Пожарная машина мчс. Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. В зависимости от проходимости

Общие сведения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента , а так же для организации проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на месте пожара.

Они служат для:
Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входя в классификацию пожарных автомобилей , являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны , но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Особенности конструкции и комплектации

АСА легкого типа

Обычно АСА монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете, выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь .

Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):
1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

Кран грузоподъемный модели АСО-20(4310):
1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы; 4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама; 9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга


АСА тяжелого типа укомплектовывается следующими видами оборудования:
  • генераторы переменного тока;
  • грузоподъемные краны;
  • лебедки;
  • осветительное оборудование;
  • оборудование специального назначения (дымососы , СИЗОД , мотопомпы , газосварочные и газорезательные аппараты и пр.);
  • аварийно-спасательное оборудование.

История возникновения

Понятие Аварийно-спасательный автомобиль появилось в обиходе отечественных пожарных служб и служб спасения в 90-х годах XX века, одновременно со становлением МЧС РФ. В эти годы, в связи с появлением специальных служб выполнявших задачи по проведению АСДНР , эти автомобили стали крайне востребованы, что привело к бурному их развитию и внедрению. На первых порах, применялись в основном западные образцы такой техники, однако, довольно быстро появились и отечественные модели на базе автомобилей Газель, КамАЗ, Урал и т.д..

Однако, потребность в проведении специальных работ по вскрытию конструкций на пожарах , существовала всегда. В период СССР, для решения указанных задач был создан специальный тип пожарных автомобилей – автомобили технической службы .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

Аварийный автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград.

История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций.

Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил. В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые зачастую сложно классифицировать. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Можно считать его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения). 5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТСО-12(131)
конец 60-х годов.


В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель АТ, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2(157К) .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок

Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И в 1971 году на свет появляется АТ-3(131) модель Т2 . Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры. Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.

На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131) . Убрали конструкцию крана, установили генератор БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием. По-видимому автомобиль серийным не стал - в официальных каталогах его характеристики отсутствуют.

С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

RW-2 на шассси
Iveco-Magirus
Конец 70-х

В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием монстров, еще и потребляющих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как компрессорные станции Московского, Воронежского и других гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2 . По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси.

В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почему-то назвавшая его автомобиль тыла .

В это же время и начали в больших количествах появляться специализированные аварийно-спасательные автомобили, в которых идеи заложенные в пожарные автомобили технической службы были развиты и дополнены в соответствии с требованиями нового министерства. Был изучен и учтен опыт аналогичных зарубежных автомобилей. А аварийно-спасательное оборудование устанавливаемое на такие автомобили и по сей день часто имеет западное происхождение (например фирмы Holmatro).

Одновременно, развивались и аварийно-спасательные автомобили на базе легковых автомобилей. Изначально такие машины назывались – Автомобиль быстрого реагирования (АБР). Предприятиями в России был выпущен ряд подобных автомобилей. В середине первого десятилетия XXI века модельный ряд этих автомобилей распался на два направления – Пожарные автомобили первой помощи и АСА легкого типа .

Так же, на современном этапе в рамках реализации "Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных) 2 с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ , специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения . На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать .

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за , но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Пожарная повозка

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению , за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника , то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по , спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента ( , ) или же . Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ, пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).

История пожарных автомобилей России началась в далёком 1907 году. На заводе Густава Листа на ходовую часть, купленную в Германии, установили кузов, оснащённый автонасосом-линейкой, лестницей, колоколом, лавками для экипажа. В дальнейшем выпуск пожарных автомобилей продолжили на автозаводе “Руссо-Балт” и к 1916 году в Москве было уже 13 пожарных автомобилей.
В те годы пожары случались очень часто и приносили значительный материальный ущерб. Совнарком 17 апреля 1918 г. выпустил декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет регламентировал производство противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов (включая огнетушители) и машин.


Для увеличения количества пожарных автомобилей в 1925 году в Москве создали специальный завод фирмы «Автопромторг». Через некоторое время на вооружении пожарных подразделений Москвы находилось уже 85 автомобилей: 25 линеек, 32 насоса, 12 автолестниц.
Первый отечественны пожарный автомобиль на базе АМО Ф-15 появился в 1928 году и был оборудован коловратным насосом производительностью 1200 л/мин и, по традиции, медным колоколом.

