Регистрационный номер тс. Виды автомобильных номеров. Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах

Любое транспортное средство, которое находится на территории любого государства, должно быть зарегистрировано. Законодательные акты любой страны предусматривают выполнение данного правила в обязательном порядке.

Осуществление управлением транспортного средства, не состоящего на учёте, просто невозможно. Система устроена таким образом, что любое незарегистрированное средство передвижения (без номеров), осуществляющее движение на территории Российской Федерации будет выявлено, а водитель будет наказан согласно существующим правилам.

Процедура постановки автомобиля на учёт предусматривает обязательную выдачу автомобилистам ГРЗ для обозначения принадлежности транспортного средства к регистрационному учёту в определённом регионе. Данная практика уже давно используется во всём мире, так как является самым оптимальным способом обозначения нахождения автомобиля на регистрационном учёте государства.

В этой статье будут упомянуты некоторые тонкости использования ГРЗ на транспортных средствах , а также указаны некоторые исторические данные об их появлении в мире и в России.

ГРЗ транспортного средства - что это такое?

Выше в тексте была использована аббревиатура «ГРЗ», что вряд ли могло остаться незамеченным для тех читателей, которые не сразу поняли её значение. Поэтому обязательно стоит её разъяснить. Это поможет лучше ориентироваться в данной статье, в которой аббревиатура будет использоваться и далее, а также получить информацию, позволяющую просто разобраться в непонятных обозначениях.

«ГРЗ» - аббревиатура, которая расшифровывается как «государственный регистрационный знак». Это обозначение номерных знаков, которые обязательны для установки на транспортном средстве после постановки оного на регистрационный учёт. По регистрационным знакам правоохранительные органы могут с лёгкостью установить владельца автомобиля, его место жительство и наличие у него каких-либо штрафов или же нарушений. Это говорит о том, что наличие такого серьёзного регистрационного учёта транспортных средств весьма благотворно способствует работе правоохранительных органов.

Если обратиться к преимуществам, которые касаются не работы защитников правопорядка, а просто регистрационной системы, то ГРЗ автомобилей имеют довольно большое значения для осуществления корректной и функциональной её работы. Дело в том, что номерные знаки действительно позволяют лучше вести учёт имеющихся транспортных средств , а также прицепов, которые используются на территории страны.

Немного истории

Впервые помечать средства передвижения уникальными номерными знаками в России стали ещё в конце девятнадцатого века. Конечно, на тот момент автомобили не использовались в таком количестве , в котором сейчас используются, поэтому стоит отметить тот факт, что сначала номерные знаки крепились на телеги и конные экипажи. Связано это было, прежде всего, с ростом городов. Нумерация стала просто необходима.

  • Первые регистрационные знаки, которые были придуманы в Германии, содержали только цифры. Самый первый номерной знак, который был установлен в Мюнхене на автомобиль в 1899 году, букв не содержал, они были введены только через два года, и опять же в Германии.

Государственные регистрационные знаки - номера в России появились в 1904 году, в городе Риге. Поначалу никаких общепринятых стандартов, касающихся внешнего вида номерных знаков , просто не существовало. Полученный по учёту номер записывался на табличку, форма, цвет и размер которой мог быть любым, как пожелает автолюбитель.

Самое интересное заключалось в том, что не регламентировались и методы крепления табличек на транспортное средство. Самым распространённым способом было крепление с помощью верёвки. В связи с этим мог случиться конфуз , плохо прикреплённые номерные знаки болтались и шумели, при это существовала вероятность того, что они просто слетят. Именно поэтому уже позже власти ввели стандарты, касающиеся размеров табличек, а также крепления их непосредственно на корпус.

В двадцатых годах прошлого столетия в СССР резко увеличилось общее количество автомобилей, что потребовало принятия новых правил, касающихся внешнего вида номерных знаков. Что и последовало в 1932 году. Новые правила предусматривали ввод единого внешнего стандарта для регистрационных знаков. Это означало, что более ни один автолюбитель не мог прикреплять табличку любого цвета, как это было ранее. Был введён единый стандарт для всех - табличка содержала белый фон, а цвет букв - чёрным.

