Как избежать наказания за езду без номеров? Грязные нечитаемые номера. Стратегия защиты по ст.12.2 КоАП РФ

Текущая редакция ст. 12.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

(Часть дополнительно включена с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 120-ФЗ)
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака (примечание в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 12.2 КоАП РФ

1. Объектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в управлении транспортным средством, на которое установлены государственные регистрационные знаки, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям. Требования к государственным регистрационным знакам установлены ГОСТ Р 50577-93. Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта.

3. Управление водителями транспортными средствами без государственных регистрационных знаков либо без установленных на предусмотренных для этого местах, а также с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Регистрационные знаки не должны оборудоваться (закрываться) какими-либо материалами, препятствующими или затрудняющими их идентификацию.

4. По ч. 3 комментируемой статьи квалифицируется установка заведомо подложных государственных регистрационных знаков. Под подложными регистрационными знаками подразумеваются знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами либо с внесенными в подлинные регистрационные знаки какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них символы, а также государственные регистрационные знаки, не внесенные в регистрационные документы данного транспортного средства.

5. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи.

6. Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 рассматриваемой статьи, являются водители транспортных средств, а ч. 3 - могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, характеризуются умышленной виной.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи могут рассматривать судьи в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1). Дела по ч. 4 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). По составам, предусмотренным ч. ч. 1 и 2, дела могут рассматриваться сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Здравствуй, уважаемый посетитель. Речь пойдет о ситуации, когда Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.2 Коап РФ. Предлагаю ознакомиться.

Итак, статья 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.

По части первой ст.12.2 Коап РФ вы можете быть привлечены за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками (номерами), в следующих случаях:

— а) если у вашего авто нечитаемые номера. Например, номера в усмерть заляпаны грязью, снегом и т.п. таким образом, что с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Кроме того, к нечитаемым номерам относятся и знаки, которые не соответствуют ГОСТам (например, если нет светоотражения, цифры выполнены неустановленным шрифтом, краска применена иная, чем это предусмотрено ГОСТами, размер знаков нестандартный, расстояние между отдельными элементами знаков не выдержано). В настоящее время подлежит применению ГОСТ 50577-93 «Знаки государственные регистрационные».

— если ваши номера являются нестандартными. Любое отступление от ГОСТов (при выполнении, нанесении и т.п.) означает, что знаки нестандартны. Законом № 210 разрешен, наконец, давний спор о том, какие регистрационные знаки являются нестандартными. С 11 августа 2007 г. установлено, что знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака, а в светлое время суток — хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака;

— если ваши номера установлены с нарушением требований государственного стандарта (например, не спереди, а только по бокам транспортного средства);

На некоторых сайтах встречается мнение о том, что якобы за грязные номера в дождливую погоду наказывать нельзя. Авторы подобных заявлений указывают, что в данном случае у водителя отсутствует вина, а без вины наказания не бывает, и если инспектор составил протокол в дождь и грязь, вам достаточно выйти на сайт «Фобоса» или «Гисметео», скачать погоду в районе составления протокола, где сказано, что в это время в районе прошел дождь, и можно успешно обжаловать.

На самом деле, всё далеко не так. Во-первых, вряд ли какой судья примет распечатку с сайта за сколь-нибудь существенный документ. Нужно как минимум, делать официальный запрос в Государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” в том субъекте РФ, где вы проживаете. Не факт, что вы сами оттуда ответ получите.

Во-вторых, если инспектор не в состоянии прочитать хотя бы одну букву или цифру регистрационного номера с расстояния 20 метров – автоматически возникает основание для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.2 Коап РФ. Статья не делает различий в том, каким образом знак стал нечитаем – вследствие только что прошедшего дождя или недельной грязи, слоем покрывшей весь автомобиль, в том числе и госрегзнаки. Поэтому все разговоры о том, что нельзя привлекать за грязные номера в дождливую погоду и т.п. – это всё от лукавого.

Обычно инспектора в большинстве своем адекватные люди, и не будут предъявлять вам в дождливую погоду или после только что прошедшего дождя претензии за грязные нечитаемые номера. Меня самого за всю мою почти 10-летнюю практику вождения за грязные номера останавливали всего одни раз. И то – инспектор ограничился просьбой протереть номера на месте. Кстати, не советую протирать номера «на сухую», так как краска на номерах гос. регистрации очень нестойка к истиранию.

