Виды спасательных устройств, их назначение. Спасательная веревка ее назначение и сроки испытания Пожарная спасательная веревка назначение испытание

ГОСТ Р 53266-2009

Группа Г88

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ВЕРЕВКИ ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ.

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire equipment. Fire saving cord. General technical requirements. Test methods


ОКС 13.220.10
ОКП 48 5485

Дата введения 2010-01-01
с правом досрочного применения*
_______________________
* См. ярлык "Примечания".

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 37-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества веревок пожарных спасательных (далее - веревка), а также материалов, применяемых для их изготовления.

1.2 Настоящий стандарт может применяться при проведении сертификационных испытаний.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ Р 15.309-98* Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.
_________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 15.309-98 . Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.601-2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.

ГОСТ 166-89 ИСО 3599-76 Штангенциркули. Технические условия.

ГОСТ 380-88* Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005 . - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 427-75 * Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия.

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 15150-69 * Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 17299-78 * Спирт этиловый технический. Технические условия.

ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректифицированный технический. Технические условия.

ГОСТ 19030-73 * Коуши. Конструкция и размеры.

ГОСТ 25552-82 * Изделия крученые и плетеные. Методы испытаний.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 веревка пожарная спасательная (ВПС): Веревка, предназначенная для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ.

3.2 коуш: Конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

4 Технические требования

4.1 Разрывная нагрузка веревки должна составлять не менее 10 кН.

4.2 Показатель жесткости веревки должен быть не более 0,25 м.

4.3 Относительное удлинение шнура веревки должно находиться в диапазоне от 11% до 45%.

4.4 Длина веревки ВПС-30 должна составлять не менее 30 м, ВПС-50 должна составлять не менее 50 м.

4.5 Диаметр шнура веревки должен составлять (11±1) мм.

4.6 Масса веревки:

- ВПС-30 не более 2,7 кг;

- ВПС-50 не более 4,5 кг.

4.7 Статическая разрывная нагрузка веревки должна быть не менее 7,5 кН после воздействия на нее:

а) температуры окружающей среды (450±10) °С в течение не менее 10 с;

б) металлического стержня, нагретого до температуры (450±10) °С, в течение не менее 30 с;

в) открытого пламени в течение не менее 30 с.

4.8 Статическая разрывная нагрузка веревки должна быть не менее 10 кН при температурах минус (40±1) °С, (40±1) °С.

4.9 Веревка должна выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой (100±5) кг с высоты (2,00±0,05) м.

4.10 Веревка должна сохранять прочностные свойства и внешний вид при воздействии на нее воды и растворов поверхностно-активных веществ (5%-ного водного раствора натрия хлористого по ГОСТ 4233).

4.11 Каждая веревка должна быть уложена в чехол. Конструкция чехла должна иметь карман для размещения паспорта (формуляра) и ремень для переноски с регулировкой по длине.

4.12 Концы веревки должны быть оплавлены или замаркированы и заделаны в коуши.

4.13 Линейные размеры коушей должны соответствовать ГОСТ 19030 .

5 Требования к комплектности

В обязательный комплект поставки должны входить:

- веревка - 1 шт.;

- чехол - 1 шт.;

- паспорт-инструкция (формуляр) по ГОСТ 2.601 - 1 шт.

6 Требования к маркировке

На каждой веревке должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:

- наименование (условное обозначение) изделия;

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

- обозначение условного размера;

- дату изготовления (год и месяц).

Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

7. Правила приемки

7.1 Веревки должны подвергаться приемосдаточным, приемочным, квалификационным, периодическим, типовым и сертификационным испытаниям.

Периодические и приемосдаточные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.309.

Приемочные и квалификационные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201 .

Типовые испытания проводятся в случае внесения изменений в конструкцию, материалы или технологию изготовления веревки. Типовые испытания проводятся по специально разработанной программе.

7.2 Номера пунктов, в которых изложены технические требования и методы испытаний по показателям назначения, приведены в таблице 1.


Таблица 1

Номенклатура видов испытаний

Пункты настоящего стандарта

Техническое требование

Метод испытаний

Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

4.12, 4.11, 5, 6

Проверка линейных размеров коушей

Проверка прочности после воздействия воды и ПАВ

Проверка длины

Проверка диаметра

Проверка массы

Проверка показателя жесткости шнура

Проверка разрывной нагрузки

Проверка относительного удлинения

Проверка разрывной нагрузки веревки после температурных воздействий

Проверка разрывной нагрузки в пределах рабочих значений температур

Проверка прочности динамической нагрузкой

8. Методы испытаний

8.1 Общие требования к проведению испытаний

8.1.1 Веревки испытывают в состоянии, в котором они предлагаются потребителю.

