Результатом планирования в дошкольной образовательной организации. работы детского сада. Организация подготовительной работы

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.Планирование вытекает из педагогического анализа. При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.

Поскольку самосозданные группы детей дошкольного возраста обычно состоят из двух-пяти детей, «комната в комнате» должна быть создана в дошкольных учреждениях. Однако нужно разделить не только площадь, но и высоту помещения. Установка двух или более этажей или плоскостей для увеличения пространства на одной стороне. С другой стороны, эта часть пространства получит пропорции, пропорциональные высоте детей. Дети могут отправиться в одиночку или в небольшие группы. Для того, чтобы стимулировать саморегулирование детей, важно, чтобы они также играли незаметно.

Планирование образовательной работы с детьми должно строиться на определенных принципах , которые дают воспитателю возможность осуществлять систематическое и последовательное воздействие на детей через разные виды организованной (совместной) деятельности. Учитывая достижения дошкольников в организованной совместной деятельности, воспитатель постепенно подводит детей к освоению более сложного содержания, новых способов действия.

Материалы и области, стимулирующие чувства

При создании пространства необходимо следить за тем, чтобы дети находились в контакте с гувернанткой, чтобы видеть их и называть их. Поэтому создание пространства должно быть сбалансированной связью между близостью и прозрачностью. Для того, чтобы дети действовали независимо, материал и пространство должны быть доступны для них. Только пространства и материалы, которые активируют чувства и интерес ребенка, подходят для развития потенциала самообразования ребенка. Они должны иметь возможность использовать эти пространства в любое время.

Планирование с учетом принципа повторности с усложнением обеспечивает лучшее усвоение детьми программного материала во всех видах деятельности.

Усложняя материал, необходимо предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий , что обеспечит проявление творчества, позволит учесть индивидуальные особенности и способности детей.

Во время строительства и перестройки такие помещения должны планироваться для движения. В существующих детских учреждениях можно перевести общие комнаты в комнаты для перемещения. Сознательно, мы не называем комнаты «детским трауром», потому что они дают детям не только свободное пространство, но и множество дифференцированных возможностей воспринимать их тело и чувства. Возможности перемещения детей на открытом воздухе должны дополняться внутренними пространствами, созданными по своей природе. Созданные уровни игры еще лучше позволяют детям менять места и перспективы, как в реальном природном ландшафте.

При планировании учитывается принцип связи всех видов деятельности , что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

Перемещение номеров следует отличать от гимназий, перемещая возможность передвигаться по комнате. В таких поездках существует не только много разных возможностей для движения, но и дети могут также прерывать свое движение, уходить в уединение и спокойно наблюдать.

Важно найти свой собственный ритм в чередовании активности и мира. Перемещение комнат - как внешних, так и внутренних - развивает их важную роль в дифференциации чувственного восприятия тела, но только тогда, когда климат склонен двигаться в дошкольном возрасте. Учителя должны не только знать важность движения для развития ребенка, но также должны двигаться. По крайней мере, каждый губернатор должен отвечать за субъекта, который заинтересован в предмете - эксперт по движению.

- перспективное; квартал или месяц

- перспективно-календарное;месяц

- календарное.на каждый день

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование .

В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

Задачи дошкольного учреждения на год .

В дополнение к передвижным комнатам дети должны играть в те области, где они могут играть. Предоставляет ли он достаточные стимулы для всей мягкости детской игры? Могут ли дети обрабатывать материалы в комнатах не только восприимчиво, но и продуктивно и творчески, при построении, проектировании, игре в игры и т.д. Возможно ли, чтобы дети находили свой собственный ритм в своей деятельности? Какие формы сенсорно-телесного опыта предлагают возможности для создания или создания?

Профессиональная пространственная планировка

Существуют ли области, функции которых не определены и могут ли дети понять это? Организация номеров для удовлетворения любопытства детей предъявляет высокие требования к профессиональной педагогической деятельности педагогов. Их профессиональное оборудование также включает в себя базовые знания о возможностях организации пространства. Учитель должен применять эти знания на практике в дошкольных учреждениях - осознать это. Тем не менее, нет необходимости, чтобы один губернатор обладал теми же компетенциями.

Источники планирования .

Список детей по группам .

Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми

Сотрудничество с семьей .

Индивидуально-коррекционная работа с детьми .

Физкультурно-оздоровительная работа .

Специально-организованное обучение .

Виды детской деятельности .

