Судебные экспертизы по делам о дтп. Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области ДТП. Признав необходимым производство экспертизы, следователь выносит об этом постановление (ст.195 УПК РФ). Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

По делам по искам о возмещении вреда, причиненного ДТП, как показывает судебная практика, возникает необходимость разъяснения возникающих в ходе рассмотрения дел данной категории вопросов, требующих специальных познаний.

Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (автотехническую, автотовароведческую, транспортно-трассологическую, медицинскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования ст. 79 - 84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Недопустима постановка на разрешение экспертизы вопросов права, разрешение которых относится к компетенции суда (например, о допущенных водителями нарушениях Правил дорожного движения, степени вины водителей, непосредственной причине происшествия).

В определениях суда о назначении автотехнической экспертизы должны быть изложены сведения, устанавливаемые судом в ходе судебного разбирательства, о взаиморасположении транспортных средств на дороге и относительно места столкновения на момент возникновения опасности движения, о режиме движения их перед столкновением, о положении транспортного средства в момент включения конкретного сигнала светофора и т.п. Если материалы осмотра места ДТП у суда не вызывают сомнения в достоверности, то необходимо ссылаться на эти материалы как на источник исходных данных.

Также следует учитывать, что для проведения транспортно-трассологической экспертизы, как правило, необходимо предоставление аварийных транспортных средств при условии сохранности всех повреждений.

Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:

1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Эксперт-автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

· выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;

· отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

· установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

· определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Они предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся:

· постановление следователя о назначении экспертизы;

· протокол осмотра ДТП;

· схема ДТП;

· протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

· справка по ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на месте ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Он может снять копии с оформленных сотрудниками ГАИ документов. Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.

Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:

· вводной;

· описательной;

· резолютивной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:

· координаты места и время ДТП;

· характеристика проезжей части и ее состояния;

· тип и техническое состояние транспортного средства;

· скорость движения транспортных средств и пешеходов;

· длина и характер следов торможения или качения колес;

· расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

· характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГАИ, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Поэтому первичное расследование ДТП и оформление документации обычно возлагают на дежурного по подразделению ГАИ или инспектора дорожно-патрульной службы.

Протокол осмотра места ДТП содержит: дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к осмотру места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстоянии между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием климатических условий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т.п.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на покрытии.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры. Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, краткое его описание с указанием места жительства пострадавших и адреса лечебного учреждения, в которое они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.

Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т.е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

· ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

· экспертиза и оценка исходных данных;

· построение информационной модели исследуемого ДТП;

· проведение расчетов, составление графиков и схем;

· оценка проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;

· формулирование выводов;

· составление и оформление заключения эксперта.

Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются не устраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление, и запросить новые материалы.

Исследованию подлежат все возможные версии. Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении. Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятия-изготовителя, научно-исследовательских работ и других источников. К числу выбираемых данных относятся:

· габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

· показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

· коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

· коэффициент сопротивления качению;

· время реакции водителя;

· время срабатывания тормозного привода;

· время увеличения замедления при торможении;

· КПД трансмиссии;

· фактор или коэффициент обтекаемости.

В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлении. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных данных охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства. Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследовании.

В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств. Практическая непригодность таких уравнении для экспертных целей очевидна.

Во-первых, исходные данные, которыми оперируют эксперты, имеют, как правило, весьма невысокую точность и введение их в самые сложные формулы не может привести к точным результатам. Во-вторых, в настоящее время не существует надежных способов решения столь громоздких систем, и применение различных алгоритмов может дать различные результаты.

Поэтому при экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность (во всяком случае не меньшую, чем точность исходных данных). Последнее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП и при освидетельствовании транспортного средства, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.

Наконец, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и экспертизы автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающуюся от истины.

Если эксперт-автотехник приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.

Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода. В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

Судебными доказательствами считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виноватость лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильности решения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следствия и судебных действий.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проведенных на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя поставленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

На рисунке 1 показаны связи отдельных звеньев систем «следствие - экспертиза - суд» при расследовании ДТП, при этом расследование находится под контролем прокуратуры. Определенное место в этой деятельности может занимать судебная экспертиза.