8.1.2 Все испытания должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 , 3.15.

8.1.3 Перед испытаниями образцы выдерживают в нормальных климатических условиях в течение не менее 24 ч, если не оговорено другое требование.

8.1.4 Образцы для испытаний выбирают методом случайного отбора.

8.2 Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

Комплектность, маркировку и внешний вид веревки на соответствие требованиям 4.11, 4.12, 5, 6, а также конструкторской документации на конкретную продукцию проверяют внешним осмотром трех образцов.

Веревка считается выдержавшей испытание, если образцы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

8.3 Проверка линейных размеров коушей

Проверка линейных размеров коушей проводится измерением штангенциркулем по ГОСТ 166 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если линейные размеры коушей соответствуют ГОСТ 19030 .

8.4 Проверка длины веревки

Проверка длины веревки проводится на трех образцах. Измерение образцов производится с помощью металлической рулетки по ГОСТ 7502 после предварительного растяжения их усилием (50±5) Н в течение не менее 1 мин.

Измерение проводится не позднее 10 мин после снятия нагрузки в соответствии с рисунком 1. Время измеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

Рисунок 1 - Схема измерения длины веревки


Изделие считается выдержавшим испытание, если длина каждого из трех образцов веревки ВПС-30 составила не менее 30 м, ВПС-50 составила не менее 50 м.

8.5 Проверка диаметра шнура веревки

Для определения диаметра проводится измерение длины окружности поперечного сечения шнура веревки после предварительного растяжения образца в течение не менее 1 мин усилием (50±5) Н. Измерение проводится не позднее 10 мин после снятия нагрузки. Время измеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

Образец шнура веревки плотно оборачивается по образующей полоской бумаги шириной (10±1) мм так, чтобы концы полоски перекрывали друг друга. Двойной слой бумаги прокалывается иглой диаметром не более 1,5 мм. Расстояние между центрами проколов измеряется штангенциркулем по ГОСТ 166 . Результат округляется до 0,1 мм. Измерения проводятся в пяти точках равномерно по всей длине веревки. Диаметр шнура веревки мм определяется по формуле

где - длина окружности, мм;

3,14.

Изделие считается выдержавшим испытание, если каждое из полученных значений пяти вычислений диаметра шнура находится в интервале от 10 до 12 мм.

8.6 Проверка массы веревки

Проверка массы веревки проводится на трех образцах поочередным их взвешиванием на весах статического взвешивания с погрешностью не более 1%.

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученное значение массы каждой веревки без чехла: ВПС-30 - не более 2,7 кг, ВПС-50 - не более 4,5 кг.

8.7 Проверка показателя жесткости шнура веревки

Проверка показателя жесткости шнура веревки проводится на трех образцах длиной (0,50±0,01) м, взятых от одной веревки в разных ее участках. Длина образца замеряется металлической линейкой по ГОСТ 427 .

Образец укладывается на горизонтальной и плоской поверхности в соответствии со схемой на рисунке 2а таким образом, чтобы один конец образца находился в точке А, а другой - в точке В. Груз массой (0,023±0,001) кг крепится к концу образца в точке В ниткой. Образец перемещают в направлении прямой АВ со скоростью не более 10 мм/с до тех пор, пока свисающий конец образца не коснется прямой линии ВС (рисунок 2б), составляющей с прямой АВ угол (41±1)°.

Рисунок 2 - Схемы испытаний по определению показателя жесткости образца веревки


Показатель жесткости шнура веревки характеризуется величиной отрезка , длина которого измеряется линейкой по ГОСТ 427 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если каждое полученное значение показателя жесткости шнура веревки составило не более 0,25 м.

8.8 Проверка разрывной нагрузки веревки

Проверка разрывной нагрузки веревки проводится на трех образцах шнура путем поочередного нагружения их до разрушения. Скорость движения подвижного зажима не более 250 мм/мин. Минимальное расстояние между зажимами 300 мм. Один конец образца должен быть изготовлен заводским способом в соответствии с 4.12, второй конец закрепляют с помощью улиточного зажима. В точке касания зажима с образцом ставят метку. Длина образца определяется в зависимости от вида установки или стенда, позволяющих произвести данное испытание. За показатель разрывной нагрузки принимают результат, полученный при разрыве образца между заводской заделкой и меткой.

Значение разрывной нагрузки определяют динамометром или иным способом.