Эти компетенции должны быть разделены между отдельными губернаторами, чтобы они соответствовали их интересам. Устроив комнату, педагог формулирует образовательные задания не в устной форме, а через материалы. Собирая, выбирая, принося и создавая - самостоятельно или с помощью других, как носитель идей в сотрудничестве с мастерами и художниками - он готовит детей к тому, как они могут получить опыт. Расположение помещений и материальное оснащение учебной площадки - сложная задача. Он должен основываться на том, что образовательный процесс ребенка задействован во всех его чувствах.

Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

Первая его часть – определение основных задач. Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

Значительное внимание следует уделять свету, цветам и акустике в комнатах не только с практической точки зрения, но и из эстетики. Поскольку чувства не действуют отдельно, стимулы, которые выходят из космоса, должны затрагивать все чувства. Однако он не должен страдать от ясности «подготовленной среды». Чем более четкие и организованные комнаты, тем лучше дети могут решать в соответствии с их интересами и потребностями. Чем более организованный материал, тем более целеустремленными могут быть дети.

Комнаты, которые поддерживают образование, никогда не заканчиваются. Сами дети и наблюдение за их действиями дают понять, что определяет комнату и что нужно изменить. Организация помещений на службе учебного процесса остается постоянной задачей. Поэтому эта роль в профессиональной консультации и в дальнейшем обучении должна быть адекватной из-за ее важности.

Сущность планирования заключается в рациональном распределении времени коллективного и индивидуального труда работников дошкольных учреждений, необходимых для достижения поставленных целей, принятых решений.

План является координированной системой решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности дошкольного учреждения в течение определенного времени: недели, месяца, года, а также на более длительный срок.

Ежедневная программа служит для поддержки процессов самообразования ребенка. Качество программы будет отражено в том, насколько гибко это позволить отдельным детям или всей группе заниматься игрой, творческой деятельностью, сбором, интервьюированием, мышлением и рабочими процессами, которые являются всеми проявлениями процессов обучения.

Дети могут разрабатывать свой собственный выбор, решать проблемы, когда воспитатели подходят к темам детей и готовят для них соответствующую материальную среду и средства массовой информации, необходимые для обработки этих тем. Дети могут реализовать свои мысли и рабочие процессы в собственном ритме и закончить их, особенно когда они могут самостоятельно открывать и использовать пространства и материалы. Им нужно знать, где найти материалы и где, например, они найдут подходящие возможности для перемещения или отдыха.

План определяет конкретные цели и задачи деятельности коллектива дошкольного учреждения и средства их достижения. Он показывает не только то, что нужно достичь, но и то как это сделать, какими силами и когда. В нем отмечаются основные пути и способы решения задач, целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация их действий и меры стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, стимулирования, создания благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждений).

Отдельная организация детей играет важную роль в структурировании повседневной повестки дня. Если есть подходящие внешние и внутренние пространства, сами дети организуют свою деятельность небольшими группами или для себя. Внимательная посещаемость педагогов позволяет им принимать эти действия детей и поощрять их и распространять подходящие стимулы.

Детям необходимо определенное расписание, чтобы помочь им ориентироваться. Однако им необходимо предоставить место и возможности - с точки зрения участия и саморегуляции - участвовать в построении временной структуры. Когда расписание создается таким образом, дети узнают, что их потребности и вопросы принимаются и могут совместно решать и совместно создавать эту временную структуру. В расписании можно ориентироваться в соответствии с фиксированными точками, которые организационно обусловлены. Другие ориентиры будут результатом целого ряда мероприятий для конкретных групп.

Планирование позволяет осуществлять совокупность мер по реализации задач, стоящих перед системой дошкольного образования в каждый конкретный период.

Планирование базируется на принципе системного подхода, который предполагает диалектическое единство и взаимосвязь цели и задач планирования, его структуры и содержания, методов планирования и организации его выполнения, взаимодействие планирования и организации его выполнения, взаимодействие планирований с другими функциями управления.

Здесь фиксированные точки фиксируются губернатором. Ритуализация также создает связь между различными временными интервалами дня. Открытость дневной программы используется детьми для. Чтобы развивать свои игры и обнаруживать процессы в более длительные периоды времени, им нужно время, чтобы сделать это; учитывать индивидуальные различия в состояниях, зависящих от состояния пациента и концентрации; поэтому они могут найти свой собственный ритм активности и мира. Задача губернатора состоит в том, чтобы регулярно анализировать, необходимы ли временные структуры и их значимость.

Сущность системного подхода к планированию в умении руководителя увидеть педагогическую систему в единстве всех направлений деятельности дошкольного учреждения.