Теперь мои советы о том, как общаться и что говорить гаишнику в случае, если он вас остановил и указал на нечитаемые номера:

1. Не советую на указание гаишника о том, что у вас нечитаемые номера, тут же начинать качать права и показывать, что вы с чем-то не согласны. Выглядеть будете очень глупо, в особенности, если ведется аудио или видеозапись разговора.

2. Не рекомендую вам умничать и протирать одну букву или цифру на номерных знаках, как это некоторые делают, мотивируя это тем – “так вот же- в Примечании к статье сказано…”. Да, конечно, таким образом, вы уже не будете нарушать ч.1 ст.12.2 Коап РФ, так как в данном случае вы выполните требования примечания к ст.12.2 Коап РФ. Однако вместе с этим дерзким поступком, вы гарантированно обеспечите к себе пристальное внимание гаишников, потому как гаишники будут думать, что вы прикалываетесь над ними таким образом. Лучше наверное не провоцировать свое авто на остановку гаишниками.

3. На указание гаишника о том, что у вас грязные номера можно ответить, что-то типа «вот прямо сейчас и ехал в мойку, оттирать не самая лучшая идея, так как краска стирается быстро». Можно еще сказать, что «когда выезжал, номера были чистыми, а сейчас испачкались».

Если все же гаишник явно настроен на составление протокола об административном правонарушении, попробуйте сослаться на малозначительность. Сошлитесь на статью 2.9 Коап РФ, которая предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием».

За нарушение части 1 ст.12.2 предусмотрена альтернативная административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если Вы заметили, что инспектор начал составлять протокол, а 100 рублей для вас дороже, чем стойкость краски номеров к истиранию – быстренько берем тряпку и протираем номера, пока инспектор не сфотографировал их. После чего фотографируете свои номера (уже протертые), желательно, чтобы в кадр попал и сам инспектор ГИБДД. После чего в объяснениях в протоколе указываете, что был остановлен за грязные номера, остановку и действия инспектора считаю неправомерными, так как номера читаемы, что подтверждается фотоснимками, сделанными сразу же после остановки транспортного средства. Прошу производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения. Всё.

Не исключены и такие случаи, когда сотрудник ГИБДД решить проверить вас на знание Коап РФ и попробует развезти вас на часть 2 ст.12.1 Коап РФ, наказание за нарушение которой – административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Мотивировка у гаишника следующая: поскольку оба знака не видны, то, следовательно, можно считать, что их нет. Ваши действия в таком случае должны заключаться в следующем:

Попросите сотрудника ГИБДД прочитать вам часть 2 статьи 12.1 Коап РФ. После этого – то же самое фотографируем свои номера (если, номера нечитаемы от грязи, разумеется перед фотографированием их желательно протереть, чтобы не нарываться на часть 1 ст.12.1 Коап РФ) после чего в объяснениях пишем что-то типа этого: “действия инспектора считаю незаконными, так как гос.номерные знаки на моем автомобиле установлены, инспектор при проверке документов в этом убедился, номерные знаки подлинные, соответствуют информации о номерных знаках, указанной в свидетельстве о регистрации. Наличие номерных знаков на моем автомобиле подтверждается показаниями свидетелей (указать ФИО, адрес места жительства), сделанными сразу же после остановки автомобиля фотоснимками. Прошу прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения”.

Смысл части 2 ст. 12.2, состоит в том, что виновный водитель управляет транспортным средством без государственных регистрационных знаков. В отличие от административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.1 (когда транспортное средство вообще не было зарегистрировано), в данном случае оно зарегистрировано, государственные регистрационные знаки водителю (собственнику, иному законному владельцу) выданы, однако не были установлены;

Есть интересная особенность. Как вы сейчас уже знаете, ст.12.2 Коап РФ предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и в виде лишения права управления транспортным средством.

А что если, водитель не имеет права управления транспортным средством и, тем не менее, управлял автомобилем без гос. регистрационных знаков?

В этом случае водитель подлежит ответственности по ч. 1 ст. 12.7 (она предусматривает штраф в размере 2500 рублей, и в случае совершения им административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4 ст. 12.2 Коап РФ (п. 6 Пост. № 18). Ну более подробно о статье 12.7 Коап РФ я расскажу как-нибудь в другой раз.

