Древняя и средневековая демократии. Контрольная работа Контрольная работа по дисциплине «Политология

Ход урока

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых таких образований связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определенной территории, решало важные для всего общества вопросы.

Для простых задач в статических условиях автократичная, централизованная структура, которая в прошлом характеризовалась большинством промышленных организаций, была более быстрой, опрятной и более эффективной. Наш аргумент в пользу демократии опирается на дополнительный фактор, достаточно сложный, но глубоко важный. Современная промышленная организация была основана примерно на устаревшей системе военных. Реликвии этого все еще можно найти в неуклюжей терминологии, такой как «линия и штат», «стандартная операционная процедура», «таблица организации» и т.д. другие остатки можно увидеть в эмоциональных и психических предположениях относительно работы и мотивации, которые сегодня проводят некоторые менеджеры и промышленные консультанты.

Раздаточный материал: «Главным занятием египтян было земледелие. Единственным источником влаги для полей были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому поселку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома и начинал передавать свою власть по наследству».

По большому счету, эти концепции меняются, и даже военные уходят от упрощенных и сомнительных предположений, из которых первоначально была основана его организация. Еще более поразительным, как мы уже упоминали, являются события, происходящие в промышленности, не менее глубокие, чем фундаментальный переход от самодержавных и произвольных капризов прошлого к демократическому принятию решений.

Это изменение происходит из-за ощутимой неадекватности военно-бюрократической модели, особенно ее реакции на быстрые перемены, и потому, что институт науки теперь становится более подходящей моделью. Почему наука получает признание в качестве модели? Не потому, что мы преподаем и проводим исследования в исследовательских университетах. Как ни странно, университеты были устойчивы к демократизации, гораздо больше, чем большинство других учреждений.

В чьих руках находилась власть?

В интересах кого номарх осуществлял свою власть?

Общество признало за теми, кто руководил общественно значимыми работами право управлять, издавать те или иные распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами общества, прибегая в случае нарушения их к силовым решениям.

На доске (учащиеся записывают в тетрадь):

Наука выигрывает, потому что проблемы, стоящие перед современными предприятиями, - это процесс сбора знаний, поиск истины и дилеммы. Менеджеры - это не ученые, и мы не ожидаем их. Но процессы решения проблем, разрешения конфликтов и признания дилемм имеют большое родство с академическим стремлением к истине. Учреждение науки - единственное учреждение, основанное на изменениях. Он построен не только для адаптации к изменениям, но и для свержения и создания изменений. Так оно и будет - и будет - с современными промышленными предприятиями.

И здесь мы подошли к делу. Для духа исследования, создания науки, роста и процветания должна существовать демократическая обстановка. Наука поощряет политическую точку зрения, которая является эгалитарной, плюралистической, либеральной. Это подчеркивает свободу мнений и несогласия. Это против всех форм тоталитаризма, догмы, механизации и слепого повиновения. Как отметил известный социальный психолог, «люди просили свободы, справедливости и уважения именно по мере распространения науки среди них» 2.

Государство - это политическая организация публичной власти, которая объединяет общество для решения общих дел; управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. Оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности. Поэтому государство является главным учреждением (институтом) общества, посредством которого власти реализовали свою политику.

Короче говоря, единственный способ организации научного подхода - обеспечить демократические социальные условия, можно процветать. Другими словами, демократия в промышленности - это не идеалистическая концепция, а жесткая необходимость в тех областях, где когда-либо происходят изменения, и необходимо научное творческое научное предприятие. Для демократии единственная система организации, которая совместима с вечными изменениями.

Здесь можно возразить, что мы живем в эпоху быстрых технологических изменений на протяжении ста лет без каких-либо заметных изменений в средней промышленной компании. Правда, сегодня существует множество ограничений на власть руководителей над своими подчиненными по сравнению с теми, которые существовали в конце девятнадцатого века. Но это вряд ли представляет собой индустриальную демократию - функция принятия решений по-прежнему остается исключительной и ревниво охраняемой прерогативой высших эшелонов.

Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, проведение крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем в Древнем Востоке); защита страны от внешней угрозы требовала создания вооруженных объединений и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье), создание механизма власти для сохранения покорности порабощенных (Спарта - илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства. Кроме того, оно представляет население страны в отношениях с другими государствами.