Рисунок 2.1 - Взаимодействие звеньев систем «следствие-экспертиза -суд» в исследовании механизма ДТП

Современная судебно-автотехническая экспертиза относится к инженерно-транспортным экспертизам. Различают пять видов экспертиз:

1) различных видов ДТП;

2) следов на месте ДТП и повреждений на транспортных средствах;

3) технического состояния транспортных средств;

4) инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП;

5) дорожных условий и окружающей среды.

Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, расширяют возможности судебной экспертизы. Большим резервом в решении проблемы безопасности является повышение точности и объективности методов анализа ДТП, выявление причинно-следственных связей.

Рассмотрим практику суда.

9 июля 2011г. в 13 час. 45 мин. на участке шоссе Князе-Волконовское - с. Сергеевка, в 1 км от Сергеевки, обнаружен труп мужчины, а рядом с ним сломанный велосипед. Выехавшие на место члены следственно-оперативной группы (СОГ), произвели осмотр трупа и места его обнаружения. Наряду с осмотром производилось выявление свидетелей. Путем опроса местных жителей удалось выяснить, что в момент происшествия по данному участку шоссе проезжали на подводе Иван Скворцов и его малолетний внук Степка.

При осмотре места происшествия и трупа установлено, что на голове и руках убитого имеются значительные повреждения в виде переломов костей и ран с рваными краями. Никаких документов в одежде мужчины не оказалось. В 2,5 м от трупа находился велосипед. Руль и рама с левой стороны и переднее колесо велосипеда оказались поврежденными. На руле имелось наслоение зеленой краски в виде мазка размером 3,5 см. Около трупа на грунте обочины и на откосе кювета были обнаружены вдавленные двойные следы протектора колес автомобиля. На рисунке от правового заднего наружного протектора отразились индивидуальные особенности в виде выбоин и надрезов. По следам установлено, что ширина колеи передних колес 160 см, а задних 180 см, ширина протектора 14,6 см, окружность шины - 292 см. Изучение следов показало, что автомобиль двигался зигзагообразно, проезжая с одной стороны шоссе на другую.

Недалеко от трупа, обнаружены аналогичные следы транспортного средства, которым был сбит мужчина. Также по следам установлено, что автомашина заезжала в кювет, рядом с которым имелась куча щебня со следами, указывающими на то, что из нее набирали лопатой некоторое количество грунта. С обратной стороны кучи обнаружена пустая бутылка из под водки "ФЛАГМАН", несколько окурков от сигарет "Saint Georde" и остатки пищи. При обработке поверхности бутылки дактилоскопическим порошком обнаружено множество следов пальцев рук, в трех из которых четко просматриваются папиллярные линии. В нескольких метрах от предполагаемого "застолья" обнаружен объемный след обуви длиной 29 см

По данному делу должны быть произведены экспертизы (Приложение 2):

Экспертиза краски (КЭМВИ) с велосипеда;

Обоснование: на месте происшествия найден велосипед. На нем имеется след краски в месте повреждения велосипеда. Можно предположить, что он появился от столкновения с автомобилем

Судебно-медицинская экспертиза трупа;

Обоснование: на месте происшествия найден труп неизвестного мужчины. Предположительно он был сбит автомобилем

Трасологическая экспертиза следа обуви

обоснование: на месте происшествия найден след обуви. Его мог оставить преступник, свидетель.

Дактилоскопическая экспертиза

Обоснование: следы пальцев рук оставлены на поверхности бутылки. Возможно это был свидетель или преступник.

Экспертиза следов транспортного средства.

Обоснование: на месте происшествия обнаружен зигзагообразный след транспортного средства. Он вероятнее всего принадлежит автомобилю, который сбил велосипедиста

Экспертиза слюны (судебно-медицинская)

Обоснование: на месте происшествия оставлены окурки сигарет. На ней может быть слюна человека, который был свидетелем преступления или преступником

Экспертиза велосипеда.

Обоснование: на месте происшествия был найден велосипед, который получил сильные повреждения от столкновения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экспертиза механизмов ДТП является традиционным видом судебной экспертизы, в рамках которого эксперты решают наиболее распространенные задачи, связанные с определением параметров движения участников, технической возможности предотвращения ДТП, оценкой действий участников ДТП и соответствия этих действий требованиям нормативной документации, а также с выявлением причинно-следственных связей в механизме ДТП. Объективность и достоверность результатов анализа и выводов эксперта-автотехника зависят от качества исследования на трех основных этапах экспертизы: применения исходных параметров и коэффициентов, методического аппарата исследования, формулирование экспертного вывода.

