Увольнение из пограничных войск фсб. Откровения офицера ФСБ: как ведут высокопоставленных. Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию

Регистрационный N 5293

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27 (ч. 1), ст. 2700), Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. 11), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 31, ст. 3173; N 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; N 52 (ч. 1), ст. 5132), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508) и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 40, ст.3753; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 751; N 27, ст. 2587; 1996, N 15, ст. 1634; N 16, ст.1903; N 19, ст. 2306; N 46, ст. 5255; 1999, N 15, ст. 1818; 2000, N 3, ст. 271; N 9, ст. 1041; N 39, ст. 3868; 2001, N 32, ст. 3328; 2002, N 9, ст. 936; N 16, ст. 1576; N 40, ст. 3933; N 47, ст. 4687; 2003, N 33, ст. 3269) приказываю

утвердить Порядок выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы (прилагается).

И.о. Директора

Н. Климашин

Приложение

Порядок выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы

I. Оклады денежного содержания и дополнительные выплаты

1. Военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (далее - органы безопасности и пограничные войска), проходившим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие по установленным нормативными правовыми актами правилам и нормам выплачивается по день исключения из списков личного состава органа безопасности и пограничных войск в сроки, установленные пунктами 15 и 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.

2. Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву (кроме офицеров), в том числе обучавшимся в учебных заведениях, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается за весь месяц, в котором они уволены с военной службы.

3. Военнослужащим, уволенным с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и находившимся на свободе ко дню вступления приговора суда в законную силу, денежное довольствие по установленным нормативными правовыми актами правилам и нормам выплачивается по день, предшествующий дню начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

II. Единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по контракту

4. Военнослужащим органов безопасности и пограничных войск, проходившим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие (далее - пособие) в следующих размерах:

а) при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья (в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе), в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе при общей продолжительности военной службы:

менее 10 лет - пяти месячных окладов денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);

от 10 до 15 лет - десяти окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - пятнадцати окладов денежного содержания;

20 лет и более - двадцати окладов денежного содержания;

б) при увольнении по другим основаниям (кроме оснований, указанных в пункте 13 настоящего Порядка) - 40 процентов размеров пособий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта (в зависимости от общей продолжительности военной службы).

5. Офицерам, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (кроме увольняемых по основаниям, указанным в пункте 13 настоящего Порядка) выплачивается пособие в размере двух окладов денежного содержания.

6. Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер пособия, указанного в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, увеличивается на два оклада денежного содержания.

Сведения с указанием наименований орденов и соответствующих документов о награждении (присвоении почетных званий) указываются в приказе начальника (командира) об исключении военнослужащего из списков личного состава органа безопасности и пограничных войск в связи с увольнением с военной службы.

7. В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. При этом пособие выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения.

8. В случае повторного поступления на военную службу уволенных военнослужащих пособие при последующем увольнении их с военной службы выплачивается исходя из общей продолжительности военной службы на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях с военной службы (в окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двух окладов денежного содержания.

Например, военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея на день увольнения 5 лет военной службы в календарном исчислении, в связи с чем при увольнении ему было выплачено пособие в размере пяти окладов денежного содержания. При повторном поступлении на военную службу он прослужил 20 лет в календарном исчислении и увольняется по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

При последнем увольнении с военной службы ему выплачивается пособие в размере пятнадцати окладов денежного содержания (то есть за 25 лет военной службы в календарном исчислении - двадцать окладов денежного содержания, с зачетом ранее выплаченного пособия в размере пяти окладов денежного содержания).

9. При выплате пособия принимаются в расчет оклады денежного содержания без применения к ним районных и других коэффициентов и без учета выплаты процентных надбавок за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

10. Пособие выплачивается исходя из оклада по занимаемой военнослужащим на день увольнения с военной службы штатной воинской должности (в том числе сохраненного) и присвоенному на день увольнения воинскому званию.

11. Пособие выплачивается по месту прохождения военной службы при окончательном расчете с военнослужащими, увольняемыми с военной службы, и вручении им документов об увольнении не позднее дня исключения из списков личного состава органа безопасности и пограничных войск.

12. Основанием для выплаты пособия является приказ начальника (командира), в котором указываются основание увольнения и полные годы выслуги, за которые подлежит выплате пособие, размер этого пособия в окладах денежного содержания (с указанием суммы в рублях), каким государственным орденом (орденами) Союза ССР или Российской Федерации награжден (какого почетного звания удостоен) военнослужащий в период прохождения военной службы.