А пока вкратце остановимся на части 3 ст. 12.2 Коап РФ и части 4 ст.12.2 Коап РФ.

Итак, частью третьей ст. 12.2 Коап РФ охватываются случаи, когда водителем установлены на транспортном средстве заведомо подложные государственные регистрационные знаки. Речь идет о случаях, когда знак полностью, с самого начала изготовлен с буквенным и цифровым содержанием, не соответствующим сведениям документов, которыми оформляется государственная регистрация (при этом госрегистрация данного транспортного средства, возможна, и не проводилась), а также о случаях, когда виновный изменяет отдельные элементы знака (например, одну цифру), устанавливает «номера» с другого транспортного средства и т.п.

Не имеет значения, сам ли водитель изготовил подложные регистрационные знаки или приобрел их у другого лица;

Часть 4 ст.12.2 охватывает случаи, когда водитель управляет транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными номерами. При этом виновный может и не сам их устанавливать, однако он должен знать, что управляет транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками. Если же водитель этого не знает (например, он управляет автомобилем по доверенности, и собственник скрыл от него данный факт), то отвечает не он, а собственник транспортного средства.

В заключении данной статьи, хотел обратить внимание на то, что к административной ответственности по части 2 ст. 12.2 Коап РФ может быть привлечен только водитель, а по части 3 ст. 12.2 Коап РФ – также и другое лицо, например, собственник автомобиля, устанавливающий на нем заведомо подложные государственные регистрационные знаки).

Грязные нечитаемые номера. Стратегия защиты по ст.12.2 КоАП РФ

Актуальность идентификации по государственным регистрационным знакам в наши дни приняла особою важность. Все ввиду того, что многие из правонарушений ПДД фиксируются на фото и видео. Само собой и автомобилисты это понимают и порой придумывают самые различные способ и ухищрения скрыть свои номера.
О таких намеренных попытках скрыть от идентификации свой номер мы уже рассказывали в нашей статье «Штраф за закрытый номер ». Теперь же хотелось поговорить о непреднамеренно стороне, как может показаться первоначально, кода номер вроде как стерся со временем, в результате эксплуатации, и в итоге стал неразличим.

Действительно, когда не видно номер из-за того что на нем слезла краска, то такую ситуацию можно представить двояка. Во-первых, что номер действительно стерся. Во-вторых, что его стерли специально. Давайте теперь разберем эти ситуации.

Что такое нечитаемый номер если он действительно стерся

В определении критерии читаемости номера нам во многом поможет не то что технический документ, и не психологически-физиологическое исследование, а как не странно КоАП РФ. Ведь именно в нем написано следующее.

Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Здесь все ясно если прочитать все впервые и куча вопросов если вникать в нюансы. Кому то и 5 метров будет много, а кто-то увидит номер и с 30 метров. Кто-то скажет, что цифры или символы стерлись, а другой, что черный чернее черного.
Самое неприятное в этой ситуации то, что по факту каких-либо других критериев насколько черное на белом должно быть четко различимым мы не найдем, а значит вести нить статьи с точки зрения законных требований будет очень сложно.

Штраф за стертый номер

Итак, даже уже из предыдущих строк нашей статьи становиться понятно. Что в отношении автомобилиста, у которого со временем стерся номер может быть применено два исхода. Когда инспектор посчитает, что номер видно или он все-таки нечитаемый. Опять если инспектору покажется что он нечитаемый, то и здесь можно выбрать одну из альтернатив. А именно посчитать номер просто нечитаемым или видоизмененным.
Сейчас вам кажется, что слова нечитаемый и видоизмененный всего лишь игра… Однако если процитировать КоАП РФ (статья 12.2) и вникнуть в суть наказания, то склониться все же захочется просто к нечитаемому!

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков,…либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными …, - влечет наложение административного штрафа в размере 5000 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.

Здесь если вы все прочитали, то уже поняли, что разница с нечитаемым и видоизмененным номером может составить до 10 раз, да к тому же еще возможно лишение прав. Совсем не радужные перспективы.

Стертый номер это нечитаемый или видоизмененный!?