Ольга

Город: Ростов-на-Дону

28.03.18 мы с семьей попали в ДТП, которое произошло на нерегулируемом перекрестке. Мы въехали на перекресток по главной дороге, собираясь совершить поворот налево на второстепенную дорогу, и остановились, с включенным левым поворотником, пропуская движущийся прямо навстречу нам транспорт. Впереди, на расстоянии 62 м от нашего перекрестка загорелся красный свет светофора, все встречные машины остановились, и мы медленно начали поворачивать налево. В этот момент в наш автомобиль справа на высокой скорости врезался Мерседес, который проехал на красный свет светофора. Есть очевидец (он стоял в этот момент на данном светофоре), который подтверждает и его показания зафиксированы у дознавателя и в объяснениях моего мужа (он был за рулем нашего авто), что Мерседес проехал на красный. Записей с видеорегистратора нет, но есть запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, что мы только начинали движение,а Мерседес летел на высокой скорости,хотя в объяснениях водитель Мерса указал,что двигался он со скоростью 38км/ч., тормозного пути не было. НО на этой записи не видно светофор и то,что он проехал на красный,хотя это подтверждает наш свидетель. От удара нас развернуло на 90 градусов, весь перед машины срезан, как нам сказали, восстановление авто нецелесообразно. После проведения автотехнической экспертизы виновным признали мужа:" при повороте налево он не пропустил движущийся прямо в попутном направлении транспорт". Из объяснения дознавателя: светофор, на запрещающий сигнал которого проехал Мерседес, не относится к этому перекрестку и по схеме ДТП видно, что он находится на расстоянии 62 м от перекрестка. Это его нарушение, но к ДТП оно не имеет отношения. Но я не понимаю-как такие нарушения,как проезд на запрещающий сигнал светофора (пусть и стоящего не на самом перекрестке,но 62м -это даже не 100м, при соблюдении скоростного режима он имел бы возможность остановиться и предотвратить столкновение),превышение скорости не может иметь никакого значения в определении виновного?При проведении экспертизы вообще не были приняты во внимание показания нашего свидетеля, который видел, что второй водитель проехал на красный свет, также нигде в заключении эксперта не фигурировало наше видео с шиномонтажки, по которому ясно видно, что мерседес двигался далеко не с заявленной им устно скоростью 38 км/ч, а гораздо быстрее. Ведь по данному видео можно было в ходе экспертизы рассчитать реальную скорость его движения? Должны ли были эксперты исследовать все приведённые нами материалы в деле? Хотелось бы получить ответ на вопрос: справедливо ли решение дознавателя-действительно ли только муж виновен в ДТП? Есть ли смысл обжаловать данное решение, запросив проведение повторной экспертизы, чтобы выйти хотя бы на "обоюдку"? Можно ли обратиться в Вашу организацию для проведения повторной экспертизы?

Последующие следственные действия зависят от той ситуа­ции, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то глав­ным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью пла­нируется установление идопрос новых свидетелей, проверка и уточне­ние показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории дел очень важную роль. В первую очередь это Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и вре­мени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, при­чиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказа­тельств.

Автотехническая экспертиза.

Судебная автотехническая экспертиза в основном решает технические вопросы, связанные с транспортным средством, участвующим в ДТП. Вопросы, решаемые этой экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия. К ним относятся, например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, установление причинной связи между неисправностями транспортных средств и дорожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транспортного средства и другие.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения. Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуации и другие.

К третьей группе следует отнести вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями.

САТЭ прово­дится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конк­ретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, привед­шими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: опре­деляет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникнове­ние момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать про­исшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия пра­вилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фак­тов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причин­ной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.


Трасологическая экспертиза

Она решает два вида задач: идентификаци­онные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Трасологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по следам, оставленным на месте происшествия. Однако следует иметь в виду, что если ходовая следообразующая часть транспортного средства съемная, то устанавливается эта часть, а не транспортное средство. Например, эксперт может установить, что след оставлен шиной, обнаруженной на определенном автомобиле. Однако это не значит, что след остался в результате движения данного автомобиля, так как шину после оставления следа могли переставить на другую автомашину.