По месту выплаты пособия производятся записи в послужном списке личного дела, в денежном аттестате или расчетной книжке военнослужащего, а также в его личной карточке на выплату денежного довольствия с указанием, на основании какого приказа выплачено пособие, его размера (в окладах денежного содержания и рублях) и общего периода военной службы в календарном исчислении, за который выплачено пособие.

13. Пособие не выплачивается военнослужащим, уволенным с военной службы:

в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

в связи с назначением наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинскую должность в течение определенного срока;

в связи с лишением воинского звания;

в связи с отчислением из образовательного учреждения профессионального образования, где предусмотрена военная служба, за неуспеваемость или недисциплинированность;

в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Российской Федерации, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

III. Единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

14. Военнослужащим (кроме офицеров), проходившим военную службу по призыву (кроме указанных в пункте 16 настоящего Порядка), при увольнении с военной службы выплачивается пособие, равное 100 рублям, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 500 рублям.

15. Выплата пособия военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится на основании документов (копий документов), подтверждающих отсутствие родителей или уклонение их от содержания детей: свидетельств о смерти родителей; решения суда о лишении родительских прав; признании их недееспособными; приговора суда об осуждении; решения об установлении опеки (попечительства) или устройстве в детское учреждение; справки из детского учреждения и других.

16. Пособие не выплачивается военнослужащим:

отчисленным из учебных заведений за неуспеваемость или недисциплинированность до достижения призывного возраста;

уволенным с военной службы в связи с назначением наказания в виде лишений свободы, в том числе условно.


Право решать, является ли причина расторжения контракта по инициативе военнослужащего уважительной, возложено на непосредственного командира. Как уволиться с военной службы по контракту по собственному желанию? Увольнение военнослужащего по контракту по собственному желанию начинается с подачи рапорта командиру. Этот документ аналогичен по юридической силе заявлению об увольнении по собственному желанию для гражданских лиц. Рапорт можно передать лично в руки непосредственному командиру, а можно через кадровую службу. В рапорте необходимо указать мотивированную причину увольнения. Нельзя указывать «по собственному желанию». Причина увольнения должна быть действительно уважительной. Например, переезд на постоянное место жительства в другой округ, что не даёт возможности продолжать службу в этой части.

Увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию

При необходимости могут продлить рассмотрение вопроса еще на неделю, если нужна дополнительная проверка.

  • Далее участники комиссии (военные юристы, командир части и его заместитель, другие командиры иных подразделений, военный врач) составляют протокол расследования, где четко указывается заключительный вывод по военнослужащему, желающему уволиться.
  • Все документы по данному делу командир военнослужащего, уполномоченный увольнять своих подчиненных, обязан завизировать, утвердить своей подписью. Такое требование он должен выполнить на основании Инструкции, утвержденной Приказом МО РФ № 100 от 06.04.2002 г.
  • Решение аттестационной комиссии – это еще не окончательное решение об увольнение.
    Протокол заседания – это только лишь основание, которым должен руководствоваться командир, чтобы понять, как ему действовать далее в отношении своего подчиненного.

Как уволить по собственному желанию военнослужащего

Увольнение военнослужащего по собственному желанию

ФСБ России от 06.11.2012 N 560) О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы Приложение.Основания для отказа в зачислении Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ст.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом: Командиру (начальнику) воинской части № Рапорт Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются (указать, желательно, несколько обстоятельств).
Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию

  • если военнослужащий приговорён судом к лишению свободы;
  • по другим основаниям, указанным в п. 1 ст. 51 вышеуказанного закона.

Если военнослужащий проходит службу по контракту, то уволить его могут по следующим основаниям:

  • если он систематически нарушает условия контракта;
  • по состоянию его здоровья;
  • по семейным обстоятельствам;
  • по уважительным причинам;
  • по другим основаниям, указанным в п. 2, 3 и 6 ст. 51 Закона.

В Законе нет такого основания, как увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию. Только в п. 6 ст. 51 указано. Что уволиться по собственному желанию можно при наличии у военного уважительных причин.


Точно так же, как в ТК РФ, в Законе не указано, какие причины являются уважительными, поэтому и увольнение по собственному желанию является редкостью.

Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию?

Увольнение военнослужащего по собственному желанию редкая и достаточно сложная процедура. Трудовые отношения военнослужащих регулируются не трудовым законодательством, а Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Внимание

Основания для увольнения такого работника приведены в ст. 51 вышеуказанного закона. Увольнение с военной службы возможно по следующим основаниям:

  • по возрасту.

