Образец положения о добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде. Направили письмо в днд мчс Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе пор

В связи с вступлением с 17.06.2011 в силу Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» 1 , разъясняем некоторые вопросы, возникающие в ходе деятельности должностных лиц органов ГПН ФПС при осуществлении государственного пожарного надзора.

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения назначается в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что повторным считается совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

2. В связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, составляется административный протокол, в котором перечисляются все административные правонарушения либо административный протокол составляется по каждому правонарушению. И в первом и во втором случае назначение административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений

Российская газета. 6.6,2011, № 120

производится в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему административное правонарушение, более строгого административного наказания (пункты 2-4, статьи 4.4 КоАП РФ).

3. По поступившим в органы ГПН обращениям лиц, указанных в пункте 46 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России № 517, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, при наличии на объекте надзора заключения о независимой оценке пожарного риска и подтверждении указанных фактов, проводится проверка сведений, содержащихся в указанных обращениях, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Оценка полноты и достоверности имеющегося заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора возможна в рамках административного расследования, путем направления в государственное судебно-экспертное учреждение заключения с целью оценки обоснованности применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска. По результатам административного расследования принимается решение о проведении внеплановой проверки на указанном объекте надзора. При наличии экспертного заключения о необоснованной выдаче заключения о независимой оценке пожарного риска в адрес проверяемого лица и в соответствующие государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации направляется информация об этом.

4. Представление проверяемым лицом заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, не является основанием для отмены плановой проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора. Данная проверка проводится в форме, установленной в ежегодном плане и завершается составлением акта обследования с указанием в нем на наличие заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора.

В целях повышения уровня объективности и обоснованности при принятии решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях предлагаю:

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 КоАП РФ, совершенным юридическим лицом, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении предлагаем вызывать в установленном порядке лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. К данным лицам следует относить должностное лицо органа ГПН, составившее протокол об административном правонарушении, или не менее двух лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Для представительства по делам об административных правонарушениях, направленным в суды должностными лицами органов ГПН ФПС. предлагаем создать группы из сотрудников управлений надзорной деятельности, наиболее подготовленных по направлениям - нормативно-техническое регулирование в области пожарной безопасности и административно-правовая деятельность. По вызову суда направляется вышеуказанный представитель Главного управления с доверенностью, выданной в установленном порядке.

Заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - директор Департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы

Московских О.И. 449 98 37

Уважаемые коллеги.

Пожарные нормы случайно или намеренно создаются т аким образом, что не только неподготовленному человеку, но и специалисту чрезвычайно сложно разобраться, о чем идет речь, что именно имел в виду разработчик того или иного свода правил, стандарта, документа. Поэтому зачастую, даже те, кто обладает минимумом пожарно-технических знаний вынужден обращаться за разъяснениями по поводу непонятно написанных норм. Что совершенно нелогично, эти обращения (фактически жалобы на разработку норм) направлены в адрес самих разработчиков. Интересно, какие ответы рассчитывают получить авторы обращений? Это неизвестно. Зато посредством нашего сайта, Вы сможете убедиться еще раз, что такие ответы очень часто неконкретны, в подавляющем большинстве случаев, абсолютно неавторитетны для судов. Тем не менее они могут послужить в практических вопросах пожарного дела как специалистам по пожарной безопасности, так и лицам, не имеющим специальной подготовки, а, например, только прошедшим курс пожарно-технического минимума.

Поэтому мы приняли решение открыть новый раздел нашего сайта, в котором будут представлены письма МЧС, разъясняющие нормативные правовые акты и нормативные документы. Ниже приведен список этих писем, нажав раздел "читать подробнее" Вы сможете прочитать то или иное письмо, скачать его графический формат (при наличии), а также ознакомиться с судебной практикой в которой эти письма фигурируют.

Про судебную практику нужно сказать отдельно. Конечно суды не принимают эти письма в качестве доказательств. И объективно они правы говоря, что письма - это не нормативные документы. Однако их можно использовать не как прямые доказательства, а как основание для ходатайства вызыва в суд в качетсве свидетеля, специалиста или эксперта тех должностных лиц, которые подписали данное письмо.