Диагностическая задача: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первично­го и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятель­ства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить пред­ставление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комп­лексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС – судебно-автотехническую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, ла­кокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образо­ваны пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего проис­хождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не со­впадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потер­певшего.

При расследовании ДТП в зависимости от сложившихся обстоятельств проводится так же ряд других экспертиз. Прошу их изучить самостоятельно.

Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба причиненного в результате ДТП о наличии водителя технической возможности предотвратить наезд на потерпевшего в результате ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.

Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения необходимые экспертам для дачи заключения и т.п. преступление расследование транспортный

Отмечается, что «использование экспертом научно-технических правил, относящихся к области его специальных познаний и изложенных в нормативных актах (например, в правилах по технике безопасности) не являются вторжением в сферу права. При этом решается вопрос не о вине, а о соответствии действий лица в данной обстановке техническим требованиям. Экспертом может быть поставлен вопрос, требующий оценки заключения предыдущего эксперта или сопоставительного анализа доказательств (например, о соответствии показаний водителя о моменте торможения имеющимся следам)» Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. М. ЭКМОС 2002..

Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно, по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно - трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытии; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

При расследовании дел о ДТП трассологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по его следам, оставленным на месте происшествия.

Трассологическая экспертиза делам о ДТП может быть назначена для определения возможных повреждений шин ТС с целью его установления и для разрешения других споров, возникающих в ходе предварительного следствия. Также она может быть назначена с целью идентификации ТС (по следам столкновения, образовавшемся от удара как на ТС, так и на других предметах).

При расследовании ДТП судебная металловедческая экспертиза проводится довольно редко, а если и проводится, то в основном в виде комплексной экспертизы: трассологической и металловедческой либо автотехнической, трассологической и металловедческой. Однако особенности некоторых ДТП обуславливают необходимость назначения металловедческой экспертизы, без которой невозможно принять правильные решения о виновности или невиновности водителя. Металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталейТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП.

Криминалистические экспертизы материалов, веществ (КЭМВИ), ее предметом являются фактические данные, устанавливаемые путем экспертных исследований вещественных доказательств в виде возможных материалов; веществ, изделий и их частей, а также предметов-носителей микрообъектов определенной природы, с использованием специальных технологических и естественно-технических знаний.

Экспертиза нефтепродуктов (НП) и горюче-смазочных материалов (ГСМ) проводится в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов; установлению вида, сорта и марки НП или ГСМ их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относительности их к конкретному ДТП). На практике следы ГСМ и НП остаются на месте ДТП редко, но их можно эффективно использовать при расследовании уголовных дел данной категории.

Основными задачи биологической экспертизы является установление природы вещественных доказательств, являющихся объектами растительного и животного происхождения. При расследовании ДТП хоть и редко, но все же имеют место случаи, когда на месте происшествия, в том числе и на самом ТС и на одежде потерпевшего, остаются следы листьев, травы, растений, овощей, дикорастущих ягод и других объектов биологического происхождения. Указанные следы требуют их выявления, фиксации и изъятия в целях: установления механизма травмирования потерпевшего животного; реконструкции механизма ДТП; установление причастности водителя и ТС к событию ДТП; установление других причин, имеющих существенное значение для разрешения уголовного дела. Заключительная экспертиза по делам о ДТП проводится крайне редко в целях обнаружения микрообъектов зоологического происхождения, например, волос или шерсти животных сбитых ТС.

При расследовании дел о ДТП почвоведческая экспертиза проводится как правило в целях установления факта нахождения конкретных ТС на данном участке местности, факта контактов взаимодействия и в других случаях, когда возникает необходимость в установлении общности почвы в месте ДТП с наслоением почвы, обнаруженном на ТС или общности наслоений почвы на ТС и одежде потерпевшего. В отдельных случаях с помощью почвоведческой экспертизы устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению ДТП.

Объектами почвоведческой экспертизы являются почвенные наслоения на предметах-носителях, предметы с загрязнениями похожими на почву: на одежде, обуви, транспортных средствах, орудиях и инструмента.

В почвоведческой экспертизе образцов разделяются на сравнительные и контрольные.

Сравнительные образцы отбираются с проверяемого участка. Контрольные образцы с окружающих участков местности.

