисполнение постановления.

Задачи предприятия

Администрация организации, в которую направлен осужденный, осуществляет:

  1. Контроль исполнения гражданином вмененных ему работ.
  2. Информирование исполнительной инспекции о количестве часов или уклонении осужденного от общественно-полезной деятельности.

Администрация предприятия должна:

  1. Утвердить приказ о приеме гражданина на работу по постановлению суда.
  2. Ознакомить осужденного с правилами, действующими на предприятии, под расписку.
  3. Вести ежедневно табель, в котором отражается количество часов, отработанных осужденным, отправлять его копии в инспекцию каждый месяц.
  4. Уведомлять контрольный орган о непосещении гражданином места деятельности и нарушениях, которые были им допущены.

Обязанности осужденных

Граждане, привлеченные к обязательным работам, должны:

  1. Следовать на предприятии на протяжении всего периода, указанного в судебном решении.
  2. Извещать исполнительную инспекцию о смене места проживания.

Предоставление гражданину на основном месте занятости ежегодного отпуска не избавляет его от обязанности отбывать обязательные работы.

Ст. 50 УК

В этой статье разъясняются особенности исправительных работ. Они считаются традиционными для отечественного УК. могут назначаться осужденному, который не имеет основного места занятости. Они отбываются в местах, которые устанавливаются местным органом власти по согласованию с исполнительной инспекцией в пределах территории проживания гражданина. Суть санкции состоит в психологическом воздействии на субъекта, ограничении ряда его трудовых прав, удержании из его зарплаты от 5 до 20% в пользу государства.

Принудительные работы

Они были включены в УК в декабре 2011 года. Применять их непосредственно на практике предполагалось в 2013 году. Исполнительная система, однако, оказалась к этому не готова (из 30 планировавшихся было создано менее 10 специализированных центров для осужденных). В связи с этим принудительные работы было решено ввести в 2014 году. В сентябре 2013 г., однако, Минюст подготовил законопроект, в соответствии с которым из-за нехватки финансирования на создание специализированных центров введение этой санкции в действие предполагается отложить до 2017 г.

Суть меры

Принудительный труд применяется как альтернатива тюремному заключению. Его назначают в случаях, установленных в статьях особенной части, - за совершение деяний средней либо небольшой тяжести, а также за первое в жизни осужденного тяжкое преступление. Если суд приходит к выводу, что исправление субъекта возможно без реального заключения в тюрьму, то лишение свободы может быть заменено более мягкой санкцией. Продолжительность ее - от 2 месяцев до 5 лет. Принудительный труд не назначается, если суд вменяет виновному тюремное заключение длительностью более пяти лет.

Дополнительно

Принудительные работы предполагают привлечение осужденного к деятельности в местах, устанавливаемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной структуры. Из зарплаты гражданина в пользу государства осуществляются удержания. Они перечисляются на р/с соответствующего территориального подразделения УИС. Размер удержания устанавливает суд в пределах 5-20% от суммы заработка. При уклонении гражданина от отбывания наказания их заменяют тюремным заключением из расчета 1:1 (день прогула равен дню лишения свободы). Данная мера не применяется к военнослужащим, несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим на иждивении детей до 3 лет, лицам, которые признаны инвалидами 1 или 2 группы, мужчинам после 60 и женщинам после 55 лет.

  • 22. Основания и порядок применения мер безопасности и оружия в работе исправительных учреждений.
  • 23. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Общая характеристика.
  • 24. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 25. Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 26. Международный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.
  • 27. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  • 28. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 29. Исполнение наказания в виде штрафа.
  • 30. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • 31. Исполнение дополнительного наказания о лишении воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
  • 32. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.
  • 34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
  • 35. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 36. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 37. Виды исправительных учреждений и классификация осужденных, отбывающих в них наказание в виде лишения свободы.
  • 38. Общая характеристика режима в исправительных учреждениях. Его функции и содержание.
  • 39. Правила, относящиеся к осужденным, отбывающим лишение свободы.
  • 40. Нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных.
  • 41. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 42. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.
  • 43. Правовое регулирование воспитательного воздействия и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях.
  • 44. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных.
  • 45. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы.
  • 46. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях общего режима.
  • 47. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях строгого режима.
  • 48. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях особого режима.
  • 49. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях.
  • 50. Порядок и условия исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
  • 51. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах.
  • 52. Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 53. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе.
  • 54. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
  • 55. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
  • 56. Освобождение от отбывания наказания и его виды.
  • 57. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
  • 58. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению.
  • 59. Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания.
  • 60. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, его правовое регулирование.
  • 61. Контроль за условно осужденными.
  • 62. Исполнение наказания в виде смертной казни.
  • 63. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 64. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 65. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.
  • 66. Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и основные средства его обеспечения.
  • 67. Исполнение уголовного наказания в сша и Великобритании.
  • 68. Исполнение уголовного наказания в Японии и фрг.
  • 69. Международные акты об обращении с осужденными.
  • 70. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.
  • 71. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

    Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

    Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

    Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

    В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

    Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

    Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

    В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

    34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

    Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

    Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

    Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

    В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

    В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

    1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

    3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

    5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Комментарий к Ст. 50 УК РФ

    1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденным, имеющим основное место работы, наказание отбывается по основному месту работы. Если осужденный не имеет основного места работы, то исправительные работы им отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Содержание наказания в виде исправительных работ составляет обязательный труд с ограничением в оплате труда и в свободе выбора труда. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции.

    Согласно ст. 43 УИК на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания данного наказания, предусмотренных УИК; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.

    2. Срок исправительных работ составляет от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного производятся ежемесячные удержания в доход государства от 5 до 20%. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ определен ст. ст. 39 — 46 УИК. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, — день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В то же время удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

    Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. Анализ судебной практики показывает, что при неопределении размера удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему исправительных работ данное наказание считается не назначенным, а его назначение подлежит исключению из приговора. При этом не имеет значение, назначалось ли лицу окончательное наказание по правилам ст. ст. 69, 70, 71 УК или нет.

    Например, Арсанов был признан виновным и осужден по п. п. «в», «ж», «з» ч. 2 ст. 105, п. «г» ч. 3 ст. 163, п. «в» ч. 3 ст. 161, ч. 2 ст. 222, ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 325, ч. 1 ст. 150 УК к разным срокам лишения свободы, по ч. 2 ст. 325 УК — к одному году исправительных работ. На основании ч. 3 ст. 69 УК назначено 25 лет лишения свободы.

    Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

    Президиум ВС РФ, изменяя судебные решения в отношении Арсанова, указал, что суд, признав Арсанова виновным по ч. 2 ст. 325 УК за хищение паспорта, при назначении наказания допустил ошибку. Суд не учел, что в соответствии со ст. 50 УК при назначении осужденному исправительных работ из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном в приговоре, и, назначая Арсанову наказание по ч. 2 ст. 325 УК в виде исправительных работ сроком на один год, не указал размер удержания из заработка осужденного. Таким образом, суд надзорной инстанции указал, что наказание Арсанову по указанной статье фактически судом не назначено, в связи с чем указание о назначении по этой статье исправительных работ подлежит исключению из судебных решений.
    ———————————
    Постановление Президиума ВС РФ от N 159-П08 // Архив ВС РФ за 2008 г.

    3. При назначении наказания в виде исправительных работ по совокупности преступлений сложений процентов удержаний из заработной платы не допускается. При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут присоединяться лишь сроки исправительных работ. В этих случаях, назначив за последнее преступление наказание в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний. Например, лицо по предыдущему приговору было осуждено к шести месяцам исправительных работ с удержанием 15% заработной платы в доход государства. По второму приговору — осуждено на срок один год шесть месяцев исправительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства. При назначении окончательного наказания по совокупности приговоров лицу может быть назначено не более двух лет исправительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства.

    4. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы или один день принудительных работ за три дня исправительных работ. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения уголовно-исполнительной инспекцией в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 ст. 46 УИК нарушений (неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы.

    5. В ч. 5 комментируемой статьи определяется круг лиц, к которым исправительные работы не могут применяться. В него входят инвалиды 1-й группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, и определенный круг военнослужащих. В случаях тяжелой болезни осужденного к исправительным работам, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом 1-й группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, также вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.