Дата

Номер

Краткое содержание

Орган, давший разъяснение

Введите дату или часть даты письма Введите номер письма или часть номер Введите содержание или часть содержания Введите название органа давшего разъяснения

О конструкции пожарных гидрантов

ВНИИПО МЧС России

43-4357-19

Об участии органов ГПН в градостроительной деятельности

МЧС России

19-2-2560

О применении извещателя ИП-212-90

МЧС России

О разработке декларации пожарной безопасности линейных объектов

О разъяснении положений Технического регламента, в том числе термина об угрозе жизни и здоровью

О пределе огнестойкости кирпичной стены и эвакуационных выходах

ВНИИПО МЧС России

О необходимости лицензий для проведений испытаний ограждений кровли, пожарных лестниц

03 июня 2010 года 19-2-4-1604 О необходимости разработки СТУ при наличии антресолей (мнение ВНИИПО) ФГУ ВНИИПО МЧС России

О необходимости разработки СТУ при наличии антресолей

О необходимости лицензировать деятельность по категорированию помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Нужна ли лицензия на категорирование помещений

УГПН ГУ МЧС России

О разработке специальных технических условий (СТУ), в каких случаях разрабатывается, кто имеет право разрабатывать СТУ

О предписании ГПН

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О разъяснении требований пожарной безопасности по вопросам объекта защиты, Методики определения расчетных величин пожарного риска

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О разъяснениях НД по вопросам согласования специальных технических условий

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

257-1-19-11-2

О разъяснении требований пожарной безопасности. Разъясняется каким должен быть план эвакуации, должны ли они быть только фотолюминесцентные и т.п.

ФГУ ВНИИПО МЧС России

О направлении мнения специалистов института по вопросам определения категории помещения, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Об угрозе жизни и здоровью вследствие возможного возникновения пожара

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

12-4-02/31

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

1/45

О рассмотрении обращения по вопросу участия сотрудников ГПН в приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства

ГУ МЧС России по г. Москве

О рассморении обращения по разъяснению возможности использования расчетов по оценке пожарного риска

ФГУ ВНИИПО МЧС России

О согласовании планов эвакуации органами ГПН

19-2-11-1596

О рассмотрении обращения по вопросу применения нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности

МЧС России

О разъяснении требований СП 4

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

12-3-03-2635эп

О требованиях к внутреннему противопожарному водопроводу

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О требованиях пожарной безопасности при истытаниях наружных пожарных лестниц

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О действиях ГПН при осуществлении внеплановых мероприятий по контролю

О применении птээп пуэ снип

141-1-18-15-1

О рязъяснении требований Технического регламента. Вопросы применения статьи 151, должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентный, нужно ли согласовывать план эвакуации и т.п.

ФГУ ВНИИПО МЧС России

130-29/1758

По вопросу применения национальных стандартов

Росстандарт

13-4-03-4072эп

О разъяснении требований нормативных документов относительно деревянных конструкций сооружений

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

3711-9-10

По вопросу разъяснений документов при выполнении проектных работ по системам пожарной безопасности

УГНД Главного управления МЧС России по г. Москве

19-16-771

О рассмотрении обращения по вопросу внесения изменений и принятии новых нормативных документов по пожарной безопасности

МЧС России

Разъяснение терминов безопасная зона, зона безопасности, пожаробезопасная зона

12-4-02-4703эп

Об установке ручных пожарных извещателей

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

240-1-19-12-4

О размещении извещателей пламени

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-2-11-3726

О рассмотрении обращения о применении требований пожарной безопасности к материалам покрытия полов

МЧС России

О защите электрощитов, электрошкафов, в том числе распределительный устройств системами сигнализации (АУПС) и установками пожаротушения (АУПТ)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

12-4-02/5380

О применении извещателей пламени

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О дистанционном управлении оборудованием систем противопожарной защиты

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-16-27

О рассмотрении обращения относительно проведения расчетов при проектированиии по определению времени эвакуации при пожаре

МЧС России

11-2-02/253

О требованиях пожарной безопасности (об отсутствии обязательных требований по изготовлению планов эвакуации в фотолюминисцентном исполнении) (должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентным)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

342-4-10

По вопросу разъяснений положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ

ГУ МЧС России по г. Москве

О применении норм административного законодательства по вопросам привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности

19-2-3-2855

О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

МЧС России

12-4-02-5245

Об установке пожарных извещателей на подвесном потолке

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-2-2-451

Об установке шлагбаумов при въезде на территории объектов

МЧС России

194-1-20-13-4

О разъяснении требований нормативных документов по вопросу пожарной безопасности храмов

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

13-5-02-6056эп

О разъяснении положений СП 12. 13130.2009

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

1088-13-204

О разъяснении требований нормативных документов по вопросу обустройства лестничных клеток

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О рассмотрении обращения. Данное письмо было получено с целью продвижения т.н. "пиростикеров" и использовалось именно для этой цели, хотя ни прямо ни косвенно о том, что пиростикеры можно применять для подтверждения соответствия кабельной продкции требованиям пожарной безопасности данное письмо не говорит.

19-2-12-3578

О рассмотрения обращения по вопросу применения норм ФЗ от 22.07.2005 № 123-ФЗ и ГОСТ 12.1.004-91

МЧС России

66-1-27-13-4

О разъяснении требований нормативных документов по вопросу обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О разъяснении требований, в т.ч. по вопросу что проверяет инспектор госпожнадзора МЧС России при предъявлении расчета индивидуального пожарного риска

124-1-27-11-2

О разъяснении норм. Определение термина "отдельно стоящее здание"

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О разъяснении положений пособия

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

3559ф-13-4-03

О разъяснении требований по вопросу устройства открывающихся окон

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

3560эп-13-4-03

О разъяснении требований нормативных документов относительно зданий функциональной пожарной опасности

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О применении нормативных документов (область действия СНиП, применение СНиП и других нормативных документов в системе технического регулирования)

О работе органов ГПН с заключениями НОР

3862эп-13-2-04

О разъяснении требований по вопросу об оборудовании противопожарных дверей. Необходимость оборудовать устройствами для самозакрывание двух створок в двухстворчатых дверях.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

4747ЭП-11-2-02

Об отсутствии обязательных требований по применению фотолюминесцентных систем

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-3-13-4466

О разъяснении норм, касающихся проведения проверок по работоспособности систем противопожарной защиты

МЧС России

19-1-13-4751

О лицензировании организаций, осуществляющих проведение проверок работоспособности противопожарного водопроводв

МЧС России

О применении извещателей ДИП-34ПА и С2000-ИП ПА. Возможность установки в помещении одного извещателя. Один извещатель в помещении.

ВНИИПО МЧС России

О ведомственных документах по пожарной безопасности. В письме даются разъяснения по правовому статусу, порядку применения надзорными органами ведомственных документов по пожарной безопансости

Об определении высоты здания. Высота здания при наличии балконов (лоджий) на последнем этаже

В письме даются разъяснения касающиеся требований пожарной безопасности к лифтам, в том числе делается очень сомнительное утверждение о невозможности использовать лифты для перевозки пожарных подразделений, в качестве средства для спасения маломобильных групп населения

ВНИИПО МЧС России

19-1-13-969

Об изготовлении и необходимости специальных разрешений на разработку плана эвакуации, о том, должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентный

ДНД МЧС России

О разъяснении требований нормативных документов (необходимость защиты дренчерными завесами проемов тамбур-шлюзов противопожарных преград встроенных подземных автостоянок)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О направлении рекомендаций по вопросу оснащения персональными устройствами браслетного типа пациентов лечебных учреждений

2346-13-2-02

О разъяснении понятия многофункциональное здания

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

84-1-28-13-2

О разъяснении требований нормативных документов относительно пожарной опасности бесчердачных покрытий

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

2724-11-2-02

О требованиях пожарной безопасности (проектирование СОУЭ и АУПС)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О разъяснении нормативных документов по вопросу применения противодымной вентиляции

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О работе МЧС с коммерческими организациями по выводу сигнала на 01

3293-13-4-02

О раасмотрнии обращения по вопросу наличия технической документации изготовителя на изделие (технологическая система АЗС)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

3410эп-13-5-02

Об определении класса пожарной опасности зданий и помещений и их категории по взрывопожарной и пожарной опасности

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О навесных фасадных системах и невозможности оценки их пожарной опасности без испытаний.