Опять же вернемся к первому факту, что найти точное определение для видоизмененного номера не удастся. А это значит, что даже износ краски под влиянием эксплуатации может быть воспринят как видоизменение. Во-первых, инспектор может просто решить что вы сами подтерли номер, что вполне вероятно. Во вторых износ краски был связан с управлением машиной, а значит был вызван факторами влияния самого водителя на изменение черной краски. Не будем доходить до абсурда, но скажем лишь о том, что если вам выписали штраф по статье 12.2 часть 1, то это большая удача. В большинстве случаев даже за стертый естественным путем номер выписывают штраф по статье 12.2 часть 2. Вот это уже неприятно и смягчить такой штраф можно будет скорее всего только через суд. Первоначально конечно можно подать апелляционную жалобу в ГИБДД, а потом в суд.

Тактика переквалификации статьи в суде с 12.2 часть 2 на часть 1

В этом случае главным фактором будет убедить суд в том, что видоизменение это все-таки дело человеческих рук и фактор искусственного влияния на номер. А то, что номер нечитаемый это может стать следствием влияния износа при эксплуатации.
В итоге если удастся доказать то на основании решения Верховного суда допускается переквалификация по смежной статье, если она не ухудшает положения наказанного. (положения пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5) То есть часть 2 можно будет переквалифицировать в часть 1. А это влечет за собой снижение штрафа в 10 раз или избавит водителя от потенциального лишения водительских прав.

Можно ли оплатить штраф за стертый номер со скидкой

Не важно какой в итог штраф будет выписан, можно утверждать о том, что такой штраф можно оплатить со скидкой. Здесь стоит обратиться к нормам статьи 32.2 КоАП РФ. Она предусматривает возможность получения скидки по главе 12 КоАП РФ для некоторых правонарушений, в том числе и по статье 12.2. В этом случае важно соблюсти сроки по оплате штрафа:

Не ранее чем с момента внесения нарушения в базу данных ГИБДД;
- не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Подводя итог по теме «стертый номерной знак»

Вопрос: Какой штраф могут выписать за стертый номерной знак?

Ответ: Все зависит от понимания трактовки статьи 12.2 КоАП РФ инспектором. Если часть 1, то предупреждение или минимальный штраф. Если часть 2, то вплоть до лишения прав. Доказывать переквалификацию на часть 1 скорее всего придется в суде.

Новая редакция Ст. 12.2 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Комментарий к Статье 12.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в данной статье являются правила установки на транспортном средстве государственных регистрационных знаков. Предметом подлога являются государственные регистрационные знаки.

Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержден Приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств" (в ред. Приказа МВД России от 20 ноября 2002 г. N 1135). В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации эксплуатация транспортных средств без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, запрещается.

Подделка или уничтожение идентификационного номера, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 326 УК).

2. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной. Противоправные действия, предусмотренные ч. 3, 4, могут быть совершены только с прямым умыслом.

3. Субъектами административного правонарушения по данной статье могут быть как владельцы транспортных средств, так и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортного средства.

За данное правонарушение предусмотрены административные наказания в виде административного штрафа, а по ч. 2, 4 возможно лишение права управления транспортным средством на определенный срок.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ примечание к статье 12.2 было изложено в новой редакции. Теперь оно более подробно раскрывает понятие нечитаемого и нестандартного государственного регистрационного знака. В старом примечании не говорилось ни слова о времени суток и о читаемости передних и задних номеров у автомобиля.

Другой комментарий к Ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом посягательства комментируемого административного правонарушения являются предусмотренные Правительством РФ правила установки на транспортном средстве государственных регистрационных знаков.

На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены, на предусмотренных для этого местах, регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.

Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов - не менее 130 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - 2/3 размера цифр. На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами (см. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г.).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии и включает различные отступления от установленных требований:

предусмотренное ч.1 комментируемой статьи нарушение заключается в управлении зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками;

согласно ч.2 нарушение может выражаться в управлении транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

Понятие "управление транспортным средством" см. в п.3 комментария к ст.12.1.

Объективная сторона нарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.24, по существу образует два самостоятельных действия и находит свое выражение: а)в установке на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, б) а равно в управлении транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.