Впоследствии менялись цвета фона, размеры и цвет символов, добавлялись новые и убирались старые. Все эти изменения на протяжении огромного периода истории привели к тому, что на данный момент существуют стандарты номерных знаков, которые выдаются определённым ведомствам или для каких-либо функций. Подробнее об этом чуть ниже.

Формат и типы номерных знаков в России

На данный момент в Российской Федерации большинство регистрационных знаков имеют формат 1993 года. Данный формат предусматривает наличие чёрных букв на белом фоне. Комбинации на стандартных ГРЗ - три буквы, три цифры. Всё это имеет своё значение - буквы обозначают серию номерного знака, а цифры - номер. Также на номерном знаке обязательно присутствует номер региона, надпись RUS, а рядом маленькое изображение российского флага.

  • Следует помнить, что форматы номерных знаков, которые устанавливаются на маршрутные, военные транспортные средства, а также ТС МВД и дипломатических миссий немного отличаются от стандартного.

Типы регистрационных знаков России

Для многих автолюбителей будет интересна информация о том, какие типы номерных знаков устанавливаются на транспортные средства в России. Это поможет лучше разбираться в том, какие ГРЗ используются обычными автомобилистами, а также различными ведомствами и службами.

Регистрационные номера частных транспортных средств Данный тип ГРЗ является самым распространённым, так как его получают все автомобилисты. С 1993 года претерпели некоторые изменения, но, в основном, сохранили почти «первозданный вид».
Регистрационные знаки, предусмотренные для легковых такси, а также транспортных средств, предназначенных для перевозок более восьми человек Данный тип номерных знаков был введён в 2002 году. Предназначены для установки на такси, автобусах, а также небезызвестных всем «маршрутках».
Номерные знаки, которые устанавливаются на прицепы Здесь всё просто. Такой вид имеют все регистрационные знаки, предназначенные для установки на прицепы.
ГРЗ, устанавливаемые на мотоциклы и мопеды Любителям двухколёсного моторного транспорта обязательны к выдаче номерные знаки квадратной формы.
Государственные номера, устанавливаемые на тракторы и тракторные прицепы, а также на сельхозтехнику Трактора и прицепы к ним также обязательно должны быть оснащены номерами, так как состоят на учёте. Как выглядят номерные знаки, предназначенные для такого вида транспортных средств, можно увидеть слева.
Транзитные номерные знаки В том случае, если транспортное средство было снято с учёта или же просто не было на него поставлено, на него раньше устанавливались транзитные номера. С 2013 года из-за принятых тогда нововведений данный тип регистрационных номеров уже не выдаётся из-за ненадобности.
Транзитные государственные номера, изготавливаемые на бумаге Данный тип ГРЗ был предназначен для транспортных средств не поставленных на учёт, владельцы которых могли временно осуществлять передвижение. Рассказывать о них подробнее не имеет смысла, так как транзитные номера уже нигде не выдаются.
Регистрационные номера, устанавливаемые на транспортные средства, которые осуществляют окончательный выезд за пределы Российской Федерации Тут всё предельно просто и ясно. Такой типа ГРЗ предназначен для установки на те транспортные средства, которые впоследствии будут вывезены за пределы государства. Как видно по фото, их отличительной чертой является буква Т впереди.

Автомобильный номер — регистрационный кодированный номер автомобиля, он индивидуален. "Автомобильный государственный регистрационный знак отображается на пластинке из жести или пластмассы, и его устанавливают на заднем и переднем бамперах, а при их отсутствии на сторонах транспортного средства” - вот так скучно написано о нём в инструкциях автоинспекции. Давайте поближе рассмотрим эту “ пластинку из жести или пластмассы “ ведь о нём можно много рассказать.

Начнём с истории автомобильного государственного регистрационного знака в России. Она была разноцветной, и отличалась самобытностью - как всё в этой стране и изменения его формы привязаны к историческим вехам государства.

Номерные знаки на средства передвижения, конные экипажи и телеги, для их учёта и регистрации стали крепить с ростом городов в конце девятнадцатого века. А при появлении на улицах "самодвижущихся экипажей", их нумерация сразу стала решенным вопросом.