Изделие считается выдержавшим испытание, если минимальное значение разрывного усилия, полученное на каждом из трех образцов, составило не менее 10 кН.

8.9 Проверка относительного удлинения

Проверка относительного удлинения шнура веревки проводится в соответствии с ГОСТ 25552 .

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученная величина среднеарифметического значения относительного удлинения образцов находится в интервале от 11% до 45%.

8.10 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды и поверхностно-активных веществ

Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды и раствора натрия хлористого проводится на шести образцах шнура, подготовленных в соответствии с 8.8 настоящего стандарта.

8.10.1 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия воды

Три образца веревки помещают в емкость, которая заполняется водой до полного погружения образцов. Образцы выдерживают в воде в течение не менее 1 ч.

Время выдержки измеряют секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

По истечении указанного времени образцы извлекают из воды и высушивают при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 в течение не менее 24 ч. Указанный цикл воздействия проводят двенадцать раз.

После проведения всех циклов воздействия воды образцы подвергают испытаниям на прочность по 8.8.

8.10.2 Проверка разрывной нагрузки веревки после воздействия поверхностно-активных веществ (5%-ного водного раствора натрия хлористого по ГОСТ 4233).

Три образца веревки помещают в емкость, заполненную раствором натрия хлористого, и выдерживают в ней в течение не менее 1 ч.

После выдержки в растворе образцы промывают в воде и высушивают при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 в течение не менее 24 ч, а затем испытывают на прочность по 8.8.

8.10.3 Изделие считается выдержавшим испытания, если полученные значения разрывной нагрузки после каждого вида испытаний на каждом из образцов составили не менее 10 кН.

8.11 Проверка разрывной нагрузки веревки после тепловых воздействий

Проверка разрывной нагрузки веревки после тепловых воздействий проводится на девяти образцах, подготовленных в соответствии с 8.8 настоящего стандарта.

8.11.1 Испытание веревки после воздействия повышенной температуры.

Испытание проводится в следующем порядке:

- три образца, скрученные в спираль, поместить в печь с температурой (600±10) °С на расстоянии не менее 50 мм от стенок;

- выдержать образцы в печи в течение не менее 10 с;

- после теплового воздействия в течение не более 0,5 ч произвести поочередное нагружение каждого образца до разрушения в соответствии с 8.8.

Время замеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с.

8.11.2 Испытание веревки нагретым стержнем.

Испытание проводится на трех образцах в следующем порядке:

- разложить образец по всей длине на горизонтальной поверхности;

- прогреть стальной стержень не менее (10x10x200) мм при температуре (450±10) °С в течение не менее 20 мин;

- не позднее, чем через 5 с после прогрева положить стержень посередине образца перпендикулярно продольному направлению;

- не менее чем через 30 с стержень снять с образца;

- повторить испытания на остальных образцах;

- провести поочередное нагружение образцов до разрушения в соответствии с 8.8.

8.11.3 Испытание веревки на воздействие открытым пламенем.

Испытание веревки на воздействие открытым пламенем проводится на трех образцах шнура в следующем порядке:

- установить образец на стенд для огневых испытаний в соответствии с рисунком 3;

- наполнить емкость, расположенную по центру стенда, этанолом (ГОСТ 18300 или ГОСТ 17299) в количестве (10±1) мл при температуре (20±5) °С;

- этанол поджечь и в течение (30±1) с выдержать образец под действием открытого пламени, время замеряется секундомером с погрешностью измерения не более ±0,2 с;

- повторить указанные выше действия с остальными образцами;

- произвести нагружение поочередно трех образцов до разрушения в соответствии с 8.8.

1 - образец веревки; 2 - опоры; 3 - емкость для горючего

Рисунок 3 - Схема испытаний образца веревки на воздействие открытого пламени

8.11.4 Изделие считается выдержавшим испытания, если полученные значения разрывной нагрузки после каждого вида испытаний на каждом из образцов составили не менее 7,5 кН.

8.12 Испытание веревок на разрывную нагрузку при предельных значениях температуры

Испытание проводится на шести образцах, подготовленных в соответствии с 8.8, поэтапно:

- образцы поместить в климатическую камеру и выдержать в течение не менее 6 ч: три образца при температуре минус (40±1) °С и три образца при температуре (40±1) °С;

- после "замораживания" ("нагревания") образцы извлечь из камеры и в течение не более 10 мин подвергнуть их поочередному нагружению до разрушения в соответствии с 8.8.

Изделие считается выдержавшим испытание, если полученные значения разрывных нагрузок каждого образца составили не менее 10 кН.