О разъяснении термина "часть здания"

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

4487-13-5-02

О подтверждении мер обеспечения уровня пожарной безопасности (на АГЗС) расчетом пожарного риска

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

5471эп-1-22-13-5

О рассмотрении обращения по вопросам: числа струй, предназначенных для выполнения расчета расхода насосной установки, проектирования ВПВ, сертификации или регистрации программного обеспечения для определения величины пожарного риска, количества выходов на кровлю, отделки наружных стен, безопасности крышных котельных, проектирования противопожарных мероприятий для складов аммиака

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-1-13-5159

О привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности. Рассмотрены вопросы привлечения к ответственности монтажных организаций - лицензиатов МЧС, в случае нарушения ими требований пожарной безопасности

МЧС России

5872эп-13-3-02

О работоспособности кабельных линий и электропроводок

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

5884эп-12-3-02

О расстановке пожарных извещателей

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-3-1-12

О проведении внеплановых выездных проверок, возбуждении дел об административных правонарушениях

МЧС России

О возможности рассмотрения анонимных обращений по вопросам нарушений требований пожарной безопасности

Департамент административной работы и правовой деятельности МЧС России

19-5-2-360

По вопросу исключения из сводного плана проверок субъектов малого предпринимательства

МЧС России

О проведении проверок органами ГПН по заявлениям граждан

Разъяснения по вопросу возможности предоставления осрочки исполнения постановления, вынесенного органом (государственного пожарного надзора (ГПН)

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

О рассмоторении анонимных обращения органами МЧС. Анонимные обращения Дапертамент административной работы и правовой деятельности

2564-13-5-3

О Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

2711эп-13-5-3

О рассмотрении обращения по вопросу выполнения расчета пожарного риска в зданиях и сооружениях, расположенных на территории АЗС

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

О квалификации административных правонарушений, связанных с отсутствием на объекте защиты системы пожарной сигнализации.

О ширине выхода из санитарного узла и принципах их нормирования (ширина выхода из туалета)

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

19-2-7-3541

О порядке применения отдельных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (в части касающейся возможности устройства турникетов на путях эвакуации)

МЧС России

О термине покрытие и размещении спринклерных оросителей относительно покрытия

Академия ГПС МЧС России

О расстоянии от фасадов до лестницы третьего типа, о размещении данных лестниц при наличии противопожарных окон в фасаде.

ВНИИПО МЧС России

6309эп-13-5-3

В письме рассматривается несколько вопросов - статус ВУПП-88, вопросы противопожарных разрывов при наличии наружный установок категорий АН, БН, или ВН, и необходимости выполнения требований пожарной безопасности, не учитываемых в расчетах рисков. Расчет риска

ВНИИПО МЧС России

О термине покрытие и размещении спринклерных оросителей

ВНИИПО МЧС России

43-6281-19

О правомерности применения СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"

МЧС России

19-2-3-44

О применении норм (эксплуатация и обслуживание огнетушителей)

МЧС России

О параметрах пожарных извещателей. Возможность установки в помещении одного пожарного извещателя. Один пожарный извещатель в помещении

ВНИИПО МЧС России

О монтаже приборов пожарной сигнализации в части, касающейся их установки только в помещение с круглосуточным пребыванием людей. В письме приводится странное понимание нормативного условия "как правило" а также игнорируется одно из условий возможности отступления от нормы. Тем это письмо более интересно.

Ответ разъясняет подпункт ж) пункта 7.2. СП 7.13130.2013, при буквальном прочтении которого можно подумать, что любое помещение, размещаемое на этажах сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками необходимо дымоудаление (вытяжная противодымная вентиляция) и подпункт г пункта 7.3. того же Свода правил

ФГБУ ВНИИПО МЧС России

06-ПГ-МОН-30816

Ответ разъясняет позицию Министерства образования и науки по вопросу: лицензируется ли деятельность по обучению пожарно-техническому минимуму.