Современная дорожно-техническая экспертиза (ДТЭ) как вид автотехнической или дорожно-транспортной - это экспертное исследование участка дороги на месте происшествия, непосредственно приникающих к нему участках с дорогой.

ДТП начинается в случае необходимости установить по делу о ДТП признаков, указывающих на возможное на возможное несоответствие технического состояния дороги на участке ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД). Статистически ДТП показывает, что наиболее частым результатом негативного проявления дорожно-технического фактора является ДТП, связанные с заносом ТС.

Предметом исследования ДТЭ являются связанные с ДТП фактические данные о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также параметров дороги с элементами автомобиля. Перечень вопросов следователя к эксперту зависит от конкретных обстоятельств ДТП.

Основанием для назначения психофизиологической экспертизы водителя ТС по уголовным делам о ДТП являются сомнения следователя в соответствии индивидуальных психофизиологических особенностей водителя условиям, в которых произошло ДТП. Эти данные могут относиться к особенностям конкретной ситуации и условиям деятельности водителя перед и в момент ДТП, к индивидуальным особенностям зрительного восприятия и реакции водителя.

Судебная психологическая экспертиза автотранспортного средства, совершившего ДТП обычно назначается после автотехнической экспертизы и только в том случае если эксперт - автотехник пришел к выводу о наличии у водителя данного автотранспортного средства технической возможности предотвратить ДТП. Отмечается, что «при проведении судебно-психологической, психиатрической, наркологической экспертиз подозреваемого, обвиняемого, подсудимого он становится объектом исследования его поведения, состояния, личности. Беседа обвиняемого с экспертом об обстоятельствах деяния, в котором он изобличается, проводится в независимости от желания поэкпертного» Маркина Е. Познавательные задачи проведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости//Уголовное право. - №3, 1998, с. 60..

Основной задачей судебной психофизической экспертизы свидетелей автотранспортного средства, совершившей ДТП, является установление с использованием специальных знаний в области данного вида экспертиз соответствию индивидуальных особенностей водителя требованиям дорожно-транспортной, предшествующей ДТП.

Особенностью расследования дел о ДТП нередко возникает необходимость назначению таких комплексных судебных экспертиз как автотехническая и трисологическая; трасологическая и судебно-медицинской, автотехнической и судебно-медицинской; дорожно-транспортной и психофизиологической; трассологической и металловедческой; биологической и почвоведческой и др.

Особенности различных ДТП, в основном с такими последствиями в ДТП сопряженные со взрывами, пожарами, падениями ТС в овраги, пропасти, воду, туров ТС и т.д., требует от следователя назначения судебных экспертиз, не типичных для расследования данной категорией уголовных дел. Такими экспертами являются: пожарно-технической, электротехническая, взрывотехническая.

Из-за многообразия, разноплановость объектов эти экспертизы часто выполняются в комплексе с другими экспертизами.

Анализ следственной практики приводит к выводу, что в ходе расследования ДТП нередко складываются процессуальные ситуации; когда решение вопроса о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению автотехническая экспертиза. Автотехническая экспертиза охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания и это и получить доказательства для формирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП.

Также следователю нужно провести действия по установлению и возмещению ущерба причиненного ДТП.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве различаются моральный, физический и имущественный вред или ущерб.

Моральный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, однако по уголовным делам о ДТП факт причинения юридическим лицом этого не входит предмет доказывания, а потому может быть установлен в порядке гражданского судопроизводства.

В отношении физических лиц моральный вред имеет значение в тех случаях, когда в результате ДТП погиб потерпевший и закон признающий презюмирует, что факт его гибели причиняет нравственные страдания его близким родственникам, которые должны признаваться потерпевшим. Факт примечания морального вреда может послужить основанием для предъявления гражданского нет при условии причинения в результате ДТП тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо крупного ущерба.

Физический вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении или среднего вреда здоровью потерпевшего.

Материальный ущерб состоит в том, что в результате совершения ДТП уменьшается объем имущественных благ определенного гражданина, учреждения или организации.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС повлекшее причинение материального ущерба, может быть квалифицированно по ст. 264 УК РФ при условии, что причиненный ущерб является крупным. Но в ст. 264 УК РФ не указан размер ущерба, причиненный в ДТП, который можно считать крупным; поскольку вопрос о размере причиненного ущерба решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. В частности «крупный ущерб может быть сугубо материальным (например, в результате ДТП автомашина уничтожена или ей причинены повреждения, требующие капитального ремонта; уничтожено или значительно повреждено строение, сооружение или иной материальный объект), организациям (например, нарушение работы транспорта на длительное время), либо экологическим (например, заражение окружающей среды истекающим в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими веществами» Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Радченко В.И. - М.: Вердикт, 1996, с. 479..