8.13 Проверка прочности веревки динамической нагрузкой

Испытание веревки на динамическую прочность проводится на одном образце по схеме, представленной на рисунке 4, при этом образец должен быть изготовлен в соответствии с 8.8 с длиной свободной петли, равной (2,00±0,05) м. Длина измеряется с помощью металлической рулетки по ГОСТ 7502 . Произвести сброс контрольного груза массой (100±5) кг.

1 - контрольный груз; 2 - испытываемый образец; 3 - опора

Рисунок 4 - Схема испытаний образца веревки на воздействие динамической нагрузкой


Изделие считается выдержавшим испытание, если не произошло обрыва образца после воздействия на него динамической нагрузкой.

Приложение А (обязательное). Стержень

Приложение А
(обязательное)

Рисунок А.1 - Стержень для проведения испытания по 8.11



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.

Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

Пневматическое прыжковое спасательное устройство

Испытание ППСУ производится перед постановкой ППСУ в боевой расчет.

Испытание производится путем сбрасывания на ППСУ грузомакета (мешка с песком) массой 100 кг с высоты 20 м.

В результате испытаний не должно происходить разрушение материалов и конструкций ППСУ. При падении грузомакета в ограниченную часть рабочей поверхности ППСУ он не должен ударяться о грунт.

Отметка о первом испытании и последующем применении заносятся в соответствующие разделы паспорта на ППСУ.

Техническое обслуживание и испытание баллона со сжатым воздухом производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и паспортом на баллон.

Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).

Управление по подготовке и сдаче нефти и газа

И Н С Т Р У К Ц И Я

(обозначение)

УТВЕРЖДАЮ:

Главный инженер УПСНиГ

В.А. Петров

«___»_______________2007г.

И Н С Т Р У К Ц И Я

по эксплуатации и испытанию страховочных поясов и веревок

(обозначение)

1. Общие требования

1.1. Предохранительные пояса и страховочные веревки применяются рабочими для предохранения падения при выполнении работ на высоте, а так же при выполнении работ в канализационных, водопроводных колодцах, резервуарах.

1.2. Исправность предохранительного пояса и страховочной веревки должны проверяться рабочим каждый раз перед их применением, а ответственным ИТР не реже 1 раза в декаду месяца.

1.3. На каждом поясе должна быть бирка с указанием номера и даты испытания, а также клеймо завода изготовителя, подтверждающее пригодность к работе и указывающую дату его изготовления.

1.4. У мастера должен быть журнал регистрации проверки поясов в котором записывается дата и результаты проверки после каждого осмотра.

2. Испытание предохранительных поясов и страховочных верёвок

Все предохранительные пояса и страховочные веревки перед применением должны испытываться на механическую прочность по методике ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

2.1. Статическому испытанию следует подвергать все пояса из полученной партии. При испытании статической нагрузкой пояс должен закрепляться на жесткой опоре и к карабину подвешивается груз весом 400Н(400кгс). Время испытания –5 минут.

2.2. Страховочная веревка испытывается на прочность не реже, чем 2раза в год статической нагрузкой,указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

2.3. Для испытания страховочную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 225кг. на 5 минут. После снятия нагрузки на страховочной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Страховочную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

2.4. Динамическому испытанию подвергается каждый десятый пояс из полученной партии.

Динамическому испытанию поясов на прочность производить согласно ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

2.5. Пояса считаются выдержавшими испытание, если при осмотре после их испытания не будет обнаружено разрушений и остаточных деформаций элементов поясов.

2.6. В случае обнаружения дефекта при динамическом испытании вся партия поясов бракуется.

2.7. Пояса и страховочные веревки отбраковываются и снимаются с эксплуатации в случае:

¨ Наличие следов глубокой коррозии на металлических частях;

¨ Наличия порчи швов;

¨ Наличие выпавших пистонов.

¨ Разрывов или перетирания волокон страховой веревки более допустимого;

¨ Повреждение связок или карабинов;

¨ Разрывов и трещин в поясном ремне и других неисправностей, ослабляющих прочность пояса

¨ Конструкция замыкающего устройства не соответствует ГОСТ.

2.8. Испытание страховочных поясов и веревок производится под руководством ответственного лица назначенного приказом по предприятию.