Департамент Государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

В ответе выражена одна из позиций Минстроя России относительно термина "объект капитального строительства"

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Россиской Федерации

О возможности расчета величин пожарного риска на отдельные пожарные отсеки здания

ВНИИПО МЧС России

Ответ получен в продолжение развития темы с определением термина "одиночное рабочее место"

ВНИИПО МЧС России

7579эп-13-4-4_08

ВНИИПО подтверждают свою позицию по тому, что стены лестничных клеток не являются противопожарными преградами из и в противоречие нормативным документам говорит о том, что двери в стенах лестничных клеток (не уточняя их тип) могут быть не огнестойкими, что противоречит

ВНИИПО МЧС России

232-1-29-12-3

ВНИИПО выражает мнение о том, что руководящий документ РД 25.964-90 "Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудоления, охранной, пожарной и охранно пожарной сигнализации" не является нормативным документом и не подлежит обязательному исполнению при организации ТО и ППР.

ВНИИПО МЧС России

Разъяснение о возможности использовать информацию о калорийности пищевых продуктов для определения низшей теплоты сгорания при проведении расчетов для категорирования помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

ВНИИПО МЧС России

В письме говориться о необязательности заключений органов МЧС России для расчетов пожарных рисков. (письмо предоставлено нашими коллегами)

ГУ МЧС России по Владимирской области

480-0с О сроках действия сертификатов соответствия ВНИИПО МЧС России

Снова о техническом обслуживании, ВНИИПО изменило позицию и признало, что рекомендации завода изготовителя оборудования - первично при техническом обслуживании (ТО и ППР) систем противопожарной защиты

ВНИИПО МЧС России

О необходимости одновременного выполнения всех четырех условий (а не какого-либо одного из них) для того, чтобы не защищать пространства за подвесными потолками пожарной сигнализацией.

ВНИИПО МЧС России

О размещении навесных пожарных шкафов в коридорах

ВНИИПО МЧС России

Добрый день господа знатоки! Накопились вопросы от эксперта, решили отправить письмо в департамент надзорной деятельности. Просим вас прокоментировать или дать ответы, может кто уже знаком с такими вопросами.
Директору
Департамента надзорной деятельности
и профилактической работы МЧС РФ
генерал-майору внутренней службы Кадалову С.А.

Уважаемый Сергей Александрович.

За текущий год специалисты ООО «Центр противопожарной безопасности» провели ряд аудитов пожарной безопасности на объектах защиты, расположенных в Самарской области, произвели расчеты пожарных рисков (РПР) на этих объектах и успешно зарегистрировали в территориальных ОНД ГУ МЧС по Самарской области, отчеты по РПР и заключения о Независимой оценке пожарного риска.
Все заключения выполнены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №304 от 07.04.2009 г. "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска". Заказчикам также переданы: отчет (в электронном виде) по оценке пожарного риска содержащий результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска на основе методики, утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382. При этом данные полученные при обследовании объектов, собраны и обработаны согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
Исключением стали работы по независимой оценке пожарного риска (НОР), проведенные нами по договору с МБОУДО «ДШМ им. Ю.А. Башмета», расположенной по адресу: Самарская область, г. о. Новокуйбышевск, ул. Чернышевского, д. 24. ООО «ЦППБ» со своей стороны качественно выполнил все работы и выдал заказчику на бумажном носителе заключение НОР с результатом расчета № 30/11/15/4 от 30.11.2015. Также заказчику в электронном виде передан отчет о проведении независимой оценке пожарного риска, содержащий результаты расчета пожарного риска на основе указанной выше методики. Заключение было зарегистрировано в установленном порядке в ОНД г.о. Новокуйбышевск.
После этого, в период с 15 по 30 июня 2016 года, ОНД г.о. Новокуйбышевска провел внеплановую проверку МБОУДО «ДШМ им. Ю.А. Башмета», по итогам которой, Инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. о. Новокуйбышевск УНД ГУ МЧС РФ по Самарской, старшим лейтенантом внутренней службы В.В. Шмелевой было вынесено Решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты.
Главным аргументом в защиту отрицательного решения по заключению НОР инспектор называет – отсутствие в отчете расчетной части пожарного риска, выполненной по методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382, на бумажном носителе (300 листов формата А4). Это противоречит Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска. Т.е. отчет о расчете (как того требует законодательства) инспектора не устроил, но при этом он официально не запросил полный расчет пожарного риска, и принял отрицательное решение по документу, которого даже никогда не видел: «Расчет по оценке пожарного риска на объекте защиты по вышеуказанному адресу с выводом о выполнении условий соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности не соответствует предъявляемым требованиям».
К сожалению, это не единственный случай в Самарской области, когда инспектора отделов надзорной деятельности по-своему трактуют российское законодательство и принимают, на наш взгляд, спорные решения. С таким подходом не редко сталкиваются и другие компании нашего региона, имеющие аккредитации МЧС на проведение независимой оценки пожарного риска.
В связи с этим, просим Вас разъяснить какой документ из ниже перечисленных собственник объекта защиты обязан иметь на объекте защиты и какой предоставлять инспектору ОНД во время проведении плановой или внеплановой проверки, при наличии на объекте защиты и у представителя ОНД заключения о независимой оценки пожарного риска с результатами расчета по оценке пожарного риска:
1.Расчеты, по оценке пожарного риска оформленные в виде отчета (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»). В электронном виде.
2.Расчеты, по оценке пожарного риска оформленные в виде отчета (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»). В бумажном виде.
3.Пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в электронном виде.
4.Пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в бумажном виде.
5.Перечень исходных данных согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. г) в электронном виде.
6.Перечень исходных данных согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. г) в бумажном виде.
7.Данные применяемые в расчете, согласно Приказа МЧС России №382 от 30.06.2009 п.14 в электронном виде.
8.Данные применяемые в расчете, согласно Приказа МЧС России №382 от 30.06.2009 п.14 в бумажном виде.