Если военнослужащий достиг предельного возраста пребывания на воинской службе, он может уволиться, а может продолжить службу дальше, получая военную пенсию. Предельный возраст, в зависимости от звания, указан в ст.
49 этого закона;
  • по истечению срока службы, указанного в контракте;
  • если уполномоченная комиссия признает его негодным;
  • если есть основания для лишения его звания. Здесь основания аналогичны увольнению гражданского лица по инициативе работодателя, согласно ст.
  • Фсб порядок увольнения

    После того, как командир получит рапорт, он направляет его в аттестационную комиссию, которая будет создана специально для рассмотрения этого увольнения. В состав этой комиссии входит командир воинской части, его заместитель, командиры всех подразделений, которые имеются в части, а также представители юридических органов.


    Важно

    Комиссия должна рассмотреть заявление военнослужащего в течение срока, установленного вышеуказанным Законом для различных военных подразделений в зависимости от численности состава. Например, в воинских частях этот срок равен 7 дням. Если нужна дополнительная проверка, то срок рассмотрения рапорта могут продлить максимум на 15 дней.


    Если комиссия выносит решение не в пользу военнослужащего, то командир доносит решение до заявителя. Если же комиссия принимает положительное решение, то командир должен оповестить об этом военнослужащего.

    Командир направляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии (она создается в воинской части и в состав ее входят начальник воинской части или его заместитель, командиры подразделений и представители юридических органов). 4 Аттестационная комиссия рассматривает дело по существу в установленные для этого сроки. Они могут быть разными. Так, в воинских частях рапорт рассматривается безотлагательно, максимум 7 дней после подачи рапорта.

    В управлениях военных округов, флотов, главных управлениях Министерства обороны РФ выделяется 15 дней с момента поступления рапорта. 5 Сроки рассмотрения рапорта об увольнение могут быть продлены в случае, если нужна дополнительная проверка. Максимальный срок здесь не превышает 15 дней. О необходимости дополнительного рассмотрения рапорта военнослужащий ставится в известность.

    Понраничная служба как уволиться по собственному желанию

    Опять же эта смерть должна повлиять на невозможность несения военной службы. 4 Можно рассматривать как уважительные причины также беременность жены военнослужащего при значительном ухудшении ее здоровья или воспитание ребенка без второго родителя, но при условии, что второго родителя не лишили родительских прав. Если у вас действительно есть уважительная причина для того, чтобы уволиться, напишите рапорт своему командиру, указав эту причину.

    После того, как командир подпишет рапорт, он направит его на рассмотрение аттестационной комиссии. И уже она решит, можно ли вам уволиться или нет. 5 Не надейтесь, что все это будет быстро и просто.

    Предстоит долгое ожидание, пока все необходимые инстанции заверят и рассмотрят ваш рапорт. Обычно на такие дела уходят от нескольких месяцев до полугода.

    Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации. По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ.

    Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

    1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу. При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными.

      Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта.

    Если комиссия не признает вашу причину увольнения с военной службы достаточно уважительной, а военную службу возможной в ваших условиях, вы можете обжаловать это в установленным порядке, но, скорее всего, это займет еще больше времени. 6 Так как аттестационная комиссия подчиняется командиру части, и «отпускать» из армии никого никогда не хотят, лучше всего указать при написании рапорта сразу несколько уважительных причин. После всего этого не забудьте ознакомиться с законом.

    В зависимости от того, сколько лет вы прослужили, вам положены или не положены определенные льготы, выплаты и пр. Многие военнослужащие, работающие по контракту, часто сталкиваются с проблемой увольнения с военной службы до окончания срока. Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г.

    Генерал-майор КГБ в отставке Алексей Кондауров объяснил сайт, что стоит за увольнениями важных силовиков.

    Последняя неделя ознаменовалась увольнениями и громкими делами против высокопоставленных силовиков. Издание «Коммерсантъ» 9 июня со ссылкой на источники, знакомые с процессом, пишет , что генерал-майор ФСБ Владимир Подольский проходит участником уголовного преследования о мошенничестве и незаконном обороте оружия.

    По данным источника издания, у бывшего командующего спецгруппой «Вымпел» (управление «В») и замначальника Центра спецназа ФСБ Подольского во время обыска обнаружили оружие и патроны без соответствующих документов. Кроме того, во время проверки во ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» были выявлены несколько десятков «мертвых душ», на карточки которых ежемесячно переводилась зарплата. Следствие полагает, что руководство ведомства обналичивало средства и использовало их в личных целях.

    3 июня «Новая газета» написала об увольнении главы управления «К» Службы управления экономической безопасности (СЭБ) ФСБ Виктора Воронина, которого назвала одним из самых «влиятельных и непубличных силовиков страны». В тот же день РБК со ссылкой на собственные источники рассказал , что из ФСБ якобы может быть уволен Юрий Яковлев - руководитель службы экономической безопасности ведомства, который является начальником Воронина. А 2 июня президент России Владимир Путин своим указом отправил в отставку девятерых высокопоставленных сотрудников МВД, СК и Генпрокуратуры.