Первый государственный регистрационный знак был прикреплен к "бензиновой повозке" в 1899 году - это было в Мюнхене. Хотя некоторые источники указывают, что французы ещё в 1893 году навесили номерные таблички на автомобили.

На первых номерных знаках рисовали цифры в соответствии с записями в реестровых учётных книгах. Буквы перед цифрами были нарисованы позже и снова это сделали немцы. В 1901 году коммерсант Рудольф Херцог с разрешения властей написал на государственном регистрационном знаке инициалы возлюбленной - Иоганны Анкор.

С 1904 году и в России появились государственные регистрационные знаки, и их ввели в городе Рига. Единого стандарта формы для автомобильных государственных регистрационных знаков вначале не было. Таблички различной формы и цвета, крепились на оси автомашин верёвками. Они болтались, шумели и отрывались, задевая за родные ухабы на дорогах, что вынудило городские власти их уменьшить, привести к единой форме. Крепить регистрационные знаки приказали на корпус. Регистрация проводилась в крупных городах, например Москва, ежегодно и была платной, а старые номера отдавали обратно владельцам.

С конца 20- х годов в СССР резко увеличилось количество автомобилей и поэтому с 1932 году ввели единый вид государственного регистрационного знака. Это была табличка с белым фоном, а буквы и цифры были нанесены черным шрифтом. Через 2 года ввели новую форму с совершенно противоположным дизайном - фон сделали черным, а буквы и цифры были белыми.

Победа во Второй Мировой Войне изменила жизнь страны и в 1946 год снова изменили государственный регистрационный знак – фон таблички был жёлтым с черными буквами. Размеры автомобильного государственного регистрационного знака осталась прежними, но буквы были меньше, чем цифры, и наносились в разных местах на таблички. В верхнем левом углу таблички, которая крепилась спереди автомобиля и сверху посередине у знака установленного сзади. На автомобили дипломатов иностранных государств выдавали автомобильные государственные регистрационные знаки старого образца. У столичных легковых автомобилей - была только задняя табличка.

С 1959 году вернули прежний дизайн автомобильного государственного регистрационного знака - черный фон с белыми буквами и цифрами. В некоторых отдалённых регионах желтые номера заменили только в 1965 года, так как существовала волокита в структуре ГАИ. На знаках автомобилей иностранных дипломатов код страны показывали первые две цифры, фон был белый с надписью черного цвета.

Олимпиада 1980 года тоже повлияла на государственные регистрационные знаки. Для машин обслуживающих спортсменов и организаторов Олимпиады была введена малая партия белых номеров с черными символами и отличительно от других номеров серии «ОЛМ». По окончании олимпиады белые номера были сняты, но это дало толчок к введению нового стандарта табличек государственного регистрационного знака.

Образец 1965 года выпускался до 1982 года, и их замена произведена с учётом требований Конвенции «О дорожном движении» принятой международным сообществом от 08.11.1968г. При изготовлении знаков предписывалось использовать светоотражающие материалы – на белом фоне использовался чёрный код. Использовалось сочетание цифр с буквами, которые указывали на регион регистрации транспортного средства по СССР. Замена государственного регистрационного знака проводилась в добровольном порядке и до сих пор в отдалённых местах России можно увидеть эти раритеты.

После развала СССР и появления независимых Государств потребовалось менять многое, и бывшие Республики СССР перешли на свою форму автомобильного государственного регистрационного знака. В России новый стандарт автомобильного государственного регистрационного знака был разработан к 1993 году.

За принцип построения кода была взята Французкая модель. Размер таблички и цветовую гамму оставили прежними. Были внесены изменения в размеры шрифта надписи – буквы государственного регистрационного знака выбивают меньше цифр. Добавили дополнительную секцию с кодом региона, национальным флагом и обозначением страны регистрации автомобиля «RUS». Сам знак имеет много нареканий, но одно бесспорно с ним принимают за границей, так как он максимально приближен к международным стандартам.