Материальный ущерб по делам о ДТП может быть обусловлен тем, что вследствие причиненного физического вреда потерпевший временно утрачивает трудоспособность и соответствующую часть заработка. По этой же причине потерпевший или его законный представитель вынуждены понести денежные расходы на лечение, протезирование, усиленное питание, погребение и т.д. Затраченные при этом суммы включаются в понятие материального ущерба от преступления.

В ходе проверки заявления (сообщения) о ДТП характер и размер причиненного ущерба устанавливается путем осмотра места ДТП, а также путем истребования необходимых материалов и получению объяснений, однако без производственных действий предусмотренных УПК РФ. Необходимость в истребовании материалов и получении объяснений возникает обычно в случаях, когда имеющиеся у следователя сведения о ДТП недостаточны для вывода о тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего или о размере причиненного ущерба, либо имеются указания на наличие какого-либо обстоятельства, исключающего производство по уголовному делу. Таким образом проверочные действия должны проводиться тогда, когда имеющиеся сведения о ДТП недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Особые требования в законе установлены к процедуре определения смерти лица, пострадавшего в результате ДТП или тяжести вреда, причиненного его здоровью. В данном случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза материального ущерба, возникшего в результате столкновения ТС определяется по правилам, установленным в Методическом руководстве по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. В случае необходимости может быть назначена судебно-товароведческого экспертиза. В соответствии с законом действует принцип возмещения в полном объеме вреда причиненного ДТП, то есть определяются затраты на восстановление ТС, поврежденного в результате ДТП, а также утрата товарной стоимости в результате полученных повреждений.

Многие автотранспортные происшествия проходят при повышенных скоростях движения автомобиля, за относительно короткое время и нередко при отсутствии свидетелей. Перед судебно-медицинской экспертизой ставится задачи, которые не могут быть ограничены только условием причины смерти и характера повреждений. Воссоздание обстоятельств происшествия требует от судебно-медицинского эксперта решения широкого комплекса вопросов, связанных с механизмом причинения как травмы в целом, так и отдельных ее этапов (фаз оценки их с учетом данных осмотра МП и ТС, особенностью данных происшествия).

На разрешение судебно-медицинской экспертизы ставятся обычные вопросы:

  • 1) каковы причины смерти потерпевшего;
  • 2) какой характер телесных повреждений, их локализация (очаг);
  • 3) когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
  • 4) наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).

Судебно-медицинская экспертиза может также установить:

  • 1) имел ли место факт переезда человека или повреждения получены им в результате удара;
  • 2) в каком положении находится потерпевшим в момент ДТП;
  • 3) в каком физическом состоянии он находился в момент автоаварии (в трезвом или в состоянии опьянении и т.п.);
  • 4) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняется в соответствующих случаях водителям, пассажирам, пешеходам во время ДТП;
  • 5) имеются ли следы волочения потерпевшего, причем пожизненные или посмертные;
  • 6) возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с участниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
  • 7) как быстро наступила смерть пострадавшего.

Причиненные при ДТП телесные повреждения «можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного доступа (размер, форму), например, отпечатки протектора-шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные - возникают только в условиях характерных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные повреждения, не имеющие присущих двери первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или постороннего предмета» Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипова А.Г. (отв. ред.) и проф. Волынского В.А. - М.: СПАРК, 1998, с. 466-467.

По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.

Любое дорожно-транспортное происшествие подразумевает тщательное изучение всех обстоятельств, при которых оно было совершено. Сюда входит и поиск виновного лица, и осмотр автомобиля, и оценка причиненного ущерба. Именно для этого существует автотехническая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Что устанавливает автотехническая экспертиза?

Она является одним из видов судебных экспертиз, проводимых при расследовании дел, которые связанны с различными авариями и другими дорожно-транспортными происшествиями.