    сайт обсудил эти перестановки и скандалы с генерал-майором КГБ в отставке, бывшим депутатом Госдумы Алексеем Кондауровым.

    Чистка кадров или смена неугодных?

    Вначале Путин отправил в отставку сразу несколько чиновников-силовиков, притом некоторых из них связывали комментаторы с коррупционными скандалами. На следующий день СМИ пишут об отставке Виктора Воронина и Юрия Яковлева - глав управления «К» ФСБ. Что за этим стоит - чистка кадров, убирают неугодных?

    Не знаю, замешаны они или нет, если пишут, то у кого-то есть такая информация. Яковлев моего поколения, Воронин - новое поколение. Мне трудно комментировать, так как я не владею информацией.

    Людей, занимающие такие высокие посты, весьма непросто поймать, даже если они делают что-то противозаконное. Как чаще всего это происходит - война между ведомствами?

    Есть служба собственной безопасности. Вчера только была информация, что под домашним арестом находится бывший руководитель группы «Вымпел» (Владимир Подольский - ред.). Его служба собственной безопасности на чистую воду вывела. В основном к таким людям подбирается служба собственной безопасности, но никак не параллельные ведомства. Если только кто-то совсем в полукриминальных делах замешан.

    Был скандал с китайской контрабандой, тогда эмвэдэшники взяли людей. По-всякому бывает. Если служба собственной безопасности не дремлет, если хорошо работает, не кладет под сукно [материалы] по требованию высшего руководства, то из нее должно расти все, что связано с коррупцией, со злоупотреблением, с неэтичным поведением. Это их забота.

    СМИ, ссылаясь на собственные источники, писали, что активизация антикоррупционной деятельности может быть связана с развернувшейся борьбой за должность руководителя одного из управлений ФСБ.

    Слушайте, это, на мой взгляд, все придумки журналистские. Все это фигня. Если человек чистый, то какая бы борьба ни разворачивалась, его никогда не обвинят в коррупции, если он «грязноватый», то причем здесь борьба?

    Конечно, могут до какого-то времени закрывать глаза, условно говоря. Но бывает, что предел терпения тоже кончается, как с Сердюковым. Военная корнтрразведка работала, носила-носила материалы, ну и потом, я так понимаю, Путину уже было некрасиво его прикрывать. Так и здесь. Интриги могут быть, но не интриги на уровне фабрикации каких-то материалов. Либо человек коррумпирован, либо нет, или есть на него информация, или нет. Другой вопрос, что не всегда таким материалам дают ход, но не думаю, что коррумпированных людей сознательно держат на должностях. Их могут потихоньку, без шума отправить на пенсию или убрать, но зная, что за человеком водятся какие-то прегрешения уголовного свойства, на таких должностях держать не будут - это чревато. Если только не из самого ближайшего окружения на самом высоком уровне.

    - Часто ли возникают истории, когда сажают или возбуждают дела « в открытую » против высоких чинов?

    Загляните в интернет. Часто такие дела за последние 15 лет? По-моему, не часто. Сугробова с Колесниковым из МВД знаем, а из ФСБ вообще никого. Если покопаться, то можно, конечно, найти, где-то в регионах, но и то я не много таких случаев помню.

    Избавиться от коррупции - перестроить систему

    Могут ли руководители страны и силовых ведомств устроить чистку кадров, чтобы избавиться от коррупции в своих рядах, по крайней мере на высшем уровне?

    Вопрос риторический. Могут, наверное. У нас ведь каков поп, таков и приход. С какого уровня надо чистку проводить, чтобы избавиться? Надо систему всю перестраивать. В той системе координат, в которой мы существуем, это невозможно сделать - вся основа системы коррупционная. Если базис коррупционный, как победить коррупцию в частности? Это же азы. Хорошо, почистили, убрали одного - придет другой, покрутится в этой системе координат и дальше чисто работать не сможет. Это же система развращает, а люди, может быть, и приличные изначально.

    - Если делать глобальную перестройку системы, то надо начинать с головы или с низов?

    С политической системы. Ее нужно всю перестраивать, и не переделав ее, не сменив всю команду, ничего не получат. Ну а как? Мы же с вами все прекрасно понимаем, что будем пальцем указывать? Вот недавний пример с офшорами и виолончелями. Что тут рассуждать? А внизу все знают, понимают и смотрят. Они еще и лучше знают, у них ведь информация есть.