В основу всей системы планирования работы должен быть положен программно-целевой метод. В условиях системы дошкольного образования это означает ориентацию всей деятельности на достижение окончательных целей -- всестороннее развитие и воспитание детей, успешную подготовку их к школе.

Восстанавливать структуры и открытость в течение дня

Наблюдение и анализ ситуации побудит ее найти сбалансированную взаимосвязь между индивидуальной организацией отдельных детей и структурой внешнего времени. Чтобы лучше развивать самоорганизацию детей в открытых формах работы и образовательных процессах, дети должны быть ознакомлены со всеми этими вариантами до поступления в дошкольные учреждения, а также в повседневную структуру ежедневной программы. Им нужен определенный этап адаптации, а не только социальные процессы разделения и построения новых отношений, но и новые возможности игры и работы в дошкольных учреждениях.

Реализация программно-целевого метода предполагает:

· определение доступной для работников четкой иерархии целей, задач мероприятий;

· система целей, главных и подчиненных задач, конкретных мероприятий должна отражать конкретизацию основных целевых программ и указаний органов народного образования;

· взаимосвязь между анализом итогов работы за предыдущий период и проектированием работы на следующий период;

Для достижения наилучшего развития и поддержки ребенка это не только желательно, но и должно рассматриваться в системном контексте, который поочередно влияет и формирует рамки образовательной работы ребенка. Семья и учреждения; различные учреждения, в которых ребенок живет в одно и то же время; разные люди, с которыми ребенок устанавливает отношения. Закон о правах ребенка и правах ребенка дает родителям право и обязанность воспитывать своих детей и обязывает родителей тесно сотрудничать со своими родителями.

Сотрудничество в учебно-воспитательной работе

Это влечет за собой обязательство перед дошкольными учреждениями укреплять компетентность родителей в области образования путем создания профессиональных полномочий. Согласуются с родителями в вопросах образования и обучения; учитывать совместимость семьи и профессии; сотрудничать и консультировать по вопросам профилактики. Родители и педагоги должны согласовать образовательные и образовательные цели, а также о сотрудничестве и определении задач семьи и учреждения.

· взаимосвязь между долгосрочными, перспективными и оперативными планами работы;

· субординированную взаимосвязь между планами работы отдела народного образования, дошкольного учреждения, отдельных служб и работников;

· четкое прогнозирование результатов в планируемый период;

· использование плана работы в качестве документа для оперативного регулирования работы (сроки, исполнители, содержание);

Обмен информацией и обмен информацией о биографическом опыте ребенка; конкретная жизненная ситуация, в том числе важные лица и учреждения, с которыми ребенок находится в контакте; языковая ситуация в семье и языковая ситуация в непосредственной близости; особые интересы и увлечения ребенка. Но есть также обратный поток информации. Например, родители участвуют в детской деятельности на объекте. Поэтому необходимо разработать формы представления детского труда, выходящие за рамки устного и письменного общения, и позволить родителям участвовать в том, что делают дети и что с ними происходит.

· минимальную затрату труда на планирование работы сотрудников дошкольного учреждения, использование современной техники планирования (двух координатные, графические планы), цветовой маркировки основными символами;

· возможность регулярного внесения коррективов.

Эффективность планирования достигается при соблюдении трех главных условий:

Сотрудничество с семьей и совместимостью

Этот взаимный обмен помогает понять конкретные интересы и интересы ребенка, формы их обработки, исполнения, а также их взгляд на мир. С одной стороны, родители должны участвовать в установлении и регулярной проверке часов работы, с другой стороны, необходимо согласовать планирование мероприятий и проектов детей с вариантами времени родителей. В конце концов, опыт родителей также может быть включен в работу объекта.

Сотрудничество в превентивной деятельности

Дети и семейные учреждения работают вместе, если это так. Для облегчения перехода детей между различными учреждениями; использовать семейные консультации, образование, помощь и поддержку в образовании; организовать мероприятие вместе; чтобы устранить страх родителей, которые боятся использовать некоторые профессиональные консультации. Учредитель и оборудование должны стремиться постоянно обновлять различные формы сотрудничества, чтобы создать самоочевидную непрерывность. Взаимное сотрудничество и обмен опытом и мнениями - не обязательно всегда одно и то же - между семьями, учреждениями и лицами, участвующими в образовании и образовании детей, являются важной основой для оптимальной поддержки детей.

· знание уровня, на котором находится работа дошкольного учреждения в момент планирования;

· четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята к концу планируемого периода;

· выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу дошкольного учреждения на новый уровень.