Если демократия является неизбежным следствием постоянных изменений, почему мы не видели более резких изменений в структуре промышленных организаций? Устаревшие личности. Во-первых, технологические изменения быстро ускоряются. Мы начинаем эпоху, когда знания и подход людей могут устареть, прежде чем они даже начали карьеру, для которой они обучались. Мы живем в эпоху безудержной инфляции знаний и навыков, где ценность того, что вы узнаете, всегда ускользает. Возможно, это объясняет чувства бесполезности, отчуждения и отсутствия личной ценности, которые, как говорят, характеризуют наше время.

В эпоху родовой и соседской общины отношения между людьми регулировали обычаи, традиции, нормы морали, которые поддерживались авторитетом старейшины, вождя, мнением всех ее членов. Развитие хозяйственной деятельности породило более развитые формы совместного существования, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению излишнего продукта, присваиваемого теми, кто пользовался властью. Сначала незначительное, затем более явное неравенство вело к необходимости создания новых норм, правил и органов управления, которые бы регулировали новые отношения между людьми. Возникла необходимость в профессиональных чиновниках-управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти были люди, составлявшие аппарат управления. Так возникает государство.

В таких условиях индивидуум имеет относительно малое значение. Независимо от того, насколько могут быть изобретательные, энергичные и блестящие люди, время скоро догонит их до такой степени, что их можно выгодно заменить другими, одинаково образными, энергичными и блестящими, но с более современной точкой зрения и меньшим количеством устаревшие предубеждения. Как говорит Мартин Гарднер о трудностях, которые некоторые физики ухватывают теорию относительности Эйнштейна: Если вы молоды, у вас есть большое преимущество перед этими учеными.

С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов («Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством. Эти нормы права имели общеобязательный характер для исполнения населением.

Задание: Пользуясь атласом по истории древнего мира, назовите первые государства Древнего Востока и Европы.

Ваш ум еще не развил те глубокие борозды, по которым мысли так часто вынуждены путешествовать 3. Эта ситуация только начинает ощущаться как непосредственная реальность в промышленности США, и именно такое неуправляемо быстрое изменение порождает демократизацию.

Силы сопротивления. Вторая причина заключается в том, что простое существование дисфункциональной тенденции, такой как относительно медленная адаптация авторитарных структур, автоматически не приводит к ее исчезновению. Этот недостаток должен сначала быть признан тем, чем он является, или стать настолько серьезным, чтобы разрушить структуры, в которые он встроен. Оба условия только сейчас начинают ощущаться, в первую очередь, благодаря своеобразной природе современного технологического соревнования.

Назовите характерные черты, присущие этим государствам.

Признаки государства

1) Единая территория, на которой осуществляется власть государства.

2) Суверенитет - единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.

Решающее изменение заключалось в том, что угроза технологического поражения больше не приходит от конкурентов в отрасли, которые обычно могут быть быстро имитированы без большой потери, но часто поступают извне - из новых отраслей, используя новые материалы по-новому. Поэтому невозможно сделать разумное предсказание о следующих вероятных изменениях в промышленности. Удар может произойти откуда угодно. Соответственно, жизнеспособная корпорация не может просто развиваться и развиваться обычными способами.

Чтобы выжить и расти, он должен быть готов пойти куда угодно - разрабатывать новые продукты или методы, даже если они не имеют отношения к текущей деятельности организации. Возможно, именно поэтому начало демократизации появилось чаще всего в отраслях, которые в значительной степени зависят от изобретения, такого как электроника. Несомненно, почему все больше и больше растягивающихся бегемотов планируют последовательные изменения в своих организационных структурах и климатах, чтобы освободить демократический потенциал.

3) Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

4) Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов - армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5) Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

6) Гражданство, т.е. обязательность членства в государстве.

В в прошлом, этот человек обычно был человеком с единой идеей или созвездием связанных идей, которые он развил блестяще. Сегодня, как только он начинает пожинать урожай своего воображения, он внезапно оказывается устаревшим, потому что кто-то еще продвинул новшество дальше или нашел совершенно новый и превосходный подход к нему. Как легко он может отказаться от своей идеи, которая содержит все его надежды, его амбиции, его сердце? Его агрессивность теперь начинает превращаться в собственную организацию; и абсолютизм его позиции начинает быть ответственностью, мертвой рукой на гибкость и рост компании.