    - Конечно, если видит рядовой или младший офицер, что начальник берет…

    Да и генерал смотрит. У них сейчас высокие оклады, но можно еще больше. Казалось бы, чего еще желать - смотришь, а у жены миллионы. Я в Девятом управлении [КГБ] почти шесть лет работал и смотрю, что творится с ФСО... Во времена Советского Союза это просто какие-то немыслимые вещи. У нас службы собственной безопасности не было. Мы наказывали и увольняли людей за то, на что сегодня никто даже внимания не обращает. А у нас это было ЧП. А уж что сегодня творится - это просто было немыслимо.

    Хорошо известны яркие истории перебежчиков из советских и российских спецслужб, многие слышали о судьбе капитана КГБ Виктора Орехова, тайно предупреждавшего диссидентов о готовящихся арестах и обысках. Но перед нами случай исключительный: действующий офицер ФСБ обратился к Радио Свобода с предложением рассказать о том, как он следит за инакомыслящими. Наш отважный собеседник давно заподозрил, что работает в преступной организации («системе»), но окончательно ему раскрыла глаза знаменитая книга Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма». Мы публикуем первую из цикла бесед с офицером ФСБ, рассказывающим, как функционирует «система» Лубянки

    - Почему вы пошли работать в ФСБ и когда начали понимать, что делаете что-то не так? Что именно вам открыла книга Арендт?

    - Сначала эйфория была, все дико нравилось, был запал. Я долго не понимал, что и зачем мы делаем. Какая-то борьба с несистемной оппозицией, иеговистами, фашистами и антифашистами… А позже понял, что единственная цель этой возни - сохранение власти и борьба с инакомыслием. Когда прозреваешь, начинает тошнить. Книга Арендт открыла мне, что я своей работой укрепляю тоталитарную тайную структуру в обществе, которая является фундаментом действующего и будущего режима. Можно провести параллели между режимами Гитлера, Сталина и Путина. Когда в России не останется свободно мыслящих людей и при этом открыто выражающих свое мнение, тогда и начнутся настоящие репрессии. Предполагаю, что этому будет предшествовать отключение интернета.

    - Почему вы решили рассказать нам о своей работе?

    Потому что считаю, что страна катится в совок в худшем виде. И многие добросовестно заблуждаются, что все будет хорошо. Как вы думаете, сколько сейчас добровольных помощников-стукачей на патриотической основе? Знаю, что многие из них ездили в Крым в 2014-2015 годах «отдохнуть». Кто-то дважды. И эти же лица получали открепительные удостоверения для голосования. Когда я слушаю молодых людей, рассказывающих добровольно-инициативно о своих друзьях, меня тошнит. За какой-то пряник они стали рабами и заражают этим свое окружение. И с ними будут жить мои дети, и всё пойдет по кругу. Вот о чем должен задуматься каждый.

    - Стукачей становится больше? Какого рода сигналы вы обычно получаете и часто ли берете их в разработку?

    Растет это племя. Сосед, участковый, старший по дому, на работе, в вузе и т. д. Точных цифр я не знаю, но по стране, думаю, несколько миллионов. Это отдаленно похоже на сетевой маркетинг, со своими особенностями. Например, кому-то создаются проблемы (в бизнесе, бандиты, коррупция, начальство, уголовная ответственность личная или близких, поступление в вуз и прочее), тот бежит к «надежному другу», и уже тот приводит его к нам, человек думает, ну это один раз, и всё… Для кого-то это благо, включается социальный лифт для него и близких, но при этом кто-то из его окружения обязательно едет вниз. Круговая порука, таков закон сохранения энергии. С иеговистами это не работает, система ломает зубы об них.

    - Иеговистами вы стали заниматься недавно, после запрета, или и прежде интересовались? Понятно ли вам, зачем их преследует государство?

    Давно, задолго до запрета. Всех их давно посчитали, личности установлены. Официальная версия - это тоталитарная секта экстремистов. По факту - это люди, которые в силу веры не подвержены пропаганде, не идут на вербовку. Система видит в них угрозу, так как они организованы и независимы, когда-нибудь могут и за власть побороться, а руководство у них в США. Борются с ними только потому, что они потенциально угрожают власти, а вовсе не из-за того, что они отказываются от переливания крови.​

    - А за священниками РПЦ не следите?

    РПЦ - это почти наш филиал, они там сами с собой разбираются. Назначение на крупные посты согласуется.

    - Вот эта история - о том, как спецслужбы сфабриковали, а потом «разоблачили»оппозиционную группу «Новое величие» - правдиво описана? Часто приходится заниматься такого рода фабрикациями?

    Судя по всему, описано правдиво, свидетели обвинения из нашей системы. Мне лично в таком участвовать не доводилось. А Центр «Э» - это филиал ФСБ, или, правильнее сказать, одно из щупалец.