В практике работы системы дошкольного образования используются перспективные планы (пятилетние и годовые) и оперативные (месячные, недельные, ежедневные).

Сроки планирования определяются целями планирования. На основе пятилетнего плана составляется годовой. Годовые планы являются частью пятилетних планов и способствуют поэтапному их выполнению. Годовые планы конкретизируют, уточняют, дополняют соответствующий раздел пятилетнего плана, учитывая динамичность и особенности развития детского сада в предыдущем году.

План состоит из двух частей. Первая часть -- вводная.

В вводной части плана дается критический анализ достигнутого уровня развития дошкольного учреждения при осуществлении главной цели и основных задач. В этой части отличаются достижения в воспитательно-образовательной работе, освещаются недостатки и нерешенные вопросы в работе разных возрастных групп в выполнении программы воспитания детей. Анализируется состояние материальной базы, оснащения педагогического процесса и условий работы воспитателей при организации и осуществлении педагогического процесса.

На основе детального анализа итогов предшествующего периода выявляются причинно-следственные зависимости, первопричины недостатков, слабые звенья, на которые следует обратить внимание.

Для проведения анализа итогов учебного года необходимо, прежде всего, определить, на что должны быть направлены усилия руководителя в системе дошкольного образования, общественных организаций. Предметом анализа является воспитательно-образовательный процесс (его состояние) в течение учебного года.

Завершает анализ обобщение его результатов, а также ошибки и трудности в выполнении годового плана. Далее формулируются ведущие задачи работы коллектива на новый учебный год. При их определении нужно учитывать тип и вид дошкольного учреждения, общий уровень педагогического мастерства всего коллектива, сильные и слабые стороны каждого воспитателя, условия работы, материально-техническую базу. Должны также учитываться мероприятия, проводимые; отделом народного образования.

При планировании следует выделять те проблемные вопросы воспитания и обучения детей, которые требуют длительных усилий и слаженной работы педагогического коллектива.

Для изучения мнения воспитателей об актуальных направлениях работы в системе дошкольного образования на предстоящий период может быть использована анкета, включающая следующие вопросы:

1. Какие темы следует взять для обсуждения на педсоветах в новом учебном году?

2. В каких семинарах Вы хотели бы принять участие в новом учебном году?

3. По каким вопросам, интересующим Вас особенно, Вы хотели бы получить консультацию?

4. Какие открытые просмотры следует предусмотреть в плане работы на новый учебный год?

5. Укажите тему воспитательно-образовательной работы с детьми, интересующую Вас больше всего.

6. Какими разделами какой методики Вы владеете слабо?

7. Что необходимо учесть в работе с родителями?

8. Какие формы работы со стороны заведующего и воспитателя-методиста Вы считаете наиболее эффективными?

9. Какими методическими пособиями необходимо пополнить методкабинет в новом учебном году?

10. Какую тему по самообразованию Вы хотите взять на новый учебный год?

Данные опроса учитываются при разработке плана. Коллектив привлекается к проведению педагогического анализа работы за истекший период. Целесообразно намечать 2-3 задачи на год, так как их реализация требует большой организационной и методической работы заведующего.

Вторая часть -- мероприятия, которые будут проводиться в течение года. Они должны быть направлены на выполнение Программы воспитания в детском саду и на решение намеченных задач.

В плане работы системы дошкольного образования должно быть четко определено, какие опыт вопросы, на каком уровне и когда будут рассмотрены, как будет обобщен опыт работы и как организовано внедрение опыта. Эта часть плана состоит из следующих разделов:

1. Повышение социальной активности и деловой квалификации сотрудников: семинары, кружки, выставки, конференции, круглые столы на общественно-политические темы, встречи с интересными людьми; направление для учебы на курсы, семинары, методические объединения; самообразование.

2. Изучение работы воспитателей с детьми во всех видах деятельности, с пенями, школой и др.

3. Совет педагогов. Совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательно-образовательной работы, учения передового опыта. Одни темы педсовета повторяются каждый учебный (обсуждение плана работы на год, итоги работы за квартал, а год, организация летней оздоровительной кампании), другие намечаются вновь в соответствии с поставленными задачами. Эти темы должны быть актуальны для данного учреждений системы дошкольного образования.