2.9. Результаты технического освидетельствования страховочных поясов и веревок заносятся в эксплуатационный паспорт по следующей форме:

Дата освидетель-ствования

Результаты освидетельствования

Дата следующего освидетель-ствования

Должность, Подпись проверявшего

Примечание

3. Меры безопасности

3.1. Пользоваться поясом и страховочной веревкой по истечению срока испытания, а так же использовать их не по назначению- ЗАПРЕЩАЕТСЯ

3.2. Предохранительные пояса и страховочные веревки должны отвечать следующим требованиям:

¨ Предохранительный пояс должен быть надежным средством для предупреждения от падения при работе на высоте и отвечать требованиям ГОСТ или соответствующим нормам.

¨ Страховочная веревка должна отвечать следующим требованиям - не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются не более 15шт.на 200мм длины веревки.

¨ Материалы из которых изготовлены предохранительные пояса и страховочные веревки должны хорошо противостоять действию атмосферных осадков, солнечных лучей и перепаду температур.

¨ Запрещается проводить самостоятельный ремонт пояса или работать с поясом не прошедшим испытания на статическую нагрузку перед выдачей в эксплуатацию.

¨ Точка крепления страховочной веревки должна находиться выше центра тяжести человека.

Требования безопасности при ликвидации горения в жилых домах.

При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

перекрытию задвижек на газопроводе;

отключению подачи электроэнергии;

снижению температуры и удалению дыма из помещения;

охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

Определение и классификация пожарных насосов.

Насосами называются машины для перемещения жидкостей или газов, в которых механическая энергия двигателя преобразуется в гидравлическую энергию движущейся среды.

· Объёмные – поршневые, плунжерные, роторные (шиберные, шестерённые)

· Струйные – гидроэлеваторы, эжекторы и инжекторы.

· Лопастные – центробежные, осевые, вихревые.

Понятие о ликвидации пожаров.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его повторного возникновения.

Обязанности РТП.

РТП обязан:

обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), привлекать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (ГДЗС), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре;

сообщать дежурному диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом пожарной охраны, участвующего в тушении пожара и привлеченных к тушению пожара сил, доводить до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества, к установлению причины пожара;

составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые настоящими Указаниями на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

5. Тушение пожаров самолётов в аэропортах и ангарах.

При пожаре возможны:

быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

взрывы баллонов со сжатым газом;

быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ведении боевых действий необходимо:

сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру.

При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

Тушение летательных аппаратов на стоянках а в ангарах:

организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.

6. Дайте определение понятию «Пожар».

Пожар – комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат нестационарные (изменяющиеся во времени и пространстве) процессы горения, тепло- и массообмена. Пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Веревка спасательная. Назначение, порядок испытания.

Спасательная верёвка предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно – спасательных работ, а также при тренировках.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Предназначена для обеспечения проведения спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций в помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от минус 40° до 50"С и относительной влажности воздуха 98% температуре 20°С.

Бывают двух видов:

Веревка состоит из полиамидного шнура, коушей и металлических гильз. Шнур плетеный полиамидный для веревки пожарно-спасательной представляет собой плетеное изделие цилиндрической формы, образованное двумя системами нитей: оплеткой и наполнением.

Спуск по веревке необходимо осуществлять плавно, без рывков и резких остановок. В месте соприкосновения веревки с острыми и раскаленными предметами необходимо использовать прокладку.

После каждого использования веревку необходимо подвергнуть внешнему осмотру, очистить от грязи и при необходимости просушить. Веревки должны храниться в сухих закрытых помещениях, закрытыми от попадания прямых солнечных лучей, бензина и других растворителей, на расстоянии не менее 0,5м от отопительных приборов. Укладывать в чехол допускается только просушенную веревку

Один раз в десять дней, а также перед каждым заня­тием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени

Перед каждым использованием на пожаре и на за­нятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов (не более) в течение 1...2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины (для пеньковой) и 10% (для синтетической).

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Диэлектрические средства.

В условиях пожара нередко приходится встречаться с электропроводкой, находящейся под напряжением, не превышающем обычно 250 В.

При более высоком напряжении тушение пожара начинают только после выключения тока. В этих случаях для резки электропроводов используют комплект электрозащитных средств.

К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

Перчатки резиновые диэлектрические;

Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);

Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление.

Испытания электрозащитных средств, проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания и делается запись в Журнале учета испытания ПТВ. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

· для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

· для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий;

· для переносного заземления - разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Сроки проведения испытаний:

· перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;

· галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

· боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

· ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год;

Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Билет № 3

  1. Немеханизированный пожарный инструмент. Состав, назначение, характеристики.
  2. ТО пожарных автомобилей. Виды. Периодичность проведения.
  3. Порядок работы на насосе при подаче пены с забором воды от ПВ.