Предметом подлога являются государственные регистрационные знаки. Это действие может представлять и изготовление полностью поддельного как поформе, так и по содержанию государственного регистрационного знака.

Дмитрий, добрый вечер.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

5.1. При квалификации по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ действий лица следует руководствоваться примечанием к статье 12.2 КоАП РФ, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.При квалификации действий лица по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать , что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности,образуют действия лица по управлению транспортным средством:
без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);
при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);
с государственными регистрационными знаками,оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

Таким образом, для квалификации содеянного именно по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ необходимо доказать. что лед был нанесен искусственно с целью препятствия идентификации государственного номерного знака.

И если действительно загрязнение знака явилось следствием эксплуатации транспортного средства - стоит обжаловать вынесенное постановление, добиваясь переквалификации содеянного на ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ

Пример из практики

Постановление Московского городского суда от 21.10.2016 N 4а-4222/2016

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 31 района Бирюлево Восточное города Москвы от 18 апреля 2016 года Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) месяц.
Решением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 21 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Б. без удовлетворения.
В настоящей жалобе Б. просит изменить названные судебные акты и переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении инспектор ГИБДД не разъяснил ему права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, копия протокола ему вручена не была; о дате и времени рассмотрения жалобы он не был надлежащим образом извещен; государственный регистрационный знак на его автомобиле загрязнился в результате его эксплуатации при движении по загрязненной дороге и не имел оборудования, препятствующего его идентификации; совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 июня 2016 года подлежащим отмене.
Согласно ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.
Согласно п. 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее ПДД РФ) перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения), определено, что на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
Как следует из постановления мирового судьи от 18 апреля 2016 года, основанием привлечения Б. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, послужило то, что 11 марта 2016 года в 17 часов 39 минут Б., управляя автомобилем марки "***" государственный регистрационный знак ***, следовал в районе дома N 52 по ул. Липецкая в г. Москве на транспортном средстве, на заднем государственном регистрационном знаке которого находился материал, затрудняющий его идентификацию (глина) . Указанные действия Б. квалифицированы по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Б. состава административного правонарушения, мировой судья сослался на совокупность следующих доказательств: протокол об административном правонарушении, рапорт инспектора ГИБДД.
21 июня 2016 года судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении также пришел к выводу о виновности Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, выразившегося в управлении транспортным средством с государственным регистрационным знаком, оборудованным материалом, затрудняющим его идентификацию.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.Как усматривается из протокола об административном правонарушении, основанием возбуждения в отношении Б. дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ послужило выявленное сотрудником ГИБДД нарушение им требований п. 2.3.1 ПДД РФ, п. 2 Основных положений, выразившееся в управлении транспортным средством с задним государственным регистрационным знаком, оборудованным с применением материала, препятствующего его идентификации, а именно: глины.
Указанное обстоятельство подтверждается рапортом инспектора ГИБДД К___ Д.Н., согласно которому Б. управлял транспортным средством, на заднем государственном регистрационном знаке которого находился материал, затрудняющий его идентификацию (глина). Одновременно сам С.А. Балабуха в жалобе указывает на то, что задний государственный регистрационный знак на его автомобиле загрязнился естественным путем в процессе эксплуатации автомобиля в погодных условиях, характерных для начала марта месяца. Государственный регистрационный знак был очищен им от грязи на месте.
Какие-либо иные доказательства, а именно, фотоизображение указанного государственного регистрационного знака, а также устные показания инспектора ГИБДД, непосредственно выявившего административное правонарушение и составившего процессуальные документы, в материалах дела отсутствуют. Указанное обстоятельство не позволяет с достоверностью установить управлял ли Б. транспортным средством с государственным регистрационным знаком, оборудованным материалом, затрудняющим его идентификацию, или нечитаемым государственным регистрационным знаком.
Таким образом, в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ производство по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении было проведено невсесторонне и неполно, обстоятельства, подлежащие установлению, не были выяснены.
При таких обстоятельствах решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 21 июня 2016 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Нагатинский районный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье районного суда необходимо учесть изложенное, обеспечить участие в судебном заседании инспектора ГИБДД, составившего протокол об административном правонарушении, и с учетом установленного вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,


постановил:


жалобу Б. - удовлетворить частично.Решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в отношении Б. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Нагатинский районный суд г. Москвы.