Задание: По приведенным ниже ситуациям определите, о каком из признаков государства идет речь:

Египет - эта страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море.

Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

Но великого человека нельзя удалить. В краткосрочной перспективе компания даже пострадала бы от его потери, поскольку ее престиж доходит до такой степени от его репутации. И к тому времени, когда он уйдет, организация отступит на второстепенную позицию в отрасли. Он может распадаться дальше, когда его личный контакт потерян.

Конечно, «культ личности» все еще существует, но он быстро исчезает. Все больше крупных корпораций предицируют их рост не на «героев», а на солидных управленческих командах. Организация Мужчины. Говорят, что место «великого человека» - «человек организации». Либералы и консерваторы так много проливают на этот переход. Консерваторы думают о старых капитанах промышленности и, возможно, о некоторых великих генералах. И никому не нравится потерять «отдельных» людей, которых оплакивает другой, отвергая их презрительно, как коммунисты и кроплеры, с одной стороны, преступники и фашисты - с другой.

Население завоеванных Дарием I стран платило налоги.

Придя к власти в 746 г. до н.э., ассирийский царь Тиглатпалассар создал постоянное, хорошо организованное войско, главную силу которого составляли колесницы и конница. Ассирийцы впервые применили при взятии крепостей осадные машины.

В 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам.

Что особенно смущает с точки зрения нынешнего вопроса, это тенденция приравнивать к самодержавию - видеть новую индустриальную организацию как та, в которой теряется весь индивидуализм, за исключением нескольких злодейских индивидуалистических манипуляторов наверху.

Но это, конечно, абсурдно в долгосрочной перспективе. Тенденция к «человеку организации» также является тенденцией к более свободной и более гибкой организации, в которой роли в какой-то степени взаимозаменяемы, и никто не является обязательным. Для многих людей эта тенденция представляет собой чудовищный кошмар, но его не следует путать с кошмарами прошлого. Это может означать анонимность и однородность, но это не означает и не может означать авторитаризм, несмотря на причудливые аномалии и гибриды, которые могут возникнуть в переходный период.

В 1792 году до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом.

Функции государства

Внутренние: охранительные (охрана порядка); регулятивные (регулируют наиболее важные общественные отношения).

Внешние: международное сотрудничество; обеспечение обороны страны.

Причина, по которой это невозможно, заключается в том, что она возникает из-за необходимости гибкости и адаптивности. Демократия и сомнительная тенденция к «человеку организации» также связаны с необходимостью максимизировать доступность соответствующих знаний, навыков и понимания в условиях большой изменчивости.

Восстание профессионала. В то время как идея «человек-организация» завысила общественное воображение, оно замаскировало теперь гораздо более фундаментальные изменения; рост «профессионала». Профессиональные специалисты, имеющие высокие степени в таких заумных науках, как криогеника или компьютерная логика, а также в более мирских бизнес-дисциплинах, входят в все типы организаций по более высокой ставке, чем любой другой сектор труда рынок.

Прочитайте текст «Исторические факты» на стр.37 §6, учебника А.Кравченко. О чем в нем идет речь? О каких причинах происхождения государства мы уже говорили? Существуют и другие теории, дающие свое объяснение происхождению государства. Они выписаны на доске. Я назову суть каждой из них, а вы попытайтесь отгадать, о какой из них идет речь.

Такие люди, по-видимому, получают свои награды от внутренних стандартов передового опыта, от их профессиональных обществ, от внутреннего удовлетворения их задач. Фактически, они привержены задаче, а не работе; к их стандартам, а не к их начальнику. Они не включены, кроме сложных условий, где они могут «играть с проблемами».

Эти новые профессионалы прекрасно совместимы с нашей концепцией демократической системы. Для них демократия не ищет новой стабильности, никакой конечной точки; он бесцельно, за исключением того, что он предназначен для обеспечения постоянного перехода, постоянного изменения, непрерывной нестабильности. Он пытается ничего не расстраивать, но только для того, чтобы облегчить потенциальное расстройство. Демократия и профессионалы определяют в первую очередь адаптивный процесс, а не «установление».

На доске: теологическая, договорная, теория завоеваний, общественная теория, расовая, патриархальная, классовая, политико-правовая.

Учитель (зачитывает характеристики данных теорий):

Государство является результатом божественного сотворения мира.

Государство происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

Государственная власть есть продолжение отцовской власти.