    - Есть ли среди ваших коллег убежденные путинисты, которые искренне борются с происками «врагов России», или все циники, работающие только ради денег?

    Убежденных не знаю, цинизм и лицемерие - это про нас. В случае критики Путина все сделают удивленные лица, воспримут как проверку и доложат начальству.

    - Легко ли удается внедрить агентов в оппозиционные группировки? Можете дать совет: как вычислить вашего человека?

    - Проблемы только временные: подобрать нужную кандидатуру, соответствующую требованиям. Нет одного признака, чтобы выявить нашего человека. Но если кто-то, вам не знакомый, располагает личной информацией о вас (хобби, знание языков, дача и т. п.) - это повод задуматься.

    - Вы прослушиваете телефоны, читаете почту, следите за постами и перепиской в соцсетях… Что посоветуете делать тем, за кем вы следите?


    - Слушаем, смотрим, читаем, документируем. Техника и возможности сейчас хорошие. Ограничений нет практически, что касается территории России. Рекомендую всем не пользоваться ВК, не регистрироваться на оппозиционных сайтах, использовать Tor.

    - Насколько серьезен контроль за тем, что человек, попавший в вашу разработку, делает, говорит и пишет?

    - Зависит от человека, что от него нужно. Кого-то просто уволят, он и знать не будет за что и не узнает никогда, или на работу не возьмут. А с кем-то будут работать долго до нужного результата.​

    - По всей стране репрессируют молодых волонтеров Навального - школьников и студентов. Какие инструкции у вас на их счет?

    - Официальная версия - предупреждение массовых беспорядков и профилактика административных правонарушений. С протестной молодежью работаем через МВД и родителей: уголовную ответственность за побои в семье отменили не просто так.

    - Меняются ли установки? Скажем, сегодня объявляют главной целью иеговистов, а завтра - навальнистов?

    - У системы всегда есть враг. Сегодня один, позже другой или оба одновременно. Каждый отдел борется со своим врагом и преувеличивает угрозу. Обстановка всегда остается сложной, но контролируемой. Слышал от коллег, что под Ройзмана крепко копали, и бабулю, что убили в 2014 году, ему специально направили. Думали только 159-ю статью УК сделать, а вот какая удача улыбнулась.

    - Такая история: сотрудники ФСБ на Кубани используют отделы полиции в качестве «секретных тюрем» . Правда?

    - Административный арест и продление - обычная практика. Про пытки током, наверное, не врут.


    - Вы противодействуете оппозиции или выявляете потенциально нелояльных?

    - Я работаю с людьми, по которым поступают сигналы. Нелояльные - открытые оппозиционеры. Проблема с выявлением потенциальных. Вот скоро придет выборка по итогам голосования по ТИКам, где были нехорошие результаты, и начнется неспешная работа. Конечно, не с каждым человеком. Главное найти связь, если она есть: работа, секта и прочее. Не верится? Сам бы не поверил, если бы не знал.

    - Какие у вас впечатления о потенциале недовольства режимом?

    - По-моему, потенциала нет.

    - Какое мнение у вас о деле Скрипаля? И что говорят ваши коллеги?

    - Вся история системы - это борьба с врагами, внутри и снаружи: от Михоэлса до Литвиненко. Я думаю, что Скрипалей отравили именно сейчас, потому что кончились деньги, выборы почти прошли, спровоцировав санкции, а все беды и затягивание поясов будут свалены на Запад. Нагнетание продолжится. А коллеги говорят: «Это не мы, но так будет с каждым предателем».

    - Вы говорили про грядущее отключение интернета. Это ваша гипотеза или у вас на службе считают, что это неизбежность?

    - Это догадка. Вот Клименко это недавно озвучил, и в Китае свой интернет. Я не технический специалист.

    - Сколько вы зарабатываете? За какие достижения дают премии? Легко ли сделать карьеру?

    - На зарплату не жалуюсь, хотя до Сечина далеко. С нуля лейтенант будет получать от 60 тысяч рублей, старший - от 90, начальники выше. Есть надбавки за выслугу лет, звание и т. п. Премию вот за подобное «Новое величие» в конце года могут дать. Карьерный рост возможен со временем; главное, чтобы начальнику не показалось, что его подсиживают, и не прыгать через голову. Многие просто ждут: кто-то уходит на пенсию, и вот повышение.

    - Какие отделы считаются самыми перспективными для служебного роста?

    - Считается, что хорошо работать по линии контрольной службы , там более широкие возможности и знакомства по линии экономики.​

    - Разрешают ли вам выезжать за границу?

    - Нет, но служебные командировки в исключительных случаях возможны.