Но главное в современном автомобильном государственном регистрационном знаке не форма, а содержание и если быть более точным технология изготовления. При изготовлении используют ряд степеней защиты достойных денежных знаков. Пластинка автомобильного государственного регистрационного знака изготавливается из металла без применения краски. Используется специальная белая клеящаяся светоотражающая пленка (3М), содержащая в себе надпись “RUS” и нарисованный российский флаг. Надо подчеркнуть, что аббревиатура и флаг не приклеены, они внесены технологически в саму пленку. Дополнительно на пленке хорошо видны элементы голографической защиты - квадратики с надписями RUS , это сделано для борьбы с подделками государственного регистрационного знака и быстрого определения на дорогах угнанных машин. Плёнку на металлическую пластинку фиксируют прочно при помощи термопресса, а надпись выдавливают и потом наносят чёрную краску.

Пленка в свободной продаже отсутствует, она закупается за границей под заказ по договору. Учтён и зафиксирован каждый сантиметр (в идеале), и это исключает вариант ее «утечки» с лицензированного производства. В России на данный момент работает пять заводов-производителей от нулевого цикла, а по регионам автомобильные государственные регистрационные знаки изготавливают уже из полуфабрикатов. Лицензированные предприятия приобретают заготовки с нанесенной на них пленкой, давят надписи, а затем их окрашивают.

Установить оригинальный знак своего дизайна на автомобиль в России и странах СНГ не возможно. Нелегально и за "интерес" можно с эксклюзивным сочетанием цифр и букв. Надо сказать, что во множестве стран такие номера продаются легально, на аукционах и их цена доходит до нескольких миллионов долларов США.

По материалам журнала simplycars.ru

Многих новичков, получивших водительские права, ждет большое количество сленговых выражений и терминов, с которыми необходимо разобраться. В первую очередь нужно понять, что это такое - ГРЗ автомобиля. Аббревиатуру можно расшифровать следующим образом: "государственный регистрационный знак" (либо просто автомобильный номер). Номера выдают в ГИБДД. Для того чтобы их получить, необходимо пройти соответствующую регистрацию. ГРЗ является уникальным, поэтому у двух автомобилей не может быть одинаковых номеров. Всегда есть отличие в букве или же цифре.

История номерных знаков довольно короткая. Впервые они были введены в в 1932 г. Действующий в настоящее время стандарт принят в 1994 г. Его приняли, равняясь на европейские страны, из соображений соответствия размеров номерных знаков. А в Соединенных Штатах размеры знаков несколько отличаются.

Определение термина ГРЗ

Что означает данное сокращение? ГРЗ автомобиля - это номер, иначе - государственный регистрационный знак. Все очень просто. Государственный регистрационный знак автомобиля - это белые алюминиевые таблички, расположенные сзади и спереди. Нужны они для того, чтобы была возможность идентификации транспортного средства.

Учтивая, что автопарк страны постоянно расширяется, на всех не хватает цифр, букв. Государственный регистрационный знак автомобиля содержит трехзначные цифры справа, указывающие на код региона.

Какая информация содержится в номерах ТС

Стандартный номер содержит 5 пунктов, отвечающих за конкретную информацию. Зная, что такое ГРЗ, можно понять, что на нем значится:

  • Серия . трех букв, расположенная перед цифрами в середине.
  • Номер регистрации. Состоит из 3 цифр в центре.
  • Страна. Для Российской Федерации - обозначение RUS.
  • Российский флаг. Предполагает определенную информацию вместе с обозначением государства во время выезда за границу.
  • Код соответствующего региона , где проведена регистрация транспортного средства.

Пример ГРЗ автомобиля - С065МК (78 RUS). Следует знать, что код региона поможет определить место регистрации. Можно рассмотреть опыт Германии, касающийся незарегистрированных транспортных средств. Им выдают кратковременные знаки на пять дней. В таком случае у государственного регистрационного знака автомобиля дата, месяц и даже год отмечены справа на желтой полосе. Такие сведения указывают на период времени, до которого действует ГРЗ. Автомобили с такими номерами не подлежат техосмотру.

Особенность цветных номеров

В соответствии с государственным стандартом, номера могут быть таких цветов:

  • желтый;
  • красный;
  • синий;
  • черный.