Методическая работа: семинары-практикумы; консультации, коллективные просмотры педагогического процесса; изучение, обобщение и распространение передового опыта; организация наставничества, школ передового опыта, творческие отчеты воспитателей, разработка методических рекомендаций, диагностических схем, дидактических игр; оборудование и оснащение методического кабинета, помощь в самообразовании. В этом разделе следует наметить систематическую, индивидуальную помощь молодым педагогам, в соответствии с планом стажировки. Определить, чей опыт работы будет изучаться и по какой теме. В работе методического кабинета предусмотреть сроки оформления выставок по обобщению передового опыта, пополнение библиотеки, составление картотеки и др. Спланировать проведение этих и других форм методической работы -- значит создать надежные предпосылки для постоянного совершенствования. Необходимо планировать сроки подготовки аттестации воспитателей, организацию систематической помощи педагогам, получившим рекомендации в ходе аттестации.

Работа с родителями: пропаганда педагогических знаний; общие родительские собрания; групповые родительские собрания; занятия педагогического всеобуча родителей; дни открытых дверей; групповые консультации; наглядная пропаганда; изучение семейного опыта воспитания; работа с "трудными" семьями; заседания родительского комитета.

Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса; ремонт помещений; оформление выставок; базы учреждения и финансовое обеспечение; укрепление материально-технической базы; работа на территории детского сада; работа по охране жизни и здоровья детей; работа с обслуживающим персоналом; работа с общественностью; совещания при заведующем.

Руководитель выбирает форму отражения мероприятий в годовом плане по своему усмотрению.

Четкость плана проявляется в ясной постановке задач, конкретизирующих основные цели, являющихся этапами продвижения к этим целям, задач и сроков выполнения отдельных видов планируемой деятельности, в конкретности распределения исполнителей и ответственных за различные виды работ и разделы плана, в планомерность всей деятельности, в разработанности системы контроля за выполнением плана для оперативного руководства. В практике планирования утвердилась следующая форма:

К годовому плану прилагаются планы работы местного комитета детского учреждения, родительского комитета, медицинских работников, план совместной работы со школой по подготовке детей к обучению в школе, план летне-оздоровительной работы.

В настоящее время ведется активный поиск путей совершенствования планирования. Нам представляется интересной перспективно-календарная форма годового плана. Она конкретна и оперативна и исключает месячный план работы. Предлагаем схему такого плана.

На первой странице дается анализ работы учреждения и задачи, стоящие перед коллективом в новом учебном году.

На второй странице представлен кадровый состав, расстановка воспитателей и помощников воспитателей по группам, общественные поручения каждого на год.

Третья граница -- циклограмма важнейших мероприятий учреждений системы дошкольного образования на новый год.

Циклограмма -- это форма плана работы, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия. Эта форма плана фиксирует ритм работы дошкольного учреждения. В циклограммах обычно предусматривается день и час педсоветов и других коллективных мероприятий педагогов. Циклограммы лежат в основе сетевой формы планирования и являются своеобразной памяткой, облегчающей работу мысли.

Распределение основных видов административной, методической и хозяйственной работы в течение недели обеспечивает их регулярность, переходящую со временем в определенную традицию. Не должно быть такого явления, когда после месяца спокойной работы наступает неделя чрезмерной загруженности (педсовет, семинар, открытые занятия, оформление документации и др.). Это снижает педагогический эффект проводимых мероприятий и вызывает законное недовольство сотрудников.

Схема циклограммы регулярно проводимых мероприятий на учебный год

Мероприятия

Начиная с четвертой страницы, планируются мероприятия, необходимые для реализации задач. Они распределяются по месяцам. Для планирования на каждый месяц выделяются одна или несколько страниц.

Определение мероприятий в каждом месяце осуществляется в соответствии циклограммой. В плане предусмотрены разделы: повышение социальной активности и деловой квалификации кадров; управление педагогическим процессом; административно-хозяйственная работа.

Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексного целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа создается в дошкольном учреждении под реализацию проблем, которые нужно решать немедленно. Ядром программы является генеральная цель, декомпозированная на задачи, доведенная до каждого воспитателя и др. В структуру комплексной целевой программы должно входить:

· краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в плане учреждений дошкольного образования;

· генеральная цель;

· система задач (подцелей, доведенных до исполнителей);

· показатели, характеризующие успешность достижения цели;

· сроки, исполнители;

· информационное обеспечение управления процессом решения задач;

· контроль за ходом выполнения программы;

· текущий и итоговый анализ;

· регулирование.

Комплексные целевые программы лучше всего составлять в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе.

Современное планирование предполагает сочетание текстовых и графических компонентов. Включение в план графиков позволяет в значительной степени освободить заведующую от составления календарных планов на месяц.