Экспертиза необходима в первую очередь для того, чтобы выяснить все обстоятельства ДТП. Заключение эксперта в данном случае играет немаловажную роль для установления виновных в суде.

Это комплексное исследование, для проведения которого эксперту необходимы знания в самых разнообразных областях, включая медицину, криминалистику, обслуживания и ремонт транспортных средств и т. д.

Под транспортными средствами в этом ключе подразумеваются:

  • не только личные автомобили;
  • но и мотоциклы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • и общественный транспорт.

Все эти транспортные средства являются объектами автотехнической экспертизы. Помимо этого, к объектам экспертизы относятся место происшествия, протоколы осмотра и допроса участников ДТП и свидетелей, и т. д. Различают комиссионную, комплексную и единоличную автотехническую экспертизу.

Они отличаются сложностью обстоятельств совершения ДТП, поэтому при комиссионной экспертизе требуется несколько экспертов с одинаковой специальностью.

Комплексная экспертиза подразумевает участие нескольких разных экспертов, а единоличную экспертизу проводит только один человек.

Чем регулируется

Автотехническая экспертиза регулируется:

  • «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»;
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • и Гражданско-процессуальным кодексом.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП – это целый комплекс исследований, необходимый для выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поэтому существует несколько видов экспертизы, каждая из которых имеет узконаправленные задачи.

Обстоятельств ДТП

Данная экспертиза необходима для того, чтобы выяснить:

  • механизм развития ДТП;
  • где находились транспортные средства перед столкновением;
  • скорость транспортных средств;
  • время, которое требуется ля остановки автомобиля при данных условиях;
  • соблюдали ли водители правила дорожного движения;
  • была ли у водителя возможность избежать столкновения;
  • какие требования ПДД нарушил виновник, и было ли это причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Технического состояния ТС

Экспертиза технического состояния автомобиля необходима для выяснения следующих вопросов:

  • исправность транспортного средства;
  • в чем заключается обнаруженная неисправность;
  • могла ли поломка привести к дорожно-транспортному происшествию;
  • в чем заключается причина появления неисправности;
  • когда конкретно возникла поломка, до аварии или после;
  • была ли у водителя возможность выявить неисправность автомобиля до поездки;
  • мог ли водитель избежать дорожно-транспортного происшествия с данной неисправностью.

Транспортно-трасологическая

Эта экспертиза необходима для выяснения обстоятельств ДТП и устанавливает:

  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • траектория движения автомобилей до столкновения друг с другом;
  • какой автомобиль находился неподвижным на момент столкновения, а какой нет;
  • какие повреждения из имеющихся были получены в результате ДТП.

Инженерно-психофизиологическая

Экспертиза в первую очередь выясняет психическое состояние участников ДТП и их поведение в этом момент.

С ее помощью эксперт выясняет:

  • мог ли водитель оценить опасность;
  • мог ли он неправильно оценить ситуацию;
  • время, когда водитель отреагировал на создавшуюся на дороге ситуацию;
  • мог ли водитель предотвратить ДТП с учетом всех повлиявших на него в тот момент факторов.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Проведение любой экспертизы в рамках расследования невозможно без определенных процессуальных действий. В данном случае это ходатайство о проведении, без которого любая экспертиза признается незаконной и не имеет юридической силы.

Установленной формы ходатайства нет, но писать его лучше с соблюдением всех правил делопроизводства.

Документ состоит из трех частей. Это вводная, описательная и резолютивная части.

  1. В начале документа указываются данные сторон и прочие реквизиты.
  2. Описательная часть содержит основания для проведения данной экспертизы. Необходимо уточнить, какой именно вид экспертизы требуется.
  3. Далее обязательно указываются вопросы, на которые нужно ответить эксперту и документы, которые прикладываются к ходатайству.

    Если экспертизу будет проводить конкретный человек, то следует написать его данные.

  4. Также указывается, за чей счет будет проводиться экспертиза после ДТП.

Кто подаёт

Ходатайство можно подать как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса. Сделать это может следователь, адвокат или судья. В уголовном и гражданском процессе разрешено подавать ходатайство устно, но делать этого не рекомендуется.

Впоследствии результаты такой экспертизы можно оспорить, поэтому лучше составить письменный документ.

Образец

Образец ходатайства о назначении экспертизы можно

Иногда заключение эксперта вызывает ряд споров у участников процесса, поэтому закон разрешает проведение дополнительной экспертизы.