По мере роста выпуска отечественных автомобилей, совершенствовались и пожарные автомобили. В 1931 году на базе АМО-4 был выпущен пожарный автомобиль с центробежным насосом, дальше в 1931-35 годах были выпущены первые автоцистерны ПМЗ-2, ёмкостью 1 500 литров на базе автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-4, ПМЗ-1 с насосами Д-20 на базе ЗИС-11, ЯГ-10, с ёмкостью цистерны для воды до 4 500 литров. В 1935 году был построен завод пожарной техники в городе Торжке.

Пожарная техника стремительно развивалась и с 1937 года начали появляться спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения.
С 1952 года в нашей стране основным поставщиком щасси для пожарных автомобилей, на несколько десятилетий вперёд, стал автозавод «ЗиЛ».
В 1953 году появилась первая автомеханическая лестница АМ-35 (200).
В 1954 году автомеханическая автолестница АМ-45 (200) с лифтом грузоподьёмностью 180 кг.
Начиная с 70 годов в подразделения пожарной охраны стала поступать импортная техника, например финский коленчатый подъёмник «Бронто», смонтированный на шасси наших «Камазов».
В 1994 году - выпущена гидравлическая автолестница с высотой подъёма 50 метров.
С 1997 года вся пожарная техника должна соответствовать требованиям НПБ 163-97
Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.
Согласно этого документа все пожарные автомобили, в зависимости от назначения, подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
К основным относятся пожарные автомобили, предназначенные для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.


В свою очередь основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях химической промышленности, в аэропортах и т. д.).
К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: поднятия личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, вскрытия и разборки конструкций, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т. д.


К вспомогательным автомобилям относятся: авто-топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ, а также для проведения агитационной работы.

Марина Трофимова

Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по г. Москве

В детстве, проходя мимо пожарной части у метро Фили, мне всегда хотелось посмотреть, что там внутри. В теплое время ворота были открыты и были видны красные пожарные машины. Прошло много лет, детские воспоминания ушли в прошлое. И вот на прошлой неделе мне довелось посетить сразу две пожарных части МЧС России.

1. Зайдя в часть первым делом попадаем к дежурному. Именно к нему поступают все сообщения о пожарах в районе. Надо сказать, что эта пожарная часть находится в элитном месте Подмосковья в поселке Горки-2 на Рублево-Успенском шоссе. Трасса не простая, поэтому пожарная вышка отсутствует. Боятся "местные жители" :).

2. И вот, то что особо интересовало меня в детстве, пожарные машины. Современные "пожарки" собираются на базе автомобилей КАМАЗ.

3. В кабине специальные сидения для пожарного расчета. У сидений нет спинок, как так там крепится кислородное оборудование. В части, обычно находятся три пожарные машины. Две на дежурстве, одна в резерве. Резервная на фото.

4. Наконечники под разные диаметры труб, рукава, топоры и прочее оборудование, которое может пригодиться, закреплено в отсеках машины.

5. Аэрозольный огнетушитель. Забрасывается в горящее помещение, крутится и распыляет тушащий пламя аэрозоль.

6. Главное, каска, роба и перчатки лежат на полке. Пожарные должны одеть это перед тем, как сесть в машину.

7. В части в Горки-2 несут службу не только мужчины, но и дамы.

8. Вы знаете, что тех, кто тушит огонь называют "пожарные", а тех, кто погорел "пожарники", так вот этот котик был пожарником, а сейчас пожарный. Его спасли от гибели в огне сотрудники части.

9. Костюм, который применяют во время тушения пожаров на бензоколонках, хранилищах горюче-смазочных материалов. Выдерживает очень большие внешние температуры.

10. Полное снаряжение пожарного весит более 16 килограмм.

11. Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире.

12. Причем если пожарные за границей могут отказаться от выполнения задания, если видят риск для своего здоровья, то российские пожарные такого права не имеют:(.

13. Привет из прошлого:).

14. Врнемся в гараж. Машины переодически заводятся и проверяется работоспособность всех систем.

15. Вытяжка для выхлопных газов автомобиля. Срабатывает автоматически при запуске двигателя.

16. Вот и все. Фото на память. Мы уезжаем, а пожарные продолжат нести свою нелегкую службу.

Спасибо пресс-службе МЧС России за организацию посещения действующей пожарной части.

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

АЛ

— это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы . У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

АПК

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на . Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

АР

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км . В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

ДУ

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

ГДЗС

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

АСА

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

В зависимости от назначения и оснащения бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

АШ

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.