Также просим разъяснить, должен ли Инспектор ОНД все перечисленные документы запрашивать официально в распоряжении о проверки или собственник объекта в безоговорочном порядке представляет документы при проведении проверки, даже тогда когда они не указаны в распоряжении.
Предусмотрено ли, на выше перечисленных документах постановка печати и подписей руководителя организации или эксперта, какими нормативными документами это предусмотрено?
И как происходит передача запрашиваемых документов? По акту передачи с описью, и подписью лица получившего документы или документы просто отдаются инспектору на руки без всяких отметок и официальных бумаг, подтверждающих передачу?
Каким образом инспектор ОНД во время проведения плановой или внеплановой проверки должен фиксировать нарушения пожарной безопасности: фотосъемкой или актом в присутствии свидетелей с описанием инструмента применяемого при замере и приложением документа о соответствии инструмента?
Имеет ли право Инспектор ОНД проверять пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в электронном или бумажном виде (300-400 листов)?
Должен ли Инспектор ОНД для проверки пошагового проведения расчетов по оценке пожарного риска привлекать эксперта имеющего Квалификационное свидетельство?
Каким документом предусмотрена форма и содержание «Решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты»?
Является ли «Решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты» официальным документом со всеми его признаками (№ исходящего, подпись, печать) и в каком журнале оно регистрируется?

Директор ООО «ЦППБ» М.А. Рогов

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

О применении норм


Результаты анализа правоприменительной деятельности показали, что в основном, судебные органы при оспаривании предписаний государственного пожарного надзора поддерживают в своих решениях ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ, ТНПБ и пр.) в отношении объектов, которые были запроектированы и построены по упомянутым нормам. При этом учитываются положения письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 N 19-3-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП".

Однако, как показывает судебная практика, отказы в принятии решений в пользу требований надзорных органов, как правило, связаны с ненадлежащим оформлением соответствующей документации и несоблюдением установленных процедур.

На основании изложенного, Департамент направляет дополнительные разъяснения по порядку оформления предписаний ГПН в части указания ссылок на требования законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов по пожарной безопасности при их несоблюдении или нарушении.

Одновременно сообщается, что при оформлении результатов мероприятий по контролю (проверок) могут применяться различные варианты ссылок на указанные нормативные требования.

Прошу довести прилагаемую информацию до всех должностных лиц надзорных органов МЧС России, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.

Директор департамента
надзорной деятельности
генерал-лейтенант
внутренней службы
Ю.И.Дешевых

Приложение

1. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу .

При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен.

Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации действуют для всех объектов независимо от времени их проектирования и строительства.

Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента , существуют четыре основных способа обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний.

Способ I. Выполнение требований нормативных документов с учетом области их действия, предусмотренных Федеральным законом "О пожарной безопасности" .