У одних людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. У последних развито чувство послушания, повиновения.

Государство есть источник права, которое организует жизнь общества и деятельность самого государства.

Государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Государство возникло как объединение людей на добровольной основе, в результате соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Люди делятся на высшие и низшие расы. Одни призваны господствовать над другими.

Государство возникает как результат завоевания одной части общества другой.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме. Форма государства - это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

Форма правления (Кто правит, каким образом получил власть?).

Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?).

Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств - права, авторитета, насилия - осуществляется власть?).

Формы государства

Форма правления: монархия, республика.

Форма государственного устройства: унитарное, федерация.

Политический режим: демократия, диктатура.

О какой из форм государства идет речь:

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства - унитарное.)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства - федерации.)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству.

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам.

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел.

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жестких мер (армия, полиция, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Прочитайте текст «Исторический факт» на стр. 37. Какие формы правления существуют в современной Голландии и Российской Федерации? Объясните свой ответ. Что вы знаете о формах правления известных вам государств? Что еще можно сказать о форме государства по названию нашего государства - Российская Федерация? Что вы можете узнать о государственном устройстве России из первой статьи Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»?

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.38-39 и ответьте на вопросы:

Какое государство называют городом-полисом?

Где оно впервые сложилось?

В чем особенности такого государства?

Как была организована жизнь городов-коммун в средневековой Италии?

Учитель: Существует и другая форма государства, сложившаяся примерно 200-250 лет назад - государство-нация.

Прочитайте в учебнике определение «нация», выпишите его в тетрадь.

Приведите примеры наций-государств, многонациональных государств.

Что понимается под мировым сообществом? Какие общие проблемы могут объединить государства для их решения?

Учитель: Известны такие формы объединения независимых государств, как конфедерации, содружества.

Подведем итоги:

А. Государство - это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Б. Государства бывают разные. Они различаются: по территориальному устройству; по форме правления; по политическому режиму.

Все это различные формы государства.

В. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира - простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.

Г. По форме правления различаются монархии и республики.

Д. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).

Е. Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Такая форма государства сложилась в Древней Греции и Древнем Риме.

Ж. Примерно 200-250 лет назад стали складываться государства-нации. Людей, проживающих на территории этих государств, объединяют общность языка, культуры, историческая судьба, тесные экономические связи. Помимо национальных государств существуют и многонациональные. В этих государствах живут вместе люди разных национальностей.

З. Государство и общество следует различать. Государство - это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением общества.

И. Мировое сообщество, сложившееся в результате укрепления экономических, социальных и культурных связей, зародилось в ХХ веке как объединение разных народов для решения глобальных проблем современности.

Гарантия защиты человека

«Государство и его граждане»

Основная идея урока: Гражданство - гарантия защиты гражданина, его прав, свобод государством. Взаимная ответственность граждан и государства.

Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, паспорт, суверенитет.

Знания, умения, навыки развития личности: соотносить понятия гражданин, человек, гражданство; соотносить положение граждан и неграждан в государстве; называть способы приобретения гражданства, опираясь на текст Закона «О гражданстве»; называть права и обязанности, которыми обладают граждане нашего государства, опираясь на текст Конституции РФ; выделять отличительные черты Российского государства.

Ход урока

Как же назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства? (Люди, жители страны, подданные, граждане.)

В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)

В таком случае взаимоотношения между таким государством и людьми будут строиться следующим образом: государство - сверху, внизу - подданные.

Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.

В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или работой. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащитного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена общественная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборонял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или сооружение новых кораблей, за свой счет купить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением.

Исходя из данного примера модель взаимоотношений между государством и людьми будет выглядеть иначе: ГОСУДАРСТВО - ГРАЖДАНЕ.

Гражданин - это человек, обладающий правовым статусом (совокупностью прав и обязанностей, определяющей его юридическое положение в обществе). Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин - свободный и равный в правах. Гражданин - не товарищ.

К какому определению мы отнесем следующий исторический пример?

Начало ХVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство. Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и князя Пожарского народ изгоняет интервентов. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Обязательно ли совершать военный подвиг по спасению свободы и независимости государства, чтобы быть достойным сыном своего Отечества? Какими делами можно заслужить такое звание? (Достижениями в учебе, работе, творчестве.) Приведите примеры.