В настоящее время графические и сетевые формы планирования получают все более широкое распространение. Они помогают наглядно представить весь объем работы на год, месяц и каждый день.

В практике управления дошкольным учреждением удобными признаны комбинации таблиц и графиков, известные под названием "графики Ганта". В первой графе слева перечисляются виды работ, люди (объекты планирования), а в первой горизонтальной строке указывается время в различных измерениях: годы, месяцы, дни и т.д.

При помощи плана-графика можно отразить какие мероприятия и когда будут проводиться. По горизонтали указывается плановые периоды -- месяцы (с сентября по август); по вертикали перечисляются организационные формы мероприятий; в клетках дата и тема мероприятия.

В виде плана-графика можно представить все виды работы, намеченные в этом плане: организационную, контроль, методическую, работу с родителями и др.

Формы работы в графическом плане могут быть обозначены цветными кружками; например, заседание педагогического совета отмечены кружками зеленого цвета, консультации -- красного, семинары -- синего; а в кружке имеется дата мероприятия.

В последнее время все большее распространение получает форма, в основу которой положен принцип календаризации. Содержание работы расписано по вертикальным столбцам. Они включают четыре недели каждого месяца. Такая форма планирования имеет ряд преимуществ. В таком плане исчезают никому ненужные призывы "добиваться", "повысить", "улучшить" и др. В него вписываются только конкретные дела и мероприятия. План нагляден, конкретен, оперативен.

В годовом плане-графике контроля указывается в каком месяце в какой группе, какой вид контроля следует проводить (тематический или фронтальный, выявление готовности к новому учебному году и другие виды контроля).

Исполнители, ответственные за мероприятия могут быть обозначены разными геометрическими фигурами; например, квадрат -- работу выполняет заведующий, треугольник -- старшая медсестра, ромб -- завхоз и т.д. Если в клетке обозначены две геометрические фигуры, это значит, что работу выполняют два лица.

Участие исполнителей в разных видах контроля может быть отражено в цвете. Например, фронтальный контроль со стороны заведующего -- квадрат синего цвета, тематический контроль -- зеленого, предупредительный -- желтого и т.д.

В месячном плане-графике указывается дата проведения контроля, группы и фамилии педагогов, вид контроля и форма его осуществления, где обсуждаются результаты.

В соответствующей клетке графика-сетки указывается дата, вид работ. Эта схема может быть использована для определения форм организации контроля (посещение занятия, изучение документации, детских работ, проведение проверочных занятий или бесед с детьми, проверка санитарного состояния и др.). Цвет клетки означает кем осуществляется контроль: начальником РУО, заведующим, воспитателем-методистом, профсоюзной организацией, старшей медицинской сестрой. График контроля заранее предупреждает воспитателей о сроках проверок определенным разделам программ и вопросам работы, что повышает качество воспитательно-образовательной работы с детьми. Сетевое планирование должно носить сквозной характер, т.е. весить относительно заданной конечной цели: быть комплексным, должны включать все разделы работы, влияющие на достижение конечной цели. Определение конечной цели должно быть четким, конкретным и полным. В основу сетевого планирования положены циклограммы. Коллективная работа над планом, осуществляемая под руководством заведующего, страхует его от субъективизма, создает высокий нравственно-психологический климат.

Опыт работы, накопленный в ряде дошкольных учреждений, позволяет рекомендовать такой метод планирования, при котором из числа педагогов и медицинского персонала создаются творческие группы в соответствии с количеством разделов плана, при этом очень важно учитывать способности и возможности каждого члена коллектива.

· создание творческих групп для разработки разделов плана, проведение инструктажа;

· организация поиска оптимального решения актуальных вопросов воспитания дошкольников, изучение участниками творческих групп документов Российского Правительства, нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, решений и приказов отделов народного образования; ознакомление с последними данными педагогической науки;

· планирования, анализа реализации плана за прошедший период, критическое рассмотрение причин, мешающих его своевременному и полному выполнению; определение целей и задач на предстоящий период; учет предложений, поступивших от воспитателей и других сотрудников детского родительского комитета;

· обсуждение первого варианта плана с руководителями дошкольного учреждения и общественных организаций, активом воспитателей;

· утверждение плана работы детского сада на заседании педагогического совета, собрании трудового коллектива.

Таким образом, планирование работы - сложный процесс, требующий затрат времени, координации усилий многих сотрудников дошкольного учреждения, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, он в значительной степени определяет действенность и результативность всей работы дошкольного учреждения.