    - Скажем, если жена или кто-то из близких родственников захочет поехать в отпуск в Египет или Таиланд, это нужно согласовывать?

    - Конечно.

    - Прямо нет, лишь бы на территории РФ.​

    - Встречали ли вы среди своих коллег таких же диссидентов? Бывает ли, что на службе или в неформальной обстановке кто-то высказывает сомнения в правильности того, что вы делаете?

    - Не встречал. Если такое случается, это проверка. Оба пойдут и доложат.

    - Слышали историю майора ФСБ Александра Игнатьева, который зверски убил свою жену, вырезал ей глаза, а потом зарезал четырехмесячную дочь? Говорят, он сошел с ума из-за неприятностей на работе. Действительно у вас в «системе» такой стресс?

    - Конечно, слышал. Он сгорел на работе, слишком много читал доносов, в своей раковине замкнулся, и вот печальный результат. Видно, совсем поговорить не с кем было. От этой работы у нас всех темные и хмурые лица, помогает лицемерие и своего рода двоемыслие. Я бы хотел, чтобы все наши «разведчики» поняли, что они обыкновенные стукачи, а наша страна без пяти минут Северная Корея. Единственный истинный враг России - это система спецслужб, ставшая государством.

    Откровения офицера ФСБ: как ведут высокопоставленных чиновников December 5th, 2016

    После ареста Алексея Улюкаева стало понятно, что даже чиновники категории «А» (члены правительства, администрации президента, руководители регионов) могут попасть в разработку спецслужб и правоохранительных органов. О том, как происходит процесс сбора информации на высших должностных лиц и кто принимает решение об аресте, рассказал старший офицер ФСБ в запасе Александр С.

    Войны кланов

    — Кто из чиновников высшего дивизиона может попасть в зону интересов правоохранителей?

    — Для начала надо понять, что практически все российские высокопоставленные чиновники сегодня — это, по сути, представители бизнес-сообщества, отстаивающие интересы тех или иных частных или государственных компаний. Все эти корпорации используют спецслужбы и правоохранительные ведомства для обеспечения оперативного сопровождения борьбы за финансовые потоки. Некоторые называют это войной кланов или башен. А в очень крупных компаниях, таких как «Газпром» или «Роснефть», идет еще и жесткая внутренняя конкуренция — по всем законам дикого капитализма.

    В сложившейся за последние десятилетия обстановке даже государственные предприятия нуждаются в лоббировании. Иначе коммерсанты могут оттереть их от выгодных заказов даже в сфере производства вооружений. Это происходило и в девяностые годы, и в начале двухтысячных. Очень небольшому кругу лиц позволяется долгое время руководить вечно убыточными проектами, как это, например, происходит с ракетой «Булава». Эту тему, как принято считать, курирует Игорь Сечин. Другим подобным крупнейшим лоббистом на сегодняшний день является Дмитрий Рогозин.

    Между представителями разных конкурирующих структур идет жесточайшая борьба — с интригами, подкупами, использованием офшоров. Одним из инструментов является инициирование уголовного преследования. Оно может быть начато, к примеру, с подачи главы одной из госкорпораций.

    — Какие контрольные или надзорные структуры могут разрабатывать чиновников такого уровня?

    — Разработку чиновников класса «А» могут вести несколько ведомств: «контора» (ФСБ) и МВД, к которым подключаются Генпрокуратура и СКР. Та же «контора» весьма неоднородна. Некоторые ее главки завязаны на Бастрыкина, другие — на Чайку, третьи — лично на первое лицо. Последние годы «контора» — крайне могущественное игровое ведомство в борьбе, где все пытаются продвинуть своих людей на важные посты и должности. Там решают вопросы вышеперечисленные лица, а также Золотов (глава Нацгвардии), Сечин, Сергей Иванов (экс-глава АП, сегодня — специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта).

    — Можно ли сказать, что все высокопоставленные чиновники находятся под неусыпным контролем?

    — 99 процентов. Другой вопрос, что в деле оперативной разработки может быть много томов с отчетами о наружном наблюдении, прослушке телефонных переговоров (ПТП), но ничего криминального. Сладкая мечта власти еще с ельцинской эпохи — иметь компромат на всех без исключения. Этим занимались лично Борис Николаевич и его люди. Но я знаю, что есть небольшое число лиц министерского уровня, не занимающихся лично никаким бизнесом и не стяжающих богатств. Другие просто расставляют на ключевые места доверенных людей — родственников, друзей детства, товарищей по спортивной команде, коллег по прежним местам работы, решающих для них финансовые вопросы. Например, хороший губернатор не будет красть — он создаст условия для реализации близкими ему людьми их бизнес-интересов.