Задание: В ряду приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина: чувство юмора; лукавство; ответственность; бережливость; чувство чести; работоспособность; смелость; дисциплинированность; красота; доброта; стыдливость; талантливость.

Следующий исторический пример нас относит в революционную Францию.

14 июля 1789 года народ пошел на приступ Бастилии (королевской тюрьмы). Взятие Бастилии символизировало свержение абсолютизма, уничтожение сословного деления людей. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. - документ, порожденный революцией, провозглашал равенство всех в правах и перед законом независимо от происхождения и имущественного положения. Теперь ко всем обращались со словом «гражданин», значит «равный», «свободный» и преданный делу революции: гражданин Марат, гражданин Мирабо, гражданин Дантон.

В современном понимании, гражданин - это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий свою ответственность за свои действия.

Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства (апатриды), приезжие из других государств. Чем же отличается их правовое положение в обществе?

В греческом полисе метеки (переселенцы из других областей) не допускались к участию в народном собрании, а за проживание в государстве платили налог. Рабы были лишены не только политических прав (участвовать в управлении государством), но и личных (распоряжаться своей жизнью и свободой, быть неприкосновенным в личной жизни).

Обратимся к тексту Конституции РФ, где во второй главе перечисляются права, которыми обладают все люди, и только те, кто является гражданином нашего государства. (Учитель зачитывает выдержки из Конституции, а ученики распределяют права в две группы: права человека и права гражданина.)

Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. При этом ни права, ни обязанности гражданина не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданин обязан соблюдать законы государства.

Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

Гражданин должен защищать Отечество.

Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Гражданин должен беречь памятники культуры.

Таким образом, гражданство - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Существуют два принципа определения или приобретения гражданства: принцип «крови» - гражданство человека определяется по гражданству его родителей; принцип «почвы» - по стране места рождения.

Какие существуют основания приобретения гражданства в нашей стране? Об этом говорится в Законе «О гражданстве».

Первоначальным основанием приобретения российского гражданства стало его признание: все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России на день вступления в силу российского Закона «О гражданстве», признавались гражданами России, если в течение одного года после этого дня не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Гражданами России признаются по рождению: ребенок является гражданином РФ, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения значения не имеет. В случае, когда один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином РФ независимо от места рождения. Если гражданином России является только один из родителей, а другой - иностранец, то гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. А если соглашение не достигнуто? Тогда все определяет место рождения: если ребенок родился в России, то он становится ее гражданином. Если ребенок находится на территории России, а оба родителя его неизвестны, он становится гражданином России.

Российское гражданство может быть приобретено в порядке регистрации. Это относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии (отец, мать, дед, бабка) является гражданином России, также дети бывших граждан СССР, достигшие 18 лет, и в течение 5 лет. В порядке регистрации российское гражданство приобретают и апатриды, постоянно проживающие на территории России.

Существует и процедура приема в гражданство на основании ходатайства заинтересованных лиц. С ходатайством могут обратиться достигшие 18 лет иностранцы, прожившие на территории России непрерывно пять лет и более, и лица без гражданства, прожившие там три года и более. Для беженцев этот срок сокращается вдвое.

В приеме в гражданство может быть отказано в следующих случаях: если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами России; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Вопрос: Как вы думаете, кто принимает решение о приеме в гражданство (статья 89 Конституции РФ)?

Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ, а подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Министерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел. Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт РФ. Этот порядок называется натурализацией.

Разберем следующие ситуации (работа в группах):

Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

Российская гражданка вышла замуж за ливанского гражданина. У них родилась дочь, а через два года брак был расторгнут и отец уехал на родину, а мать с дочерью остались жить в Волгограде. Через пять лет отец без согласия матери забрал дочь и вывез ее к себе в Ливан. На границе он предъявил свидетельство о рождении дочери, из которого было видно, что он ее отец. Гражданкой какого государства является дочь?

Российский гражданин не может быть лишен гражданства. В то же время он может выйти из российского гражданства, подав соответствующее ходатайство. Ему может быть отказано в следующих случаях: если он получил повестку о призыве на срочную службу в армии; если он привлечен к уголовной ответственности или осужден за уголовное преступление; если у него есть обязательства перед другими лицами, например, платит алименты, а он уезжает в ту страну, с которой у России нет договора о правовой помощи, и, следовательно, исполнение этого обязательства не будет обеспечено.

Конституция России допускает и двойное гражданство.

Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ (работа с документом):

Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.

РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту - своей обязанностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под защитой государства находятся все формы собственности.

Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство - это мы».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Демократия в древности. Демократия, как форма управления, возникла в древнейшие времена. Возможно, народовластие времена. Возможно, народовластие существовало ещ, в древних общинах охотников и собирателей, но доподлинно известно, что первые демократические государства города шумеров в междуречье. Но демократия, в современном нам понимании, возникла именно в Древней Греции.

В большинстве полисов эллинов существовали демократические партии. НО именно в Афинах демократы впервые взяли власть в свои руки. Само слово демократия в переводе с греческого означает власть народа. Власть народа очень подходящее название для государства Афин. Действительно, главным органом власти в Афинах было народное собрание. Народное собрание представляло собой назначаемое на определенную дату, постоянно действующее, собрание свободных граждан Аттики. Оно владело законодательной и отчасти исполнительной властью.

На народном собрании избирались члены совета пятисот - афинского правительства. Совет пятисот обладал исполнительной властью, назначал судей-геластов, стратегов. Но народное собрание могло отменить любое постановление правительства, чем достигалось равновесие властей. Таким образом, в древних Афинах впервые был употреблен принцип разделения властей. Но это не единственное изобретение афинян. Именно в Афинах впервые начали выплачивать деньги за государственную службу.

Это привело к тому, что должности судей, членов правительства архонтов, стратегов могли занимать даже бедные люди. Благодаря демократическому устройству государства, в Афинах существовало гражданское общество. Здесь впервые все граждане имели равные права, независимо от сословия или богатства. Благодаря демократии, Афины достигли в IV веке до н. э небывалого могущества. Это обусловлено тем, что власть стремилась принести благо всему государству, т.к. власть в Афинах была в руках народа.

Естественно, афинская демократия имела недостатки. Например, полные гражданские права имели только коренные Афиняне. Женщины не имели прав участвовать в народном собрании и имели меньшие права и обязанности. Кроме того, народное собрание мог легко увлечь своей идеей какой-либо талантливый оратор, в своих целях. Итак, в древней Греции впервые появилось настоящее демократическое государство, основанное на гражданском обществе. Схема государственного устройства, созданная древними эллинами, была настолько удачной, что дошла до наших дней, лишь незначительно усовершенствованной, скорее усложненной. Демократия в С.Ш.А. В современном мире, большинство государств имеют демократическое устройство.

Это относится как к мощным европейским государствам, так и к отсталым странам Африки и Азии. Но настоящими хранителями и основоположниками современной демократии, являются Соединенные Штаты Америки. Как государство, США существует не более двух веков, то вс это время именно демократия являлась формой государственной власти в этой стране. Неудивительно, что за это время в США была создана мощная система государственной власти, основанная на демократии.

Эта система мало изменилась за последние 150 лет, и является примером для других государств. В основе государственной системы США, лежат принципы, заложенные ещ древними греками. В штатах, как и в Древних Афинах, действует принцип разделения властей, выплаты зарплат государственным служащим. Можно найти и более конкретное средство наличие парламента, правительства, принцип всенародного голосования и доступность государственных постов любым гражданам страны.

Но США огромная страна, занимающая территорию в миллионы километров, население которой исчисляется сотнями миллионов, а не десятками тысяч человек, как в полисных Афинах. Неудивительно, что афинская система, созданная для управления маленьким городом государством, претерпела сильные изменения, усложнилась. Итак, США парламентарная республика. Основным органом управления государством является конгресс парламент, состоящий из двух палат.

Верхней палатой является сенат, состоящий из ста человек, представителем сената является палата представителей, состоящая из четырехсот тридцати пяти человек, председатель-спикер. Сенат, кроме того, контролирует внешнюю политику, утверждает назначенных президентом министров. Палата представителей избирается прямыми выборами на 2 года, сенат на 6 лет, но каждые 2 года состав сенаторов обновляется на одну треть.

В главе республики стоит президент. Он избирается на 4 года, и обычно занимает этот пост 8 лет т.е. 2 выборных срока. Президент считается главнокомандующим всеми вооруженными силами США. Он лично назначает министров, может налагать запрет на законы, которые издает конгресс. Именно президенту принадлежит вся полнота исполнительной власти, он же является главой правительства. Для управления всем государством, особенно таким большим как США, недостаточно только федеральных т.е. центральных органов власти.