Вариант предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и пр., действовавших на момент проектирования объекта, в предписании указываются ссылки на , пункт 3 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.

Способ II. Обоснование требуемого уровня безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" .

Вариант предписания 1.2. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на , пункт 4 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91 .

Способ III. Выполняются требования технических условий и специальных правил пожарной безопасности , разработанных в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта или при вынужденных отступлениях от таких требований.

Вариант предписания 1.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании указываются , пункт 3 ППБ 01-2003 и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97 , а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.

Способ IV. Объект запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов отсутствует.

Вариант предписания 1.4. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Вариант предписания 1.5. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на п.4 ППБ 01-03 в части, предписывающей обеспечения на объекте защиты требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности, который достигается выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или соответствующим обоснованием обеспечения на объекте нормативных расчетных параметров.

2. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .

Положениями части 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Руководствуясь данными положениями, собственник может выбирать следующие четыре способа подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных после вступления в силу Технического регламента :

Способ I. Соблюдены положения Технического регламента , а также на добровольной основе в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом ;

Вариант предписания 2.1. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента , а также статьи Технического регламента , на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в Своде правил СП1 "Эвакуационные пути и выходы" , в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на .

Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ II. Соблюдаются положения Технического регламента и применены системы противопожарной защиты объекта, не описанные в сводах правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" .

Вариант предписаний 2.2. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на Способ IV. Для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, кроме выполнения положений Технического регламента должны быть в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" и части 2 статьи 78 Технического регламента разработаны и согласованы в установленном порядке специальные технические условия без расчета пожарного риска.

Вариант предписания 2.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании должна быть ссылка на и часть 2 статьи 78 Технического регламента , а также конкретные пункты специальных технических условий, требования которых нарушены.

Примечание:

При всех вариантах оформления предписаний на объекты защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки объекта к нему предъявляются требования задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91).

При несоответствии объекта декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Согласование специальных технических условий (СТУ)

В данной статье мы рассмотрим, как проводиться согласование СТУ (специальных технических условий) пожарной безопасности.

После разработки СТУ подлежат обязательному согласованию в двух инстанциях: Департамент Надзорной Деятельности МЧС России(ДНД МЧС России), Министерство Регионального Развития Российской Федерации (Минрегион РФ).

Процесс согласования начинается с представления в канцелярию ДНД МЧС Россииматериалов СТУ. Канцелярия направляет их эксперту, который может выдать некоторые замечания до того как СТУ попадут на защиту в нормативно-технический совет. Срок рассмотрения у эксперта составляет от 2 недель до месяца. Если у эксперта нет замечаний, разработанные СТУ вносится в график заседаний нормативно-технического совета. На защите СТУ перед советом выступает их разработчик, обосновывает необходимость разработки СТУ, отстаивает принятые решения. По окончанию выступления разработчика, членами совета выносится решение о возможности или невозможности принятия данных СТУ. Решение совета вносится в протокол. В адрес разработчика СТУ направляются согласованные СТУ и выписка из протокола заседания экспертного совета в течение 5 дней после его завершения. Нормативно-технический совет собирается в среднем 1 раз в месяц в ДНД МЧС России.

В случае принятия советом отрицательного решения, СТУ направляются на доработку с указанием конкретных требований. И далее после внесения изменений, материалы вновь направляются в канцелярию ДНД МЧС России, затем эксперту, и в конце концов на очередной совет.

После согласования СТУ в ДНД МЧС России, следующий этап- получение заключения от ОАО «НИЦ Строительство». Заключается договор на экспертизу СТУ стоимостью от 300 000 до 850 000 рублей, в зависимости от объекта. После получения заключения, СТУ повторно пересогласовываются в ДНД МЧС России, что занимает еще около месяца.

После получения одобрения из ДНД материалы СТУ подаются в Минрегион по адресу: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1. В течение последующих 2 недель их рассматривают, и по окончанию этого срока происходит их защита на нормативно-техническом совете.

Согласованные в установленном порядке СТУ применяются в дальнейшем строительстве в качестве норм в части обеспечения пожарной безопасности.

Мы разрабатываем и согласовываем СТУ для любых объектов.

Для заказа СТУ пожарной безопасности звоните по телефону!