    Свой-чужой

    — С какого момента чиновника начинают плотно «вести»?

    — Когда свежий человек только попадает в высшую обойму и достигает уровня «Б» (заместитель министра, службы, федерального агентства, мэр не очень крупного города и т. д.).

    — Откуда берут информацию?

    — Если он до этого момента был совершенно чист (что бывает крайне редко), начинается сбор данных от агентуры, из закрытых и открытых источников. Очень помогают публикации в прессе, сведения из соцсетей и от блогеров. Что-то обязательно всплывает. Это может быть некий тайный бизнес, или, например, скрываемая связь с женщиной или мужчиной, наркотики, другие вредные привычки. Эту информацию обязательно отследят и передадут наверх до уровня руководства подразделений, занимающихся разработкой.

    Тут встанет вопрос: чей это человек? Фигура может быть дружественной, нейтральной или враждебной. В первом случае, скорее всего, данные просто передадут куратору, который отслеживает оперативную обстановку в том или ином ведомстве. Если, конечно, это не какая-нибудь «бомба».

    — А что может стать такой «бомбой»?

    — Ну, если вскроется, что человек расчленяет школьниц в своем подвале. Или имеет большую офшорную контору. Но таких идиотов немного.

    — А если «нейтрал» или «чужой»?

    — Полученная оперативная информация проверяется. Если она оказывается достоверной, начинается сбор доказательной базы, актуализация, наполнение «мясом». Ведь нельзя положить на кремлевский стол вырезки из газет. Для этого начинается проведение оперативных мероприятий — ПТП, установка наблюдения. Это решение принимается на уровне первых лиц разрабатывающего ведомства. По ходу работы или по результатам могут задействовать, к примеру, Бастрыкина, который в зависимости от политической обстановки может засветить эти данные президенту.

    — Мог ли тот же Бастрыкин дать указание на разработку, к примеру, взятого с миллиардом наличными генерал-лейтенанта ФСО Геннадия Лопырева?

    — Уверен, что нет. Это могла сделать только служба собственной безопасности ФСО, либо 6-я служба ФСБ, что не совсем законно. Но в этом подразделении есть люди, завязанные напрямую на «Первого». Так что и здесь, с большой вероятностью, не обошлось без ведома президента.

    Арест как знак

    — Чиновники высшего уровня пользуются закрытыми каналами связи. Их тоже слушают?

    — Эти виды связи слушаются и записываются по умолчанию. Никто по ним ничего интересного и того, что надо скрыть, не обсуждает. Важные сведения вылавливаются в переписке по электронной почте, мессенджерам, разговорам по «левым» мобильным телефонам.

    — Как вычисляются такие телефоны?

    — Зачастую под ПТП попадают все трубки, находящиеся в радиусе нескольких десятков, а иногда и сотен метров от объекта наблюдения или локации его традиционного пребывания. Например, места работы и жительства.

    — Так было в случае с Алексеем Улюкаевым?

    — Вся официальная версия с арестом министра Минэкономразвития, если честно, кажется мне бредовой. Кем надо быть, чтобы вымогать деньги у Сечина? Нет таких людей в мире.

    С Улюкаевым, я уверен, это постановка от начала и до конца. Вся операция заранее готовилась целенаправленно. Его заманили в здание «Роснефти». Про взятку, на мой взгляд, серьезно говорить не стоит. Улюкаев не один десяток лет у власти. Идиотом не является. Его преследование может быть вызвано множеством различных факторов. Так, министра могли «подвести под монастырь» вообще без какой-либо реальной вины. Допускаю, что целью стало желание подать знак населению, своим подчиненным или наоборот — мощный сигнал мировому сообществу.

    — Но как быть с доказательствами?

    — Если будет принято решение довести дело до суда, все будет в лучшем виде. Если есть цель обвинить, например, в изнасиловании, то внутри жертвы находят сперму фигуранта. А с краской на руках вообще детский лепет. Когда хорошо зафиксированному человеку, например, перекатывают пальцы, на них автоматически попадает любое необходимое вещество. И дальше смыв, сделанный при понятых, покажет хоть спецкраску, хоть наличие следов наркотического средства. Это относится и к одежде, и к выделениям.

    — Кто дает добро на реализацию информации, полученной в результате разработки того или иного высокопоставленного чиновника?

    — Те же руководители правоохранительных органов докладывают «Первому» о том, что есть доказательства вины кого-то из ВИПов. Тогда президент дает санкцию на плотную разработку. А когда получает весь расклад, уже решает, что делать с провинившимся человеком: поругать, уволить или отправить за решетку. Могу предположить, что выбор делается исходя из трех основных факторов целесообразности: личная лояльность, экономическая эффективность и польза для государства.