Чтобы обеспечить управление страной, США поделено на 50 областей штатов, каждый из которых имеет ряд особенностей в составе населения, природных ресурсах и географическом положении. Каждый штат имеет свои законодательные и исполнительные органы власти, которые подчинены федеральным органам. Законодательная власть находится у 1 2 палатных собраний, исполнительная у губернаторов и их администраций. Кроме того, каждый штат имеет свои законы, не противоречащие основному закону страны.

В США, как и в Афинах, двухпалатная система. Но в отличии от партий древности, демократы и республиканцы не ведут прямой политической борьбы разве что на выборах. Дело в том, что эти партии оформились во время гражданской войны 1861 1865 годов, республиканцы были представителями северян, а демократы южан. В наши дни эти партии представляют интересы различных групп промышленников, землевладельцев. Двухпартийная система, при которой партии не имеют чтких политических противоречий, создает постоянную стабильность в экономике, политике, отношениях с другими странами.

Политическое устройство США представляет собой сильно усложненную и усовершенственную систему древних греков. И так же, как древние Афины в античную эпоху возвысили сво влияние в мире до небывалых высот, так и Соединенные Штаты в наше время, являются самой стабильной и мощной державой мира. Это позволяет сказать, что американская система демократии наиболее совершенное государственное устройство, существующее в наши дни. МОНАРХИЯ. Римская империя.

Монархическая власть намного древнее демократии. Деспотическая форма правления установилась в государствах Древнего Востока за тысячу лет до появления греческой демократии, а задолго до формирования первых общин земледельцев, в племенах первобытных охотников собирателей единолично правили вожди. Но самой известной и могущественной монархией древности был Рим. На первых порах своей истории Рим представлял собой демократическую республику.

Е устройство сильно походило на афинское. Здесь было и народовластие и правительство. Правда, были и отличия народное собрание несло скорее совещательную роль, а исполнительная власть принадлежала двум консулам. Но факт в том, что в определенный момент своего существования, республика пала, уступив место монархии. Для этого было много причин, но главная причина состояла в том, что грека римская система демократического управления не была приспособлена для власти над огромной страной.

В Риме монарх назывался императором. Дело в том, что первые римскими властителями стали полководцы, которые за победы и мудрое руководство войсками, назывались императорами империй высшая, неделимая власть. Император был абсолютным, неприкасаемым правителем. В его раках была сконцентрирована исполнительная власть. Он полностью контролировал все процессы, происходившие в государстве, так как ему напрямую были подчинены высшие чиновники магистраты, которых можно было свободно назначать или удалять с их постов.

Император сам издавал новые и отменял старые законы, правда, его решения утверждались сенатом. Нужно сказать, что сенат играл исключительно совещательную роль, так как был подчинен императору. Так же, римский правитель является верховным главнокомандующим, назначал легатов высших военачальников, руководил большими военными операциями. Император не являлся судьей, но мог рассматривать и решать крупные иски и уголовные дела. Таким образом, в Риме был полностью изменен принцип разделения властей все их виды сконцентрированы в руках одного человека. Всех римских императоров можно разделить на две группы императоров эпохи расцвета империи и императоров эпохи упадка.

Первые двести лет истории империи у власти находились тир великих династии Юлии Клавдии, Флавии и Антонины. Начиная с III века правили императоры одиночки, так как они не имели наследников, то есть не основателями династий. Конечно, монархия древнего Рима имела множество достоинств и недостатков, но вс-таки именно во времена империи Рим стал величайшей мировой державой, е изобретениями и культурой мы восхищаемся до сих пор. Российская империя.

Российская держава в нашем понимании оформилась на рубеже XV XVI веков. В это время окончательно сложилось централизованное Московское царство, наследницей которого являлась современная Россия. Надо сказать, что официальной формой власти, существовавшей в России или же е предшественниках, таких как Киевская, Владимиро-Суздальская Русь и других с X по начало XX века была монархия.

Но из этого временного промежутка я решил взять начало XX века время пика могущества Российской империи, величайшего из монархических государств Нового времени. Россия периода 1905 1914 годов не была абсолютной монархией в е общепринятом понимании. Да, во главе государства стоял самодержный монарх, никем и ничем не ограниченный, являвшийся главой исполнительной, законодательной и судебной власти. Но на самом деле императору было не под силу исполнять столько функций одновременно, поэтому он ограничивался только теми делами, которые в наше время исполняет президент.