Характеристика цветных ГРЗ:

  1. Желтый . Раньше такие знаки ставили на ТС, которые принадлежали зарубежным фирмам. С 2002 года их начали выдавать тем, кто обеспечивает перевозки коммерческого типа - такси, маршрутки, автобусы. Номер выглядит так: 2 буквы и 3 цифры черного оттенка на желтом фоне (пластина светоотражающая), отсутствует изображение флага.
  2. Черный . Отсутствует светоотражающий фон. Относится к ТС конкретных родов войск, центральному управлению МО. Состоит из 2 букв и 4 цифр.
  3. Красный . Указывает на принадлежность консульству, посольству либо человеку с дипломатическим статусом. Не гарантирует определенных преимуществ. Значение надписей: «СС» - принадлежит консулу, «CD» - послу, «Т» - человеку, который трудится в международной фирме без дипломатического статуса, «D» - сотрудник дипломатической организации.
  4. Синий . Принадлежность к МВД. Имеются четыре цифры и одна буква. В правой части находится код - 77, отвечающий за принадлежность к МВД РФ. Строго запрещено ставить синие номера на частные автомобили.

Что означают особые номера на транспортном средстве

Особые ГРЗ автомобиля - что это? Мода на подобные ГРЗ появилась еще в СССР. Такие номера свидетельствовали об огромных возможностях и влиятельности их владельцев. С девяностых годов приобрести красивые и яркие номера стало намного проще.

К подобным номерам относятся те, у которых есть три одинаковые цифры или буквы. Это уже и так смотрится красиво и дорого. Например, «ААА» указывает на принадлежность к региональной администрации, «ООО» - связь с Законодательным собранием, а «МММ» - близость к органам внутренних дел. Что касается серий ЕКХ, АМР, ССС, то зачастую они указывают на силовые структуры. Код АМР характерен именно для Москвы.

Несмотря на наличие особого, "блатного" номера, при нарушении ПДД с тяжкими последствиями он не предоставит иммунитета или защиты. Красивый ГРЗ - иллюзия, которая ничем не поможет. Некоторые инспектора утверждают, что при виде подобных автомобилей появляется желание хорошенько "потрясти" их владельцев.

Для чего нужны дубликаты ГРЗ

Необходимость в применении второго экземпляра номеров бывает самой разной. Дубликат государственного регистрационного знака на автомобильпонадобится в результате потери оригинала. Нужно также помнить, что номера утрачивают изначальный внешний вид на фоне воздействия внешних факторов, на них появляются трещины и царапины, загрязнения, которые не получается убрать. Пользоваться подобными номерами строжайше запрещено, поэтому понадобится дубликат.

Если же ГРЗ слишком старый, есть риск возникновения коррозии. Такая проблема знакома жителям мегаполисов, где посыпают дороги слишком агрессивными веществами. Именно они оказывают пагубное влияние на покрытие таблички с номерами. Это приводит к тому, что светоотражающая краска утрачивает свои свойства и функции.

А чтобы выяснить, где можно законно получить (приобрести) дубликат номера после утери, нужно обратиться в ГИБДД. Буквально в каждом городе имеются фирмы, получившие лицензию от ГИБДД на производство номеров и занимающиеся их продажей.

Порядок выдачи ГРЗ в РФ

Что это такое ГРЗ содержат цифры 0-9. Что касается букв, то тут задействован далеко не весь алфавит. Подобная «привилегия» имеется только у тех, что схожи в написании с латинскими. ГРЗ может содержать такие буквы: А, В, К, Е, Н, О, Р, М, Х, Т, У, С.

Многих волнует вопрос о том, что это такое ГРЗ автомобиля и по каким критериям выдаются номера автовладельцам. Ответ прост. Помимо специальных серий, их выдают и регистрируют строго по порядку. Что касается стратегии изменения символов в ГРЗ, то она весьма далека от восприятия обычным обывателем. Их меняют не справа налево, а наоборот, поэтому последовательность достаточно запутанная. Символы, имеющиеся слева, указывают на определенный регион. Интересно то, что в соответствии с действующим законодательством, в одном регионе не могут предоставить более 1 млн 727 тыс. ГРЗ.

Устаревшие государственные регистрационные знаки в РФ

Что это такое - ГРЗ автомобиля устаревшего типа? В настоящее время в ГИБДД не выдают некоторые разновидности автомобильных номеров. Запрещено выдавать знаки для транспортного средства иностранным автомобилистам. Их предоставляли до 2002 года для легковых, грузовых и Кроме этого, разрешалось выдавать их автобусам зарубежного радио, СМИ, владеющим аккредитацией при Министерстве иностранных дел России.

Устарели ГРЗ для банковских представителей, сотрудников зарубежных фирм. Раньше регистрационный номер имел такой внешний вид: 000х000/00RUS.

Под запретом находятся и федеральные автомобильные номера. Их ставили на транспортные средства руководителей религиозных и общественных организаций, государственных служащих. Все автомобили, имеющие подобные номера, сотрудникам ГИБДД было запрещено останавливать для досмотра. ГРЗ имели такой вид: три буквы и две цифры. Вместо маленького флажка, где он на традиционном номере с правой стороны, размещали огромный российский отличительный знак. Отмена номеров произошла в 2007 году.

Особенности штрафов за ГРЗ

В соответствии с Кодексом Российской Федерации, который касается административных правонарушений, существуют такие меры влияния на автолюбителей за определенные проступки:

  1. Управление транспортным средством либо прицепом без ГРЗ в случае международной перевозки. Размер штрафа в пределах пятисот рублей .
  2. Наличие нестандартного, нечитаемого номера - выдается предупреждение или же выписывается штраф в 500 рублей.
  3. Управление автомобильным средством, которое не прошло регистрацию в ГИБДД, подлежит штрафу в 800 рублей. При повторном нарушении - не менее пяти тысяч либо лишение прав до трех месяцев.
  4. Согласно уголовному кодексу России, кража государственного номера чревата штрафом в размере двадцати тысяч рублей.
  5. Использование подложных номеров - лишение прав на полгода.
  6. Управление автомобилем без ГРЗ или их размещение на неположенном месте, укрытие от идентификации - наказание в размере пяти тысяч, а также лишение прав на три месяца.
  7. Установка ложного ГРЗ - штраф 2500 рублей.

Чтобы избежать подобных проблем с законом, нужно своевременно регистрировать номера в ГИБДД и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод

Государственный регистрационный автомобильный знак обязан быть у каждого владельца транспортного средства. Номера - это подтверждение того, что автомобилист не только является законопослушным человеком, но и знаком со всей необходимой информацией, касающейся ПДД. Наличие буквенных и цифровых символов на номерном знаке позволит узнать место регистрации, цель их использования и многое другое.

Автомобильный код - индивидуальный регистрационный номер автомобиля. Комбинации на номерных знаках (исключения: номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов) строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. В правой части номерного знака, в обособленном четырeхугольнике, расположены: в нижней части - флаг РФ с надписью RUS, а в верхней - кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль.

Порядок выдачи и использования данных номеров определён Постановлением правительства России «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков». На таких номерах вместо кода региона изображён трёхцветный российский флаг. В соответствии с приказом МВД РФ от 3 марта 1997 года № 116, сотрудникам Госавтоинспекции рекомендовано оказывать содействие в безопасном проезде автомобилей с особыми регистрационными знаками и запрещено останавливать и досматривать их.

Обозначить цветом милицейских автомашин руководство МВД в качестве эксперимента решило ещё в 1999, когда правительство распорядилось сократить количество спецсигналов. Официально синие номера утвердили в 2002. Устанавливаются на легковые и грузовые автомобили , мотоциклы и прицепы. Формат: буква - 4 цифры. Цифровой код, указывающийся в правой части номерного знака также, как и на большинстве других номеров РФ, обозначает регион регистрации. Исключение: код 77, указывающий на принадлежность транспортного средства к МВД РФ (своеобразный «федеральный» номер МВД).

Регистрационные знаки транспортных средств дипломатических представительств и торговых представительств иностранных компаний. Основную информацию на таком номерном знаке несут первые три цифры кода, а также последующая буква (-ы). Цифровой код указывает на принадлежность к определённому иностранному государству, расшифровка буквенного префикса следующая:

  • CD - автомобиль с данным регистрационным знаком зарегистрирован на посла или иное лицо в ранге главы дипломатического представительства.
  • D - означает, что регистрационный номер выдан на автомобиль, принадлежащий дипломатическому представительству.
  • T - номер выдан на автомобиль торгового представительства иностранного государства.

Чёрные номера устанавливают на транспорт, принадлежащий войсковым частям. Это могут быть Министерство Обороны, МЧС, Внутренние войска МВД, Пограничные войска. Формат: 4 цифры - 2 буквы. Такие номерные знаки делаются с неотражающей свет поверхностью (в отличие от других, гражданских). Основную информацию несёт код в правой части номера, который определяют принадлежность к родам войск, а не к субъектам РФ.

Автомобильные номера с жёлтым фоном вида «aa000a 00» ранее выдавались на автомобили иностранных компаний. С 1 марта 2002 года (вида аа000 00) устанавливаются на автобусах (и «маршрутках») , такси и на транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров на коммерческой основе. Изготавливаются на светоотражающей пластине тёмно-жёлтого цвета с чёрными буквенно-цифровыми комбинациями. Флаг РФ под кодом региона регистрации отсутствует.

Данные номерные знаки устанавливаются на автомобили, экспортируемые из Российской Федерации. Их отличительной особенностью является наличие в левой части буквы Т. Формат знака: 2 буквы - 3 цифры.

Данные номерные знаки используются для регистрации прицепов. Формат: 2 буквы - 4 цифры.

!информация могла устареть

Регистрационные номерные знаки Российской Федерации - специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала) пластины (формы) или транспортное средство (ТС), используемое для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.

Устанавливаются на передней и задней частях техники (на прицепы и мотоциклы - только сзади).

В Российской Федерации большинство регистрационных знаков - стандартные знаки образца 1993 года, вид которых определен ГОСТ Р 50577-93. Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А , В , Е , К , М , Н , О , Р , С , Т , У и Х . В правой части номерного знака, в обособленном четырёхугольнике, расположены: в нижней части - флаг РФ с надписью RUS , а в верхней - кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Причём буквы по размеру шрифта меньше, чем цифры.

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России, определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12??(10?-1), номера из трёх нулей быть не может).

Изначально в качестве кодов регионов применялись только числа от 01 до 89 , по количеству регионов РФ на 1 января 1993 года. Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине в ряде субъектов России введены дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках; сначала началась выдача кодов регионов из девятого десятка () (кроме кода 92), а затем перешли к трёхзначным кодам регионов. Три и более кодов региона используют Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777), Московская область (50, 90, 150, 190, 750), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178), Краснодарский край (23, 93, 123), Пермский край (59, 81, 159) и Свердловская область (66, 96, 196), при этом Красноярский и Пермский края получили коды на 8 «в наследство» от вошедших в их состав других субъектов федерации. 19 субъектов используют два кода региона. Первый код региона, начинающийся на 9 начал выдаваться с июля 1998 года, а первый трёхзначный код - с февраля 2005 года (в обоих случаях - в Москве). После прошедших в 2005-2008 годах объединений регионов, выдача большей части номеров с кодами регионов из восьмого десятка (начинающихся на 8 ), прекращена.

Цифровые коды, применяемые на регистрационных знаках, с 01 по 89 первоначально совпадали с номерами регионов - субъектов Российской Федерации в порядке их перечисления в ст. 65 п. 1 Конституции России в редакции на момент создания стандарта на государственные автомобильные номера. Полный список цифровых кодов закреплён Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 121 «О Государственных регистрационных знаках транспортных средств» и, в последующем, Приказом МВД РФ от 28.03.2002 № 282 (ред. от 29.08.2011) «О государственных регистрационных знаках транспортных средств». В нём, в частности, устанавливается: «На регистрационных знаках транспортных средств, отнесённых к типу 1, допускается применять в трёхзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифру 1». Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 г. Москва «О внесении изменения в Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержденный приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282» в Российской Федерации вводятся новые трёхзначные коды регионов. Они будут начинаться с цифры 7.