Повторная экспертиза всегда отвечает на те же вопросы, которые изучались во время первого исследования.

При наличии дополнительных вопросов к эксперту следует назначить новую, а не повторную экспертизу.

Задачи исследования

Проведение судебной автотехнической экспертизы требуется для того, чтобы установить истину при расследовании уголовного дела. В итоге экспертиза должна ответить на основной вопрос: был ли это несчастный случай или ДТП произошло в результате пренебрежительного отношения к ПДД одного из участников.

Объекты и материалы

Помимо места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, которым в результате столкновения был причинен ущерб, эксперт также имеет право на изучение дополнительных материалов дела.

Но это возможно только в том случае, если они относятся к предмету экспертизы. Он может участвовать в допросах и запрашивать необходимые протоколы у следователя. Помимо этого, эксперт принимает участие в следственных действиях.

Какими данными руководствуются

Свои исследования эксперт проводит на основании следующих предоставленных ему материалов:

  • ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп;
  • протокол осмотра и схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра технического состояния автомобиля;
  • справка по ДТП.

Этот список нередко дополняется другими материалами по делу.

К примеру, это может быть протокол следственного эксперимента.

Служебный эксперт самостоятельно получает при выезде на место и других процессуальных действиях. Но эксперт не имеет права самостоятельно исследовать те материалы дела, которые не относятся к непосредственному объекту экспертизы.

Также ему запрещено изымать такие материалы из дела и приглашать для проведения экспертизы третьих лиц.

Вопросы эксперту

Чаще всего эксперт при проведении этой экспертизы обязан предоставить ответы на следующие вопросы следователя или суда:

  1. Определение технического состояния всего автомобиля и наличие неисправностей.

    Эксперт обязательно должен выяснить характер неисправности, причину ее появления, а также могла ли она спровоцировать ДТП.

  2. Какой ремонт теперь требуется для восстановления транспортного средства.
  3. Расположение транспортных средств участников ДТП на момент столкновения, скорость, а также возможность водителей предотвратить столкновение.
  4. Могло ли состояние дороги и другие факторы повлиять на возникновение ДТП.

Заключение

Этот документ является итогом всей проведенный экспертизы и выступает доказательством в судебном процессе. Он составляется по определенным правилам и обязательно содержит вводную и исследовательскую части, а также выводы.

Вводная часть экспертного заключения содержит наименование органа, в котором экспертиза проводилась, данные эксперта, вид экспертизы и т. д.

Вопросы, на которые эксперт обязан был ответить, должны приводиться в той же формулировке, что и в ходатайстве.

Никаких изменений не допускается.

Также эксперт должен указать:

  • перечень материалов и объектов, предоставленных для исследования;
  • обстоятельства дела;
  • данные лиц, которые присутствовали во время экспертизы;
  • список нормативных документов, которые эксперт использовал во время работы.

Документ подписывается самим экспертом и заверяется печатью организации, где проводились исследования. Схемы, чертежи и фототаблицы также обязательно подписываются.

Заключение, как и приложение к нему, должно иметь несколько копий, одна из которых направляется лицу, назначившему экспертизу.

Когда эксперт не может ответить на поставленные ответы, он подает сообщение о невозможности дать необходимое заключение. Если же он может ответить лишь на некоторые вопросы, то сообщение составлять не нужно.

Образец

Сроки проведения

Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для проведения автотехнической экспертизы. Комплексная оценка транспортного средства занимает у эксперта 3–4 дня , но на практике это срок больше. К тому, же многое зависит от степени загруженности специалиста другими экспертизами.

Стоимость

Чаще всего экспертиза транспортного средства оплачивается виновником аварии. Определенную стоимость услуг эксперта назвать невозможно, так как она зависит от характера повреждений и т. д.

В целом, минимальная сумма, которую придется заплатить, составляет 5–7 тыс. рублей.

Если проводится независимая экспертиза, то при обращении в центр необходимо учитывать увеличение этой суммы.

Эксперт, осуществляющий автотехническую экспертизу, должен быть хорошим специалистом и иметь определенный опыт.

Ведь нередко от его профессионального заключения зависят достаточно серьезные вещи, особенно, если это касается уголовного дела. В любом случае, законом не запрещено проводить дополнительные исследования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!