Законодательную власть осуществлял двухпалатный парламент верхняя палата государственный совет, нижняя государственная дума. Устройства законодательства были таковы, что император обладал правом вето, то есть мог запретить издание нового закона, но и сам монарх единолично создать закон не мог. Исполнительную власть осуществлял совет министров, во главе с премьер министром, назначаемым императором.

Также в управление участвовали Сенат и Синод, контролировавшие судебную власть и дела религии. Эту систему государственной власти нельзя считать совершенной, однако, проанализировав социально экономическое и геополитическое положение Российской империи в этот промежуток времени, можно сказать, что Российская монархическая система власти очень удачна. К 1914 году Российская империя достигла огромных размеров, она простиралась от Балтийского моря на западе, до Тихого океана на востоке, от Шпицбергена на севере, до Гималайских гор на юге. Это позволяет считать Россию того времени самым большим государством за всю историю человечества.

Россию боялись, с ней считались во время проведения каких либо внешнеполитических акций все страны мира, даже владычица морей Великобритания, даже далекие США. А боятся было чего огромная, хорошо вооруженная и обученная армия, мощный военно-морской флот. Впечатляла и внутренняя мощь государства, его невообразимые природные ресурсы. С экономической точки зрения страна отставала от ведущих государств, но совсем немного, тем более экономика росла, грозя догнать и перегнать лидеров.

Вот некоторые данные С 1909 по 1913 год выплавка чугуна возросла более чем в 1.5 раза, добыча угля на, меди в 2 раза, на 20 увеличилось потребление хлопка, в 1.5 раза вырос грузооборот железных дорог, доля в мировом экспорте зерна колебалась от 12 до 40 . Особенно бурно развивалось сельское хозяйство, неуклонно росло благосостояние самостоятельных крестьянских хозяйств.

К 1914 году Россия накопила огромные хлебные запасы, которые были исчерпаны лишь к 1920 году. Государством проводилась и социальная политика, улучшавшая положение простого народа. Повысились требования к грамотности, образованности населения. В 1908 году принимается закон, вводящий обязательное бесплатное начальное образование. Такого рода закон был принят в России раньше, чем, например, в Англии и Франции.

Были разработаны и готовились к принятию законы, которые должны были стабилизировать отношения между рабочими и их работодателями, например о страховании рабочих на случай болезни и инвалидности. Итак, монархическая система государственной власти, существовавшая в Российской империи начала XX могла стать достойным соперником демократии. Ведь она ничем не уступала последней в сфере правовых и социальных отношений, зато превосходила демократию относительной простотой государственного аппарата, а так же стабильностью.

Но 1 я мировая война и последующее большевистское восстание не дали истории пойти данным путем. ДЕМОКРАТИЯ И МОНАРХИЯ СЕГОДНЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ. В наше время большинство стран мира имеют демократическое устройство, около 20 ти стран являются монархиями, из них 3 абсолютными. За прошедшие периоды истории человечества, впервые сложилась такая ситуация, что количество демократических государств во много раз превзошло количество монархий. Но в корне ничего не изменилось демократия просто сильней обычного потеснило монархию.

Такое уже случалось, можно вспомнить хотя бы античность. Но вот придумать что нибудь, что бы превосходило классические демократию и монархию, люди не смогли. Конечно, было много попыток создать идеальную систему, но все они провалились. Примером может служить 70 ти летняя история Советского Союза. Изначально СССР был объявлен государством всеобщего равенства, но вскоре превратился в тоталитарную империю, где власть принадлежала номенклатуре советскому подобию аристократии.

Но вскоре в общеисторических рамках, конечно эта система развалилась, уступив место демократии. Итак, на сегодняшний день, демократия серьезно потеснила монархию в общемировых рамках. Но это не значит, что монархия изжила себя и уходит, а прошлое. Просто в наше время в мире сложилось гражданское общество, отвергающее какие либо сословные рамки. Для такого общества приемлемой являются именно демократическая система.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Демократия и Монархия: Прошлое и настоящие

Многие века люди трудились и созидали, воевали и мирились, строили и разрушали. Но все их дела и начинания всегда подвергались контролю и критике со… В более развитых земледельческих общинах преобладала власть старейшин и… По-своему характеру власть может быть монархической абсолютизм, единовластие или демократической народовластие. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: